Реферат по предмету "Экономика"


Потребность, как материальная основа экономических интересов

Введение
«Вопрос о методе играет в дальнейшемизложении настолько важную роль, что нам необходимо выяснить нашу точку зренияна него. В политической экономии ведётся спор уже почти два десятилетия, и хотяв настоящее время этот спор несколько утих, но вопрос остался нерешенным», — говорил Онкен. Он нерешен и век спустя. В связи с этим, очень важно учестьметодологические подходы, сложившиеся до настоящего времени в изучении этойпроблемы в научной литературе. К ним, в частности, относитсядетерминированность интересов потребностями и экономическими отношениями, ядромкоторых являются отношения собственности.
В экономической литературе до сих порнет единого взгляда на трактовку потребностей и интересов. Ряд исследователейсчитают интересы выражением целевой функции потребностей, либо осознаннымипотребностями.
В первом случае эти две категорииразличным образом характеризуют условия материальной жизни общества, когда потребностине только дают импульс производству, но и являются его продуктом. Интересыздесь служат лишь импульсом развития производства. Различны и функциональныероли потребностей и интересов, как движущих факторов производства, которыесостоят, в соответствии с этой точкой зрения, в том, что интересы призваныуказывать на цель, выражая направление движения их отдельных субъектов илигрупп, а потребности характеризуют состояние условий материальной жизни этихсубъектов. При всей привлекательности и продуктивности такого подхода в нем струдом прослеживается причинно-следственная связь интересов и потребностей.Между тем известно, что человек и общество действуют для удовлетворения тех илииных потребностей, исходя из своих экономических интересов. Из этого становятсяясными причинно-следственные связи между потребностями и интересами, в силукоторых первые становятся материальной основой вторых.
Вторая точка зрения ведет к известномуотождествлению потребностей и экономических интересов на том основании, что обекатегории неразрывно связаны с производством и потреблением. Более того, этотподход дает основания к отнесению экономических интересов к числу субъективныхкатегорий, так как, отождествляя потребности с интересами, он ставит наличиеинтересов в зависимость от осознанности или неосознанности потребностей наразличных уровнях общественной структуры.
В недалеком прошлом в научной литературедискутировалась проблема экономических интересов в аспекте выявления ихэкономической природы, которая до сих пор не привела к однозначному решению.Ряд авторов придерживается взглядов на экономический интерес как на категорию,субъективную на том основании, что интересы, прежде чем стать побудительнымимотивами к действиям должны быть осознаны субъектом этих действий.
Если придерживаться этой точки зрения,то сама история человечества превратилась бы в набор случайных действий,обусловленных субъективными факторами, исключающих выведение каких-либозакономерностей общественного развития.
Применительно к законам жесткоадминистрированной экономики проблема интересов была изучена более или менееглубоко. Относительно же законов рыночных отношений: спроса, предложения,конкуренции — отечественных разработок крайне недостаточно, о чемсвидетельствует ряд просчетов в проведении экономических реформ, в том числе ина региональном уровне. Как отмечает ряд исследователей, поставить и обозначитьцели развития, построить стратегию преобразования хозяйственной системы,возможно лишь опираясь на верные отражения реальных условий, объективныхзакономерностей и интересов общества.
Между тем, объективность экономическихзаконов и природы экономических интересов не означает их неизменность, так какинтересы трансформируются с течением времени под влиянием потребностей иизменившихся экономических отношений, которые происходили как в рамках каждогоиз способов производства, так и в особенности за их рамками. Об этомсвидетельствуют рыночные преобразования в России и ряде других стран.

1. Сущность и классификация потребностей
Состояние чувства нехватки характерноабсолютно для любого человека. Сначала это состояние носит весьма неясный характер,точно неизвестна причина такого состояния, но на следующем этапе нам становитсяпонятно, в чём мы нуждаемся. Такое чувство зависит от внутреннего мира каждойличности. Сюда входят, географические условия, воспитание, национальные,исторические предпосылки, вкусовые предпочтения.
Итак, потребности – это, прежде всегожелания людей, принявшие форму конкретной необходимости в определённых благах,товарах и услугах, которые доставляют им удовлетворение, либо удовольствие. Вэкономической литературе встречаются и другие определения потребностей, на чтов данном случае мы и акцентируем наше внимание.
Потребности – это осознанные запросы илинужды в чём либо; объективно необходимые условия жизни; отношение человека кмиру вещей; состояние неудовлетворённости, испытываемое человеком, из которогоон стремится выйти.
Потребность относится к числу первичныхэкономических категорий, играющих ключевую роль в понимании движущих сил,стимулирующих производственно-экономическую деятельность. Природа потребностьразнообразна и сложна. С одной стороны, это потребности, заложенные в организмечеловека самой природой. К ним относятся биологические потребности, безудовлетворения которых не может протекать жизненный процесс. С развитиемцивилизации расширяется круг таких потребностей, также изменяется их характер.С другой стороны человек – существо не только биологическое, но и общественноеи социальное. Следовательно, многие его потребности возникают от того, что онживёт среди других людей, контактирует с ними. Более того, формированиесоциальных групп, государства, общества порождает возникновение общественныхпотребностей.
С древних времён большое вниманиеуделялось классификации потребностей, со времён Аристотеля известно их делениена телесные и духовные. Классификация потребностей отличается огромнымразнообразием. Трудность и неопределённость выделения устойчивых групппотребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболееадекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми приходятразличные авторы к классификации, абсолютно разные. Одни основания усоциологов, другие — у психологов, третьи – у экономистов. В итоге получается,что каждая классификация оригинальная, но узкопрофильная, не приемлемая длявсеобщего употребления.
При классификации необходимо учитыватьследующие признаки:
а)Объективное содержание потребностей (материальные, социальные, духовные);
б)Принадлежность к одному или другому субъекту (индивид, группа, общество вцелом);
в) Рольпотребностей по отношению к материальному производству.
Потребности можно разделить на первичныеи вторичные. Первичные (низшие) потребности – это потребности в пище, одежде,безопасности и т. д. Вторичные(высшие) потребности – это духовные потребности,сюда можно отнести потребности в культуре спорте, саморазвитии. Потребностибезграничны. Потребность создаёт мотивации, а та ведёт к конкретному действию.Кроме этого, потребности бывают:
· экономическими, для которыхнеобходимо производство (те, которые в готовом виде не встречаются);
· неэкономическими – потребности,которые могут быть удовлетворены без наличия производства (потребность всолнечном свете, воде, чистом воздухе).
Самое известное исследование людскихпотребностей было проведено психологом Абрамом Маслоу. Он построил иерархиюпотребностей, которая в дальнейшем будет называться «пирамидой Маслоу». Потребности расположены по последовательности ихудовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются послеудовлетворения потребностей уровнем ниже. Итак,
а)Физиологические потребности (обеспечивают поддержание и сохранение жизни), кним относятся потребности в жилище, одежде, питании, сексуальные влечения;
б)Потребность в безопасности и защищённости (в том числе и психологической). Сюдаотносятся: защита от угроз, страха, боли и т. п.;
в)Потребность в принадлежности к социальной группе, причастности, поддержке(потребность в социальных контактах) удовлетворяется общением, осознаниемсимпатии со стороны людей;
г)Потребность в уважении и признании (самоуважение, одобрение) может бытьреализована через профессиональную компетентность и эрудицию, материальныевозможности человека и его способность принимать решения;
д)Потребность в самовыражении (самоактуализации) проявляется в раскрытии личныхресурсов, приобщении к прекрасному, воплощениисобственных идей в жизнь и т. д.
Предоставленная классификацияпотребностей, на сегодняшний день является наиболее популярной. Хотя,существуют так же и другие взгляды на потребности. К примеру, классификацияпотребностей Х. Мюррея:
а) доминантность;
б)агрессия;
в) поискдружеских связей;
г)отвержение других;
д)автономия;
е)пассивное повиновение;
ё)собственной неполноценности;
ж)потребность в уважении, поддержке;
з)потребность достижения;
и)потребность быть в центре внимания;
й) потребностьигры;
к)эгоизм (нарциссизм);
л)социальность (социофилия);
м)потребность поиска покровителя;
н)потребность оказания помощи;
о)потребность избегания наказания;
п)потребность самозащиты;
р)потребность преодоления поражения, неудачи;
с)потребность порядка;
т)потребность суждения.
Потребности общества определяютсянеобходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К нимотносятся производственные потребности, потребности в государственномуправлении, охранения окружающей среды, обороне и т. п.
С экономической деятельностью обществасвязаны производственные потребности. Данные потребности вытекают из требованиймаксимально эффективного функционирования общественного производства. Онивключают в себя потребности отдельных предприятий и отраслей народногохозяйства в различных ресурсах, рабочей силе, сырье, технике, материалах дляпроизводства продукции, потребности в управлении выпуском продукции на разныхуровнях – участка, фирмы, предприятия.
Эти потребности удовлетворяются в процесседеятельности отдельных хозяйств, связанных между собой как потребители ипроизводители.
Производители создают некие товары иуслуги, так как производство ведётся ради их удовлетворения. В экономикесуществуют две аксиомы, которые прямо или косвенно связаны со всеми проблемами,изучаемыми экономической теорией:
· потребности обществабезграничны. Они эластичны, постоянно меняются. Если у нас достаточно одежды,еды, мы стремимся удовлетворить другие потребности. И даже когда основные (первичные)потребности будут насыщены, люди перейдут к тому, чтобы изменять способыудовлетворения первичных потребностей. Они будут чаще обновлять свой гардероб,ходить в дорогие рестораны и т. д. Требования растут, планка уровня жизни повышается;
· экономические ресурсы ограничены,или редки. Экономические ресурсы – запасы, источники, возможности, ещё невовлечённые в процесс производства. Факторы производства – это ресурсы, участвующиев процессе производства. Как вы поняли понятия «экономические ресурсы» и«факторы производства» — понятия близкие, но не тождественные.
Экономические ресурсы подразделяются наматериальные и людские. Материальные, в свою очередь, — на естественные –«земля» и инвестиционные – «капитал». Людские ресурсы делятся на труд наёмныхработников – «труд» и предпринимателей – «предпринимательская способность».
Указанные четыре фактора производства –труд, земля, капитал и предпринимательская способность – необходимы для любогопроизводства.
Что бы произвести какой – либо продуктнужно основываться на потребительских предпочтениях. Здесь будет уместнопонятие сегментации. Сегментация (сегментирование) рынка – разделение конечныхпотребителей некоторого продукта на отдельные классы и группы, объединяющиепотребителей с близкими потребительскими предпочтениями. В настоящее времятеория сегментации разработана достаточно глубоко и широко известна. Сегментацияоснована на методах классификации и статистической группировки. В основесегментации находится продукт, охарактеризованный через его потребительские свойства.Сегментация предполагает существование соответствия между характеристиками потребителейи свойствами товара. Наиболее полным результатом сегментации следует считатьвыделение групп потребителей как в терминах свойств продукта, так и в терминаххарактеристик потребителей. При этом достигается соответствие потребностей иадресности сегмента. Проведение сегментации может быть признано полным изавершённым, когда различия между потребителями в их отношении к продуктусопровождаются выявлёнными различиями в их характеристиках, включая, например,пол, возраст, доход и другие. (Анатолий Владимирович Коротков, докторэкономических наук, профессор кафедры маркетинговых исследований МГУЭСИ) [5, с.29].
Рассматриваются два вида сегментации посвойствам – по важности и по выраженности свойств:
· По важности свойств. Такойподход наиболее очевиден и достаточно широко применяется. При этом каждыйпотребитель выстраивает свою систему рангов свойств по их важности. Очевидно,что потребители с одинаковыми или близкими предпочтениями в смысле ранжированиясвойств по их важности должны оказаться в одном сегменте. Вместо ранговвозможно использование бальных оценок важности;
· По выраженности свойств.Сегментация по выраженности не так очевидна, поскольку выраженность предполагаетоценку степени присутствия свойств в конкретном товаре, в то время каксегментация применима к абстрактному продукту, объединяющему определённуюсовокупность разновидностей товара одного назначения и наименования. Впотребительских непродовольственных товарах – это различные модели, напримертелевизоров, мобильных телефонов, автомобилей и т. д. Однако имеетсявозможность получить характеристику потребностей потребителей в свойствахпродукта через параметр выраженности, о чём сказано далее.
Сегментация по выраженности может иметьследующие разновидности:
· По принципу «максимальногоуровня» или «разумной достаточности», что применимо, когда потребители несклонны завышать требования. Потребитель указывает верхний предел выраженностисвойства. Это возможно, когда каждая разновидность продукта имеет своёназначение: бумага для различных перечисленных целей, видеокамеры для любителейи для профессионалов. Особенность данного подхода в том, что рассматривается нереальный, а желаемый и поэтому гипотетический продукт;
· По принципу «минимальногоуровня» или «не хуже чем», когда потребитель высказывается о минимальноприемлемых для него уровнях выраженности свойств. Фактически потребитель задаётнижнюю границу выраженности свойства. Если выраженность этого свойства дляконкретного продукта ниже этой границы, то такой продукт не приемлем дляданного потребителя;
· По принципу «идеального уровнясвойства», которым должен обладать товар. Идеальный уровень может бытьнеотличим от разумно достаточного уровня. Как известно, «совершенству нетпредела».
В основе определения категориипотребности находится модель: «нужда – желание – потребность – спрос».
Потребность – это желание,сформулированное в терминах потребительских свойств. Потребность – то желание,направленное на конкретный продукт (конкретная разновидность продукта сконкретными потребительскими свойствами).
В то же время необходимо обратитьвнимание на почти полное отсутствие показателей потребности. Потребность вразработках по конкретизации показателей потребности продиктована применениемконкретного определения сегментации именно через потребность. Следуя этойлогике, разработанные ранее признаки сегментации по свойствам продукта должнывходить в число показателей потребности. Таким образом и в соответствии свышеизложенным, к системе показателей потребности относятся:
а) Системарангов по важности потребительских свойств продукта;
б) Системасубъективных оценок важности потребительских свойств продукта;
в) Системаоценок выраженности свойств продукта по принципу «не хуже чем», причём включаяне только субъективные, но и объективные свойства;
г) Системаоценок выраженности свойств продукта по принципу «разумной достаточности»,причём включая не только субъективные, но и объективные свойства;
д) Системаоценок выраженности свойств продукта по принципу «идеального уровня» [4, c.29].
Итак,если вы предлагаете клиенту товары или услуги, то они должны удовлетворять егопотребности и быть надёжны, экологичны, безопасны, экономичны, эстетичны,удобны, повышать его статус и материальную заинтересованность.
2. Характеристика экономических интересов
Экономический интерес – это внешнеепроявление производственных отношений поведение людей в целях собственнойвыгоды. Как экономическая категория интерес представляет собой побудительныймотив действий экономических субъектов. В основе интереса лежит потребность. Любаяэкономическая активность людей осуществляется, в конечном счете, с цельюреализации их потребностей. При возникновении экономического интереса индивидпросчитывает возможные последствия предполагаемого действия, оценивая двафактора:
· Относительную полезностьполучаемого блага, насколько он нуждается в том или ином благе;
· Масштаб издержек (затратывремени, сил, материальных ценностей), необходимых для получения блага.
Взвешивая два рода оценок, человек можетопределить эффективность действия, его экономический интерес состоит вмаксимизации полезности или минимизации издержек для получения оптимальногонабора благ. Следование экономическому интересу предполагает, что человекобладает известной свободой выбора способов своего поведения.
Следовательно, поведение экономическихсубъектов в реальной экономической жизни определяется присущими имэкономическими интересами, то есть побуждениями к деятельности, к действию,направленному на удовлетворение потребностей субъектов, на то, ради чегосовершается их экономическая деятельность.
Следовательно интерес представляет собойосознанную потребность. Отражённые в сознании потребности приобретаютотносительную самостоятельность. В современной западной экономической теорииинтересы выступают естественной основой экономического поведения людей. Так, пословам П. Хейне, что «экономическая теория утверждает, что, действуя в своихсобственных интересах, люди создают возможность выбора для других…» [Хейне П.Экономический образ мышления. – М., 1991].
Посколькуобъективной основой экономического интереса выступает потребность, то всоответствии с классификацией потребностей (например, по А. Маслоу) интересыподразделяются на:
а)Реальные (которые люди могутреализовать);
б)Идеальные (для реализации которых в настоящее время нет возможностей);
в)Материальные;
г)Духовные;
д)Экономические;
е)Социальные.
Интересы многообразны не только посодержанию, но и носителям. С этой точки зрения интересы подразделяются на:
а)Личные;
б)Семейные;
в)Групповые;
г)Классовые;
д)Национальные;
е)Интернациональные.
Интересы могут быть классифицированы попрофессиональной принадлежности людей:
а)мужчин и женщин;
б) детейи подростков;
в) интересыпредпринимателей, собственников и наемных работников.
Наиболее распространена следующаяклассификация:
а)личные (связаны с удовлетворениемматериальных, социальных, духовных потребностей отдельного индивида);
б)коллективные (связаны с необходимостьюудовлетворения потребностей различных социальных групп);
в)общественные интересы (связаны снеобходимостью удовлетворения потребностей общества в целом).
Экономические интересы как экономическаякатегория выражают отношения людей по поводу производства и присвоения,различных благ и услуг. Итак, экономические интересы — это объективнаянаправленность людей, на какой — либо вид хозяйственной деятельности.
Однако иногда поведение экономическогосубъекта характеризуется как оппортунистическое. Оно представляет собойследование своим интересам любыми способами, в том числе и обманным путём.
Задача управления социальными процессами– важно добиться того, чтобы содержание интересов было объективнымпотребностям, связанным с прогрессом всего общества, и чтобы интересы выражалисьв субъективных стимулах трудовой деятельности.
«Стимул – внешний объект стремления.Когда же импульс стремления к этому объекту проходит через сознание человека,стимул перерастает в мотив – внутреннее побуждение к действию», — В.В. Радаев.
Рассмотрим противоречия экономическихинтересов на примере выделения собственности в домашнем хозяйстве.
Обращение к вопросам разрешенияпротиворечий, возникающих при формировании экономических отношений междучленами семьи (домашнего хозяйства), вызвано отчётливым осознанием того, чтосегодня в основании финансовой системы государства находится индивид, который всилу сложившихся обстоятельств вынужден соотносить свои экономические интересыс интересами общества, которое его окружает.
Многие исследователи предлагаютразличные способы разрешения внутрисемейных противоречий, связанных сформированием финансового статуса индивидов.
В то же время противоречия финансовпроявляются сразу же, как только появляется противоположность интересовосновного кормильца – добытчика и интересов остальных членов домашнегохозяйства, олицетворяющих семью в целом, в процессе распределения иперераспределения финансовых потоков, поступающих в семейный бюджет.
Совпадение или несовпадение интересовцелого (домашнего хозяйства) и его составных частей (индивидов, входящих в егосостав) подчёркивает противоречивость связи носителей финансовых отношений исвидетельствует о выходе внутренних финансовых проблем индивидов за пределысемьи, так как в разрешении этого противоречия проявляются интересы различныхфинансово – кредитных институтов, работающих с финансами населения илипредлагающих ему свои услуги.
Неработающие или малообеспеченные членысемьи, в пользу которых при перераспределении отчуждаются денежные средства,имеют точно такой же экономический интерес, как и основные добытчики.
Если исходить из того, что в основаниипредпосылок формирования экономического статуса семьи лежат общие интересы всехеё членов, то формирование их финансового поведения – явление сугубо индивидуальноеи не распространяющееся на всех.
Следовательно, при рассмотрениисоставляющих элементов бюджета домашнего хозяйства необходимо учитыватьраспределение власти в семье и свободу доступа, как к общим, так и киндивидуальным денежным средствам, а также характеристики финансового поведениявсех членов домашнего хозяйства.
И как бы ни хотелось представлятьдомашнее хозяйство в качестве однородной, целостной структуры, на первое местобудут выдвигаться индивидуальные интересы того члена семьи, чей вклад в семейныйбюджет будет основным, доминирующим.
То есть необходимо учитывать принципы,которыми руководствуются основные кормильцы, когда занимаются распределениемсредств внутри семейного бюджета, принимая решения, в какой пропорции и какбудут обеспечиваться потребности всех членов домашнего хозяйства.
При формировании статуса кормильца семьиопределяющим является преобладание личных финансов индивида над финансамиостальных членов домохозяйства и их зависимостью от его дохода, которыйявляется основным поступлением в семейный бюджет.
При этом существенным фактором являетсявеличина индивидуального дохода индивида относительно дохода других членовдомохозяйства, характеристики индивидуального поведения при распределенииобщего дохода и размеры общей личной собственности или его доли в общесемейнойсобственности.
Домашний труд человека всегда находитсяв определённом противопоставлении к внешней трудовой деятельности, связанной сзарабатыванием денег, поскольку часть своего времени индивид проводит в семье,а другую часть за её пределами.
Таким образом, чем меньше временииндивид посвящает семье, тем меньше степень его вовлечённости в работу по дому,и тем больше времени он посвящает формированию доходной части своего бюджета.
С.А. Белозеров отмечает, что серьёзныеизменения в системе отношений между экономически независимыми хозяйствующимисубъектами, происходящие в нашей стране в связи с переходом к рынку, процессыевропейской и мировой экономической интеграции основательно изменили условияжизнедеятельности российский домашних хозяйств. Теперь хозяйства самостоятельноопределяют параметры своего экономического поведения и несут практическиабсолютную ответственность за принятые ими экономические решения.
Процессы перераспределения денежныхсредств между членами семьи одновременно являются и процессами отчуждения иприсвоения собственности.
Каждый член семьи самостоятельнопринимает участие в формировании общесемейного бюджета для получения личнойвыгоды, выделения своей личной собственности из общесемейной и достижениясобственных целей, в первую очередь экономических, которые могут не совпадать собщими принципами ведения домохозяйства.
Так, если индивид проживает один, товопросов, связанных с распределением личного дохода, выбором формы управленияличными финансами может не возникать – противоречия здесь практически непроявляются.
Но если индивид проживает в составесемьи, то в этом случае он рассматривается как составная часть денежныхпотоков, поступающих в общий бюджет, включая доходную часть его личного бюджета,которая может формироваться из различных источников.
И внутри семьи возникают отношения, прикоторых индивид имеет возможность реализоваться свои экономические интересынезависимо от интересов других.
Действительно, материальное положение иуровень жизни семьи наиболее наглядно характеризуется её бюджетом, который взначительной степени определяется не только экономическим, но в частности ипотребительским поведением каждого из её членов.
В.В. Ковалев отмечает, что экономикадомашнего хозяйства опирается на достаточно сложный комплекс отношений междуего различными участниками. Эти отношения определены различиями в возрасте,чертах характера, привычках людей, различным уровнем их потребностей и доходов.
Часть домашних хозяйств планирует,контролирует и анализирует свой бюджет, то есть формирует свою собственность.Кто – то это делает более подробно, кто – то уделяет этому процессу не такмного времени, однако ведение «домашней бухгалтерии» совершенно необходимо всовременных экономических условиях.
Планирование бюджета семьи позволяетрассчитать поступление денежных средств, заранее спланировать частьпредполагаемых расходов и оценить целевое или нецелевое использование средств.
Как правило, у основных добытчиковотмечается более продуманное отношение к собственности, которую они в том илиином виде вносят в общий бюджет, и через неё подход к управлению личнымифинансами переносится на управление финансами семьи.
Противоречия финансов ещё болееобостряются при уточнении понятия «благосостояние семьи, домашнего хозяйства».Кто из членов семьи (домашнего хозяйства) несёт ответственность за благополучиесвоих близких и обеспечение их будущего – тот, кто считается основнымкормильцем – добытчиком, или тот, кто распоряжается финансами семьи и отвечаетза правильное распределение финансовых потоков внутри семейного бюджета.
Следует учитывать, что у каждого членасемьи есть личные расходы, которые нельзя сократить, кроме того, есть минимум,который необходим для поддержания жизнедеятельности семьи.
Зависимость супругов друг от друга носитхарактер эквивалентного обмена: один из супругов (основной добытчик) зависит отдругого эмоционально, опосредованно оплачивая другому за создаваемые комфортныеусловия проживания внутри, другой в свою очередь, занимаясь ведением домашнегохозяйства, зависит от него материально.
При грамотном управлении семейнымбюджетом финансы превращаются в эффективный финансовый инструмент,воспитывающий в индивиде совершенно иное отношение к денежным средствам,особенно в том случае, если они заработаны своим трудом.
Следовательно, финансы домашнегохозяйства следует рассматривать не только как экономические отношения,возникающие в результате распределения и перераспределения общесемейногобюджета между членами семьи, а как отношение к собственности, которая находитсякак в их личном, так и в общем владении [2, с.37].
3. Взаимосвязь потребностей с экономическими интересами
Впервые, объектом детального изученияэкономический интерес становится в связи с бурным развитием техническойреволюции 18 века (появление мануфактурного производства). Одним из первыхэкономистов, пытавшимся связать интересы людей с их потребностями, явилсяфранцузский мыслитель А. Тюрго. Он предпринял первую попытку теоретическогообоснования «интереса». Тюрго отнёс интересы к первичной категории, апотребности – к вторичной.
Известно, что человек и обществодействуют для удовлетворения тех или иных потребностей, исходя из своихинтересов. Процесс производства является основным этапом удовлетворенияэкономических потребностей, порождающий новые интересы, которые, в своюочередь, ведут к новым потребностям.
Категория «экономический интерес» болееясно раскрывается во взаимосвязи интересов и потребностей. Считается, чтопотребность – недостаток чего – либо, нужда в чём – либо для нормальногосуществования личности, государства, общества, социальной группы. Существующаянаправленность на создание и дальнейшее усвоение потребности, выступает какинтерес. Наличие потребности не объясняет действия и поведения человека.Потребности лишь обуславливают деятельность, но само содержание направлениядеятельности определяется интересами. Одинаковые потребности могут бытьудовлетворены разными действиями, на её основе могут формироваться разные похарактеру и содержанию интересы.
Изучить интересы – это значит не тольковыяснить содержание потребностей, но и определить возможные пути ихудовлетворения.
Многие ученные сходятся во мнении, чтоформой проявления экономических потребностей являются экономические интересы. Экономическиеинтересы служат опосредующим звеном между потребностями людей и их стимулом кпроизводственной и другой общественной практике, являются социально и историческиобусловленной необходимостью удовлетворения потребностей. В свою очередь,потребности составляют материальную основу экономических интересов, так как интересрождается в процессе конкретных действий, которые направлены на удовлетворениепотребностей.
Единого взгляда на взаимосвязь интересови потребностей нет. Некоторые исследователи считают интересы выражением потребностей(или осознанными потребностями), другие полагают, что понятия «потребность» и«интерес» тождественны. Многие исследователи обоснованно считают, что:
а) во-первых,потребность — более широкое понятие, так как она является общей категорией длясоциальной и органической форм движения материи, выражает свойства общества иживотного мира. Понятие «интереса» же применимо только к характеристикеобщественной жизни;
б) во-вторых,эти понятия «нацелены» на разные объекты, потребность — ориентирована на предметее удовлетворения, когда интерес направлен на социальные отношения, от которыхзависит распределение предметов, ценностей, благ, которые обеспечиваютудовлетворение потребностей. Интересы отражают не только потребности, какпорождение природного мира, но и социальную сторону условий жизни, они связаныс экономическими отношениями;
в) в-третьих,потребность и интерес играют функционально различные роли: потребностьвыступает как фактор развития производства, а интерес — как фактор развитиясамого общества. «Интерес» направлен на оптимальное соотношение затрат иприбыли, на рост эффективности прибыли, а в потребности такой направленностине существует.
Другие ученные видят различие этихкатегорий в следующем: «интерес» — это потребность на социальном уровне, в товремя как «потребность» может быть охарактеризована и вне этих отношений. Хотянеобходимость в удовлетворении потребностей и вытекает из природы человеческогосущества, и значительная часть потребностей имеет физиологическую природу, ихудовлетворение происходит через производственные отношения и процесспроизводства, следовательно, природа этих потребностей –социально-экономическая.
Нельзя сводить интерес к потребности: онисходит из нее и базируется на ней. Но экономический интерес является близкойкатегорией с потребностью, но все же не может быть определен как последняя.Если потребность выражает объективную необходимость, каких — либо действий, которыенаправлены на существование субъекта, то интерес фиксирует те «меры», приосуществлении которых будет достигнуто удовлетворение потребности. Итак, еслипотребность показывает, что нужно человеку для его нормальногофункционирования, то интерес отвечает на вопрос, что нужно делать, чтобыудовлетворить эту потребность.

Заключение
экономический интереспотребность производственная деятельность
Итак, потребности — это основа жизни. Но это не свидетельствует о том, что смысл жизнилюдей сводится к потребностям. Многие люди живут не ради потребления, апотребляют ради жизни. Такую идею высказывал и Телет. В частности, он писал,«удовольствие не является целью жизни». И далее: «Поэтому я не понимаю, какможно прожить счастливую жизнь, если считать счастьем одни удовольствия. Еслибы счастье в жизни следовало определять по обилию в ней удовольствий, тогда,как утверждает Кратет, вообще не было бы счастливых». В новое время Б. Спиноза называлрабством жизнь ради удовольствия, что составляет сущность потребительства.Особенно опасны прихоти субъектов.
Потребности - все необходимое для жизни людей, неотъемлемое свойство жизни.Понимание потребностей зависит от изучения всего того, что нужно людям.В повседневной жизни люди стихийно осмысливают многие потребности. Теорияпотребностей призвана показать систему основных их форм.
Экономическая потребность — этокатегория, выражающая отношения между всеми хозяйствующими в обществесубъектами по поводу потенциального присвоения каждым из них материальных благи услуг, обеспечивающих его воспроизводство.
Количество и качество благ и услуг,поступающих каждому субъекту, зависят от величины и качества его труда, а такжеот места и функций в воспроизводственном процессе.
Экономические потребности опосредуютсядоходами субъекта и реальным потреблением, определяемым уровнем экономическогоразвития страны и стабильностью денежной системы. Экономические потребности,как правило, шире и разнообразнее, чем та доля, которая поступает субъекту в видереальных доходов.
Различия между потенциальнымипотребностями и реальными возможностями их удовлетворения — одна из важных чертпотребностей, обеспечивающих активность и инициативу хозяйствующих субъектов.Для политико-экономической категории «потребность» сущностной характеристикой служитне просто опосредование трудом, а опосредование результатами труда другогохозяйствующего субъекта. В современном обществе удовлетворение системыэкономических потребностей вне взаимоотношений с другими субъектами —нереально. Тем самым экономические отношения становятся социальной основойэкономических интересов.
Следовательно, экономические интересыпредставляют собой объективную необходимость удовлетворения сложившихся ипостоянно развивающихся потребностей в условиях исторически определенных экономическихотношений. Экономические интересы людей выступают как побудительные силы ихпроизводственной деятельности. В процессе этой деятельности они стремятсяреализовать свои интересы, связанные с их потребностями, хотя и отличаются отних. Как было сказано, — это проявления объективной необходимости в поддержанииусловий их жизнедеятельности. Таковы их потребности в пище, одежде, жилище. Тоже самое можно оказать об их духовных и прочих потребностях. В интересах жевыражены пути и способы удовлетворения потребностей. Это касается интересовотдельных людей и социальных групп.
Так, получение прибыли — экономическийинтерес предпринимателя, получение более высокой заработной платы — таковинтерес наемного работника. Как видно, реализация экономических интересов техили иных субъектов выступает одновременно как удовлетворение их потребностейоптимальным способом. И этот способ определяется местом каждого из них всистеме существующих экономических отношений.
Можно сказать, что взаимодействиеэкономических интересов людей составляет основное содержание экономическойжизни общества. Оно осуществляется в процессе воспроизводства созданныхпредметов и услуг, т.е. во всех звеньях производственно-экономическихотношений.
Таким образом, экономические интересы вомногом определяют содержание и направленность экономической деятельности людейи тем самым содержание и направленность действия экономических законов.
Объективность экономических отношений ипотребностей предопределяет объективный характер и экономических интересов.

Список использованных источников:
1. Экономическая теория: Учебник.Борисов Е.Ф. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.;
2. Глухов В.В. Противоречияэкономических интересов выделения собственности в домашнем хозяйстве // Финансыи кредит. 2008. №38(326);
3. Экономическая теория: Учебник. /Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой – М. Издательство «Экзамен», 2005. –592 с. (Серия «Учебник для вузов»);
4. Коротков А.В. Сегментация попотребностям // Маркетинг. 2007. №3(94);
5. Курс микроэкономики: Нуреев Р.М.Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2005. – 576 с.;
6. Экономическая теория:методические указания / Э.Н. Разнодежина. — Ульяновск: УлГТУ, 2005.-44с.;
7. Райзенберг: современный экономическийсловарь;
8. Экономика. / Пол Э. Самуэльсон,Вильям Д. Нордхаус — Издательство: Вильямс, 2007 г. 1360 стр.;
9. Экономическая теория: учебноепособие / В.М. Соколинский, В.Е Корольков [и др.]; под ред. А.Г. Грязновой иВ.М. Соколинского. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 464 с.;
10. Пол Хейне, Питер Боуттке, ДэвидПричитко. Экономический образ мышления / Пер. с англ. – Издательство: Вильямс, 2007 г.;
11. Курс экономической теории:Учебник для вузов (под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.) Изд. 6-е, испр.,доп., перераб. Автор: Чепурин М.Н. Киселева Е.А. Ивашковский С.Н. 2007 год.Издательство: АСА.;
12. [Интернет ресурс] – СтатьиЭкономика
www.darsiprigioniero.org;
13. [Интернет ресурс] – 3. Микроэкономикаwww.milogiya2007.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.