ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 2
1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ… 4
1.1. Способы разгосударствления… 4
1.2. Формы приватизации… 6
2. ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИИ… 12
2.1. Состояние российской экономики в начале 1990-х годов… 12
2.2. Этапы проведения приватизации… 14
3. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ 1993-2003 гг. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 32ВВЕДЕНИЕ
В современном мире процесс приватизациисчитается составной частью институциональных изменений, сопровождающихдемократические реформы. Успехи Российской Федерации на пути построениядемократического, правового, экономически развитого государства – равноправногопартнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по целомукомплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели,связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частнойсобственности и эффективных собственников.
В России в 1917 г. социалистическаяреволюция провозгласила цель — заменить капитализм социализмом. Но дляисторического перехода к новому, более высокоразвитому общественному строю небыло необходимых предпосылок. Более того, Россия не имела даже тех достиженийцивилизации, которые были в высокоразвитых странах.
За короткий исторический срок в СССР былисозданы современное промышленное производство, плановая организация народногохозяйства, проведена культурная революция. Но все эти преобразованияпроводились ценой низкого жизненного уровня населения, отсутствия демократии игражданских свобод. Важно отметить, что огромную долю создаваемого богатствагосударство направляло на развитие мощной оборонной промышленности.
В СССР с 30-х годов утвердилсяобщественный строй, который может быть назван государственным социализмом.Государственный социализм — это искусственная социально-экономическая система,для которой характерен полный захват собственности государством. В рукахгосударства оказалась вся система отношений присвоения. Во-первых,собственность народа на основные средства производства была превращена вбезраздельную собственность государства. Во-вторых, государственный аппаратсосредоточил в своих руках управление народным хозяйством. В-третьих,государство в максимальной степени централизовало у себя основную массувыпускаемой всеми предприятиями продукции и финансовые средства. Трудящиеся жеоказались у государства наемными работниками, отчужденными от материальныхусловий труда и его плодов, от управления производством и превратились впростых исполнителей распоряжений вышестоящих органов. Они, естественно, небыли материально заинтересованы в конечных результатах хозяйствования. Неслучайно государство широко и часто применяло административные,внеэкономические способы привлечения миллионов людей к труду.
Стало быть, всеохватывающееогосударствление экономики породило все более обостряющееся противоречие междудействительным уровнем обобществления производства и господствомгосударственной собственности, а тем самым — противоречие между кореннымиинтересами всех трудящихся, приумножающих эту собственность, и интересамиприсваивающей результаты их труда государственной власти.
Указанное противоречие может бытьразрешено посредством реформы (лат. reformare — преобразовать) — изменениягосподствующей формы собственности. Существо реформы состоит в том, чтобыпроизвести в значительных масштабах разгосударствление собственности — превращение государственной формы присвоения вразнообразные иные формы хозяйства.
В данной работе поставлены следующиезадачи:
- Раскрыть понятияразгосударствления собственности и приватизации;
- Рассмотреть процесс приватизациив России 1993-2003 г.г.;
- Проанализировать итоги приватизациив России.1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ1.1. Способы разгосударствления
Разгосударствление – это совокупность мерпо преобразованию государственной собственности, направленных на устранениечрезмерной роли государства в экономике.
Кроме того,разгосударствление означает снятие с государства большинства функцийхозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровеньпредприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Разгосударствление неозначает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике.Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государствоостается структурным элементом смешанной экономики.
Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к.последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствлениясохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективностифункционирования остающихся в государственном секторе предприятий.
Основными способами разгосударствления являются:
1) либерализация рынков;
2) коммерциализация;
3) стимулирование создания ирасширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);
4) денационализация.
Либерализация рынков предполагаетоткрытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственнымисубъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторахэкономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства.Речь идет о:
— снятии различного рода запретов иустранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новыхконкурентов;
— о диверсификации производства ипродаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукцияможет поступать на самые разные рынки.
Государство поощряет такжемалый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновенияиностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все этоделает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствлениебез изменения государственной собственности.
Коммерциализациягосударственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, вподчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализациягосударственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночнойсреды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает ихбюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияниев списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственнойдеятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе.Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельнойпроблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так какгосударство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования вгосударственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежногохозяйства страны, к снижению уровня инфляции.
Еще одним способомразгосударствления является создание смешанных предприятий с участиемгосударства и субъектов иных форм собственности, которое могло бысопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случаеидет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранногокапитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности другихформ собственности отечественного происхождения.
И еще один способразгосударствления – это денационализация государственной собственности,которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационныйхарактер. При этом собственность государственных предприятий может переходитьне только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственныхпредприятий, кооперативам.
Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменениисобственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.
Результатом разгосударствления является уменьшение доли валовогонационального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет. Иначеговоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями,изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства.По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот,разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.
Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности неизменяется (в отличие от процесса приватизации). В экономической теории ипрактике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.1.2. Формы приватизации
Приватизация – одно изнаправлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее вчастную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Под приватизацией обычнопонимается передача контролируемой теми или иными государственными органамиобщественной собственности в частный сектор. Закон РФ «О приватизациигосударственных и муниципальных предприятии в РФ» от 3.07.1991г. понимаетпод приватизацией «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами)у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственностьпредприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых всамостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий,патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированныхпредприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местныхСоветов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ);принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иныхакционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов идругих объединений предприятий».
Известны два путипреодоления тотального выведения предприятий из-под прямого контролягосударства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или черезприватизацию.
Самоуправленческая модельпредприятия, позволяющая обеспечить определенную степень хозяйственнойобособленности, с одной стороны, и некоторые черты групповой собственности, сдругой, появилась в недрах административно-плановой экономики именно как формаухода от тотального государственного контроля и усиления мотивации кэффективной хозяйственной деятельности. Наибольшее распространениесамоуправлен-ческая модель получила в Югославии и Польше, но отдельные ееэлементы использовались и в других бывших социалистических странах (например,система рабочего участия в прибылях предприятий в Венгрии).
Самоуправленческая модельбазировалась на весьма аморфных отношениях собственности, когда эти отношенияраспространялись главным образом на полученные предприятием хозяйственные результаты,а не на капитал. Если сравнивать самоуправление с формами собственности,принятыми в рыночной и в переходной экономике, то по своей сути оно большевсего приближается к аренде предприятия его трудовым коллективом, когдапервоначальный (авансированный) капитал остается в собственности государствакак арендодателя.
Главное содержаниеприватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанныхна том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев “единой фабрики”плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал каксамовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций,жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.
Конкретные методыпроведения реформы собственности зависят от того, накаких принципахпередается государственное имущество новым собственникам. Это прежде всеговыбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатнойформами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации во всех странахстоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемыхгосударственных предприятий – все граждане, только члены трудовых коллективов,обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос омасштабах допуска к приватизации иностранного капитала.
По всем этим проблемам впостсоциалистических странах шли острые дискуссии социально-политического иэкономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболееполитизированных элементов рыночной трансформации.
Путь к сбалансированнойрыночной экономике длительный и противоречивый, как показывает иностранныйопыт. Он включает также и переходный период. Для этого потребовалось созданиеусловий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:
- разгосударствление иприватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка;
- система социальнойподдержки населения; право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточноечисло производителей, формирующих предложения товаров;
- устойчивость рубля иденежного обращения; демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственныхсвязей;
- система социальнойподдержки населения; наличие конкуренции; независимое судопроизводство,необходимая сеть учреждений Госарбитража;
- право субъектовсамостоятельно договариваться о цене;
- развитиевнешнеэкономических связей;
- формирование у людейрыночных норм поведения.
Приватизационная компания и явиласьодним из условий формирования и установления рынка, т.е. перехода России кмногоукладной экономики, предусматривающего преобразование государственнойсобственности в сложившейся ситуации в России. Вследствие этого появились иразвиваются необходимые элементы инфраструктуры рынка — банки, биржи,мелкооптовые коммерческие организации для торговли, различного родапосреднические структуры и т.д.
В ходе приватизации иразгосударствления в России государство, будучи практически главным инвестороми содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий,отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к. при сохранениимонопольного положения одного собственника (в данном случае государства)невозможно полноценное развитие рыночных отношений.
Таким образом, цельприватизации и разгосударствления, как фундаментальных элементов реформ в«переходной» экономике заключалась в обеспечении условий длянормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессовтрансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формированиеновых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рациональногоизменения структуры производства как базовых условий повышения эффективностипроизводства и роста национального дохода.
При этом важную роль придостижении целей приватизации играла программа Российского правительства,определявшая очередность практических шагов приватизации:
- преодоление монополиигосударства и создание условий гражданского общества и социальноориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночныхотношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективнымведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;
- преодолениебесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета какодного из основных источников инфляции;
- стимулирование инициативысобственников как источника самодвижения, саморазвития экономики:
- изменение роли государства,ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется какодин из собственников; при этом государство берет на себя функции регулированиярынка в основном экономическими методами.
На основании всеговышеизложенного можно сказать, что при участии государства в процессе разгосударствленияи приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрестиследующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народныепредприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала,акционерные негосударственные предприятия. Такая структура и характерна длямногоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства,как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших врезультате длительного сохранения в России командно-административного механизмауправления экономикой.
Приватизация в форме продажи акцийработникам предприятия означает развитие рабочей акционерной собственности.Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения ихзаинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда иприбыльности предприятий.
Формы приватизации. Одна из наиболее распространенныхформ приватизации – публичная продажа акций населению, при которойгосударственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа.Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене.При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижениестоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценкаимущества государственных предприятий.
Публичная продажа акцийориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит воткрытости и доступности для всех желающих.
Приватизация не всегда сопровождаетсяпродажей государственного имущества. Нередко государственная собственность“разбавляется” частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковаласьтакже аренда, когда физические или юридические лица приобретали частьгосударственного имущества в пользование на определенный период и заопределенную плату. Арендатор получает возможность самостоятельно организоватьпроизводственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль запроизводством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельностьпредприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельныхпредприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях моглаиспользоваться такая форма, как заключение контракта на управлениепредприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль надфункционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективногоуправления предприятием.
Соглашение об аренде иконтракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшенияэкономических показателей деятельности государственных предприятий илипереходной ступенью к полной приватизации.2. ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИИ/>2.1. Состояние российской экономики в начале 1990-хгодов
Развитие экономики Россиив рассматриваемый период проходило в условиях кардинальных структурныхизменений всей системы государственного, экономического и политическогоустройства. К началу 90-х годов состояние российской экономикихарактеризовалось нарастанием глубоких кризисных явлений, имеющих системныйхарактер. Поражение в “гонке вооружений”, резкое падение мировых цен на нефтьпривели к формированию устойчивого негативного тренда в экономическом развитии.
На конец 1991 годапришлась самая тяжелая фаза экономического кризиса, которая предопределиларезкую дестабилизацию социально-экономической ситуации в стране и дальнейшееустойчивое и интенсивное снижение темпов экономического развития. Наиболеехарактерными чертами этого периода являлись резкий спад производства во всех отрасляхпромышленности и существенное усиление инфляционных процессов.
Практически полный развалфинансовой системы, выразившийся, в частности, в том, что большая частьрасходов союзного бюджета покрывалась за счет эмиссии, привел к фактическойнатурализации хозяйственных связей и нарастанию экономического обособлениясоюзных республик и регионов. Рыночный курс рубля[1], составлявший вначале 1991 г. 35-40 рублей за доллар, к концу года упал в 3-5 раз (до110-120 рублей за доллар по наличным операциям и до 180 рублей – побезналичным).
Среди основных причин,предопределивших кризисное состояние экономики данного периода, можно выделить:
- глубокий кризисфинансовой системы страны, характеризующийся временным сокращением возможностейгосударства в сфере проведения финансовой, денежно-кредитной и ценовойполитики, рост дефицита бюджета и государственного долга, высокие темпыинфляции.
- разрушениеединого экономического и финансового пространства, разрывхозяйственно-экономических и технологических связей между отраслями,предприятиями и регионами, экономическое обособление союзных республик ираспад СССР;
- сокращениеобъемов и изменение структуры внешнеторгового оборота, снижение экспортныхвозможностей, свободных валютных средств, рост государственного внешнегодолга и расходов по его обслуживанию;
- сокращениеобъемов производства в добывающих отраслях промышленности, а такжесельскохозяйственного производства, не компенсированное улучшениемиспользования сырья, топлива и материалов;
- катастрофическоеснижение инвестиционной активности во всех сферах экономики при резкомсокращении финансовых возможностей инвесторов;
- неконтролируемыйрост цен.
В 1991 году реальныйобъем валового внутреннего продукта по отношению к предыдущему году снизился на5%, в 1992 году на 19-20%, в 1993 году на 12%. Объем валового внутреннегопродукта в 1996 году составил 2256 трлн рублей и в реальном выражении снизилсяна 6% по сравнению с 1995 годом. Всего к 1996 году валовой внутренний продуктсократился на 38% по отношению к 1991 году.
За этот периодпроисходило опережающее снижение темпов и доли валового накопления по сравнениюс совокупными расходами на конечное потребление. В структуре производствавалового внутреннего продукта за все это время сохранялась тенденция роста долиуслуг при устойчивом снижении производства товаров.
Спад производства вначале 90-х годов носил общий характер. Им были охвачены все отраслиэкономики, в том числе отрасли, непосредственно работающие на потребительскийрынок.
Индекс производствапромышленной продукции в 1991 году снизился на 8%, индекс производствапродукции сельского хозяйства – на 4,5%, инвестиции в основной капитал – на 15%, инфляция выросла в 2,6 раза.
Весьма существенным былопадение производства отраслей, выпускающих конечную продукцию. Помашиностроительному комплексу объем продукции сократился на 57,4%, в легкойпромышленности – на 84,1%, пищевой промышленности – на 44%.
В 1992 году падениепромышленного производства составило 18.8% к 1991 году. Объем производствапродовольственных товаров сократился на 18%, товаров народного потребления – на15%. Валовая продукция сельского хозяйства сократилась на 8%. В 1992 годунаблюдались значительное опережение роста розничных цен по сравнению с доходаминаселения, падение уровня жизни большинства населения, развитие бартера инатуральной оплаты труда.
Решение о начале приватизации вРоссийской Федерации было одним из вынужденных ответов на кризисное состояниеэкономики в начале 90-х годов и ключевым элементом экономической реформы.Однако, недостаточная подготовленность правовых и институциональных основприватизации и трансформации отношений собственности в целом не позволила натом этапе добиться решения многих из поставленных стратегических задач(формирование эффективного собственника, развитие частной инициативы как одногоиз факторов преодоления кризиса в экономике, повышение эффективностидеятельности предприятий и др.).2.2. Этапы проведения приватизации
Принимая решение о началемассовой приватизации, органы власти руководствовались аргументами, вытекающимииз тогдашнего понимания причин и возможных путей преодолениясоциально-экономического кризиса начала 90-х годов.
В частности,предполагалось, что приватизация должна была стать инструментом для решенияцелого ряда актуальных задач:
- формирования слоячастных собственников, содействующих созданию социально ориентированнойрыночной экономики;
- повышенияэффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
- социальной защитынаселения и развития объектов социальной инфраструктуры за счет средств,поступивших от приватизации;
- содействияпроцессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
- созданияконкурентной среды и содействия демонополизации народного хозяйства;
- привлеченияиностранных инвестиций.
Однако реальные,прагматические цели, преследуемыми органами исполнительной власти исобственниками предприятий в ходе реализации конкретных сделок, нередкорасходились с официально продекларированными долгосрочными, стратегическимицелями приватизации. Отсутствие же полноценной правовой и институциональнойбазы, а также эффективного внешнего государственного контроля за ходом приватизациина протяжении практических всего периода 90-х годов делало практическиневозможным оперативную корректировку действий органов исполнительной власти.
Начало реформ в сферегосударственной собственности было недостаточно подготовлено с точки зренияформирования должных правовых и институциональных условий. Недостаткизаконодательной базы, неразвитость приватизационных институтов и процедур,фактическое отсутствие внешнего контроля создали возможности для многочисленныхнарушений законности в ходе реализации конкретных приватизационных мероприятий,а также стали причиной целого ряда негативных социально-экономическихпоследствий.
Несмотря на то что врезультате приватизации была решена задача изменения форм собственности (более58,9% предприятий стали частными), сформировались новые рыночные институты(акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональныхинвесторов, банки, страховые компании), а сами приватизационные мероприятияпрошли при относительном минимуме социальных конфликтов, многие стратегическиецели приватизации достигнуты не были.
Общий массив документов, очертившихправовые рамки для проведения приватизации государственной собственности висследуемый период, превышает три тысячи актов.
Важнейшими из нихявляются три закона федерального уровня о приватизации – Закон РСФСР от 3 июля1991 г. № 1531-I “О приватизации государственных и муниципальныхпредприятий в Российской Федерации”; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизациимуниципального имущества в Российской Федерации” и Федеральный закон от 21декабря 2001 г. № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципальногоимущества”), а также Государственная программа приватизации, утвержденнаяУказом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284[2] и иные указыПрезидента Российской Федерации, постановления Правительства РоссийскойФедерации, акты федерального органа исполнительной власти по управлениюфедеральным имуществом, издаваемые в рамках его компетенции.
Кроме того, нормы,регулирующие различные содержательные и процедурные вопросы приватизациигосударственной собственности, содержатся более чем в 60 федеральных законах ииных нормативных правовых актах.
Важное значение дляразвития и совершенствования правовой базы приватизации имели также решенияГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации[3] и Совета ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации, решения Высшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации, а также постановления и определения Конституционного СудаРоссийской Федерации.
Период массовой приватизации (1992-1994 гг.)
Закон РСФСР от 3 июля1991 г. № 1531-I “О приватизации государственных и муниципальных предприятий вРСФСР” (далее – Закон о приватизации 1991 года), с которого следует вести отсчетроссийской приватизации, определял перечень и компетенцию государственныхорганов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок испособы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий,закреплял льготы работникам предприятий. Закон предусматривал пять способовприватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, нааукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованногоимущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии состатьей 3 Закона Государственная программа приватизации, утверждаемая высшимзаконодательным органом, устанавливала цели, приоритеты и ограничения припроведении приватизации.
Одновременно в целяхупорядочения процесса приватизации и исключения злоупотреблений в ходеприватизации был принят Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1529-I “Об именныхприватизационных счетах и вкладах в РСФСР”, который предусматривал открытие длякаждого гражданина Российской Федерации именных приватизационных счетов,зачисления на них средств, поступающих от государства для их дальнейшегоиспользования исключительно для оплаты выкупаемого у государстваприватизируемого имущества. Закон не предоставлял гражданам права продажисредств с приватизационных вкладов другим лицам, допускался лишь переход правана использование именных приватизационных вкладов в порядке наследования изавещания. Данный закон не был реализован, поскольку в итоге возобладала“ваучерная” модель массовой приватизации[4].
В основу приватизационныхмероприятий были заложены задания в относительных и расчетных показателях поприватизации государственных предприятий. Это свидетельствовало о том, чтоприватизация не была основана на объективном, дифференцированном ииндивидуальном подходе к выбору объектов приватизации в зависимости от ихприбыльности (ликвидности) в целях повышения эффективности их деятельности. Впринимаемых нормативных правовых актах приватизационные мероприятия неувязывались с задачами повышения эффективности производства и наращиванияобъемов продукции. При этом законодательно не определялись единыесоциально-экономические, финансовые или иные условия для вовлечения различныхпредприятий в процесс приватизации.
Законодательно не былиобеспечены равные права и возможности по участию в приватизации всех слоевроссийского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости.Трудовым коллективам предприятий предоставлялись широкие льготы приприобретении имущества (акций) приватизируемых предприятий, при этом другиероссийские граждане, непосредственно не связанные с производством(здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственноеуправление и т.д.), были фактически отстранены от приватизации и лишены правана соответствующую часть национального богатства.
Существенные недостаткиправовой базы начального этапа приватизации давали возможность (или становилисьпричиной) для серьезных злоупотреблений и финансовых нарушений в ходеприватизационных мероприятий.
Период денежной приватизации (1994-1999 гг.)
Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535 “Об основных положенияхГосударственной программы приватизации государственных и муниципальныхпредприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года” свидетельствовал опереходе от “ваучерного” к денежному этапу приватизации и определял особенностиприватизации в период денежной приватизации.
Формально введение новойприватизационной модели было связано с острой необходимостью решения двух задач– пополнения федерального бюджета и привлечения инвестиций дляреструктурирования предприятий. Лозунг о привлечении инвестиций был чем-товроде попытки хотя бы частично компенсировать предприятиям по сутивнеэкономические методы продаж на предыдущем этапе.
На практике задачамаксимального увеличения доходов федерального бюджета стала основной, чтопривело, в частности, к таким неоднозначным решениям, как проведение залоговыхаукционов.
Несмотря на существенныеположительные сдвиги, законодательство, как и в предыдущие годы, имело целыйряд недостатков.
В частности, не былаобеспечена полноценная и непротиворечивая правовая основа для приватизации объектовгосударственной собственности по рыночной цене без занижения ее реальнойстоимости. Не был создан механизм запрещения и ограничения участия иностранногокапитала и резидентов Российской Федерации, имеющих в качествевыгодоприобретателей иностранных юридических и физических лиц, в приватизацииобъектов стратегического характера. Не был определен порядок расторжения сделокприватизации и возмещения ущерба в связи с невыполнением покупателем объектаприватизации инвестиционных условий, сделок, совершенных без стоимостной оценкиили без оплаты объекта приватизации.
Не контролировался и неконтролируется до настоящего времени процесс скупки иностранными лицами пакетовакций стратегически и экономически значимых для России предприятий черезподставных лиц и на вторичном фондовом рынке. Так, малоизвестная американскаякомпания “Nic and Si Corporation” через подставную фирму “Столица”приобрела пакеты акций 19 авиационных предприятий оборонно-промышленногокомплекса, в том числе 16% акций АО “Курский прибор”; 34% акций АО “Авионика”,16,3% акций АО “Тушинский машиностроительный завод”, 8% акций МПО им.Румянцева. В нарушение действующего законодательства пакеты акций продавалисьиностранным покупателям через посредников.
Правительством РоссийскойФедерации не было обеспечено эффективного противодействия злоупотреблениям инарушениям в ходе организации и проведении в 1995 – 1996 годах залоговыхаукционов.
Так, например, консорциумроссийских коммерческих банков в составе банков “Империал”, “Инкомбанк”,“Онэксимбанк”, “Столичный банк сбережений”, “Менатеп” и АКБ “Международнаяфинансовая компания” предложил Правительству Российской Федерации крупныйльготный приватизационный кредит, временно замещающий собой запланированные вбюджете поступления от приватизации, при условии передачи им в доверительноеуправление пакетов акций ряда крупнейших и рентабельных российских предприятий.
Счетная палата РФ в конце1995 года по итогам комплексной проверки деятельности органов приватизациивысказала позицию о неэффективности залоговых аукционов и необходимости отказаот их проведения. В частности, было отмечено, что сумма кредитов, полученных отпередачи в залог федерального имущества, была эквивалентна сумме временносвободных валютных средств федерального бюджета, размещенных в это времяМинфином России на депозитных счетах коммерческих банков, ставших затемпобедителями в залоговых аукционах.
Так, например, временносвободные средства Минфина России были размещены:
— в АБ “Империал” – в размере 80 млндолларов США при общей сумме в двух договорах кредита в 48,3 млн долларов,
— в “Столичном банке сбережений” –137,1 млн долларов при сумме кредита в 100,3 млн долларов США,
— в банке “Менатеп” – 120 млндолларов при общей сумме двух договоров кредита в 163,125 млн долл. США.
В соответствии с “Обязательнымиусловиями договора кредита”, утвержденными Указом Президента от 31 августа 1995г. № 889, погашение заемщиком обязательств по договорам кредита осуществлялосьиз средств федерального бюджета без указания финансового года. Однако во всехдоговорах кредита была указано, что погашение осуществляется из средствфедерального бюджета 1995 года, что фактически означало следующее: вместопередачи акций в залог, т.е. во временное использование федеральнойсобственности, происходила запланированная продажа акций.
Таким образом, сделкикредитования Российской Федерации под залог акций государственных предприятиймогут считаться притворными, поскольку банки фактически “кредитовали”государство государственными же деньгами. Минфин России предварительноразмещал на счетах банков – участников консорциума средства в сумме,практически равной кредиту, а затем эти деньги передавались ПравительствуРоссийской Федерации в качестве кредита под залог акций наиболеепривлекательных предприятий. В результате банки, “кредитовавшие” государство,смогли непосредственно либо через аффилированных лиц стать собственникаминаходившихся у них в залоге пакетов акций государственных предприятий.
Период совершенствования правовых основ распоряжениягосударственной собственностью (1999-2003 гг.)
В сентябре 1999 г.Правительством Российской Федерации был принят программный документ новогопериода приватизации – Концепция управления государственным имуществом иприватизации в Российской Федерации (далее – Концепция)[5].
Целью государственнойполитики в области приватизации в соответствии с новой Концепцией должно статькардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий инародно– хозяйственного комплекса в целом.
Среди других новаций,изложенных в Концепции, – дифференцированный подход к приватизации предприятийв зависимости от их ликвидности, расширение инструментария приватизации;принятие приватизационных решений на основе представленных потенциальнымиинвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключение договоров,детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства; проведениекоммерческих конкурсов с социальными условиями; определение целесообразностисоздания вертикально интегрированных промышленных структур, использующихгосударственное имущество на основе доверительного управления, и др.
В целом в течение2002-2003 годов были разработаны детальные механизмы и процедуры реализации дляшести способов приватизации из десяти, указанных в новом Законе о приватизации.Для оставшихся четырех способов приватизации нормативная база, конкретизирующаяпроцедуры их применения, на момент проведения экспертно-аналитическогомероприятия отсутствовала. Причем, по оценкам экспертов, именно эти способыприватизации являются потенциально наиболее заманчивыми для различных группинтересов с точки зрения организации их лоббирования: продажа за пределамитерритории Российской Федерации находящихся в государственной собственностиакций ОАО (посредством выпуска и размещения депозитарных расписок); продажаакций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг; внесениегосударственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставныекапиталы ОАО; продажа акций ОАО по результатам доверительного управления.
Таким образом, наиболеенеординарные и чувствительные к коррупциогенным проявлениям способыприватизации не имеют пока должного правового регулирования.
В 2003 году ПравительствоРоссийской Федерации впервые утвердило Прогнозный план (программу) приватизациифедерального имущества на 2004 год и основные направления приватизациифедерального имущества до 2006 г. в соответствии с процедурой и требованияминового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральнымимуществом.
Принимая решение о начале массовой приватизации, органы властируководствовались аргументами, вытекающими из тогдашнего понимания причин ивозможных путей преодоления социально-экономического кризиса начала 90-х годов.
В частности,предполагалось, что приватизация должна была стать инструментом для решенияцелого ряда актуальных задач:
- формирования слоячастных собственников, содействующих созданию социально ориентированнойрыночной экономики;
- повышенияэффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
- социальной защитынаселения и развития объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступившихот приватизации;
- содействияпроцессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
- созданияконкурентной среды и содействия демонополизации народного хозяйства;
- привлеченияиностранных инвестиций.
Однако реальные,прагматические цели, преследуемыми органами исполнительной власти исобственниками предприятий в ходе реализации конкретных сделок, нередкорасходились с официально продекларированными долгосрочными, стратегическимицелями приватизации. Отсутствие же полноценной правовой и институциональнойбазы, а также эффективного внешнего государственного контроля за ходомприватизации на протяжении практических всего периода 90-х годов делалопрактически невозможным оперативную корректировку действий органовисполнительной власти. 3. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ ВРОССИИ 1993-2003 гг.
Российская приватизацияносила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и посодержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача вчастные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективностиотдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечитьрадикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономическогобазиса общества.
Всего в 1991–1992 годахбыло приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 годуколичество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году –до 112,6 тыс.
По данным ГоскомстатаРоссии, за период с 1993 по 2003 годы было приватизировано 96414государственных предприятий, в том числе 16701 предприятий федеральной формысобственности, или 17,32% от общего числа приватизированных предприятий. Приэтом в 1993-1994 годах было приватизировано 71829 предприятий (соответственно49924 и 21905), что составляло 74,5% от общего количества предприятий,приватизированных в 1993-2003 годах.
Согласно отчетуГоскомимущества России за 1996 год, в результате выполнения Государственнойпрограммы приватизации по состоянию на 1 января 1997 года общее числоприватизированных предприятий достигло 126793. В 1999 году в государственнойсобственности находилось 150 тыс. предприятий, Российская Федерация являласьучастником (акционером) в 3896 хозяйственных товариществах и обществах, в 2500акционерных обществах, представляющих базовые отрасли народного хозяйства, долягосударства превышала 25% уставного капитала. Кроме того, в отношении 580акционерных обществ использовалось специальное право на участие РоссийскойФедерации в их управлении (“золотая акция”)[6].
Структура приватизированногогосударственного и муниципального имущества по формам собственности и способамприватизации отражена в таблицах 1.
Таблица 1
Структура приватизированногогосударственного и муниципального имущества по формам собственности и способамприватизации в 1993-1997 гг.
1993 1994 1995 1996 1997
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий,
объектов – всего 42924 21905 10152 4997 2743
в том числе по формам собственности1): федеральная 7063 5685 1875 928 374 субъектов Российской Федерации 9521 5112 1317 715 548 муниципальная 26340 11108 6960 3354 1821 Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: 100 100 100 100 100 акционирование 31,1 44,8 27,7 22,5 18,1 продажа на аукционах 6,3 4,4 4,2 3,9 5,5 коммерческий конкурс 30,4 24,0 15,9 8,9 9,6 инвестиционный конкурс 1,3 1,2 1,1 0,7 0,5 выкуп арендованного имущества 29,5 20,8 29,8 32,1 14,6 Продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов 0,4 1,5 4,2 5,7 9,1 Продажа недвижимости - - 15,4 22,9 38,5 Продажа земли - - 0,6 1,5 2,6 Прочие 1,0 3,3 1,1 1,8 1,5
1) По состоянию на дату приватизации.
Источник:
Российскийстатистический ежегодник. 2003: Стат.сб. / Госкомстат России. – М., 2003
Общие количественные данные оходе приватизации в важнейших секторах российской экономики представлены втабл. 2.
Таблица 2
СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ
(в % от общего числа приватизированных государственных и муниципальныхунитарных предприятий, объектов) 1993 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
20031) Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 в том числе по отраслям: Промышленность 28,1 20,6 17,3 13,3 10,8 9,1 7,0 5,4 5,4 19,3 из нее топливная 0,1 1,0 0,6 0,3 0,2 - 0,2 - - - Сельское хозяйство 1,6 1,9 2,2 1,6 2,3 2,9 0,4 1,0 0,7 12,4 Строительство 8,9 9,3 10,2 6,8 4,9 4,1 4,3 2,8 2,4 11,8 Транспорт и связь
3,02) 3,0 3,5 2,1 2,4 2,3 1,5 1,9 1,3 6,2 Торговля 33,4 32,1 29,1 27,3 22,6 21,4 16,9 15,7 18,4 23,7 Общественное питание 6,6 5,8 4,4 4,7 3,3 2,1 1,5 1,6 1,9 0,9 Жилищно-коммунальное хозяйство ... 6,1 7,5 13,6 14,5 11,0 11,0 9,3 8,9 2,8 Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение ... 0,8 1,2 1,4 1,1 1,3 0,9 1,3 1,3 1,4 Образование ... 0,5 0,6 1,3 0,9 0,9 0,9 1,2 0,9 0,5 Культура и искусство ... 0,7 1,4 1,0 1,0 0,8 0,9 1,0 1,2 0,5 наука и научное обслуживание ... 1,8 2,2 1,2 0,9 0,5 0,6 0,4 0,6 4,6 Непроизводственные виды бытового обслуживания населения ... 4,3 2,9 3,5 4,2 2,4 2,3 1,7 2,2 2,1 Другие отрасли 18,4 13,1 17,5 22,2 31,1 41,2 51,8 56,7 54,8 13,8 Из всего приватизированного государственного и муниципального имущества – имущество отрасли «Бытовое обслуживание населения» (производственные и непроизводственные виды) 17,0 12,1 7,5 7,1 7,4 5,1 4,5 3,6 3,7 6,9
1) По имущественным комплексам государственных имуниципальных унитарных предприятий (без учета данных Минимущества России).
2) По подотрасли “Автомобильный транспорт”
Источник:
Российская Федерация вцифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М.,2004.
Очевидно, что в течение90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности.Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним изинструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономическихпроблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения вовсех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили началоформированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы исамостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей.В результате приватизации образовался крупный негосударственный секторэкономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности,создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использованиямеханизмов конкуренции.
Приватизациясодействовала становлению и развитию целого ряда новых экономическихинститутов, способствовала созданию условий для привлечения в российскуюэкономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг навнутреннем рынке и пр.
Приватизация 1993-2003гг. проводилась на основании решений органов государственной власти и положенийдействовавших в тот период нормативных правовых актов.
Оценивая целесообразностьпринятия решения о начале массовой приватизации, необходимо учитывать тот факт,что спонтанная приватизация тысяч предприятий в России началась еще на рубеже1980-1990-х годов и проводилась зачастую силовыми и криминальными методами.
Однако, несмотря навнушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряддругих положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные вГосударственной программе приватизации, практически достигнуты не были.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственнойсобственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства вэкономике. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности,заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан июридических лиц.
2. На протяжении 1993–2003 гг.приватизация в России прошла три этапа, отличающихся поставленными целями,задачами и методами:
- первый этап – массовая(так называемая ваучерная) приватизация (1992–1994 гг.). Основнаязадача – создание широкого круга собственников, в основном мелких акционеров,посредством безвозмездной передачи государственной собственности;
- второй этап – денежнаяприватизация (1994–1999 гг.). Основная задача – пополнение доходнойчасти бюджетов, привлечение в российскую экономику стратегических инвесторов,повышение эффективности приватизации.
- третий этап – совершенствованиеправовых основ распоряжения государственной собственностью(1999–2003 гг.).
3. Приватизацияобъективно стала одним из важнейших системно-институциональныхпреобразований в экономике России. В результате приватизации в короткиесроки в России сформировались негосударственный сектор экономики и новыерыночные институты корпоративного сектора экономики (акционерные общества,рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании),произошло перераспределение формальных прав собственности на приватизированноеимущество при относительном минимуме социальных конфликтов.
Несмотря на то что кконцу 90-х годов ХХ века в целом была решена задача изменения формсобственности (более 58,9% предприятий стали частными), ряд стратегическихцелей приватизации достигнут не был:
- не сформированширокий слой эффективных частных собственников;
- структурнаяперестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективностидеятельности предприятий;
- привлеченных впроцессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного,технологического и социального развития предприятий;
- в ряде отраслейне удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировомрынках.
4. На практикеприватизация государственной собственности сопровождалась многочисленныминарушениями как со стороны федеральных органов государственной власти, ихуполномоченных представителей, так и руководителей приватизируемых предприятий,что приводило, в частности, к незаконному отчуждению объектов государственнойсобственности, в том числе имеющих стратегическое значение, в пользу российскихи иностранных лиц по заниженным ценам.
5. Характернойособенностью приватизации явилось занижение стоимости активов приватизируемыхпредприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационнойсделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество. Входе приватизации применялась методика оценки, которая не позволяла реальнооценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаяхоценка фактически вообще не проводилась.
6. Формальноеразгосударствление и передача контроля над собственностью в частные руки непривели к достижению целей, которые были определены в Государственной программеприватизации – формированию “эффективногособственника” и созданию социально ориентированной рыночной экономики.
7. Социальнаяэффективность приватизации оказалась крайне низкой. Принципы равенства гражданпри осуществлении массовой приватизации и учет интересов и прав всех слоевнаселения не были соблюдены.
8. С 2003 г. начинается отсчетнового, современного этапа приватизации в Российской Федерации, основная целькоторого – устранение негативных тенденций, сложившихся на предыдущих этапахреформ в этой сфере, и кардинальное повышение эффективности управлениягосударственным имуществом в целом. Однако тот факт, что “символическая черта”под итогами приватизации государством публично не подведена, приводит к реальнымнегативным последствиям для экономики (занижение инвестиционных рейтинговРоссийской Федерации и ее регионов; отсутствие уверенности в стабильностиправовых основ приватизации и в предсказуемости действий государства приводит кросту недоверия инвесторов и предпринимателей, является одним из факторовнизкой налоговой дисциплины и пр.).СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный законот 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества иоб основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. – Ст. 2595.
2. Концепцияуправления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации(одобрена постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024).
3. Приватизация:сравнительный анализ. Россия, Центральная Азия, арабские страны. (А.М.Васильев,В.Ю.Кукушкин, А.А.Ткаченко Российская академия наук). – М.: Изд-во “Вост.лит.”, 2002.
4. Радыгин А.Д.Российская приватизационная программа и ее результаты. М.: ИЭПП,1998.
5. Российскаяэкономика в 1991 году: Тенденции и перспективы. — М.: ИЭПП, 1992 г.
6. Анализ процессовприватизации государственной собственности в Российской Федерации за период1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочейгруппы – Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин. – М.:Издательство “Олита”, 2004.
7. Дерябина М.А.Приватизация в России: борьба за реальную собственность // ЭКО: Экономика и организацияпром. пр-ва. — Новосибирск, 1996. — N 8. — С. 25-36.
8. Евсеенко А.В.,Некрасовский К.В., Медведева Л.В. Парадоксы приватизации в свете современногозападного опыта // ЭКО: Экономика и организация пром. пр-ва. — Новосибирск,1995. — N 7.- С. 119-125.
9. К.С.Кирюхин. Приватизация в ВосточнойЕвропе и России: параллели и отличия // Аналитический вестник Совета Федерации.– М.: Информационно-аналитическое управление АппаратаСовета Федерации. — № 7 (163). – С. 38-58.
10. Иохин В.Я.Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
11. Макконел К.Р.,Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблема и политика: В 2-х т. Т.1. – М.: ИНФРА –М, 2000.
12. Курсэкономической теории. Учебное пособие под редакцией Чепурина М.Н., КиселевойЕ.А. М. 1999.
13. Гайгер, ЛинвудТ. Макроэкономическая теория и переходная экономика. — М.: ИНФРА — М, 1996.
14. Собственность вэкономической системе России / Под ред. В.Н. Черковца, В.М. Кулькова. — М.:Экономический факультет, ТЕИС, 1998.
15. Борисов Е.Ф.Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. — М.:Общество «Знание» России; Центральный институт непрерывногообразования, 2001.
16. Собственность.Итоги приватизации // Экономика и жизнь. — 1996. — № 19.
17. РоссийскаяФедерация в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. /Госкомстат России. – М., 2004.
18. Российскийстатистический ежегодник. 2003: Стат.сб. / Госкомстат России. – М., 2003