МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
РассадинВладимир Вячеславович
Пути совершенствования существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями
Специальность08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Москва
Общаяхарактеристика работы.
Актуальностьтемы. Важнымвопросом, который должно решать государство,является вопрос, связанный с созданием предпосылок эффективногофункционирования национальной экономики. В свою очередь, эффективностьфункционирования национальной экономики определяется эффективностью функционированияее отдельно взятых отраслей, и в первую очередь, отраслей, принадлежащихобщественному производству. Таким образом, вфункции государства должно входить решение задачи, связанной с созданием предпосылок эффективного функционирования каждой отдельновзятой отрасли народного хозяйства и всей их совокупности в целом. Еслиобратиться к общественному производству, то можно увидеть,что одной из его отраслей является промышленность, занимающая ведущее место вэкономике развитых стран, и в том числе в России. В свою очередь, промышленностьвключает в себя комплекс добывающих и перерабатывающих отраслей. Одной изнаиболее важных отраслей добывающей промышленности России являетсянефтедобывающая отрасль. Стратегически важноезначение этой отрасли для страны и государства обусловлено следующим. Во-первых, добываемая ею нефть жизненнонеобходима для функционирования российской экономики, во- вторых, ее экспортявляется одной из главных статей поступления иностранной валюты, необходимойдля решения задач, стоящих перед государством.
В настоящее времяроссийская экономика функционирует в условиях рынка. Эти условияхарактеризуются самостоятельностью хозяйствующих субъектов в решении всехвопросов, относящихся к сфере их компетенции, включая планирование объемоввыпускаемой ими продукции, установления цен на нее, выбор поставщиков требуемыхим материальных ресурсов и покупателей производимой ими продукции. Взаимодействиехозяйствующих субъектов между собой строится наоснове товарно-денежных отношений. Сфера деятельности государства, в основном,ограничивается установлением правил, регламентирующих деятельностьхозяйствующих субъектов в систему ихвзаимоотношений между собой и с государственнымиучреждениями, а также контролем за исполнением установленных правил. Существуети прямое воздействие со стороны государства в видеэкономических санкций и административных мер, применяемое к тем хозяйствующим субъектам, деятельность которых противоречит интересамгосударства, и в том числе нарушающимустановленные регламентирующие их деятельность ивзаимоотношения правила.
Эффективностьфункционирования хозяйствующих субъектов, принадлежащих любой из отраслейнародного хозяйства, во многом зависит от политики государства в экономическойсфере. Эта политика в одном ее варианте может приводить к спаду общественногопроизводства со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, в другомварианте может способствовать экономическому росту национальной экономики икак следствие этого росту благосостояния населения. В свою очередь, политикагосударства в экономической сфере, в значительнойстепени реализуется с помощью устанавливаемой системы его взаимоотношения схозяйствующими субъектами.
Если обратиться креалиям сегодняшнего дня, наблюдаемым в России, то можно увидеть, чтореализуемый в ней вариант рыночной экономики, при котором государство практическисняло с себя все полномочия по управлению народным хозяйством, а вследствиеэтого и ответственность за протекающие в нем процессы, обернулась катастрофой.Как показывает практика, рынок, особенно в странах с недостаточно совершеннойправовой базой, с помощью которой осуществляется регулирование экономическихпроцессов, имеет свои негативные стороны. Именно поэтому в современных условияхРоссии государство может и должно выступать в качествефактора, компенсирующего слабости рыночного хозяйстваи его негативные свойства.
Исходя из вышеизложенного виднее, что проблема, рассматриваемая в данной работе и посвященная совершенствованию существующей системы взаимоотношенийгосударства с российскими нефтедобывающими компаниями, является актуальной. Ееактуальность на современном этапе развития национальнойэкономики усиливается двумя следующими обстоятельствами. Первое — российскаяэкономика в настоящее время переживает глубокий и затяжной кризис, который касаетсяи нефтедобывающей отрасли. Второе — новое российское правительство,разрабатывая антикризисную программу, ставит своейцелью покончить со спадом в реальном секторе экономики и добитьсяэкономического роста во всех сферах общественного производства.
Цель и задачи исследования. Основной целью данной работыявляется разработка комплекса мероприятий по совершенствованию существующейсистемы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями. Реализация этого комплексамероприятий обеспечивает создание предпосылок к повышению эффективностифункционирования российской нефтедобывающей промышленности в перспективе.
В соответствии суказанной выше целью, в работе решается ряд задач. Первой из них являетсязадача, связанная с анализом существующей системы взаимоотношений государствас российскими нефтедобывающими компаниями и выявлением присущих этимотношениям негативных сторон. Этот анализ затрагивает сферу ценообразования и налогообложения российских нефтедобывающихкомпаний, а также вопросы планирования объемов добычи нефти и объемов ее экспортаи систему экономического стимулирования работников этих компаний. Следующейзадачей, использующей результаты проведенного анализа, является задача,связанная с разработкой комплекса предложений по совершенствованию существующей системы взаимоотношений государства сроссийскими нефтедобывающими компаниями. Помимоэтих предложений в работе разработан ряд методических подходов к решениюследующих задач, так или иначе затрагивающих систему взаимоотношенийгосударства с российскими нефтедобывающими компаниями. К ним относятся:задача, связанная с установлением цен на нефть на внутреннем российском рынке; задача, связанная с определением оптимального объемаэкспорта российской нефти; задача, связанная сопределением оптимального размера российскихнефтедобывающих компаний, выступающих в качестве хозяйственно самостоятельныхединиц; задача, связанная с определением размерадифференциальной ренты, взимаемой с российских нефтедобывающих компаний,разрабатывающих различные месторождения нефти, характеризуемые различными условиями ее добычи.
Предмет иобъект исследования. Предметом исследования является существующая система взаимоотношенийгосударства с российскими нефтедобывающими компаниями, функционирующими вусловиях рынка. В свою очередь, объектом проводимогоисследования являются предприятия нефтедобывающей промышленности, выступающиев качестве хозяйственно самостоятельных единиц.
Методологическойосновой работы явились научные труды и публикации отечественных и зарубежныхавторов, посвященных системе взаимоотношений государства и хозяйствующихсубъектов, функционирующих в условиях рыночной экономики и относящихся кроссийской нефтедобывающей промышленности, в частности Алекперова В. Ю., Анисимова А. В.,Городецкого А. Д., ДанцигаДж., Доллана Э. Дж., Кочеткова В. А., Вяхирева Р. И., Хейнса П. и других.
Научнаяновизна.Диссертационная работа содержит в себе ряд методических подходов к решениюсовокупности задач, имеющих научную новизну. Кэтим задачам относятся: задача, связанная сустановлением цен на внутреннем российском рынке;задача, связанная с определением оптимальногообъема экспорта российской нефти; задача, связанная с определениемоптимального размера российских нефтедобывающихкомпаний, выступающих в качестве хозяйственносамостоятельных единиц; задача, связанная с определениемразмера дифференциальной ренты, взимаемой с различных нефтедобывающих российскихкомпаний, разрабатывающих различные месторождения нефти, характеризуемые различнымиусловиями ее добычи, располагающих различным техническим уровнем производстваи техническим состоянием используемого оборудования.
Практическаязначимость работы состоит в том, что полученные в ней результаты предназначены длясовершенствования существующей системы взаимоотношенийгосударства с российскими нефтедобывающими компаниями, функционирующими вусловиях рыночной экономики. Это относится и к разработанныммероприятиям, и к разработаннымметодическим подходамрешения ряда задач, возникающих в рамках взаимоотношений государства спредприятиями нефтедобывающей отрасли.
Апробацияработы. Срезультатами данной работы были ознакомлены ведущие специалисты нефтянойотрасли, которые дали на нее положительные отзывы, а также рекомендовали их для реализации в практикувзаимоотношений российских нефтедобывающих компаний с государством.
Публикации. По теме диссертации опубликованы три печатныхработы, в которых отражены основные результаты, полученные в процессе проведенного исследования по проблеме,выступающей в качестве темы данного исследования. Структура и объем работы.Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Объем работысоставляет 193 страницы машинописного текста, 3 таблицы л 44 формулы.
В первой главе,посвященной проблеме рынка и государства, рассматриваются: характерные особенностирыночной экономики; функции государства в условиях рыночной экономики.
Во второй главе,посвященной российской нефтедобывающей промышленности на современном этапе ее развития, рассматриваются:
условия и результаты функционирования предприятий даннойотрасли;
организационно-экономическиеструктуры в нефтедобывающей промышленности и механизм их взаимоотношений сгосударством.
В третьей,заключительной главе данной работы, посвященной основным направлениямсовершенствования существующей системы управления деятельностью российскихнефтедобывающих компаний, рассматриваются:
основныенаправления совершенствования организационных структур управлениянефтедобывающими российскими компаниями и системы их взаимоотношений сгосударством ;
государственноерегулирование объемов добычи нефти российскими нефтедобывающими компаниями иобъемов ее продаж на мировом рынке ;
созданиепредпосылок эффективной деятельности нефтедобывающихроссийских компаний.
Основноесодержание работы.
Во введенииобосновывается актуальность проблемы, выбранной в качестве темы даннойдиссертационной работы.
В первой главе,используя существующие публикации отечественных и зарубежных авторов,рассматриваются вопросы рынка и государства в их взаимосвязи. В результатетакого рассмотрения определены:
характерныепризнаки рыночной экономики, в том числе и на современном этапе ее развития ;
функциигосударства в условиях рыночной экономики, в том числе в сфере управлениянародным хозяйством и его отраслями.
Проводя эти исследования, был сделан следующий вывод. Еслирассматривать характер взаимоотношений государства с хозяйственносамостоятельными субъектами в развитых странах с рыночной экономикой, можноувидеть, что в функции государства входит достаточно большое число вопросов.Это и разработка и установление правил, регламентирующих деятельностьхозяйствующих субъектов рыночной экономики в различных сферах и по различнымнаправлениям, и контроль за их исполнением, и прямое воздействие в видеэкономических санкций и административных мер к тем предприятиям и организациямвне зависимости от форм их собственности и организационно-правовой структуры управления,деятельность которых противоречит интересам государства. Помимо этого видно,что государство вмешивается в сферу внешнеэкономической деятельностихозяйственно самостоятельных субъектов и сферуценообразования монополистических объединений, если их действия наносят вред обществу и государству.
Во второй главерассматривается российская нефтедобывающая промышленность на современном этапеее развития. В рамках данной проблемы былопроведено исследование условий и результатовфункционирования предприятий данной отрасли, а также организационно-экономическихструктур, используемых в российском нефтедобывающем комплексе, и механизма ихвзаимоотношений с государством.
В результатепроведенного исследования были сделаны следующие выводы.
В настоящее времясложилось крайне неблагоприятноеположение с обеспечением добычи нефти.Ускоренная отработка наиболее богатых и высокопродуктивныхзалежей и месторождений, быстрое и прогрессивное истощение ресурсной базы даннойотрасли, обводненность добываемой продукции,изношенность существующей технической базы без ее своевременного обновления втребуемых объемах — вот те причины, которые привели к неутешительномуположению дел в российской нефтедобывающей промышленности.
Если в этой связиобратиться к цифрам, то можно увидеть, что по имеющимся оценкам на находящихсяв промышленной разработке месторождениях нефтиотобрано около 52% извлекаемых запасов нефти. Обводненность добываемой нефти по состоянию на 1января 1998 года возросла до 82%.
Рассматриваятенденции в российской нефтедобывающей промышленности за последние годы, можноувидеть следующее. Начинаяс 1991 года, т. е. с момента начала реформированияроссийской экономики до 1993 года началось резкое падение объемов добычи нефти.Причиной этого явилось практически полное прекращение централизованных инвестиций,ранее осуществляемых из государственного бюджета. Кроме того, на тот периодвремени предприятия нефтедобывающей отрасли не располагали достаточныминакоплениями, в том числе накоплениями в виде амортизационных отчислений.Положение, связанное с нехваткой средств у предприятийнефтедобывающейпромышленности, усугубилось резким повышением цен на оборудование, используемоепри добычи нефти, вызванное политикой российского правительства в областиценообразования, взявшего курс на невмешательство государствав данную сферу и отдавшего решение этого вопроса, за редким исключением,касающихся явных монополистов и определенных видов товаров, в рукипроизводителей.
Снижение объемовдобычи нефти, отсутствие средств для обновления производственной базы изначительный износ оборудования, используемого в нефтедобывающей промышленности,привели к интенсивному выбытию добывающих мощностей. В последующие годырешающими факторами снижения объема добычи нефти стали низкий платежеспособныйспрос ее российских потребителей и ограничения на транспортные мощности дляэкспорта нефти. В последний год-полтора экспортроссийской нефти сократился еще по одной причине, а именно, вследствие паденияцены на нее на мировом рынке.
Если обратиться канализу результатов деятельности 13 основных нефтяных компаний за 1997 год, томожно увидеть следующее. Большая часть компаний увеличила в 1997 году объемыреализации своей продукции, исчисленной в стоимостном выражении, по сравнению с1996 годом. Однако, если учитывать существовавший в этот период рост цен на данный вид продукции на внутреннем российском рынке всвязи с инфляцией, то можно считать, что рост реализации продукции внатуральном выражении за этот период времени был или очень незначительным, илиего не существовало вовсе. По трем компаниям в 1997 году по сравнению с 1996 годомпроизошло снижение объемов реализации продукции, исчисленной в стоимостномвыражении, особенно сильное падение этого объема характерно для компании Юганскнефтегаз. Разброс значений показателей,характеризующих результаты деятельностирассматриваемых нефтяных компаний за 1997 год, является значительным, несмотряна то, что их можно считать сопоставимыми по различным предприятиямнефтедобывающей промышленности. Так, разброс значений отношения объемареализации продукции, исчисленной в стоимостном выражении, к количествузанятых работников варьируется по различным компаниям от 198,7 до 679,8 млн.рублей на одного работника. Таким образом, наибольшее значение этогопоказателя превышает наименьшее его значение в 3,5 раза. Разброс значенийпоказателя, отражающего собой отношение балансовой прибыли к объемуреализованной продукции, исчисленной в стоимостном выражении, составляет порассматриваемой совокупности компаний от — 7,3 до 24,4%. Разброс значенийпоказателя, отражающего собой отношение прибыли после к прибыли доналогообложения для тех же компаний, составляет от 30,3 до 373,1%. Значениепоказателя, представляющего собой отношение прибыли после налогообложения кчисленности работников изменяется в пределах от — 55,6 до 56,1 млн. рублей наодного работника .
Процессреформирования российского нефтедобывающего комплекса начался с 1991 года. Оншел по пути развития рыночных механизмов управленияпри одновременном ослаблении контроля за деятельностью хозяйствующихсубъектов, функционирующих в данной сфере, состороны государства. На первом этапе реформирования,определяемым периодом времени, включающим в себя 1991, 1992 и 1993 годы, государство вкачестве' единственного собственника объектовтопливно-энергетического комплекса провело преобразование нефтедобывающих инефтеперерабатывающих предприятий в производственные ассоциации, самым крупнымсобственником в которых являлось государство в лице федеральных органов власти.На втором этапе реформирования, начиная с 1993 и кончая 1996 годом,производственные ассоциации были преобразованы в акционерные общества при сохранениигосударственного контроля.В ходе этих преобразований были сформированы вертикально-интегрированныенефтяные компании в виде холдингов, причем акции холдинговвыпускались независимо от акций дочерних предприятий и не подлежали обмену на них.
В нефтяном бизнесевертикальная интеграция объединяет в себе деятельность, начиная с разведки иразработки нефтяных месторождений, транспортировки нефти, ее переработки икончая реализацией продукции ее конечным потребителям. Как правило, этосопровождается интегрированными научными исследованиями и инновационнымипроцессами. Выгоды, обусловленные использованиемвертикальной интеграции, сводятся, в первую очередь, к сокращению затрат приобъединении под единым контролем усилий различных производств в осуществлении всего производственного цикла, улучшенияинформационного обеспечения бизнеса, обеспечение гарантированных условийпоставок, наличие постоянных бизнес-партнеров и. т.д. В свою очередь, издержкивертикальной интеграции обусловлены рядом факторов, наиболее значительным изкоторых является необходимость внедрения новойуправленческой системы, действующей в рамках образованнойвертикально-интегрированной структуры.
Если обратиться кимевшему место процессу формирования вертикально-интегрированных нефтяных компанийв России, то можно увидеть, что он часто осуществлялся чисто административнымпутем, при этом во многих случаях не учитывались существующие между предприятиями территориально-производственныесвязи. В результате этого произошло следующее.Предприятия, входящие в одну и ту же компанию, фактически bcjvi себя как независимые хозяйствующие субъекты. Это, в свою очередь, приводило к тому,что добывающие и перерабатывающие предприятияслабо увязывали между собой свои производственныепрограммы, что сводило практически на нет преимущества интеграции и снижало эффективность функционирования интегрированныхкомпаний. Не способствовало повышению эффективности работы компаний истремление местных администраций воздействовать наработу объектовтопливно-энергетического комплекса, взяв их под свой контроль. В итогефинансовые результаты деятельности многих, если не сказать большинства этихинтегрированных компаний оказались неудовлетворительными. Вместе с тем, наблюдались и положительные результаты, связанные с внесением изменений в систему управления внутрисуществующих нефтяных компаний. Особенно это коснулось нефтяной компании " Лукойл",осуществившей широкомасштабный переход к болееэффективным методам управления.
Если рассматриватьсуществующую систему взаимоотношений государства с предприятиями нефтедобывающей промышленности на примере такой компаниикак «Лукойл», то можно увидеть следующее. Доля цены на нефть,реализуемой на внутреннем российском рынке, от цены на нефть, экспортируемуюза границу, по данным компании " Лукойл"за 1997 год составляла немногим более 50%. Удельный вес налогов, внезависимости от того, реализовывалась нефть на внутреннем российском или навнешнем рынке, составлял 52,5%. Чистая прибыль этой компании при реализации 1барреля нефти на мировом рынке в 1997 году составляла 2,09 доллара, при реализации 1 барреля нефти на российскомрынке эта компания несла убыток в размере 0,3 доллара.
Анализируяроссийскую налоговую систему применительно к нефтедобывающим компаниям,следует отметить следующее. Удельный вес налогов, взимаемых с российских нефтедобывающихкомпаний государством, в настоящее время чрезвычайно высок, если егосравнивать со значением аналогичного показателя в развитых странах с рыночнойэкономикой, например в США или Великобритании. В развитых странах с рыночнойэкономикой подавляющая часть суммы, взимаемой вкачестве налогов с предприятий нефтедобывающей отрасли государством, собираетсяс помощью прямого налога, пропорционально получаемой нефтяными компаниямиприбыли. В России же подавляющая часть суммы, взимаемой в виде налогов спредприятий нефтедобывающей отрасли, собирается спомощью косвенных налогов, причем их число неоправданно велико. Существующаясистема налогообложения, в сочетании с существующими ценами на нефть навнутреннем российском рынке, приводит к тому, чтолаже для такой крупной компании как «Лукойл»,ее деятельность становится убыточной, если она полностью ориентирована нароссийских потребителей нефти. По этой причине, в интересах российских нефтяныхкомпаний продавать добываемую ими нефть за границу, а не внутри страны. И этиинтересы, в свою очередь, приводят к существенной недогрузке мощностейроссийских нефтеперерабатывающих предприятий, вследствие чего государствонесет соответствующие потери.
Если обратиться кэкспорту нефти, то можно увидеть, что основными рычагамиуправления в данной сфере со стороны государства являютсявыдаваемые российским нефтяным компаниям лицензии,разрешающие продажу добываемой ими нефти заграницу, и квоты, с помощью которых устанавливаются ограничения на объемы этихпродаж. Вместе с тем, с нашей точки зрения, было бы оправданным, чтобы помимоэтого государство выступало в качестве посредника врасчетах между российскими экспортерами нефти и ее зарубежными покупателями,т. е. играла более активную роль. Это снизитвероятность злоупотреблений со стороны нефтяных компаний, в результате которыхгосударство теряет часть своих валютных поступлений.
Важным дляроссийской экономики является вопрос, связанный с определением объемовдобываемой нефти и ее объемов, экспортируемых за границу. Это обусловлено колеблющейсярыночной конъюнктурой, и при определенных обстоятельствах можно экспортироватьбольше нефти, но получать от этого меньший доход.
Очевидно, чтонеудовлетворительно решается вопрос, связанный с установлением цен на нефть навнутреннем российском рынке. Неудовлетворительнымявляется и используемый подход к ценообразованию на данный вид продукции, основанный на издержках. Более оправданным является использование подхода, в основе котороголежит спрос и предложение, и который больше соответствует рыночной экономике,в условиях которой функционируют сегодня предприятия нефтедобывающейпромышленности.
Государствопрактически самоустранилось от решения вопроса, связанногос разработкой и внедрением эффективной системы экономического стимулированияработников предприятий, делающих их более заинтересованными в эффективностисвоей работы и конечных результатах деятельности компаний, на которых они работают. Это в равной степени относится и кнефтедобывающим российским компаниям. Вместе с тем, наличие предпосылок в заинтересованности работников врезультатах своего труда и конечных результатах деятельности предприятий, накоторых они работают, является не последнихфактором, который обеспечивает повышение эффективности функционированиянациональной экономики. И если этот вопрос плохо решают или не решаютсобственники и руководители предприятий, то его решением должно заниматься государство в лице его соответствующихкомпетентных органов.
В третьей главе,используя результаты ранее проведенного анализа, разработаны предложения посовершенствованию существующей системы взаимоотношений государства сроссийскими нефтедобывающими компаниями. Эти предложениясводятся к следующему.
Используя опыт развитыхстран с рыночной экономикой,таких как США и Великобритания, следует упростить существующую в Россииналоговую систему, уменьшив число налогов, взимаемых с российских нефтедобывающих компаний. Основным налогом,взимаемым с предприятий нефтедобывающей отрасли,должен стать прямой налог в виде налога с прибыли этиххозяйствующих субъектов. Кроме того, целесообразно внедрить в российскуюпрактику систему рентных налоговых платежей,используемую в западных странах, для стимулирования процессов поиска новыхместорождений нефти и их освоения. Учитывая такжеразличные условия добычи нефти из ее различныхместорождений, следует ввести механизм дифференциальной ренты.
Необходимо сделатьтак, корректируя налоговую систему и цену на нефть на внутреннем российскомрынке, чтобы чистый доход, получаемый российскиминефтедобывающими компаниями от продажи одной тонны данного вида продукции на мировом ивнутреннем рынке был бы одинаков. Это позволило быперерабатывать на российских нефтеперерабатывающих предприятиях большие объемынефти и экспортировать конечные нефтепродукты.
Цены на внутреннемроссийском рынке на нефть следует устанавливать не на основе затрат по еедобыче и реализации, исходя из известного затратногометода, используемого в ценообразовании, а на основе складывающего и ожидаемогоспроса и предложения. Последний подход, применяемыйв ценообразовании, больше соответствует условиям рыночной экономики, нежели первый.
Если обратиться кэкспортным поставкам нефти и нефтепродуктов, то наиболее оправданным следуетсчитать вариант, когда государство не просто выдает лицензии и устанавливает квоты, а более активно участвует вданной сфере. Это участие может сводиться к анализу эффективности тех или иныхсделок российских нефтяных компаний с теми или иными зарубежными покупателями,исходя из государственных интересов. Результатом такого анализа может являтьсяразрешение или запрет на ту или иную сделку попродаже российской нефти и нефтепродуктов за границу. Кроме того, с нашей точкизрения, государство в лице его соответствующего учреждения, должно являтьсяпосредником в расчетах между российскими нефтяными компаниями и зарубежнымипокупателями. Это позволит иметь государству более достоверную информацию обобъемах российского экспорта нефти и нефтепродуктов и получаемой от этойпродажи валютной выручки.
Для решения рядазадач, входящих в компетенцию государства с учетомпредлагаемых изменений в системе его взаимоотношений с нефтедобывающимироссийскими компаниями, в данной главе настоящей работы разработаны соответствующиеметодологические подходы. Они затрагивают решения следующих задач:установление цен на нефть на внутреннем российском рынке; определение оптимальногообъема экспорта нефти; определение размерадифференциальной ренты, взимаемой с различных нефтедобывающих российских компаний,разрабатывающих различные месторождения нефти; определение оптимального размера российскихнефтедобывающих компаний; построение системыэкономического стимулирования предприятий нефтедобывающейотрасли.
Для решения первой задачи предлагаетсядва альтернативных варианта, в основе которыхлежит процедура взаимодействия государства в лице его соответствующего учрежденияс нефтедобывающими российскими компаниями. Первый вариант основан наиспользовании известной процедуры Данцига-Вульфа ипредполагает наличие единой цены на нефть,реализуемую на внутреннем российском рынке различными нефтедобывающимироссийскими компаниями. В этой процедуре государство устанавливает цены,нефтедобывающие российские компании заявляют объемы добываемой ими нефти, ароссийские потребители данного вида продукции — объемы его покупки. Второйвариант решения данной задачи основан на использовании различных цен на нефть,реализуемую российскими нефтедобывающими компаниями на внутреннем российскомрынке, и единой цены ее приобретения российскими потребителями данного вида продукции. При этом предполагается, что государствоявляется посредником между российскими нефтедобывающими компаниями ироссийскими потребителями нефти. В диалоге с нефтедобывающими российскимикомпаниями государство устанавливает предельныймаксимально допустимый уровень рентабельности, использующийся этимихозяйствующими субъектами при установлении цен на добываемую ими нефть, вдиалоге с российскими потребителями нефти — цены ее приобретения.
При решении даннойзадачи государство определяетпотребный объем экспорта российской нефти за определенный период времени. Вследствие этого любая из указанных выше процедурзаканчивается тогда, когда обеспечивается выполнениеусловия, в соответствии с которым предложение по данному виду продукциипревышает спрос на внутреннем российском рынке навеличину, соответствующую найденному государством объему экспорта российскойнефти.
Цена на внешнем поотношении к России рынке на нефть в определенной степени зависит от объема экспорта российскойнефти. Учитывая это обстоятельство, в работе представлена математическаямодель, обеспечивающая совместное решение задач, связанных с установлением цены на нефть на внутреннемроссийском рынке и оптимальным объемом ее экспорта. В качестве целевой функциив данной модели используется функция,обеспечивающая максимум доходагосударства от экспорта российской нефти с учетом разницы между ожидаемойценой на внешнем и внутреннем российском рынке на данный вид продукции.
Для расчетаразмера дифференциальной ренты, взимаемой сразличных российских нефтедобывающих компаний, предлагается определение поданным за ретроспективный период зависимости, связывающей между собой величинузатрат при добыче одной тонны нефти и различные производственные факторы. Кпоследним относятся факторы, отражающие условиядобычи нефти, технический уровень производства и техническое состояниеиспользуемого оборудования. Неизвестные значения параметров этой зависимостинаходятся с помощью регрессионного множественного анализа.
В работепредставлена математическая модель, с помощью которой определяется оптимальныйразмер нефтедобывающих российских компаний, выступающих в качестве хозяйственносамостоятельных единиц. При решении данной задачи используется две функциональных зависимости. Одна из них характеризует собой связь эффективностифункционирования данной отрасли в зависимости отчисла отдельно взятых компаний, обусловленнойналичием между ними конкуренции. Другая функция отражает связь между эффективностьюфункционирования данной отрасли и средним размером предприятийнефтедобывающей промышленности, обусловленной! Их возможностями в сфере развития своего производства за счетиспользования инвестиций.
Чтобы создатьдополнительные предпосылки в заинтересованности нефтедобывающих российскихкомпаний в повышении эффективности своей деятельности, предлагается следующийподход. В соответствии с ним предлагается по каждому из предприятий рассматриваемойотрасли оценивать эффективность использования ими в отчетном периоде существующих производственных возможностей. Взависимости от полученных оценок осуществляется определениеразмера фонда потребления по каждому из рассматриваемых хозяйствующихсубъектов, средства которого используется для выплаты установленных сумм ихсобственникам, а также для выплаты вознаграждения работникам предприятий зауказанный выше период времени.
Производственныевозможности предприятийпредлагается характеризоватьналичным составом используемых ими трудовых ресурсов и основнымипроизводственными фондами, им принадлежащим, причем в их взаимосвязи. Вкачестве характеристики производственныхвозможностей трудовых ресурсов используется размер средств предприятий, идущих на оплату труда их работников. В качествехарактеристики основных производственных фондов предприятий используется ихстоимость, исчисленная по восстановительной оценке за вычетом стоимости ееизноса. При их соизмерении используется значениясоответствующего отраслевого норматива. Его значение может быть получено врезультате деления размера средств, идущих наоплату труда работников предприятий, к восстановительной стоимости основныхпроизводственных фондов за вычетом стоимости их износа для отдельно взятойрассматриваемой отрасли. При оценке производственных возможностей по каждой изнефтедобывающих российских компаний учитываются различныеусловия их функционирования, определяемые сложившимисяобъективными причинами.
Заключение. В данной работе рассмотренкомплекс вопросов, решение которых обеспечивает создание предпосылок повышенияэффективности функционирования российской нефтедобывающей промышленности насовременном этапе развития национальной экономики.
В процессеисследования был проведен анализ, затрагивающий следующие вопросы:
характерныеособенности рыночной экономики и функции государствав развитых странах с рыночной экономикой;
условия ирезультаты функционирования российского нефтедобывающего комплекса;
процесс реформирования в нефтедобывающей промышленности, его положительные и отрицательные стороны ;
существующаясистема взаимоотношений государства с российскиминефтедобывающими компаниями.
По результатампроведенного анализа был разработан комплекс решений, направленных на созданиепредпосылок более эффективной работы предприятий нефтедобывающейпромышленности. Эти решения затрагиваютсуществующую системуналогообложения; задачу, связанную с установлением цен на нефть на внутреннемроссийском рынке; задачу, связанную с определением объема экспортируемойроссийской нефти; взаимоотношения государства с российскими экспортерами нефтии их зарубежными покупателями; задачу, связанную сопределением оптимального размера российских нефтедобывающих компаний; задачу,связанную с построением системы экономическогостимулирования нефтедобывающих российских компаний, делающей их работниковболее заинтересованными в конечных результатах деятельностипредприятий, на которыхони работают.
Основныерезультаты проведенного исследования опубликованы в работах :
1. Рассадин В.В., Дмитриев Я. В. Создание предпосылок эффективнойдеятельности нефтедобывающих российских компаний.Сборник научных трудов. Выпуск 2, М., МГАПИ,1998 г.-0,3 п. л.
2. РассадинВ. В. Совершенствование системы взаимоотношений государствас российскими нефтедобывающими компаниями. Cборник научныхтрудов. Выпуск 2, М., МГАПИ, 1998г.-0,36 п.л.
3. Рассадин В.В., Дмитриев Я. В., АкуловаЕ.В. Российская нефтедобывающая промышленность насовременном этапе развития национальной экономики и пути повышения эффективности ее функционирования.Монография, изд."Терра" Можайский полиграфкомбинат,(В печати )-3, 33 п.л.