Реферат по предмету "Экономика"


Позитивный и нормативный методы экономики

РЕФЕРАТ
по курсу«Экономика»
по теме:«Позитивный и нормативный методы экономики»

Содержание
 
Введение
1.Методология изучения экономики
2.Специализированные методы экономики – позитивный и нормативный
Заключение
Литература

Введение
 
Во всякойнауке используется определенная сумма методов исследования. Эти методыподразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания,например, метафизический и диалектический методы, общенаучные – исторический,логический, математический и др., и специфические – для каждой отрасли науки.
Данная работапосвящена специализированным экономическим методам – позитивным и нормативным.

1. Методология изучения экономики
 
Методология экономическойтеории – это наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономическихявлений. Методы – инструменты, совокупность приемов исследования в науке ивоспроизведения их в системе экономических категорий и законов.
Во всякойнауке используется определенная сумма методов исследования. Эти методыподразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания,например, метафизический и диалектический методы, общенаучные – исторический,логический, математический и др. и специфические – для каждой отрасли науки.
Экономическая теорияиспользует как общенаучные методы познания, такие как:
·    метод научнойабстракции,
·    анализ и синтез,
·    индукцию идедукцию,
·    исторический илогический методы,
·    так испециализированные.
Все эти методы иинструменты используются в единстве. При исследовании экономических явленийделаются многие упрощения, которые принято определять как метод научной абстракции.При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявитьнаиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Так возникаютпонятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и т.д.
Логические понятия,отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества,называются экономическими категориями. В экономике, несмотря на внешний хаос ислучайности, действуют определенные, типичные, характерные связи. Внутренниесущественные, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, постоянные, качественно иколичественно определенные причинно-следственные связи между экономическимиявлениями и процессами называются экономическими законами.
Экономическая теорияпризвана устанавливать эти причинно-следственные связи с помощью анализа исинтеза. Анализ – мысленное расчленение изучаемого явления на составные части иисследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза воссоздаетсяцелостная картина процесса или явления. Например, при изучении механизмарыночного ценообразования изучаются сначала отдельные стороны рыночногомеханизма: спрос и предложение, а затем переходят к синтезу этих частей иисследованию процесса формирования рыночной цены.
Посредством индукцииобеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям ивыводам. Дедукция – переход от общего к частному. Оба метода имеют равноезначение в экономических исследованиях и дополняют друг друга. Отмечают, чтодля традиционной отечественной экономической теории характерно стремление кболее активному использованию дедуктивных умозаключений: изучив общиезакономерности в развитии экономических процессов, имевших место вотечественной или зарубежной экономической истории и хозяйственной практике, исследователиформулируют рекомендации и выводы. Западные экономисты более активны виспользовании индукции как метода познания. Для них характерна оценка экономическихпроцессов с позиций отдельного человека: потребителя или предпринимателя.
Используя историческийметод, экономическая теория исследует экономические явления и процессы в той последовательности,в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одно другими.Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простогок сложному. Логический (теоретический) анализ также есть восхождение отпростого к сложному. То есть имеет место единство исторического и логического,но это не означает их полного совпадения. Изучение экономическойдействительности допускает проведение экспериментов, правда, их возможностисущественно ограничены по сравнению с естественными и точными науками. Сознательноемассовое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна,Ф. Тэйлора, на макроуровне – с именами Дж.М.Кейнса и М. Фридмена. Многократныеэксперименты на макро- и микроуровне проводились и в нашей стране.
Вэкономической теории также применяются два противоположных философских метода –метафизика и диалектика.
Метафизикарассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости.Такой подход к изучению экономики допускается в тех случаях, когда приходитсятщательно анализировать какой-то элемент системы в отдельности или выяснятьвнутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет любые ихизменения.
Экономическаятеория полнее отражает действительность, если берет на вооружение диалектику –учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явленийприроды, общества и мышления. Выдающийся немецкий философ Георг Гегель(1770-1831 гг.) – создатель систематической теории диалектики – центральноеместо в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал какединство взаимоисключающих и одновременно взаимнопредполагающих друг другапротивоположностей. Противоречие Г. Гегель оценивал как «мотор», как внутреннийимпульс всякого развития. Это, разумеется, в полной мере относится и кэкономике.
Диалектическийметод отражает не только противоречия, но и неотрывность и единствопротивоположностей. Это позволяет на практике объединять в целостность казалосьбы несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникаютразличные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различнымисторонами, достигаемое путем уступок).
В силу нежелательностипроведения частых экспериментов, особую роль в экономических исследованияхиграет моделирование. Экономическая модель состоит из предпосылок и условий, которыеслужат для установления взаимосвязей между экономическими переменными. Переменные,значения которых принимаются в модели в качестве заданных, – это параметрымодели. С помощью логики, графических построений и математики моделированиепозволяет выявить влияние предпосылок и условий на явление, которое экономическаятеория стремится объяснить. Ключевая поведенческая предпосылка в моделях, используемыхв современной экономической науке, заключается в том, что в качестве главногомотива экономической деятельности рассматривается желание получить максимальнуювыгоду (максимальную прибыль, максимальную полезность и т.п.). Этим предопределяетсярациональное экономическое поведение каждого человека.
Предположение омаксимизации выгоды – упрощение. Наряду с рациональными мотивами человек в экономическойжизни руководствуется и иррациональными мотивами. Особенно это присуще потребителям.Вместе с тем ориентация на максимизацию выгоды доминирует в современной экономическойжизни, что делает данную предпосылку достаточно удобной и эффективной.
В современнойэкономической теории широко распространен предельный анализ – технический приемв экономическом моделировании, в соответствии с которым исследуется, каким образомкаждое дополнительное действие влияет на цель, к которой стремится в своейэкономической деятельности человек. Например, покупатель приобрететдополнительную единицу блага, если предельная (дополнительная) выгода, которуюон получит, превысит предельные (дополнительные) издержки. Применение предельногоанализа показывает, что он является мощным орудием принятия решений.

2. Специализированные методы экономики – позитивный и нормативный
 
При изученииэкономических проблем часто используют позитивный и нормативный подходы.
Долгое времяэкономическая мысль, а затем и политическая экономия вмещали и изучение сущего,и конструирование должного, и выработку экономической политики. Лишь в концеXIX в. с формированием чистой экономической теории произошло обособление каждогоиз этих направлений.
«Положительная(positive) наука, – писал Дж. Н. Кейнс, – может быть определена каксовокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть; нормативнаяили регулятивная наука – как совокупность систематических знаний, относящихся ктому, что должно быть, и потому имеющих своим предметом идеальное, как нечтоотличное от действительного; искусство – как система правил для достиженияданной цели»[1].
Положительнаянаука, полагал Кейнс, занимается изучением «единообразий» (uniformities – англ.),или, как мы сказали бы сейчас, закономерностей, нормативная – определениемидеалов, искусство – формулированием предписаний. Он подчеркивал, что «ивозможно, и желательно изучение экономических единообразий независимо отэкономических идеалов и без формулирования экономических предписаний (но ненаоборот)»[2].
Позитивный анализ означаетизучение экономической реальности, то есть того, что было или есть и составлениена основе наблюдаемых явлений экономических прогнозов. С помощью позитивногоанализа мы делаем утверждения «… если, то..».
Например, позитивныйанализ того, как изменяются доходы бюджета Российской Федерации в 2006 годуможет быть применен для выяснения того, как будут финансироваться бюджетныерасходы этого года. Это – прогноз государственных расходов при определенныхтенденциях в формировании доходов. При увеличении доходов против плановых повысятсявозможности запланированных бюджетных выплат, а если доходы не собираются вполной мере, то и расходы придется сократить.
Позитивный анализ несодержит в себе положительных или отрицательных оценок того, что произойдет илипроизошло. Позитивные утверждения не всегда бывают верными, но их можно проверитьфактами. Нормативный анализ используется для оценки и выдачи рекомендаций, чтодолжно иметь место. Для нормативного анализа характерно следующее утверждение: «следуетсделать это или то..». Пример: «Для структурной перестройки экономики необходимопроводить селективную поддержку предприятий.»
Нормативные утверждениячаще всего выводятся из позитивных, но имеющимися фактами нельзя доказать ихистинность или ложность. Экономическая теория формулируется в виде позитивных утверждений,но большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрениивопросов нормативного плана.
Экономическаянаука является позитивной наукой, исследующей то, что есть, или то, что можетвозникнуть в результате принятия тех или иных решений, хотя она и вынуждена внекоторых своих разделах считаться с проблемами, возникающими из-за различий вценностной ориентации людей. Как человек и гражданин экономист может, конечно,иметь собственное, личное мнение о должном, но его задача как профессионала вдругом.
Какспециалист экономист должен определить, во-первых, с помощью каких средствможно достигнуть поставленной цели, и, во-вторых, какие следствия будет иметьприменение тех или иных средств помимо и наряду с осуществлением цели. «Затеммы предоставляем действующему лицу возможность взвесить, каково будетсоотношение этих непредусмотренных следствий с предусмотренными следствиямисвоего поведения, то есть даем ответ на вопрос, какой ценой будет достигнутапоставленная цель, какой удар предположительно может быть нанесен другим ценностям…Что же касается решения, принятого на основе такого взвешивания, то это ужесоставляет задачу не науки, а самого человека, действующего в силу своих желаний;он взвешивает и совершает выбор между ценностями, о которых идет речь, так, какему велят совесть и его мировоззрение»[3].
Споры междуэкономистами вызываются именно различиями в их личной ценностной ориентации,мировоззрении, а не несовершенством экономического инструментария как такового.Экономисты не снимают с людей бремени выбора, но могут до определенной степениоблегчить его, сделать выбор более ответственным.
Правда, ихвозможности могут остаться невостребованными, а советы или предостереженияоставлены без внимания. Дело в том, что важнейшие решения, имеющиеобщенациональное значение, по необходимости основываются на неполной и к томуже крайне дорогой информации, а также на политических интересах и этическихнормах, по поводу которых в обществе существуют принципиальные разногласия.

Заключение
 
Споры междуэкономистами вызываются не возможностью применения позитивных или нормативныхметодов и не различиями в их личной ценностной ориентации, мировоззрении, а ненесовершенством экономического инструментария как такового. Экономисты неснимают с людей бремени выбора, но могут до определенной степени облегчить его,сделать выбор более ответственным.
Правда, ихвозможности могут остаться невостребованными, а советы или предостереженияоставлены без внимания. Дело в том, что важнейшие решения, имеющиеобщенациональное значение, по необходимости основываются на неполной и к томуже крайне дорогой информации, а также на политических интересах и этическихнормах, по поводу которых в обществе существуют принципиальные разногласия.

Литература
 
1.  ВеберМ. Избр.произведения. М., 1990.
2.  ИвашковскийН. Микроэкономика. М., 1999.
3.  КейнсДж. Н.Предмет и метод политической экономии. М., 1999.
4.  МакконнеллК.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ.T.I. Гл.1. М., 2000.
5.  СамуэльсонП.А. Экономика. Пер. с англ. T.I. Гл.1, 19. М., 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Інформація до засідання робочої групи «Національні проекти» Про виконання Розділу 21 «Реалізація Національних проектів» Національного плану дій на 2011 рік Аналітична довідка про поточний стан виконання розділу 21 «Реалізація національних проектів» Н
Реферат Сравнительный анализ педагогического воспитания двух авторов: Росс Кэмпбелл и Ш.А. Амонашвили
Реферат Bill Clinton Essay Research Paper Award WinnerThe
Реферат Планетарный механизм поворота трактора ДТ-75М
Реферат Бизнес-план по производству организации производства соевого белка
Реферат «Про банки І банківську ді­яльність»
Реферат Гидрогеологические условия района
Реферат Oedipus Rex Is A Tragedy Essay Research
Реферат Доцільність проведення чемпіонату Європи з футболу "Євро-2012"
Реферат Полномочия и власть в системе управления предприятием
Реферат Проектування блоку обробки сигналів
Реферат Варианты русского литературного произношения
Реферат Правовое регулирование искусственного оплодотворения в РФ
Реферат Роман-эпопея Л. Толстого "Война и мир": от замысла до его воплощения
Реферат Лабораторный КРС-спектрометр