Реферат по предмету "Военная кафедра"


Актуальные вопросы воспитания личного состава вооруженных сил Российской Федерации

Содержание


Введение.


1. Информационно-воспитательная работа.


2. Воинская дисциплина и пути ее укрепления.


3. Правовая и социальная защита подчиненных – основа воспитания военнослужащих.


4. Воинский этикет и культура общения военнослужащих.


Заключение.


Литература.


ВВЕДЕНИЕ


В традициях российских вооруженных сил командир для своих подчиненных всегда был не только начальником, но и старшим товарищем, наставником и воспитателем. Особая роль отводилась именно воспитанию, так как при всем понимании важности профессионализма воина, его специальной и физиче­ской подготовки, духовной составляющей личности солдата и матроса состоянию духа воинских коллективов российские вое­начальники придавали первостепенное значение.


В соответствии с руководящими документами система вос­питательной работы со всеми категориями военнослужащих и гражданского персонала, членами их семей представляет собой важнейшее средство формирования здорового морального духа войск (сил), компонент строительства, подготовки и примене­ния Вооруженных Сил. Поэтому министр обороны требует обеспечения единства и согласованности участия в воспитательной работе всех органов военного управления, а от командиров (начальников) всех степеней — считать воспитание лич­ного состава одним из приоритетных направлений служебной деятельности. При этом каждый офицер, прапорщик и мичман несет ответственность за результаты воспитательной работы с подчиненными.


Главным содержанием воспитательной работы является про­ведение в войсках (силах) государственной политики, формиро­вание у военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества, личной ответ­ственности за выполнение поставленных задач.


1. ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Происходящие в мире и стране события убедительно сви­детельствуют о возрастающей роли информации в жизни и деятельности каждого человека и общества в целом. В Кон­цепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России в информационной сфере вы­делены в отдельное направление и включают в себя такие во­просы, как защита национальных духовных ценностей, пропа­ганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации и др. От качества реше­ния этих вопросов самым непосредственным образом зависит стабильность нашего общества, настоящее и будущее Россий­ской Федерации.


Вооруженные Силы Российской Федерации сегодня стал­киваются с теми же проблемами, что и общество в целом. По­этому важнейшая роль в современном военном строительстве наряду с решением концептуальных научно-теоретических, оперативных, экономических, кадровых и других «опросов отводится информационной работе. Это направление деятель­ности органов военного управления, воспитательной работы, командиров и начальников всех степеней в современных ус­ловиях является важнейшей составной частью воспитательной работы с личным составом армии и флота.


Информационно-воспитательная работа как фактор боеготовности войск


Информационно-воспитательная работа всегда являлась одним из наиболее существенных направлений в подготовке войск, так как именно она во многом определяла и определяет боевой дух соединений и частей.


В настоящее время информационная работа становится все более мощным фактором обеспечения боевой готовности войск, повышения морально-психологической устойчивости личного состава, испытанным средством формирования у военнослужа­щих государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим тра­дициям российских армии и флота.


Для опытного командира совершенно очевидно, что качество выполнения задач его подчиненными во многом зависит от их настроя, убежденности в необходимости защиты Родины, готов­ности к самопожертвованию во имя Отечества. Это обусловлено усвоением каждым военнослужащим ценностей и интересов го­сударства и общества, формированием их взглядов в области го­сударственного развития и военного строительства, информиро­ванностью о вероятном противнике и многим другим.


Вот почему при организации информационной работы нужно в полной мере осознавать ее многоплановость и всевозрастающее значение как во всех сферах повседневной жизни армейских и флотских коллективов, так и в ходе ведения боевых действий.


Цели и задачи информационной работы


Под информационной работой понимается целенаправленное комплексное использование органами военного управления, военными СМИ, офицерами и прапорщиками средств и методов информационного воз­действия на личный состав в целях успешного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.


Главная цель— способствовать укреплению убежденности воинов в необходимости и важности вооруженной защиты Оте­чества, формирование у каждого военнослужащего чувства от­ветственности за судьбу армии и флота, поддержание высокой боевой готовности, воинской дисциплины и правопорядка.


Информационная работа в ходе боевой подготовки


Боевая подготовка является важнейшей составляющей жизнедеятельности Вооруженных Сил. Изучение личным составом оружия и боевой техники, способов ведения вооруженной борьбы, формирование у вои­нов военного профессионализма, передача им военно-специальных знаний и навыков практических действий в соот­ветствии со спецификой данного подразделения и части нераз­рывно связаны с развитием их мировоззрения, освоения ими ис­торического опыта и воинских традиций российских армии и флота, формированием морально-психологических и боевых ка­честв. То есть с воспитанием личности военнослужащего, воору­женного защитника Отечества.


В ходе занятий следует рассматривать весь учебный материал через призму проблем военного строительства, разъяснять лич­ному составу цели и ожидаемые результаты шагов, предприни­маемых государством в целях укрепления обороны страны, раз­вития Вооруженных Сил Российской Федерации, а также при необходимости связывать его с внешнеполитическими задачами России, ее национальными целями и интересами. Весь комплекс задач, решаемых в Ходе занятий по боевой подготовке, необхо­димо тесно увязывать с проблемами, стоящими перед данными соединением, частью и подразделением, соотносить с их специ­фикой и выполняемыми задачами.


Следует постоянно помнить, что на таких занятиях не может и не должно быть второстепенной информации. Вся информа­ционная работа офицеров и прапорщиков должна способство­вать повышению профессионализма каждого воина, его уверен­ности в своих возможностях, в своих товарищах, в оружии и боевой технике. Она должна оказывать позитивное воздействие на повышение слаженности, боевого мастерства расчетов, эки­пажей и подразделений и, в конечном счете, на боеготовность части и соединения.


Общественно-государственная подготовка – важнейшая форма информационно-воспитательной работы


Ключевую роль в информационно-воспитательной работе играет общественно-государственная подготовка (ОПТ). Она имеет четкую структуру, обладает содержательной глубиной и большими возможностями по воздействию на сознание личного состава. Целью общественно-государственной подготовки является формирование у личного состава готовности к защите Отечества, верно­сти воинскому долгу, дисциплинированности, ответственности и гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, а также совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний военнослужащих.


В сравнении с другими видами информационного воздействия общественно-государственная подготовка имеет наиболее разра­ботанную учебно-методическую базу, позволяет убедительно и основательно довести до военнослужащих вопросы государст­венной политики, отечественной истории, права и др.


Она является наиболее эффективным каналом получения во­еннослужащими системы знаний, способствующих формирова­нию у воинов чувства чести и достоинства, национальной гордо­сти, ответственности за судьбу своего народа, убежденности в необходимости твердого отстаивания интересов Российской Фе­дерации, т. е. всего того, что лежит в основе мировоззрения за­щитника Отечества.


Информирование


Другой эффективной формой информационного обеспечения задач, решаемых Воо­руженными Силами, Российской Федера­ции, является информирование личного состава.


Информирование солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву, организуется 2 раза в неделю по 30 минут; прапорщиков (мичманов), курсантов (слушателей) во­енно-учебных заведений— 1 раз в неделю по 1 часу; офице­ров—2 раза в месяц по 1 часу; гражданского персонала, членов семей военнослужащих—Не менее 1 раза в месяц.


Таким образом, информирование, являясь оперативной фор­мой, позволяет своевременно разъяснить проводимые государст­венными органами мероприятия по военному строительству, ук­реплению обороноспособности страны, обеспечению безопасно­сти российского общества и др.; факты успешного выполнения задач, стоящих перед армией и флотом, конкретными соединениями и частями; приказы и директивы министра обороны, ко­мандиров и начальников.


Информационная работа – постоянная забота командира


Наряду с названными формами в интересах информационного обеспечения повышения боевой готовности соединений и частей, постоянная забота укрепления воинской дисциплины и право порядка в воинских коллективах следует использовать культурно-досуговую работу с личным составом. В первую очередь имеются в виду тематиче­ские вечера, устные журналы, викторины, художественная само­деятельность и многое другое. Речь идет о тех мероприятиях, в проведении которых в войсках накоплен немалый опыт. Творче­ское их использование дает возможность сделать информацион­но-воспитательную работу не только более разнообразной, но и повышает ее эффективность, придает большую убедительность предлагаемой воинам информации, помогает более глубокому ее осмыслению.


Кроме перечисленных форм информационно-воспитательной работы, направленной на решение задач боевой подготовки и боевого дежурства, следует использовать и другие способы ин­формационного воздействия на личный состав. Так, немаловаж­ную роль в жизни воинского коллектива способна играть стенная печать. Различные формы ее использования позволяют влиять на настроения военнослужащих, способствуют формированию оп­ределенного отношения воинов к успехам и проступкам сослу­живцев, дают возможность информационного воздействия на сознание и чувства подчиненных в интересах повышения боего­товности подразделений, укрепления правопорядка и воинской дисциплины. Однако в некоторых подразделениях значение стенной печати порой недооценивается. В этих условиях задача офицеров и прапорщиков заключается в том, чтобы превратить эту работу из необходимой формальности в значительное под­спорье в информационно-воспитательной работе. Для этого необходим творческий подход к ней, правильная оценка и осозна­ние командиром всех возможностей средств наглядной опера­тивной информации.


2. ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА И ПУТИ ЕЕ УКРЕПЛЕНИЯ


Укрепление воинской дисциплины— задача, которую коман­дир решает повседневно. Она состоит в обеспечении соблюдения подчиненными уставных норм поведения; организации службы и боевой подготовки личного состава л полном соответствии с тре­бованиями уставов и Других руководящих документов; создании условий, стимулирующих проявление дисциплинированности ка­ждым воином и воинским коллективом.


Внедряя уставные нормы поведения военнослужащих, ко­мандир получает возможность качественно и эффективно ре­шать задачи обучения и воспитания личного состава и успеш­но вести боевые действия в военное время.


Сущность и функции воинской дисциплины


Поддержание и совершенствование воинской дисциплины строится на ряде уставных положений, которые определяют, каким воинской должен быть порядок в воинском подразделении и каким образом он обеспечивается.


В.Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации дисциплина определяется как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами коман­диров (начальников)». Это значит, что отправной точкой как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении являются правила поведения военнослужащих. Дисциплина начинается с правил. Без них дисциплины не бывает. Их необходимость, нерушимость и обязательность выполнения должны быть осознаны каждым воен­нослужащим. Одновременно благодаря деятельности командиров, специфической обстановкевоинского коллектива происходят при­обретение практического опыта и формирование привычки к по­рядку, который этими правилами определяется. Дисциплина суще­ствует только там, где внедрены четкие правила действий и взаи­моотношений и где они надлежащим образом исполняются. Пра­вила же фактически отсутствуют; если они четко не определены, если военнослужащие их не знают, неправильно толкуют или иг­норируют, пользуясь бесконтрольностью попустительством.


Воинская дисциплина выполняет в жизни и деятельности под­разделения и каждого воина важные функции. Во-первых, она гарантирует «уважение личности, национального достоинства, социальной и правовой защищенности военнослужащего». Дис­циплина позволяет воину «быть уверенным в неприкосновенно­сти его личности, уважении его чести». Она создает в подразде­лении здоровый психологический климат, в котором каждый воин чувствует себя комфортно, может полностью сосредоточиться на повышений боевого мастерства, решении служебных задач. Во-вторых, дисциплина обеспечивает (
высокую управляемость подразделения и тем самым определяет его боевые возможности. В-третьих, дисциплина дает возможность с наибольшей эффек­тивностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.


Работа по укреплению воинской дисциплины


Требуемое состояние воинской дисциплины подразделении достигается усилиями командира, направленными на решение следующих конкретных задач:


формирование у военнослужащих мораль­ных и боевых качеств, необходимых для ус­пешного выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Сила­ми, в том числе чувства собственного достоинства, чувства личной ответственности за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов и готовности к беспрекословному выполнению приказов и распоряжений командиров (начальников);


четкая организация боевой подготовки и поддержание в под­разделении уставного внутреннего порядка и распорядка дня;


постоянная забота о подчиненных, создание и совершенство­вание в подразделении материально-бытовых условий, благопри­ятствующих дисциплинированному поведению личного состава.


Решая эти задачи, командир должен быть требовательным к своим подчиненным, контролировать соблюдение ими уставных правил и выполнение полученных распоряжений, применяя в не­обходимых случаях меры убеждения, принуждения и обществен­ного воздействия, справедливо поощряя достойных и взыскивая с нерадивых.


Надежная дисциплина, порядок в подразделении являются ре­зультатом общих усилий каждого военнослужащего в отдельно­сти и коллектива в целом. Они зависят от командования подраз­деления, а также от подготовленности и ответственности млад­ших командиров, качества несения службы суточным нарядом, работы общественных организаций. И чем эффективнее деятель­ность всех перечисленных субъектов, чем выше взаимопонима­ние между ними и теснее их взаимодействие, тем крепче в дан­ном подразделении воинская дисциплина и уставной порядок, выше организованность.


Условия поддержания уставного порядка


Командир эффективно справляется с возложенной на него задачей по поддержанию твердого уставного порядка среди подчиненных, если ему удается соблюсти ряд не­обходимых условий.


Одним из важнейших условий является его личная дисципли­нированность. Дисциплина подразделения начинается с дисцип­лины командира, поэтому всякое дисциплинарное мероприятие разумно начинать с себя. Молодому воину прежде всего необхо­димо сформировать в своем сознании образ дисциплинированно­го солдата, а это трудно сделать, не имея перед собой авторитет­ного, уважаемого человека, который образцово соблюдает зако­ны, уставы, воинские традиции и приказания начальников.


Личная дисциплинированность командира — это своего рода стартовая площадка для эффективного выполнения дисципли­нарных функций. Командир, допустивший личную недисципли­нированность, утративший в глазах подчиненных авторитет справедливого и требовательного к себе начальника, теряет фактически и дисциплинарную власть над ними. Внушить мысль «делай то, что говорю, а не то, что делаю» — напрасный труд.


Личная дисциплинированность командира имеет две состав­ляющие. Первая — это безукоризненное соблюдение общих обя­занностей военнослужащих, т. е. тех дисциплинарных норм, ко­торые в равной степени относятся ко всем — и начальникам, и подчиненным. Вторая — это дисциплина власти, которая означа­ет, недопущение каких-либо злоупотреблений предоставленной властью, законность и справедливость требований, предъявляе­мых подчиненным.


Если требования начальника произвольны, капризны, свое­корыстны, не согласуются с положениями законов и уставов, они не могут лечь в основу работы по укреплению дисципли­ны, поскольку противоречат ее духу. Предъявляющий подоб­ные требования начальник сам является нарушителем дисцип­лины и может привлекаться к дисциплинарной и даже уголов­ной ответственности.


Другое условие - командирское управленческое искусство: умение распоряжаться, приказывать, ставить задачи. Принимать разумные и верные решения может тот командир, который хо­рошо изучил военное дело, имеет глубокие теоретические знания и практический опыт решения задач, стоящих перед подразделе­нием и частью. При этом необходимо твердо знать функциональ­ные обязанности подчиненных и морально-психологические воз­можности своего подразделения. Командирское искусство вклю­чает также умение конкретизировать задачу каждого должност­ного лица подразделения. Правильная постановка подчиненным задач предполагает умение командира становиться на точку зре­ния исполнителя. Искусство командира немыслимо без умения добиваться неукоснительного и точного выполнения своих при­казаний, приказов вышестоящего командования.


Важным условием в работе по укреплению воинской дисцип­лины является опора на положительное. Необходимо чуткое отно­шение, своевременное и адекватное реагирование на проявления подчиненными высокой дисциплинированности. Так; например, заслуживают одобрения и поощрения действия рядового воина, направленные на предупреждение проступков со стороны своих сослуживцев. Личный вклад воинов в поддержание и восстановле­ние порядка — это очень ценное проявление дисциплинированно­сти. На это нацеливают и требования воинских уставов; всем воен­нослужащим предписывается «содействовать командирам (началь­никам) в поддержании порядка и дисциплины» (статья 16 Устава внутренней службы; статья 8 Дисциплинарного устава).


Следует также поощрять самостоятельное изучение и глубо­кое знание уставов, заботливое отношение к своему внешнему виду, содержание в образцовом порядке оружия, техники, иму­щества. Внимательное отношение командира к подобным фактам позволяет добиться больших результатов в воспитании подчи­ненных. Также имеет значение активная общественная реакция на индивидуальные проявления дисциплинированности и тем более на факты нарушения уставных норм.


Одним из наиболее сложных направлений в укреплении дис­циплины является борьба с «дедовщиной» во всех ее проявлени­ях. Воинская дисциплина, пока еще не изжита «дедовщина», строится фактически в конкурентной среде. «Дедовщина»— это тоже своего рода «порядок», который можно" охарактеризовать как «антидисциплина», поскольку там тоже есть свои «правила» и «традиции». Негативный потенциал этих «правил» и «тради­ций» направлен прежде всего против личного достоинства воен­нослужащих, против войскового товарищества. Это создает серь­езные проблемы в решении задач, стоящих перед подразделени­ем и частью, так как разрушает воинский коллектив, подрывает сами основы воинской дисциплины. Чем планомернее № глубже работа командиров по наведению твердого уставного порядка, тем меньше шансов у «дедовщины» и других нарушений дисцип­лины на укоренение в воинском коллективе.


Важным дисциплинарным механизмом в коллективе выступают воинские традиции. В них отражается опыт, примеры образцовой дисциплинированности, имевшие место в военной истории. В по­вседневных условиях люди ведут себя чаще всего так, как это предписано традициями. Однако не все традиции являются нравст­венно здоровыми и полезными для дела дисциплины. Поэтому не­обходимо поддерживать и развивать положительные традиции и создавать предпосылки отторжения традиций негативных.


3. ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОДЧИНЕННЫХ - ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ


Отношение человека К выполнению своих служебных обязан­ностей в значительной .степени определяется материально-бытовыми условиями, уровнем социальной и правовой защищен­ности. В армии, в силу специфики военной службы последствия недостаточно эффективного решения этих вопросов проявляются особенно остро, воспринимаются людьми наиболее болезненно. Недостаточная социально-правовая защищенность крайне негативно отражается на морально-психологическом настрое военно­служащих, их отношении к выполнению, служебных обязанно­стей. Это обстоятельство предъявляет повышенные требования к деятельности командиров (начальников), всех офицеров и пра­порщиков, имеющих подчиненных, по обеспечению и охране прав вверенного им личного состава. Известный русский генерал А.А. Брусилов отмечал: «Ставлю заботу о солдате первейшей обязанностью всех начальствующих лиц».


Обеспечение социальной и правовой защищенности военно­служащих является одной из важнейших обязанностей командиров (начальников) всех рангов. Это определено законами, воинскими уставами и является необходимым и существенным фактором воспитания личного состава, укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения бое­вой готовности и боеспособности войск.


Деятельность органов военного управления, должностных лиц по обеспечению правовой и социальной защиты военно­служащих получила название «военно-социальная работа».


Нормативная база правовой и социальной защиты военнослужащих


Основополагающим документом военно-социальной работы является Конституция РФ. Статья 7 Конституции Российской Федерации содержит один из важнейших принципов современного демократического государства, согласно которому создание усло­вий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо ,личным делом самого гражданина, возводится в ранг общегосударственной, политики.


В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения со­циальной защиты военнослужащих в нашей стране за послед­ние годы разработано и принято значительное количество нор­мативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются за­коны «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходив­ших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военно­служащим, проходящим военную службу на территориях госу­дарств Закавказья, Прибалтики и в Республике Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного поло­жения и вооруженных конфликтов», «О ветеранах», «Об обяза­тельном государственном страхований жизни и здоровья воен­нослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц ря­дового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».


Во исполнение этих законодательных актов принято более 50 Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других документов, уточняющих и конкретизирующих права и льготы военнослужащих и устанавливающих порядок их пре­доставления.


Созданная законодательная база является основой для прове­дения работы по социальной защите человека в военной форме.


Важным моментом в законотворческой практике нашего госу­дарства стало законодательное определение статуса военнослу­жащих. Это понятие включает в себя совокупность определенных законодательством прав, свобод и обязанностей граждан, нахо­дящихся на военной службе, а также уволенных в запас. Состав­ной частью этого законодательного пакета являются льготы, компенсирующие военнослужащим ограничения некоторых об­щегражданских прав и свобод, обусловленных особенностями военной службы. Под льготами для военнослужащих понимают­ся предусмотренные федеральным законодательством права и преимущества различного характера, а также освобождение (полное или частичное) от установленных государством обязан­ностей для других категорий граждан Российской Федерации.


Создана система судебной защиты прав военнослужащих. До принятия Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решении, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. и последовавших затем разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. военнослужащие являлись наименее защи­щенной в правовом отношении категорией граждан. Они могли подавать жалобы на действия воинских должностных лиц, ущем­ляющих их права, только по команде в порядке подчиненности. Устранение такого положения существенно расширило возмож­ности правовой защиты военнослужащих.


Таким образом, законодательство Российской Федерации Нацелено прежде всего на повышение социальной защищен­ности военнослужащих, повышение стабильности их социаль­ного положения, сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы.


Правовое воспитание военнослужащих


Важнейшим средством обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих является осуществление их правового воспитания, совершенствование правовой под­готовки.


С одной стороны, хорошо зная свои права, военнослужащие увереннее себя чувствуют при отстаивании своих интересов, имеют возможность требовать соблюдения своих прав и льгот от соответствующих органов и должностных лиц. С другой сто­роны, знание права должностными лицами, которым вменена в обязанность реализация этого законодательства, также в значи­тельной степени повышает гарантии социальной защищенности военнослужащих. Очень часто именно в недостаточной право­вой подготовке как командиров и начальников, так и подчинен­ных коренятся причины многих социальных проблем военно­служащих. Командир (начальник), какую бы должность он ни занимал, должен выступать профессиональным исполнителем законодательства о социальной защите военнослужащих, спе­циалистом, знающим приемы и правила реализации законных прав подчиненных, обладать соответствующими навыками исполнения нормативных актов по этим вопросам.


4. ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ


Обращение к проблемам этикета далеко не случайно. Культу­ра взаимоотношений с людьми, умение привить подчиненным правила поведения определяют лицо современного командира. Опыт показывает, что от этого зависят успехи и в деловой, и в профессиональной деятельности любого человека.


Знание правил этикета помогает командиру вести воспита­тельную работу грамотно и активно, интересно и умело руково­дить острыми дискуссиями, оперативно разрешать конфликтные ситуации в воинских коллективах, быть для подчиненных примером поведения на службе и в быту. Высокая культура человече­ских взаимоотношений — неотъемлемое качество российского офицера.


Соблюдение требований этикета отнюдь не отменяет справедливой требовательности и принципиальности. Этикет органично сочетается с высоким профессионализмом офицера, единством слова и дела, строевой выправкой, точностью и аккуратностью. Он способствует утверждению уставных, т.е. проникнутых уважением к личному достоинству подчиненных, отношений. В то же время этикет решительно отвергает грубость, бестактность сквернословие, высокомерие, неряшливость, нетребовательность, безразличие к нужным и заботам людей, а значит, устраняет пита­тельную почву для беспорядка и неорганизованности.


Понятие и структура воинского этикета


Воинский этикет представляет собой свод общепринятых и установленных в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности. Основные требования воинского этикета изложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Россий­ской Федерации. В соответствии с другими сферами человече­ского общения (семья, быт, интимные отношения и пр.) могут быть выделены и соответствующие виды этикета. Приведенная классификация весьма условна, так как военнослужащий являет­ся носителем одновременно различных видов этикета и должен знать основные требования тех из них, с которыми сталкивается в воинской деятельности и повседневной жизни.


Таким образом, воинский этикет есть часть духовной культуры военнослужащих. Он представляет собой систему исторически сложившихся и законодательно закрепленных в общевоин­ских уставах и других документах правил поведения и общения в различных сферах служебной и неслужебной деятельности.


Изучение требований воинского этикет должно начинаться с уяснения его структуры. В учебниках можно встретить понятия «речевой» и «неречевой» этикет. Действительно, военнослужа­щего во многом оценивают по тому, как он выражает свои мыс­ли. Причем речь может быть или устной, «ли письменной. Суще­ствуют этикетные требования к докладу начальнику и выступле­нию на собрании, публичной лекции или беседе с друзьями, раз­говору при личной встрече или по телефону. Не менее важно правильно подготовить служебную записку или рапорт, соста­вить отчет, написать личное письмо. Здесь также есть свои особенности. Все они входят в понятие «речевой этикет». Он, в свою очередь, определяет одну из граней культуры общения. Гром­кость голоса, тональность, подбор лексики в той или иной ситуа­ции ярко демонстрируют уровень культуры общения.


Очень важную роль для военнослужащего играет и неречевой этикет. Правильные и красивые движения, жесты, мимика, даже взгляд— все это также учитывается при оценке культуры обще­ния военнослужащего. В отношении воинского приветствия Строевой устав формулирует требования неречевого этикета сле­дующим образом: «Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения» (статья 60). Эти правила далее предписывают военно­служащему, как действовать при выполнении воинского приветствия в различных ситуациях. Это деление ярко показывает, что для этикета одинаково важно и то, как человек говорит (пишет), и то, как он двигается.


Воинский этикет— эго свод правил поведения, основанных на принципах армейской морали, уставов и традиции Вооруженных Сил. Эти правила охватывают служебные и внеслужебные взаимо­отношения воинов, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к гражданскому населению. К этикету близки такие понятия, как вежливость, такт, скромность, воспитанность. Вежли­вость составляет, по сути основу этикета, представляя собой со­блюдение основных правил приличия. Такт (или тактичность) — это умение выбрать манеру поведения, в наибольшей степени со­ответствующую ситуации. Скромность — это стиль вежливого по­ведения, при котором человек не стремится привлекать внимания к своей личности. Под воспитанностью понимают наличие устойчи­вых навыков тактичного поведения. Все это вместе взятое и опре­деляет культуру общения военнослужащего.


С нравственностью воина и требованиями воинского этикета неразрывно связаны и требования воинских уставов. Устав тре­бует от военнослужащего быть храбрым, дисциплинированным, честным, исполнительным, бдительным воином, дорожить вой­сковым товариществом и т. д. (Устав внутренней службы, ста­тья 13). Этикет показывает, в каких формах должны проявляться эти качества в различных ситуациях.


Поведение человека в военной форме — та внешняя сторона, по которой окружающие в значительной мере судят о надежно­сти, внутренней силе и нравственных качествах армии. Мать смотрит на военного, думая, что скоро таким станет ее сын. Ве­теран, глядя на молодого человека в погонах, вспоминает о годах своей службы в Вооруженных Силах, сравнивает и делает выво­ды. Зарубежные гости придирчиво оценивают внешний вид и по­ведение представителей той армии, которая одержала столько славных побед. Этикет важен для военнослужащего во всех об­ластях человеческого общения: в служебной деятельности, в об­щественных местах и семье.


В наше время основные этикетные нормы для военнослужа­щих заложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации. Общее правило сформулировано в статье 64 Устава внутренней службы: «Военнослужащие должны постоян­но служить примером высокой культуры, скромности и выдер­жанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое досто­инство и уважать достоинство других... Взаимоотношения меж­ду военнослужащими строятся на основе взаимного уважения». Заботясь о высокой культуре взаимоотношений военнослужа­щих, командир должен всегда исходить из того, что она опирает­ся на прочную правовую базу. Уставы предписывают нам образ­цы взаимоотношений, соответствующие современным принци­пам общения между людьми в условиях военной организации.


Командир должен прежде всего выступать примером для сво­их подчиненных. Это особенно касается культуры общения во всех ее проявлениях: манере поведения, форме одежды, стиле отдания приказов и так далее. Стремление быть близким к людям похвально, но заигрывание с ними недопустимо. Высоко ценится доверие командира к своим подчиненным, но резкое осуждение вызывает перекладывание на плечи подчиненных своих функ­циональных обязанностей. Доброжелательность командира не должна перерастать в фамильярность и неуместное «тыканье».


Соблюдение требований этикета позволяет каждому военно­служащему ощутить себя членом единого коллектива, почувство­вать гордость за принадлежность к нему, лучше реализовать свои возможности. Устав предписывает всем военнослужащим по во­просам службы обращаться друг к другу на «вы», предваряя обра­щение словом «товарищ». В других ситуациях хорошо знающие друг друга военнослужащие и, как правило, равные в воинских званиях и должностях могут обращаться друг к другу на «ты».


Самое ценное качество командира — уметь организовать лю­дей, вызвать у них энтузиазм для выполнения поставленной зада­чи. А достичь этого можно лишь развивая все лучшее, что есть в людях, признавая их достоинства и поощряя за усердие.


Поведение в быту


Этикет предписывает военнослужащему быть точным. Следо­вательно, техническим атрибутом его этикета должны быть часы. Важно, чтобы они были достаточно неброскими, с хорошим об­зором в различных условиях.


Соблюдение требований бытового этикета нередко напрямую связано с сохранением здоровья военнослужащего. Недопустимо совместное использование опасных и безопасных бритв, игл для шитья и т. д. Такого рода «взаимовыручка» может быть чревата самыми печальными последствиями для здоровья.


Часто нарушение этикетных требований бывает связано с ку­рением. Общее правило здесь таково: курение не должно вызы­вать даже скрытого раздражения сослуживцев. Это значит: не курить в служебных помещениях, на ходу (особенно недопусти­мо курение рядом с некурящей женщиной), выбирать для куре­ния только те места, где курение разрешено. При курении нужно следить за своим поведением. Недопустимо приветствовать не только начальников, но и просто знакомых, держа сигарету во рту. В Уставе внутренней службы, кстати, го­ворится (статья 17), что военнослужащий «должен... воздержи­ваться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)».


Культура речи и внешнего вида


Важным элементом культуры является культура речи военнослужащего. Недопустимо, чтобы армейский коллектив превра­щался в своего рода «школу злословия». Между тем сквернословие — нередко бич в воинских подразде­лениях.


Еще одна важная составляющая служебного этикета, и не только служебного,— забота о своей внешности. Элегантный внешний вид — свидетельство уважения человеком самого себя и окружающих. И, напротив, неряшливость в одежде, прическе и т. д. — показатель отсутствия деловых и нравственных качеств, необходимых в современном мире. Глубоко заблуждаются те, кто полагает, что одна только кра­сивая военная форма заставит окружающих уважать их. Умение вести себя просто необходимо. И рассчитывать здесь только на один отдельный элемент: одежду, умение говорить или изящно двигаться — очень трудно.


Жизнь многообразна в своих проявлениях. Военнослужащий сталкивается с такими ситуациями, которые трудно предусмот­реть заранее. Поэтому невозможно предписать правила поведе­ния на каждый случай. Есть один общий принцип, который вы­ручает почти всегда: помните о чести собственной и отдавайте должное достоинству окружающих.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Системный характер воспитания в подразделении и части (на корабле) проявляется в целенаправленном, организационно оформленном взаимодействии всех членов воинского коллекти­ва, регулируемом действующим законодательством, педагоги­ческими принципами и направленном на обеспечение успешно­го решения задач военной службы. В узком смысле воспитание рассматривается как процесс систематического воздействия ко­мандира на подчинённого в интересах привития ему качеств, Соответствующих воспитательным целям и задачам. Данное оп­ределение охватывает саму суть процесса воспитания как един­ства деятельности, с одной стороны—командиров, осуществ­ляющих систему педагогических воздействий на сознание, чув­ства, волю воина, а с другой - подчиненных, активно реаги­рующих на эти воздействия.


Для качественного решения проблем воспитания подчинен­ных командиру, который является ключевой фигурой в этом процессе, необходимы знания в различных областях науки, и прежде всего в педагогике и психологии, а также жизненный и служебный опыт.


При этом командиру следует сосредоточить основные уси­лия на таких направлениях воспитательной работы, как инфор­мационное, социально-правовое, укрепление воинской дисцип­лины, правопорядка и некоторых других.


Успех в решении этих задач во многом зависит от умения офицеров и прапорщиков работать с людьми, от их способности сплотить подчиненных в дружный коллектив единомышленни­ков, воспитать патриотов, до конца выполняющих свой воин­ский долг.


Только целенаправленная системная воспитательная работа дает командирам возможность поддерживать высокий уровень морально-психологического состояния воинских коллективов, позволяет успешно решать задачи, стоящие перед подразделе­ниями, частями и кораблями.


Литература

1. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А. «Морально-психологическое обеспечение в вооруженных силах России» - М.:ВУ,2002.


2. «Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил»: Приказ министра обороны РФ N 250 от 8 мая 1993 г. М., 1993.


3. Чертополох А. А. «Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». – М.: ВУ, 1999.


4. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. – М.: Совершенство, 1998.


5. «Методика организации информационно-воспитательной работы в полку (на корабле)». – М.: ГУВР, 2000.


6. Приказ № 235 от 17.06.1997 г. «0 совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации»



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.