Реферат по предмету "Экономика"


Роль государства в российской экономике

Курсовая работа
Рольгосударства в российской экономике
2010

 
Содержание
Введение
1. Исторические моментывлияния и роли государства в российской экономике
1.1 Роль государства вформировании и развитии западного капитализма
1.2 Целерациональные системыкапитализма
2. Место государства всовременной экономической системе (российский и зарубежный опыт)
2.1 Государство — этосубъект управления
2.2 Понятие общественногосектора и его структура
2.3 Принципы формированиясистемы органов государственного управления
2.4 Типы органовгосударственного управления
2.5 Распределениеэкономических функций по уровням государственного управления        
3. Роль государства всовременной российской экономике      
Заключение
Список использованнойлитературы
/> 

 />Введение
При переходе к рыночной экономике её главным регуляторомстановится рынок, который экономически, законами спроса и предложения,определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, егокачество, потребительские свойства, даёт импульс развитию научно-техническогопрогресса и в тоже время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентноспособноепроизводство. Рынок воздействует тем самым на интересы предпринимателей,заставляет их улучшать производство, качество товара. Конкуренцияпредпринимателей понуждает их снижать затраты на производство и соответственноцены. В этом смысле воздействие на экономику с помощью интереса оказываетсяболее существенным, нежели в условиях административно-командной системы, гдеглавным способом воздействия выступали директивные команды государственногоруководства хозяйства на основе планов, а экономические меры находились навтором месте. Надо сказать, что государственное всеобъемлющее руководствоэкономикой имеет в принципе большие возможности заставить производстворазвиваться в определённом направлении. Государство может способствоватьрешению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном направлении.Поворот к рынку в нашей стране поставил дилемму двух выборов: социалистическогопереустройства плановой экономике в сторону рынка на базе общественных формсобственности, или отказа от последних, глобальной приватизации и регресса ккапиталистической модели. Однако независимо от этого при любой рыночной моделивозникает вопрос о роли государства в экономике, необходимость его воздействияна хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях ипределах допустимого государственного вмешательства в неё.
Цель данной курсовой работы – исследовать роль государства врегулировании Российской экономики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Описатьисторические моменты влияния и роли государства в российской экономике;
2. Выявитьместо государства в современной экономической системе (российский и зарубежныйопыт);
3. Описатьроль государства в современной российской экономике.
Государство в современных условиях, как показывает опытразвитых индустриальных стран, все шире применяет прогнозирование,программирование и планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются итрадиционные средства: пошлины, налоги, преференции отечественнымпроизводителям, субсидирование ряда отраслей и т.д. Без этих рычаговрегулирования нельзя обеспечить структурную перестройку экономики, определитьприоритеты развития, выправить платежный баланс, сохранить на должном уровнеобороноспособность страны.

 1. Исторические моменты влияния и ролигосударства в российской экономике1.1 Роль государства в формировании и развитии западногокапитализма
Развитиекапитализма сопровождалось созданием множества мифов. Один из таких мифов былразвит либеральными мыслителями. Он обосновывал ограниченное, пассивное участиегосударства в экономической сфере. Классический либерализм XIX века отводилгосударству чисто служебные функции контроля над соблюдением законов и допускалнеобходимость насилия для их исполнения. Однако к началу XXI века — вопрекипроцессам глобализации и глокализации — роль государства заметно усилилась, а егофункции существенно разнообразились. На повестке дня стоит формирование сильныхгосударств, способных обеспечить суверенность и сохранить порядок в глобальноммире.
Фундаментомлиберального подхода была европейская концепция свободы. Европейское движениеза высвобождение человека от гнета церкви и феодалов блестяще завершилосьДекларацией прав человека, провозглашенной Французской революцией. Правагражданина теперь ставились выше прав общества, а дух свободы наконец-то нашелприют в душе свободной личности. Политическая свобода, право на свободноесамовыражение привели к функционально новому явлению — парламентскойдемократии, которая ассоциировалась с политической формой правления, адекватнойлиберальной идее. Свободы индивида реализовалась посредством «правовогогосударства». Отныне отношения между гражданами и государством складывались наоснове единой для обеих сторон правовой системы, которая ограничивала законом,как поведение граждан, так и власть государства над личностью. Положенный воснову исполнительной системы принцип «разделения властей» Шарля Луи Монтескьепозволял гражданам защищать себя в независимых судах. В итоге государствоперестало казаться воплощением метафизической силы, стоящей над людьми. Хотяфункция легитимного насилия была его важной характеристикой, государство всебольше и больше воспринималось как рациональный конструкт человеческого разума,а не противостоящая ему иррациональная сила.
Самуюмощную идейную поддержку либеральные идеи получили в лице идеологов свободногосаморегулирующегося рынка. Идея общественного прогресса постепенно сталаассоциироваться с количественным ростом материальных благ, который обеспечивалаактивно формировавшаяся капиталистическая экономика. При этом рыночнаяэкономика понималась как эволюционирующая естественным образом подсистемаобщества, которая наиболее эффективно развивается при отсутствии внешнихвоздействий. Как писал Джон Мейнард Кейнс: «Философская доктрина, логическиотрицающая право правительства на какое-либо вмешательство, равно как и вера вто, что ни в каком вмешательстве нет необходимости, были дополнены научнымидоказательствами нецелесообразности такого вмешательства»[1]. В конечном счете экономическийлиберализм свелся к трем догмам — свободного рынка труда, свободной торговли исвободного рынка финансов, в основу которого должен быть положен золотойстандарт.
Однако вреальной политике западных государств происходили события, прямопротивоположные академическим теориям[2].Либеральные правительства сотворили из этих трех догм подобие символа веры, носами вопреки либеральной теории участвовали в формировании свободных рынков.Карл Поланьи в связи с этим отмечает: «Дорога к свободному рынку была открыта иоставалась открытой благодаря громадному росту интервенционистских мер,беспрестанно организуемых и контролируемых из центра (курсив мой. — В.К.).Сделать «простую и естественную свободу» Адама Смита совместимой с требованиямичеловеческого общества оказалось весьма сложной задачей»[3]. Парадокс заключался в том, чтоэкономика laissez-faire сама была продуктом активной государственной политики.Однако теоретические положения либерализма предписывали государству минимальноевмешательство. В своей предыдущей статье в данном журнале я отмечал, чтостановление западного капитализма происходило отнюдь не эволюционным путем, а,напротив, при самых решительных мерах со стороны государства[4].
Экономическийкризис 1929 года подорвал веру Запада в непрерывность экономического прогресса,а работы Кейнса высвободили экономическую мысль из априорных рамок доктриныlaissez-faire. Как пишет английский историк экономической науки Марк Блауг,«мысль о том, что конкурентный процесс непрерывно толкает экономику кустойчивому состоянию полной занятости всякий раз, когда она отклоняется всторону недоиспользования своего капитального запаса, пронизывала всемакроэкономическое мышление до Кейнса. Действительно, она была настолькообщепризнанной, что зачастую скорее подразумевалась, чем открыто доказывалась. Некоторые полагали, что Кейнс не справился с теоретическимдоказательством, но даже они согласились, что его идея подтвердилась напрактике. В любом случае кейнсианская революция означала подлинный конецдоктрины laissez-faire»[5].Кейнс прозорливо подметил, что философские взгляды XVI-XVII веков, давшиеобоснование нарождавшемуся европейскому индивидуализму, не могли более служитьоснованием для построения экономического знания в XX веке. Его критика принципаlaissez-faire была критикой социального философа, жившего в начале XX века ивидевшего реалии, в которых требование коллективного действия приобреталоособую актуальность. Выводы Кейнса получили блестящее подтверждение в «Новомкурсе» Франклина Делано Рузвельта.
Получившийобразование в Кембридже, воспитанный на неоклассических идеях Альфреда Маршаллаи его школы, Кейнс попытался преодолеть чисто теоретический подход к экономикеи взглянуть на нее как на источник социальных трансформаций. По всей видимости,идеи Карла Маркса и социализма толкали его к внутреннему пересмотру основныхпринципов и предположений экономического знания, а практика социалистическогостроительства, с которой он был знаком не понаслышке[6], заставляла искать теоретическуюальтернативу этой, по существу, государственной форме капитализма, несвободногоот насилия и стремившегося к социальной однородности.
Для Кейнсаверное или неверное поведение агентов в рыночной экономике определено факторомневедения. Неведение пронизывает все мотивы участников экономического процесса.«Надо помнить, что человеческие решения, поскольку они воздействуют на будущее- в личных, политических или экономических делах, не могут полагаться настрогие математически обоснованные предположения, поскольку отсутствует базадля их обоснования. Именно наша врожденная жажда деятельности есть та сила,которая движет миром; рациональная половина нашего «я» занимается, как умеет,отбором альтернатив, рассчитывает там, где можно, однако она нередкооказывается во власти наших капризов, настроений и желаний попытать счастья»[7].
Егоконцепция неведения и неопределенности, положенная в основание теории, вела комногим следствиям, в частности, она меняла понимание природы социальногопорядка и представления о структуре общества. Получалось, что социальныйпорядок выстраивается из совокупности случайных факторов, а не вследствиенатуралистически понятых «законов общественного развития». Социальные мирыКейнса и либералов в этом пункте существенно отличаются. Именно благодарятакому отличию теория Кейнса смогла допустить широкомасштабный сбой в работекапиталистического механизма, в частности неполную трудовую занятость. Но ксбою приводили не механические причины, а действия тех социальных норм иправил, которыми регулируется социальный порядок. В момент сбоя и необходимовмешательство государства, которое может оперативно изменить правила игры междубизнесом и государством. Данная теория не была апологетической по отношению ккапитализму, но пыталась сохранить последний новыми методами, подобно тому, какпозже его спасал Франклин Делано Рузвельт.
РаботаФридриха Хайека «Дорога к рабству», появившаяся в Англии в 1944 году инеожиданно для автора сделавшая его сразу же известным, напоминала западныминтеллектуалам об опасности увлечения идеями социального и экономическогопланирования. Она отражала широкие дискуссии 20-30-х годов о роли государства вэкономике и о централизованном планировании в социалистическом государстве,которые Хайек вел с Людвигом фон Мизесом и другими теоретиками. Хайекподчеркивал, что он попытался прояснить свою изначальную интуицию о связиполитического развития Германии, Италии и России с их экономической политикойтого времени и указать на границы централизованного контроля над экономическойдеятельностью. Позиция Хайека представляет интерес, поскольку она как бызавершает определенный этап теоретического рассмотрения вопроса о ролигосударства в экономической деятельности. Он сформулировал два аргумента противучастия государства в экономической деятельности, которые не потеряли своейактуальности и по сей день. По мнению Хайека, Кейнс в трактовках ролигосударства и правительства в экономике исходил из допущения, что они действуютв интересах общества и никакие корыстные и эгоистические человеческиепроявления не могут повлиять на этот процесс. С одной стороны, государствопредставало у него неким высокоморальным рационалистом, обладающим всейполнотой информации, необходимой для принятия эффективных решений. А с другойстороны, рациональные расчеты индивидуальной деятельности у Кейнса всегдаограничены неопределенностью по поводу будущей выгоды. Соответственноаргументация Хайека состояла в том, что нельзя преувеличивать рациональностьправительственных структур. Им так же свойственно неведение относительнобудущего, как и индивиду или фирме. Никакая централизованно собираемаяинформация не может обеспечить принятие предсказуемого (на достаточнодлительный период) решения. Хайек в отличие от Кейнса готов признать рольгосударства, но только как временную. В перспективе же для эффективноработающей экономики все формы планирования должны быть устранены. Ведьпланирование исходит из того, что государство знает наилучший способ размещенияресурсов. Но тогда «вопрос о наилучшем способе использования знания, изначальнорассеянного среди множества людей, или, что то же самое, о построенииэффективной экономической системы, является по крайней мере одним из главных идля экономической политики»[8].Никакие эксперты и никакая техника не могут справиться с этой задачей. Этоможет сделать только сам индивид. Теоретической инновацией Хайека явилосьнаделение хозяйствующего индивида «знанием особых условий времени и места»,которые дают ему преимущество перед всеми в принятии правильных решений[9]. «Проблема, таким образом, нискольконе решается тем, что мы способны показать, что вся совокупность фактов, если быони были известны какому-то одному уму, предопределяла бы единственностьрешения. Вместо этого мы должны показать, как решение достигается путемвзаимодействия людей, каждый из которых обладает лишь частичным знанием (курсивмой. — В.К.)»[10].
Можнопредположить, что в историческом контексте предвоенных, военных и послевоенныхлет не так-то легко было отважиться на теоретическое обоснование необходимогоучастия государства в создании и функционировании капиталистической экономики.Практика принудительного труда, которая существовала даже в Англии, практикапланирования, ассоциировавшаяся с тоталитарными режимами, были негативным фономдля теоретических инноваций и для развития многих идей Кейнса. Поэтому в своейпозитивной программе Хайек возвращается снова к знакомым и апробированнымсхемам свободы и индивидуализма. Экономическая теория лишь прикрывалакосметикой старую либеральную идею, не затрагивая ее сути. Однако сложившаяся ввоенное время практика усиления роли государства в экономико-хозяйственнойдеятельности никогда не ослабевала ни в странах социализма, ни на Западе, хотяона в них со временем приобрела разные векторы развития.
Такимобразом, к середине XX века либеральный проект, не оставлявший местагосударству в регулировании экономики, опиравшийся на мощную поддержку состороны экономистов, ими же стал разрушаться изнутри. Саморегулирующийся рынок- основная догма либерализма — предстал как абстракция, годная лишь дляидеальных условий бескризисного капитализма. В реальности государство выступалонеобходимым элементом хозяйственной жизни, позволяющим экономике уйти отсистемных кризисов. Хотя аргументация Хайека и австрийской школы всегданапоминает о сложности в установлении границ государственной и плановойэкономик, уже к концу ХХ века ведущие политологи стали говорить о необходимостисильного государства как важного фактора для национальных экономик ипозитивного фактора для всего мирового сообщества в целом. В этом смыслесимптоматично звучит один из выводов в книге Френсиса Фукуямы «Сильноегосударство»: «Для отдельных обществ и для мирового сообщества уничтожениегосударства — это прелюдия не к утопии, а к катастрофе»[11]. 1.2 Целерациональные системы капитализма
Государствопри капитализме обладает множеством функций, не имеющих отношения к экономике.Однако экономический рост — безусловно, одна из главных забот государства.Поэтому без усилий государства экономический либерализм не мог бы появиться. ВРоссии 90-х годов либерализм в экономике вообще стал возможен только потому,что неолибералы стояли у власти.
Как мыпоказали, в XIX веке — веке торжества либерализма — государство через стандартыобразования формировало человека для экономики, способствовало его превращениюв «экономического человека», находя затем, что этот человек — удобный«строительный материал» для любого социального преобразования. «Экономическийчеловек» становился «модульным человеком», универсальным, способным кдеятельности любого рода. Государство участвовало также в формировании нацийкак основы развития национального и международного капитализма. Наконец,проводимая все это время государствами Запада реформа по созданию рыночнойэкономики в XIX веке воплотилась в формы классического капитализма.
В XX веке государствокорректировало результаты возвышения экономики, подъема системы техники итехнократии, само при этом попадая под рационализирующее воздействие техникидаже больше, чем в свое время — под влияние экономики. Государство становилосьизобретателем социальных технологий для поддержания своего господства внутристраны. Оно было вынуждено предотвращать социальные и другие системные риски,вероятность которых стремительно возрастала, и отвечать на вызовы глобализации,которые разрушали Вестфальскую систему.
В условияхглобализации забота государства, с одной стороны, — самосохранение и адаптацияк появлению многих негосударственных политических акторов, к угрозамоднополярного доминирования в глобальном мире; с другой стороны, — обеспечениероста национальных экономик и поддержания их конкурентоспособности в глобальнойэкономике.
Рольгосударства никогда не была полностью целерациональной. Однако, говоря словамиПушкина, государство продолжает оставаться «единственным европейцем» вдинамично меняющемся мире в том случае, когда само не теряет качествцивилизованности.

 2. Место государства в современной экономической системе(российский и зарубежный опыт)2.1 Государство – это субъект управления
Вопрос оместе и роли государства в современной экономике является одним из центральныхкак в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению даннойпроблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. Содной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительноминимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряднаучных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства врыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабахгосударственного регулирования очень сложно. В истории разных стран былипериоды превалирования как первой, так и второй точки зрения.
Особоеместо государства в системе общественных институтов определяется тем, чтогосударство – это субъект управления, который обеспечивает организацию ифункционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая какпредставитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования ивзаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за ихсоблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом,обладающим законным правом принуждения[12].Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушениядействующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательнуюформу. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъектхозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятийосуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числерыночных).
Место ироль государства в экономической теории и на практике обычно рассматриваютсяисходя их его взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимостьгосударственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которыхрезультат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения обществав целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономикупризнается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или необеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественныхинтересов. Такие ситуации именуются “провалами” рынка. Обычно к их числуотносятся:
1. Принятиезаконодательства и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения правсобственности и договорных обязательств;
2. Предоставлениетак называемых “общественных благ”, распределения ресурсов для их производства.Для общественных благ характерны два свойства:
· во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за правовоспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей неснижает полезности, которая достается каждому из них;
· во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельногопотребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообщеневозможно.
Характернымпримером общественного блага является национальная оборона, выгоды от которойдостаются каждому члену общества независимо ни от размера уплаченных им налоговв бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либодругих факторов. Свойства общественных благ таковы, что их производствоявляется коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно егообеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство;
3. Наличие внешнихэффектов частной предпринимательской деятельности. Примером внешних эффектовможет служить загрязнение окружающей среды. Загрязнение влечет за собойдополнительные издержки для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни,росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения наприлегающей территории. Однако, с точки зрения предприятия строительствоочистных сооружений означает непроизводительные затраты, и проведениеспециальных природоохранных мероприятий возможно только при применениирегулирующих мер со стороны государства;
4. Несовершеннаяконкуренция и информационная асимметрия. Тенденция к повышению уровняконцентрации производства объективно присуща рыночной системе. Поскольку рыноксам по себе не может ограничить процесс возникновения монополий, задача егорегулирования возлагается на государственных структуры;
5. Перераспределенияв целях обеспечения социально-экономической справедливости. Рыночноераспределение доходов может порождать большее социальное неравенство, чем этожелательно для общества. Следовательно, задачей государственного регулированияявляется обеспечение достойного уровня жизни для тех слоев населения, которыеимеют недостаточные доходы в рамках рыночной системы или не имеют их вообще(например, для пенсионеров и инвалидов);
6. Регулированиеобщеэкономического равновесия, предотвращение резких циклических изменений вэкономике страны.
Масштабыгосударственного регулирования зависят не только от объективных факторов, ониопределяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже влиберальных странах влияние государства на экономику широко и не ограничиваетсякомпенсацией традиционных провалов рынка[13].
Следуетотметить, что неэффективность присуща не только рыночным механизмам, но игосударственному вмешательству в экономику. Расширение регулирующих функцийгосударства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного пределанегативно сказывается на экономической ситуации. К числу подобных “провалов”государственного сектора относятся: неполная информированность государствао реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего, на микроуровне);искажающее воздействие государственного воздействия на рыночные процессы;бюрократизация процесса принятия решений, ограниченный контроль над бюрократиейи недостаточный уровень ответственности чиновников; ограничения, связанные с политическимпроцессом; неполный учет общественных приоритетов и др.
Расширениегосударственного регулирования экономики оправдано до тех пор, пока егоиздержки не превышают потери, возникающие вследствие “провалов” рынка. Размерыгосударственного сектора должны соответствовать спросу на общественные блага,масштабам внешних эффектов, а также реальным возможностям государства поуправлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкоеопределение границ между государственным и рыночным секторами экономики[14]./> 2.2 Понятие общественного сектора и егоструктура
Всовременной экономической науке наряду с понятием “государство” широкоиспользуется понятие “общественный сектор”. Данные категории не тождественны,но тесно взаимосвязаны друг с другом.
Общественныйсектор экономики – это сфера деятельности,ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социальнозначимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием изначительной мере пересекается с государством[15].В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды иорганизации, государственные предприятия и другие объекты госсобственности.Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства,ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить кобщественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукциякоторых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности иисключаемости.
Помимоназванных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятсянегосударственные некоммерческие организации (ННО). Сектор некоммерческихорганизаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, являетсяважным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют своюдеятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли.Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организациимогут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижениеуставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственныхявляется то, что они создаются на добровольных началах и функционируютнезависимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью передпотребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям можетпередаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.
/>Существуют различные способы оценки масштабов общественногосектора и степени его воздействия на экономику. Наиболее простой ираспространенный метод заключается в изучении показателей, публикуемыхнациональной статистикой. К их числу относятся: объем доходов и расходовгосударственного бюджета в абсолютном выражении и его соотношение с основнымимакроэкономическими показателями (например, с валовым внутренним продуктом — ВВП);численность государственных служащих, их распределение по уровням и структурамуправления; размеры государственной собственности; удельный вес государственныхпредприятий в основных показателя отраслей экономики; число некоммерческих организацийи ряд других показателей[16].
В самомобщем виде масштабы и динамику государственного регулирования в различныхстранах мира характеризуют следующие таблицы:
Таблица 1
Удельныйвес доходов консолидированного бюджета в ВВП различных стран мира в 2004-2008гг.(%)  2004 2005 2006 2007 2008 Россия 28,4 28,7 25,1 25,5 28,7 Великобритания 35,4 35,8 37,1 36,4 ... Германия 32,1 31,9 31,6 ... ... Италия 41,9 45,1 41,3 41,1 ... Франция 40,9 42,5 ... ... ... Швейцария 26,0 26,7 27,9 27,5 ... Швеция 37,8 41,5 39,2 39,9 ... Китай 6,7 6,6 7,0 7,9 ... Республика Корея 19,1 20,3 21,5 21,8 ... Турция 18,2 21,9 23,6 23,9 27,8 ЮАР 25,2 26,3 27,6 28,4 27,5 Бразилия 16,7 24,5 25,9 ... ... Канада 20,6 21,7 21,7 21,9 21,7 Мексика 15,2 14,5 12,7 13,5 14,6 США 19,7 20,3 20,7 20,7 21,5 Австралия 22,7 24,1 24,0 24,2 ...
Масштабыгосударственного влияния на экономику в разных странах различны. Если в Китаедоходы консолидированного бюджета не превышают 8% от ВВП, то в таких странах,как Швеция, Франция и Италия этот показатель находится в районе 40%. Вотдельные годы доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, в разных странах былаеще выше.
Масштабыгосударственной собственности в различных отраслях экономики также существенноотличаются. Например, для таких стран, как Великобритания, Франция и Германии,характерен в среднем достаточно высокий удельный вес предприятийгосударственной собственности в промышленности. Напротив, в Японии и США долягосударственных предприятий почти во всех отраслях промышленного производстване превышает 25%.
Таблица 2
Среднегодовыетемпы прироста доходов и расходов консолидированного бюджета различных странмира(в номинальном выражении, процентов)  2004-2005 2006 2007 2008 Доходы Расходы Доходы Расходы Доходы Расходы Доходы Расходы Великобритания 6,64 2,02 10,00 2,61 2,82 4,46 ... ... Германия 1,58 0,84 2,31 0,33 ... ... ... ... Испания 6,13 1,70 ... ... ... ... ... ... Италия 9,43 4,11 -4,46 -3,76 2,80 -0,54 ... ... Нидерланды 5,32 7,27 ... ... ... ... ... ... Финляндия 4,68 -4,44 9,71 3,17 ... ... ... ... Франция 4,94 1,83 ... ... ... ... ... ... Швейцария 2,45 3,07 6,75 0,00 0,94 1,92 ... ... Швеция 8,10 -2,82 -1,19 -2,95 7,10 5,28 ... ... Индия 11,80 11,66 8,00 12,42 15,80 17,57 20,77 14,22 Иран 23,20 27,46 -10,19 15,43 67,56 32,59 20,62 20,08 Китай 12,15 10,39 12,78 21,43 16,91 21,89 ... ... Республика Корея 12,96 17,28 3,81 15,05 10,40 13,68 ... ... Турция 111,94 125,45 99,98 94,28 56,48 75,32 78,86 66,28 ЮАР 14,21 10,52 12,78 9,31 11,33 8,52 6,19 7,44 Бразилия 40,44 45,97 11,27 11,19 ... ... ... ... Канада 7,03 -2,61 3,70 4,89 7,14 4,15 7,62 5,47 Мексика 28,26 30,84 6,54 10,55 26,79 26,79 27,58 24,46 США 7,80 3,08 7,63 2,06 5,65 2,94 10,64 5,27 Австралия 8,82 2,74 5,19 -5,26 7,04 13,49 ... ...
В Россииудельный вес промышленных предприятий государственной формы собственности вобъеме производства составляет около 8%. С середины 2006 года этот показательсократился более чем на 1,5 процентных пункта. Государственные предприятияимеют наибольшую долю в объеме промышленной продукции таких отраслей, какмашиностроение и металлообработка (18,4% в 2008 г.), промышленностьстроительных материалов (11,3%) и электроэнергетика (10,7%). Более подробнаяинформация об экономической роли государственной собственности в российскойпромышленности представлена в следующей таблице.
Размер общественногосектора в экономике определяется соотношением тех выгод и издержек, которыесвязаны с его функционированием. К числу получаемых обществом выгод относятся:компенсация “провалов” рынка, сглаживание циклического развития экономики,достижение большей социальной стабильности за счет выравнивания доходов граждани др. Издержки – это повышение уровня налогообложения, расширение бюрократии ирост расходов на содержание государственного аппарата, влияние политическойконъюнктуры на принятие экономических решений и т.п.
В разныхстранах периодически проводятся административные реформы, имеющие цельюсокращение государственного аппарата и оптимизацию его структуры. Однако,мировой опыт свидетельствует о том, что общественный сектор объективно имееттенденцию к расширению. Причинами этого являются:
1. наличиеи масштабы провалов рынка. С развитием экономики возникают новые видыдеятельности, в которых рынок сам по себе не может функционировать эффективно(например, защита прав интеллектуальной собственности). Как следствие,появляются новые задачи и функции государственного регулирования, что вызываетрасширение общественного сектора;
2. циклыполитической конъюнктуры. Динамика общественного сектора связана с процессомподготовки к очередным выборам в органы государственной власти. Стремясьрасширить число своих избирателей, правящие политические силы увеличиваютрасходы социального характера, которые затем крайне трудно поддаютсясокращению;
3. перераспределительныепрограммы. Проблема повышения уровня жизни продолжает оставаться актуальной нетолько для бедных стран мира, но и для экономически развитых государств.Категории населения, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себедостойный уровень дохода в рамках рыночной системы, зависят от трансфертов,получаемых от общественного сектора. Политические силы, выступающие заперераспределительные программы, находят поддержку среди таких избирателей.Выигрыш от роста государственных расходов, как правило, более очевиден ипроявляется быстрее, чем положительный эффект от их снижения. Поэтому стимулы красширению перераспределительных программ более сильны, чем к его сокращению
4. интересыбюрократии. В теории показывается, что любая бюрократическая организациястремится к расширению своей деятельности. Интересы государственных учрежденийзаключаются в повышении объема подконтрольных им ресурсов (в том числе бюджетныхрасходов) и, таким образом, напрямую связаны с ростом общественного сектора.
Позитивныеи негативные последствия расширения общественного сектора проявляютсяпо-разному. Если позитивные результаты возникают достаточно быстро и вполнечетко персонифицированы, но негативные тенденции менее очевидны и накапливаютсяв течение длительного периода времени. В итоге, если государство не принимаетспециальных программ ограничения общественного сектора, он имеет тенденцию красширению[17]./> 2.3 Принципы формирования системыорганов государственного управления
Еслирассматривать понятие “государство” в узком смысле, не включая в него другиеэлементы общественного сектора, то в качестве управляющей подсистемы будетвыступать система органов государственного управления. Принципы и формы ееорганизации могут быть очень разнообразны. В мировой практике известныразличные модели функционирования системы государственного управления,применение которых в отдельной стране может быть эффективным только с учетомнациональной специфики, политических, исторических условий и др.
Основнымифакторами, определяющими построение системы органов государственногоуправления, являются:
1. формаправления, принятая в данном государстве. В зависимости от формы правлениягосударства подразделяются на монархии и республики.
Монархия – это форма правления, прикоторой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху(королю, императору, султану и т.п.); как правило, глава государства получаетпост по наследству. Выделяется две разновидности монархии: абсолютная иконституционная.
Отличительнымпризнаком абсолютной монархии является то, что онапредполагает почтинеограниченную власть главы государства. Правительство и другие органы властипри данной форме правления ответственны лишь перед монархом; парламент либоимеет ограниченные полномочия, представляя собой совещательный орган, либовообще отсутствует.
Конституционнаямонархия – формаправления, при которой власть монарха ограничена конституцией. Приконституционной монархии законодательная власть принадлежит парламенту, аисполнительную власть осуществляет правительство. Можно также выделить двеформы конституционной монархии – дуалистическую и парламентарную. В дуалистическоймонархии глава государства сохраняет за собой обширные властные полномочия.Напротив, в парламентарной монархии функции монарха носят в большей степениноминальный характер; ведущая роль в системе органов государственной властипринадлежит парламенту, перед которым ответственно правительство.
В отличиеот монархии, в республике источником власти является не одно лицо, анародное собрание. Высшие органы государственной власти республики либоизбираются гражданами, либо создаются общенациональными органами представительнойвласти (парламентом). Выделяются следующие разновидности республик:президентская, парламентарная и полупрезидентская (смешанная).
Президентскаяреспублика характеризуется тем, что в нейпрезидент юридически и фактически является главой государства и исполнительнойвласти. Правительство ответственно перед президентом, который также назначает иувольняет членов правительства. Президент имеет право на созыв внеочереднойсессии парламента, ему предоставлено право роспуска парламента и назначения досрочныхпарламентских выборов. Президент имеет право на законодательную инициативу иправо вето на законы, принятые парламентом. По должности президент являетсяверховным главнокомандующим вооруженными силами страны.
В парламентарнойреспублике ведущая роль в системе органов государственной власти принадлежитпарламенту, который формирует правительство и избирает президента. Президент неявляется главой правительства. Он также не вправе по собственному усмотрениюуволить главу исполнительной власти. Правительство при данной системеответственно только перед парламентом, который вправе уволить правительство вотставку, выразив ему вотум недоверия. Президент имеет право на законодательнуюинициативу, согласованную с правительством.
Для полупрезидентскойреспублики характерно сочетание элементов, присущих обеим названным выше формамреспубликанского правления. Обычно в полупрезидентской республике президентизбирается на всеобщих выборах и реально наделен широкими полномочиями. Однако,правительство формируется парламентским путем и несет ответственность как передпарламентом, так и перед президентом.
2. организационноеустройство государства. Данный критерий основан на распределении властныхполномочий между центром и территориальными единицами государства. С точкизрения организационного устройства выделяются унитарные, федеративные иконфедеративные государства.
Унитарное государство — это единая, политически однородная организация.Государство объединяет административно-территориальные единицы, которые собственнойгосударственности не имеют. Все государственные органы составляют единуюсистему, действуют на основе одних, т.е. единых правовых норм.
Федеративное государство представляет собой объединение относительносамостоятельных государственных образований, именуемых субъектами федерации. Науровне федерации действует единая конституция, устанавливается единоегражданство, денежная система и др. Федеральное законодательство имеетприоритет перед региональным. Конституция закрепляет общие принципы распределенияполномочий между центром и субъектами федерации, которые являютсясамостоятельными только в пределах закрепленной за ними компетенции. Субъектыне имеют индивидуального суверенитета и права одностороннего выхода изгосударства. Однако, они обладают собственной конституцией, а также формируютсистему законодательных, исполнительных и судебных органов.
Конфедеративное государство — это постоянный союзсамостоятельных государств, объединенных для осуществления конкретныхсовместных целей. Члены конфедерации полностью сохраняют государственныйсуверенитет, передавая в компетенцию центральных органов власти ограниченноечисло вопросов, обычно связанных с национальной обороной, внешней политикой,созданием и развитием инфраструктуры и др.
Всоответствии с Конституцией Российская Федерация является демократическимфедеративным правовым государством с республиканской формой правления.Единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.Народ осуществляет свою власть непосредственно путем участия в выборах илиреферендумах, а также через органы государственной власти и местногосамоуправления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека игражданина является обязанностью государства.
Россияотносится к федеративному типу государственного устройства и состоит из 89равноправных субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей,городов федерального значения, автономной области, автономных округов.Федеративное устройство страны основано на ее государственной целостности, единствесистемы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочиймежду федеральными и региональными органами власти[18]. /> 2.4 Типы органов государственногоуправления
В процессеобщественного развития происходит усложнение задач, решаемых системойгосударственной власти. Это требует создания сложной структуры органовуправления, определения круга их полномочий и организации взаимодействия.
Общимипринципами формирования системы органов государственного управления являютсяединство системы государственной власти, ее иерархичность и разделение властей.Принцип разделения властей предусматривает выделение трех видов органовуправления: законодательных, исполнительных и судебных. При этом органы,относящиеся к каждой из ветвей власти, являются самостоятельными.
Всоответствии с Конституцией государственную власть в Российской Федерацииосуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации иГосударственная Дума), Правительство и суды РФ.
ВРоссийской Федерации главой государства является Президент. Он выступаетгарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимаетмеры по охране суверенитета России, ее независимости и государственнойцелостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействиеорганов государственной власти. Президент как глава государства представляетРоссийскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, в соответствиис Конституцией и федеральным законодательством определяет основные направлениявнутренней и внешней политики государства.
Президентизбирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного ипрямого избирательного права при тайном голосовании. На эту должность можетбыть избран только гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 35 лет,постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может заниматьдолжность Президента более двух сроков подряд.
ФедеральноеСобрание (парламент) является представительным изаконодательным органом Российской Федерации, состоит из двух палат — СоветаФедерации и Государственной Думы.
В СоветФедерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному отзаконодательного и исполнительного органов государственной власти. Член СоветаФедерации — представитель от законодательного органа власти субъекта федерацииизбирается данным органом на срок его полномочий. Представитель отисполнительного органа назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (илируководителем высшего исполнительного органа власти субъекта федерации) такжена срок его полномочий.
ГосударственнаяДума состоит из 450 депутатов, из которых половина избирается поодномандатным избирательным округам (по принципу “один округ — один депутат”) иполовина — пропорционально числу голосов, поданных за федеральные спискикандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями и избирательнымиблоками
Федеральныезаконы принимаются Государственной Думой, после чего в передаются нарассмотрение Совета Федерации. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.При этом проекты законов о введении или отмене налогов, освобождении от ихуплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательствгосударства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы за счет федеральногобюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства.Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые ГосударственнойДумой законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов;финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежнойэмиссии; ратификации и денонсации международных договоров России; статуса изащиты государственной границы РФ; войны и мира.
Принятыйфедеральный закон направляется Президенту для подписания и обнародования.Официальное провозглашение (обнародование) закона, принятого парламентом, такжеименуется промульгацией (от лат. promulgatio — объявление, обнародование). Вразличных странах, в том числе в России это право принадлежит президенту какглаве государства.
Наиболеесложную структуру имеет система органов исполнительной ветви власти. Вразных странах мира существуют значительные различия как в количестве органовисполнительной власти, так и в распределении их полномочий.
Исполнительнуювласть в Российской Федерации осуществляет Правительство. Правительствоявляется высшим коллегиальным органом исполнительной власти. В мировой практикеоно обычно именуется Советом министров или Кабинетом министров, хотявстречаются и другие названия. Например, в Швейцарии правительство официальноназывается Федеральным советом, а в странах Северной Европы, таких какНорвегии, Финляндии и Швеции, — Государственным советом.
РоссийскойПравительство состоит из Председателя Правительства, заместителей ПредседателяПравительства РФ и федеральных министров. К полномочиям Правительстваотносятся:
а)разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета,обеспечение его исполнения;
б)обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики,государственной политики в области культуры, науки, образования,здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
в)управление федеральной собственностью;
г)обеспечение обороны страны, государственной безопасности, реализация внешнейполитики Российской Федерации;
д)обеспечение законности, прав и свобод граждан, охрана собственности иобщественного порядка, борьба с преступностью; и ряд других полномочий.
Системаорганов исполнительной власти также включает министерства, которые формируютсядля осуществления государственного управления в наиболее важныхсоциально-экономических и политических сферах. Министерства формируются поотраслевому принципу, они осуществляют выработку государственной политики икоординацию деятельность других органов исполнительной власти в соответствующейсфере. Важность министерств подчеркивается тем, что их главы по должностивходят в состав правительства. В республиканских государствах парламентскогоили полупрезидентского типа число министерств обычно больше, чем впрезидентских республиках, что связано с большей децентрализацией системыуправления.
Помимоминистерств, в структуре исполнительной власти выделяется широкий кругорганизаций, обобщенно именуемых “ведомствами”. Ведомства осуществляютгосударственное управление в тех сферах, которые не входят в компетенциюминистерств. Они могут осуществлять свою деятельности либо как самостоятельныеучреждения, либо при соответствующем министерстве. В силу большого разнообразияфункций, выполняемых ведомствами, провести их единую классификацию достаточносложно. Однако, в целом можно выделить следующие типы ведомств:
· службы — это органы исполнительнойвласти, оказывающие услуги, связанные с реализацией властных полномочийгосударства и финансируемые исключительно за счет государственного бюджета илизаконодательно установленных обязательных платежей хозяйствующих субъектов инаселения. К данному типу ведомств в России на федеральном уровне относятсяФедеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная архивнаяслужба, Федеральная служба геодезии и картографии, Федеральная служба пофинансовому оздоровлению и банкротству, Федеральная служба охраны и некоторыедругие органы;
· агентства — органы, которые оказываютгосударственные услуги как за счет бюджетных средств, так и на коммерческойоснове. В России можно выделить следующие примеры федеральных агентств:Российское авиационно-космическое агентство, Российское агентство по системамуправления, Российское агентство по судостроению, Российское агентство попатентам и товарным знакам и другие;
· надзоры – органы, которые реализуютконтрольные функции государства по отношению к хозяйствующим субъектам инаселению. Так, в РФ существуют Федеральный надзор по ядерной и радиационнойбезопасности и Федеральный горный и промышленный надзор.
Судебнаявласть осуществляется посредствомконституционного, гражданского, административного и уголовногосудопроизводства. Правосудие в Российской Федерации осуществляется толькосудом, который независим от других ветвей власти. Судьи подчиняются толькоКонституции и федеральному законодательству, они также обладаютнеприкосновенностью.
КонституционныйСуд состоит из 19 судей. К его полномочиям относится разрешение дел осоответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативныхактов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства;конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоровмежду органами государственной власти; не вступивших в силу международныхдоговоров России. Конституционный Суд также разрешает споры о компетенции междуорганами государственной власти.
ВерховныйСуд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным,административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Оносуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросамсудебной практики.
ВысшийАрбитражный Суд — это высший судебный органпо разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражнымисудами[19].

/>/>/> 2.5 Распределение экономических функций по уровнямгосударственного управления
 
Современныегосударства имеют многоуровневую структуру. В мировой практике наиболеераспространена трехуровневая структура государственного управления, включающаяфедеральный, региональный и местный уровни. Как правило, на всех уровняхформируются самостоятельные органы законодательной и исполнительной власти.
Различныеуровни государственной власти имеют собственный круг полномочий, закрепленный взаконодательстве страны. Отношения разных уровней власти носят конкурентныйхарактер, и распределение полномочий между ними определяется темипреимуществами, которые имеет каждый из уровней. С одной стороны, центральныевласти имеют лучшую информационную базу для принятия решений, могут привлекатьнаиболее квалифицированных специалистов, аккумулировать значительные финансовыеи материальные ресурсы, представлять страну на международной арене. С другойстороны, региональные и местные органы власти лучше знают традиции иособенности конкретной территории, ее природные ресурсы, состояниепредпринимательской деятельности, интересы и потребности местного населения.
Исходя изэтого, можно говорить о следующих принципах распределения экономических функцийпо уровням государственного управления. Правовая функция реализуется на всехуровнях, хотя и имеет свою специфику. Законы и другие нормативные акты,принимаемые центральной властью, действуют на всей территории страны и имеютприоритет перед региональными и местными. Региональные и местные органы властимогут принимать свои законы, которые действуют только на соответствующейтерритории. Нормативные документы нижестоящих уровней власти не должныпротиворечить общенациональному законодательству, это является важнейшимпринципом целостности государства.
Функцияраспределения также свойственна различным уровнямвласти — и центральному, и региональному. Центральные власти должныобеспечивать производство тех благ, которые значимы для общества в целом(например, национальная оборона, единая энергетическая и транспортная система,общенациональный средства массовой информации). На региональном и местномуровне должны производиться локальные блага, относящиеся только к даннойтерритории, с учетом потребностей и предпочтений местного населения.
Определитьнаиболее эффективные формы перераспределения доходов, вести учет получателей трансфертови оценить возникающие побочные эффекты можно только обладая очень детальнойинформацией. Поэтому большую часть перераспределительных программ целесообразноосуществлять на местном уровне, где легче наладить контроль за доходами граждани учет контингента нуждающихся. С другой стороны, эта функция частичнореализуется и на общенациональном уровне — например, в форме перераспределениядоходов между регионами с использованием системы межбюджетных отношений.
Наконец, стабилизационнаяфункция относится к полномочиям центральных органов власти. Регулироватьстабильность денежного обращения можно только на общенациональном уровне,поскольку денежная система едина для страны в целом. Рынки товаров, услуг,факторов производства также выходят за пределы отдельных регионов. Политика всфере национальной безопасности и международных отношений может проводитьсятолько на уровне центра. Наконец, важным фактором устойчивого развития страныявляется поддержание нормальных экономических связей между ее регионами,преодоление регионального сепаратизма, что также относится к компетенциицентральных властей.
ВРоссийской Федерации разграничение полномочий между различными уровнямигосударственного управления закреплено в Конституции. В соответствии с ней к предметамведения федерального центра отнесены:
· принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов,контроль за их соблюдением;
· федеративное устройство и территория страны;
· регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;гражданство в Российской Федерации;
· формирование федеральных органов государственной власти;
· управление федеральной государственной собственностью;
· установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное,кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
· федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы;
· федеральные энергетические системы, ядерная энергетика,федеральные транспорт, информация и связь; деятельность в космосе;
· внешняя политика и международные отношения, международные договорыРоссийской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения;
· оборона и безопасность; оборонное производство;
· определение статуса и защита государственной границы России;
· судоустройство; прокуратура; уголовное и гражданскоезаконодательство; амнистия и помилование;
· стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтерский учет; и ряддругих вопросов.
Такжеустановлены предметы совместного ведения центра и субъектов РоссийскойФедерации, к числу которых относятся:
· обеспечение соответствия регионального законодательстваКонституции и федеральным законам;
· защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законностии правопорядка; режим пограничных зон;
· вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;
· разграничение государственной собственности;
· природопользование и охрана окружающей среды; охрана памятников историии культуры;
· общие вопросы образования, науки, культуры, физической культуры испорта;
· координация вопросов здравоохранения, социальная защита населения;
· меры по борьбе с чрезвычайными ситуациями;
· установление общих принципов налогообложения в РФ;
· административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное,лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
· координация международных и внешнеэкономических связей субъектовРФ; и некоторые другие вопросы.
Повопросам, не относящимся к предметам ведения федерального центра илисовместного ведения центра и регионов, субъекты Российской Федерации обладаютвсей полнотой государственной власти.

 3. Роль государства в современной российской экономике
Рольчастного бизнеса в экономической жизни страны стремительно сокращается всепоследние годы, с тревогой констатируют специалисты. Еще три года назад, поданным Минфина, половина российской экономики либо принадлежала государству,либо непосредственно контролировалась им. Сегодня, уверяют специалисты, этадоля выросла как минимум до 70%. На этом фоне вполне органично выглядитпрограммная идея «Единой России» возродить государственное планирование.Возвращаются, впрочем, не только старые идеи, но и старые лозунги – министрфинансов Алексей Кудрин пообещал за 20 лет обогнать США.
Многиеэкономисты и политики сразу же откликнулись на то, что правительство сноваберет на вооружение лозунг «Догнать и перегнать». Как отмечают серьезныеаналитики, дело не во вреде или пользе лозунгов как таковых, а в средствахдостижения поставленных целей. Исходя из этого, маячащее на горизонте введениеэкономического планирования видится куда более конкретной и далеко идущейзадачей.
В новойпрограмме «Единой России» уже значится и такая цель, как «жестко ограничитьтарифы естественных монополий и цены на энергоносители, установить уголовнуюответственность за их завышение». За внешним популизмом явно просматриваетсянамерение довести процесс государственного проникновения в экономику дологического завершения. И сделать для этого необходимо в общем-то совсемнемного: де-факто наша экономика уже полностью контролируется государством.
Последниесобытия наглядно показали, что и во вполне мирное время можно в два счетаоперативно перекрыть все транспортное и почтовое сообщение, легко запретитьсвободное движение денег, а при желании и перекрыть подачу газа иэлектроэнергии. А ведь речь идет о жизненно важных для российской экономикиотраслях – энергетике, транспорте, связи, банковской сфере, в которых, какоказалось, роль бизнеса чисто формальна, поскольку судить о выгодности тех илииных решений может только государство.
Наращиваниеего присутствия в экономике естественно сопровождается параллельнымсворачиванием приватизационных процессов. Долгожданное разгосударствление такихкрупных предприятий, как «Аэрофлот» и «Связьинвест», ожидалось уже в будущемгоду.
Государствопока еще слишком серьезно участвует в бизнесе. Если собрать все компании, вкоторых государство имеет более 50%, то выяснится, что половина российскойэкономики находится в руках государства или под государственным контролем.Однако в последующие годы тенденции мобильности государства не только неукротились, но усилились. В его фактическое владение попали ЮКОС и «Сибнефть»,значительно расширил свое влияние «Газпром», под контроль взяты ВАЗ и часть«Силовых машин». И это только видимая верхушка айсберга. И если в 2003 годугосударственная доля в экономике составляла 50%, то сегодня (учитывая доходнационализированных предприятий) никак не меньше 70%.
Оценитьстепень участия государства в российской экономике сложно в конкретныхколичественных показателях, но очевидно, что за последние 5 лет оно существенновыросло и продолжает увеличиваться. То, что государство тормозит приватизацию ипытается усиливать свое влияние, свидетельствует о полном непонимании основныхэкономических законов. Ведь известно, что государство как менеджер значительноменее эффективно по всем известной причине, заключающейся в отсутствиимотивации[20].
Примеров,подтверждающих этот тезис, множество. Напомним самые характерные.«Юганскнефтегаз», перейдя фактически в собственность государства, тут жесократил рентабельность с 40,84% до 29,85 по прибыли до уплаты налогов.«Газпром» купил компанию «Сибнефть», и ее добыча на базовых месторожденияхстала падать: по прогнозам от 33 млн. тонн в 2005 году останется 17,3 млн. в2010-м, даже если «Газпром» будет инвестировать в год на 600–700 млн. долларовбольше, чем прежний частный владелец.
Прямоевладение акциями компаний – это не единственная форма вмешательства вэкономику. «Сегодня государство де-факто контролирует весь рынок, ведь в нашейстране нет действительно гарантированной частной собственности. Вместо нее унас, как в екатерининские времена, право на владение, которого можно легколишиться по воле феодала.
Еще в 2002году тогдашний советник президента России Андрей Илларионов обращал внимание напостоянный рост доли государственного сектора в производимом ВВП. По егоданным, за 2001 год доля нерыночного сектора экономики увеличилась с 45 до47,6% ВВП. В 2003 году тревогу по поводу роста госсектора выражал министрфинансов Алексей Кудрин, по данным которого половина нашей экономики находиласьтогда в руках государства или под его контролем. В последующие годы главаМинфина напоминал о продолжающемся увеличении доли госсектора в российскойэкономике и усиливающемся вмешательстве государства в работу рыночныхмеханизмов. Как отмечает министр, действия госчиновников зачастуюнеквалифицированны и даже противозаконны. По его словам, на властные структурыприходится до 90% нарушений антимонопольного законодательства, столько же нарынке страховых услуг, 76% нарушений – на рынке банковских услуг и 50% – нарынке других финансовых услуг. И в последнее время положение толькоусугубляется. По данным главы ФАС Игоря Артемьева, за последние три года числонарушений со стороны органов власти выросло в пять раз.
Сейчас всписках так называемых стратегических предприятий и отраслей России находитсяболее 1 тыс. компаний, многие из которых, по оценке Минфина, неизвестно кактуда попали. Совокупная выручка за 2005 год 10 крупнейших госкомпаний составиласвыше 20% ВВП. Для сравнения: Великобритания еще в 1970-х годах добиласьснижения доли государственных компаний в ВВП с 12% до 2%[21].
/>Заключение
Подводя итоги настоящей работе, можно сделать вывод, чтовоздействие государства на экономические процессы базируется на сочетаниирыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняеттакие функции, как обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей;стимулирование повышения ими качества продукции, снижения издержекпроизводства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.
Под концепцией социально-экономического развития РоссийскойФедерации понимается система представлений о стратегических целях и приоритетахсоциально-экономической политики государства, важнейших направлениях исредствах их реализации.
В России созданы материальные, технологические и социальныеосновы индустриального общества. Таким образом, стратегическая цель развитияэкономики страны — постепенное преобразование ее в постиндустриальное обществона основе внедрения передовых технологий, резкого возрастания выпускакачественной продукции, перехода от товаропроизводящей к наукоемкой экономике,ввода элементов рационального контроля над технологическими и социальнымиизменениями, увеличения численности занятых в сфере услуг, повышения качестважизни.
Концепция развития экономики разрабатывается как надолгосрочную, так и на среднесрочную перспективу. В ней конкретизируютсяварианты социально-экономического развития страны, определяются возможные целиэтого развития, а также пути и средства достижения целей. Элементы концепцииосвещаются в одном из разделов послания, с которым Президент РоссийскойФедерации ежегодно обращается к Федеральному Собранию. В нем характеризуетсясостояние экономики страны, формируются и обосновываются стратегические цели иприоритеты социально-экономической политики государства, направления ихреализации, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, а такжеприводятся целевые макроэкономические показатели, характеризующиесоциально-экономическое развитие на среднесрочную перспективу.
Государственное программирование позволяет предвидетьперспективы развития, предоставляет информацию предприятиям, компаниям онамерениях государства, является координирующим звеном для всех других формрегулирования. Программирование придает рынку более целенаправленное развитие.
При программно-целевом подходе обеспечивается концентрацияресурсов, достижение конечных результатов, потребностей. С его помощью решаютсяосновные проблемы экономического, социального и научно-технического развития,имеющие важное хозяйственное значение и, как правило, межотраслевой илимежрегиональный характер. Программирование является достаточно жестким методомвоздействия на процессы воспроизводства и, следовательно, применяется в техслучаях, когда использование других методов регулирования не может принеститребуемых результатов[22].
/>Список использованнойлитературы
1.  Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: Логос,2005. – С. 753
2.  Белоусов Р. Слом или реформа планирования?//Плановое хозяйство. –2001. — №1.
3.  Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. С. 607.
4.  Валлерстайн И. После либерализма. М., 2003. С. 216-233.
5.  Вышеславцев Б.П. Имманентное зло индустриализма и проблемахозяйственной демократии // Кризис индустриальной культуры. Избранные сочинения.М., 2006. С. 547-564.
6.  Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник длявузов / Под общ. Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. идр. – М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2009. – С. 433
7.  Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики ипредприятия: правовые проблемы. – М.: Логос, 2005. –С. 43
8.  Гурвич Э. Послевоенная Америка. — М.: Госсоцэкономиздат, 2005. — 479 с.
9.  Гайдар Е.- Государственная нагрузка на экономику. Вопросыэкономики. 2004г, №9. — С. 132
10. Жуков С. Роль государства в сотворении «южнокорейскогочуда»//Российский экономический журнал. – 2003. — № 5. — с. 98–104.
11. Журавлев С. Государственное регулирование экономики в переходныйпериод//Экономист. – 2008. — № 5. — с. 28–38.
12. Иванов И. Планирование и прогнозирование//Плановое хозяйство. –2001. — №3.
13. Ионов М. Роль государства в экономике – М. 2008.- С. 765
14. Йохансен Л. Очерки макроэкономического планирования/пер. с англ. В2-х томах. Т.2. – М.: Прогресс, 2002. — 472 с.
15. Казанцев С.В. Программа социально-экономического развития РФ насреднесрочную перспективу (2005-2008г.г.). ЭКО, 2008г, №12. –С. 57-60
16. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории – М. 2001.
17. Кейнс Дж.М. Конец laissez-faire // Истоки. М., 2001. С. 262.
18. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег // Классикаэкономической жизни: Сочинения. М., 2000. С. 610.
19. Клейнер Г., Д. Петросян, А. Беченов. Еще раз о роли государства игосударственного сектора в экономике. «Вопросы экономики». 2004г, №4.– С. 76
20. Колпаков В.А. Генезис зрелых форм капитализма, национализма инации. Даже при глобализации капитализм имеет национальные формы //Политический класс. 2007. №4 (28). С. 86-95.
21. Кэмпбелл Р. МАККОНЕЛ, Стенли Л. БРЮ, Экономикс – М. 2002.
22. Лившиц В.И. Экономическая теория: Макроэкономика: Учебноепособие.- Томск: Изд. ТПУ, 2004. – С. 342
23. Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. — М.:2001. — 272 с.
24. Лузин С.П., Павлов К.В. Соотношение государственных и рыночныхметодов экономического регулирования в условиях переходного периода. — Апатиты,Изд. КНЦ РАН, 2003. — 178 с.
25. Налоговая Система ЛР. Lietiskas informacijas dienests, 2003 gads.
26. Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономическиеистоки нашего времени. СПб., 2002. С. 152-182.
27. Поланьи К. О вере в экономический детерминизм»// Неформальнаяэкономика. Россия и мир. Ред. Т.Шанин. М., 1999. С. 506.
/>28. Популярная экономика. Основные принципы и понятия. / Пер. с англ.ООО «Мир книги». – М.: Мир книги, 2009.
29. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулированияэкономики. — М.: Наука, 2009. — 200 с.
30. Фукуяма Ф. Сильное государство. Управление и мировой порядок в XXIвеке. М., 2006. С. 198.
31. Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». М., 2007. С. 84.
32. Хавина С.А. Основные тенденции развития государственногорегулирования экономики за рубежом и в России. В сб. «Государственноерегулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория ипрактика)». Институт экономики РАН. — М.: 2003, с. 16–55.
33. Эльянов А. Государство и развитие. / Мировая экономика имеждународные отношения. 2005. –С. 765


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Деятельность адвокатов в Древнем Риме
Реферат Особенности работы терапевтических групп в традиции ТА
Реферат Облік та контроль розрахунків за виплатами на соціальні заходи в ДП НДГ "Україна" ЖНАЕУ Черняхівського району Житомирської області
Реферат Особенности выставочной деятельности компании-экспонента
Реферат Диагностика организационного поведения персонала в организации
Реферат Mikhail Gorbachev Essay Research Paper Mikhail Gorbachev
Реферат Формування інформаційного пакету спеціальності "Облік і аудит"
Реферат SIMILARITIES AND DIFFERENCES AMONG ALLNEWS CABLE NETWORKS
Реферат Апология рабовладения на Юге США в первой половине XIX века
Реферат Mideival Cooking Essay Research Paper Cooking in
Реферат Power Essay Research Paper Children play king
Реферат ОГД руда все лекции по руде
Реферат Державній бюджет України
Реферат Если разобрать компьютер (Доклад)
Реферат Why Did The Soviet Union Colla Essay