Реферат по предмету "Экономика"


Предпринимательство в Республике Казахстан

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕРЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1.1 Понятие исодержание предпринимательства
1.2 Сущность ифункции предпринимательства
1.3 Видыпредпринимательской деятельности
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Видыпредпринимательской деятельности
2.2 Основныеформы предпринимательства
2.3Предпринимательский потенциал Казахстана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы вКазахстане получило динамичное развитие предпринимательство, котороепредставляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своегоимени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельностьфизических и юридических лиц, направленную на получение прибыли. Возрождениепредпринимательства в Казахстане состоялось. Действительно, до 1917 годапредпринимательство в стране имело место, но в силу слабого уровня развитияпроизводительных сил тогда оно не получило должного распространения. За годыСоветской власти понятие «предпринимательство» практически было исключено изэкономической лексики, а термин «предпринимательство» воспринимался негативно.  
Рыночная экономика по сути своей есть предпринимательская. Намеченные вКазахстане реформы призваны, в конечном счете, решить извечную социальнуюпроблему — улучшить жизнь людей. Для этого необходимо перевести экономику врежим функционирования на потребителя. Мировой опыт показывает, что этой целинаиболее соответствует предпринимательский тип экономических отношений. Он предполагаетсмелую инициативу, полную самостоятельность и ответственность, включая поискпотребности и оценку рыночной конъюнктуры, выработку тактики конкурентнойборьбы и вопросов инвестирования.
Вопросы предпринимательства имеют не только локальное значение, ониволнуют весь деловой мир. В современную «эру активных действий» добьются успехате корпорации, которые будут соблюдать следующие условия: во-первых, как смогутсконцентрироваться на главных направлениях своей деятельности и опереться наключевые ценности в организации; во-вторых, императив современногопредпринимательства — эффективное распоряжение временем, ускоряющимся потокомнововведений, идей и экспериментов — надо быть быстрым, чтобы не отстать;в-третьих, созревают условия использования гибких форм организации, режимовработы, различных комбинаций ресурсов и усилий работников; в-четвертых,совместный труд должен приносить удовлетворение всем его участникам.
Эти условия развитияпредпринимательства представляют определенную ценность для стран, находящихсяна этапе перехода к рыночной экономике. Это в полной мере относится кКазахстану.
Развитие малого и среднего бизнеса является одним из основныхстратегических направлений социально — экономической политики, проводимойПравительством в Республике Казахстан. За годы рыночных реформпредпринимательский сектор занял заметное место в обществе, так как онвыполняет ряд важных социальных функций, в число которых входят решение проблемзанятости, смягчение социальной напряженности и демократизация рыночныхотношений.
Актуальность этого вопроса в том, чтомалый и средний бизнес способен активизировать экономику на всех уровнях;обеспечивать насыщение рынка товарами и услугами собственного производства,способствовать поступлениям в бюджет, развивать конкуренцию средитоваропроизводителей и услуг; создавать дополнительные рабочие места.
Целью курсовой работы является изучить предпринимательство ипредпринимательскую деятельность.
Исходя из этой цели рассмотрим следующие задачи:
— рассмотреть понятие, сущность и виды предпринимательства;
— изучить классификацию предпринимательской деятельности;
— определить виды предпринимательской деятельности.
Объектом исследования является предпринимательская деятельность.
Предметом исследования является экономическая теория.
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН1.1 Понятие и содержаниепредпринимательства
В экономической науке нет общепризнанных определений предпринимателя какэкономической категории, которая выражает сущность субъекта предпринимательскойдеятельности, особого ресурса и фактора процесса воспроизводства ипредпринимательства.
Существует представление, что предпринимательство вообще неявляется экономическим понятием, а относится к социологии, психологии илисоциокультурной сфере. Но все же имеется давняя традиция понимания предпринимательствакак явления экономического. В настоящее время отсутствует общепризнанная теорияпредпринимательства в мировой экономической науке. То, что сегодня говоритсятеоретиками о предпринимательстве, представляет чаще всего некий конгломерат фрагментарныхсуждений. Одна часть из них базируется на предпосылках неоклассической теории иведет речь о предпринимательских способностях как одном из факторов производстванаряду с трудом и капиталом, не выделяя при этом ничего специфического в этомфакторе. Другая же часть представляет собой простое обобщение суммыэмпирических данных, не связанных с концептуальной основой экономическойтеории.
Формирование рыночных отношений, повышение качества средыбизнеса, появление нового подхода к развитию предпринимательства требуют новойтрактовки понятий «предпринимательская деятельность», «предприятие», «бизнес»,«хозяйственная деятельность», «крупные, средние и малые предприятия».Нечеткость в определении этих понятий вызваны различиями в культуре, политике,традициях стран, а также в практике развития предпринимательства.
Методологическим ключом к уточнению терминов может послужитьсинергетический подход к экономической теории, который опирается на достиженияновейшей науки о самоорганизации мира – синергетики. Синергетика – направлениемеждисциплинарных исследований, объект которых – процессы самоорганизации воткрытых системах физической, химической, биологической, экологической и другойприроды. В таких системах за счет потоков энергии и вещества из внешней средысоздается и поддерживается неравновесность. Благодаря этому происходитвзаимодействие элементов и подсистем, приводящее к их согласованному поведениюи в результате – к образованию новых устойчивых структур и упорядочиванию.
В отечественной литературе выделяются четыре «волны» эволюцииконцепций предпринимательства, которые дают картину двух глобальных этаповразвития теории предпринимательства, связанных с формированием научной картинымира и возникновением синергетики как теории самоорганизации [6, 234].
Родоначальник экономической мысли Аристотель, и Платон немогли составить целостной экономической теории, так как исследовалиэкономическую жизнь с точки зрения аристократии, связанной с сельскимхозяйством и противопоставлявшей себя классу торговцев (то естьпредпринимателей).
Классическая политическая экономия осмыслила значениеторговли для экономического развития государств, но предпринимательство еще нестало самостоятельным предметом исследований, хотя появился уже сам термин: в XVII в. предпринимателем называли купца,противопоставляя его финансисту. В рамках меркантилизма были сформированыпервые концепции предпринимательства, в которых прибыль представлялась вкачестве доминирующего мотива предпринимательской деятельности. Уже на этомэтапе началось разделение предметно-материального и идеально-творческого началв предпринимательской деятельности.
Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» впервыеупотребил английский экономист конца XVII- начала XVIII вв.,относившийся к исследователям первой «волны», Ричард Кантильон, считавший, чторасхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность покупатьтовары отдельным субъектам рыночных отношений более дешево и продавать болеедорого по сравнению с другими. Он назвал таких бизнесменов предпринимателями,которые могут заниматься в разных сферах воспроизводства: производстве, обменеили сразу в обеих сферах. Предприниматель определялся Р.Кантильоном как субъектрыночных отношений, обладающий способностью предвидеть, брать на себяответственность, действовать в условиях риска. Такой подход к определениюпредпринимательства был обусловлен тем, что в этот период внешняя и внутренняяторговля представляла собой чрезвычайно рискованный вид деятельности. Р.Кантильон отделил предпринимательскую функцию от функций капиталиста-собственникаи управляющего [2, 204].
В современном обществе в рыночныеотношения с целью извлечения прибыли вступают самые разнообразные субъекты:индивидуальные фирмы, мелкие и крупные товарищества, акционерные общества,частные и государственные предприятия. Сложность определения субъектапредпринимательства, очевидно, связана с недостаточной определенностью длясовременного общества самого понятия предпринимательства, как оно было даноКантильоном.
Этими трудностями можно объяснить то,что предпринимателями стали называть просто предприимчивых людей, действующихна рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованнымдействиям. Любая деятельность, направленная на извлечение прибыли и сопряженнаяс риском, стала представляться предпринимательством.
Формирование классической политической     экономии, несмотря на различиенаучных взглядов ее основателей, в определенной мере способствовало расширениюпонимания сути и содержания предпринимательской деятельности.1.2 Сущность и функции предпринимательства
Предпринимательство, как особый род занятий человека известно, с давних времен.Только в 18 веке Р. Кантильон дал ему первое теоретическое объяснение. Важнымэтапом осмысления сути предпринимательства стали работы Ж.Б. Сэя, в которыхпредприниматель определялся как человек, организующий других людей в рамкахпроизводственной единицы. Основы современной теории предпринимательства былизаложены Й. Шумпетером в первой половине XX века.
В частности, его идея «созидательного разрушения» развивала представленияо сути и характере предпринимательской деятельности. В отличие от простогоадминистратора, который управляет имеющимися в распоряжении ресурсами, дляпредпринимателя характерно креативное, творческое поведение в тех или иныхусловиях. Если предприниматель приходит к выводу, что сложившейся ситуациидолжна соответствовать иная структура производства или его организация, онразрушает старую и создает новую, адекватную этим условиям. В этом проявляется«созидательное разрушение». Предприниматель, по Шумпетеру, ориентирован не настатическую эффективность, связанную с поддержанием работоспособностисуществующей системы, а на динамическую, предполагающую своевременноеизменение, развитие управляемой системы.
Современная экономическая теория определяет предпринимательство какинициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность людей, направленную наполучение прибыли посредством организации и использования ресурсов в целяхпроизводства и реализации товара. Если предположить, что организация какого-тодела потребовала от предпринимателя затрат М, то эта деятельность имеет смысл тогда,когда полученный результат М1 будет больше М. Превышение полученного дохода надзатратами и составляет прибыль предпринимателя:

М1 — М=? М=Р,
где ?M, Р — прибыль.
Предпринимательские решения исходят, прежде всего, от собственниковпредприятий. Однако по мере развития отношений собственности, расширения еекорпоративных форм предпринимательские решения стали все больше приниматься инаемными менеджерами. Ведь нельзя же по каждому вопросу, скажем, собирать общеесобрание акционеров. Ситуация нередко требует немедленного принятия решения.Поэтому собственники и делегируют часть предпринимательских функций наемнымуправленцам, сохраняя за собой решение стратегических вопросов. Сегодня можноговорить о предпринимательском менеджменте как особой форме предпринимательства.
Meнеджер, реализующий предпринимательские полномочия, изыскиваетвозможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и вводяусовершенствования на своем предприятии. Риск — это неотъемлемая чертапредпринимательства. Конечно, постоянно рискуют все люди. Выходя из дома вгололед, мы рискуем получить травму от падения, существует угроза, что сорветводопроводный кран у соседа сверху и затопит вашу квартиру; фермер рискуетпонести убытки от вымерзания озимых и т. п. Однако избежать потерь вперечисленных случаях — в принципе возможно. Для этого можно обратиться куслугам страховых компаний. Последние определят вероятность наступлениястрахового случая, возможный ущерб от него и за определенную плату согласятсявзять на себя риск. Предпринимательство же связано с нестрахуемым риском.Предприниматель сознательно идет на риск. Он не имеет никаких гарантий в том,что его товар будет куплен, что полученная выручка покроет издержки и принесетему прибыль. Конечно, умение делать точные расчеты и предвидеть рыночнуюконъюнктуру снижает вероятность неудачи, но устранить полностью рискневозможно. [1, 67]
Функции предпринимательства
Для лучшего понимания сущности предпринимательства обратимся к выяснениюего функций и роли в экономической системе.
1. Ресурсная функция. Она реализуется в мобилизации капитала, трудовых,материальных, информационных и других ресурсов для их производительногоиспользования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективностьвынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов. Множествопотенциальных ресурсов общества были бы невостребованы, не занимайсяпредприниматели их мобилизацией. Яркий пример тому — преобразования множествазапущенных помещений и полуподвалов домов, подземных переходов в различногорода магазины, офисы и т. п.
2. Организаторская функция. Мобилизованные ресурсы могут принести пользуих собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если онибудут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себяфункцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработоки т. п. Конечно, непосредственно организацией работы предприятия в тех или иныхнаправлениях могут заниматься наемные менеджеры, но это не меняет существадела. Ведь предприниматель проявил организаторские способности, уже хотя бы втом, что нашел нужных, способных эффективно управлять предприятиями людей.Кроме того, принятие принципиальных решений предприниматель всегда оставляет засобой.
3. Творческая функция. Предприниматель постоянно нацелен на поиск новыхрешений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемыйпредпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает емудовольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить своедело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических иорганизационных решений человечество обязано творческой функциипредпринимательства. [11, 217] 1.3 Видыпредпринимательской деятельности
Поскольку любая экономическаядеятельность связана с типовыми фазами воспроизводственного цикла (производство– обмен – распределение – потребление), в зависимости от содержанияпредпринимательской деятельности и ее связи с основными фазами воспроизводственногопроцесса различают следующие виды предпринимательства:
— производственное;
— коммерческое;
— финансовое;
— посредническое;
— страховое.
Производственное предпринимательство– это деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным образомосуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации,духовных ценностей для последующей продажи потребителям, покупателям, торговыморганизациям. При этом функция производства является для предпринимателяосновной.
Результатом производственно — предпринимательской акции является реализация покупателю определенного объемапроизведенных товаров и получение за них денежной выручки.
В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роликоммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц,потребителя, покупателю. В таком предпринимательстве фактором является сам товар,а прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающейцену приобретения.
Определяющую роль в коммерческом предпринимательствеиграют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Это сделки покупле-продаже. В нем нет необходимости в обеспечении производственнымиресурсами, связанными с выпусков продукции. Коммерческой сделке долженпредшествовать анализ рынка, в результате которого прогнозируются объем закупкии продажи товара, цена покупки и цена реализации товара.
Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческогопредпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступаютденьги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю илипредставляемые ему в кредит. Прибыль предпринимателя возникает в результатепродажи финансовых ресурсов с получением их процентов, прибавочного капитала.
Как в прочих видах коммерческойдеятельности, финансово-кредитной сделке должны предшествовать анализ рынкаценных бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявлением ипривлечением потенциальных покупателей.
Посредничествомназывают предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и непродает товар, а выступает в роли посредника связующего звена в процессетоварного обмена, в товарно-денежных операциях. Главная задача и предметпредпринимательской деятельности посредника – соединить две заинтересованные вовзаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничествосостоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услугпредприниматель получает доход и прибыль.
Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантируетстрахователю имущества, жизни за определенную дату компенсацию возможногоущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья,жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаясяв том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачиваемая страховкутолько при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновениятаких обстоятельств невелика, то основная часть взносов образуетпредпринимательский доход.
При всем разнообразии видов и способов осуществления предпринимательства любойпредпринимательской операции свойственно наличие определенных процедур,выполняемых в некоторой последовательности: для предпринимательства характернытакже типичные товарно-денежные отношения между участниками осуществленияоперации.
Рассмотрим принципиальную схему предпринимательской операции, на которойизображены ее участники и возникающие между ними в процессе операции связи,отношения и товарно-денежные потоки обмена.
Детализируемая схема предпринимательства отличается от упрощенной схемытем, что в ней выделены и указаны разные виды факторов, средств, ресурсовпредпринимательской деятельности, денежных платежей и денежных поступленийпредпринимателя.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2.1 Видыпредпринимательской деятельности
Всё многообразие предпринимательской деятельностиможет быть классифицировано по различным признакам: виды деятельности, формамсобственности, количество собственников, организационно-правовым иорганизационно-экономическим формам, степени использования наёмного труда и др.
Различают следующие виды предпринимательской деятельности:
— производственную;
— коммерческую;
— финансовую;
— консультативную. [12, с. 241]
Производственное предпринимательство можно назватьведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции,товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. Вусловиях перехода к рыночной экономике эта сфера деятельности претерпела наибольшиенегативные изменения: распались хозяйственные связи, нарушилосьматериально-техническое обеспечение, упал сбыт продукции, резко ухудшилосьфинансовое положение предприятий.
К производственному предпринимательству относятся инновационная, научнотехническая деятельность, непосредственно производства товаров и услуг,производственное их потребление, а также информационная деятельность в этихобластях.
Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственнойдеятельности, прежде всего, должен определить какие конкретно товары он будетпроизводить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее предпринимательприступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, спроса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями,покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями.
Следующий этап производственного предпринимательства – приобретение илиаренда (наём) факторов производства: производственных фондов; рабочей силы;информации.
Осуществление предпринимательской сделки связано с денежными затратами.Для начала производственной деятельности предпринимателю надо иметь необходимыйстартовый капитал. Не каждый может его иметь. В этом случае предпринимательобращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежныхсредств за получением кредита.
Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реализацияпродукции (работ, услуг) покупателю, потребителю и выручка определенной суммыденег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составитприбыль предприятия.
Следующим видом предпринимательской деятельности является коммерческоепредпринимательство. Полем деятельности коммерческого предпринимательстваслужат товарные биржи и торговые организации.
Товарная биржа – это разновидность оптового товарного рынка без предварительногоосмотра покупателем образцов заранее установленных минимальных партий товаров.На товарной биржи добровольно объединяются коммерческие посредники и ихслужащие для проведения торговых операций по совместно разработанным исоблюдаемым правилам.
Цель такой биржи – создать механизм управления свободной конкуренцией и сеё помощью с учётом изменения спроса и предложения выявить реальные рыночныецены.
Товарные биржи выполняют следующие основные функции:
— оказание посреднических услуг позаключению торговых сделок;
— упорядочение товарной торговли,регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;
— сбор и публикацию сведений о ценах,состояний производства и других факторов, оказывающих влияние на цены. [22, с.359]
Основное содержание коммерческой купли – продажи, другими словами, поперепродаже товаров и услуг: приобретается готовый товар, который затемреализуется потребителю.
Разновидностью коммерческого предпринимательства является финансовоепредпринимательство, с той разницей, что объектом купли – продажи выступаетспецифический товар в виде денег, валюты, ценных бумаг. Предпринимательскаядеятельность сводится к поиску и привлечению потенциальных покупателей денегили ценных бумаг, к анализу движение их номинальной стоимости, к выявлениюпотребностей в кредитах предпринимательства составляют операции и сделки.Агентами рынка денег и ценных бумаг выступают коммерческие банки, фондовыебиржи, предприятие, организации, а также отдельные граждане.
Четвертый вид предпринимательской деятельности – консультативноепредпринимательство. Слово «консультант» происходит от лат. Consultans-советующий. Под этим термином понимается специалист в определеннойобласти, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практикекоммерческая, платная консультация по вопросам управления получила названиеконсалтинг.
В промышленно развитых странах с рыночной экономикой вложение средств винтеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менееэффективными, нежели вложения в новое оборудование или передовую технологию.
В нашей стране в современных условиях подобного отношения к консультантуне наблюдается. Более того, имеющийся интеллектуальный потенциал в областиэкономики и управления используется далеко не полностью. Наблюдаетсяпарадоксальная ситуация: большинство предприятий находится в тяжёломэкономическом положении нередко по причинам организационно-управленческогохарактера, неприспособленности к рыночным условиям, не используя при этомимеющийся интеллектуальный потенциал в данной области. Те же руководители,которые своевременно прибегли к помощи консультантов, уже ощутили пользу иэкономический эффект финансово-хозяйственного анализа, разработки программоздоровления, активного маркетинга, разработки инвестиционной и финансовойполитики и т.д.
Консалтинговые услуги могут осуществляться в формеустных разовых советов. Однако чаще они предоставляются в виде консалтинговыхпроектов и включают в себя следующие основные этапы:
— выявление проблем (диагностика);
— разработка решений, проекта;
— осуществление решений, проекта.
Для нынешнего этапа развития экономики Казахстана,когда экономическая ситуация и деятельность отдельных предприятий претерпеваютсущественные изменения и постоянно возникают новые проблемы очень необходимыконсультанты. Однако, учитывая ограниченность финансовых средств большинствапредприятий, следует приглашать консультантов главным образом для выявления иустановления степени важности самих проблем предприятия, фирмы. И начинать надос главной проблемы – стратегии развития предприятия. Лишь после этого следуетконсультироваться по проблемам маркетинга, развития инновационного потенциала ипрочим проблемам./>/>2.2 Основные формы предпринимательства
Предпринимательский сектор национального хозяйстваобычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономическогоанализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространеннымиявляются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности,отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовомустатусу.
По формам собственности предприятия подразделяются на:
—  частные;
—  государственные.
По размерам предприятия подразделяются на: малые; средние; крупные,исходя из двух основных параметров: численность занятых и объём производства(продаж).
По характеру деятельности предполагается их деление на производящиематериальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и услуги. Даннаяклассификация близка к классификации по отраслевой принадлежности, котораяподразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные,банковские, страховые. [5, с. 287]
Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производствавыделяют трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.
По правовому статусу:
1. Государственное предприятие – это предприятие, находящееся либо полностьюв собственности государства, либо под его контролем через владения контрольнымпакетом акций.
Проведенный анализ показывает, что государственное предпринимательство наЗападе, вопреки распространяемому иногда мнению о его нежизнеспособности,играет важную экономическую и социальную функцию. Отсюда следует, что и нашеобновляющиеся общество, переходя к рынку, также не может обойтись безгосударственной формы собственности и хозяйствования. Вопрос лишь в том, каковыеё масштабы, сферы распространения, экономические границы, одним словом –ликвидация монопольного положения государства в хозяйственной системе страны.
Наличие государственного сектора в национальном хозяйстве (наряду с государственнымрегулированием) позволяет называть современную рыночную экономику смешаннойрыночной экономикой.
2. Индивидуальное (частное) предпринимательство – если отдельный гражданинзанимается предпринимательской деятельностью, но без образования юридическоголица, то он признается индивидуальным предпринимателем. Он являетсясобственником фирмы. Он управляет фирмой, получает всю прибыль, несетперсональную ответственность по всем её обязательствам. Собственник фирмыобладает правом найма и увольнения работников, заключает договоры, контракты.Преимущество частнопредпринимательской фирмы – в простоте её организации,управления, в свободе действий, в достаточно сильной экономической мотивации(одно лицо получает всю прибыль)
Недостатки такой фирмы – ограниченность финансовых и материальныхресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производства иуправления, неограниченная ответственность.
3. Товарищества – это форма предпринимательской деятельности, основаннаяна полном или (долевом) объединении имущества разных собственников. Так здесьиграют двоякую роль. В – первых, полученная товариществом прибыль после уплатыналогов и выделение необходимых средств на накопление капитала распределяетсямежду участниками товарищества в качестве их дохода. Во – вторых, решениеучастниками товарищества принимаются большинством голосов, количество которых укаждого участника также пропорционально его паю. Товарищества могут выступать вформах:
а) полное товарищество (общество) – такое объединение физических илиюридических лиц, члены которого отвечают по обязательствам товарищества всемдвижимым и недвижимым имуществом. Это значит, что если вы как частное лицовошли в полное товарищество на правах одного из учредителей, то в случаенаступления ответственности (банкротства) у вас опишут всё личное имущество,выходящее за рамки жизненно необходимого: машину, дачу, мебель, картины,ювелирные изделия и т.п. Как правило, полные товарищества образуютсяюридическими лицами крупными предпринимателями. Договор о совместнойдеятельности в какой-либо области уже можно рассматривать в качествеобразования такого товарищества. В подобных случаях не требуются ни устав, нидаже регистрация товарищества.
б) товарищества с ограниченной ответственностью, где имущественная ответственностьограничивается лишь капиталом товарищества. Его члены (физические и юридическиелица) не несут ответственности за выполнение обязательств общества, а рискуютлишь в пределах своих вкладов. В этом и состоит смысл понятия «ограниченнаяответственность». В обществах с ограниченной ответственностью в большинствеслучаев существуют тесные взаимосвязи между компаньонами. По этой причине онивесьма подходят для организации семейных предприятий.
Для учреждения общества с ограниченной ответственностью необходимозаключить учредительный договор, в котором определяется фирменное наименование,местонахождение и направление деятельности предприятия, а также указываетсяразмер уставного капитала и долевое участие в нем членов общества.
Права членов общества реализуются на собраниях членов общества, которыепроводятся не реже одного – двух раз в год. Собрание имеет право приниматьнаиболее важные решения, в частности, утверждать годовой баланс, определятьспособ использования прибыли, описывать расходы, избирать и переизбирать директораобщества, давать ему указания по самым разнообразным вопросам. Контроль за деятельностьобщества осуществляется ревизионной комиссией, члены которой назначаются собранием.
в) смешанные (коммандитные) товарищества, которые объединяют часть своихучастников на принципе полной (неограниченной) ответственности (действительныечлены) и часть – на принципе ограниченной ответственности (члены – вкладчики),т.е. имущественная ответственность которых распространяется на вклад, внесеннойучастником в капитал товарищества.
Смешанное товарищество – модифицированная форма полного товарищества. Теучастники, которые отвечают за риск всем своим имуществом, являются внутреннимичленами общества и именуются полными товариществами. Остальные, кто рискуетлишь в пределах своего вклада, являются внешними участниками и называютсякоммандитистами. Коммандитные товарищества состоят как минимум из одногокомментария и одного коммандиста. В нашей стране форма смешанного товариществапока не получила развития.
4. Акционерное общество — является одной из наиболее распространенных организационноправовых форм предпринимательской деятельности. Оно образуется путемобъединения на долевой основе средств своих участников (акционеров) и относитсяк компаниям с ограниченной ответственностью, так как отвечает по своимобязательствам только собственным капиталом (акциями).
Акционерами могут стать как физические, так и юридические лица.
Акционерное общество имеет свой устав, в котором фиксируется цели общества,размер капитала, порядок управления, структура руководящих органов и др.
Уставный фонд акционерного общества делится на акции. Номинальная суммаакций должна соответствовать величине уставного капитала. С экономической точкизрения, акция представляет собой ценную бумагу, в которой выражаетсяопределенная часть имущества общества. Акции могут быть простыми ипревилигированными, именными и на предъявителя. Акции, которые продаются ипокупаются на биржах, публикуются в биржевой котировке с указанием курсовойразницы.
Высшим органом управления акционерным обществом является общее собраниеакционеров.
Исполнительным органом акционерного общества, осуществляющим руководствоего текущей деятельностью, является Правление, которое подотчетно общемусобранию и Совету общества. Работой Правления руководит Председатель, которойназначается или избирается в порядке, предусмотренном Уставом акционерногообщества (в Уставе указывается, кто назначает или избирает Председателя – общеесобрание, Совет или Правление и если избирает, то открытым или тайнымголосованием, на какой срок и т.п.) Контроль за деятельностью собранияосуществляет Ревизионная комиссия.
Акционерные общества бывают двух видов:
Закрытые и открытые.
Акции открытых обществ распространяются в свободной продаже. Их могутприобретать как предприятия, так и частные лица. Такие общества создаютсяглавным образом в тех случаях, когда требуется привлечение больших капиталов.
Закрытое акционерное общество (ЗАО) отличается открытого (ОАО) особымпорядком распространения акций. Основная характеристика преимущественное правопокупки акций выходящего из акционерного общества акционера оставшимися.
Важной причиной широкого распространения акционерных обществ являетсявозможность концентрировать в их рамках гигантские капиталы, позволяющие решатьсамые сложные хозяйственные проблемы. Существенным преимуществом АО являетсятакже наличие рынка, где можно свободно купить или продать ценные бумаги.
Из всего вышеизложенного следует, что многообразие организационных формбизнеса придает современный рыночной экономике характер «смешанной экономики».Такая экономика доказала неоспоримые преимущества по сравнению с«одноклеточной» экономикой, поскольку в ней уживаются разные уклады, доказываясвое право на существование через конкуренцию, эффективное удовлетворениеразнообразных потребностей общества.
предпринимательский коммерческий купля продажа/>/>2.3 Предпринимательский потенциалКазахстана
Одним из важнейших факторов производства являетсяпредпринимательская способность. В ее состав включаются предприниматели, ккоторым относятся владельцы компаний, менеджеры, организаторы бизнеса,сочетающие в одном лице владельцев и управляющих.
Помимо предпринимателей в состав данного ресурса включаетсявся предпринимательская способность страны, а именно действующие институтырыночной экономики, т.е. банки, биржи, страховые компании, консультативныефирмы. Наконец, сюда относятся предпринимательская экономика и культура, а также предпринимательский дух общества. В целом предпринимательский ресурс можноохарактеризовать как особый механизм реализации предпринимательскихспособностей людей, основанной на существующей модели рыночной экономики.
В странах с высоким предпринимательским потенциалом важнейшую роль обычноиграет малый и средний бизнес, являющийся питательной средойпредпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров.
Специфика формирующегося казахстанскогопредпринимательского класса состоит в том, что 0,1% казахстанской бизнес — элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной,комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановойзакрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемойгосударством высокомонополизированной экономике. Часть этих кадров сумелаадаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стильповедения, другая продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом постаринке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительствогосударственных чиновников.
Довольно пестрым является и «неноменклатурный» сегментказахстанского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всегомолодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в мелкорозничной и«челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, впосреднических услугах, и высококвалифицированные специалисты, открывающиеконсультативные фирмы, например в области управления программного обеспечения.К сожалению, немалая часть нового предпринимательства вышла из прежнего,«теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур.Криминальные структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес,облагая его всевозможными поборами. Рэкет стал почти неотъемлемой частью казахстанскогопредпринимательства.
Предпринимательский сектор экономики насчитываетогромное количество предприятий, которые для целей экономического анализагруппируются по ряду существенны признаков. Наиболее распространенными являютсяклассификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности,отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовомустатусу. [14, с. 254-255]
В Гражданском кодексе по-иному трактуются и многие важнейшие понятия.Ранее в законодательстве понятие «юридическое лицо» нередко отождествлялось спонятием «предприятие». Гражданский Кодекс Республики Казахстан исходит изтого, что предприятие является не субъектом, а объектом гражданских прав.Предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществленияпредпринимательской деятельности. Предприятие в целом или его часть могут бытьобъектом купли-продажи, залога, аренды, других сделок.
В ГК дано следующее определение понятия юридического лица. Юридическимлицом признается организация, которая имеет в собственном, хозяйственномведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своимобязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельныйбаланс или смету.
Из этого определения следует, что всякая организация, чтобы, бытьпризнанной юридическим лицом, помимо формальных критериев (например,обязательная регистрация учредительных документов) должна обладать всовокупности четырьмя характерными признаками:
—  наличие обособленного имущества;
—  способность отвечать пообязательствам своим имуществом;
—  способность выступать вимущественном обороте от своего имени;
—  возможность предъявлять иски ивыступать в качестве ответчика в суде, арбитражном суде.
В экономике функционируют самые различные юридические лица, которыеотличаются друг от друга по целому ряду признаков: отраслевой ихпринадлежности; размерам; степени специализации и масштабам производстваоднотипной продукции; методам организации производства и степени егомеханизации и автоматизации; организационно-правовым формам и др. Признакамиотраслевой принадлежности предприятия служат: характер сырья, потребляемого приизготовлении продукции; назначение и характер готового продукта; техническая итехнологическая общность производства; время работы в течение года.
По характеру потребляемого сырья промышленные предприятия делятся напредприятия добывающей и обрабатывающей промышленности.
По назначению готовой продукции все предприятия делятся на две большиегруппы: производящие средства производства и производящие предметы потребления.
По признаку технологической общности различают предприятия с непрерывными дискретным процессами производства, с преобладанием механических и химическихпроцессов производства.
По времени работы в течение года различают предприятия круглогодового исезонного действия.
По признаку размеров предприятия делятся на крупные, средние и мелкие.
По специализации и масштабам производства однотипной продукциипредприятия делятся на специализированные, диверсификационные икомбинированные.
По методам организации производственного процесса предприятия делятся напредприятия, в которых преобладает поточный, партионный и единичный методыорганизации производственного процесса.
По признаку деятельности различают предприятия: промышленные, торговые,инвестиционные, транспортные, в сфере услуг и т.д.
В ГК классификация юридических лиц основана на трех основных критериях:
1) на праве учредителей (участников) в отношении юридических лиц илиимущества;
2) на цели экономической деятельности юридических лиц;
3) на организационно-правовой форме юридических лиц. В зависимости оттого, какие права сохраняют за собой учредители (участники) в отношенииюридических лиц или их имущества, юридические лица могут быть разделены на тригруппы:
—  юридические лица, в отношениикоторых их участники имеют обязательственные права. К их числу относятся:хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительскиекооперативы;
—  юридические лица, на имуществокоторых их учредители (участники) имеют право собственности, или, иначе, вещноеправо: государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числедочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения;
—  юридические лица, в отношениикоторых их учредители (участники) не могут иметь никаких имущественных прав (нивещные, ни обязательственные): общественные и религиозные организации(объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц(ассоциации и союзы).
Приведенная классификация юридических лиц имеет большоепрактическое значение, особенно в части выделения первой группы юридическихлиц, в отношении которых их участники и учредители имеют лишь обязательственныеправа.
В зависимости от целей деятельности всякое юридическое лицо относится кодной из двух категорий:
—  коммерческие организации;
—  некоммерческие организации.
Коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующиеизвлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческиеорганизации могут создаваться в форме товариществ и обществ, производственныхкооперативов, государственных и муниципальных предприятий.
Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли ираспределение ее между участниками.
Юридические лица, которые относятся к некоммерческим организациям, могутбыть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозныхобъединений, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иныхфондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Такие юридическиелица вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку,поскольку это необходимо для их уставных целей.
По организационно-правовой форме юридические лица, являющиесякоммерческими организациями, в соответствии с Гражданским Кодексом РеспубликиКазахстан классифицированы следующим образом:
—  хозяйственные товарищества — полноетоварищество, товарищество на вере (коммандитные товарищества);
—  хозяйственные общества — общества сограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью,акционерные общества (открытого и закрытого типа);
—  унитарные предприятия — основанныена праве хозяйственного ведения, основанные на праве оперативного управления;
—  производственные кооперативы(артели).
В Гражданском Кодексе Республики Казахстан предприятие нерассматривается в качестве субъекта предпринимательской деятельности, посколькуэто политэкономическая категория, лишенная юридического смысла. Поэтому, если втексте ГК упоминаются государственные и муниципальные предприятия, упорделается на их унитарный характер, т.е. на то, что их уставный фонд являетсянеделимым и полностью принадлежит на праве собственности учредителю — государству или муниципальному образованию. [16, с. 356-357]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономическая реформа, проводимая вКазахстане, открыла новые перспективы для развития предпринимательства.Социально-экономическое значение предпринимательства возрастает в силу того,что оно придает рыночной экономике гибкость, способствует привлечениюфинансовых и производственных ресурсов населения; несет в себе антимонопольныйпотенциал; создает предпосылки для прорыва по ряду направленийнаучно-технического прогресса; во многом решает проблемы занятости и другиесоциальные проблемы рыночного хозяйства. В настоящее время предпринимательствов Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах. По роду деятельности– производственное, коммерческое, финансовое, посредническое и страховое. Поразмеру хозяйствующих субъектов – малое, среднее и крупное. По характерусобственности – частное, совместное. По организационной форме – индивидуальноеи коллективное (товарищества, акционерные общества). Своеобразнойорганизационно-правовой формой предпринимательских предприятий являютсяпроизводственные кооперативы. Словом, предпринимательство набирает силу,охватывая все новые сферы экономики и социальные слои. Динамика и экономическиерезультаты предпринимательства в стране во многом определяются соответствующимипредпосылками: правовой базой, формированием институциональнойпредпринимательской среды, уровнем государственной поддержкипредпринимательских структур и др.
В республике интенсивно создаются всепредпосылки развития предпринимательской деятельности, в частности,осуществлена большая работа по приватизации собственности, благодаря которойсоздается прочная экономическая основа для развития предпринимательства. Законодательныеосновы предпринимательской деятельности в Республике Казахстан началисоздаваться в 90-е годы. Приняты и действуют законы, законодательные и другиенормативно — правовые акты, направленные на регулирование вопросов становленияи развития этого вида бизнеса.
 Ониохватывают многие вопросы развития предпринимательства, такие как: свободахозяйственной деятельности, защита и поддержка частного предпринимательства;развитие хозяйственных товариществ, акционерных обществ, производственныхкооперативов, государственных предприятий, индивидуального предпринимательства,крестьянских (фермерских) хозяйств, защита прав граждан и юридических лиц,занимающихся предпринимательской деятельностью, и другие. Динамично развиваетсяинфраструктура рынка – биржи, банки, страховые компании, аудиторские,консалтинговые фирмы и другие
Проблемы, препятствующие динамичному развитию малого среднегопредпринимательства в Казахстане, остаются в основном неизменными на протяженииряда лет: нехватка кредитных ресурсов, высокие процентные ставки, противоречияв нормативно — правовых актах, слабое взаимодействие с государственнымиорганами и т.д. Малый и средний бизнес по-прежнему сильно подвержен различнымвнешним и внутренним факторам, испытывает жесткую конкуренцию со стороныимпортеров.
Проведенный анализсвидетельствует, что, несмотря на достигнутые успехи — сектор малого и среднегопредпринимательства не использует весь существующий потенциал и не играетотведенной ему роли в решении экономических и социальных задач. Об этомсвидетельствует тот факт, что на протяжении ряда последних лет структура малогои среднего бизнеса практически остается неизменной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. — М., 2003 г.
2. Аналитическиезаписки. Статистический сборник, г. Костанай, 2003 г.3. Бусыгин А.Предпринимательство. — М., 2004 г.
4. ГамарникГ.И. Управление экономикой Казахстана. Алматы, 2002 г.
5. Государственнаяпрограмма индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на2003-2015 годы.
6. Дабаев А.Законы страны и развитие предпринимательства// Финансы Казахстана, 2000 г.
7. ЖалелеваР.З. Потребительские рынки Казахстана и обеспечение их сбалансированности. Алматы,2002 г.
8. ИорданскаяЭ.Н. Малые и средние предприятия в развитых странах. //Мировая экономика имеждународные отношения, 2003 г.
9. КадзумаТатеис. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. — М., 2001 г.
10. КантарбаеваА. Теория предпринимательства и эволюционная экономика. // Вопросы экономики 2003г.
11. КенжегузинМ.Б. Экономика Казахстана на пути преобразований. Алматы, ИЭ МОН РК, 2001 г.
12. Общаяэкономическая теория (политэкономия). М., 2005 г.
13. Региональнаяполитика Республики Казахстан: экономический механизм реализации — Алматы:Институт экономики МОН — АН РК, 2004 г.
14. Региональнаяполитика. Алматы: Институт экономики, 2005 г.
15. Региональныйстатистический ежегодник Казахстана – 2001. Алматы, 2001 г.
16. СажинаМ.А., Чубриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для Вузов – М.: Изд-во Норма,2002 г.
17. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. — М., 2000 г.
18. Статистическийежегодник Казахстана. Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике,2002 г.
19.Соколинский В.М., Корольков В.Е. Экономическая теория: Учеб. пособие. – М.:КНОРУС, 2005 г.
20.Экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. И.П.Николаевой, проф. В.М. Кадыкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Полит. лит. «Единство», 2001г.
21. Курсэкономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. –Киров: АСА, 2002 г.
22. Фишер С.,Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с анг. – М.: Дело ЛТД, 2003 г.
23.Экономика: Учебник. – 3 изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф.А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЬ, 2002 г.
24.Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФА-М, 2002 г.
25.Экономическая теория / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Д. Камаева. – М.:ВЛАДОС, 2002 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.