Ю.А. Тома
Анализируятеорию и практику союзного строительства, нельзя не заметить сильный перекос всторону создания надгосударственных механизмов. В основополагающих документах,определяющих строительство Союзного государства, нет положений о формированиигражданского общества. Идея союзного гражданского общества не прорабатывается ина концептуальном уровне. Это приведет к тому, что при формировании обликаобщественно-государственного устройства Союзного государства, выпадет целыйблок механизмов, призванных выполнять следующие важнейшие функции: поддержаниебаланса частных и национальных интересов, коррекция государственной политики,введение социальных конфликтов в цивилизованные рамки, обновление элит,формирование общественно активных граждан и альтернативных направленийразвития, встраивание во власть современно мыслящих компетентных людей изнегосударственных организаций и другие.
Союзноестроительство вышло на тот этап своего развития, когда уместно поставить вопросо роли гражданского общества в обеспечении суверенитета народов.
Союзноегосударство объединяет многие нации и народы. Если они по примеру Беларусибудут стремиться к защите своего суверенитета через создание собственнойгосударственности, то Россия развалится на множество маленьких государств.Смогут ли они быть суверенными? История показала, что нет. Значит, проблемусуверенитета народов целесообразно решать в рамках единого государства.Возможно через распределение функций между уровнями власти, укрепление структурместного самоуправления, усиление роли неправительственных организаций. Безрешения этой проблемы вряд ли можно разработать стратегию устойчивого развитияСоюзного государства. Решая проблему суверенитета, думаю, надо исходить изследующего основополагающего принципа: в условиях глобализации и жесткоймежцивилизационной борьбы реальный суверенитет своим народам может дать толькосильное единое самодостаточное государство с развитыми механизмами гражданскогообщества. Этот принцип позволяет разрешить извечную проблему объединениясильной власти и гражданских свобод. Выстраивание механизмов гражданскогообщества вовсе не означает отрицания единого сильного государства, а наоборот,предполагает сильное государство и процветающее общество. Как нагляднопоказывает история, абсолютная власть госаппарата, не опирающаяся на институтынародной демократии, всякий раз приводила к разложению чиновничества, смуте иреволюциям, от которых страдало и общество, и государство.
Прошедшаядискуссия по политическому устройству высветила еще одну болевую точку всоюзном строительстве. Это противоречие между конъюнктурными интересами элитдвух государств и необходимостью устойчивой модели Союзного государства.Формировать модель Союзного государства под конъюнктурные интересы элит, этозначит строить дом на песке. Впоследствии и дом развалится, и жильцы егопострадают, как это не раз случалось в нашей общей истории. Разрешить этопротиворечие вполне возможно опираясь, на структуры гражданского общества.
Поэтомуособо следует подчеркнуть роль институтов гражданского общества в созданиимеханизма формирования элит и изменения баланса сил в сторону той модели объединения,которая обеспечивает устойчивое развитие общества и государства.
ОсобенностьюСоюзного государства является его многоконфессиональный и многонациональныйсостав. Существует немало сил, которые провоцируют так называемое «столкновениецивилизаций». Предотвратить такое столкновение можно при условии, если каждыйнарод Союзного государства получит возможность свободно развиваться в рамкахсобственной культурно-исторической и религиозной традиции. В этих условияхтрудно переоценить ту роль гражданского общества, которую оно должно сыграть всохранении общего конфессионального и культурного пространства. В целяхсохранения стабильности власть должна поддержать те элементы гражданскогообщества и, прежде всего, институты традиционных религий, которые считаютСоюзное государство своей родиной.
Особуюзначимость механизмы гражданского общества приобретают в условиях проведенияреформ, охватывающих многие сферы жизнедеятельности общества и государства.Очевидно, что такие реформы назрели и в Беларуси, и в России. Они должны бытьсинхронизированы во времени и согласованы по содержанию. В противном случаеединение будет носить декларативный характер, а Союзное государство будетформальным и недолговечным.
Следуетподчеркнуть, что такие реформы не пойдут, если не будет общественной поддержки«снизу» как с белорусской, так и с российской стороны.
Имеяэкспертный и публичный потенциал, различные сегменты гражданского обществамогли бы сейчас включиться в переговорный процесс Правительства России с ВТО.Если Россия войдет в ВТО без учета интересов трудящихся и производителейБеларуси, то это нанесет серьезный ущерб российско-белорусским отношениям. Досих пор нет ясного понимания, к каким социально-экономическим последствиям этоприведет? Как это отразится на белорусском и российском обществе? Способно лионо себя защитить? Профсоюзы Беларуси и России как основной элементгражданского общества, обязанный защитить социально-экономические праваграждан, пока не осознают актуальности этих вопросов.
Говоряо роли и месте гражданского общества в союзном строительстве, следует отметитьеще и следующее. Становление Союзного государства сейчас ведется «сверху» науровне элит и госаппаратов, а они так и не смогли подняться над своимикорпоративными интересами, предложить стратегию устойчивого развития Союзногогосударства и обеспечить процессу единения широкую общественно-политическуюподдержку.
Немалуюугрозу союзному строительству представляют так называемые «центры влияния»,действующие под флагом гражданского общества, а, по сути, осуществляющиеконцептуальные диверсии. Достаточно явно это проявляется в Беларуси, где подконцептуальным и финансовым управлением со стороны Запада создана влиятельнаяполитико-информационная система, включающая в себя партии, общественные организации,фонды, независимые СМИ, аналитические центры, профсоюзы, религиозныеорганизации… В настоящее время им отводится важная роль в денонсации СоюзногоДоговора или трансформации его в сторону выстраивания «мягкой конфедерации».Благодаря проходящей сейчас дискуссии, негативные последствия этого сталиочевидными для многих наших граждан.
Ситуациякритическая. Чтобы ее преодолеть нужно, создать механизмы гражданскогообщества, позволяющие трансформировать социальную энергию в политическиерешения. Без этого Союзное государство неизбежно выродится в союз чиновников,озабоченных своими корпоративными интересами. Идея единения народов будетдискредитирована. А наиболее активные граждане, лишенные возможностиучаствовать в общественном и государственном строительстве, пополнятмаргинальные или экстремистские группы.
Длятого, чтобы идея гражданского общества могла быть реализована, необходимосделать ее привлекательной для различных социальных групп, в том числе и дляинтеллектуальной и деловой элиты, чтобы вовлечь ее в союзное строительство«снизу» и получить с их стороны моральную, ресурсную и концептуальнуюподдержку.
Втоже время есть предпосылки того, что эта идея найдет поддержку со стороныгосударства. Российская власть уже выразила готовность пойти на необходимыеорганизационные и законодательные меры, чтобы создать условия для формированиягражданского общества и обеспечить эффективную обратную связь его сгосаппаратом.
Открываяв прошлом году Гражданский форум, Президент России В.В.Путин сказал: «Бездействительно партнерских отношений между государством и обществом не можетбыть ни сильного государства, ни процветающего благополучного общества: здесьнужен диалог на равных. Мы вместе обязаны использовать данный нам историческийшанс – иначе мы можем оказаться на задворках цивилизации».
Постановкавопроса о гражданском обществе это еще и видение наших перспектив справедливогосоциального обустройства. Это ведь главная цель союзного строительства. Именнодля этого и нужно Союзное государство.
Очевидно,что мы не можем копировать западную концепцию гражданского общества, основаннуюна ценностях и институтах правовой защиты только отдельной личности и еечастнособственнических интересов. Учитывая исторический опыт, идею гражданскогообщества необходимо рассматривать только в триаде: общество – государство –национальная идея. Недооценка любой составляющей этой триады и бессистемныйподход в выстраивании механизмов гражданского общества будут контрпродуктивны инанесут непоправимый ущерб союзному строительству.
Проблемагражданского общества должна быть соотнесена с миром тех норм, ценностей,смыслов и идей, которые незримо присутствуют в нашей цивилизации. Целесообразнообратиться к традиционным ценностям нашего народа, которые сохраняютпреемственность в общественном сознании. Это духовность, соборность, социальнаясправедливость, патриотизм, народовластие, национальное достоинство. Процессконсолидации различных этно-социальных групп возможен только на понятной всемидее, отражающей их глубинные представления о справедливом обществе, в котороми отдельная личность и целые народы имели бы возможность для духовного,интеллектуального и физического развития.
Еслиэти представления найдут отражение в концептуальном оформлении гражданскогообщества, то она может стать движущей силой объединения наших народов.
Сейчас,когда только закладываются концептуальные основы общественно-государственногоустройства Союзного государства, есть возможность воспользоваться данным намисторическим шансом.
Чтонужно для этого сделать? Первое, надо ясно осознать, что становлениегосаппарата Союзного государства должно осуществляться параллельно сформированием основ союзного гражданского общества. Второе, положения о союзномгражданском обществе необходимо зафиксировать в проекте Конституционного Акта.Третье, осуществить научную проработку философских, политических,экономических, правовых аспектов идеи и оформить ее в виде концепции ирекомендаций по становлению союзного гражданского общества.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fnimb.org