Реферат по предмету "Социология"


Основные этапы становления и развития социологической мысли

--PAGE_BREAK--1) О.Конт – основатель социологии

       Основателем социологии являлся французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он полагал, что социология, которую он вначале называл «социальной физикой», должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. «Социальная физика» состояла из 2-х взаимосвязанных частей: социальных статики и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика — процессы социаль­ных изменений. Общество, по Конту, — сложная система отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым. Эволюционное развитие приводит к установлению фундаментального порядка. О. Конт разрабатывает методы социологических исследований, подчерки­вает значение метода наблюдения, эксперимента, сравнительного, генетического и конкретно-исторического методов.

Огюст Конт ввел в употребле­ние понятие социология, имея в виду научное изучение явлений общественной жизни в дихроническом и синхроническом аспектах, в отличие от умозрительных конструкций традиционной филосо­фии истории, исторической фактологии и фактографии и разроз­ненных эмпирических обобщений политико-юридической мысли. Контовская позитивная философия — это своеобразная переходная система между метафизикой XVIIIст. и методологией науки XIXст. По форме позитивная философия близка к метафизике, а социо­логия — к философии истории, но по общей ориентации обе воспро­изводят проблемы науки о человеке и об обществе. Социальная физика или социология, не предполагает по Конту, сведение общественных явлений к физическим; специфика социального учтена им в пределах позитивного синтеза — своеобразной энциклопедии научного знания, в основании которой лежит специально разработанная классификация наук, сохраняющая известное значение и в современных условиях.

Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающий в логи­ческой форме исторический процесс развития знания от простого к слож­ному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая ступень в развитии знания — наука более высокого порядка — подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, которая однако, не­достаточна для объяснения специфического содержания науки более высокой ступени. По определению Огюста Конта иерархия основных наук выглядит так: математика-астрономия-физика-химия-биология-социо­логия. Из общей схемы следует, что социология основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет «сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние законов биологии и вытекающее из взаимо­действия индивидов друг на друга». Это взаимодействие индивидов осо­бенно осложняется в человеческом роде вследствие каждого поколения на последующее. Выдвигаемое Контом требование к социологии изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать трансцендентных причин; основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации смысла истории, стало новаторством.

Специфика социологического подхода к общественной жизни состоит в том, что социологический подход представляет теорети­ческие исследования законов социальных явлений с помощью обще­научного метода, а не философской рефлексии, т. е. отражение, исследование познавательного акта, взаимное отражение единого. В совокупности общественные явления, по Конту, — образный орга­низм. Эта идея Конта предвосхитила установку методологии струк­турно-функционального анализа. Решая проблему личности, Конт подчеркивает существование у человека наряду с эгоистически-личностым также социального инстинкта и считает, что семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, образующуюся из множества элементов общества. Огюст Конт, используя методо­логические и мировоззренческие установки Сен-Симона, пытается сформулировать основной закон, способствующий преобразованию донаучного знания об обществе, о человеке в научное, закон, кото­рому подчиняется общественный процесс. Социальные связи носят, пожалуй внешний характер, потому что в их возникновении глав­ную роль играет материальная необходимость, воплощающаяся в таких институтах как промышленность, торговля, армия и т. п. и т. д. Природа социальной связи есть главный вопрос социальной статики, которая имеет своим предметом взаимоотношения, сохра­няющиеся при всех исторических условиях элементов социального организма. Здесь-то у Конта на передний край выходит понятие система, которое до сих пор остается одним из центральных в социологии. У Конта оно органически связано с идеей эволюции. Конт претендовал на то, что открыл теоретический закон двой­ственности эволюции, социальной и интеллектуальной. У Огюста Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все мысли необходимо проходят. Три сменяющие друг друга состояния: сначала теологи­ческое состояние, где открыто господствует спонтанно возникаю­щие функции, не имеющие доказательств. Затем метафизическое состояние, с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. И, наконец, позитивное состояние, неизменно основывающееся на точной оценке внешней деятель­ности, исторической реальности. Знания человека и знания, культура человечества, считал Огюст Конт, про­ходит три стадии: теологическую (религиозную), метафизическую, позитивную, т. е. научную. Первоначально господствуют религиоз­но-метафизические представления — фикции, далее наступает эпо­ха господства позитивизма — позитивной науки. Отсюда, вывод, что первоначально необходимо построить систему наук, чтобы выделить в ней место социальной науке и ее особый предмет, далее социаль­ную науку можно представлять как систему — систему социоло­гии, наконец, опираясь на нее, выстроить систему общества.

Огюст Конт не был нова­тором в науке в революционном понимании, а выступал добро­совестным и тщательным систематиком, который обобщал разно­образные идеи своего времени и осуществил первую попытку созда­ния системы социологического знания. Ориентация социологии на позитивные знания, то есть на предметную и методическую опре­деленность, научность, при всех недостатках самого позитивизма, безусловно сыграла прогрессивную роль и стимулировала поиски новых путей и средств в развитии социального познания, раскры­тия социальных законов, углубила знания о человеке.
    продолжение
--PAGE_BREAK-- 2) Социологические идеи Г. Спенсера

Английский уче­ный Г.Спенсер (1820-1903) являетсядругим основателем социологии. Г.Спенсер был одним из самых ярких представителей натуралистической ориентации в социологии, ут­верждавший, что «невозможно рациональное понимание истин со­циологии без рационального понимания истин биологии». Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологичес­ких принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм.

Эволюция для английского социолога — это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как в природе, так иобществе. Эволюция — это интеграция материи. Именно эволюция переводит материю из неопределенной бессвязной однородности в определенную связную однородность, т.е. социальное целое — обще­ство. На громадном этнографическом материале Г.Спенсер рассмат­ривает эволюцию семейных отношений: первобытные половые отно­шения, формы семьи, положение женщин и детей, эволюцию обрядовыхучреждений и обычаев, политических учреждений, государство, представительные учреждения, суд и т.д. Социальную эволюцию Г.Спенсер трактовал как многолинейный процесс.Объективным критерием процесса эволюции он считал степень дифференциации и интегрированности того или иного явления. С принципом эволюционизма в спенсеровской социологии не­разрывно связан принцип органицизма — такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом.В главе «Общество есть организм» ос­новного труда Г.Спенсера «Основания социологии» он довольно об­стоятельно рассматривает целый ряд аналогий (сходств) между био­логическим и социальным организмом: 1) общество как биологичес­кий организм, в отличие от неорганической материи, на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объе­ме (превращение маленьких государств в империи); 2) по мере роста общества его структура усложняется также, как усложняется струк­тура организма в процессе биологической эволюции; 3) как в биологи­ческих, так и в социальных организмах прогрессивная структура со­провождается аналогичной дифференциацией функций, что, в своюочередь, сопровождается усилением их взаимодействия; 4) как в об­ществе, так и в организме в ходе эволюции происходит специализациясоставляющих их структур; 5) в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма, отдельные их части могут опре­деленное время продолжать существовать.

Аналогия общества с организмом позволила английскому мыс­лителю выделить в обществе три различные подсистемы: 1) поддер­живающую, обеспечивающую производство источников питания (экономика); 2) распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества и покоящуюся на разделении труда; 3) регулирующую, обеспечивающую подчинение отдельных частей целому (государственная власть).               ,

Проводя аналогию между обществом и биологическим орга­низмом, Г.Спенсер не отождествлял их полностью. Напротив, он указывает, что существуют определенные различия между биологичес­ким организмом и процессами общественной жизни. Главный смысл этих различий Г.Спенсер видел в том, что в живом организме элемен­ты существуют ради целого, в обществе — наоборот — оно существу­ет для блага своих членов.

Спенсеровское представление об обществе как организме позво­лило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функ­ционирования социальных систем. Оно, по сути дела, заложило основы будущего системного и структурно-функционального подхода к изуче­нию общества. Анализируя социальную структуру общества, Спенсер выделил шесть типов социальных институтов: родства, образования, политические, церковные, профессиональные и промышленные.

3.
«Социологизм»  Э. Дюркгейма

Э. Дюркгейм (1858-1917) — один из самых известных и уважаемых французских социологов. Его вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую школу социологии, традиции которой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль мышления французских социологов, выбор ими предмета исследования и т.п.

Отличительной чертой научных позиций Дюркгейма стала концепция социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает своей спецификой, автономностью, несводимостью к другим разновидностям реальности (например, физической, психической). Ей, следовательно, присущи свои собственные законы, которые и должна выявлять и изучать социология. Отсюда вытекает одно из важных методологических требований Э. Дюркгейма — социальное надо объяснять социальным, исходя из социального. Остриём своим эта концепция направлена против бытовавшего во времена Дюркгейма психологизма в трактовке социальных явлений.

Объясняя несводимость социальной реальности к индивиду, индивидуальной жизни, Дюркгейм подчеркивал, что в процессе взаимодействий между людьми возникает новое качество, которое называется социальной жизнью. Например, очевидно, что «группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то мы не поймем ничего из того, что происходит в группе». Иллюстрируя эту свою мысль, социолог часто ссылался на пример химического целого как синтеза его составных частей. Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов — морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, — в них раскрывается специфика общества. Дело в том, что коллективные представления, эти общие идеи и верования, связывают людей, формируют саму социальную ткань. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества.

Теория социальной солидарности Э. Дюркгейма

      Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств — все это различные способы решения одной и той же проблемы общественной гармонии.

С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность — определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.

Механическая солидарность, по мнению Дюркгейма, характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуются тем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые, или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство. Другая отличительная черта таких обществ — слабое развитие индивидуального, личного начала в человеке. В рамках таких обществ объединяющим, интегрирующим фактором может быть только коллективное, общее, надындивидуальное сознание, выраженное как в репрессивном праве, так и в религии.

Коллективное сознание практически полностью поглощает индивидуальное. Особенность механической солидарности — растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность. Такое сознание неизбежно приобретает религиозный характер. Религия формирует собой общественную жизнь, состоящую исключительно из общих обрядов и ритуалов. Таким образом, единство общества, социальный порядок в примитивных обществах достигается через подавление всего того, что выходит за рамки, объем коллективного сознания, которое регламентирует всю жизнь индивидов без остатка.

Постепенное развитие общественных связей, увеличение средств и путей сообщения, рост городов и народонаселения, обусловливающий интенсификацию социальной жизни — все это ведет к усилению разделения труда. Последнее, подтачивая целостность коллективного сознания, его всеобъемлющий характер, само становится, в конечном счете, основой новой солидарности — органической.

Профессиональная специализация людей, выполнение ими особых строго определённых функций наносит ущерб сплоченности и единству общества. Она обусловливает также различия индивидов, развитие ими индивидуальных способностей и талантов. Но вследствие все увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое. Сознание этого, понимание того, что все связаны системой отношений, вне которой существовать не могут, вызывает чувство зависимости друг от друга, своей связи с обществом, т.е. солидарность. Не коллективное сознание, которое потеряло целостность, дифференцировалось, сократилось, стало более рациональным и ориентированным на индивида, а именно разделение труда, точнее — осознание его социальных следствий, восстанавливает целостность общества.

4. «Понимающая» социология М. Вебера

М. Вебер был первым крупным социологом-антипозитивистом. Он полагал, что общество следует изучать не «извне», на чём настаивали позитивисты, а «изнутри», то есть исходя из внутреннего мира человека. Его предшественником в идее понимания был германский философ XIX в., создатель теории «понимающей» психологии Вильгельм Дильтей. Этот философ считал природу и общество качественно различными областями бытия и они должны изучаться специфическими, присущими каждой области методами. Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г.Зиммелем(1858-1918) и М. Вебером. В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типом научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и т.д. Они считали, что предметом исследования социологи может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением.

Г. Зиммель и М. Вебер утверждают:

Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.

Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению.

М. Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отнесение к ценностям». Ценностное суждение всегда личностно и субъективно. Это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой. Например, высказывание: «Вера в бога — это непреходящее качество человеческого существования». Отнесение к ценности — это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. В приведенном выше примере эта процедура может означать сбор фактов для изучения взаимодействия религии и разных сфер общественной и личной жизни человека, отбор и классификацию этих фактов, их обобщение и другие процедуры. В чем необходимость этого принципа отнесения к ценностям? А в том, что ученый-социолог в познании сталкивается с огромным многообразием фактов и для отбора и анализа этих фактов он должен исходить из какой-то установки, которая и формулируется им как ценность.

Но возникает вопрос: откуда же берутся эти ценностные предпочтения? М. Вебер отвечает так: Изменение ценностных предпочтений социолога определяется «интересом эпохи», то есть социально-историческими обстоятельствами, в которых он действует. У Г. Зиммеля инструментом познания служит «чистая форма», фиксирующая в социальном явлении самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирическое многообразие социальных фактов. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отличным от законов материального мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля чистая форма — это отношение между индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их желаний, стремлений и других психологических актов. Формально-геометрический метод Г. Зиммеля позволяет выделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в которой социологическое знание освобождалось бы от субъективного произвола и морализаторских оценочных суждений.

Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные типы», по Веберу, не имеют эмпирических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими. Идеальные типы — это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вводя термин «понимающая» социология, М. Вебер отграничивает её предмет не только от предмета естественных наук, но и от психологии. Ключевым в его творчестве выступает понятие «понимание». Выделяются два вида понимания:

Непосредственное пониманиепредстаёт как восприятие. Когда мы видим на лице человека вспышку гнева, проявляющуюся в мимике, жестах, а также в междометиях, мы «понимаем», что это означает, хотя и не всегда знаем причину гнева. Объясняющее понимание. Любое объяснение есть установление логических связей в познании интересующего объекта (действия), элементов данного объекта (действия), либо в познании связей данного объекта с другими объектами. Когда мы осознаём мотивы гнева, движения к двери, значение звонка и т.д., мы «понимаем» их, хотя это понимание может быть и неверным. Идеальный тип выражает человеческие действия такими, как если бы они происходили в идеальных условиях, независимо от обстоятельств места и времени.
 5. Социология марксизма
Социология марксизма устами своих основоположников Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других наук. Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным,  А. Грамши и другими видными представителями марксизма ХХ века. В настоящее время социология марксизма подвергается основательной и порой справедливой критике. Но как бы к ней не относится, она является одним из течений современной социологической мысли и имеет своих сторонников во многих странах мира.

Марксистская социология– это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма в той или иной степени оказали влияние диалектика Гегеля, а также политико-экономические и социологические воззрения таких мыслителей предшествующего периода, как А. Смит, Д. Риккардо, К.А. Сен-Симон и другие. Созданное диаоектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение материальных основ жизни общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.

Социальное развитие, по Марксу, происходит в соответствии с определенными законами, под которыми он понимает «внутреннюю и необходимую связь» между явлениями. Маркс верил в существование универсальных и неизменных исторических законов, лежащих в основе развития человечества. Он считал, что противоречия, борьба противоположностей есть источник движущей силы развития. Восхождение от абстрактного к конкретному у него рассмотрено как общенаучный метод познания.

Теория классов и классовой борьбы является центральной в учении Маркса. Он в своих работах не дает определения класса, хотя реконструированное определение на основании его работ имеется. Классы, по Марксу, — это социальные группы, находящиеся в неравном положения и борющиеся между собой, а в более узком смысле это социальные группы, различающиеся отношением к собственности, прежде всего к средствам производства. Маркс рассматривал класс с точки зрения собственности на капитал и средства производства, разделяя население на владельцев собственности и неимущих, на капиталистический класс и пролетариат. Он признавал существование групп, не укладывающихся в эти рамки (таких, как крестьяне или мелкие собственники), но утверждал, что они представляют собой пережитки докапиталистической экономики, которые будут исчезать по мере созревания капиталистической системы. Категория класса для Маркса означает нечто большее, чем простое средство описания экономических позиций различных социальных групп — он рассматривал классы как реальные общности и реальные социальные силы, способные изменять общество.

Приведенные ниже высказывания К. Маркса окончательно подтверждают его уверенность в правильности и неизбежности классовой борьбы:

«Вместе с ростом массы одновременно занятых рабочих растет и их сопротивление, а в связи с этим неизбежно растет давление капитала, направленное на то, чтобы подавить это сопротивление»

«Вся прежняя история, за исключением первобытного состояния, была историей борьбы классов…»

«Условие освобождения рабочего класса есть уничтожение всех классов, точно так же, как условием освобождения третьего сословия, буржуазии, было уничтожение всех и всяческих сословий»

«Класс, совершающий революцию, — уже по одному тому, что он противостоит другому классу, — с самого начала выступает не как класс, а как представитель всего общества; он фигурирует в виде всей массы общества в противовес единственному господствующему классу».

6. Основные школы и направления современной зарубежной социологии

    В XXвеке происходило конституирование социологического знания в виде открытия специальных кафедр, факультетов, организации научно-исследовательских центров и организаций. Следует отметить организационное укрепление социологии. В XXвеке были созданы первые национальные социологические общества и ассоциации, которые после второй мировой войны (1946) создали Международную социологическую ассоциацию, организовавшую 14 всемирных конгрессов и способствовавшую превращению социологов в один из заметных отрядов в области социального знания.Так как в процесс производства и развития социологи­ческого знания вовлечены тысячи людей в каждой стране, то вполне понятно то многообразие теорий и концепций, кото­рые были произведены на свет в XXвеке и продолжают появляться в большом количестве и в настоящее время.

Структурный функционализми примыкающие к нему теории.

Наиболее полно основы этой концепции изложены Т. Парсонсом (1902—1979). Базовой идеей является идея «социального порядка», который олицетворяет стремление поддер­жать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними.

Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием — структурализм во Франции, который развивали М. Фуко, К. Леви-Стросс и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого.

Вместе с тем данная теория вскоре была подвергнута критике, которая была признана и самим ее создателем — Т. Парсонсом. Дело в том, что структурный функционализм прак­тически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных подсистем, ибо такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Т. Парсонс считал эталоном и стабильность которого расценивал как большое достижение.

Р. Мертон (р. 1910), пытаясь преодолеть метафизичность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция», т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели. Таким образом Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения, но он ограничил изменение «средним» уровнем — уровнем конкретной социальной системы.Идеясоциальныхизмененийвызвалакжизнинеобходимостьпоискапричинно-следственныхсвязей, исамымиразличнымисоциологамибылипредпринятыпопыткинайтиих, чтореализовалосьвразработкеипримененииванализенесколькихвидовдетерминизма— отбиологическогоитехнологическогодоэкономического(например, У. Ростоу).
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Теории

социального

конфликта
.
Данныетеориисоздавалисьнаосновекритикиструктурногофункционализма. Восноверазвития, утверждалЧ.Р. Миллс(1916—1962), лежитконфликт, анеконформность, согласие, интеграция. Обще­ствовсегданаходитсявсостояниинестабильности, потомучтовнемидетпостояннаяборьбамеждуразличнымисоциальнымигруппами. Миллсутверждал, чтовысшимпроявлениемэтогоконфликтаявляетсяборьбазавласть. Р. Дарендорф(р. 1929) считает, чтовсесложныеорганизацииосновываютсянаперераспределениивласти, иэтопроисходитнетольковоткрытойформе. Поегомнению, восновеконфликтовлежатнеэкономические, аполитическиепричины. Источникомконфликтовявляетсятакназываемыйполитическийчеловек. АмериканскийсоциологЛ. Козер(р. 1913) определяетсоциальныйконфликткакидеологическоеявление, отражающееустремленияичувствасоциальныхгруппилииндивидоввборьбезавласть, заизменениесоциальногостатуса, перераспределениедоходов, переоценкуценностейит.п.Большинствопредставителейэтогонаправленияподчеркиваютценностьконфликтов, которыепредотвращаютокостенениеобщества, открываютдорогуинновациям, становятсяисточникомразвитияисовершенствования. Вместестемэтапозицияотвергаетстихийностьконфликтовиратуетзавозможностьинеобходимостьихрегулирования.

Бихевиоризм
.
Творческийимпульсэтойтеориисостоитвтом, чтоонанапервоеместовыдвигаласознательнуючеловеческуюдеятельность, необходимостьизучениямежличностноговзаимодействиявместоовеществлениясоциальнойсистемы, котораяпроисходилаврамкахструктурно-функциональногоподхода. Другойособенностьюэтогонаправлениябылапостояннаяопоранаизучениеконкретногосостояниячеловеческихотношенийврамкахопределенныхсоциальныхорганизацийиинститутов, чтопозволялотеоретическиесхемынасыщать«кровьюиплотью» окружающейсоциальнойреальности.Бихевиоризмсуществуетвосновномвдвухкрупныхтеориях— теориисоциальногообменаисимволическогоинтеракционизма.

Теория

социального

обмена
.
НаиболееяркиееепредставителиДж. ХомансиП. Блауисходятизприматачеловека, анесистемы. Онипровозгласилитакжеогромнуюзначимостьпсихическихкачествчеловека, ибодлятого, чтобыобъяснитьповедениелюдей, необходимознатьдушевныесостоянияиндивидов. Ноглавноевэтойтеории, поБлау, заключаетсявтом, что, таккаклюдипостоянножелаютиметьвознаграждения(одобрение, уважение, статус, практическаяпомощь) замногиеихдействия, ониихмогутполучить, тольковступаявовзаимодействиесдругимилюдьми, хотяэтовзаимодействиеневсегдабудетравнымиудовлетворяющимегоучастников.

Феноменологическая

социология
.
Особенностьэтойсоциологическойтеориизаключаетсявтом, чтоонасвоеначалоберетотфилософскойконцепциифеноменологическогонаправленияЭ. Гуссерля.  Вцентревниманиясторонниковфеноменологическогоподходаоказываетсянемирвцелом, какупозитивистов, ачеловеквегоспецифическомизмерении. Социальнаяреальность, поихмнению, неестьнекотораяобъективнаяданность, котораянаходитсявначалевнесубъектаитолькопотомпосредствомсоциализации, воспитанияиобразованиястановитсяегосоставляющей. Уфеноменологовсоциальнаяреальность«конструируется» посредствомобразовипонятий, выражаемыхвкоммуникации.Вобъективноориентированнойсоциологиизначениеотражаетнекиеопределенныесвязиреальногомира. Вфеноменологическойтрактовкезначениевыводитсяцеликомизсознаниясубъекта.

Социальнаяреальность, возникающаявпроцессекоммуникации, состоитизобъясненияиприписываниямотивовповеденияучастникамикоммуникативногоакта, т.е. тоилииноепредставление, пониманиесоциальнойреальностизависитвпервуюочередьоттого, насколькопересекаютсясмысловыеполяучастниковвзаимодействия.

Врамкахфеноменологическойконцепциисложилисьдве

крупные

школы— социология

знанияиэтнометодология(последнийтерминсконструированпоаналогиисэтнографическимтерминомэтнонаука
— зачаточныезнаниявпримитивныхобществах).

Чтокасаетсясоциологиизнания, тоонапредставленаП. БергеромиТ. Лукманом, которыестремилисьобосноватьнеобходимость«узаконения» символическихуниверсалийобщества, ибовнутренняянестабильностьчеловеческогоорганизматребует«созданиясамимчеловекомустойчивойжизненнойсреды».

Г. Гарфинкель, будучиоднимизсамыхяркихипоследовательныхпредставителейэтнометодологии, сформулировалеепрограммноеположение: «Чертырациональностиповедениядолжныбытьвыявленывсамомповедении». Всоответствиисэтимосновнаязадачасоциологии— выявлениерациональностиобыденнойжизни, котораяпротивопоставляетсянаучнойрациональности. Поегомнению, нужноконцентрироватьвниманиенаисследованииединичныхактовсоциальноговзаимодействия, отождествляяегосречевойкоммуникацией.

Всеболеепопулярнымвариантомсоциологическогомышлениястановитсятеориярациональноговыбора, которуюпредложиламериканскийсоциологКоулман. Понятиесис­темыимтакжеотрицается. Главноевниманиесосредоточиваетсянапонятияхресурсовимобилизации. Этотакжехарактерноидляпостмарксистскогонаправления.

Несмотрянасуществованиемножестваконцепций, лицосоциологииконцаXXвекавовсебольшеймереопределяюттеории, которыевосходяткчеловеку, егоролииактивностивсовременноммире.

7)
Социологическая

мысль

в

России

в

XIX

веке
:
субъективистское
,
марксистское

и

психологическое

направления


СоциологическаямысльРоссииначаласкладыватьсяврамкахдругихсоциальныхнаук, идолгоевремяеебылотрудновычленитьизних, неговоряотом, чтобыеепредставитьвкачествесамостоятельнойдисциплины.

Еслиисходитьизтого, чтопредметомсоциологииявляетсягражданскоеобщество, тоэтиидеивтойилииноймеренашлиотражениевработахпредшественниковотечественнойсоциологии— яркихпредставителейсоциальноймысли— П.Я. Чаадаева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, М.А. Бакунинаидр. СобственносоциологическиешколывРоссииразвивалисьврамкахнесколькихнаправлений.

Одноизних— географическое
— былонаиболееяркопредставленоЛ.И. Мечниковым(1838—1888), которыйвсвоейосновнойработе«Цивилизацияивеликиеисторическиереки. Географическаятеорияразвитиясовременныхобществ» объяснилнеравномерностьобщественногоразвитияподвлияниемгеографическихусловий, главнымобразомводныхресурсовипутейсообщения. Именноэтифакторы, поегомнению, иопределяютосновнуютенденциюразвитиячеловечества— отдеспотииксвободе, отпримитивныхформорганизациижизникэкономическимисоциальнымдостижениям, покоящимсянакооперативныхформаххозяйствования.

Второенаправление— органическая

школа
— представленаЕ.В. деРоберти(1843-1915), А.И. Строниным(1827-1889), П.Ф. Лилиенфельдом(1829—1903), Я.А. Новиковым(1830—1912). ВосноветеориидеРобертилежалопонятие«надорганическое», котороепроходитвсвоемразвитиидвестадии: простыхпсихофизическихотношений, представляющихсобойисходныйпунктсоциальностиипсихологическихвзаимодействий, которыеподразделяютсяначетыребольшиегруппы— науку, философию(илирелигию), искусствоипрактическуюдеятельность, подкоторойипонимаетсяповедениелюдейвтехнике, экономике, правеиполитике.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Марксистская

школа
всоциологиибылапредставленаМ.И. Туган-Барановским(1865—1919), А.А. Богдановым(1873— 1928), Г.В. Плехановым(1856—1918), В.И. Лениным(1870— 1924) иотчасти, доопределенноговремениП.Б. Струве(1870—1944), С.Н. Булгаковым(1871-1944) иН.А. Бердяевым(1874—1948), которые, хотякаждыйпо-своему, развивалисвоипредставленияоматериалистическомпониманииистории. Так, Богданов, говоряосамостоятельностисоциологиикакнауки, активноотстаивалеетеснуюиблизкуюсвязьсоднойизнаукоприроде— биологией. Онмноговременипосвятилразработкетеорийсоциальнойадаптации(адаптациикзнаниюиадаптациикидеологии) исоциальнойреволюции. Ужепослереволюциионопубликовалсвоюработу«Тектоло-гия», вкоторойразработалорганизационныеосновылюбойсоциальнойсистемы, любойсоциальнойорганизации.

УТуган-Барановскогонаиболеепривлекательноегоучениеопятиосновныхгруппахинтересовчеловека, средикоторыхдлясоциальногоразвитиянаиболееважнымиявляютсяпсихологические, альтруистическиеирелигиозные.

Плехановымвнаиболееполномвидеизложенамарксистскаятеорияобщественногоразвития, рассмотреныпроблемысоотношенияобщественногобытияиобщественногосознания.ИдеиЛенинавсоциологиисвязанысразвитиемученияК. Марксаоклассах, классовойборьбе, ролинародныхмассвистории, атакжесрешениемвопросовосоотношениидемократииидиктатуры, ролигосударствавсозданииифункционированииновогосоциалистическогогосударства.

Данилевскийсконцентрировалсвоиусилия, говорясовременнымязыком, насистемномподходе, учитывающемпсихоэтнографические, антропологические, социальные, территориальныеидругиепризнакимногихкультурно-историческихти­пов, изкоторыхискладываетсяобщественнаяжизньикаждыйизкоторыхпереживает, какилюбойживойорганизм, жиз­ненныйциклотзарождениядоупадка.

ВопределенномсмыслесистемныйподходвсоциологииприменялиКовалевский, утверждая, чтонесуществуетединогоопределяющегосоциальногофактора. Социология, поегомнению, имеетделосцелымкомплексом«раскрытияпричинпокояидвижениячеловеческихобществ, устойчивостииразвитияпорядкавразныеэпохивихпреемственнойипричиннойсвязимеждусобой».

Следуетостановитьсянанаучномнаследииодногоизпредставителейрусскойиодновременномировойсоциологическоймысливееклассическомпонимании— П.А. Сорокине. Онпредложилиобосновалпонятийныйаппаратсоциологии: социальноеявление, социальныйконтроль, социальноеповедение, историческийпрогрессиеготенденции.КрупнымнаучнымдостижениемСорокинабыларазработкаимтеориисоциальнойстратификации: какобщихпонятий, такипризнаковсоциальнойдифференциации, восновекоторойлежатэкономический, политическийипрофессиональныйстатусы.

Уникальнымявлениемвроссийскойсоциологиибыласубъективная

школа
, наиболееяркимипредставителямикоторойбылиП.Л. Лавров(1823—1900), Н.К. Михайловский(1842-1904), Н.И. Кареев(1850-1931).Индивид, утверждалЛавров, являетсяединственнойреальнойдвижущейсилойобщества, ипоэтому«социологияестьнаука, исследующаяформыпроявления, усиленияиослаблениясолидарностимеждусознательнымиорганическимиособями».

Михайловскийисходилизнеобходимостиспасенияиндивидаотразрушительноговоздействиясоциальногоконтроля, придавалбольшоезначениевзаимодействиючеловекасобществом. Проанализировавсущностьиструктурусоциальногоповедения, онвысказалрядидей, превосходящихвыводыЗ. Фрейда, оролиподражания, внушенияипрестижа.

СубъективистскоенаправлениевнаиболееполномвидедаетпредставлениеовсейсоциологическоймысливРоссии. Хотясубъективизмвразвернутомиобоснованномвидеориентируетсянаизучениечеловекавегоспецифическомсоциальномизмерении, нужнопризнать, чтоипредставителидругихшколтакжеразделялимногиеидеиосоциальнойсущностичеловека, оегосознаниииучастииврешенииобщественныхпроблем.

Так, Л.И. Петражицкийособоезначениепридавалролиэмоцийкакавтономномудоминирующемуфакторусоциальногоповедения, благодарякоторомувозможнаадаптациякокружающейсреде. А.А. Богдановписалосоциальноминстинкте— силе, заставляющейчеловекавзаимодействоватьсдругимилюдьми, поступать, какони, чтоособенноотчетливопроявляетсявимитациикакособойформесоциальногоповедения. Болеетого, Богдановутверждалвсвоейработе«Изпсихологииобщества», что«социальноебытиеисоциальноесознание— одноитоже, апоэтомусоциальноесознаниеопределяетсоциальнуюборьбу». Главнымкритерием«культурно-историческихтипов», поДанилевскому, являетсяязыковаяблизость. УПлехановабольшоевниманиеуделялосьнепростообщественномусознанию, аобщественнойпсихологиииеероливжизнилюдей.

8.
Многофакторная

концепция

М
.
М
.
Ковалевского


МногофакторныйподходкизучениюобществасвязанстворчествомМаксимаМаксимовичаКовалевского(1851-1916). Поегомнению, социологияявляетсяобобщающейтеоретическойнаукой, интегрирующейвсеберезультатыразличныхобщественныхнаук. Цельсоциологиисостоитвтом, чтобывскрыватьпричиныпокояидвижениячеловеческогообщества, устойчивостииразвитияпорядкавразныеэпохивихпреемственностиипричиннойсвязи. ЦентральноеместововзглядахМ. М. Ковалевскогозанимаетучениеосоциальномпрогрессе, сущностькоторогоонвиделвразвитиисолидарностимеждусоциальнымигруппами, классамиинародами. Онразработалплюралистическуюконцепциюсоциальнойпричинности, согласнокоторойвисторико-социологическомисследованииследуетисходитьизвзаимосвязиразличныхфакторов— экономического, политического, психологического, культурногоидр. М. М. Ковалевскийсчитал, чтовразличныеисторическиеэпохиведущееместовобщественнойжизнимогутзаниматьсовершенноразличныефакторы. 
Опираясьнаучениеопрогрессе, М. М. Ковалевскийрассматривалреволюциюкакслучайноеипатологическоеявление, хотяипризнавал, чтореволюциидвигаютобществовперед, ноэтодвижениепроисходитвпротивоестественнойформе. Революциянеестьисторическаянеобходимость, аестьследствиеошибокправительства. Нормальныйисторическийпроцессоснованнагармонии, аеслиэтагармониянарушается, тогдапоявляетсяпочвадляреволюции. СоциологиюопределялкакнаукуоборганизациииэволюциичеловеческогообществаПредметсоциологии— изучениебиологических, психологическихиэкономическихфакторовпрогресса, выступаеткаксинтезрезультатов, полученныхконкретнымиобщественныминауками. Содержаниепрогрессарассматриваетсякакрасширениесолидарностиирост"замиреннойсферы" (наосновепримиренияпротивоположностей). Универсальнымсоциальнымзакономразвитияобществасеготочкизренияявляетсязакон"ростачеловеческойсолидарности". Атакиеявления, какклассоваяборьба, социальнаяреволюция— отклонениеотнормы. Ковалевскийсчитает, чтоприродаобществадолжнавыражатьсявсоциальнойгармонии– социологиядолжнаобъяснятьпрошлоеинастоящее, разнообразиеформчеловеческойсолидарностииееприроду.
Солидарностьвозникаетизвлияниямножествапричин, нельзявыделитькакой— либоотдельныйфакториотдатьемупредпочтение. Анализируетвопросывзаимосвязисоциологиисисторическиминауками, многофакторнуюосновуобщества, разрабатываетииспользуетсоциально— историческийметодисследования. СименемКовалевскогосвязанопонятиегенетическойсоциологии, задачикоторой-анализобразованияосновныхобщественныхинститутов.

Социология— наука, исследующаяформыпроявленияусиленияиослаблениясолидарностимеждусознательнымииорганическимиособями. ПредметСоциологиивключаетчетыреэлемента: 1) животные, общества, вкоторыхвыработалосьиндивидуальноесознание; 2) существующиеформычеловеческогообщежития;3)общественные идеалы4) практическиезадачи.

Мывыделяем3 общихзаконафункционированиясоциальноготела: 1) общебиологическийзакон2) общийсоциальныйзакон3) общеполитическийзакон.

Центральнойкатегориейявляется  понятиепрогрессакакрасширениясолидарностииростазамиреннойсферы. Предмет— проблемапрогрессавегоорганизациииэволюции.
 Всестороннерассматриваются3 социальные  проблемы:  1) основныеначала, содержанияиместаэк. интересавжизнилюдей2) социальныйпрогресс3) рольполитическойвластиреволюционногоменьшинствависторическомразвитиисоцзаконыявляются продуктомчеловеческойволиичелрасчета, онивозникаютиуничтожаютсявместесобществом. 

ВЫВОД: Социология– наукаоборганизациииэволюциичеловеческогообщества. Предметсоциологии– изучениебиологических, психологическихиэкономическихфакторовпрогресса. Социологияосуществляетсинтезрезультатов, полученныхконкретнымиобщественныминауками. Придавалбольшоезначениевзаимосвязисоциологиииистории. Создалсвоеобразнуюконцепциюсоциальногопрогресса: содержаниепрогресса: расширениесолидарностииростзамиреннойсферы; универсальныйспециальныйзакон– законростачеловеческойсолидарности.

9.
Интегральная

социология

П
.
А
.
Сорокина


П. Сорокинделилсоциологиюнатеоретическуюипрактическую.

            Теоретическую

социологиюонвсвоюочередьделилнатриотдела: социальнуюаналитику, социальнуюмеханикуисоциальнуюгенетику. Социальная

аналитика
изучаетстроение(структуру) социальногоявленияиегоосновныеформы. Предметсоциальной

механики(илисоциальнойфизиологии) – процессвзаимодействиялюдей, инымисловами, — поведениелюдейитехсил, которымионовызываетсяиопределяется. Социальная

генетика
изучаетразвитиесоциальнойжизни, еёотдельныхсторониинститутов. Понятно, чторазвитиесоциальногоявленияопределяетсяегостроением(структурой) ивзаимодействиемсдругимиявлениями, такчтосоциальнаягенетикакакбысодержитвсебесоциальнуюаналитикуисоциальнуюмеханику.

            Практическая

социологияхарактеризуетсяП. Сорокинымкакприкладнаядисциплина. Опираясьназаконы, которыеформулируеттеоретическаясоциология, онадолжнапомогатьобществуичеловекууправлятьсоциальнымисиламивсоответствииспоставленнымицелями. Практическаясоциологияпроявляетсявсущностикаксоциальнаяполитика, направляетиобосновываетпоследнюю.

            ОбъектамиизучениянеопозитивистскойсоциологииСорокинаявляются,преждевсего,социальноеповедениеидеятельностьлюдей, социальныегруппыиструктураобществавцелом, атакжепроисходящиевнёмпроцессы. Втожевремявсяобщественнаяжизньивсесоциальныепроцессымогутбытьразложены, пословамСорокина, наявленияипроцессывзаимодействиядвухилибольшегочислаиндивидов. Вотэти– товзаимодействия людейиобъявляютсяимнепосредственнопредметомизучениясоциологии. Речьидёто«психико– рефлекторном» взаимодействиииндивидов, проявляющемсявнешневихповеденииидеятельности.

            ВэтомзаключаетсясущественноеотличиенеопозитивистскойсоциологииСорокинаотклассическогопозитивизмаКонта. ЕслипозитивистскаясоциологияКонтанаправленапреждевсегонаизучениеобществакакцелостногосоциальногоорганизма, топредметомнепосредственногоизучениянеопозитивистскойсоциологииСорокинавыступаетвзаимодействиедвухилиболеелиц, образующихтакназываемыемалыегруппы. Изтакогородаэлементарныхвзаимодействийскладываются, каконсчитал, разногородасоциальныепроцессы.ВзаимодействиедвухиндивидовхарактеризуетсяСорокинымкакпростейшеесоциальноеявление. Оноимеетместотогда, «когдаизменениепсихическихпереживанийиливнешнихактоводногоиндивидавызываетсяпереживаниямиивнешнимиактамидругого». ТакиевзаимодействияназываютсяСорокиным«социальнымиклеточками», изкоторыхобразуютсявсеостальные, болееилименеесложныеобщественныеявления.Анализу простейших социальных взаимодействий и посвящён, по сути весь первый том «Системы социологии» П. Сорокина. Во втором её томе исследуются «сложные социальные агрегаты», разного рода социальные группы, их строение и взаимодействия.

            П. Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп – односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому – либо признаку, например языку, территории, полу, возрасту, или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы.
            Социальная стратификация и социальная мобильность

            Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли своё отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина. Согласно этой теории всё общество делится на различные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формамсоциальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнёс экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п. Меняя профессию или вид деятельности, своё экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название Социальной мобильности. П. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.

            Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность– это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно – из высшего слоя в низший.

            При этом люди, принадлежащие к высшему слою в каком – то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоёв одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений.


Как считал Сорокин, социальная мобильность – такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она существует. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности, в процессе которых люди перемещаются вверх по социальной лестнице. Он обосновал такое понятие, как «социальное пространство», суть которого раскрывается через понятия «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице» и «социальная дистанция»

            Большое значение П. Сорокин придавал вопросам социального равенства указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней – это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т.е. «по степени его личного социально – полезного труда». Исключительное значение имеет «более или менее равномерное распределение знаний и образований», без чего, по его мнению, вообще невозможна эгалитарная, т.е. основанная на социальном равенстве, система общества.

            П. Сорокин был глубоко убеждён в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного решения социальных противоречий и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, эволюционный путь развития.

Также Сорокин анализирует развитие культур народов, разрабатывает теорию ценностей. Понятие «ценность» выступает как одно из важнейших в его социологии. С помощью этого понятия объясняется поведение индивидов и социальных групп, их взаимодействия по самым разным направлениям. Большое значение придаётся общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество народов. Именно к этому всегда призывал П. Сорокин как учёный и общественный деятель. На склоне своих лет он выступил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический, как он писал, типы общества сольются в некое третье интегральное общество, которое «объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьёзных дефектов каждого типа».

           
10) Исторические судьбы отечественной социологии 
XIX
в веке

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.