--PAGE_BREAK--
Глава 1. Теоритическая часть
1.1 Краткая характеристика предприятия
Полное и сокращенное наименование предприятия:
Открытое акционерное общество «Белгородский цемент», ОАО «Белцемент».
Дата регистрации предприятия:
«Белгородский цемент» является юридическим лицом и зарегистрировано как закрытое акционерное общество «Белгородский цемент» Государственной Регистрационной Палатой 28.06. 2002 (свидетельство № Р-540.16.4).
Почтовый и юридический адрес предприятия:
308015, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Фрунзе, пл. Цемзавода
Телефоны:
генеральный директор (0722) 26-64-42, бухгалтерия (0722) 22-83-24.
Сайт:
www. eurocem. ru
E-mail:
belcem@belgorod. com
Историческая справка:
ЗАО «Белгородский цемент» создано в 1992 году на базе «Белгородского цементного завода», который, в свою очередь, был сдан в эксплуатацию 31 декабря 1949 г., т.е. была пущена первая технологическая линия мощностью 130 тыс. тонн цемента в год. А 20 апреля 1951 г. завод был полностью сдан в эксплуатацию. В 1953 г. мощность завода перекрыта в 2 раза по сравнению с проектной. В 1956 г. была сдана в эксплуатацию 4-я технологическая линия и годовая мощность предприятия составила 840 тыс. тонн. В 1960 г. завершено строительство седьмой технологической линии, мощность завода достигла 2 млн. 200 тыс. тонн цемента в год.
Первые десять лет (1950-1960) деятельность завода характеризовалась активным нарастанием объемов производства цемента за счет строительства новых технологических линий. В последующие годы шло наращивание мощностей, и особенно, совершенствование технологии, механизации и автоматизации производства. В 1974 году выпуск цемента был доведен до 2 млн.350 тыс. тонн в год.
«Белгородский цементный завод» освоил семь марок цемента. Одному из них — портландцементу «500» был присвоен государственный знак качества, остальная продукция была аттестована первой категорией. Производственные достижения многократно отмечались высокими наградами, Диплом ВДНХ и ВЦСПС, Почетными грамотами и переходящими знаменами Министерства промстройматериалов СССР.
Некоторые технологические новшества: гидротранспорт глиняного шлама, применение гидроциклонов на сырьевых мельницах, промышленное освоение болтушек с вертикальным планетарным приводом и другие применялись впервые в цементной промышленности на «Белгородском цементном заводе», что имеет большое значение в целом для отрасли и сейчас используется на многих родственных предприятиях страны.
Реконструированные в 1980-х годах вращающиеся печи способны ежегодно производить свыше 2 миллионов тонн высокоактивного клинкера. Кроме традиционных видов портландцемента, освоен выпуск сульфатостойкого и быстротвердеющего цемента, цемента на основе клинкера нормированного состава, цемента для производства разнообразных сухих смесей. Все они успешно используются для изготовления шифера и труб, стеновых панелей и плит перекрытий, тротуарной плитки различной конфигурации, при строительстве дорог, транспортных развязок и мостов, аэродромов, портовых сооружений.
В 2002 г. проведена реконструкция цементной мельницы с установкой сепаратора бельгийской фирмы «Маготто», что дало возможность выпускать высокомарочный цемент. В 2002 г. смонтирован и сдан в эксплуатацию бетонно-растворимый узел немецкой фирмы «Штеттер», производительностью 60,0 тыс. тонн товарного бетона в год.
Для более полного удовлетворения рынка высококачественным цементом в 2004 году закончено строительство нового цеха помола цемента с тремя цементными мельницами мощностью 1 млн. тонн, что позволило довести общие мощности по помолу цемента до 3,6 млн. тонн цемента в год.
ЗАО «Белгородский цемент» — единственное предприятие в России, чья продукция получила международные сертификаты по стандартам DIN 1164 — СЕМ I 42,5 и CEM II/A-S 32,5, выданные Исследовательским институтом цементной промышленности Германии. Несколько лет подряд ЗАО «Белгородский цемент» награждается дипломом первой степени Всероссийского конкурса на лучшее предприятие стройиндустрии за достижение высокой эффективности в строительстве и промышленности строительных материалов в новых экономических условиях.
Холдинг «Евроцемент групп» — крупнейший производитель цементной продукции купил ЗАО «Белгородский цемент» в июле 2004 года. С того времени, ОАО «Белгородский цемент» входит в состав холдинга ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп».
ОАО «Белгородский цемент» — одно из лучших предприятий цементной отрасли России, первым, из цементных заводов СНГ, получившее в 1998 году сертификат качества по DIN 1164. Его продукция пользуется большим спросом в различных регионах России, странах СНГ, Западной и Восточной Европы.
Высокое качество белгородских цементов ставят завод в ряд ведущих мировых производителей. За 57 лет работы завода отгружено более 100 миллионов тонн продукции. Белгородский цемент хорошо известен строительным компаниям России, а также в 45 странах мира. Его применяют при строительстве жилых и административных зданий, метрополитенов, аэродромов, гидротехнических сооружений, мостов, телебашен и других ответственных сооружений. Выгодное географическое расположение завода вблизи Российско-Украинской границы, позволяет успешно проводить экспортно-импортные операции. Разведанные запасы мела и глины в собственных карьерах могут обеспечить работу завода в течение 150 лет.
Все марки цемента выпускаемые на заводе, сертифицированы в системе добровольной сертификации ГОСТ Р. Две марки сертифицированы испытательной лабораторией Организации контроля качества Союза немецких цементных заводов (Дюссельдорф, ФРГ) по EN-197-1: 2000 на соответствие СEM I 42,5 N и CEM II/A-S 32,5 N. Испытательное подразделение в составе ОТК для проведения физико-механических испытаний оснащено современным оборудованием фирмы «ELE International» (Великобритания).
Продукция завода не раз отмечалась различными международными организациями, а два вида цемента ПЦ 500-ДО и ПЦ 400-Д 20 в 2004 году награждены Дипломом «100 лучших товаров России».
9 ноября 2006 г., во Всемирный день качества в г. Белгороде прошла церемония награждения победителей всероссийского конкурса «100 лучших товаров России». По итогам конкурса продукция ОАО «Белгородский цемент» была признана лучшей в своей номинации и отмечена почетными дипломами. Таким образом, ОАО «Белгородский цемент» участвовал в конкурсе уже во второй раз.
За счет стабильности прочностных показателей расход белгородских цементов для производства бетонов может быть снижен на 8-13% по сравнению с цементами других производителей. Напряженная работа специалистов завода позволила предприятию добиться в последние годы одного из лучших в стране показателей по стойкости фетеровки печей обжига клинкера (600-900 суток).
_____________________________________________________________
Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний. Справочное пособие. М.: Высшая школа, 2009. 126с
ОАО «Белгородский цемент» предлагает цемент в различной упаковке с гарантированной стабильностью поставки и высоким уровнем обслуживания в бумажных мешках по 50 и 25 кг., в мягких контейнерах (биг-бег) по 1 тонне, в пакетах из термоусадочной пленки по технологии фирмы «Меллерс».
Основными видами деятельности являются:
производство цемента, клинкера, мела, калийно-известковых удобрений;
услуги по переработке давальческого сырья;
осуществление строительных работ, посредническая деятельность;
реализация собственной продукции и услуг в Российской Федерации и за рубежом;
разведка, разработка и эксплуатация месторождений полезных ископаемых;
добыча полезных ископаемых и переработка отходов горнорудного производства;
приобретение и реализация тепловой и электрической энергии (мощности) для собственных нужд и поставка потребителям;
оказание транспортных и экспедиторских услуг;
погрузочно-разгрузочные работы на автомобильном и железнодорожном транспорте.
Организационно — правовая форма предприятия:
Открытое Акционерное Общество. Правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и законом об акционерных обществах (Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 138-ФЗ).
На предприятии разработано и утверждено, приказом Генерального Директора, положение об учетной политике предприятия, в целях бухгалтерского и налогового учета.
продолжение
--PAGE_BREAK--
1.2. Определение необходимости проведения мероприятий
Реструктуризация представляет собой процесс, который направлен на коренное изменение в деятельности предприятия, управлении, структуре финансов.
На исследуемом предприятии цемент производится устаревшим и энергоемким «мокрым способом». Он требует огромных затрат топлива и энергии, цены на которые постоянно растут. А так как увеличение тарифов естественных монополий ведет к повышению себестоимости, следовательно, растет и отпускная цена на цемент. Это, в свою очередь, ведет к резкому сокращению сбыта продукции, и, соответственно, к снижению прибыльности. Это, несомненно, является «узким местом» завода.
Отсюда следует, что главным направлением реструктуризации ОАО «Белгородский цемент» должно являться снижение себестоимости выпускаемой продукции.
В рамках данного направления одной из задач проведения реструктуризации на анализируемом предприятии является замена технологии. Она проводится тогда, когда анализ рынка показывает, что традиционный для предприятия продукт пользуется спросом, но его характеристики не удовлетворяют возросшим требованиям потребителей.
Следующей задачей реструктуризации является проведение анализа затрат, которое позволит выработать конкретные мероприятия по снижению себестоимости продукции.
В результате проведения реструктуризации на предприятии должно произойти снижение издержек производства, а, следовательно, себестоимости и отпускной цены на выпускаемую продукцию.
«Узким местом» предприятия также является неэффективная работа отдела маркетинга и ВЭД. Так как одной из функций отдела маркетинга является проведение мероприятий по стимулированию сбыта (всевозможные рекламы, выставки), то еще одним направлением реструктуризации может служить усиление отделом маркетинга использования рекламы и промоушен в качестве основных средств маркетинговых коммуникаций.
Таким образом, задачи проведения реструктуризации ОАО «Белгородский цемент» заключаются в следующем:
Замена технологии на более совершенную;
Проведение анализа затрат в целях снижения себестоимости выпускаемой продукции;
Повышение эффективности деятельности отдела маркетинга и ВЭД.
1.3. Обоснование сроков реализации проекта
Внедрение высокоэффективных энергосберегающих технологий на предприятии возможно уже в 2008 г. В период с 1.01.07 г. по 30.04.07 г. в отделе главного технолога должно быть принято решение о приобретении нового оборудования для производства новых видов вяжущих, а также произведена оценка проф. пригодности работающего персонала и составление нового штатного расписания. Затем в периоде с 1.05.07 г. по 30.09.07 г. разрабатывается нормативно-технологическая документация, и производится доставка необходимого оборудования.
С 1.10 07 г. по 30.12.07 г. на предприятии будет проводиться обучение обслуживающего персонала, и уже с 01.01.08 г. ОАО «Белгородский цемент» будет производить цемент низкой энергоемкости на основе нового вида вяжущих.
Проведением анализа затрат занимается плановый отдел. Начиная со следующего года, станет возможно снизить себестоимость выпускаемой продукции путем уменьшения издержек производства. А с 2008 г. себестоимость продукции еще больше сократится благодаря замене технологии на более совершенную.
Повышение эффективности деятельности отдела маркетинга и ВЭД также должно произойти в 2007 г. благодаря проведению тех мероприятий, которые будут описаны ниже.
1.4. Мероприятия по реструктуризации
I. Так как производство цемента «мокрым способом» является дорогостоящим, в ОАО «Белгородский цемент» необходимо провести внедрение высокоэффективных энергосберегающих технологий и довести долю сухого способа производства цемента хотя бы до 20-30%. Это возможно при помощи внедрения в производство на предприятии вяжущих низкой водопотребности (далее — ВНВ).
Вяжущие низкой водопотребности (ВНВ) получают путем совместной обработки цементного клинкера (или портландцемента) и специального модификатора, а также при необходимости активной минеральной добавки (золы-уноса, пуццоланы, шлака и т.п.) и/или наполнителя, а также гипсового камня (гипса) в помольных агрегатах.
Создание новых видов вяжущих обеспечивает снижение расхода клинкерной части цемента на 40-50%. Конечной продукцией для данного мероприятия является цемент низкой энергоемкости, который возможно станет производить на основе этих вяжущих.
Таким образом, актуальность разработки заключается в том, что по технологии получения ВНВ из имеющегося клинкера можно получать в 1,5-2 раза больше вяжущего материала хорошего качества и значительно экономить энергозатраты на его производство (80 кг. условного топлива против 210 кг). Следовательно, и себестоимость цемента должна сократиться.
II. Далее для того чтобы выработать конкретные мероприятия по снижению себестоимости продукции необходимо провести анализ затрат.
Анализ затрат на материалы в производстве.
Для того чтобы снизить использование материальных затрат необходимо:
пересмотреть производственно-технические нормы расхода материалов;
произвести корректировку конструкторской документации;
провести мероприятия по повышению организации производства на предприятии исоблюдению трудовой дисциплины, упорядочению складского хозяйства, установлению чёткого порядка отпуска материалов и получения полуфабрикатов со складов;
своевременное проведение регламентов по техническому обслуживанию оборудования и замену устаревшего;
создание благоприятной производственной среды на рабочих местах, участках, в цехах и на предприятии в целом;
повышение уровня учета выработки, применение прогрессивных форм и методов организации труда.
Анализ затрат на заработную плату.
Для снижения доли затрат на заработную плату в себестоимости продукции необходимо проводить следующие мероприятия:
обработку процедур первичного учета и анализа использования рабочего времени и оплаты труда работников;
повышение квалификации рабочего персонала;
исключение простоев оборудования и персонала из-за несвоевременной поставки материалов, полуфабрикатов, деталей;
исключение работы в сверхурочное время и выходные дни;
Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособие для вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро; Под общ. ред.И. И. Мазура. — М.: ЗАО «Издательство „Экономика“, 2009. — 456 с.
недопущение нарушений технологического процесса.
Анализ накладных расходов.
Расходы по обслуживанию производства и управлению составляют более 20% в себестоимости товарного выпуска, поэтому их сокращение является существенным резервом снижения себестоимости продукции.
Для снижения доли затрат на накладные расходы в себестоимости продукции необходимо проводить следующие мероприятия:
уменьшить доли затрат на содержание аппарата управления путём совершенствования организационно-штатной структуры предприятия;
снизить расходы на содержание и амортизацию зданий, сооружений и инвентаря;
не допускать нарушений технологического процесса по вине работников, что способствует выходу из строя оборудования и росту расходов на текущий ремонт в связи с увеличением стоимости ремонтных работ (запасных частей, материалов и т.д.).
Таким образом, предложенные мероприятия должны не только сократить затраты на производство, но и снизить себестоимость продукции, что и является главной задачей проведения реструктуризации в ОАО „Белцемент“.
III. Следующим этапом реструктуризации является повышение эффективности деятельности отдела маркетинга и ВЭД. Так как одной из функций отдела маркетинга является проведение мероприятий по стимулированию сбыта (всевозможные рекламы, выставки), то основной работой в данном направлении может служить усиление отделом маркетинга использования рекламы и промоушен в качестве основных средств маркетинговых коммуникаций.
Реклама не только позволяет информировать потребителей о товаре, на котором есть спрос на рынке, но и создать этот спрос, в особенностях на развивающихся рынках.
С целью наиболее эффективного решения стратегических задач в области рекламы необходимо четкое представление о бизнесе и особенностях товара, знать сильные и слабые стороны предприятия, обладать информацией о рынке, знать возможности, которые он предлагает, и представлять себе проблемы деятельности на этом рынке.
Создание рекламной компании должно быть направлено, в основном, на такой растущий сегмент рынка цемента, как население, с целью информирования данных потенциальных покупателей о существовании специализированных магазинов „Белгородский цемент“, созданных именно для работы с данными лицами.
Данная рекламная кампания будет включать в себя:
Создание рекламных щитов по Белгородскому району (4 щита);
Выпуск буклетов с описанием свойств различных марок и видов цементов, и также сфер его использования, по которым любой покупатель сможет самостоятельно определиться с выбором необходимой ему марки. Данные буклеты будут предлагаться в фирменных магазинах предприятия.
Благодаря проведению рекламной компании на предприятии должно произойти увеличение выручки, так как „реклама — это двигатель торговли“, следовательно, объемы продаж будут расти.
1.5. Результаты осуществления реструктуризационных мероприятий
В процессе практического осуществления реструктуризационных мероприятий целесообразно оценить результаты, составив сравнительную таблицу показателей (табл.3.2).
Таблица 3.2
Изменения показателей
Показатель
До реструктуризации
После реструктуризации
Прибыль в абсолютном выражении
303 656 тыс. руб.
461 551 тыс. руб.
Выручка от реализации
1 946 953 тыс. руб.
2 257 962 тыс. руб.
Рентабельность продаж
15,59%
20,44%
Величина дебиторской задолженности
115 069,5 тыс. руб.
94 906,5 тыс. руб.
Величина кредиторской задолженности
449 310 тыс. руб.
477 166 тыс. руб.
Численность персонала
1410 чел.
1410 чел.
Расходы, всего из которых:
-себестоимость
1 643 297
998 546
-налоги
24 948
35 764
-заработная плата и премии
209 779
225 568
В результате проведенных в таблице 3.2 расчетов видно, что после проведения реструктуризации в ОАО „Белгородский цемент“ по основным направлениям, финансовые показатели должны значительно улучшиться. Так, например, увеличится рентабельность продаж, вследствие увеличения прибыли. Величина дебиторской задолженности должна снизиться, величина кредиторской задолженности немного вырасти. Но, главным является то, что после осуществления вышеописанных мероприятий на предприятии должно произойти снижение себестоимости, что является главной задачей проведения реструктуризации в ОАО „Белцемент“.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 2. Практическая часть
2.1. Организационно-управленческий анализ
Главным органом управления ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», куда с 2004 г. входит ОАО «Белгородский цемент», является Совет Директоров. В него входят: Гальчев Ф.И. — Председатель Совета директоров, Краснянский Г.Л. — заместитель Председателя Совета директоров, Скороход М.А. — Президент ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», Светлицкий Б.А. — член Совета директоров по стратегическим вопросам и Качеянц М.Г. — член Совета директоров по корпоративной политике.
Законодательным органом ОАО «Белгородский цемент» является общее собрание акционеров, исполнительным — избранное на общем собрании правление во главе с генеральным директором.
В связи с истечением срока полномочий генерального директора ОАО «Белгородский цемент», избранного Решением общего собрания акционеров ОАО «Белгородский цемент» 21 ноября 2003 г., а также в связи с учреждением новой редакции Устава предприятия, в соответствии с которой вопрос об избрании единоличного исполнительного органа Общества отнесен к компетенции Совета директоров Общества — Совет директоров ОАО «Белгородский цемент» 19 ноября 2004 г. принял решение об избрании Генеральным директором ОАО «Белгородский цемент» Фоминова Василия Ивановича.
ОАО «Белгородский цемент» имеет два дочерних общества:
1. ООО «Рекорд — Центр» ДО ОАО «Белгородский цемент», зарегистрированный в Регистрационной Палате Администрации г. Белгорода 02.10 96 года, свидетельство РП № 1181. Виды деятельности: оптовая и розничная торговля, гарантийный и постгарантийный ремонт радиоаппаратуры.
2. ООО «Родничок» ДО ОАО «Белгородский цемент», зарегистрированный в Регистрационной Палате Администрации г. Белгорода 14.01. 2000 г., свидетельство № 18. Виды деятельности: торговля продовольственными товарами и общественное питание.
В ОАО «Белгородский цемент» функционируют следующие структурные подразделения:
горный цех;
цех приготовления шлама и сушки шлака;
цех обжига клинкера;
цех помола цемента;
транспортный цех;
ремонтно-механический цех (РМЦ);
ремонтно-электрический цех (РЭЦ);
цех контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА);
лаборатория;
энергоцех;
цех автохозтранспорта;
ремонтно-строительный цех (РСЦ);
бюро АСУ.
Структура управления ОАО «Белгородский цемент» является линейно-функциональной. Линейные звенья занимаются вопросами принятия решений и отдачи команд, функциональные подразделения занимаются координацией, планированием, консультированием.
Организация внешнеэкономической работы состоит из двух частей. Внешнеэкономической деятельностью по импорту занимается производственно-технический отдел во главе с Пономаревым Л.И., экспортом занимается отдел маркетинга и ВЭД, во главе с Дериным О.Ф.
Схема управления ОАО «Белгородский цемент» представлена на рис.2.2.
Рис.2.2 Схема управления ОАО «Белгородский цемент»
2.2. Анализ использования материальных ресурсов и запасов
Для характеристики использования материальных ресурсов применяют следующие показатели:
Материалоотдача — характеризует отдачу материалов, т.е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов.
Материалоемкость продукции показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы продукции.
Таблица 2.13
Анализ использования материальных ресурсов
Материалоотдача показывает, стоимость продукции, приходящуюся на единицу материала (сырья). В 2004 г. этот показатель составил 9,006 р. /р., т.е. на один рубль стоимости материала приходится 9,006 рубля стоимости продукции. В отчетном году этот показатель уменьшился на 1,446 и составил 7,56 р. /р., что говорит об уменьшении нормы расхода сырья.
_____________________________________________________________
Белых Л.П., Федотова М.А. Реструктуризация предприятия: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 236с
Материалоемкость как показатель обратный материалоотдаче, соответственно, увеличился. В отчетном году она составила 0,13 р. /р. т.е. на производство единицы продукции приходится 13 коп. материальных затрат.
2.3. Анализ затрат на производство и реализацию продукции
В таблице 2.14 представлены состав и структура затрат на производство продукции ОАО «Белгородский цемент» по элементам затрат за три года.
Таблица 2.14
Структура затрат на производство
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о том, что в 2005 году самая низкая величина доли материальных затрат в рассматриваемом периоде, она составляет 15,931%. Следует отметить увеличение прочих затрат на производство с 58,741% в 2003 году до 68,690%. в 2005 году
2.4. Анализ показателей рентабельности
Прибыль определяет такой обобщающий показатель, как рентабельность. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, а, следовательно, может использоваться при сравнении различных субъектов хозяйствования. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения).
Рассчитаем ряд показателей рентабельности (табл.2.15).
Таблица 2.15
Анализ показателей рентабельности
Значения показателей окупаемости затрат по чистой прибыли и рентабельности продаж по чистой прибыли в 2003 — 2004 гг. оказались отрицательными. Однако в отчетном году произошло увеличение данных показателей до 1,09% и 0,02%, соответственно. Все это вызвано увеличением чистой прибыли предприятия.
2.5. Анализ финансовой структуры баланса
Аналитический баланс — это аналитическая таблица, содержащая данные бухгалтерского баланса, чаще за один период, и результаты расчета.
Как правило, аналитический баланс более агрегирован, более укрупнено показывает состав активов и пассивов, позволяет произвести более детализированный анализ имущественного и финансового потенциалов предприятия.
Аналитический баланс используется при проведении вертикального и горизонтального анализа, в ходе которого изучаются структура баланса, тенденции изменения его отдельных статей и разделов, степень прогрессивности и оптимальности имущества предприятия.
Представим аналитический баланс ОАО “Белгородский цемент” в виде таблицы 2.16. Данные для анализа показателей рентабельности возьмем из Формы №1 — Бухгалтерский баланс.
Таким образом, в отчетном году уменьшилась доля внеоборотных активов в общей сумме активов предприятия (на 5,173%). Однако возросла их абсолютная величина на 134833 тыс. руб., т.е. прирост составил 35,7417%. Такая ситуация по большей части сложилась из-за роста величины основных средств на предприятии, темп прироста которых составил 16,523%, что в абсолютном выражении составляет 43717 тыс. руб.
Незавершенное строительство увеличилось с 111179 тыс. руб. до 202329 тыс. руб. или на 81,985%. Состояние запасов на предприятии, как видно из баланса, увеличилось на конец года, что может говорить о том, что предприятие вкладывает свои денежные средства в запасы для сбережения от инфляции или от других неожиданных изменений на рынке. У предприятия нет дебиторской задолженности, что следует рассматривать как фактор, положительно влияющий на финансовое положение организации.
2.6. Оценка финансовой устойчивости предприятия
Финансовая устойчивость предприятия — такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.
Существует четыре типа финансовой устойчивости:
— абсолютная финансовая устойчивость;
— нормальная финансовая устойчивость;
— неустойчивое финансовое состояние;
— кризисное финансовое состояние.
Оценку финансовой устойчивости ОАО «Белгородский цемент» проведем по следующей формуле:
Y = 1,2 X1+1,4 X2+3,3 X3+0,6 X4+X5;
где X1 — доля чистого оборотного капитала в активах, т.е. отношение собственного оборотного капитала (разница между текущими активами и пассивами) к общей сумме активов;
X2 — рентабельность активов, исчисленная по нераспределенной прибыли, т.е. отношение нераспределенной прибыли (чистая прибыль за вычетом дивидендов) прошлых лет (стр.470 Ф№1) и отчетного периода (стр.170 Ф№2) к общей сумме активов;
X3 — рентабельность активов, исчисленная по балансовой прибыли, т.е. отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости активов;
X4 — коэффициент покрытия рыночной стоимости собственного капитала, т.е. отношение капитала фирмы (основные фонды и нематериальные активы) к заемному капиталу;
_____________________________________________________________
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: Новое знание, 2007. — 704с.
X5 — отдача всех активов, т.е. отношение выручки от реализации к общей сумме активов;
при Y
при 1,8
при Y>2,99 — компания устойчива, риск банкротства крайне низок.
Расчеты представим в таблице 2.17. Расчеты выполнены по данным на 2005 год.
Таблица 2.17
Показатель
Порядок расчета
Фактическое значение
X1
СК/Сов.К.
— 0,12
X2
Нераспред. приб. /Сов.А.
0, 20
X3
Приб. до н/обл. /Сов.А.
0,07
X4
СК/ЗК
— 0,21
X5
Выр. /Сов.А.
2,44
Собственный капитал (СК) = с.290 — с.690 (Ф №1)
СК = (335 478 + 369 182) *1/2 — (382 021 + 516 615) *1/2 = — 96 988 тыс. руб.
Заемный капитал (ЗК) = с.590 + с.690 — с.640 — с.650 (Ф №1)
ЗК = (6 501+10 603) *1/2 + (382 021+516 615) *1/2 — 0 — 0 = 457 870 тыс. руб.
Совокупный капитал (Сов. К) = СК+ЗК
Сов.К. = 339 378,5 + 457 870 = 797 248,5
Нераспределенная прибыль (с.470 Ф №1)
Нераспределенная прибыль = (144 240+174 081) *1/2=159 160,5 тыс. руб.
Прибыль до налогообложения (с.140 Ф №2)
Прибыль до налогообложения = 57 153 тыс. руб.
Выручка (с.010 Ф №2)
Выручка = 1 946 953 тыс. руб.
Составим уравнение:
Y = 1,2 ∙ ( — 0,12) + 1,4 ∙ 0,20 + 3,3 ∙ 0,07 + 0,6 ∙ ( — 0,21) + 2,44 = 2,681
Так как 1,8
2.7. Анализ платежеспособности предприятия
Платежеспособность — это возможность предприятия расплачиваться по своим обязательствам.
Платёжеспособность предприятия отражают следующие коэффициенты:
Коэффициент абсолютной ликвидности;
Коэффициент промежуточной ликвидности;
Коэффициент текущей ликвидности.
Активы предприятия разделяются на следующие группы:
А1=250+260 — наиболее ликвидные активы
А2=240+270 — быстро реализуемые активы
А3=210+220 — медленно реализуемые активы
А4=190+230 — труднореализуемые активы
Пассивы предприятия рассчитываются следующим образом:
П1=620 — наиболее срочные обязательства
П2=610+630+660 — краткосрочные обязательства
П3=590 — долгосрочные обязательства
П4=490+640+650 — постоянные обязательства
Для анализа платежеспособности ОАО «Белгородский цемент» произведем расчеты коэффициентов ликвидности. Для начала произведем оценку ликвидности баланса (табл.2.18).
Теперь непосредственно рассчитаем коэффициенты ликвидности (таблица 2. 19).
Таблица 2. 19
Показатели платежеспособности предприятия
Наименование показателя
Порядок расчета
Норм. Знач.
Факт. значения
Изменение
нач. г.
кон. г.
Коэффициент абсолютной ликвидности
А1/(П1+П2)
0,2-0,5
0,055
0,0002
-0,0548
Коэффициент промежуточной ликвидности
(А1+А2) /(П1+П2)
≥1
0,4
0, 19
-0,21
Коэффициент текущей ликвидности
(А1+А2+А3) /(П1+П2)
≥2
0,878
0,715
-0,163
Из таблицы видно, что ни один из показателей ликвидности не удовлетворяет нормативу. В отношении коэффициента абсолютной ликвидности, не удовлетворяющего нормативному значению, это означает то, что довольно низкая часть обязательств предприятия может быть погашена за счёт имеющейся наличности. Коэффициент промежуточной ликвидности также не удовлетворяет нормативному значению ни в начале 2005 года, ни в конце года. Коэффициент текущей ликвидности ниже нормативного значения, как в начале, так и в конце года, а это означает, что оборотные активы предприятия не покрывают оборотные пассивы предприятия.
2.8. Экспресс-оценка экономической состоятельности предприятия
Экспресс-оценка экономической состоятельности предприятия определяется по трем основным составляющим: рыночной, производственной и финансовой. Представим уровни классификации экономической состоятельности в таблице 2. 20.
Ориентируясь на предложенную классификацию и рассчитанные ранее показатели, заполним следующую таблицу и построим профиль экономической состоятельности.
После построения профиля экономической состоятельности по трем основным составляющим можно сделать вывод о том, что рыночная состоятельность предприятия отличная: предприятие реализует всю продукцию, которую производит, занимает достаточную долю рынка, спрос на продукцию постоянно растет.
Производственная состоятельность немного хуже, так как на предприятии высок износ основных фондов.
Финансовая состоятельность в неудовлетворительном состоянии. На это указывают невысокие показатели рентабельности, а также коэффициенты ликвидности, ни один из которых не удовлетворяет нормативу.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Заключение
В курсовой работе был проведен комплексный анализ предприятия ОАО «Белгородский цемент», в результате чего было проведено исследование внешнего окружения предприятия, проведен анализ внутренней среды, а также выявлены так называемые «узкие места» предприятия и предложены мероприятия по реструктуризации для их устранения.
ОАО «Белгородский цемент» — одно из лучших предприятий цементной отрасли России, первым, из цементных заводов СНГ, получившее в 1998 году сертификат качества по DIN 1164. Его продукция пользуется большим спросом в различных регионах России, странах СНГ, Западной и Восточной Европы. Предприятие имеет достаточно хорошее положение в отрасли и занимает высокую долю рынка.
Продукция завода не раз отмечалась различными международными организациями. Так, например, дважды — в 2004 г. и в 2006 г. продукция предприятия награждена Дипломом «100 лучших товаров России».
Однако были выявлены и некоторые недостатки в деятельности завода. К ним относятся: высокая себестоимость выпускаемой продукции;
Неэффективная работа отдела маркетинга и ВЭД.
Таким образом, главными направлениями проведения реструктуризации ОАО «Белгородский цемент» явились следующие:
Замена технологии на более совершенную;
Проведение анализа затрат в целях снижения себестоимости выпускаемой продукции;
Повышение эффективности деятельности отдела маркетинга и ВЭД.
Все вышеприведённые мероприятия, скорее всего, должны помочь предприятию улучшить своё финансовое положение и повысить ряд ключевых показателей своей деятельности.
Библиографический список литературы
1. Белых Л.П., Федотова М.А. Реструктуризация предприятия: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний. Справочное пособие. М.: Высшая школа, 2009.
3. Оценка бизнеса: Учебник / Под редакцией А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 512 с.: ил.
4. Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособие для вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро; Под общ. ред.И. И. Мазура. — М.: ЗАО «Издательство „Экономика“, 2009. — 456 с.
5. Реформирование предприятия. Типовая программа. Методические рекомендации. Опыт реструктуризации: Сб. документов. М.: Издательский центр „Акционер“, 2008.
6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: Новое знание, 2007. — 704с.
7. Тренев В.Н., Ириков В.А. и др. Реформирование и реструктуризация предприятия. Методика и опыт. М., 2008.
8. www. eurocem. ru
9. Басыров З.А. Реструктурирование предприятия. – М, 2007;
10. Виханский О.С. Стратегическое управление.- М., 2009 г.;
Приложение
Таблица 2.16
Аналитический баланс предприятия
Наименование статей
Поря-док расчета
(коды строк ф. № 1)
Абсолютные значения, т. р.
Удельный вес,%
Изменения
на н. г.
на к. г.
на н. г.
на к. г.
абсолютных значений, т. р.
удельного веса,%
в% к началу года
Нематериальные активы
110
2
19
0,0003
0,0022
17
0,0019
850
Основные средства
120
264583
308300
37,109
34,974
43717
-2,135
16,523
Незавершенное строительство
130
111179
202329
15,594
22,952
91150
7,358
81,985
Доходные вложения в материальные ценности
135
-
-
Долгосрочные финансовые вложения
140
1392
1391
0, 195
0,158
-1
-0,037
-0,072
Отложенные налоговые активы
145
346
296
0,049
0,034
-50
-0,015
-14,451
Прочие внеоборотные активы
150
-
-
Итого внеоборотные активы
190
377502
512335
52,947
58,120
134833
5,173
35,717
Запасы
210
156500
217378
21,950
24,660
60878
2,710
38,890
НДС по приобретенным ценностям
220
26016
53475
3,649
6,066
27459
2,417
105,547
Долгосрочная дебиторская задолженность
230
-
-
Краткосрочная дебиторская задолженность
240
131883
98256
18,497
11,146
-33627
-7,351
-25498
Краткосрочные финансовые вложения
250
0
0
0
0
0
0
0
Денежные средства
260
21079
73
2,956
0,008
-21006
-2,956
-99,654
Прочие оборотные активы
270
-
-
Итого оборотные активы
290
335478
369182
47,053
41,880
33,704
-5,173
10,047
Итого активы
300
712980
881517
100
100
168537
0
23,638
Уставный капитал
410
169
169
0,024
0,019
0
-0,005
0
Собственные акции, выкупленные у акционеров
5
5
0,0007
0,0005
0
-0,0002
0
Добавочный капитал
420
180054
180054
25,254
20,425
-4,829
Резервный капитал
430
0
0
0
0
0
0
0
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
470
144240
174081
20,231
19,748
29841
-483
20,688
Итого капитал и резервы
490
324458
354299
45,507
40, 192
29841
-5,315
9, 197
Долгосрочные займы и кредиты
510
Прочие долгосрочные обязательства
520
-
Итого долгосрочные обязательства
590
6501
10603
0,912
1, 203
4102
0,291
63,098
Краткосрочные займы и кредиты
610
287170
40,277
-287170
— 100
Кредиторская задолженность
620
94843
516607
13,302
58,604
421764
45,302
444,697
Задолженность перед участниками по выплате доходов
630
8
8
0,00112
0,0009
0
-0,00022
0
Доходы будущих периодов
640
Резервы предстоящих расходов
650
Прочие краткосрочные обязательства
660
Итого краткосрочные обязательства
690
382021
516615
53,581
58,605
134594
5,024
35,232
Итого капитал,
700
712980
881517
100
100
168537
0
23,638
в том числе: собственный капитал
490+640+650
324458
354299
45,507
40, 192
29841
-5,315
9, 197
заёмный капитал
590+690-650-640
388522
527218
54,493
59,808
138696
5,315
35,698
продолжение
--PAGE_BREAK--