Реферат по предмету "Педагогика"


Коррекция заикания

Содержание
Введение
1. Заикание, его причины ипроявления
2. Пути преодоления заикания удошкольников
2.1 Профилактика заикания
2.2 Комплексныйлечебно-педагогический подход к преодолению заикания
Заключение
Список литературы

Введение
Заикание является широко распространенным речевым нарушением. Оновозникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования ихречи и личности и в дальнейшем препятствует развитию многих личностныххарактеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.
Поскольку заикание тесно связано с формирующейся личностью, его следуетрассматривать в структуре особенностей личности и ее деятельности. Данноеположение основывается на том, что при заикании развитие личности происходит встесненных условиях и это нередко приводит к ее деформации.
Человеческая личность представляет собой совокупность общественныхотношений, проявляет себя в общении и совместной деятельности с другими людьми.У одних заикающихся общественные, отношения нарушены в силу развившегосязаикания, у других — даже не сформированы. Исследование степени общительности,подражательности, самостоятельности, активности заикающихся детей, характера ихигровой деятельности свидетельствуют о дисгармоничном развитии личностизаикающегося ребенка. Оно выражается преимущественно в неравномерном тозамедленном, то ускоренном развитии отдельных сторон личности. Поэтому следуетговорить о заикании как сложном симптомокомплексе дизонтогенеза [5].
Обычно заикание возникает в период интенсивного развития речи, наиболеечасто в возрасте 2—5 лет, когда ребенок начинает говорить фразами. Причемзаикание у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Если появилосьдаже незначительное заикание, которое через некоторое время прошло само посебе, возможны последующие рецидивы, особенно выраженные в критические периодыразвития (в 6—7 лет и пубертатный период) [23].
В последниегоды в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, чтосвязывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовойинформации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных нанеокрепшую нервную систему ребенка [17].
Поэтому так важно вовремя выявить причины заикания и начать его лечение. Признаваянеобходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка, важноподчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии, перевоспитанииличности и речи заикающегося [5].

1. Заикание, его причины и проявления
Заикание принято относить к нарушениям темпа и ритма речи, обусловленнымсудорогами мышц речевого аппарата в процессе речи. У человека, страдающегозаиканием, такие судороги могут возникать то в мышцах языка, то в мышцах губ,то в области голосовых связок или в мышцах дыхательного аппарата. Это приводитк периодическому «застреванию» на отдельных звуках, а значит и кнарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то естьречевого ритма. Темп речи при заикании характеризуется неравномерностью: то онрезко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторыеотрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе(пока «идет») [16].
Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными иповеденческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состоянияребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно речевые нарушения.Изменения в нервно-психическом состоянии детей часто связаны не только, аиногда и не столько с появившимся заиканием, сколько с особенностями развитияиндивида. Речевое нарушение, как правило, лишь усугубляет проявление техотклонений в развитии, которые у ребенка уже были или наметились [5]. Большуюроль играют также дефекты воспитания, неровное отношение к ребенку (то егозаласкивают, то непомерно ругают за малейшую провинность), конфликтные ситуациив семье и др. Иногда к заиканию приводит подражание неправильной речи родителейили кого-то из родственников [23].
Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речизаикающегося. Этого недостаточно. Необходимо учитывать характер общения, особенностиповедения в деятельности и рассматривать тяжесть дефекта следующим образом.Легкая степень — дети свободно вступают в общение в любых ситуациях снезнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности,выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судорогинаблюдаются только в самостоятельной речи. Средняя степень — дети испытываютзатруднения в общении в новых, а также значимых для них ситуациях, вприсутствии незнакомых им людей, отказываются от участия в коллективных играхсо сверстниками. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата, вовремя самостоятельной, вопросно-ответной и отраженной речи. Тяжелая степень —заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельностьи коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций [5].
Причины заикания условно принято подразделять на две большие группы —предрасполагающие, или отдаленные, и производящие, или ближайшие.
Первая группа причин, как показывает само название, еще не вызываетзаикания, а только предрасполагает к нему. Такого рода предрасполагающую рольмогут сыграть следующие неблагоприятные для речевого развития факторы.
1. Отягощенная наследственность (наличие у родителей заикания, различныхнервно-психических и других хронических заболеваний, изначально обусловливающихнекоторую ослабленность нервной системы ребенка) [16]. В генетическом кодеребенка могут быть заложены патологические особенности двигательной сферы иопределенные особенности личности (акцентуации), которые при неблагоприятныхусловиях могут привести к возникновению заикания. Частота возникновениязаикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у дизиготныхблизнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%. У заикающихсямужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%, а дляженщины соответственно — 36% и 17% [2].
2. Осложненное протекание беременности и родов у матери, что может вдальнейшем неблагоприятно сказаться на состоянии нервной системы ребенка —вызвать ее неустойчивость к разного рода неблагоприятным воздействиям [16].Такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредныехимические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаяхпоражают раньше всего нервную систему еще не родившегося ребенка [25].
3. Тяжело протекающие или часто повторяющиеся соматические заболеванияраннего возраста, истощающим образом действующие на нервную систему и снижающиеее устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям.
4. Отставание ребенка в речевом развитии, которое может еще болееосложнить и без того непростой период овладения им фразовой речью и тем самымзначительно увеличить вероятность возникновения заикания. Это особенно касаетсянервно ослабленных детей;
5.Перегрузка речевым материалом, слишком раннее разучивание сложных посодержанию стихотворений с последующей демонстрацией «достижений»,непосильна для еще незрелого речевого аппарата ребенка.
6. Нервная, неспокойная обстановка всемье, неправильные воспитательные приемы, в силу чего ребенок находится впостоянном нервном напряжении.
Все перечисленные и многие другиенеблагоприятные факторы в той или иной степени ослабляют нервную системуребенка и делают ее менее устойчивой, более ранимой. Именно в этом и состоит ихпредрасполагающая роль. Теперь уже достаточно лишь небольшого внешнего толчка —и произойдет срыв, который может вылиться в самые различные невротическиерасстройства, в том числе и в заикание. Но пока оно еще не наступило, можно многое,сделать в отношении его профилактики. Об этом никогда не следует забывать, ибыло бы крайне непростительно упускать такую возможность.
Другая группа причин, так называемые производящие, уже непосредственновызывают заикание, как бы «производят» его. Эти причины играют рольнепосредственного толчка. Они крайне разнообразны, поэтому назовем для примералишь некоторые из них.
1. Действие так называемого сверхсильногораздражителя, что в повседневной жизни нередко называют «испугом».Понятие «сверхсильности» раздражителя очень относительно и в каждомконкретном случае зависит от степени ослабленности нервной системы ребенкаи особенностей его воспитания [16]. Однойиз наиболее частых внешних производящих причин заикания является остраяпсихическая травма, нанесенная домашними или дикими животными, стихийнымибедствиями, катастрофами, зрелищными мероприятиями, семейными ссорами,физическими травмами и медицинскими манипуляциями [15].
При функционировании нервной системы в нейпостоянно взаимодействуют два основных нервных процесса — возбуждение иторможение, которые в норме бывают хорошо уравновешены и могут беспрепятственносменять друг друга. Постоянная смена возбуждения и торможения происходит и вовремя речи. При действии же «сверхсильного» раздражителя имеет месторезкое перенапряжение возбудительного процесса, приводящее к нарушениюнормального взаимодействия между возбуждением и торможением. Одним изпроявлений этого нарушения и является возникновение заикания.
Теперь представим себе конкретнуюжизненную ситуацию. Небольшая группка детей возвращается из школы. Неожиданнона них бросается большая собака, В той или иной степени испугались все, нозаикаться после этого начал только один ребенок. Это именно тот ребенок, вотношении которого предрасполагающие причины заикания раньше уже подействовали,в силу чего сравнительно безболезненно воспринятый всеми остальными детьмираздражитель для данного ребенка оказался сверхсильным и сыграл роль «последнейкапли».
2. Перенапряжение тормозного процесса,которое также приводит к нарушению нормального взаимодействия между основныминервными процессами. Это имеет место в тех случаях, когда ребенок вынужденчто-то «держать на тормозах», более или менее длительное времяскрывать свои переживания от окружающих [14].
3. Одновременное действие двухпротивоположных раздражителей, которое, согласно учению И. П. Павлова опроисхождении неврозов, приводит к так называемой «сшибке» основныхнервных процессов с последующим нарушением их нормального взаимодействия.Сравнительно небольшие, но часто повторяющиеся «сшибки» могут иметьместо при отсутствии единства требований к ребенку со стороны взрослых, когдаодин из них побуждает ребенка к какому-то действию, а другой запрещает это жесамое действие. Здесь одновременно присутствуют два противоположныхраздражителя, что в некоторых случаях может приводить к срыву.
4. Слишком резкое переучивание с левойруки на правую. Дело в том, что у «правшей» ведущим, или доминантным,в отношении речи является левое полушарие головного мозга, тогда как у «левшей»— правое. По этой причине, переучивая ребенка с одной руки на другую, мы темсамым как бы заставляем его одновременно «поменять» и доминантностьполушарий, возложив осуществление речевой функции на менее приспособленное дляданной цели полушарие головного мозга. Во многих случаях это не проходитбезболезненно, отрицательно сказываясь на состоянии речевой функции ребенка. Уодних детей на этой почве могут возникать неполадки с чтением и письмом, о чемуже говорилось в разделе о дисграфии и дислексии, у других — заикание. Поэтомуне случайно саму по себе целесообразность переучивания многие ученые подвергаюточень большому сомнению.
5. Подражание заикающимся. К такомуподражанию более всего бывают склонны нервные и впечатлительные дети. Если в семьекто-то из родителей заикается, то в этих случаях нередко бывает трудноразграничить роль наследственности и подражания в происхождении заикания уребенка. По этой причине заикающимся взрослым лучше сводить к минимуму речевоеобщение с детьми, особенно в период становления у них речи [22].
В заключение следует отметить, что делениепричин заикания на предрасполагающие и производящие в значительной мереусловно, поскольку между ними не всегда удается провести достаточно четкуюгрань. В частности, неправильные приемы воспитания в одних случаях могутвыступать в роли предрасполагающих, а в других — в роли непосредственновызывающих заикание причин. То же самое относится и к случаям систематическогозапугивания детей или наличия у них соматических заболеваний (иногда заиканиерезко проявляется непосредственно после болезни). Общим правилом является то,что в каждом конкретном случае происхождения заикания обе эти группы причинобычно взаимодействуют и что сначала наблюдается действие предрасполагающихпричин [16].
Симптомы заикания также принято подразделять на две группы: нафизические, или первичные, и психические, или вторичные.
К физическим симптомам относятся следующие:
1. Судороги речевых мышц в процессе речи. Это самый основной признакзаикания, без наличия которого не приходится говорить о данном речевом расстройстве.Судороги бывают двух видов — тонические и клонические. Тонус — это стойкий,длительный спазм мышцы, приводящий к длительной задержке, «застреванию»на одном звуке. Например, при артикулировании звука Д кончик языка как бы «прилипает»к зубам или при Б губы оказываются судорожно сомкнутыми, что на некоторое времяделает невозможным переход к произнесению следующего звука (Д______ОМ). Клонус— это многократно повторяющиеся непродолжительные судорожные сокращения речевыхмышц, приводящие к непроизвольному многократному повторению одного и того жезвука или слога: Д-Д-ДОМ или ДО-ДО-ДО-ДОМ. Нередко оба эти вида речевых судорогнаблюдаются у одного и того же ребенка. В зависимости от преобладания тех илииных судорог принято выделять тоническую, клоническую, и смешанную формызаикания.
Тонические судороги, по сравнению с клоническими, считаются болеетяжелыми и в случаях постепенного развития заикания они обычно появляются позжеклонических. При этом следует иметь в виду, что на определенном этапе нормальнопротекающего речевого развития у ребенка наблюдается так называемая «клонус-фаза»,характеризующаяся тем, что он иногда повторяет один и тот же слог (например,говорит «су-сумка» вместо «сумка»). В большинстве случаевэто бесследно проходит, однако у некоторых детей такое повторение слогов можетпереходить в клоническое, а затем и в тоническое заикание.Причиной тому нередко оказывается неправильное поведение взрослых, которыезапрещают ребенку повторять слоги и требуют произносить слово «сразу».Стремясь преодолеть непроизвольное повторение слогов, ребенок как бы сильнее «нажимает»на слог, в результате чего клонус переходит в тонус, то есть уже в самоенастоящее заикание. По этой причине лучше всего не обращать внимания наповторение ребенком некоторых слогов и дать ему возможность самостоятельносправиться с временно возникшими затруднениями.
2. Сопутствующие движения. К ним относятся судорожные сокращениянеречевых мышц в процессе речи. Например, у заикающегося в моменты сильногонапряжения во время речи может наблюдаться судорожное запрокидывание головы,непроизвольные судорожные движения рук, ног, туловища и пр. Возникновениесопутствующих движений связано с иррадиацией (распространением) нервноговозбуждения с речевых мышц на соседние или даже отдаленные мышечные группы, неимеющие никакого отношения к речи. Естественно, что наличие сопутствующихдвижений существенно утяжеляет общую картину заикания.
3. Вегетативные расстройства. Вегетативная нервная система выполняетважную функцию в организме, связанную с иннервацией внутренних органов. В нормеее нормальное функционирование регулируется корой головного мозга. Но приразного рода невротических расстройствах, к числу которых относится и большинствослучаев заикания, регулирующая и контролирующая роль коры ослабляется, чтоприводит к появлению различных «вегетативных расстройств» [16]. Онимогут выражаться в неустойчивости пульса, колебаниях артериального давления,частых сердцебиениях, повышенной потливости, побледнении или покраснении кожныхпокровов, появлении «гусиной кожи» и т. п. При усилении речевойсудорожности обычно резко возрастают и вегетативные проявления, которые в своюочередь усиливают речевую судорожность. Таким образом, возникает своего рода «замкнутыйкруг», из которого заикающемуся очень трудно выйти собственными силами[13].
Особенностью всех названных симптомов заикания является то, что онивозникают непроизвольно, независимо от сознания и воли самого заикающегося,причем могут присутствовать уже с самого первого момента возникновения заикания(по этой причине они и называются первичными).
К психическим симптомам заикания относятся следующие.
1. Фобии, или навязчивые страхи (phobos впереводе с греческого означает страх). По мере того как заикающийся начинаетиспытывать трудности в речевом общении и осознавать, что во многих ситуацияхони оказываются почти непреодолимыми, у него может развиться панический страхперед речью (фобия речи в целом или так называемая логофобия). Нередко ещезадолго до предстоящего ответа на уроке ребенок пребывает в состояниимучительного страха, что еще более провоцирует речевую судорожность. Во многихслучаях страхи носят избирательный характер и выражаются в виде фобии вполнеопределенных ситуаций речевого общения или каких-то конкретных собеседников [16].
Помимо навязчивого страха перед речью в целом, у некоторых заикающихсяможет наблюдаться и страх перед отдельными звуками (так называемые звукофобии).Их возникновение связано с тем, что ребенку не всегда обоснованно можетпоказаться, будто бы на некоторых звуках он заикается особенно часто. Вдальнейшем он фиксирует внимание на этих звуках,- заранее «предчувствуя»и с тревогой ожидая их появления в речи, что опять-таки не способствует ихсвободному артикулированию. Логофобии чаще всего сопровождаются описанными вышевегетативными расстройствами, что значительно утяжеляет общую картину заикания[14].
2. Могут наблюдаться и навязчивые мысли о заикании. У одних заикающихсяони носят временный характер, появляясь непосредственно перед началом речи иисчезая вскоре после ее окончания, у других же становятся доминирующими(преобладающими, как бы заслоняющими собой все остальные мысли). Это приводит квозникновению очень мучительного внутреннего состояния.
3. Двигательные и речевые уловки, или так называемые защитные приемы.Коль скоро у ребенка возникли связанные с речью переживания, он постепенноначинает искать какие-то средства для облегчения речевого акта и для маскировкисвоего заикания. Так он приходит к использованию различных уловок, которыемогут носить двигательный или речевой характер.
К числу двигательных уловок относятся сопутствующие действия. В отличиеот сопутствующих движений, являющихся судорожными и непроизвольными,сопутствующие действия имеют сознательное происхождение и не являютсясудорожными. Почему ребенок начинает прибегать к их помощи? Иногда во времяречи заикающийся случайно совершает какое-то не относящееся к ней действие —поправляет волосы, застегивает расстегнувшуюся пуговицу и т. п., и при этомвдруг замечает, что ему стало легче говорить. (Такое облегчение действительномогло иметь место по причине невольного отвлечения внимания от речи.) Вдальнейшем ребенок начинает уже сознательно прибегать к этим «защитным»приемам, хотя в силу их привычности они вскоре утрачивают свою «защитную»роль и лишь еще больше усложняют симптоматику заикания. Часто человек уже и самзабывает о причине совершения им тех или иных действий и выполняет их чистомеханически, но сознательный характер происхождения двигательных уловок все жепочти всегда можно установить.
К речевым уловкам относятся следующие.
А. Эмболофразии, или разного рода «вставки» в речь, несвязанные с ее содержанием (emballo в переводе сгреческого означает «вбрасываю», «ввергаю»). Испытываяособый страх перед произнесением некоторых звуков речи, заикающийся, с цельюизбежать речевых судорог, предпосылает этим звукам какие-то другие звуки илислова, стараясь уловить такой момент, когда и «трудные» звуки смогут,наконец, «проскользнуть». Чаще всего в роли таких слов-уловок,выступают следующие: И, Э, НУ, ВОТ, ЭТО, ЗНАЧИТ, ТАК СКАЗАТЬ, КАК ЕГО и т. п.Например, когда мы спросили у одного заикающегося подростка его фамилию, тополучили такой ответ: «И..., э..., ну..., вот..., это..., как его — Петров».В результате использования всех этих вспомогательных слов юноша смог, наконец,выбрать удобный момент для того, чтобы произнести трудный для него звук П(звукофобия) без заикания. Естественно, что все эти вставки не украшают речь, асоздают впечатление какой-то ее растянутости, «водянистости».
Б. Сознательное изменение лексико-грамматического строя речи. Заранеепредвидя наступление речевой судороги, заикающийся (преимущественно подростокили взрослый) старается всеми возможными способами ее избежать. С этой целью онприбегает к перестановке слов во фразе, к изменению ее редакции, а иногда дажеи самого ее смысла. Нередко это приводит к излишнему многословию,неоднократному повторению уже сказанного, к затруднениям в формулировке мысли,что в конечном итоге придает речи неестественность, искусственность. Самизаикающиеся при этом чувствуют «невысказанность мысли» и не получаютполного удовлетворения не только от формы, но и от содержания речевого общения.
В. Изменение самого характера речи (ее темпа, ритма, интонации, силыголоса и т. п.). Например, некоторые взрослые заикающиеся «напускают»на себя излишнюю солидность в разговоре, говорят «покровительственнымтоном», покашливают, намеренно выдерживают длительные паузы, создающиевпечатление «обдумывания» ответа, говорят тихим, вкрадчивым или,наоборот, излишне громким голосом и т. п.
4. Особенности личности заикающихся. Возникшее заикание сравнительнобыстро начинает сказываться на формировании характера ребенка и накладыватьнежелательный отпечаток на всю его личность. Некоторые дети, чувствуязатруднения в речи, начинают избегать речевого общения и даже вообще всякихконтактов с окружающими, замыкаться в себе, играть в одиночестве и т. п.(личность и поведение человека начинают меняться с того момента, как он узнаето своем заболевании).
К сожалению, «узнать» о наступившем заикании и понять всесвязанные с ним неприятности детям дошкольного возраста чаще всего помогаютокружающие их взрослые (исправление сказанного с заиканием, требование «говоритьнормально», высказывание упреков или, наоборот, проявление излишнегосочувствия, жалости по отношению к ребенку и т.п.) [16].
Итак, для психических симптомов заикания характерно их сознательное и «вторичное»происхождение — они как бы «надстраиваются» над физическимисимптомами. Их наличие существенно осложняет общую картину заикания изатрудняет его преодоление. Нередко психические симптомы доставляют заикающимсягораздо больше неприятностей, чем само заикание. Однако они присущи не всемстрадающим им. Так, заикающихся подростков условно принято делить на тригруппы. У первой из них страх речи полностью отсутствует, уловки также неиспользуются; вся картина заикания здесь ограничивается только физическимисимптомами. У заикающихся второй группы страх речи имеется, но он носитумеренный характер и распространяется лишь на некоторые ситуации речевогообщения. И, наконец, для заикающихся третьей группы характерен ярко выраженныйнавязчивый страх речи, крайняя неуверенность в себе, постоянное использование впроцессе речи различных уловок [14].
Таким образом, раз возникшее заикание во многих случаях постепенно «обрастает»психическими симптомами, напоминая в этом отношении катящийся и всеувеличивающийся в своих размерах снежный ком. По этой причине очень важно неожидать полного развития всей симптоматики заикания, а постараться преодолетьего на самой ранней стадии, до появления психических симптомов, то есть еще вдошкольном возрасте.
С учетом причинной обусловленности и особенностей проявления заикания выделяютего невротическую и неврозоподобную формы.
Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже ранее имевшегося уребенка невроза. Такие дети еще до появления заикания отличаются повышеннойвпечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями сна,аппетита и т. п. В качестве ближайшей причины заикания здесь чаще всеговыступает какая-либо психическая травма (сверхсильный раздражитель), играющаяроль «последней капли». В дальнейшем такое заикание обычно «обрастает»психическими симптомами — постепенно появляются фобии, уловки, переживания поповоду имеющегося дефекта и т. п. Течение заикания волнообразное, со сменяющимидруг друга усилениями и ослаблениями симптоматики, что вообще типично дляневротических расстройств [4].
Характерной особенностью невротического заикания является и то, что принем не обнаруживается признаков органического поражения головного мозга. Этосвидетельствует о функциональном характере нарушения. Об отсутствии «органики»говорит и ранний анамнез: как правило, здесь не отмечается выраженной патологиив протекании беременности и родов у матери, а также отклонений в раннем общем иречевом развитии ребенка (развернутая фразовая речь у таких детей обычнопоявляется к полутора годам) [9].
Неврозоподобное заикание, как явствует из названия, лишь подобноневротическому, похоже на него по своим внешним проявлениям, но в основе еголежат совсем иные причины. В данном случае в процессе специальных исследованийу детей обнаруживаются признаки органического поражения головного мозга. Впользу этого свидетельствует и осложненный ранний анамнез (неблагополучноепротекание беременности и родов у матери, множественные заболевания ребенка враннем детстве, запаздывание в речевом развитии, когда фразовая речь нередкопоявляется лишь в трехлетнем возрасте).
Неврозоподобное заикание, в отличие от невротического, развиваетсяпостепенно и без видимой связи с какими-либо внешними обстоятельствами. Течеттакое заикание или стационарно, как бы «на одной ноте», илиравномерно усиливаясь, но без характерных для невротического заиканияпостоянных колебаний и неустойчивости в проявлении симптомов. «Светлые»промежутки здесь отсутствуют. Психические симптомы выражены значительно меньше,чем при невротическом заикании, к тому же они не имеют прямой связи сопределенными ситуациями речевого общения. Преодолеть неврозоподобное заиканиезначительно труднее, чем невротическое. Его еще называют органическим
Обследование заикающегося носит комплексный характер и направлено навозможно более полное выявление всех имеющихся симптомов заикания, ни один изкоторых в процессе коррекционной работы не может быть оставлен без внимания [16].

2. Пути преодоления заикания у дошкольников
2.1 Профилактика заикания
Вначале беседа по профилактике речевых дефектов проводится с родителямидо рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенкапосле рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку,ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводитьлечение, удалять аденоидные разращения). Поскольку устная речь развивается поподражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную роль лица с заиканием,тахилалией, спотыканием и другими нарушениями речи. Следует стимулировать детейк общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Нервнопредрасположенным нужно создавать более спокойную обстановку: ограничитьречевое общение и шумные игры, не баловать новыми игрушками, по возможностиизбегать большого общества вокруг них [17].
Некоторые авторы [19] считают, что в дошкольном воспитании не учитываютсявозрастные особенности ребенка, а именно гиперсензитивный период развитияречевой функции в 2,5—3,5 года. В то же время целенаправленное развитиетемпоритмической организации двигательной сферы (в нее входят и музыкальный, иречевой компоненты) способствует профилактике онтогенетической неплавности речии судорожных запинок, гармонизирует развитие ребенка: развивает двигательнуюодаренность, помогает в овладении пением, позволяет оптимизировать обучениемузыке и основам грамоты, избежать нарушения слоговой структуры слова и др.
В обучении и воспитании дошкольников в любой форме (в семейном воспитанииили детском учреждении) следует выбирать наиболее оптимальную моделькоммуникации взрослого и ребенка, которая на высоком уровне использовала быпаралингвистические средства вербального и невербального общения. Образец речивзрослого должен быть совершенным с точки зрения правильного — неторопливого —темпа, четкой артикуляции, уменьшения редукции гласных, четкости, напевности,звучности голоса, ритмизации в различных ее проявлениях — колыбельных и другихдетских песнях, потешках, присказках, стихотворениях классиков, русскихнародных сказках. Особенно это важно в период младенчества, когда ритмизированнаяречь матери сочетается с движением (например, покачивание ребенка), а также вгиперсензитивный период развития речи. Желательно использовать образцы речиактеров, чтецов, дикторов, сказительниц. Материалы для чтения, рассказывания ипересказа должны быть доступны по возрасту и уровню речевого развития иизвестны как классические произведения высочайшего художественного уровня(особенно поэтические тексты). Средства вербальной коммуникации, связанные сразвитием темпоритмической организации речи, можно развивать и с помощьюневербальных средств, в том числе игровой коммуникации с музыкой и движением,например, занятий по ритмике и танцам, пению. Пению должна отводиться особаяроль в системах воспитания дошкольника, так как оно объединяет музыкальные иречевые средства выразительности, направленные на воспитание ритмическогочувства [19].
2.2 Комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания
Заикание известно давно. В прошлом заикание связывали с болезнью языка ипредлагали хирургические методы лечения — прижигание, подрезку уздечки и др.Другие исследователи видели причины заикания в непомерной влажности языка имозга (Фабриций, Меркуриалис). Позже причину заикания искали в ненормальномстроении мышц гортани. Механизм заикания усматривали в разрыве связей междувнутренней и внешней речью. И только значительно позже начали связывать спатологическим состоянием нервной системы [6].
Становлению современного комплексногоподхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методови путей преодоления этого заболевания. Многочисленность, а иногда инедостаточная эффективность этих методов объясняются сложностью и многообразиемпроявлений самого заикания и уровнем знаний о его природе.
Для правильного выбора форм коррекционного воздействия прогнозированияэффективности логопедической работы большое значение имеют данныепсихолого-педагогического изучения заикающегося ребенка. Спсихолого-педагогического изучения фактически начинается логопедическая работа,оно, по существу, определяет выбор средств и приемов до начала и в процессеработы, позволяет оценить ее результативность и дать рекомендации по ееокончании.
Основные разделы обследования:
1. Анкетные данные, сведения о семье ребенка и условиях его воспитания. Особоевнимание уделяется вопросам об условиях воспитания: где воспитывается илиобучается ребенок (дома, в детском паду, в детском доме, в общеобразовательнойили специальной школе), как адаптировался ребенок к детскому учреждению, особенностиречевой среды (контакты с лицами с речевой патологией, наличие двуязычия),культурно-бытовые условия в семье, психологический микроклимат (конфликты междучленами семьи, гиперопека, перегрузки различными впечатлениями, отношение членовсемьи к дефекту ребенка), каковы жалобы родителей, воспитателей, учителей,какие меры принимались для устранения речевого дефекта.
2. Сбор анамнестических сведений. Анамнестические сведения включаютданные о здоровье самих родителей и ближайших родственников, наличии речевойпатологии у членов семьи или родственников. Уточняется протекание беременностии родов матери (не было ли травм, серьезных заболеваний, акушерских манипуляцийи т.п.), общего раннего развития ребенка (какие заболевания перенес, не было лифизических и психических травм). Особенно важны сведения о раннем речевом имоторном развитии ребенка: в срок, замедленное или ускоренное; сроки появленияосновных двигательных навыков, гуления, лепета, первых слов, фраз. Все этисведения черпаются из беседы с родителями ребенка, анализируются данныемедицинской документации.
3. Объективные данные. Уточняется состояние слуха, зрения, интеллекта,медицинский диагноз заикания (невротической или неврозоподобной формы) позаключениям врачей-специалистов. Анализируются сведения об общем развитииребенка, его поведении, игровой или учебной деятельности [10].
Рассмотрим способы коррекции заикания, применяемые в США. Существуетмножество методов коррекции – от традиционных до использующих йогу. Логопедыприменяют их как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Все методыделятся на две категории: служащие для коррекции заикания и для увеличенияплавности речи.
Методы коррекции заикания:
1. Релаксация. Пациентов учат дифференцированно расслаблять разные группымышц, включая те, которые обеспечивают функцию речи.
2. Легкий контакт согласных. Пациентов учат произносить согласные звуки,которые, как они ожидают, будут для нихтрудны, с очень легким контактом органов артикуляции.
3. «Отмена», «растягивание» и «подготовка к ожидаемомублоку». Автор обратил особое внимание на страхи и волнения пациента,уклонения от трудных речевых ситуаций. Согласно методу «отмены»,слово, которое вызывает заикание, следует повторить. Таким образом, пациентыпонимают, что они могут научиться уменьшать количество запинок, не избегая их.Затем пациентов учат методу «растягивания» (при запинке на словенужно закончить его с относительно плавным, контролируемым растягиваниемзвуков). Далее используется метод «подготовки к ожидаемому блоку». Сего помощью пациенты учатся расслабляться перед произнесением «трудных»слов. Затем пациентам предлагают использовать эти методы в обратном порядке:перед произнесением «трудного» слова они должны начать «подготовкук ожидаемому блоку». Если это им не удается и появляется блокирование, онидолжны попробовать «растягивание». Если и это не получается, пациентыиспользуют «отмену». В результате правильные речевые навыкизакрепляются в разнообразных разговорных ситуациях.
4. Медленная, растянутая речь или замедление скорости с использованиемустройства задержки акустической обратной связи.
5. Улучшение функционирования голосовых связок. Пациенты учатсяконтролировать поток воздуха и начинать пассивный выдох до начала произнесенияфразы. В другом варианте пациенты обучаются контролировать начало произнесенияфразы (используя устройство обратной связи) и делать это в очень мягкой форме.
6. Улучшение координации дыхания и речи.
7. Лекарственные методы и иглотерапия. Для уменьшения судорогиспользуются такие лекарства, как бетаникол, карбамазепин, кломипрамин,верапамил и халоперидол. Их применение очень ограничено из-за их побочныхэффектов (сонливость и тошнота). Многообещающие результаты дают прозак, золофт,паксил, лювокс и селекса. Они влияют на уровень допамина и могут помочь вуменьшении навязчивого контроля над речью при заикании.
Методы увеличения плавности речи:
1. Подкрепление условных рефлексов. Примером является программа Лидкомби,успешно используемая для лечения маленьких детей. Она была разработана группойисследователей под руководством профессора Онслоу из Австралии. Коррекция речипроизводится родителями в повседневной жизни. Комментируется как плавная речьребенка («Какая плавная речь!»), так и речь в момент заикания («Тыможешь повторить эту фразу?»). Плавная речь комментируется в пять разчаще, чем речь с заиканием. В начале лечения комментарии делаются раз в день впроцессе 10-минутного диалога, позднее — в течение дня в различных ситуациях.Кроме того, родители учатся ежедневно измерять степень тяжести заикания ребенкапо шкале от 1 до 10 (1 —отсутствие, 10 — тяжелая форма). При каждом визите вклинику логопед и родитель сравнивают результаты прошлой недели, чтобы выяснитьэффективность лечения.
2. Уменьшение порога чувствительности к заиканию — десенсибилизация.Десенсибилизация наступает, когда человек заикается открыто и без чувства стыдаи неловкости. После релаксации пациента логопед создает многократные речевыеситуации, не вызывающие сильного волнения. Когда пациент перестает реагироватьна них, предлагаются ситуации более эмоционально значимые. Процесс повторяетсядо тех пор, пока пациент не перестает тревожиться даже в самых трудных,приближенных к повседневной жизни ситуациях.
3. «Эмоциональный поток» — взрывная терапия. Пациентампредлагают либо начать заикаться сильнее, чем обычно, либо повторять начальныезвуки слов. Это делается для увеличения осознанного поведения во время судороги желания больше не скрывать свое заикание [1].
Возвращаясь к российским методам,целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средстввоздействия на заикающегося — медицинского или педагогического. В одном случаеэто лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические,психотерапевтические), в другом — меры воспитания и обучения (дидактическиеприемы) и, наконец, в третьем — различные сочетания лечебного и педагогическоговоздействия.
В настоящее время принято применятькомплексный подход, т.к. он является максимально эффективным. Подсовременным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическоевоздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разнымисредствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогическихмероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура,психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательныемероприятия. Цель их — оздоровление и укрепление нервной системы и всегоорганизма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своемуречевому дефекту, устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующихрасстройств голоса, дыхания, моторики и речи; социальная реадаптация иадаптация заикающегося. В настоящее время делаются попытки глубже изучитьиндивидуальные психологические особенности заикающихся [20].
Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия назаикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительнуюи коррекционно-педагогическую. Основными задачами лечебно-оздоровительнойработы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервнойсистемы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений ипатологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятиеречевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики идр.)
Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которуюпреимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов(перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся.Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимыхспециалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкальногоработника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии назаикающихся [21].
Все перечисленные воздействия имероприятия в большинстве случаев осуществляются одновременно илиоздоровительная часть комплекса предшествует работе над речью. Рассмотримкаждое из них в отдельности.
Оздоровление нервной системы и всегоорганизма заикающегося важно потому, что это создает более благоприятныепредпосылки для работы над речью. Так, в результате лечения общего невроза исвязанных с ним вегетативных проявлений у заикающихся заметно ослабевает страхперед речью (лого- и звукофобии), наступает состояние внутреннего облегчения,успокоения, улучшается настроение и как следствие всего этого — возрастает верав возможность преодоления заикания. Эта часть воздействия осуществляетсяврачом-невропатологом в тесном контакте с родителями (в плане практическойреализации назначений) и предусматривает использование различныхмедикаментозных средств и физиотерапевтических процедур.
Исключительно важную роль в деленормализации нервной системы заикающегося играет и правильный режим дня,предполагающий рациональное чередование труда и отдыха, достаточный поколичеству и полноценный по качеству сон, полноценное питание, достаточноепребывание на воздухе, занятия спокойными видами спорта и т. п. В организациидля ребенка такого режима совершенно неоценима роль родителей, без активнойпомощи которых здесь просто не обойтись.
Помимо всего сказанного, очень важно исвоевременное лечение возможных соматических (телесных) заболеваний, посколькуналичие их у ребенка (особенно в случаях хронического течения) ослабляющимобразом действует как на его нервную систему, так и на весь организм в целом,что в свою очередь отрицательно сказывается на состоянии речевой функции изатрудняет преодоление заикания [16].
Психотерапия в комплексе лечения заикания занимает существенное место.Основная задача психотерапии — оздоровление психики заикающегося.
Оздоравливающее воздействие на заикающегося оказывает косвенная и прямаяпсихотерапия. Под косвенной психотерапией понимается обстановка, окружающаяприрода, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игры и многоедругое.
Прямая психотерапия — лечебное воздействие словом в виде разъяснения,убеждения, внушения и обучения. В психотерапии различают два основных видавоздействия словом: 1) рациональную (по Дюбуа), или разъяснительную (по В. М.Бехтереву), психотерапию; 2) суггестивную терапию, в которой выделяютсявнушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогеннаятренировка).
Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использованииразнообразных игровых приемов, красочного дидактического материала, труда,музыки, ритмики и пр. Эти формы психотерапии тесно смыкаются спсихопрофилактикой и психогигиеной.
Многие специалисты, работая с заикающимися детьми, используют игры иупражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, предплечья, шеи, ног, лица.
Среди активизирующих методов психотерапии значительное место занимаютфункциональные тренировки. Они представляют собой тренировку нервных ипсихических процессов, укрепление активности и воли [7].
Все виды психотерапии заикания направляются на устранение психогенныхнарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности,навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаний всвязи с этим и пр.) и на перестройку у заикающегося измененного под влияниемдефектной речи социального контакта с окружающими; на формирование уменийвладеть собой и своей речью, на перестройку своих личностных качеств.
Психотерапия направлена в основном напреодоление психических симптомов заикания, но в результате их исчезновения илиослабления значительно уменьшаются ипроявления речевой судорожности. Поэтому не случайно одним из основных условийизбавления от заикания считается полное исчезновение фобий [16].
Лечение невротических проявлений можетбыть успешным только в условиях постоянного взаимодействия пациента соспециалистом – логотерапевтом, так как для достижения успеха необходимовидоизменить в благоприятном направлении ряд особенностей характера,сформировавшихся на фоне трудностей речевого общения и препятствующих нормализацииречи [18].
Обязательным условием для использованиялюбых приемов психотерапевтического воздействия является предварительноеизучение заикающегося, проникновение в его внутренний мир, понимание всейсложности его душевных переживаний, его отношения к дефекту, особенностейвзаимоотношений с окружающими людьми, условий жизни и быта и т. п. Лишь в этомслучае молено полностью избежать совершенно недопустимого воздействия «невпопад»и рассчитывать на достаточную эффективность психотерапии. Само собоюразумеется, что психотерапевт должен обладать в глазах заикающегося достаточнымавторитетом и что само его отношение к заикающемуся должно быть глубокочеловечным. Всякого же рода формальные внушения, «внушения ради внушений»действуют раздражающим образом и поэтому приводят к негативным последствиям.
В отношении детей дошкольного возраста, укоторых психические симптомы заикания отсутствуют или пока еще не получилисвоего полного развития, психотерапия должна носить, если можно так выразиться,действенно-предупреждающий характер. Это значит, что для заикающегося ребенканужно постараться создать в семье и в детском учреждении такие условия жизни,которые дали бы ему реальную возможность чувствовать себя хорошо и спокойно итем самым способствовали бы предупреждению появления связанных с заиканиемпереживаний.
Кроме того, в отношении детей дошкольноговозраста все более и более внедряются в практику и специальные приемы игровойпсихотерапии, сказкотерапии, психотерапии посредством рисунка и пр. [16].
В игровой деятельности формируется умениеуправлять своим поведением через освоение в процессе игр правил, выработанныхвзрослыми. Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитаниядетей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. Это свойствоигровой деятельности позволяет использовать её и в коррекционной работе сзаикающимися детьми. Охарактеризуем виды игр и их положительное влияние назаикающихся.
1. Разнообразные дидактические игры наразвитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разборными игрушками:матрешками, бочонками, пирамидами, шарами, башенками с кольцами, домино, лото,игры с куклами и т. д. — развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание,мелкую моторику, подражательность, произвольную память и на простом речевомматериале знакомят детей с разными образцами речи, данными логопедом.
2. Для заикающихся детей полезны игры спением — хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые,хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмическойосновой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом,соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительностьдвижений — с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных уменийположительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольноеповедение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенноторможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времении в пространстве. При исполнении роли ребенку необходимо отобрать нужный «запас»движений, своевременно их применить, затормозить ненужные в данный момент. Этоспособствует воспитанию находчивости, инициативы, воли и умению планировать рядпоследовательных движений [18].
3. С заикающимися детьми проводятся игрысредней и малой подвижности, чтобы не нарушать у детей темпа дыхания и речи. Мывыделяем подвижные игры с простыми движениями, подвижные игры с сюжетом испортивно-развлекательные. В играх с простыми движениями с мячом, обручем,лентой, флажками дети передают общий характер движений, реагируют на однисигналы и удерживаются от других, координируют движения рук, ног, сочетаютдвижения с речью.
Подвижные игры с сюжетом могут быть сравноправными участниками и с отношениями управления-подчинения. В первомслучае каждый заикающийся вносит посильную долю в общую игру, во втором—требования к поведению каждого играющего повышаются, выявляя у детейорганизаторские качества. Подвижные игры спортивно-развлекательного характера(кегли, бабки, игры с мячом, шарами) проводятся для закрепления активногоповедения и речи, они способствуют свободному общению детей и вне игровойдеятельности.
Все подвижные игры с правилами воспитываюту детей организующее поведение, самостоятельность, инициативу, выдержку,решительность, чувство товарищества. Под воздействием логопеда, отмечающего,кто как играет, кто помогает другому, а кто стремится выиграть только сам, удетей появляется понимание роли организатора игр, стремление к повышению своейигровой активности. Дети соблюдают правила игры, сознательно их изменяют,дополняют, стараются справедливо распределять роли, быть выдержанными иобъективными при оценке результатов игры и игровом поведении товарищей. В силуэтого подвижные игры с правилами положительно влияют на личность заикающегося,способствуя мягкой коррекции ее отклонений.
4. В играх-драматизациях (стихотворноготекста, прозы, в настольный, пальчиковый театр) слово связано с действиямиперсонажей, с рисованием, конструированием декораций, с целенаправленнойсценической атрибутикой [5].
В данных играх разыгрываются готовыетексты. Поэтому логопед отбирает из произведений детской литературы тексты,имеющие воспитательную ценность, отличающиеся динамизмом, насыщенностью,глагольной лексикой, четкой последовательностью событий и действий,художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Детиучаствуют вначале в хоровой драматизации, затем переходят к индивидуальномупроговариванию роли с помощью логопеда и самостоятельно [14].
5. Творческие игры отражают высокийуровень самостоятельности и самоорганизации детей в деятельности. У заикающихсядетей эти качества воспитываются вначале в творческих играх по предложениюлогопеда (взрослого), затем по замыслу самих детей.
Главным моментом творческой игры являетсявыполнение роли. Ребенок создает образ действиями, словом в процессе общения сдругими участниками игры. Поэтому творческие игры формируют у заикающихся детейумение выполнять правила поведения в той или иной взятой на себя роли и вне ее,соблюдать требования партнерства, разрешать возникающие конфликты.
Творческие игры обогащают социальный опытзаикающихся детей, способствуют воспитанию и развитию у них активногоповедения, самоорганизации в любой деятельности, и прежде всего в речевой [5].
Игровая психотерапия направлена наобеспечение «отреагирования», то есть на создание для ребенкаусловий, дающих ему возможность осуществить в ходе игры эмоциональную разрядкуи «реализовать нереализуемое». Соответствующим образом подобранныесказки, направленные на «непринудительное воспитание» желательныхличностных качеств, также способны оказать глубокое психотерапевтическоевоздействие на ребенка. Что же касается психотерапевтической роли рисунка, тоона проявляется, например, в следующем: если ребенок несколько раз нарисует «предметсвоего страха», то в дальнейшем это избавит его от подобных переживаний.Важность использования таких видов психотерапевтического воздействия назаикающихся дошкольников трудно переоценить, потому что упущенная в этомвозрасте возможность коррекции нежелательных с точки зрения заикания личностныхкачеств ребенка позднее обернется необходимостью затраты несравненно больших ик тому же менее результативных усилий на преодоление вторичных психическихнаслоений у подростков и взрослых.
Работа над речью — часть комплексного метода преодоления заикания, реализуемаялогопедом при активном участии самого заикающегося и его ближайшего социальногоокружения.
С детьми дошкольного возраста работа строитсяна простом подражании плавной и неторопливой речи логопеда, а затем иокружающих ребенка взрослых людей. Все занятия проводятся в непринужденнойигровой форме, причем игры берутся самые разнообразные, с учетом возрастадетей. Широко используется в ходе логопедических занятий и различная ручнаядеятельность детей, состоящая в изготовлении несложных поделок и сопровождаемаянеторопливой речью. Все эти занятия вызывают у детей живой интерес. Они бываютпри этом в приподнятом настроении и часто даже не подозревают о том, что с нимипроводится какая-то специальная работа. Все это как нельзя лучше способствует успешному преодолению заикания.
Поскольку при заикании нарушается темп иритм речи, то в дидактической части комплексного метода существенное местоотводится логопедической ритмике: проводятся плавные, неторопливые движения подмузыку, сопровождаемые речью, что наилучшим образом способствует преодолениюречевой судорожности [16].
Наиболее адекватным стилем общения сребёнком некоторые авторы [8] считают полный стиль произношения. Полныйстиль возможен при четком проговаривании ударных и безударных слогов, когдагласные слегка протягиваются и произносятся более отчетливо, чем обычно, хотяразличие между ударными и безударными слогами сохраняются. Подтверждение этомуможно найти, например, в работах С.Н. Цейтлин, много лет посвятившейисследованию детской речи [24]. Автор пишет о специфичном языке, с помощьюкоторого мать общается с ребенком. На Западе такой язык получил название motherese, что означает материнский. Также в последнеевремя вошел в употребление термин childdirect speech, или речь, адресованная ребенку. Она отличаетсяот обычной тем, что мать в процессе разговора с ребенком даже самого младшеговозраста старается правильно строить предложения, не перестраивает высказываниена ходу, говорит четче, не прерывается на середине фразы. Такая речь имеетобщие черты с полным стилем произношения, и использование последнего в общениис ребенком будет адекватно.
После усвоения навыка плавной речинепосредственно на логопедических занятиях в дальнейшем этот навык переноситсяи в другие жизненные ситуации. Ребенок постепенно приучается пользоваться такойречью дома, в школе, в разговоре со знакомыми и незнакомыми людьми. С этойцелью проводится специальная тренировка речи в обычных жизненных ситуациях(обращение в присутствии логопеда с вопросами к незнакомым людям, коллективный(вместе с логопедом) поход в магазин с целью самостоятельной покупки каких-либопродуктов или товаров и т. п.). На последних этапах работы предусматриваются испециальные упражнения в так называемой эмоциональной речи, при которойсоблюдение речевых правил требует от заикающегося значительно больших волевыхусилий (например, свободный рассказ о каком-то волнующем ребенка событии, опонравившемся ему фильме и др.) [16].
Однако у большинства детей с заиканием есть отклонения и в другихкомпонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеютхарактерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речии сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточнаясформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой иартикуляционной моторики. Поэтому основными задачами в работе логопеда ивоспитателя можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесносвязанных с нею неречевых процессов [3].
Прогноз преодоления заиканиязависит от многих условий, в первуюочередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полнотыего применения, от возраста и т. д. Можно считать, что чем моложе возраст, чемактивнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппаратазахвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше психическихнаслоений, тем прогноз благоприятнее. Для заикания, развивающегося на почвеврожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а также появившегося безвидимых внешних воздействий, предсказание менее благоприятно. Здесь частырецидивы. Успешнее устраняются судороги дыхательные, чем голосовые, клоническиеформы исчезают легче, чем тонические. На них легче воздействовать через II сигнальную систему, чем на тонические, характерные длявозбуждения подкорки, которая труднее поддается указанному воздействию. Прогнозв значительной степени зависит от личности ребенка, от личности и мастерствалогопеда.
Наиболее благоприятным является возраст 2—4 года (легче создатьблагоприятные условия, небольшой стаж за икания). Наименее благоприятнымоказывается возраст 10—16 лет, пубертатный период (обостренная психическая ранимость,стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательныеличностные качества). Не редко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется иготово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.
В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптациязаикающихся осуществляется в достаточно высокой степени [12].
Выбор рациональных путей коррекции имеет особое значение в начальнойстадии развития заикания, т.к. зависит от индивидуальных особенностейзаикающегося и тяжести его заикания, от особенностей всего лечебно-педагогическогокомплекса и методики логопедической работы и даже от выбранной системы оценокрезультатов этой работы. Успешное преодоление сопряжено с систематической,тщательно скрупулезной и довольно длительной работой, требующей усилий состороны и специалистов и самих заикающихся. И результат такой совместной,направленной работы позволяют оптимистично смотреть на возможность преодолениязаикания [11].

Заключение
Заикание — расстройство темпа и ритмаречи, проявляющееся ее прерывистостью, непреднамеренными паузами, повторами,судорожными движениями мышц, участвующих в речевом акте, дополнительнымидвижениями в мышцах лица, шеи и конечностей. При заикании ребенок либо не можетначать слово, либо судорога возникает во время произнесения слова и тогда звукирастягиваются, либо эти расстройства комбинируются [23].
Заикание чаще всего возникает в детскомвозрасте, в период от 3 до 5 лет, когда ребёнок овладевает фразовой речью. Вэтот период к его ещё не вполне созревшему аппарату предъявляются повышенныетребования, и поэтому он бывает особенно подвержен разного рода «поломкам».Большинство детей проходят этот этап речевого развития благополучно, унекоторых же развивается заикание [16].
Выделяют функциональное и органическоезаикание. Органическое заикание возникает только при органических пораженияхцентральной нервной системы, встречается достаточно редко и может появиться влюбом возрасте.
Наиболее часто встречается функциональноезаикание, без каких-либо органических поражений в речевых механизмахцентральной и периферической нервной системы. Возникает оно, как правило,внезапно, под влиянием психической травмы у легковозбудимых детей.
Специалисты различают три степени заикания(легкое, среднее и тяжелое), хотя четких критериев определения степеней нет. Впервом случае заикание чуть заметно и не мешает общению, при тяжелом заикании —из-за длительных судорог общение становится невозможным. По мере того, какболезнь прогрессирует, появляются дополнительные, самые разнообразные движенияв мышцах лица, шеи и конечностей. Это может быть зажмуривание, моргание,напряжение мышц шеи, притопывание ногами и т. п. Постепенно появляется страхречи (логофобия), что еще больше усиливает заикание. Ребенок осознает свой дефект, начинает стыдиться заикания, во время речикраснеет, потеет.
Большинство исследователей заикания отмечают сложный системный характерэтого заболевания, возникновение которого связано как с биологическими, так и спсихологическими, а возможно, и социальными причинами.
Преодоление заикания в настоящее время осуществляется так называемымкомплексным методом, включающим в себя целый ряд различныхмедико-педагогических воздействий и мероприятий, основными из которых являютсяследующие:
1. Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося
2. Психотерапия
3. Непосредственная работа над речью (дидактическая часть метода)
4. Обеспечение благоприятного социального окружения и нормальных бытовыхусловий.
Очень важно, чтобы родители поняли, чтодаже если ребенок чуть заметно заикается и происходит это очень редко, всеравно необходимо немедленно обратиться к специалисту. Это первый сигнал онеблагополучии, а малейший стресс, испуг или просто усталость могут усилитьзаикание. Чем раньше начнется лечение, тем оно будет эффективнее [23].

Список литературы
заикающийся речь нарушение лечебный
1. Белиловская М.В. Коррекция заикания в США \\ Логопед. – 2005. — №6. – с.112-115.
2. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. — М.: В. Секачев, 1998. — 304с.
3. Борисова Е.А., Прокопцова Н.С. Совместная работа воспитателя и логопедапо преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы // Логопед. – 2005. — №3.– с. 48-51.
4. Волкова Г.А. Игровая деятельностьв устранении заикания у дошкольников: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение,1983. – 144 с.
5. Гарбузов В.И. Нервные дети. – М., 1990.
6. Гуровец Г.В. Детская невропатология. Естественно-научные основыспециальной дошкольной психологии и педагогики: учебное пособие для студентовсредних специальных учебных заведений / Г.В. Гуровец; под ред. проф. В.И.Селивёрстова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.
7. Иванов-Смоленский А.Г. Очерки патофизиологии высшей нервнойдеятельности. — М.,1952.
8. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи какспособ профилактики заикания // Логопед. – 2005. — №6. – с. 28-32.
9. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдромазаикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский /Дефектология № 5, 2000. – с. 23-28
10. Леонова С.В. Психолого-педагогическое обследование заикающихся детей//Логопед. – 2004. — №5. – с. 30-31.
11. Логопедия. Учебник для ВУЗов/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.:Владос, 1999. – 340 с.
12. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений/ Под ред. Л.С. Волковой. М.: ВЛАДОС, 2004. – 704 с.
13. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советыпедагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами вразвитии. — М: ВЛАДОС, 1997. — 304с.
14. Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие длялогопедов и родителей. – Казань: «Лиана», 1999. — 112с.
15. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. – СПб.: ООО «СЛП»,1997. — 144с.
16. Парамонова Л.Г. Логопедия длявсех. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.
17. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. — М.:Просвещение, 1995. — 176с.
18. Поварова И.А. Коррекция заикания виграх и тренингах. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2004. – 348 с.
19. Раю Е.Ю., Казбанова Е.С. Нарушение темпоритмической организации речидошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания//Логопед. – 2004. – №6. – с. 47-49.
20. Рычкова Н.А.Логопедическая ритмика. — М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. — 36с.
21. Селивёрстов В.И. Заикание у детей.М.: Владос, 1994. — 200 с.
22. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактическиеосновы логопедического воздействия. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 208с.
23. Флерова М.М. Логопедия. Серия «Мирвашего ребёнка». 2-е изд., — Ростов н/Д. – Феникс, 2004. – 320 с.
24. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. М.: ВЛАДОС, 2000.– 365 с.
25. Шкловский В.М. Заикание. — М., 1994. — 248с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.