Реферат по предмету "Философия"


Развитие проблематики человека в философской культуре

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ….… ……3-1. Проблема человека в философской культуре с эпохи античности по XIX век… …….…5-1. Человек в древнегреческой мифологии ….……….…5-2. Человек в философии христианского Средневековья…6-3. Человек в философии Возрождения и Нового времени ……… 9-4. Человек в философии ХIX века….… 11-2. Человек в философской культуре

ХХ века……… ….16-1. Человек в экзистенциализме… … ………16-2. Фрейдизм, неофрейдизм и проблема человека ….… ……17-3. Конституирование философской антропологии в философской культуре…19-22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ….……23 ЛИТЕРАТУРА… ……24 ВВЕДЕНИЕ Социально – философская антропология занимается изучением человека в его взаимосвязи с обществом и является составной частью философской культуры.

Поэтому, чтобы выяснить ее истоки, понять, почему и на каком этапе оказалось возможным и необходимым ее возникновение в качестве отдельной ветви, необходимо рассмотреть, какое место занимает проблема человека в философии. Большинство современных философов полагают, что лишь философия, а не какие – либо другие науки в отдельности или совокупности, может осветить проблему человека в целом, т.е стать подлинной теорией целостного человека. В сфере человекознания, как показал опыт последних десятилетий, все больше

открывается глубина непознанного, недостаточность нашего знания исторической природы человека и ее гигантского потенциала. Поэтому создание новых дисциплин и междисциплинарных связей между науками о человеке следует расценивать как новый подступ к фронтальному наступлению науки на еще непознанные явления и законы человеческого развития, как важнейший момент, предшествующий великим открытиям в этой области. Как писал Константинов: «Антропология и психология, политическая экономия и этика, юриспруденция и

история, каждая отрасль социальной науки ставит или освещает ту или иную сторону проблемы человека…» [4], имеются в виду, конечно, не извлечения из этих наук в качестве иллюстрации того или иного философского положения, а теоретическое исследование и обобщение разнородных научных данных в целях открытия общих свойств и закономерностей человеческого развития, которые еще далеко не полностью изучены. Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки связано с принципиально новыми взаимоотношениями

между науками о природе и об обществе, так как именно в человеке объединены природа и история бесчисленным рядом связей и зависимостей. Взаимные переходы между разными науками, которые отнюдь не всегда были смежными, означают глубокие изменения в общей структуре науки. Чем больше научное познание проникает в общие законы бытия, тем явственнее вырисовывается картина единства мира и умножается число смежных наук и общим элементом, краеугольным камнем преткновения выступает человек.

Так же и в философии, какими бы конкретными вопросами она бы ни занималась, живое биение реальной человеческой жизни, устремленность к решению человеческих проблем всегда пронизывает любую человеческую концепцию. Рассмотрим, как в истории европейской философии развивалась проблематика человека. 1. Проблема человека в философской культуре с эпохи античности по XIX век 1.1 Человек в древнегреческой философии Уже на первых этапах мирового философского развития

в древней китайской, индийской, греческой философии вопрос о природе человека, его происхожде¬нии, месте в мире занимал значительное место. При этом человек мыслился как составная часть единого сверхмерного порядка, кос¬моса. Сам человек рассматривался как своеобразный микрокосм, отображение и символ Вселенной. Содержание его, структура оце¬нивалась по меркам модели космической Вселенной. Подобная ме¬тодологическая установка содержала рациональное ядро, поскольку ориентировала

на рассмотрение взаимосвязи человека со всем миро¬вым целым. В то же время, учитывая начальный примитивный уро¬вень знаний о мире и человеке, она не создавала достаточно четких методологических ориентиров для выделения глубокого, специаль¬ного философского учения о человеке. В древнегреческой философии, несмотря на аморфность космо¬логических методологических установок, и, в определенной мере, во¬преки им оформились подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной

философской проблематики. Одним из ро¬доначальников философии человека можно считать Сократа (470-339 гг. до н. э.). В отличие от других философов, как бы раство¬рявших описание человека в общей картине космоса, Сократ непос¬редственно обращается к человеку, его внутренней жизни, его призванию и жизненному пути. Учение о человеческой душе, разу¬ме занимает центральное место в сократовской философии, а само¬познание человека выступает главной целью философии.

Творчес¬тво Сократа - начало философско-этической традиции рассмотрения человека. О том, как продвинулась древнегреческая философия в по¬стижении места и роли человека, свидетельствует афоризм Протагора (480-410 гг. до н. э.), предпосланный им в своей работе "Об ис¬тине": "Человек есть мера всех вещей: для реальных - их реаль¬ности, для нереальных - их нереальности " [1]. Обычно этот тезис интерпретирует в контексте теории познания, как признание

активности человека и его гносеологическом отношении к миру. Признавая эту интерпретацию, мы хотим подчеркнуть и более общее значение этого тезиса как своеобразного противостояния кос¬мологически-натуралистическому взгляду на мир. Эту мысль мож¬но истолковать так, что человек понимается не только как центр познания, но и центр мирового порядка вообще. Важный шаг в философском постижении человека сделал

Аристотель (384-322 гг. до н. э.). У него этика и политика образу ют единый комплекс "философии о человеческом", занимающийся изучением практической деятельности и поведения человека. Наря¬ду с дальнейшим углублением философско-этических представле¬ний о человеке, его духовности, нравственности Аристотель иссле¬довал связь человека и политики. Именно ему принадлежит известный тезис о том, что "человек есть от природы политическое животное".

В аристотелевском учении о человеке как бы синтезиро¬вались две тенденции в изучении человека: религиозно-этическая и космологически-натуралистическая. Древнегреческая философия явилась успешным началом изучения человека в европейской и мировой философии. Наряду с космически-абстрактным рассмотрением человека здесь сделаны ва¬жные шаги и в понимании значимости проблемы человека в фило¬софии, и в изучении самого человека, его души и тела, и в понима¬нии нравственно-этических, политических начал человеческого бытия.

1.2 Человек в философии христианского Средневековья Постановка и развитие философского понимания человека в европейском Средневековье отмечены сильнейшим воздействием христианского мировоззрения. Н. А. Бердяев справедливо отметил, что христианство освободило человека от власти космической бесконечности, в которую он был погружен в древнем мире, от власти духов и демонов природы.

Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило его в зависимость от Бога, а не от природы. Иначе говоря, утверждение философско-христианских предпосылок позволило оконча¬тельно преодолеть космологически-натуралистические методологи¬ческие установки в изучении человека. В этой отмене отжившей ме¬тодологической парадигмы, безусловно, можно видеть движение впе¬ред в философском познании человека. В то же время потенциал христианских методологических уста¬новок в рассмотрении человека

был достаточно противоречив. С одной стороны, доминанта религиозного взгляда на человека изначально ориентирована на признание его вторичности, зависимости от Бога. В рамках этого понимания, как бы скрупулезно и детально ни исследовались человек, его сущность, как бы высоко ни оценива¬лась его роль, всегда имелся предел, выше которого значение и роль человека простираться не могли. Этот предел - Бог, по сравнению с которым человек - всегда по¬дчиненная величина.

С другой стороны, религиозно-философский взгляд на человека задает и высокую шкалу измерения, оценки его сущности, жизнеде¬ятельности, назначения в мире. Эта шкала уже не безбрежный, ли¬шенный собственной духовности космос, а Бог, понимаемый как но¬ситель глубоких нравственных истин, эталон созидания и доброде¬тели. Ясно, что в рамках такой методологической парадигмы от¬крывались новые горизонты в постижении сущности

человека, су¬щественно смещались приоритеты в его изучении в сторону духов¬ности, осмысленности и возвышенности человеческой жизни над ее эмпирической повседневностью. Ярким выразителем философско-религиозного отношения к изучению человека был Августин (354-430). В его концепции на первом плане стоит принцип духовной, эмоциональной привержен¬ности человека к Богу. Решающее значение он придавал не интел¬лекту, а воле, не теории, а любви, не знанию,

а вере, не рациональ¬ной вере, а живой надежде. В своей философии Августин рассматривал идею грехопадения человека и его искупления, идею о бессмертии человеческой души, развивал также идею божественной предопределенности человечес¬кой жизни, которая, однако, не исключала определенной степени свободы выбора человеком своих убеждений и поступков. О том, как высоко ценил Августин человеческую личность, свидетельству¬ет его "

Исповедь" - лирико-философская автобиография, в которой описал сложный и противоречивый процесс духовного становления и развития человека. Учение о человеке Фомы Аквинского (1225-1274) также разра¬ботано в русле религиозно-философской парадигмы, но опирается на более высокий уровень духовной культуры человечества. Фома Аквинский рассматривал человека как частицу установленного

Бо¬гом миропорядка. Ценность человека измеряется его соответствием этому миропорядку. Вместе с тем Фома Аквинский не отрицал, а всячески подчеркивал самоценность человеческой души, она у него выступает не просто как "двигатель"; тела, а как его субстанци¬ональная форма. Человеческий интеллект представляет собой потенциал человеческой сущности, восходящий к Богу. Исходя из своего понимания сущности человека,

Фома Аквинский считал, что личность - "самое благородное во всей разумной природе" [2]. Европейское Средневековье, хотя в чем-то уступало древнегрече¬скому взгляду на человека, но в целом не было бесплодным в эволюции философии человека. Проблема личного бытия человека, его духовного мира, миссии человека в обществе получили дальнейшее развитие и конкретизацию. 1.3 Человек в философии Возрождения и Нового времени

Насту¬пление эпохи Возрождения ознаменовалось поворотом к раскрытию автономии человека, признанием его безграничных творческих воз¬можностей. В это время или резко ослабевает, или вообще сходит на нет методологическое давление прежних натурологических, религи¬озных парадигм. Одним из первых представителей этого поворота был итальян¬ский философ Пико делла Мирандола (1463-1494). Он стоял на по¬зициях антропоцентризма.

Бог ставит человека в самом центре кос¬моса, делая его судьей мудрости, величия и красоты воздвигнутого им мироздания. В своем труде "Речь о достоинстве человека" Пико подчеркивал, что человек составляет особый, четвертый мир наряду с подлунным, поднебесным и небесным мирами. "Чудеса человечес¬кого духа писал Мирандола превосходят (чудеса) небес. На зе¬мле нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке - ниче¬го более великого, чем его

ум и душа". Развитием научного потенциала общество в целом открыло путь к рациональному истолкованию человека, его сущности. Известное изречение французского философа Декарта (1596-1650) "Я мыслю - следовательно, я существую ", ознаменовало начало этого рациона¬льного пути. Такой поворот к рационалистическому взгляду на че¬ловека стал импульсом нового понимания человеческой духовности вообще. Важным этапом на пути философского понимания человека, его свободы, взаимосвязей

с обществом было деятелей эпохи Просвеще¬ния - Вольтера (1694-1778), Монтескье (1695-1755), Руссо (1712-1778), Гельвеция (1715-1771). Творчество этих мыслителей было пронизано гуманистическим пафосом защиты свободы, достоинства человека, признанием его высшей ценностью общества. В сочинении "О человеке" Гельвеций подчеркивал, что прави¬льно понятый личный интерес человека составляет основу

общест¬венной жизни. В этом отношении его идеи перекликаются с концеп¬цией естественного состояния, общественного договора, развивае¬мыми Гоббсом (1588-1679), А. Смитом (1732-1790) и другими. Глу¬боко веря в возможности человека, его разума, Монтескье писал: "Общий закон - человеческий разум, потому что он управляет всеми народами на Земле; политические же и гражданские законы каждо¬го народа должны быть только частными случаями, в

которых при¬меняется этот человеческий разум" [2]. Пожалуй, самый кардинальный прорыв в философском осмы¬слении человека был в этот период осуществлен немецким филосо¬фом Иммануилом Кантом (1724-1804). С его именем связано становление одной из первых в истории философии антропологических программ. Исходя из понимания человека как существа, принадле¬жащего к двум мирам - природной необходимости и

нравственной свободы, Кант разграничивает антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношении: первая исследует то, "что делает из человека природа", вторая - то, "что он, как свободно действующее существо делает, или может и должен из себя делать сам". С исключительной глубиной и последовательностью Кант ра¬звивал идею о человеке как высшей ценности мира. Он писал: " в ряду целей человек (а с ним и всякое разумное существо) есть цель сама по себе,

т. е. никогда никем (даже Богом) не может быть использован как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью, что, следовательно, само человечество в нашем лице должно быть для нас святым, так как человек есть субъект морального закона, стало быть того, что само по себе свято, ради чего и в согласии с чем нечто вообще может быть названо святым" [1]. По существу, в этом отрывке Кант ставит человека если и не выше

Бога, то, по меньшей мере, на одну ступень с Ним. В основе такого подхода Канта к человеку лежит стремление освободить че¬ловека от всякого давления, от всякого потустороннего метафизи¬ческого (как идеалистического, так и материалистического) объек¬тивизма, от всякого произвола по отношению к нему. Именно чело¬век, его имманентная активность, его "личность", его принадлеж¬ность к "умопостигаемому" миру и творение им этого мира высту¬пают, по

Канту, действительной основой мироздания. Кант, перечисляя основные вопросы философии: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться наряду с ни¬ми (как своеобразный итог) ставит вопрос: что есть человек? Харак¬теризуя отношение первых трех вопросов к последнему, Кант пи¬сал: "в сущности все это можно было бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса относятся к последнему ". Можно констати¬ровать, что Кант не просто углубил философское понимание челове¬ка,

его созидательной мощи, его самоценности, но и совершил свое¬образный прорыв в оценке значимости проблематики человека в философии, выдвинув ее в число самых приоритетных. Философское развитие, начиная с эпохи Возрождения, ознаме¬новалось своеобразной антропологической революцией. В этот пери¬од философия интенсивно освобождается от всяких методологиче¬ских ограничителей проблемы человека, само понимание человека, его роли в мире, обществе углубляется и приобретает все более важное

значение в философской культуре. 1.4 Человек в философии XIX века Расширение панорамы фило¬софских исследований в XIX в принципиальные прорывы к новым глубинам постижения мира выразились как в появлении новых по¬дходов к осмыслению человека, так и в открытии новых пластов его сущности. Это движение осуществлялось по разным направлениям.

Прежде всего, отметим, что в это время формируются философ¬ские концепции, целиком посвященные именно человеку. Здесь, не¬сомненно, следует выделить немецкого философа Людвига Фейерба¬ха (1804-1872). Он провозгласил, что человек - "единственный, уни¬версальный и высший предмет философии" [3], и всю философию пос¬вятил последовательному проведению этого принципа. Исходя из своей антропологической концепции, Фейербах оценивал и рели¬гию,

Бога как своеобразное порождение самого человека. Непосредственно в реальном человеческом бытии, в общении реальных лю¬дей Фейербах видел проявление человеческой сущности. "Главным, самым существенным чувственным объектом человека является сам человек писал Фейербах только во взгляде человека на человека загорается свет сознания и ума.

Поэтому идеализм прав в своих по¬исках источника идей в человеке, но не прав, когда он хочет выве¬сти идеи из обособленного, замкнутого существа, из человека, взя¬того в виде души, одним словом, когда он хочет вывести их из Я без чувственно данного Ты " [3]. Здесь уместно обратиться к творчеству русского философа Н. Г. Чернышевского (1828-1889) и его основному философскому сочине¬нию "

Антропологический принцип в философии". Последовательно реализуя этот принцип, Чернышевский считал, что "основанием все¬му, что мы говорим о какой-нибудь специальной отрасли жизни должны служить общие понятия о натуре человека, находящихся в ней побуждениях и деятельности и ее потребностях" [3]. Важно отме¬тить, что для Фейербаха и Чернышевского методологической осно¬вой, позволившей им последовательно выдвинуть человека

в эпи¬центр философского исследования, явился материализм. Затем попутно, что в нашей философской литературе встрети¬лись не вполне справедливые оценки антропологического принципа в философии Фейербаха, Чернышевского. Их ориентация на фило¬софский анализ человека оценивалась как признак определенной ограниченности по сравнению с социальной философией Маркса и других философов, поставивших в центр изучения общество.

Мы же полагаем, что в общей эволюции философского понимания человека выдвижение антропологического принципа было шагом вперед по пути осознания принципиальной роли человека. Наряду с появлением философских концепций, непосредственно посвященных конституированию и развитию антропологических принципов, общее движение философской культуры XIX века поз¬волило весьма существенно углубить понимание человека, его сущность, места и предназначения

в мире. В этом отношении мы бы отметили два направления, значение которых становится особенно очевидным в свете появления и развития антропологии XX века. Первое из этих направлений связано с углубленным исследова¬нием духовности человека и воплощено в творчестве Кьеркегора, Дильтея, Ницше. Датский философ Къеркегор (1813-1855) разраба¬тывал субъективную диалектику, "экзистенциальную" диалектику человеческого бытия.

Он одним из первых привлек внимание к тайне, загадке человеческого бытия. Устами одного из своих героев он ставит мучительные вопросы «Где я? Что значит сказать "мир"? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто я? Как я оказался в мире? Почему меня не спросили, поче¬му не познакомили с его правилами и обычаями, а просто всунули в него,

как будто я был куплен у продавца душ? Как я оказался вовлеченным в это огромное предприятие, названное действитель¬ностью? Разве это не дело выбора? Кому я могу пожаловаться?» [2]. Немецкий философ Дилътей (1833-1911) разрабатывал фило¬софию жизни как способ бытия человека, как культурно-историчес¬кой реальности. Человек, по Дильтею, сам есть история, которая только и раскрывает, что он есть такое. Задача философии как "науки о духе" заключается в том, чтобы понять "жизнь"

исходя из нее самой. Отсюда вытекает метод "понимания" жизни как непос¬редственного постижения некоторой духовной целостности. С име¬нем Дильтея связано начало герменевтики как особого метода ин¬терпретации духовных явлений прошлого и настоящего. Немецкий философ Ницше (1844-1900) выдвинул весьма ориги¬нальную и противоречивую концепцию человека. В его понимании жизнь - это не некое истинное статичное бытие, а вечное движение, становление, изменение.

В этом потоке постоянного движения жи¬зни существует человек. Главное его качество - это воля к власти. Разум человека, его суждения об объективном мире, ценностные су¬ждения, вся его духовная жизнь - все это не что иное, как прояв¬ление воли к власти, признание сохранить или отвергнуть опреде¬ленные формы жизни. Второе направление связано с конституированием социальной философии и воплощено в творчестве Гегеля (1770-1831),

Конто (1798-1857), Маркса (1818-1883), Спенсера (1820-1903). Философс¬кое наследие каждого из перечисленных мыслителей имеет богатое и разностороннее содержание. Но если выделить их вклад в разви¬тие социальной философии, то его вкратце можно свести к следую¬щим трем моментам. Во-первых, формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека. Если прежде различные проблемы общественной жизни были "разбросаны" между разными

исследователями, то в XIX в. Они, как бы синтезируются в рамках одного учения. Во-вторых, ярко выраженная концептуальность именно универсального видения общественной жизни. До этого у философов, конечно, были наметки концептуальных подходов к общественной жизни, но они носили частичный характер, как правило, не охваты -вали всего богатства общественной жизни. В-третьих, вычленение социально-философской проблематики как отдельной и особой ветви философской эволюции

со своим по¬лем проблем, своим категориально-понятийным фондом, системой законов и т. д. Одним словом, философское развитие XIX в. ознаме¬новалось качественным скачком в постижении общества, сложных механизмов его структурирования, складывания, развития и фу¬нкционирования. Понятно, что этот сдвиг имел важное значение для общего углубления понимания человека, всей, связанной с ним проблематики. Философские учения о человеке должны были учитывать новые, более детализированные

знания об обществе и так или иначе преломлять их в интересах более глубокого постижения человека. Философская эволюция XIX в. достигла многого в познании че¬ловека, вычленив и сформулировав сам антропологический прин¬цип в философии, резко расширив панораму философских подходов к человеку, определив в качестве приоритетного анализа духовных основ человеческого бытия и его социальных связей и зависимостей. 2. Человек в философской культуре XX века В XX в разработка философских, философско-социологических

проблем человека приобрела новую интенсивность и развертывалась по многим направлениям. Выделим некоторые из них. 2.1 Человек в экзистенциализме Философия экзистенциализма берет свое начало в учении С. Кьеркегора. Видными представителя¬ми этого течения являются К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1976), Ж

П. Сартр (1905-1960), А. Камю (1913-1960) и ряд других философов. Экзистенциализм выдвигает на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражений на языке понятий. Поскольку экзистенциализм отталки¬вается от человеческого бытия, он разрабатывает, углубляет философское понимание человека, его сущности существования. В этом отношении экзистенциализм принадлежит к ряду философско-антропологических течений.

Не без оснований одну из своих лекций Ж П. Сартр озаглавил " Экзистенциализм - это гуманизм". В то же время экзистенциализм сосредотачивается не столько на проблеме человека, сколько на анализе проблемы существования - экзистенции - как некоего "внутреннего ", не выразимого в абстра¬кциях. Экзистенциализм, характеризуя человеческое существова¬ние, делает особый акцент на бытии " между", чем признается промежуточный, несамостоятельный, зависимый

характер человечес¬кого бытия. Отсюда особое внимание экзистенциализма к “иному", к "трансценденции", связывающей человеческое бытие с этим "иным". Экзистенциализм много внимания уделяет духовному кри¬зису человека и общества, пограничным, трагичным ситуациям че¬ловеческой жизни. В экзистенциализме отразились сложные драматические кол¬лизии XX в выразившиеся в мировых войнах, нарастающем отчу¬ждении человека в обществе, прорывах в действии

традиционных механизмов культуры. Например, А. Камю описал современный мир бесправия, отчужденности, обреченности и равнодушия как мир абсурда. Человек в этом мире чувствует себя "посторонним" и лишь на пороге смерти ощущает себя свободным и умиротворенным. В "Бунтующем человеке" Камю ставит вопрос о свободе и пра¬вах человека, о бунте как реализации человеком своих прав и свобод. Осознание человеком самого себя приходит вместе с осознанием права на

бунт и бунтом. Бунт в концепции Камю играет ту же роль в характеристике человеческого существования, что и мышление у Декарта. Экзистенциализм вскрыл многие глубинные пласты человечес¬кого бытия, предложил новые средства его экспликации. Философия экзистенциализма оказала и продолжает оказывать большое воздействие на современное философское понимание человека и его бытия. 2.2 Фрейдизм, неофрейдизм и проблема человека Значительное место в философских, философско-психологических,

философско-социологических исследованиях человека занимает фрейдизм и не¬офрейдизм. Основоположником этого направления является 3. Фрейд, большую роль в развитии направления сыграли К. Г. Юнг, В. Рейх, Э. Фромм и ряд других философов, психологов, социологов. Австрийский психолог, философ 3. Фрейд (1856-1939), харак¬теризуя человека, выделял в нем три слоя: " Оно", "Я", "сверх-Я". "

Оно" - это врожденное бессознательное в человеке. "Я" - это созна¬тельный, разумный элемент в человеке, небольшой поверхностный слой, модифицированная часть бессознательного "Оно". "Сверх-Я" - это интернализованная система моральных норм, запретов, цен¬ностей и т. д. Задача "Я" заключается в том, чтобы осуществлять посредничество между могущественным "

Оно", и "сверх-Я". Принципиальный шаг, сделанный Фрейдом в познании челове¬ка, заключался в раскрытии роли бессознательного в человеческой жизни. Никто до Фрейда с такой глубиной и всесторонностью не описал все богатство и разнообразие сферы подсознательного, никто с такой полнотой не выявил огромного воздействия этого подсозна¬тельного на всю жизнь человека, общества. Под этим углом зрения Фрейд проанализировал сущность культуры, многих социальных процессов

в обществе, социальных связей людей, механизмов общественного управления. Отдавая решающую роль сексуальным инстинктам, либидо, Фрейд со временем существенно скор¬ректировал сексуальный " монизм". Сексуальные инстинкты транс¬формировались у него в "инстинкт жизни" - Эрос, наряду с кото¬рым действовал "инстинкт смерти" -

Танатос. Борьба этих инстинктов между собой и с цивилизацией, взаимодействие их сублимированных и несублимированных форм определяют партитуру жизни человека и общества. Последователи Фрейда во многом развили его исходные посылки, сняли определенные крайности, применили его учение к различным особенностям человеческой жизни. Швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг (1876-1961) в определенной мере переосмыслил фрейдовскую

концепцию бессознательного. По его мнению, бессознательное включает в себя не только субъективное и индивидуальное, вытесненное за порог сознания, но прежде всего коллективное и безличное психическое содержание, уходящее кор¬нями в глубокую древность. Образы этого коллективного бессозна¬тельного Юнг назвал архетипами, выделив несколько таких архетипов. Эти архетипы - образы-символы - принципиально противостоят сознанию, их нельзя осмыслить и адекватно

выразить в языке. Юнг развивал учение об индивидуальности как интеграции сознательного и бессознательного начал психики индивида и через символические толкования и субъективное проживание своих архетипических структур. Другой последователь Фрейда - немецко-американский философ Э. Фромм (1900-1980) - анализировал человеческую жизнь с точки зрения социального характера человека. По Фромму, социальный характер складывается из двух полюсов: один из них -природа человека, другой

- "социальное бессознательное" , которое формируется в результате воздействия общества на потенции чело¬века, подавляя его и способствуя выработке у него защитных механизмов. Фромм выделил накопительский, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный социальные характеры. В своих теоретических работах Фромм пытался синтезировать идеи Фрейда и Маркса. Фрейдизм и неофрейдизм оказали большое влияние на развитие филосовских исследований

человека. Многие явления обществен¬ной и индивидуальной человеческой жизни, которые прежде были совершенно непонятными, получили рациональное объяснение. Открыв важную роль бессознательного в жизни человека и общест¬ва, фрейдизм позволил более объемно и на многих уровнях предс¬тавить картину жизни человека и общества. 2.3 Конституирование философской антропологии в философской культуре В XX в. нарастание значимости человеческой проблема¬тики в философской культуре получает своеобразное

структурно-теоретическое воплощение и завершение. Оно выражается в станов¬лении философской антропологии, которая берет начало в творчестве немецкого философа Макса Шелера и развивается дальше Г. Плеснером, А. Геленом и другими исследователями. М. Шелер (1874-1928) определял философскую антропологию как “науку о сущности человека, о его отношении как к царствам природы (неорганическому, растительному и животному),

так и к основе всех вещей: это наука о метафизическом сущностном проис¬хождении человека, о его физическом, психическом и духовном на¬чалах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение: это наука об основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-историческо¬го и социального развития, а также их сущностных возможностях, и их реальностях. Психофизическая проблема души и тела и поэтически-витальная проблема также включаются в нее.

Только такая антропология могла бы воссоздать философские основы для всех наук, имеющих дело с предметом "человек" - естественных, медицинских, предысторических, этнологических, исторических и социальных, а также для нормальной психологии, психологии развития, характерологии и установить определенные и прочие цели их исследования” [2]. Предметная область философской антропологии, заявленная Шелером, предельно широка и имеет много уровней, она включает в себя не только сущностно-философский

анализ человека, но и пре¬тендует на исследования более конкретных сторон его жизнедея¬тельности. По Шелеру, проблема человека - центральная и к ней, в конечном счете, сводятся все проблемы философии. Философская антропология замышлялась как некая метафилософская наука, призванная в определенной мере заменить философию вообще. Один из представителей философской антропологии О. Больнов сформулировал основные методические принципы философской антропологии: во-первых, принцип

антропологической редукции, рекомендующий рассматривать все области культуры - экономику, государство, религию, науку и т. д как продукты человеческого творчества; во-вторых, принцип органона, рекомендующий пони¬мать человека, его сущность, исходя из социума, мира культуры, созданного им же; в-третьих, принцип антропологической интерп¬ретации отдельных явлений человеческой жизни, типа различных проявлений телесной, чувствительной, душевной организации человека. Разумеется, заявка философской антропологии была слишком

широка, чтобы найти полное отражение в творчестве того или иного философа. Поэтому каждый из философских антропологов сосредоточился на каком-то отдельном комплексе проблем. Так, Шелер (основное философское сочинение - "Положение человека в космосе") разрабатывал идею об изначальной действительности всякого "подлинно человеческого акта". Этот акт инстинктивен и духовен, он может быть направлен на "

жизненное", "витальное" содержание - в таком случае его изучает "социология базиса", либо на духовное, идеальное содержание - в этом случае его изучает "социология культуры", "социология надстройки". Если логика инстинктуальной человеческой деятельности - это логика судьбы (порядок рождения, смерти и т. д.), то закон в идеальной сфере культуры - это "логика смысла". С этих позиций Шелер глубоко исследовал духов¬ную природу человека.

Гельмут Плеснер (1892-1985) попытался смягчить дуализм концепции Шелера. Человек занимает центральное положение в мире, отсюда универсальное значение, которое Плеснер придает эк -сцентричности, определяющей отношение человека как к себе, так и к миру. Человек трактуется Плеснером непостижимой тайной бы¬тия, сущностью, которая в своей деятельности постоянно выходит за пределы реально данного к трансцендентным далям.

Исходя из идей эксцентричности человека, Плеснер сформулировал основные антропологические законы. Арнольд Гелен (1904-1976) (основное произведение - "Человек. Его природа и положение в мире") вслед за Ницше и Гердером счи¬тал человека "недостаточным существом". В отличие от животного он обделен полноценными инстинктами, не имеет устойчивых раздражителей и столь

же устойчивых реакций. Он открыт миру. В то же время человеку свойственна внутренняя избыточность побужде¬ний. Отсюда для человека главное - "разгрузка", способность опос¬редовано относиться к миру и к себе, менять себя, приспосабливать¬ся к жизни. Общественные институты, культура и есть, по Гелену, не что иное, как механизм этой «разгрузки». ЗАКЛЮЧЕНИЕ Завершая рассмотрение развития проблем человека в истории европейской философии, следует

подчеркнуть сложность, неорди¬нарность данного развития. Как мы полагаем, в этом процессе нель¬зя вычленить какую-то одну доминирующую тенденцию, его нельзя представить как линейное движение от "низшего" к "высшему", как чисто экстенсивное наращивание элементов нового знания. В эволюции философского постижения человека налицо прорыв и отступления, закономерные подвижки и случайные ответвления. Тем не менее, общее развитие в философском постижении

человека налицо. Оно проявляется не только в наращивание философско-конкретного знания о человеке, в торжестве гуманистических ценнос¬тей, но и в переплетении человеческой проблематики с развива¬ющимся богатством духовной культуры, в возрастающей плотности методологической базы человеческой проблематики. Одним из направлений развития постижения человека является обогащение ракурсов, подходов изучения человека, его сущности. Оформление в XX в в качестве специальной ветви философско-гуманистического познания философской

антропологии, и ее моди¬фикаций типа антропологии культуры, педагогической, социальной антропологии и тому подобное наглядно подтверждает этот процесс. Учитывая тенденцию расширения фронта философских и иных ис¬следований проблем человека, опираясь на достигнутый уровень ра¬звития философии, социальной философии, философской антропо¬логии, социальной антропологии, В.С. Барулин представляет своевремен¬ным поставить вопрос о конституировании особого направления

изучения человека - социально-философской антропологии. ЛИТЕРАТУРА 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М Наука, 1977. 2. Барулин В.С. Социально – философская антропология. М ОНЕГА, 1994 3. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М 1982. 4. Константинов Ф.В Человек и эпоха. М Наука.

1964. 5. Философская энциклопедия. Т 3. М «Советская энциклопедия», 1962.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История геометрии 2
Реферат Контрольная работа по дисцеплине Прикладная математика
Реферат Классификация дробилок
Реферат Доведення теоретико-математичних тотожностей і тверджень
Реферат Комбінаторика
Реферат Вычисление обратной матрицы
Реферат Вычисление многочленов от Ньютона до наших дней
Реферат Houses of Parliament
Реферат Василий Трофимович Нарежный. Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова
Реферат Разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОПК (на примере ОАО «ЗИО- ПОДОЛЬСК»)
Реферат Адъювантная лучевая терапия рака желудка. 14. 00. 14 онкология 14. 00. 19 лучевая диагностика, лучевая терапия
Реферат Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе
Реферат Materials Research Essay Research Paper Material science
Реферат Международное движение факторов производства
Реферат Геометрия Галилея и дуальные числа