Федеральноеагентство по образованию Российской Федерации
Воронежскийгосударственный профессионально-педагогический колледж
Швейноеотделение
Курсоваяработа
Подисциплине: «Экономика отрасли»
Специальность050501 «Профессиональное образование»
специализация260901 «ТШИ»
Тема:«Расчет технико-экономических показателей швейного цеха по изготовлению женскихкостюмов из шелкового материала»
Исходныеданные: Такт потока 60 секунд.
Выполниластудентка группы 342
Симко Ю.К.
Руководитель курсового проекта
Мартынова В.Б.
Работазащищена с оценкой
Воронеж2008
Содержание
1. Введение
2. Маркетинговаядеятельность на швейном предприятии
3. Производство иреализация
4. Себестоимость, прибыльи рентабельность
5. План по труду и кадрам
6. Технико-экономическиепоказатели
7. Используемаялитература
Введение
Одной изхарактерных черт современного состояния Российской экономики является стагнация- падение производства с одновременным ростом инфляции.В этих условиях большоеколичество предприятий легкой промышленности, и в том числе швейной,преобразованных в ходе рыночных реформ в акционерные общества закрытого илиоткрытого типа, оказались банкротами или на грани банкротства. Кроме того, впоследние годы возникла тенденция разрушения научно-технического потенциала иранее эффективно функционировавшей системы подготовки научных кадров легкойпромышленности.
Находясь всостоянии банкротства или на его грани, но в относительно благоприятныхусловиях рыночной конъюнктуры, новые предприятия столкнулись с проблемойреорганизации запущенной или действующей по-старому системы управленияпроизводством.
Одним из источников повышенияэффективности производства является совершенствование технологическойподготовки производства. Наиболее ответственным этапом подготовки производстваявляется проектирование технологических процессов, так как именно на этом этапезакладываются основные технико-экономические показатели производства.
В современных условияхповышение качества и сокращение сроков разработки проектов может бытьобеспечено за счет широкого использования САПР- системы автоматизированногопроизводства.
Важнейшим направлениемповышения эффективности работы швейной промышленности является активизацияинновационной деятельности, главная задача которой заключается в использованиирезультатов научных исследований и разработок на предприятиях. Инновационнаядеятельность начинается уже на стадии проектирования новых видов и моделейизделий и формирования промышленной коллекции моделей. Сегодня одной изсоставляющих гибкого производства является формирование упорядоченнойпромышленной коллекции моделей одежды с учетом потребительского спроса.
Повышение эффективноститехнологического процесса изготовления одежды возможно за счет внедрениятехнологичной конструкции, современных методов и способов обработки,организации гибкого производственного потока и с использованием современноговысокопроизводительного оборудования.
2. Маркетинговаядеятельность на швейном предприятии
Анализ маркетинговойсреды и оценка рыночных возможностей швейных предприятий осуществляются в ходекомплексных маркетинговых исследований рынка, цель которых состоит в сбореинформации о рынке и ее изучении для совершенствования процесса разработки исбыта товаров.
Маркетинговыеисследования рынка являются обязательным условием успеха товаров, предлагаемыхна рынке. Маркетинговые исследования могут касаться различных сфер деятельностии решать следующие задачи: изучение политики цен, анализ сбыта, изучениеканалов распределения и стимулирования сбыта, изучение средств рекламы, и ееэффективности и т.д.
Маркетинговыеисследования проводятся, как правило, по какой-либо комплексной маркетинговойпроблеме, актуальной для предприятий в настоящий момент. Многие крупные швейныепредприятия имеют для этой цели собственные отделы, содержащие от одного донескольких десятков сотрудников. Это могут быть специализированные отделы илиотделы, выполняющие близкие функции, например, отделы экономической информации,отделы сбыта и т.д.
Понятие маркетинговогоисследования определяется как объективный сбор, регистрация и анализ всехфактов по проблемам, относящимся к продаже и перемещению товаров и услуг отпроизводителя к потребителю. Маркетинговые исследования также могут охватыватьвсе виды исследовательской деятельности, связанные со стоящей передпредприятиями маркетинговой ситуацией.
С переходом на рыночныеотношения предприятиям уже никто не устанавливает контрольные цифры и нетребует представлять к определённому сроку план экономического и социальногоразвития. Почувствовав свободу и бесконтрольность, некоторые предприятия сталименьше внимания уделять прогнозированию и планированию своей деятельности, иэто была их весьма существенная ошибка. Как показывает анализ, такиепредприятия в своём значительном большинстве оказались в тяжёлом финансовомположении или стали банкротами.
При переходе предприятияна рыночную систему отношений ему необходимо самому разрабатывать стратегиюповедения на рынке, ценовую политику, политику борьбы с конкурентами.
Важной задачейпланирования является анализ предшествующей деятельности, выявление допущенныхошибок и просчётов, стремление предотвратить их в будущем. Такой подход требуетпри необходимости корректировки планов, составления их разных вариантов вслучаях, если сложно точно предсказать будущее.
Основу деятельностимаркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования,налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен,развертывание службы сервиса.
По отношению к рынкумаркетинг имеет 2-стороннюю структуру, а именно: маркетинг, осуществляемыйпродавцами, и маркетинг, осуществляемый покупателями.
При проведениимаркетинговых исследований руководство предприятия получает необходимуюинформацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах,которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данныеизделия, т.е. емкость рынка, наиболее высокий, где сбыт продукции можетпринести наибольшую прибыль. С помощью проведения маркетинговых исследованийопределяется в какие виды производства, какую отрасль наиболее выгодно вложитькапитал, где основать свое предприятие. Проведенные маркетинговые исследованиятакже позволяют понять, каким образом компания должна организовать сбыт своейпродукции, как надо проводить кампанию по продвижению на рынки новых изделий,строить стратегию рекламы; определить, какие виды продукции, проданные какомупотребителю и в каком регионе принесут наибольшую отдачу на каждый рубль.
Схема маркетинговогоисследования:
1. Выявление проблем иформулирование целей исследования.
2. Отбор источников информации.
3. Сбор информации.
4. Анализ собраннойинформации.
5. Представление полученных результатов.
Старинная поговоркагласит «Хорошо определенная проблема — это уже половина её решения», поэтому напервом этапе управляющий по маркетингу и исследователь должны четко определитьпроблему и согласовать цели исследования.
Цели могут быть:
— Поисковыми, то естьпредусматривать сбор каких-либо предварительных данных, проливающих свет напроблему,
— Описательными, то естьпредусматривать описание определенных явлений,
— Экспериментальными, тоесть предусматривать проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи.
План исследованияосновывается на уже имеющейся информации описательного характера, при этомвыбираются основные методы исследования, включая методы определения выборки.Определить критерии отбора, дать точные формулировки вопросов в интервью, времяполучения данных; рассчитать бюджет маркетингового исследования
План исследованияосновывается на уже имеющейся информации описательного характера, при этомвыбираются основные методы исследования, включая методы определения выборки.
На втором этапенеобходимо определить вид интересующей заказчика информации и пути её наиболееэффективного сбора.
Кабинетные маркетинговыеисследования включают изучение внешней информации и изучение внутреннейинформации.
Руководитель собираетвнешнюю маркетинговую информацию, читая книги, газеты, специализированныеиздания, беседуя с клиентами, поставщиками и прочими лицами, не относящимся кштатным работникам фирмы, а также обмениваясь сведениями с другими управляющимии сотрудниками своей фирмы.
3. Производство иреализация продукции
Производственнаяпрограмма предприятия – это план производственных подразделений предприятия пообъему, номенклатуре, ассортименту, качеству и срокам производства продукции.Производственная программа является основным разделом системы планирования напредприятии, поскольку выпуск промышленной продукции в соответствующемассортименте и необходимого качества является конечной целью промышленногопроизводства.
План производствапродукции является основой для расчета всех остальных разделов годового планапредприятия. Исходной информацией для разработки плана производства продукцииявляются: результаты маркетинговых исследований рынка, данные опроизводственной мощности предприятия, расчеты финансовых возможностейпредприятия, сведения о запасах матералов на складах предприятия.
В плане производства иреализации продукции рассчитываются объем производства в трех показателях:
В натуральныхпоказателяхрассчитывается на основе выпуска в смену и эффективного фонда рабочего времени:
Вг=Всм*п*Др
Вг – годовой выпуск
Всм – выпуск в смену
п – количество смен
Др – эффективный фонд рабочего времени (расчет см. в таблице №1)
В условно-натуральныхпоказателяхрассчитывается исходя из годового выпуска и трудоемкости.
Вн.ч=Вг*Тизд
Вн.ч – выпуск нормо-час
Тизд – трудоемкость (расчет см. в таблице№2)
В денежных показателяхрассчитывается наоснове выпуска в год и оптовой цены.
Вден=Вг*Цопт
Вден – выпуск в денежном измерении
Цопт – оптовая цена (расчет см. в таблице№ 3)
Таблица №1 «Расчетпроизводственной программы в натуральных показателях»№ п/п
Наимено-вание
изделия Мощно-сть потока Кол-во смен Выпуск в день Эффективный фонд раб. вр. по потоку Годовой выпуск I II III IV 1 Женский костюм из шелковой ткани 480 2 960 201 48240 96480 144720 192960
Таблица №2 «Расчет вусловно-натуральных показателях»№ п/п Наименование изделия Годовой выпуск (тыс.) Время изготовления изделия (час) Общая трудоемкость 1 Женский костюм из шелковой ткани 192960 0,68 131212,8
Таблица №3 «Расчет вденежных показателях»№ п/п Наименование изделия Годовой выпуск (тыс.) Товарная продукция в оптовых ценах Цопт за 1ед. Сумма 1 Женский костюм из шелковой ткани 192960 834,95 16111195,2
4. Себестоимость,прибыль и рентабельность
Себестоимость составляетоснову для проектирования и установления цен на изделие и через прибыльоказывает влияние на рентабельность производства и продукцию. На себестоимостьпродукции влияют стоимость сырья и материалов, электроэнергия, оплата труда,цеховые и общефабричные расходы. Себестоимость отражает бухгалтерские издержкипроизводства, т.е. затраты производственных факторов, используемых дляпроизводственной и реализационной деятельности.
План по себестоимости,прибыли и рентабельности состоит из следующих разделов:
— снижение себестоимостипродукции за счет основных технико-экономических факторов;
— калькуляциясебестоимости отдельных видов продукции;
— смета затрат напроизводство;
— себестоимость товарнойи реализуемой продукции;
— расчет прибыли;
— расчет рентабельностипроизводства и продукции.
Планированиюсебестоимости должен предшествовать тщательный анализ отчетных данныхпредпланового периода по всем разделам плана себестоимости. Положительныерезультаты, обеспечивающие снижение себестоимости продукции, необходимоучитывать и в планируемом периоде. Необходимо изучить научные достижения ииспользовать их при планировании себестоимости для снижения материальныхзатрат, трудоемкости продукции и других затрат.
Процесс исчисления себестоимостиединицы продукции и документ, в котором представлены все затраты на единицуконкретного вида продукции по статьям, называется калькуляцией.
Таблица №4 « Расчетстоимости основных материалов»№п/п Перечень материалов и фурнитуры Единица измерения Норма расхода Цена оптовая (руб.) Стоимость материалов на ед. изделия (руб.) Стои-мость материалов на годовую программу (тыс. руб.) 1 Шелковая ткань метр 2,70 112,50 303,75 58611600 2 Флизелин метр 0,70 45,00 31,50 6078240 3 Нитки штуки 3 5,25 15,75 3039120 4 Пуговицы штуки 5 3,00 15,00 2894400 5 Молния штуки 1 3,75 3,75 723600 6 Отделочный шнур метр 0,45 2,70 1,20 231552 Итого: 370,95 71578512
Таблица №5 «Плановаякалькуляция себестоимости на изготовление»№ п/п Наименование калькуляционных статей расходов Сумма затрат в тыс. руб. На единицу измерения На годовую программу 1 Сырье и материалы 370,95 71578512 2 Транспортно-заготовительные расходы 29,68 5727052,8 3 Весовые отходы 3,71 715881,6 Итого: 396,92 76589683,2 4 Основная заработная плата рабочих 39,82 7683667,2 5 Дополнительная заработная плата 50% 20,00 3859200 Итого: 59,82 11542867,2 6 Отчисления на социальные нужды 35% 20,94 4040582,4 7 Расход на содержание и эксплуатацию оборудования 40% 23,93 4617532,8 8 Цеховые расходы 35% 20,42 3940243,2
9 Общепроизводственные расходы 60% 60,42 1165864,2
Итого: 126,23 24357340,8
Производственная себестоимость 523,15 100947024
10 Внепроизводственные расходы 14% 73,24 14132390,4
Итого полная себестоимость: 596,39 115079414,4
Уровень рентабельности: 40%
Прибыль: 238,56 46032537,6
Цена оптовая: 834,95 161111952
5. План по труду и заработной плате
Большое значение приразработке годового плана имеет план по труду и заработной плате. Разработкаплана по труду и заработной плате должен предшествовать тщательный анализвыполнения всех разделов этого плана на предыдущий отчетный период.
Плана по труду изаработной плате включает следующие разделы:
— план повышенияпроизводительности труда;
— план по численностиработающих;
— определение плановогофонда заработной платы и средней заработной платы рабочих и других категорийработников;
— план подготовки иповышения квалификации кадров.
Повышениепроизводительности труда в швейной промышленности будет достигаться главнымобразом в результате механизации производства, лучшей его организации,расширения специализации, внедрение научной организации труда,совершенствования управления производством, улучшение качества продукции.Показателем производительности труда в швейной промышленности являетсянормативная стоимость обработки ПТ=В/Т.
В натуральных показателях(шт.) ПТ=В/Nппп, где ппп –промышленно-производительный персонал.
В денежных показателях(руб.) ПТ=В*НСО/ Nппп, где НСО –стоимость обработки.
Каждое предприятие должноЭффективно использовать трудовые ресурсы и обеспечить выполнениепроизводственной программы минимально-необходимой численностью. Припланирование численности основных рабочих учитывают технологическуютрудоемкость, мощность и фонд рабочего времени. Численность вспомогательныхрабочих планируется и рассчитывается исходя из установленного оборудования инорма обслуживания на одного работника в условных единицах. ЧисленностьИнженерно-технических работников и младшего обслуживающего персоналарассчитывается исходя из численности основных производственных рабочих исложности работы.
Задачами планированиязаработной платы на предприятии является определение общего фонда заработнойплаты; осуществление оплаты труда работающих в соответствии с количеством икачеством выполняемых работ; повышение заинтересованности каждого работающего вулучшении результатов своего труда и работы предприятия в целом. В соответствиис планированием и учетом рабочего времени различают: часовой, дневной имесячный.
Все выплаты, которыепроизведены за выполненную работу и отработанное время, составляют часовой фондзаработной платы. В него включается прямой фонд рабочих-сдельщиков и тарифныйфонд рабочих-повременщиков, а также ряд доплат.
Дневной фонд зарплатывключает в себя часовой фонд, оплату перерывов в работе кормящим матерям идоплату за сокращенный рабочий день подросткам.
Месячный фонд заработнойплаты включает в себя фонд дневной заработной платы и все выплаты, связанных соплатой целодневных перерывов в работе: оплату очередных отпусков, выходныепособия, заработную плату работников, числящихся в списочном составепредприятия и командированных на другие предприятия или на учебу, и др.
Таблица №6. «Расчетчисленности основных производственных рабочих»№ п/п Перечень специальностей Явочный состав в 1 смену Явочный состав в 2 смены % невыходов Кол-во рабочих Списочный состав 1 2 3 4 5 6 7 1 Швея-мотаристка 9 18 4% 1 19 2 Оператор спец. машин 11 22 4% 1 23 3 Ручница 8 16 4% 1 17 4 Утюжельница 12 24 4% 1 25 5 Прессовщица 1 2 4% 2 Итого: 41 82 86
Таблица №7. «Расчетоборудования в условных единицах»№ п/п Перечень оборудования Кол-во оборудования Переводной коэффициент Оборудование в условных единицах 1 2 3 4 5 1 Универсальное оборудование: GC6150M «Typical» 9 1,0 9 2 Специальное оборудование:
GN6A-3 «Typical»
GN794 «Typical»
302x1 « Подольск»
GT660 «Typical»
3
7
1
1
3,0
11,0
2,0
3,0
9
77
2
3 3 Электрооборудование:
Утюг «Stirovap 181»
Пресс «SS115»
14
2
0,6
3,0
8,4
6
Таблица №8 «Расчетчисленности вспомогательных рабочих»№ п/п Перечень Разряд Объект обслужи-вания Норма обслу-живания Численность 1 смена 2 смены 1 2 3 4 5 6 7 1 Механик универсального оборудования 5 9 115 - 1 2 Механик специального оборудования 6 91 85 1 2 3 Электрик 5 14,4 85 - 1 4 Контролер ОТК 5 480 95 5 10 Итого: 14
Таблица №9. «Расчетчисленности ИТК, служащих младшего обслуживающего персонала»№ п/п Перечень специальностей Численность В 1 смену В 2 смены 1 2 3 4 1 ИТК: 1. Начальник цеха - 1 2. Старший сменный мастер 1 2 3. Технолог 1 2 4. Нормировщик 1 2 5. Мастер 1 2 Итого: 9 2 Служащие: 1. Бухгалтер - 1 2.Учетчик 1 2 Итого: 3 3 МОТ: 1. Уборщица 1 2
Таблица №10. «Расчетфонда заработной платы основным рабочим»№п/п Наименование изделия Стоимость обработки (сдельная расценка) Годовой выпуск Прямой фонд з/п Премия Общий фонд % Руб. 1 2 3 4 5 6 7 8 1 Женский костюм из шелковой ткани 39,82 192960 7683667,2 50% 384183,36 8067850,56
Таблица №11. «Расчетфонда З/п вспомогательным рабочим»№ п/п Перечень Разряд Тарифная ставка
Кол-во
раб.
2 см. Кол-во отр. час.
Прямой
фонд Премия Общий фонд % Руб 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Механик универса-льного оборудо-вания 5 17 1 1608 27336 5 9567,6 36903,6 2 Механик специа-льного оборудо-вания 6 18 2 1608 57888 5 20260,8 78148,8 3 Электрик 5 17 1 1608 27336 5 9567,6 36903,6
4 Контро-лер ОТК 16 10 1608 257280 5 90048 347328 Итого: 14 369840 129444 499284
Таблица №12. «Расчетдоплаты резервным рабочим»№п/п Перечень Разряд Тарифная ставка
Кол-во
раб.
2 см. Кол-во отр. час.
Прямой
фонд Премия Общий фонд % Руб. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Швея-мотаристка 3 16 18 1608 463104 231552 694656 2 Оператор спец. машин 3 16 22 1608 566016 283008 849024 3 Ручница 4 16 16 1608 411648 205824 617472 4 Утюжельница 3 16 24 1608 617472 308736 926208 5 Прессовщица 2 16 2 1608 51456 25728 77184 Итого: 82 2109696 1054848 3164544
Таблица №13.«Расчетная структура заработной платы рабочих»№ п/п Наименование Рубли 1 2 3
1
2
Прямой фонд
З/п рабочих швейного цеха
З/п вспомогательных рабочих
Итого:
7683667,2
369840
8053507,2
1
2
3
4
Часовой фонд
Прямой фонд
Премия основным рабочим швейного цеха
Премия вспомогательным рабочим
Доплаты:
— резервным рабочим
— за ночные часы Д=Тсм.3*0,2*Др*N
Итого:
8053507,2
384183,36
129444
3164544
57888
11789566,56
1
2
Дневной фонд
Часовой фонд
Доплаты:
— подростки Д=Тсм*1чNподр.Др
Итого:
11789566,56
5226
11794792,56
1
2
Годовой (месячный) фонд
Дневной фонд
Доплаты:
— очередной отпуск (дополнительный)
— выполнение общественных и государственных обязательств
Итого:
11794792,56
1760416,80
117361,12
13672570,48
Средняя месячная заработная плата 11868,55
6. Технико-экономическиепоказатели№ п/п Наименование показателей Единица измерения Величина показателя 1 2 3 4 1. Трудоемкость изделия Час 0,68 2. Численность рабочих в смену Человек 41 3. Выпуск в смену Единицы 480 4. Производительность в смену Единицы 19680 5. Сдельная расценка Рубли 39,82 6. Годовой объем производства В шт. 192960 7. Численность рабочих всего Человек 96 8. Фонд заработной платы Рубли 8067850,56 9. Средне-месячная заработная плата на 1 рабочего Рубли 11868,55 10. Себестоимость единицы изделия Рубли 596,39 11. Свободная отпускная цена Рубли 834,95 12. Уровень рентабельности % 40
7. Используемаялитература
1. Бабадженон С.Г., Доможиров Ю.А.«Экономика предприятия швейной промышленности», 2003 М. Издательский центр«Академия»
2. Волков О.И «Экономикапредприятия». Учебник, Москва. Инфра – М 2001г.
3. Журнал « Швейная промышленность»
4. Карлик А.Е., Шухгальтер М.А. «экономика предприятия» 2002г. Москва, Инфра-М.
5. Манедов О.Ю « Современнаяэкономика», учбник Ростов-на-дону, 1995г
6. Пелих А.С. «Экономика предприятияи отросли промышленности». «Феникс». Ростов-на-дону 2002г.
7. Савинский Л.И. «Рынок, маркетинг,менеджмент». Учебное пособие. Москва 2004г.