Реферат по предмету "Государство и право"


Государственная статистическая отчетность о преступности. Использование криминалистических и иных учетов в профилактике наркомании и наркопреступности

МИНИСТЕРСТВОВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИБЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТКафедраинформатики и математики
Основыпрофилактики наркомании и наркопреступностиЛЕКЦИЯпо теме № 7:«Государственная статистическая отчетность о преступности. Использованиекриминалистических и иных учетов в профилактике наркомании и наркопреступности» для сотрудниковправоохранительных органов по повышениюквалификации вобразовательных учрежденияхправоохранительных органов
Автор:
доцент кафедры, канд. техн.
наук, подполковник милиции
А.Н. Прокопенко
Лекция обсуждена и одобрена
на заседании кафедры
«13» марта 2006г.
Протокол № 7Белгород – 2006

Цели лекции:
Учебная: Дать слушателям теоретические знания в сфереинформационного обеспечения деятельности правоохранительных органов по профилактикенаркомании с использованием различных видов служебной информации.
Воспитательная: Формирование у слушателей потребности киспользованию полученных теоретических знаний и практических навыков для проведенияпрофилактики наркомании и наркопреступности.
Развивающая: Формирование у слушателей потребности вдальнейшем изучении форм и методов использования современных технологий исредств вычислительной техники в профилактике наркомании и наркопреступности.
Время: 2 часа.План лекции Страницы Вступительная часть 3 Учебные вопросы: 1. Учет преступлений, связанных с незаконным распространением наркотических веществ и психотропных средств 5 2. Информационно-поисковые и информационно-справочные автоматизированные системы, используемые для анализа и противодействия наркопреступности 9 3. Организация информационного взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию наркопреступности 26 Заключительная часть (подведение итогов) 30

Литература:
1.        Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 № 31 «О создании, ведении ииспользовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотическихсредств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия ихнезаконному обороту».
2.        Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ№ 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «Оедином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядкеорганизации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях»,«Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений»,«Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов»).
3.        Приказ МВД РФ № 752 дсп от 12 июля 2000 года. «Об утверждении Наставленияпо формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических,розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органоввнутренних дел РФ».
4.        Прокопенко А.Н., Кривоухов А.А. Правовая защита информации. Курс лекций/ Под ред. Ю.Н. Канибера. – Белгород: БелЮИ МВД России, 2005.
Введение
Тщательно подготавливаемой и конспирируемой преступнойдеятельности необходимо противопоставлять комплекс оперативно-розыскных мер иследственных действий, без проведения которых невозможно обеспечитьсвоевременное выявление и раскрытие преступлений.
Практика показывает, что раскрытьтакие преступления с помощью одних только процессуальных действий достаточнотрудно, а иногда и невозможно. Правоохранительные органы в своих обзорахпостоянно указывают, что одной из главных причин существующего неблагополучногоположения в борьбе с наркобизнесом являются недостатки в организации взаимодействияследственных органов с органами дознания, недостаточный обмен ориентирующей идоказательственной информацией между ними, неудовлетворительноеоперативно-розыскное обеспечение процесса расследования, низкая эффективностьиспользования имеющихся баз данных при раскрытии преступлений.
В последниегоды использование научно-технических средств в деятельности правоохранительныхорганов значительно активизировалось. С одной стороны, наблюдается росттехнической оснащенности, улучшение технических данных используемой техники, сдругой стороны – увеличилась эффективность деятельности оперативных служб поборьбе с преступлениями наркотической направленности с использованиеминформационных технологий.
Внедрение новых информационныхтехнологий в деятельность правоохранительных органов осуществляется черезпостроение локальных, региональных и общегосударственных отраслевыхвычислительных сетей. Одним из основных компонентов информационныхвычислительных сетей общего пользования является федеральный банк криминалистическойинформации. На практике такие банки данных реализованы в виде автоматизированныхинформационных систем (АИС), массивы которых увязаны в единое информационноеполе. Необходимо отметить, что центральную роль в раскрытии и расследованиипреступлений наркотической направленности играют централизованные и региональныеоперативно-справочные, оперативно-розыскные и криминалистические учеты.
В последнее время формы преступных проявленийпостоянно обновляются. Все чаще преступления совершаются с использованиемсовременных технических средств, что ставит новые сложные задачи передэкспертами-криминалистами. Противостоять преступности в таких условиях помогаетиспользование и широкое применение на практике новых средств и приемовкриминалистической методики, тактики и техники.
Поскольку в процессе производства экспертиз иисследований приходится оперировать огромным количеством разнообразной какчисто криминалистической, так и справочно-вспомогательной информации, вэкспертных учреждениях создаются экспертные автоматизированные информационныесистемы (АИС) и автоматизированные банки данных (АБД). Сейчас практически нетни одного вида экспертиз, в котором не использовались бы АИС или банки данных.
Необходимо отметить, что повышение качества работыправоохранительных органов по профилактике наркомании и наркопреступности невозможнобез комплексного решения организационных, кадровых, методических задач,применения средств вычислительной техники и программных продуктов,разработанных с использованием современных технологий.
Вопрос 1. Учет преступлений,связанных с незаконным распространением наркотических веществ и психотропныхсредств
 
Учет преступлений и правонарушений, связанных с незаконнымраспространением наркотических веществ и психотропных средств, осуществляется врамках единой государственной системы учета преступлений и правонарушений.
Единая система учета преступлений и правонарушений создана вРоссийской Федерации на основании Указа Президента РФ № 328 от 30.03.1998года«О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений».[1]Данный Указ определил, что единая государственная система регистрации и учетапреступлений создается в целях обеспечения единообразия регистрации и учета преступлений,разграничения государственной статистической отчетности о состояниипреступности, результатах борьбы с ней и работе следственного аппарата, отсоответствующей ведомственной информации, а также повышения качествапрогнозирования динамики преступности в стране. Разработка системы былавозложена на Генеральную прокуратуру РФ, совместно с Министерством внутреннихдел РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральнойслужбой налоговой полиции РФ и Государственным таможенным комитетом РФ.
Создание единой государственной системы регистрации и учетапреступлений осуществлялось в рамках программных мероприятий Федеральнойцелевой программы «Реформирование статистики в 1997 — 2000 годах», утвержденнойПостановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996г. (ред. от 09.12.1998)№ 1410.[2]
В дальнейшем единая система регистрации и учета преступленийсовершенствовалась и развивалась, в основном усилиями Генеральной прокуратурыРФ и МВД РФ. В период с 1999 по 2005 годы был принят ряд нормативных актов,определяющих порядок регистрации и учета преступлений в отдельных министерствахи ведомствах. Так в 1999 и 2000 годах Постановлениями Госкомстата РФ были утвержденыформы единой государственной системы регистрации и учета преступлений.[3]Для развития и совершенствования системы различными министерствами иведомствами принимались нормативные акты.[4]
В целях обеспечения функционирования государственной системыучета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственногостатистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а такжереализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений в2005 году был принят совместный приказ, утвердивший новый порядокфункционирования системы.[5] Теперь написать заявление о происшествии (преступленииили правонарушении) гражданин России может в любое правоохранительноеведомство: в милицию, прокуратуру, ФСБ, Федеральную службу по наркоконтролю,подразделение Министерства юстиции и МЧС, даже пожарным. Руководители указанныхсиловых ведомств подписали этот приказ. Болеетого, типовое положение о едином порядке организации приема и проверкисообщения о преступлениях распространяется теперь и на суды общей юрисдикции,что так же является революционным.
Во исполнение совместногоприказа «О едином учете преступлений» и в целях укрепленияучетно-регистрационной дисциплины и законности в органах внутренних делРоссийской Федерации при рассмотрении сообщений о правонарушениях был принят отдельный приказ, который утвердил Инструкциюо порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФзаявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.[6]Вне органов внутренних дел, а также в органахвнутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о преступлениях или инуюинформацию о правонарушениях обязаны принимать любые сотрудники органов внутреннихдел. Если в суде в ходе рассмотрения дела станет известно о преступлении, тооно незамедлительно должно быть зарегистрировано в общем порядке в соответствиис установленной инструкцией.
Таким образом, существенноизменилась система регистрации преступлений и правонарушений. Как новая система будет работать на практике? Посленезамедлительного принятия заявления гражданину должны выдать специальныйкорешок уведомления о принятии заявления с указанием даты и времени, а такжеданных о лице, это сделавшем. Если обнаружится, что заявление не принято,наказание, кроме непосредственно нарушителя, получит и его начальник. Крометого, появится «карточка потерпевшего». В нее будут вноситься сведения о немсамом и обо всех движениях уголовного дела.
Не менее важно и то, чтопроводить проверку таких заявлений могут только те органы, где есть следствие идознание. А все другие – только при наличии специального персонального приказас учетом юридической подготовки. Ранее многие заявления проверяли участковыеуполномоченные милиции. Именно они реально имеют возможность для принятиянеправовых решений – отказов в возбуждении уголовных дел. И, как следствие,именно они составляют большинство скрытых от учета преступлений.
Необходимо отметить, чтопроизошедшие изменения значительно облегчают гражданам возможность сообщения опреступлениях наркотической направленности. Если ранее сообщать о преступленияхи правонарушениях данного профиля было необходимо в дежурную часть ОВД илиподразделение ФСНК, то теперь гражданин имеет возможность известить о них любоеправоохранительное подразделение. Новая система должна работать автоматически,и граждане теперь могут быть на сто процентов уверены, что их заявления будутзарегистрированы и поставлены на учет. Посудите сами, пожарным, к примеру, нетрезона отказывать в приеме заявления о распространителе наркотиков, посколькурасследовать преступление будут не они.
Отдельно необходимо отметить, что для сообщения опреступлениях наркотического профиля могут активно использоваться телефоныдоверия в правоохранительных органах. Причем сотрудник, принявший сообщение,немедленно фиксирует его в журнале учета обращений по телефону доверия,рапортом оформляет сообщение, передает его в дежурную часть для незамедлительнойрегистрации и докладывает начальнику органа внутренних дел о поступившемсообщении. Для хранения и анализа информации, полученной при регистрациипреступлений и правонарушений и их дальнейшем расследовании, используютсяспециализированные информационные системы, которые мы подробно рассмотрим вследующем вопросе.
Вопрос 2. Информационно-поисковые иинформационно-справочные автоматизированные системы, используемые для анализа ипротиводействия наркопреступности
Системы, воспринимающие иобрабатывающие информацию, называются информационными системами (ИС).Сама идея информационных систем и некоторые принципы их организации возниклизадолго до появления ЭВМ. Библиотеки, архивы, адресные бюро, телефонныесправочники, словари — все это информационные системы. Всеобщая компьютеризацияпридала информационным системам их современный облик, на несколько порядковповысила эффективность и расширила сферу их применения.
Согласно ст.2 ФЗ «Обинформации, информатизации и защите информации» информационная системаесть организованная и упорядоченная совокупность документов и информационныхтехнологий, в том числе использующих средства вычислительной техники и связи,реализующих процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска ираспространения информации.[7]
Можно выделить следующие информационные системы:
·         автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);
·         автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);
·         автоматизированные системы управления (АСУ);
·         экспертные системы (ЭС);
·         информационно-обучающие системы (ИОС);
·         некоторые другие.
Общей функцией всех информационных систем является сбор,накопление и хранение информации, ее обработка (в частности, поиск) и выдача втой или иной форме.
В зависимости от технической основы выполнения общих функцийинформационных систем можно выделить информационные системы:
Ручного обращения. Это системы, которые представляют различныебиблиотеки, картотеки, регистратуры, адресные бюро и др., где техническойосновой поиска являются ящики с карточками, упорядоченными по алфавиту, датам,адресам, подразделениям и другим аспектам классификации. Механизация ручнойкартотеки сводится к установлению специальных подвижных стеллажей-хранилищ,управляемых с пульта. Недостатком ручной ИС является то, что чаще всего дляпоиска карточки используется значение только одного реквизита или шифра-адреса.
Документальные. Это информационные системы, которые накапливают нетолько адреса хранимых документов, но и их содержимое, т.е. текстовуюинформацию, а также графики, рисунки, фотографии, звуковые фрагменты,видеоклипы. Документальные ИС требуют большой объем памяти внешнегозапоминающего устройства компьютера, поэтому в правоохранительных органах покаиспользуются недостаточно.
Фактографические. Это информационные системы, в основукоторых положен массив машиноориентированных первичных форм. Такие информационныесистемы могут быть как ручного, так и автоматизированного обращения.Разумеется, в основу эксплуатации этих систем в подавляющем большинствеположены компьютерные системы. Недостатком такой системы с точки зренияресурсов памяти компьютера является то, что приходится запоминать всю, даженаполовину «пустую» форму, независимо от значения реквизитов.

2.1.Автоматизированные информационно-поисковые системы
В процессе анализа и противодействия наркопреступности самоеважное место принадлежит автоматизированным информационно-поисковым системамразличного назначения. АИПС помогают правоохранительным органам при накоплениибольших объемов информации, и позволяют осуществлять поиск необходимыхсведений.
АИПС относятся кфактографическим информационным системам.В их основу положен массив машиноориентированных первичных форм. В отличиеот картотечного учета с ручным поиском информации по алфавитному признаку (пофамильныекартотеки), по номерным знакам (номерные картотеки) или по какому-либо другому,но тоже одиночному признаку, АИПС существенно расширяют возможности выборкинеобходимых сведений, значительно сокращая сроки самого процесса поиска иодновременно увеличивая количество поисковых признаков. Таким образом, АИПСпозволяют не только ускорить процесс поиска информации, но и организовать поискпо любому непротиворечивому набору поисковых признаков.
Широкие возможности АИПСреализуются только при тщательной подготовке системы к эксплуатации. Надежностьфункционирования АИПС обеспечивается, прежде всего, внимательностью призаполнении первичных документов, точностью переноса сведений на машинныеносители, постоянным и своевременным внесением изменений в массивы накопленнойинформации.
Информационный фонд автоматизированных систем составляютимеющие значение для предупреждений и раскрытия преступлений данные о лицах,событиях и предметах — объектах учетов правоохранительных органов. АИПСявляются средствами обработки данных этих учетов, не изменяя их состава, ифункционируют в строгом соответствии с нормативными актами, регламентирующимиведение таких учетов.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок функционированиясистемы учетов и АИПС в системе МВД России, является Приказ МВД РФ № 752дсп от 12 июля 2000 года. Данным приказом утверждено «Наставление поформированию и ведению централизованных оперативно-справочных,криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций икартотек органов внутренних дел РФ». В соответствии с указанным наставлениемвсе централизованные учеты органов внутренних дел РФ подразделяются на тригруппы.
В первую группу входятоперативно-справочные учеты. Оперативно-справочные учеты предназначены дляпредупреждения, раскрытия и расследования преступлений; предупреждения ивыявления административных правонарушений; подтверждения наличия (илиотсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости,реабилитации, времени и месте отбывания наказания, установления местонахожденияразыскиваемых лиц; установления личности человека по неопознанным трупам и лиц,скрывающих анкетные данные; установления личности граждан, неспособных по состояниюздоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.
Вторую группу составляют криминалистические и розыскныеучеты, предназначенные для оперативного информационного обслуживания, раскрытияи расследования, а также предупреждения особо опасных, в том числе серийныхмежрегиональных и региональных преступлений.
Объединение оперативно-справочных, криминалистических ирозыскных учетов составляет Межгосударственный банк данных.
Третью группу составляют экспертно-криминалистическиеколлекции и картотеки (экспертно-криминалистические учеты), предназначенные дляобеспечения выявления, раскрытия и расследования преступлений.
По своему целевому назначению АИПС подразделяются на универсальныеи специализированные.
Универсальные АИПС являются сложными многоцелевыми системами,которые обеспечивают комплексный характер обработки хранящихся в них сведений.Основным представителем систем этого класса является типовой автоматизированныйбанк данных (АБД) оперативно-розыскного и профилактического назначения.
В зависимости от уровня централизации сбора сведений иинформационного обслуживания абонентов универсальные АИПС делятся на:
·         всероссийские — в масштабах всей страны («АБД-Центр»);
·         территориальные (региональные) — в масштабах МВД республик, ГУВДи УВД краев и областей («АБД-Область»).
Специализированные системы, в отличие от универсальных,предназначены для обработки информации более узкого класса, отражающей спецификудеятельности той или иной службы ОВД. Набор поисковых признаков в такихсистемах, как правило, ограничен. Специализированные системы отличаютсяпростотой реализации, большой скоростью обработки данных, высокой полнотой идостоверностью выходной информации. К специализированным системам относятсяАИПС «Сейф», «Опознание», «Оружие», «Автопоиск», «ФР-Оповещение»,«Антиквариат», «Криминал-И» и ряд других. Также к специализированным системамможно отнести пулегильзотеки, картотеки поддельных денег и ценных бумаг,картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом,фонотеки голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес. Часть специализированныхсистем не автоматизирована и относится к системам ручного обращения.
Особенный интерес для анализа и предупреждения преступленийнаркотической направленности представляют универсальные АИПС, входящие вМежгосударственный банк данных.
Особенностью эксплуатацииАИПС является необходимость постоянной корректировки массива данных. Этосвязано с тем, что определенная категория лиц, представляющих оперативныйинтерес, очень часто меняет место жительства, фамилии и другие анкетные данные,другая категория лиц перестает представлять оперативный интерес (в случаесмерти, снятия с учета и др.). При накоплении массива особая тщательность требуетсяпри описании особых примет разыскиваемых лиц, данные о которых вводятся в систему- веснушки на лице, разрез глаз, редкие (вставные) зубы, шрамы на лице, руках,татуировки (с описанием содержания и точного места нахождения) и т.д.
Основная задача АИПС состоит в том, чтобы в заданное времяопределить фамилии лица или группы лиц по неполным данным в массиве заранеенакопленной информации. АИПС является мощным дополнительным инструментомоперативного работника при прогнозировании преступлений и профилактикенаркомании за счет многократного просмотра ЭВМ массивов данных по мерепоступления дополнительной информации.2.2. Автоматизированные информационно-справочныесистемы
АИСС чаще представлены документальными системами. АИСС предназначеныдля накопления, хранения, корректировки информации справочного содержания ввиде документов, например, законов, постановлений, приказов, данных различныхпредметных областей, а так же АИСС предоставляют пользователю возможностьпроизводить поиск информации по запросу и выдачу результатов на принтер или вфайл.
Для работы правоохранительных органов, в том числе попрофилактике наркомании и наркопреступности, первостепенное значение имеют системы,представляющие юридическую или правовую предметную область. Подобные системывключают в себя массив правовой информации и инструменты работы с ним. Этиинструменты позволяют производить поиск документов, формировать подборкидокументов, создавать каталоги документов, производить печать, как самихдокументов, так и их фрагментов. На рынке справочно-правовых систем в Россииработает большое количество фирм:
·         «КонсультантПлюс» (АО «КонсультантПлюс»);
·         «ГАРАНТ» (НПП «Гарант-Сервис»);
·         «Кодекс» (Центр компьютерных разработок);
·         «Эталон» (НЦПИ при Минюсте России);
·         «ЮСИС» (фирма «Инфатекс»);
·         «Юридический мир» (Издательство «Дело и право»);
·         «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (Компания «1С»);
·         и другие.
На качество справочно-правовых систем существенно влияет:
·         периодичность пополнения баз данных;
·         достоверность информации;
·         поисковые возможности системы;
·         средства актуализации информации.
Поиск документов в этих системах может осуществляться:
·         по реквизитам документов (дата, номер);
·         по тексту документа (простой перебор всех текстов документов сцелью нахождения среди них тех, которые соответствуют слову, заданному пользователемв запросе);
·         по тексту и реквизитам документов.
Автоматизированные системы управления, экспертные системы, информационно-обучающиесистемы и др.
Несмотря на достаточно широкое распространение все триупомянутых класса информационных систем практически не используются для решениязадач по анализу и противодействию наркопреступности.
АСУ используются в основном на производстве или для решенияуправленческих задач. Экспертные системы используются в военном деле, геологии,инженерном деле, информатике, космической технике, математике, медицине,метеорологии, промышленности, сельском хозяйстве, управлении, физике, химии,электронике, юриспруденции и т.д. Однако в данной предметной области не созданоэффективно работающих АСУ или ЭС. Информационно-обучающие системы такженедостаточно активно используются для профилактики наркомании.
Рассмотренная классификация позволяет перейти к изучениюотдельных АИПС, используемых правоохранительными органами для анализа ипротиводействия наркопреступности.2.3. Автоматизированный банк данных
Наиболее полным хранилищем оперативной информации является автоматизированныйбанк данных, являющийся фактографической информационной системой.
Для накопления информации установлены стандартные формыпервичных документов, характеризующих лица, вещи и события. При определении реквизитовдля первичного документа АИПС за основу берется возможность автоматическойвыборки из большого массива информации по заданным исходным даннымопределенного лица или группы лиц, когда отсутствуют их основные признаки:фамилия, имя, отчество и некоторые другие.
При заполнении документов первичного учета возникаетестественное стремление указать как можно больше сведений об интересующем лицеи его деятельности. Однако следует учитывать особенности хранения и обработкиданных в АИПС. Так, при вводе данных в АИПС все сведения переносятся намашинные носители, как правило, вручную, т.е. по существу еще раз переписываются.Кроме того, если о каждом лице вводить подробные сведения, то в АИПС создаетсямассив в сотни и тысячи реквизитов. Если к тому же в первичном документе будетмного часто меняющихся данных, то потребуется еще и непрерывное обновление.Наконец, в значительном массиве труднее организовать поиск информации и дляэтого требуется больше времени.
Необходимо учитывать и то, что заполнение первичного документас указанием подробных сведений само по себе требует определенных сил и времени.К тому же в развернутых бланках неизбежны ошибки. Заполнение сложных формотвлекает исполнителей от их непосредственной работы. Следовательно, приразработке первичных документов прежде всего должен быть определен рациональныйобъем нужной информации.
Особенностью функционирования АИПС оперативно-розыскного назначенияявляется четкая регламентация пользователей на право добавления, изменения иполучения информации, а также определение приоритетов пользователей.
В графическом виде можно изобразить технологиюфункционирования АБД следующим образом (рис. 1).
/>
Рис. 1. Технология эксплуатации АБД
Система может приступить к решению задачи поиска при наличиинеполных исходных данных, по отдельным сведениям, которые могут поступить коперативному работнику в процессе расследования. В одном случае могут бытьизвестны клички, в другом — некоторые сведения о внешности отдельного лица илигруппы лиц, в третьем — характерные способы совершения преступления и т.д.Всякий раз при этом следует принимать решение о целесообразности машинного поиска.Это делается для того, чтобы избежать получения из системы очень большогообъема данных, в которых будет трудно разобраться. Чаще всего такие ситуациивозникают, когда поступают сведения с так называемой низкой информативностью,т.е. такие сведения, которые присущи многим лицам, многим событиям или многимпредметам. В качестве конкретного примера низкой информативности могут служитьсведения о лице по крайне общим характеристикам: рост — средний, телосложение — худощавое, фигура — стройная, плечи — нормальные и т.д. При обработке такогозапроса ЭВМ просмотрит значительный массив, хранящийся в ее памяти, и в итогевыдаст очень длинный список.
Такой поиск в АИПС следует осуществлять только висключительных случаях. Современные АИПС способны сообщить инициатору запроса овозможном количестве лиц, на которые ЭВМ выдает информацию по запросу с низкойинформативностью. Здесь же могут быть выданы рекомендации по вероятномусокращению информации, если будут уточнены отдельные данные о лице. То есть,насколько может сократиться круг лиц, если станет известен, например, возрастпреступника. Наиболее эффективный результат может быть получен с помощью АИПСпри наличии данных, характеризующих особые приметы разыскиваемого лица, а такжепри наличии других специфических сведений.
С получением, например, клички, ЭВМ практически мгновенновыдает данные обо всех лицах, которые когда-то имели или имеют в настоящее времяданную кличку. Даже в тех случаях, когда кличка образуется от фамилии, имениили отчества (например, «КУЗЬМИЧ»), поиск с помощью ЭВМ может быть достаточнорезультативным. При ручной обработке такие методы неприменимы из-за их большойтрудоемкости.
Согласованная работа оперативных работников и информационныхслужб позволяет многократно осуществлять машинный поиск по многим реквизитам,постепенно сужая масштабы такого поиска. Практика оперативно-розыскной работыпоказывает, что постепенно данные о разыскиваемом лице или группе лицконкретизируются. Это позволяет и в ЭВМ соответственно сокращать массивпросмотра данных.
Во всех без исключения случаях полученные сведения должныбыть внимательно проанализированы с тем, чтобы исключить ненужные, случайные.При появлении новых данных необходим повторный поиск и снова тщательный анализ,и отбор только нужной информации. С сужением масштабов поиска, естественно,происходит его улучшение и ускорение получения результатов.
Машинное «отсечение» информации и исключение оперативным работникомненужных данных предусмотрено в АИПС не случайно. Это связано с тем, что всистеме сочетается формальная логика ЭВМ и творческая деятельностьквалифицированных специалистов.
Наконец, представляется возможным осуществить поиск в АИПСеще с одного направления — от вещей, предметов, документов и т.д. Особенно эффективентакой поиск по номерным вещам. Смысл машинного поиска конкретных лиц попринадлежащим им вещам состоит в информационной увязке в АИПС данных о лицах,событиях и предметах. При машинной обработке удается уловить не только прямые,но и многие косвенные связи, а это содействует целеустремленности проведенияоперативно-розыскных мероприятий.
В АИПС имеется возможность увязывать многие события вовремени. Можно отобрать события, прошедшие в определенные часы, сутки, дни неделии т.д.
Запросы на проведение поиска и выдачу необходимой информациипоступают либо в виде неформализованных текстовых документов писем, телеграммили по телефону (при получении запроса по телефону он фиксируется на бумажномносителе сотрудником группы, обеспечивающей эксплуатацию АБД), либо оформляютсяс использованием специальных форм (требование), либо передаются по межмашиннымлиниям связи. Содержащиеся во входящих документах реквизиты подразделяются на обязательнозаполняемые и заполняемые в зависимости от наличия сведений, что позволяетобеспечить автоматизированный контроль входной информации на полнотузаполнения. Значения реквизитов, обладающих высокой степенью индивидуальности(фамилия, имя, отчество и т.д.), вписываются в выделенное рамкой поле данногореквизита в именительном падеже. При этом фамилия, имя и отчество вписываютсяпечатными буквами. Значения реквизитов, не обладающие высокой степеньюиндивидуальности, описываются с помощью наборов терминов (словарей),приведенных на бланке ИПК. При этом подбирается и подчеркивается требуемыйтермин, а соответствующий ему код вписывается в выделенное рамкой кодовое поледанного реквизита. Учетные и корректирующие документы АИПС, являющиесяносителями исходной и корректирующей информации о лицах, событиях илипредметах, заполняются сотрудниками органов внутренних дел, являющимися источникамипредставленной информации.2.4. «Интегрированный банк данных — Регион»
В настоящее время в органах внутренних дел внедряется«Интегрированный банк данных — Регион». Эта автоматизированная система призванаобеспечить решение задачи создания единого информационного пространства на базеавтоматизированных интегрированных банков оперативно-розыскной и инойинформации с обеспечением в режиме реального времени прямого доступа к нимосновных пользователей — горрайлинорганов внутренних дел.
ИБД-Р является единой автоматизированной интегрированнойсистемой обработки оперативно-розыскной и иной информации. Он обеспечивает:
·         формирование централизованногобанка данных на всех уровнях системы ОВД;
·         интеграцию в основном звене — баз данных территориальныхподразделениях органов внутренних дел с базами других учетов транспортных и территориальныхОВД, а также сведениями, поступающими из других органов правоохранительной системы;
·         многоцелевое использование интегрированной базы оперативно-розыскнойи иной информации в интересах как выявления преступлений и лиц, их совершивших,предупреждения и пресечения преступлений, расследования уголовных дел, так иорганизации деятельности различных подразделений и служб ОВД, ихвзаимодействия, создания надежного внутрисистемного, межведомственного имеждународного информационного взаимодействия в борьбе с преступностью;
·         выдачу в режиме реального времени различным пользователям интегрированныхсведений, содержащихся в автоматизированных банках данных и других учетах ОВД,в результате чего экономятся время и силы на поиск разрозненных данных, содержащихсяв различных учетах;
·         создание на основе банков данных оптимальных условий для болеекачественного анализа накапливаемых сведений, что обеспечивает их максимальноэффективное использование в деятельности подразделений ОВД.
ИБД-Р реализуется на основе СУБД Oracle. Для удаленногодоступа используются система S4Clone. Вся информацияпредставлена в виде документов, а именно справок и первичных документов.Справки содержат краткую и, возможно, наиболее часто используемую информацию.Первичные документы — более полную и подробную. Кроме того, первичные документыявляются средством ввода информации в информационную базу данных.
В ИБД-Р интегрируются все оперативно-справочные,криминалистические и розыскные учеты ОВД. В перспективе – к 2008 году даннаясистема должна позволять осуществлять сквозной поиск по всей стране. Внедряемаясистема является межведомственной и используется всеми правоохранительнымиорганами.
ИБД-Р должен объединить в себе АБД, специализированные АИПС,оперативно-справочные учеты и единую систему учетов преступлений. За пределамиИБД-Р остаются дактилоскопическая система на базе «Папилон» и системыстатистического учета.
По перечисленным функциональным признакам ИБД-Р в настоящеевремя не имеет аналогов на рынке специализированного программного обеспечения.Он является высокотехнологичным программным продуктом с программноорганизованными подсистемами связи, защиты информации, сервисными услугами,генераторами отчетных, в том числе графических, форм и прочими необходимыми функциями.
Система глобального поиска связей объектов учета ПКпозволяет непосредственно с рабочего места оператора ПЭВМ эффективноосуществлять функции анализа, контроля и организации деятельности оперативных идругих подразделений ОВД.
ИБД-Р получил положительную экспертную оценку специалистовИЦ ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и ГИЦ МВД России, признан наиболееперспективным и рекомендован для тиражирования.
Применение ИБД-Р враскрытии преступлений.
С помощью ИБД-Р обеспечивается централизованный учет всейоперативно-розыскной и иной информации, полученной как при проведении оперативно-розыскныхмероприятий, следственных действий, так и из других источников (СМИ, АБД другихправоохранительных структур). Без такого централизованного учета сведений,характеризующих свойства изучаемых объектов, представляющих оперативный интерес(явлений, событий, фактов, лиц, предметов и т.п.), невозможно анализировать иоперативно использовать в раскрытии преступлений разрозненную информацию ободних и тех же объектах, рассредоточенную в различных местах.
Путем соединения разрозненныхсведений, полученных в результате проведения различных оперативно-розыскныхмероприятий с иной криминалистической, административной исоциально-экономической информацией, первичные данные многократно обогащаютсяновыми сведениями. В результате пользователи в режиме реального времениполучают максимально полную информацию об изучаемых объектах. Наряду с этим, входе соединения и анализа разрозненных данных удается выявить новые объекты, вотношении которых необходимо проводить оперативно-розыскные мероприятия. Приэтом появляется реальная возможность выявить связи изучаемого объекта, из числакоторых можно выбрать источники получения новой информации.
В автоматизированном банке данных определены более 20классов информационных объектов, практически полностью охватывающие информационноепространство уровня регионального ОВД, например:
·         Лицо;
·         Судимость;
·         Доставление;
·         Адмнарушение;
·         Внешность;
·         Дактилоформула;
·         Адрес;
·         Оружие;
·         Вещь;
·         Транспорт;
·         и т.д.
Практика показывает, что с внедрением ИБД-Р отмечаетсяустойчивая зависимость роста количества заводимых и реализованных дел оперативногоучета от числа вводимых в банк данных сведений. Эта тенденция является вопределенной мере следствием направления сотрудниками в оперативныеподразделения информации о лицах, в отношении которых необходимо заводить делаоперативного учета. В результате внедрения ИБД-Р исключается возможностьзаведения различными субъектами оперативно-розыскных дел на одно и то же лицо.
С помощью ИБД-Р обеспечивается активное использованиеразрозненной информации всех подразделений и служб ОВД и других правоохранительныхорганов в раскрытии преступлений. Возможность интеграции большого объемаразнородной информации многократно повышает качество аналитической работы по выявлениюи расследованию преступлений. Наряду с этим значительно сокращается времяпоиска нужной информации, содержащейся в делах, материалах, базах данных различныхслужб и подразделений ОВД. На выполнение этой же работы без использованиявозможностей ПК оперативный состав вынужден затрачивать много сил и времени,что существенно снижает эффективность ОРД. Если ранее на получение информациииз банков данных информационных центров ОВД затрачивалось 10-15 дней, то свнедрением ИБД-Р — максимум до пяти минут, а в пределах одного города – до 1минуты.
Базы данных ИБД-Р могут использоваться и для получения компрометирующейинформации в отношении лиц, задержанных за совершение преступлений, содержащихсяв ИВС, приемнике-распределителе, установления их причастности к инымпреступлениям, зарегистрированным другими ОВД.
Аналитические данные, подготовленные сотрудниками подразделенийкриминальной информации, используются в деятельности следственно-оперативныхгрупп при раскрытии преступлений «по горячим следам». Такая организациямногократно увеличивает информационную осведомленность следователей иоперативных работников в отношении изучаемых лиц и фактов, обеспечивает болееполное обоснование версий и получение доказательств. Тем самым создаютсяусловия для успешного решения задачи быстрого и полного раскрытия преступлений.
ИспользованиеИБД-Р в управленческой деятельности.
С внедрением ИБД-Р руководители подразделений ОВД получили дополнительнуювозможность эффективного управления оперативно-розыскным процессом на всех егостадиях. Анализ интегрированной информации позволяет своевременно и быстро выявлятькриминогенные объекты, подлежащие оперативному наблюдению, получать данные,необходимые для подбора источников оперативной информации.
С помощью ИБД-Р успешно удается анализировать эффективностьдеятельности спецаппарата, контролировать его работу, систематически готовитьдля руководства аналитические материалы о состоянии оперативно-служебнойдеятельности подчиненных подразделений.
ИБД-Р способен проводить детальный анализоперативно-розыскной деятельности подразделений по широкому спектру вопросов:
·         приобретение и учет негласного аппарата;
·         частота встреч с негласным аппаратом;
·         количество принятых сообщений;
·         виды сообщений по окраске(терроризм, наркотики, оружие, ВВ и результаты реализации данных сообщений:заведение и движение ДОУ и т.д.).
С помощью ИБД-Р создаются оптимальные условия для использованиябанков данных в режиме реального времени в управленческой деятельности нетолько криминальной милиции, но и других служб ОВД.
Организация работыпо использованию ИБД-Р.
Основным звеном, обеспечивающим формирование баз данных, являютсяотделы и управления территориальных органов внутренних дел, в которых выделеныспециальные сотрудники, созданы группы криминальной информации. Для нихосновной задачей является регистрация оперативно-розыскной информации, ее вводв базу данных и систему оперативного учета, а также интеграция этих данных сбазами других учетов ОВД, анализ накапливаемых сведений в интересах различныхпользователей.
Такая специализация предполагает наличие у сотрудниковподразделений криминальной информации знаний и опыта оперативно-розыскной деятельности,а также специальных знаний в области информатики, социологии, криминологии,статистики. Интеграция и анализ агентурной и прочей оперативно-розыскнойинформации является базовой функцией в технологической цепи агентурной работы иоперативно-розыскного процесса в целом, особым направлением специализации этойдеятельности.
Вопросы единого правового регулирования порядка формированиябаз данных, защиты ее от несанкционированного доступа и выдачи сведений пользователямразрешаются в настоящее время путем внедрения временных инструкций, а такжесовместных приказов руководителей транспортных и территориальных ОВД.
Внедрение ИБД-Р позволит решить подавляющее большинство проблем,связанных с глобальным поиском оперативных данных и определением личностизадержанного.
Вопрос 3. Организацияинформационного взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерациипо противодействию наркопреступности
В последние годы значительно активизировалось информационноевзаимодействие между правоохранительными органами по борьбе с преступностью, втом числе наркотической направленности. В частности, был принят Указ Президентаот 18.04.1996 № 567 (ред. от 25.11.2003) «О координации деятельностиправоохранительных органов по борьбе с преступностью»,[8]совместный Приказ МВД РФ № 684, Минюста РФ № 184, ГТК РФ № 560, ФСБ РФ №353, ФСНП РФ № 257, ФПС РФ № 302 от 26.06.2000 «Об утверждении инструкцииоб организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных ииных государственных органов РФ по линии Интерпола», ряд международных актов.
В начале 2006 года было принято Постановление ПравительстваРФ от 23.01.2006 № 31 «О создании, ведении и использовании единого банка данныхпо вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ иих прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту».[9]Данное Постановление принято в развитие Положения о Федеральной службе РФ поконтролю за оборотом наркотиков.[10]
В соответствии с указанными документами Федеральная службаРФ по контролю за оборотом наркотиков совместно с заинтересованными федеральнымиорганами исполнительной власти при участии Судебного департамента при ВерховномСуде РФ и Генеральной прокуратуры РФ в 2006 году должна завершить созданиеединого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств,психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконномуобороту, и обеспечить его эксплуатацию с 2007 года.
Единый банк данных представляет собой специализированнуюмежведомственную автоматизированную информационную систему, которая содержитсформированную в виде информационных ресурсов информацию, касающуюся оборотанаркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а такжепротиводействия их незаконному обороту, и предназначена для совместногоиспользования федеральными органами исполнительной власти и Генеральной прокуратуройРФ.
Ведение единого банка данных осуществляется с применениемтехнических и программных средств, прошедших соответствующую проверку исертификацию. Информация включается в состав единого банка данных на основеобщероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, атакже единых форматов и классификаторов учетных данных, стандартных протоколови регламентов обмена и хранения информации в порядке, установленном ФСКНсовместно с МВД, ФСБ, Минюстом, МЭРТ, Министерством обороны, Министерствомпромышленности и энергетики, Министерством образования и науки, Министерствомздравоохранения и социального развития, Министерством информационных технологийи связи, Федеральной таможенной службой, Федеральной службой государственнойстатистики и Генеральной прокуратурой РФ.
Указанные выше ведомства предоставляют в ФСКН следующую информацию:
1.        О количестве и размерах посевных площадей конопли в целом по стране и посубъектам РФ.
2.        О лицензиях, выданных для осуществления деятельности, связанной с оборотомнаркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствиис Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»,[11] и деятельности,связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствиис указанным Федеральным законом.
3.        О лицензиях, выданных для осуществления ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотическихсредств, психотропных веществ и их прекурсоров.
4.        О выявленных и уничтоженных незаконно выращенных посевах наркотикосодержащихрастений.
5.        О выявленных и уничтоженных очагах произрастания дикорастущих наркотикосодержащихрастений.
6.        О количестве больных с зависимостью от наркотических средств и психотропныхвеществ.
7.        О лицах, которые злоупотребляют наркотическими средствами и психотропнымивеществами, но у которых еще не сформировался синдром зависимости.
8.        О признанных ограниченно годными или не годными к военной службе по состояниюздоровья в связи с потреблением наркотических средств и психотропных веществбез назначения врача гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и военнослужащих.
9.        О лицах, умерших от употребления наркотических средств и психотропныхвеществ.
10.      О преступлениях, связанных незаконным оборотом наркотических средств,психотропных веществ и их прекурсоров, и лицах, совершивших эти преступления.
11.      Об изъятии из незаконного оборота наркотических средств, психотропныхвеществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, использованныхдля их производства.
12.     О лицах, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотомнаркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а такжесовершенные в состоянии наркотического опьянения или под воздействиемпсихотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ.
13.     Об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотомнаркотических средств и психотропных веществ, и лицах, привлеченных к административнойответственности за эти правонарушения.
14.     О назначенных судьями административных наказаниях по административнымправонарушениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропныхвеществ.
Информация должна хранится в едином банке данных вместе сосведениями о государственном органе, представившем эту информацию. ФСКНсовместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти приформировании, ведении и использовании единого банка данных:
·         обеспечивает бесперебойную эксплуатацию программно-аппаратного комплексаединого банка данных;
·         осуществляет автоматизированный сбор, хранение и обработку представленнойинформации;
·         обеспечивает защиту информации, содержащейся в едином банке данных,от несанкционированного доступа;
·         предоставляет пользователям информацию, содержащуюся в едином банкеданных.
Порядок доступа к информации, содержащейся в едином банкеданных, определяется ФСКН совместно с Министерством информационных технологий исвязи, МВД РФ и ФСБ.
Таким образом, можно констатировать, что в последние годызначительно улучшилось информационное взаимодействие в сфере противодействиянаркопреступности, что должно оказать положительное влияние на наркоситуацию встране в целом.
Заключение
Подводя итог рассмотрению информационного обеспечения деятельностиправоохранительных органов по профилактике наркомании, можно сделать следующиевыводы.
В период с 2000 по 2006 годы значительно активизироваласьработа по информационному взаимодействию правоохранительных органов в указаннойсфере. Преобразовывается единая система учета преступлений и правонарушений,что облегчит прием и регистрацию сообщений о наркопреступности. Это позволитулучшить систему регистрации преступлений и правонарушений, уменьшит латентнуюпреступность.
Изменяется информационное обеспечение органов внутреннихдел, используемое всеми правоохранительными органами. Внедряется новое аппаратноеи программное обеспечение. После реализации проекта ИБД-Р к концу 2007 годабудет доступен сквозной поиск информации по всей стране. Внедряемое программноеобеспечение унифицировано и не требует специальных знаний от пользователя.
Необходимо отметить создаваемый единый банк данных по вопросам,касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и ихпрекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту. После ввода вэксплуатацию в 2007 году указанный банк данных позволит всем правоохранительныморганам более эффективно использовать информацию о незаконном оборотенаркотических средств.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :