--PAGE_BREAK--
Глава 2. Статистический анализ конкурентной среды в России и на Дальнем Востоке
2.1 Динамика развития малого бизнеса в России
Малый бизнес в России был порожден реформами. 18 июля 1991 года Постановление Правительства Российской Федерации № 446 были введены критерии отнесения предприятий к категории малых, определены общие условия и правила их функционирования. На начало реформ пришелся сильный рывок людей в бизнес и, прежде всего в малую его форму. В 1992 году было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий, это примерно в полтора раза больше, чем за 1991 год. В того времени пошло пополнение частного сектора за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех российских предприятий были малыми.
К середине 1990-х годов темпы его развития малого предпринимательства стабилизировались на достаточно низком уровне, а затем наступил застой: ни число официально зарегистрированных малых предприятий, ни количество занятых в них практически не менялись. Сравним некоторые данные о развитии малого бизнеса в России и в ряде стран Запада.
Таблица 2.1.1 Масштабы развития малого предпринимательства в ведущих странах мира и России на конец 1995 года
Страны
Число малых и средних предприятий, тыс.
Число малых и средних предприятий на 1000 жителей
Число занятых, млн. человек
Доля малых и средних предприятий в общей численности
занятых, %
Доля малых и средних предприятий в ВВП, %
Великобритания
2630
46
13.6
49
50-53
Германия
2290
37
18.5
46
50-52
Италия
3920
68
16.8
73
57-60
Франция
1980
35
15.2
54
55-62
Страны ЕС
15770
45
68
72
63-67
США
19300
74.2
70.2
54
50-52
Япония
6450
49.6
39.5
78
52-55
Россия
844
5.65
8.3
13
10-11
Из таблицы видно, что Россия отстает от развитых стран Европы, США и Японии по большинству параметров развития малого предпринимательства весьма значительно.
С 1996 года статистика велась в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Закон сократил допустимое число работающих на одном малом предприятии с 200 до 100 человек. С 1996 года наблюдается совокупный прирост числа малых предприятий 5,8%. И хотя этот показатель развития малого бизнеса очень мал, он говорит о поступательном развитии данного сектора экономики России.
Августовский кризис 1998 года привел к заметному ухудшению положения малого бизнеса. Наиболее стабильным показателем оставалась занятость – более чем у 60% опрошенных она не сократилась или даже возросла. По остальным же показателям, таким как оборот, прибыль, инвестиции, динамика имела явно выраженный отрицательный характер.
К началу 2000 года общее число постоянно работающих на малых предприятиях составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях. Этот показатель сократился на 23,5% по сравнению с 1994 годом. Такой статистический результат явился закономерностью, так как новые критерии численности рабочих на малом предприятии в два раза уменьшили допустимый порог.
Таблица 2.1.2 Малые предприятия РФ
Год
1997
1998
2000
2004
2005
2006
Число малых предприятий, тыс.
841737
861063
879,3
953,1
979,3
1032,8
Оборот малых предприятий, млн. руб. (1995 год – млрд. руб.)
303056,3
261908
423711,6
813651,4
9612570
12099232
В 2005 году число малых предприятий составило 979,3 тыс., а в 2007 году число малых предприятий в России превысило миллион. По данным Минэкономразвития, вклад малого бизнеса в российскую экономику составляет 15-17%. По сравнению с развитыми западными странами, этот показатель в России ниже на 3-3,5 %.
До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Так, порядка 30% всех действующих малых предприятий расположены в Центральном районе. Среди городов сохраняют лидерство по числу малых предприятий Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.
В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 7 малых предприятия, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 и 23 предприятия соответственно.
Не менее высок разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемых другими показателями. В России доля малых предприятий в общем числе предприятий составляет 21%. В странах ЕС только микропредприятия составляют более 90% от общего числа предприятий.
Таким образом, в целом, уровень развития сектора малого бизнеса в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рынка, потребностей экономики Российской Федерации. Однако тенденция к увеличению предприятий в рамках отдельных отраслей экономики на фоне экономического подъема должна в последствии привести к положительным результатам в развитии конкурентной среды.
--PAGE_BREAK--