Реферат по предмету "Философия"


Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии.

Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Для древней Индии было характерно кастовое деление общества. Принадлежность человека к той или иной касте определялось фактом рождения, а переход из одной касты в другую был невозможен. Основными кастами были брахманы жрецы, священнослужители и монахи , кшатрии воины и представители прежней племенной власти , вайшьи торговцы, земледельцы, ремесленники и шудры

слуги . Такое деление общества освещалось ведической религией древней Индии. Это название она получила от обширного комплекса религиозных текстов, под общим названием Веды . Эти тексты состоят из религиозных гимнов, жертвенных формул, заклинаний и т.п. Для анализа древнеиндийской философии особое значение имеют комментарии текстов Вед , называемые Упанишады т.е. стоящие рядом . В условиях жесткой регламентации общественной жизни

энергия человека могла быть направлена не на изменение внешнего мира, а на внутреннее самосовершенствование. С точки зрения древних индусов, душа человека бессмертна и находится в состоянии бесконечных перерождений сансара . Жизнь человека предопределена с самого начала и эта предопределенность обозначается понятием карма . Задача философии помочь человеку обрести спасение мокша . Достичь мокши можно лишь прервав цепь перерождений и слившись с мировой душой

Атман . Достижение такого состояния обозначает понятие нирвана . В зависимости от отношения к текстам Вед , древнеиндийская философия разделилась на два основных течения - ортодоксальные школы - неортодоксальные школы. Ортодоксальные школы считали авторитет Вед непререкаемым, а задачу философов видели в комментировании священных текстов. К этим школам относились миманса, веданта, вайшешика, санкхья, ньяя, йога.

Неортодоксальные школы считали возможным выходить за предел религиозных текстов. К ним относились джайнизм и буддизм. Эти школы со временем трансформировались в религиозные системы. Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана 4 век до н.э Он занимался проповеднической деятельностью. Сначала он нашел учеников и многочисленных последователей в

Бухаре, однако вскоре его учение распространилось по всей Индии. Согласно джайнистской традиции, он был только последним из 24 учителей, учение которых возникло в далеком прошлом. Джайнистскте учение долгое время существовало лишь в виде устной традиции, и сравнительно поздно в 5 веке н. э был составлен канон. Джайнистское учение провозглашает дуализм. Сущность личности человека двояка материальная аджива и духовная джива .

Связующим звеном между ними является карма, понимаемая как тонкая материя, которая образует тело кармы и дает возможность душе соединяться с грубой материей. Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и

управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло и к чему отнести все то, то встречается ему в жизни. Бог - это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы и цепи перерождений. В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог-творец или бог, который вмешивается в человеческие дела. Джайнизм уделяет большое внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности триратна . В ней говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном

познании и вытекающем отсюда правильном знании и, наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются, прежде всего, веры и знания джайнистского учения. Правильная жизнь по сути большая или меньшая степень аскезы. Путь освобождения души от сансары сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам, и никто ему не может помочь.

Этим объясняется эгоцентрический характер джайнистской этики. Космос, согласно джайнистам, вечен, он не был никогда создан и не может быть уничтожен. Представления об упорядочении мира исходят из науки о душе, которая постоянно ограничивается материей кармы. Души, которые ею в большей степени обременены, помещаются наиболее низко и по мере того как они избавляются от кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не достигнут наивысшей границы.

Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих основных сущностях джива-аджива , об отдельных компонентах, из которых состоит космос, о так называемой среде покоя и движения, о пространстве и времени. С течением времени в джайнизме сформировалось два направления, которые отличались пониманием аскезы. Ортодоксальные взгляды отстаивали дигамбары буквально одетые воздухом, то есть отвергающие одежду , более умеренный подход провозглашали шветамбары буквально одетые в белое .

Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в Индии и поныне. В 6 веке до н.э. в Северной Индии возникает буддизм - учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама 585-483 до н. э В 29 лет он покидает семью и уходит в бездомность . После многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения, то есть постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции, впоследствии он был назван

Будда буквально пробужденный . В течение жизни у него было много последователей. Вскоре возникает многочисленная община монахов и монахинь его учение приняли и большое количество людей, ведущих светский образ жизни, которые стали придерживаться отдельных принципов доктрины Будды. Центром учения являются четыре благородные истины, которые Будда провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности.

Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, сметь, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого это все ведет к страданию. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды. Путь, ведущий к устранению страданий благой восьмеричный путь заключается в следующем правильное суждение,

правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная как чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания. Всего выделяются пять групп этих факторов. Кроме физических тел существуют психические, такие, как чувства, сознание и т.д. Рассматриваются и влияния, действующие на эти факторы в течение жизни индивида. Особое внимание уделяется дальнейшему уточнению понятия жажда .

На этой основе разрабатывается содержание отдельных разделов восьмеричного пути. Правильное суждение отождествляется с правильным пониманием жизни как доли скорби и страданий, правильное решение понимается как решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная речь характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и точная. Правильная жизнь заключается в предписании нравственности знаменитых буддийских пяти заповедей, которых

должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими напитками. Подвергаются анализу и остальные ступени восьмеричного пути, в частности последняя ступень вершина этого пути, к которой ведут все остальные ступени, рассматриваемые лишь как подготовка к ней.

Правильное сосредоточение, характеризуемое четырьмя степенями погружения, относится к медитации и медитационной практике. В текстах ей уделяется весьма много места, рассматриваются отдельные аспекты всех психических состояний, которые сопровождают медитацию и медитационную практику. Монах, прошедший все стадии восьмеричного пути и с помощью медитаций пришедший к освобожденному сознанию, становится архатом, святым, который стоит на пороге конечной цели нирваны буквально угасание .

Здесь подразумевается не гибель, но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже не переродится вновь, но войдет в состояние нирваны. Наиболее последовательно исходного учения Будды придерживалось направление хинаяна малая повозка , в котором путь к нирване полностью открыт только монахам, отвергшим мирскую жизнь. Другие школы буддизма указывают на это направление лишь как на индивидуальную доктрину, не подходящую

для распространения учения Будды. В учении махаяны большая повозка важную роль играет культ бодхисатв индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении другим. Бодхисатва добровольно принимает страдания и чувствует свое предопределение и призвание заботиться о благе мира так долго, пока не будут избавлены от страдания все. Последователи махаяны рассматривают Будду не как историческую личность, основателя учения, а как наивысшее

абсолютное существо. Сущность Будды выступает в трех телах, из них только одно проявление Будды в образе человека наполняет все живое. Особое значение приобретают в махаяне обряды и ритуальные действия. Будда и бодхисатвы становятся объектом поклонения. Ряд понятий старого учения например, некоторые ступени восьмеричного пути наполняются новым содержанием. Кроме хинаяны и махаяны этих главных направлений существовал и целый ряд других школ.

Буддизм вскоре после возникновения распространился на Цейлоне, позже через Китай проник на Дальний Восток. Названные философские школы можно назвать идеалистическими, поскольку они признавали первичность духа по отношению к природе. В то же время в древней Индии возникла школа, которая отрицала существование какого-либо мира, кроме материального. Эта школа называлась локаята.

Таким образом, древнеиндийская философия была сосредоточена на духовном мире отдельного человека и практически не уделяла внимания философскому анализу внешнего мира природы и общества .



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.