Оценкаконкурентоспособности организаций ЖКХ Омской области
ВерловЛев Анатольевич, соискатель Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии
Для того чтобыпрактически оценить конкурентоспособность организаций ЖКХ, необходимо собрать разнообразнуюинформацию об имеющихся предприятиях, производящих аналогичные услуги. При этомвначале следует учитывать максимально возможное количество имеющихся и потенциальныхконкурентов, а затем сосредоточить внимание на основных. Если конкуренция оченьвысока, то типичной ошибкой можно считать попытку внедриться на перенасыщенный рынок.
При использованииматричного подхода составляется матрица показателей по ряду конкурирующих организацийЖКХ [1]:
Таблица 1.Основныепоказатели работы организаций ЖКХ Омской областиПоказатели Организации ЖКХ Черлакское МУП «Теплокоммунэнерго» Муромцевское МУП «Водоканал» ООО «ЖКХ Сервис» ООО «Коммунальник 8» 1.Объем реализации услуг, тыс. руб. 91002 43002 9102 54002 2.Убыток, тыс. руб. 9102 5592 1822 7562 3.Имидж*, % 50 60 30 40 4. Качество услуг** 0,9 0,8 0,9 1 7.Собственный капитал, тыс. руб. 80002 58002 4802 60002 8.Заёмный капитал, тыс. руб. 100002 46002 5302 49002 9.Оборотные средства, тыс. руб. 50002 31002 3152 38502 10.Краткосрочные обязательства, тыс. руб. 49002 29002 3152 26002 11.Рентабельность услуг, %
*- показатели имиджа или рейтинга приведены в процентах; при этом делаютсядопущения, что рейтинг известных организаций ЖКХ применяется за 100% до 0 (никомуне известная или новая организация ЖКХа).
** — показатели качества приводятся, относительно единицы: наилучшиепоказатели принимается за единицу (или за 100%), более низкие показатели берутсяпо отношению к 1.
/>
Рис 1. Показателиобъема выполненных услуг Омскими ЖКХ
Объем продажуслуг являетсяпоказателем, с помощью которого может быть определена доля организаций ЖКХ на рынке(доля может быть рассчитана через натуральные и стоимостные показатели).
Имидж (рейтинг) характеризует сложившеесяобщественное мнение о организаций ЖКХ и ее услуг.
Цена услугиявляетсяважнейшим фактором конкурентоспособности как услуг, так и организаций ЖКХ в целом.При оценке конкурентоспособности чем ниже цена (при прочих равных условиях), тембольше объем продаж может осуществить организация ЖКХ.
Качество характеризует конкурентоспособностьуслуг. Его оценка может быть комплексной (по целому ряду локальных критериев) идостаточно сложной. В наиболее полном виде качество оценивается отдельно. В то жевремя организации ЖКХ, имеющая большие объемы продаж услуг, высокий рейтинг, ноуступающая в качестве услуг, со временем безусловно утрачивает свои конкурентныепреимущества[2].
Любая организацияЖКХ, как и ее услуги, имеют разные этапы жизненного цикла на некоторых из них, вчастности на стадии роста и зрелости, особо важным становятся финансовые аспектыконкурентоспособности. Эти аспекты могут быть раскрыты в целой системе финансовыхпоказателей и критерий. Так, для развития организаций ЖКХ могут потребоваться дополнительныеинвестиционные ресурсы. Их привлечение может существенно изменить структуру пассивабаланса.
/>
Рис 2. Показателикапитала Омских ЖКХ
Финансовыйрычаг характеризуетэту структуру, то есть соотношение заемных и собственных средств. Чем ближе такоесоотношение к оптимальному, тем лучше. Смысл оптимального значения финансового рычагазаключается в том, что предприятие, начинающее или развивающее свою деятельность,должно иметь не только заемные, но и собственные средства в соотношении примерно2/3. в этом случае финансовое положение организации ЖКХ относительно устойчиво ив финансовом аспекте она инвестиционно привлекательно и конкурентоспособно. Оптимальноезначение ФР.
Таблица.2.Оптимальное значение ФРОрганизации ЖКХ Черлакское МУП «Теплокоммунэнерго» Муромцевское МУП «Водоканал» ООО «ЖКХ Сервис» ООО «Коммунальник 8» Собственный капитал 80002 58002 4802 60002 Заемный капитал 100002 46002 5302 49002 Финансовый рычаг 1,2 0,79 1,1 0,82
Показателей ликвидностипредприятия несколько. В целом эта группа показателей показывает способность организацийЖКХ рассчитываться по своим обязательствам. Среди этих показателей текущая ликвидностьхарактеризует общую ликвидность активов, то есть погашение краткосрочных обязательств(выплаты заработной платы, перечисления налоговых платежей, пенсионных обязательстви так далее – то, что должно осуществляться регулярно в краткосрочном периоде) засчет текущих активов (материальных и денежных средств в составе оборотных активов)
лучшее значениеТЛ = 2,0.
/>
Таблица.3.Теплоизоляционная ликвидностьОрганизаций ЖКХ Черлакское МУП «Теплокоммунэнерго» Муромцевское МУП «Водоканал» ООО «ЖКХ Сервис» ООО «Коммунальник 8» Оборотные средства т.р. 50002 31002 3152 38502 Краткосрочные обязательства т.р. 49002 29002 3152 26002 Текущая ликвидность 1,02 1,07 1 1,5
Каждый показательимеет свою единицу измерения. Для получения комплексной оценки необходимо привестивсе показатели в размерный вид. Удобней осуществлять все последующие расчеты в рамкахединицы. В каждой строке находим максимальное (или наилучшее) значение и делим всезначения этой строки на эту максимальную (наилучшую) величину.
Таблица.4. Значенияпоказателей по каждой организацийi j
Черлакское
МУП
«Теплокоммунэнерго»
Муромцевское
МУ
«Водоканал» ООО «ЖКХ Сервис» ООО «Коммунальник 8» Объём продаж
91002 43002 9102 54002 Имидж 50
60 30 40 Качество услуг 0,9 0,8 0,9
1 Цена за ед.услуг 2582 2602
2632 2592
1 1 0,47 0,1 0,59
2 0,83 1 0,017 0,67
3 0,9 0,8 0,9 1
4 0,98 0,99 1 0,985 /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Складываем значения полученных показателей по каждойорганизаций ЖКХ и делим на их количество. Полученное среднеарифметическое максимальноезначение показывает наиболее конкурентоспособное предприятие:
Черлакское МУП«Теплокоммунэнерго» (1+0,83+0,9+0,98) / 4 = 0,693
Муромцевское МУП«Водоканал» (0,47+1+0,8+0,99) / 4 = 2,81
ООО «ЖКХ Сервис»(0,1+0,017+0,9+1) / 4 = 0,582
ООО «Коммунальник8» (0,59+0,67+1+0,985) / 4 = 0,6
Из расчетов видно,что наиболее конкурентоспособнее будет организация ЖКХ с индексом j=2, так как у нее максимальное,то есть наилучшее значение.
Такой расчет приемлем,если все сравниваемые показатели равноценны по значимости.
Но на разных этапахжизненного цикла любого предприятия значимость отдельных показателей может бытьвесьма различной.
Ранжировка значимостипоказателей: