На правах рукописиАвтореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Планированиеинвестиционной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия
(на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим»)
08.00.05 – Экономика и управлениенародным хозяйствомБариеваАлия Фаритовна
Казань – 2008
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всеммире. Еще не так давно во многих странах и отраслях рынки были защищены идоминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовалосоперничество, оно не было столь ожесточенным.
Под конкурентоспособностью следует понимать многоплановую экономическуюкатегорию, которую можно рассматривать на нескольких уровнях:конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, регионов, отраслей,страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь, посколькурегиональная и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят отспособности конкретных производителей внедрять новые инновационные проекты ивыпускать конкурентоспособные товары.
Современный этап развития экономических отношений характеризуетсявзаимодействием множества юридических и физических лиц, порождающий широкийспектр противоречий. Большинство этих противоречий связано с вопросамиповышения конкурентоспособности. Следовательно, на первый план в разработкеэкономической стратегии предприятия выходит задача усиления его конкурентногопреимущества на рынке.
Эффективное развитие Республики Татарстан и ее интеграция в международныеотношения невозможна без оценки и анализа конкурентоспособности предприятийреспублики. Невозможно постоянно повышать конкурентоспособность предприятия безправильного построения инвестиционной стратегии. Для формированияинвестиционной стратегии повышения конкурентоспособности предприятий необходимоопределить роль и провести анализ стратегии конкурентоспособностирассматриваемой организации.
Доля нефтегазохимического комплекса в общем объеме промышленногопроизводства в России составляет 53 %. Он включает в себя 15 крупныхподотраслей, специализирующихся на выпуске разнообразной химической продукции.Являясь поставщиком сырья, различных материалов и изделий почти во все отраслипромышленности, сельского хозяйства и сферу услуг, в оборонный комплекс,химическая и нефтехимическаяиндустрия оказывают существенное влияние на масштабы, направления иэффективность развития последних.
Таким образом, от состояния и развитиянефтехимического сектора России зависят уровень и темпысоциально-экономического развития страны в целом.
В рыночной экономике нефтехимические компании должныобладать достаточной гибкостью, чтобы оперативно реагировать на изменения,происходящие на рынке. Они должны непрерывно отслеживать эффективность своейсистемы с целью достижения лучших практических результатов. Им следуетпроводить жесткую политику, чтобы изыскивать новые ресурсы для повышениярезультативности, в том числе отбирать компетентных менеджеров по основнымнаправлениям деятельности, чтобы всегда оставаться впереди соперников.
Одним изкрупнейших нефтехимических комплексов Восточной Европы, на сегодняшний деньявляется ОАО «Нижнекамскнефтехим», на предприятиях которого занято20,5 тыс. человек. Среднегодовой оборот ОАО «Нижнекамскнефтехим»составляет 60 млрд. руб. Продукция компании высокодиверсифицирована инасчитывает более 120 видов химических и нефтехимических товаров, но важнейшимивидами продукции (36% в выручке 2005 года) являются синтетические, бутиловыекаучуки и стирол. Первые потребляются, главным образом, шинной индустрией, апоследний служит основным сырьем для выпускаширокой гаммы пластмасс. Доля в России, например, товарного стироласоставляет 92%, пропилена – 20,9%.
В свете вышеизложенного особую значимостьпредставляется изучение вопросов конкурентоспособности, в частности,инвестиционной стратегии планирования повышения конкурентоспособностипредприятия, определение направлений инвестиционной стратегии и методов анализарезультатов.
Перечисленные выше аспекты обусловливают значимостьнефтехимического сектора и следовательно требуют более детального изучениястратегии повышения конкурентоспособности.Степеньразработанности проблемы
При анализе и исследовании вопросовпланирования повышения конкурентоспособности в диссертационной работеиспользованы труды российских ученых: С.Ю. Глазьева, С.Д. Ильенковой, Т.Ф. Палей,Р.А. Фатхутдинова, Г.В. Савицкой, М.Ю. Червиковой и др.
При написании работы былипроанализированы и использованы материалы научных и диссертационных работследующих авторов: Авиловой В.В., Бусыгина В.М., Морозова А.В., Палютина Ф.М.,Хворовой Е.В., Шинкевич А.И., Садчикова И.А., Табурчака П.П. и Губаева Ш.Ш.
В диссертационном исследовании авторопирался также на работы зарубежных учёных, таких как: М. Портер, П.Самуэльсон, А. Смит, Б. Твисс, Й. Шумпетер, Э. Хекшер и др.
В процессе написания работы былиизучены и проанализированы федеральные законы Российской Федерации, указыПрезидента, постановления Правительства РФ и РТ, касающиеся вопросовинвестиционной деятельности и конкурентоспособности предприятий.Цель и задачи исследования
Цель диссертационного исследования состоит висследовании и оценке системы планирования инвестиционной стратегии повышенияконкурентоспособности предприятия.
Поставленная цель предопределила решение ряда задач:
- определить принципиальные качественные характеристики понятия «конкурентоспособностьпредприятия»;
- обобщить и систематизировать существующие подходы кхарактеристике сущности стратегии конкурентоспособности;
- обозначить роль инвестиций как инструмента повышенияконкурентоспособности предприятия;
- выявить основные пути построения стратегии повышенияконкурентоспособности предприятия;
- обобщить основные направления государственного регулирования инвестицийв нефтехимический комплекс РТ;
- обозначить основные перспективы планирования показателейконкурентоспособности нефтехимического предприятия.
Объектом диссертационного исследованиявыступает сфера планирования, связанная с обеспечением повышенияконкурентоспособности предприятия.
Предметомисследования является процесс планирования инвестиционной стратегии повышенияконкурентоспособности предприятия.
Теоретической основой диссертации служат труды отечественных и зарубежныхавторов по вопросам планированияинвестиционной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия, монографии, научные статьи, материалынаучно-практических конференций и семинаров, законодательные и нормативныеакты.
Методологическую основу исследования составляет системный подход, позволившийкомплексно изучить исследуемую проблему. Кроме того, использовались методысравнительного анализа, обобщения, моделирования.
Информационной базой исследования послужилистатистические данные Росстата РФ и РТ, федеральные законы и законы субъектовРФ, Указы Президента РФ и РТ, Постановления Правительства РФ и РТ,законодательные и нормативные акты Республики Татарстан. Вместе с теминформационную основу исследования составили ресурсы глобальной системыИНТЕРНЕТ, а также имеющиеся в экономической литературе и периодической научнойпечати данные по теме диссертации.
Соответствиесодержания диссертации избранной специальности
Работавыполнена в соответствии с направлениями паспорта специальности
Научная новизна исследования заключается в усовершенствовании методики планирования повышения конкурентоспособностик нефтехимическому сектору на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим» иполучения результатов комплексного анализа конкурентоспособности предприятия.
К числу наиболее значимых результатов, определяющихнаучную новизну диссертационного исследования, относятся следующее:
- уточнено экономическое содержаниепонятия «конкурентоспособность» применительно к нефтехимическомусектору Республики Татарстан, которое можно определить как многокритериальноесвойство предприятия, функционирующего в рамках нефтехимического комплекса,идентифицирующее его в виде упорядоченного массива показателей и отражающее егоколичественное позиционирование в границах конкурентной среды в сравнительномаспекте;
- выявлены основные признаки инвестиционнойконкурентоспособности, которыми являются относительность – необходимостьпостоянного изменения и преобразования и динамический характер, которыйопределяет постоянная недостаточность конкурентоспособности, что необходимоучитывать при планировании бизнеса;
- сформулированы виды конкурентных преимуществ, учитываемых в плановойдеятельности: «отработавшие»,являющиеся обязательным условием выживания на определенном рынке; «сохраняющиесилу» — в кратко- и среднесрочной перспективе обеспечивают конкурентныепреимущества предприятию; и «устойчивые» — имеют стратегическоезначение, так как обладают защитой на протяжении длительного времени;
- уточнено понятие «инновационное обеспечениеконкурентоспособности предприятия», под которым понимается создание иреализация инновационных конкурентных преимуществ в области характеристиккачества продукции, стоимостных параметров, методов формирования товарногоассортимента, организации производства и управления на предприятии,формирования брэнда предприятия, а также приведены условия формирования и поддержанияинновационных конкурентных преимуществ;
- выявлены основные тенденции изакономерности развития нефтехимического комплекса Республики Татарстан, гдеустановлено, что уязвимым местом является наличие финансовых рисков (недостаточное налоговое стимулирование экономическогоразвития, долгосрочные непогашенные валютные кредиты с нефиксированнойпроцентной ставкой, риск от изменения курсов иностранных валют, возможностьнеисполнения хозяйственных договоров), что снижает конкурентоспособностьпредприятия в целом и делает необходимым учет финансовых рисков припланировании.
Теоретическаязначимость исследования состоит в уточнении понятия «конкурентоспособность» применительно к нефтехимическомусектору Республики Татарстан, которое можно определить как многокритериальноесвойство предприятия, функционирующего в рамках нефтехимического комплекса,идентифицирующее его в виде упорядоченного массива показателей и отражающее егоколичественное позиционирование в границах конкурентной среды в сравнительномаспекте. Теоретически значимой является характеристика видов конкурентныхпреимуществ, учитываемых в плановой деятельности: «отработавшие», являющиеся обязательным условием выживания наопределенном рынке; «сохраняющие силу» — в кратко- и среднесрочнойперспективе обеспечивают конкурентные преимущества предприятию; и «устойчивые»- имеют стратегическое значение, так как обладают защитой на протяжениидлительного времени. Теоретическую значимость имеет уточнение понятия «инновационноеобеспечение конкурентоспособности предприятия», под которым понимаетсясоздание и реализация инновационных конкурентных преимуществ в областихарактеристик качества продукции, стоимостных параметров, методов формированиятоварного ассортимента, организации производства и управления на предприятии,формирования брэнда предприятия.
Практическуюзначимость имеют результаты диссертационного исследования, на основании которых полученные результаты, выводы ипрактические рекомендации будут способствовать разработке обоснованнойинвестиционной стратегии планирования повышения конкурентоспособностипредприятия. Кроме того, ряд элементов инвестиционной стратегии планированияповышения конкурентоспособности предприятия был успешно апробирован в ОАО «Нижнекамскнефтехим».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационногоисследования докладывались на международной научно-практической конференции «Основныенаправления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовкиспециалистов» (г. Пенза, 2004), всероссийская научно- практическаяконференция «Роль государства в становлении и регулировании рыночнойэкономики (г. Пенза, 2004), научно практическая конференция „Экономика именеджмент“ (г. Санкт-Петербург, 2005), всероссийская научно-практическаяконференция „Экономико-математические методы анализа хозяйственнойдеятельности. Организация и информационное обеспечение анализа хозяйственнойдеятельности предприятия. Анализ результатов хозяйственной деятельности“(г. Пенза, 2006)
Публикациипо теме исследования. Основные положения проведенного исследования опубликованыв 4 научных работах общим объемом 1,3 п.л.
Структураи объем диссертации. Диссертация, общим объемом 181 страница, состоит извведения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего95 наименований, содержит 9 таблиц, 10 рисунков.СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обоснована актуальность темы, проанализирована освещенностьпроблемы, определены цель и задачи исследования, сформулирована теоретическая иметодологическая основа исследования, отражена информационная база, обозначеныэлементы научной новизны, показана теоретическая и практическая значимостьполученных в ходе исследования выводов и предложений.
В первой главе „Теоретическиеосновы конкурентоспособности предприятия“ определяются понятие, признаки, критерии конкуренции иконкурентоспособности, рассматриваются направления и методы построениястратегии повышения конкурентоспособности предприятия, приводится теоретическоеобоснование привлечения инвестиций как фактора повышения конкурентоспособности предприятия.
В работе выявлено, что конкурентоспособность формируется наразличных уровнях: товара (услуги), компании, отрасли (рынка), региона, страны.В связи с этим следует различать соответственно конкурентоспособность товара,фирмы, отрасли, региона, страны. В общем виде конкурентоспособность означаетспособность выполнятьсвои функции (предназначение, миссию) с требуемыми качеством и стоимостьюинвестиций в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность можетопределяться в сравнении с другими аналогичными объектами, часто лучшими.
На основе обширного анализаэкономической литературы нами сформулировано понятие „конкурентоспособность нефтехимическогопредприятия“, которое представляет собой многокритериальное свойствопредприятия, функционирующего в рамках нефтехимического комплекса,идентифицирующее его в виде упорядоченного массива показателей и отражающее егоколичественное позиционирование в границах конкурентной среды в сравнительномаспекте.
В результате проведенного анализаустановлено, что конкурентоспособность является важной интегральнойхарактеристикой деятельности предприятия, но ее повышение не должно становитьсясамоцелью. Необходимо ориентироваться на то, чтобы конкурентоспособностьпредложения, располагаемых инвестиционных ресурсов и менеджмента предприятиябыли достаточны для реализации выбранной конкурентной стратегии в целяхполучения желаемых результатов деятельности.
На наш взгляд, под инновационнымобеспечением конкурентоспособности предприятия понимается создание и реализацияинновационных конкурентных преимуществ в области характеристик качествапродукции, стоимостных параметров, методов формирования товарного ассортимента,организации производства и управления на предприятии, формирования брэндапредприятия.
По нашему мнению, для усилениястратегии компании подход к развитию в целом можно сформулировать следующимобразом: сосредоточение усилий на углублении, а не на расширении стратегическойпозиции и решении связанных с этим компромиссов. Один подход к этой проблеме –искать такие элементы расширения стратегии, которые позволят укрепитьсуществующую систему деятельности за счет ввода новых потребительских свойствили услуг, которые неприемлемы для копирования конкурентами или обойдутся имочень дорого. Другими словами, менеджеры должны задаться вопросом, какие видыдеятельности, характеристики или формы конкуренции наиболее легко осуществимыили менее дорогостоящи в плане реализации с учетом взаимодополняющих видовдеятельности, выполняемых компанией.
В работе определено, что в условияхактивизации конкурентной борьбы на товарных рынках наиболее устойчивымиявляются инновационные конкурентные преимущества, то есть конкурентныепреимущества, основанные на использовании инноваций. Инновации формируют конкурентныепреимущества со средней и высокой степенью устойчивости. Соответственно подинновационным обеспечением конкурентоспособности предприятия понимаетсясоздание и реализация инновационных конкурентных преимуществ в областихарактеристик качества продукции, стоимостных параметров, методов формированиятоварного ассортимента, организации производства и управления на предприятии,формирования брэнда предприятия. По нашему мнению, основными условиямиформирования и поддержания инновационных конкурентных преимуществ являютсястремление руководства предприятия к улучшениям, новшествам и переменам во всехаспектах хозяйственной деятельности предприятия; формирование комплексаконкурентных преимуществ предприятия, ориентируясь на всю систему созданияценностей продукции для потребителей, включая производство, реализацию ипотребление продукции; развитие и совершенствование источников поддержанияустойчивости конкурентного преимущества, в том числе инвестиционных.
Вторая глава „Оценкаконкурентоспособности нефтехимического сектора РТ“ определяет методы оценки конкурентоспособностипредприятия, выявляет условия и факторы повышения конкурентоспособностианализируемого предприятия и характеризует методики планирования показателейконкурентоспособности предприятия.
В работе выявлено, что сильноевлияние на конкурентоспособность предприятий нефтехимического комплекса имеютпоставщики сырья и материалов. При этом, непринятие во внимание взаимоотношенийпредприятий с поставщиками при оценке его конкурентоспособности демотивируетразвитие активностей менеджмента предприятий направленных на повышениеэффективности взаимоотношений с поставщиками сырья. Это обусловливаетнеобходимость разработки нового метода количественной оценкиконкурентоспособности химических предприятий, учитывающий сложившиеся реалии иперспективные тенденции их работы. Существующие же методы оценкиконкурентоспособности предприятия представлены в таблице 1.
В результате проведенногоанализа определено, что метод комплексной многомерной количественной оценки конкурентоспособностипредприятий позволяет выявить трехмерную определенность конкурентоспособностипредприятия и произвести сопоставительный анализ позиций предприятий вкоординатах рассматриваемых векторов. Метод допускает самостоятельноеиспользование результатов расчетов по каждой из областей. Дополнительнымипреимуществами метода является использование в качестве базы оценки публичнойинформации, удобство расчета предлагаемых показателей и их широкаяраспространенность в экономической практике, обеспечивающая репрезентативностьоценки.