Содержание
Введение
1. Строительный комплекс страны
2. Роль строительства в развитии экономики ипроизводственных сил общества
2.1 Значение строительства вразвитии производственных сил общества и экономики
2.2 Регулирование строительной отрасли в стране
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Экономика страны состоит из ряда отраслей, которые взависимости от характера выполняемых ими функций относятся к отраслям,производящим товары (промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.),либо к отраслям экономики, оказывающим рыночные и нерыночные услуги.
За годы экономических реформ в отрасли произошлизначительные преобразования.
Сформировался принципиально новый механизм государственногоуправления, который заключается, прежде всего, в регулировании государствоминвестиционной деятельности в сфере строительства, а не в административномуправлении организациями и предприятиями. Изучение данной темы являетсяактуальным, поскольку строительная отрасль относится к числу наиболееприоритетных и во многом определяет решение социальных, экономических итехнических задач развития всей экономики страны.
В субъектах Российской Федерации развитие производственныхмощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций должно бытьэкономически обосновано с учетом изучения спроса на них, оптимального использованияимеющейся сырьевой базы отрасли, попутно добываемых продуктов и отходов другихотраслей промышленности.
Одновременно должны решаться задачи совершенствованиянормативно-технической базы, гармонизации отечественных стандартов и нормативовс зарубежными.
Изучение данной темы является актуальным, поскольку строительнаяотрасль относится к числу наиболее приоритетных и во многом определяет решениесоциальных, экономических и технических задач развития всей экономики страны.
Целью данной работы является изучение роли строительногокомплекса в развитии производственных сил общества.
Таким образом, к основным задачам работы можно отнестиследующие:
изучение сущности и особенностей строительного комплексаРоссии;
выявление значения строительства в развитии производственныхсил общества и экономике в целом;
изучение особенностей регулирования строительного комплексав стране.
1. Строительный комплекс страны
Строительство включает в себя следующие виды деятельности: подготовкастроительного участка; строительство зданий и сооружений; монтаж инженерногооборудования зданий и сооружений; отделочные работы.
Строительный комплекс представляет собой совокупностьпроизводств и организаций, характеризующихся тесными и устойчивымиэкономическими, организационными и технологическими связями для полученияконечного результата — обеспечения воспроизводства основных фондов народногохозяйства.
В составе строительного комплекса можно выделить 5 групппредприятий и организаций:
1 группа — постоянно действующие строительно-монтажныеорганизации и предприятия строительной индустрии;
2 группа — предприятия, поставляющие для строительствапредметы труда (предприятия машиностроения, металлообрабатывающая,деревообрабатывающая промышленность и т.п.);
3 группа — предприятия, поставляющие средства труда (строительноеи дорожное машиностроение, производство оборудования для предприятийстроительной индустрии и т.п.);
4 группа — предприятия инфраструктуры строительства (предприятияпо ремонту машин, организации материально-технического обеспечения; специализированныетранспортные предприятия; научно-исследовательские и проектные организации построительству; учреждения по подготовке специальных кадров и т.п.);
5 группа — организации, осуществляющие управление строительством(министерства, управления, департаменты и т.д.).
Из перечня видно, что строительный комплекс шире понятиястроительной отрасли1.
К строительству относят и промышленность строительныхматериалов. Тогда оно выступает в качестве строительного комплекса. Интегральнойхарактеристикой результатов строительной деятельности служит объемстроительно-монтажных работ, исчисляемый в стоимостном выражении, анатуральными показателями — ввод в действие производственных мощностей,объектов жилищного и социально-культурного строительства. Функционированиестроительства самым непосредственным образом связано с характером и масштабамиинвестиционной деятельности, поскольку строительно-монтажные работы составляютоколо половины инвестиций в основной капитал.
В число строительных организаций включаются юридические лицавсех форм собственности (предприятия), зарегистрированные и получившие лицензиюна строительную деятельность, выполнявшие работы по договорам строительногоподряда или государственному контракту, заключаемым с заказчиками. Аналогичноопределяется численность проектно-изыскательских организаций.
В настоящее время продолжает сохраняться неравномерноераспределение объемов работ по территории Российской Федерации: по-прежнемубольшие объемы работ выполняются в Центральном, Уральском, Приволжскомфедеральных округах. Однако в Дальневосточном, Сибирском федеральных округахони весьма скромны.
К 2010 году социально-экономические и научно-техническиецелевые ориентиры развития строительного комплекса достигнут следующего уровня:
темпы роста инвестиций в основной капитал за счет всехисточников финансирования — 8-10 процентов в год;
удельный вес строительно-монтажных работ в составе инвестицийсоставит более 45 процентов;
темпы роста строительно-монтажных работ по договорамстроительного подряда — 6-8 процентов;
ввод в действие жилых домов всех форм собственности — около60 млн. кв. метров;
темп роста объемов производства строительных материалов — 6-8процентов;
доля предприятий, производящих инновационную продукцию, вобщем количестве предприятий промышленности строительных материалов — 12-15процентов;
доля предприятий, производящих инновационную продукцию, вобщем числе строительных организаций — 8-10 процентов;
объем экспорта отечественных строительных материалов в общемобъеме производства — 8-10 процентов;
доля импортных строительных материалов в среднем по отрасли- 4-5 процентов;
среднегодовое сокращение численности занятых в строительствев результате роста производительности труда, интенсификации производства,научно-технического прогресса и модернизации инфраструктуры — не менее 3-4процентов, в промышленности строительных материалов и конструкций — 6-7процентов.
2. Роль строительства вразвитии экономики и производственных сил общества2.1 Значение строительства в развитиипроизводственных сил общества и экономики
В целях сбора и систематизации информации, государственногорегулирования экономического развития общественного производства всепроизводства и сферы деятельности группируются по отраслям. Единыйклассификатор отраслей общественного производства РФ насчитывает 24 отрасли, втом числе “строительство” — третье по количеству занятых работников (послепромышленности и сельского хозяйства) в отрасли. Её назначение возводить новыездания и сооружения для всех отраслей материального производства, заниматьсяреконструкцией, расширением и капитальным ремонтом существующих. Удельный весстроительства в валовом внутреннем продукте РФ в 2007 году составил 7.3%2
Капитальное строительство — совокупность всех видовдеятельности, обеспечивающая осуществление инвестиционного процесса отпредпроектной стадии до ввода объекта в эксплуатацию. В состав этой отрасливходят организации, выполняющие строительные и монтажные работы по возведениюновых зданий, сооружений и других объектов народного хозяйства, расширению,техническому перевооружению и реконструкции действующих предприятий,проектно-изыскательские организации, обслуживающие строительство, также иорганы управления, (министерства, ведомства и т.д.).
Сложность изучения экономических аспектов строительствазаключается в многообразии организационных и хозяйственных форм процессастроительного производства, большом количестве участников, имеющих различныефункциональные цели и задачи, существенной зависимости процесса строительногопроизводства от естественных природных условий. В процессе строительногопроизводства участвуют инвестор — заказчик — проектировщик — подрядчик — специализированные строительные организации. Кроме этих непосредственных участниковстроительного процесса в создании строительной продукции участвуют десяткизаводов-изготовителей технологического оборудования, строительных машин иматериалов. В связи с таким большим числом участников можно утверждать, чтопроцесс строительного производства формируется под влиянием большого количестваорганизационных факторов. Преобразование системы управления, совершенствованиееё означает, в первую очередь, изменение организационных отношений и,соответственно, организационных форм управления.
Конкретная цель строительства на современном этапеопределена его внешней средой (народным хозяйством в целом) — ввод объектов вэксплуатацию в нормативные сроки с надлежащим качеством при минимальнойстоимости. Поэтому с очевидной остротой возникает вопрос о надлежащемуправлении капитальным строительством — сознательном его государственномрегулировании в целях повышения его эффективности, ускорениянаучно-технического прогресса и роста производительности труда в отрасли,улучшения качества продукции и обеспечения тем самым динамичного, планомерногои пропорционального развития строительной отрасли.
Это означает, что строительство обеспечивает условия дляпроизводительного использования средств и орудий труда других отраслей, создаётусловия для полноценного отдыха, здорового быта народа.
То, что мы называем отраслью капитального строительства,включает в себя главным образом подрядные строительные организации со всеми ихкадрами, зданиями и сооружениями, техникой и транспортом и предприятиямистроительной индустрии.
Строительство могут вести и те, кому нужны результатыстроительного труда (предприятия, которые строят для себя), и те, кто берёт насебя обязательство построить для кого-то (берёт подряд). В зависимости от этогостроительство называют ведущимся хозяйственным или подрядным способом.
Подрядное строительство ведётся профессиональнымистроительными организациями, насыщенными техникой, несущими юридическуюответственность за сроки и качество строительства. Таким способом в РоссийскойФедерации ведётся 75%3 всегообъема строительства, в Республике Башкортостан — 87%. Хозяйственный способстроительства позволяет заказчику сэкономить на разработке проектно-сметнойдокументации, т.к любой предприниматель работает, чтобы получить прибыль. Нохозяйственный способ заставляет рисковать качеством строительства.
Продукцией строительства являются полностью законченные ипринятые заказчиком объекты.
Строительство, в отличие от других отраслей, обладает рядомособенностей, делящихся на 3 группы и определяемых:
техническими особенностями строительной продукции;
особенностями строительного производства;
организационно-экономическими особенностями отрасли.
Влияние каждой из этих особенностей на экономикустроительства сводится к следующему:
Влияние технических особенностей строительной продукции наэкономику строительства:
Неподвижность строительной продукции приводит к необходимостипередвижного характера работы исполнителей строительных работ. В строительствеперемещаются люди и орудия труда, а не предметы труда как в промышленности. Появляетсянеобходимость в дополнительных расходах на временные сооружения и т.п.
Большие размеры продукции, их сложность и многодетальность,материалоёмкость определяют высокую удельную стоимость материалов и конструкций(до 50-60% общих затрат).
Строительная продукция капиталоёмка — требует большихкапиталовложений. Отсюда важность обоснования этих затрат, высокая ролькредитов среди источников финансирования строительства.
Индивидуальный характер возводимых объектов определяетособенности ценообразования на строительную продукцию.
Длительный срок службы зданий и сооружений определяетвысокий уровень морального износа строительной продукции.
Влияние особенностей строительного производства на экономикустроительства:
Длительность строительного цикла определяет образованиебольших размеров незавершённого производства, появление финансовых расчётов заэтапы и комплексы работ, необходимость страхования от стихийных бедствий и т.п.
Строительные работы большей частью производятся на открытомвоздухе, что вызывает появление “сезонности", имеющей следствием,например, зимнее удорожание и др.
Разбросанность строительных объектов и передвижной характерисполнителей строительных работ определяет высокий удельный вес в структуреосновных фондов строительства, транспортной техники; специфическиеконструктивные особенности строительной техники; необходимость иметь большоеколичество временных или передвижных сооружений.
Ход строительства очень сильно зависит от местных условий: развитиясети дорог, наличия близко расположенных предприятий по производству материалови конструкций и т.п. Даже одинаковые объекты возводятся по-разному в разныхрегионах и даже в районах одного региона.
Строители не только строят, они обязаны и освоить созданныемощности (запустить АТС, завод и т.д.).
Влияние организационно-экономических особенностейстроительства на экономику:
Строительство осуществляется “на заказ" и очень редкона продажу. В этом отношении строительство до сих пор остаётся ремеслом.
В строительстве одного объекта участвуют много предприятий,что вызывает создание особых организационных форм в управлении строительством (генподрядчики,подрядчики, заказчики и т.п.).
Конструктивная сложность строительных объектов имногообразие хозяйственных связей строительства с другими отраслями выражаетсяв необходимости использования тысяч видов материалов, конструкций и услуг другихотраслей.
Степень освоения территории во многом определяет затраты настроительство, т.к. дополнительные расходы (на инфраструктуру) могут превышатьсобственно строительные затраты в несколько раз.
Необходимость комплексного строительства промышленных объектовопределяется невозможностью функционирования, например, промышленных зданий безскладского хозяйства, инженерных сетей и т.п.
И, наконец, строителю приходится учитывать и знатьтехнологические особенности тех отраслей, для которых ведётся строительство.2.2 Регулирование строительной отрасли в стране
На федеральном уровне строительный комплекс можнорассматривать как совокупность производственных, функциональных иинституциональных структур. Строительный комплекс обретает конкретноесодержание и экономическое наполнение только на региональном уровне. Общегосударственный(федеральный строительный комплекс может быть представлен как совокупностьлокальных, региональных комплексов. При этом каждый региональный строительныйкомплекс характеризуется определенной уникальностью процессов своегоформирования, функционирования и развития.
В существующих условиях хозяйствования в России состояние — строительногокомплекса оказывает серьезное влияние на работоспособность всех сфер экономикии жизнедеятельность населения, социально-экономическое развитие региона.
В настоящее время управление строительством в Россиирассматривается не как иерархическая структура взаимоподчиняющихся организацийотрасли строительства, а как система управления строительной деятельности прирегулирующей роли этой деятельности со стороны государственных органовуправления.
Государственное регулирование строительной деятельности — специфическаяфункция управления, призванная объединить государственные (общественные) ичастные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) внациональной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием наоснове прогнозирования, стратегического планирования, бюджетногофинансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия нарынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости.
/>
Рисунок 1 — Структура государственных органов управлениястроительной деятельностью4.
Происходящие в строительной сфере в последние годы процессыотличаются особым динамизмом, что свидетельствует о необходимости поиска новой,более приемлемой управленческой модели. Существенный импульс решению этойпроблемы дало реформирование федеральных органов исполнительной власти,проводимое в соответствии с указами Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 `Осистеме и структуре федеральных органов исполнительной власти` и от 20.05.2004г. N649 `Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти`. Принятасистема управления, которая схематично выглядит следующим образом: федеральныеминистерства — федеральные службы — федеральные агентства. Госстрой Россиипреобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальномухозяйству (Росстрой) согласно соответствующему постановлению ПравительстваРоссийской Федерации от 16.06.2004 г. N 286. Таким образом, на федеральномуровне управление строительной отраслью значительно видоизменилось иприблизилось к хозяйствующим субъектам, поскольку федеральные агентстваявляются `низовым` звеном в федеральном эшелоне органов исполнительной власти5.
Правительство РФ является высшим государственным органом поруководству промышленностью и строительством. Министерство экономическогоразвития и торговли осуществляет формирование инвестиционных программстроительного комплекса за счет централизованных источников финансирования6.
Функции государственного управления реализуются, какправило, в известных организационно-правовых формах, в которых компетенциягосударственных органов обретает свое предметное содержание7. Формы государственного управления — этоотработанные практикой устойчивые способы фиксации функциональной организации исовокупности оптимальных приемов и методов, с помощью которых государстводостигает поставленных целей.
Для преодоления кризиса в строительном комплексе следуетувеличить значимость административных методов регулирования, усилитьстимулирующую роль бюджетно-налоговой системы и кредитной политики, создатьдейственный механизм конкуренции на рынке подрядных работ при проведении единойтехнической политики и рекомендаций в области ценообразования8.
Заключение
Строительный комплекс — это совокупность производств иорганизаций, характеризующихся тесными и устойчивыми экономическими,организационными и технологическими связями для получения конечного результата- обеспечения воспроизводства основных фондов народного хозяйства.
Строительство включает в себя следующие виды деятельности: подготовкастроительного участка;
строительство зданий и сооружений; монтаж инженерногооборудования зданий и сооружений;
отделочные работы.
Сложность изучения экономических аспектов строительствазаключается в многообразии организационных и хозяйственных форм процессастроительного производства, большом количестве участников, имеющих различныефункциональные цели и задачи, существенной зависимости процесса строительногопроизводства от естественных природных условий.
Можно сделать вывод, что строительство обеспечивает условиядля производительного использования средств и орудий труда других отраслей,создаёт условия для полноценного отдыха, здорового быта народа.
Можно сделать вывод, что строительный комплекс относится кчислу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных,экономических и технических задач развития всей экономики России.
Ведущая роль строительного комплекса в достижениистратегических целей развития общества определяется тем, что конечныерезультаты достигаются путем осуществления инвестиционно — строительныхпрограмм и проектов на федеральном и региональном уровнях.
Особенности реформирования строительного комплекса странысвязаны в первую очередь с сильнейшей неравномерностью развития регионов РФ, а,следовательно, с региональной спецификой управления и установлением отношениймежду федеральным центром и регионами.
Список использованной литературы
1. Игошин Н.В. Инвестиции — М.: Юнити, 2005. — 378 с.
2. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в2005-2007 гг. Госкомстат РБ. 2007. — 41с.
3. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности вРоссийской Федерации в 2007 году. Федер. Служба гос. Стат. 2007. — 36 с.
4. Тимофеев А.А. Формирование эффективной системы управленияинвестиционно-строительным комплексом в регионе в современных условиях: Дисс:. канд.экон. наук — М., 2003. — 218 с.
5. Чистов Л.М. Экономика строительства. -С. Пб.: Питер, 2006. — 256с.
6. Дерябина Я. Системный анализ государственного управления инвестиционнойсферой // Инвестиции в России. — 2003. — N9. — С.11-21
7. Екимова К.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ // Журнал«Проблемы современной экономики» N 3 (19)
8. Иванов А.В. Реформирование федеральных органов исполнительной власти исовершенствование государственного регулирования и управления строительной отраслью// Экономика строительства. — 2004. — N10. С.2-8.