Реферат по предмету "Политология"


Интегральная модель исторической динамики: структура и ключевые понятия

Людиделают свою историю вовсе не затем, чтобы шествовать по за- ранее начертанномупути прогресса, и не потому, что должны повиновать- ся законам какой-тоотвлеченной эволюции. Они делают ее, стремясь удовлетворить свои нужды.
ГеоргийПлеханов
Думаяо будущем мира, мы всегда предполагаем, где он окажется, если будет двигаться втом же направлении, в каком, по нашему разумению, движется сейчас. О том же,что мир движется не по прямой, а по кривой, направление которой постоянноменяется, мы не думаем.
ЛюдвигВитгенштейн
Универсальная модель историческойдинамики.
Подисторической динамикой здесь понимаются качественные и количественные изменениясущественных характеристик больших социальных целостностей. Существенностьпрямо зависит от цели исследования, точки зрения, принятых критериев. В даннойработе существенными будем считать все те изменения, которые прямо связаны срасцветом и упадком обществ. Универсальность модели означает еепредназначенность для описания и объяснения динамики всех типов обществ.Разумеется, ценой такой универсальности является высокая степень абстрактностимодели. По сути дела, здесь будет представлен лишь понятийный каркас, требующийпоследующей конкретизации для разных типов и фаз развития обществ, для разныхцивилизаций.
Даннаямодель строится также как интегральная, поскольку объединяет концептуальныесхемы многих подходов макросоциологии и теоретической истории.
Дажеэтот абстрактный каркас весьма сложен, поэтому для его описания применяетсяиерархия нескольких уровней. Принцип иерархии состоит в том, что понятиякаждого высшего (k+1) уровня строятся путем синтеза понятий предыдущих (1...k)уровней.
Каркасуниверсальной модели исторической динамики.
Уровень1. Компоненты социальной синхронии и базовых факторов динамики: индивиды игруппы, техноприродные ниши, социальные формы, культурные образцы (в том числетехнологии), психические ментальности, социально-значимые решения, поведения,периоды, базовые процессы, события.
Уровень2. Локусы, режимы синхронии, механизмы развития, 11 базовых факторовисторической динамики, локальные вызовы и ответы, стратегии, тенденцииисторической динамики, локально-исторические события.
Уровень3. Общества, социетальные вызовы и ответы, 14 типов динамических стратегий,тренд-структуры, мегатенденции, (средне)исторические события.
Уровень4. Типы, стадии и фазы развития обществ и макроисторические события — трансформации обществ из типа в тип и межфазовые переходы.
Уровень5. Исторические системы (мир-империи, мир-экономики, цивилизации) имегаисторические события — рождение, трансформации и гибель исторических систем.
Уровень6. Ход истории — структура Всемирной истории, объясненная через закономерностидинамики обществ и исторических систем.
Вданной работе будут перечислены и кратко описаны основные компоненты низшихуровней 1 и 2. Основное внимание будет посвящено развертыванию среднихсвязующих уровней 3 и 4. Затем крупными мазками намечены идеи исследованиявысших уровней 5 и 6.
Уровень 1. Компоненты социальной синхрониии базовых факторов динамики.
Социальнаясинхрония есть условная категория, объемлющая все существенные компоненты ипроцессы общества (исторической системы, ойкумены), которые считаются в рамкахпринятой в исследовании точки зрения неизменными или рутинно повторяющимися.Базовые факторы исторической динамики суть закономерности изменений, относительнооднородные по своей природе и не сводимые к другим закономерностям в рамкахпринятой точки зрения.
Представлениеданного (микро)уровня модели преследует амбициозную идею задания списканеобходимых и достаточных базовых понятий для последующего конструированиямеханизмов, процессов и закономерностей (макро)исторической динамики.
Основнымикомпонентами социальной синхронии и базовых факторов динамики будем считать:
индивидыи группы, характеристики которых в рамках модели определяются тем, что ониявляются обитателями техноприродных ниш и носителями социальных форм,культурных образцов, психических ментальностей, решений и поведений, о которыхсм.ниже; кроме этого, индивиды обладают биологическими телами (организмами) сизвестными психофизиологическими характеристиками;
техноприродныениши — совокупности окружающих материальных объектов и их социально-значимыхсвойств (ландшафты, ресурсы, коммуникационные возможности среды, климатическиеи прочие условия, а также объекты «второй природы» — всевозможныестроения, инфраструктура, дороги и другие линии коммуникаций и т.д.);социальная значимость свойств ниш определяется возможностью удовлетворенияиндивидуальных и групповых потребностей, особенно регулярных;
социальныеформы — структуры позиций (ролей), позиционных норм, ожиданий и интересов,служащие каркасом всех взаимодействий между индивидами, группами и сообществами(типы семей, кланов, институтов, государств — все являются социальнымиформами); об основных типах социальных форм — социальных отношениях, социальныхструктурах и социальных институтах см. Розов 1992, глава 2; термин и обобщенноепонятие социальных форм заимствовано у С.П.Никанорова (Никаноров 1995);
культурныеобразцы (далее просто образцы) — отчуждаемые от индивидов идеальные объекты сразличными материальными носителями, передающиеся из поколения в поколение,определяющие функционирование и ориентации сознания и поведения людей;технологии как типовые программы деятельностей являются особой группойкультурных образцов, см. подробнее Kroeber 1960, Розов 1992;
психическиементальности, т.е. многообразные потребности, мотивы, установки, ценностииндивидов и групп; ментальности являются аналитическими единицами целостныхменталитетов и составляют пердмет исторической психологии (Поршнев, Блок, Февр)
поведенияиндивидов и групп, в которые наряду с биологическими телами и элементамитехноприродных ниш всегда включаются социальные формы, культурные образцы ипсихические ментальности, носителями которых являются индивиды и группы,осуществляющие данные поведения; особую роль в социальной жизни и историииграют деятельности как целенаправленные и продуктивные поведения, как правило,следующие тем или иным технологиям (не обязательно материальным);
решения- особый тип психических процессов, в результате которых на основе имеющихсякультурных образцов и ментальностей формируются цели, задачи, проекты ипрограммы последующих поведений (главным образом, деятельностей);
Каждаяиз указанных групп компонентов составляет основу одной из четырех соответствующихсфер бытия (онтологических слоев или «миров») социально-историческойреальности: биотехносферы, социосферы, культуросферы и психосферы (Розов1997а), чем обеспечивается принципиальная полнота компонентного состава.
Вряду психофизиологических качеств и ментальностей индивидов особую роль играютпотребности и ценности, требующие регулярного удовлетворения (питание, сон,одежда, общение с себе подобными, поддержание социального статуса, ориентация всреде, обретение и защита материальных благ, секс, потребность иметь детей ивоспитывать их, а также разнообразные надстроечные социокультурно обусловленныепотребности и ценности). На это направлены базовые поведения и деятельности,вызывающие в техноприродной и социальной среде соответствующие базовыепроцессы, продуктом которых является удовлетворение регулярных потребностей иценностей.
Базовыепроцессы, как правило, имеют в качестве входов следующие элементы:
индивидыс ментальностями, в которых закреплены неотчужденные социальные формы и культурныеобразцы решений и поведений,
техноприроднаяниша и социальная среда с совокупностями условий протекания процесса,
отчужденныеот индивидов, представленные в знаковой форме социальные формы и образцы,организованные в технологии.
Технологиии сооветствующие базовые процессы делятся на материальные, антропные,социальные и культурные по онтологическому статусу главного целевого продукта.
Материальныетехнологии и процессы (к примеру, добывание и приготовление пищи, строительстводомов и дорог, производство, военное и полицейское насилие) не требуютпояснений.
Социальныетехнологии и процессы (борьба за власть, налаживание обмена и торговли, военнаямобилизация, установление законов, судопроизводство) направлены на установлениеили модификацию социальных форм.
Культурныетехнологии и процессы (организация ритуалов, создание и воспроизводстволитературных, философских, религиозных, научных и прочих текстов, произведенийискусства и т.п.) направлены, соответственно, на создание и воссозданиекультурных образцов.
Антропныетехнологии и процессы (воспитание, образование, обращение в религию,пропаганда, физические тренировки) направлены на человека, точнее нацеленаправленное изменение ментальностей и физических качеств индивидов.
Базовыепроцессы являются по определению повторяющимися и рутинными. Если в их рамкахпрнимаются решения, то это рутинные решения. Процессы принятия рутинных решенийбудем считать частью базовых процессов.
Черезпонятие периодов в схему вводится историческое время: условно считается, чтобазовые процессы, входящие в них техноприродные ниши, социальные обраазцы,социальные формы, рутинные поведения и решения в принципе неизменны в течениекаждого периода; историческими считаются изменения этих и прочих компонентовпри смене периодов; продолжительность периода — «резиновая» величинаи зависит от задач исследования (от дней, недель и месяцев в историиреволюционных событий до столетий и тысячелетий в истории палеолита, мезолита ираннего неолита), но мы будем иметь в виду под периодом среднее время роста иобретения потомства индивидами — 20-30 лет.
Данноетеоретическое рассмотрение основано главным образом на категориях структур ипроцессов, поэтому особое внимание уделим наиболее популярной в эмпирическойкатегории события.
Подсобытиями будем понимать более или менее быстрые изменения (превращения)объектов и ситуаций, ведущие к следствиям разного масштаба значимости.Очевидно, что оценка «быстроты» прямо зависит от точки зрения ипринятой длительности периода. Поэтому правильнее будет сказать, что событиепроисходит в течение одного периода. Поэтому событиями являются и столкновенияв течение нескольких часов или дней при изучении войн и революций, имноготысячелетние изменения, такие как палеолитическая революция (овладение огнеми каменными орудиями). В системном теоретическом смысле события следуетпонимать как процессные узлы, т.е. точки пересечения разнородных процессов,трансформации процессов, прекращения одних процессов и возникновения процессовиного рода. В зависимости от масштаба задействованных процессов и ихотнесенности к онтологической структуре истории (Розов 1997б) будутранжироваться события по своей исторической значимости.
Социально-значимыесобытия в качестве своих следствий имеют изменения в жизни индивидов, групп и вих отношениях, существенных для них самих. Исторически значимыми будем считатьлишь те социально-значимые события, которые приводят к существенномукачественному или количественному изменению хотя бы одного из режимов(экологического, социального, культурного или антропного) во всем ареалетекущего исторического исследования. Как правило, события большей историческойзначимости (к примеру, войны и революции) являются комплексами событий меньшейисторической значимости (бои, столкновения, разрушение и создание институтов).
Социально-значимыесобытия можно разделить на чисто природные (к примеру, стихийные бедствия такиекак ураганы, землетрясения, наводнения), социально-природные (экологическиеизменения вследствие человеческой жизнедеятельности) и чисто социальные(разного рода столкновения между индивидами и группами, географические инаучные открытия, появления, превращения и исчезновения вещей и процессов,значимых для функционирования технологий, социальных форм, образцов иментальностей). Все остальные сущности (системы) в рамках модели составляютсятолько из указанных первичных — базовых сущностей, их комбина- ций ипроцессуальных изменений. В то же время нет ограничений на появление новыхотношений и структур. Нет ограничений также на появление новых потребностей ицен- ностей, новых культурных образцов, технологий и социальных форм.
Уровень 2. Локусы, режимы синхронии,базовые факторы динамики, механизмы развития, стратегии, тенденции,локально-исторические события.
Подлокусом будем понимать любую заселенную или систематически используемую людьмитерриторию, в границах которой есть заданная степень сходства техноприродныхниш, социальных форм и культурных образцов. Данное понятие специально построенокак «резиновое»: квалификация той или иной территории как локусапрямо зависит от принятых критериев сходства. Как правило, под локусамипонимаются провинции (земли, губернии, штаты, области), совокупность которыхсоставляет территорию, занимаемую обществом. Однако, возможны более дробныемасштабы рассмотрения, где локусом будет лишь одно селение или дажедомохозяйство (микросоциологические и микроисорические исследования), либоболее крупные масштабы, где локусами являются уже общества или даже группыобществ на своих территориях (глобалистские исследования).
Наиболееобщим, в то же время конструктивным и открытым для концептуальногоразвертывания значимых структур и регулярнос- тей в социальной синхрониипредставляется парадигма человеческих режимов голландских историковДж.Гудсблома и Ф.Спира.
СогласноНорберту Элиасу люди всегда и везде вынуждены иметь дело с природнымокружением, с другими людьми и с самими собой. Соответственно, Гудсбломвыделяет
«экологическийрежим», отражающий более или менее регулярное поведение людей по отношениюк другим частям природы, и «социальный режим», включающий все правилаи регуляции, которые более или менее соблюдаются людьми в их взаимодействиях(Goudsblom 1989,1992). Сам Ф.Спир дополняет комплект «индивидуальнымрежимом», включающим все все формы контроля, которые люди осуществляют надсамими собой. Спир также проводит параллель между «индивидуальнымрежимом» и понятием «хабитуса» у Элиаса и Пьера Бурдье.
Режимыне описывают все поведение, но даже нарушение режимов означает знакомство людейс ними. Таким образом, любое, сколь угодно отклоняющееся поведение может бытьописано в отношении к преобладающим режимам.
Несложнопровести сооветствие между режимами и сферами бытия (Розов 1997а):экологические режимы осуществляются в биотехносфере, социальные — в социосфере,индивидуальные — в психосфере. Пропущенной остается важнейшая (сквозная длявсех остальных) кульуросфера, поэтому дополняем состав кульурным режимом — совокупностью регулярных решений и поведений, направленных на сохранение,порождение, передачу образцов (ритуалы, пересказ мифов, церковные служения,функционироваанаие библиотек и музеев, институтов образования, средствинформации и пропаганды и т.д.). Кроме того, индивидуальный режим по Спирулучше расширить за счет внешних процессов воспитания и обучения и называтьантропным режимом.
Нарядус четырьмя базовыми режимами можно выделить подрежимы и синтетические режимы(например, демографический режим как часть экологического, объединяющийрутинное поведение людей в отношении к деторождению), политический, правовой,социально-экономический режимы как части социального,воспитательно-образовательный режим как пересечение социального и культурногорежимов и т.д.
ЕслиСпир специально оставляет свое понятие режимов крайне общим и«расплывчатым», то при построении модели динамики представляетсяцелесообразным уточнение. Во-первых, режимы могут быть определены каксовокупности базовых процессов, регулярно реализуемых в заданныхтерриториальных границах (например, локуса). Во-вторых, целесообразно соединитьпонятие режимов с конструкциями социального функционирования и социальныхструктур (форм), разработанной в книге (Розов 1992, глава 2) и основанной насхеме функционально-методного отношения (Никаноров 1970) и расширении Марксовапонятия «способ производства».
Вэтом случае экологический, социальный, культурный и антропный режимы предстаюткак сети социальных функций, обеспеченных социальными способами.
Каждаясоциальная функция преобразует типовой набор входов (например,неудовлетворенные пищевые потребности индивидов и групп: люди голодны) втиповой набор выходов (потребности удовлетворены: люди накормлены). Очевидно,что каждая социальная функция может быть выполнена совершен- но различнымипутями — социальными способами.
Социальныйспособ (расширение Марксова «способа производства» и миросистемногопонятия «способы накопления») определяется здесь как организованнаясовокупность базовых процессов, осуществляющая одну или несколько социальныхфункций. К примеру, хозяйственные уклады, разные типы политического управления,военной мобилизации, пропаганды и образования являются социальными способамивыполнения соответствующих функций. Организацию способа задает его каркас:комплекс взаимосвязанных социальных форм (отношений между позициями и болеесложных структур), технологии как программы действий (поведенческие образцыразного уровня сложности), требования к персоналу, материальным входам,условиям, а также реализацию способы — комплекс функционально связанных базовыхпроцессов.
Выходыкаждой функции, как правило, являются входами иной функции. Большая частьфункций замкнута сама на себя, но в кажом режи- ме есть также терминальныефункции: начальные и конечные. К примеру, экологический режим«начинается» с функций преобразования ресурсов как части ниш техноприродногоокружения, а «заканчивается» потреблением произведенных конечныхпродуктов и выбросом разнообразных отходов.
Социальныережимы известны как замкнутые, так и разомкнутые. В замкнутых режимах все«выходы» — люди — являются также его «входами». В разомкнутыхрежимах либо требуется постоянная «подпитка» (допустим, рабами), либонапротив, режим не может «переварить» демографический рост, чтовыражается, как правило, в волнах миграций.
«Всечеловеческие режимы появляются как ответ на определенные социальные,экологические и психологические проблемы. Джоан Гудсблом коротко суммировал этотаким образом. Совместная жизнь порождает проблемы. Люди постоянно стараются ихрешить, и делая так, они порождают новые проблемы» (Spier p.5).
Этотобщий тезис развертывается в последующих понятиях механизмов развития, базовыхфакторов динамики, вызовов и ответов.
Науровне локуса осуществляются разнообразные механизмы развития: механизмрост-помехи, механизм синтез-распространение, механизм взаимостимуляции и др.Эти механизмы детально описаны в другой работе (Розов 1992, глава 2). Будучиструктурированы согласно сферам бытия, механизмы развития в своем совместномдействии порождают закономерности изменений, которые являются самостоятельнымибазовыми факторами исторической динамики.
Этибазовые факторы как совокупности аспектных закономерностей представляютсамостоятельную большую тему, требующую отдельного рассмотрения (см.Коротаев1997), поэтому здесь дадим лишь их перечисление.
Техноприродныебазовые факторы:
Факторматериальной жизнедеятельности (ФМЖ): закономерные изменения свойствтехноприродных ниш, к примеру, загрязнение, истощение и засоление почв,прокладка путей собщения, истребление, одомашнение животных и растений и т.д.
Факторресурсной обеспеченности (ФРО): закономерности истощения и восполнения почв,воды, полезных ископаемых, пищевых ресурсов.
Факторусловий техноприродной среды (ФУС): смена географического окружения примиграциях, изменения климата, земная активность, солнечная радиация, заболевания,прежде всего эпидемии, старение элементов инфраструктуры (от домов и дорог доатомных станций). Различаются спонтанные и антропогенные изменения условийсреды, соответствующие закономерности. См. Lamb 1982, Claxton 1985
Фактордемографической динамики (ФДД): закономерности роста населения, баланса идепопуляции. Этот фактор является главным предметом исторической демографии вее теоретическом аспекте (Hollingsworth 1969, Поляков 1987). Весь комплекспредставленных факторов являются предметом особой дисциплины — социоестественной истории (Чижевский 1924, Кульпин 1992).
Психосферныебазовые факторы:
Факторзаимствований, творчества и подкрепления (ФЗТП): закономерности тенденций квосприятию чужих образцов, созданию новых образцов, откликов на положительные иотрицательные подкрепления этого поведения. Этот фактор неплохо изучен вбихевиоризме, психологии твор- чества, исследованиях кросскультурных влияний.
Фактординамики потребностей (ФДП): закономерности развертывания потребностей вусловиях комфорта и свертывания в условиях дискомфорта. Об этом факторе как о«законе возвышения потребностей» писали еще К.Маркс и Ф.Энгельс, носистематических исследований, основанных на историческом материале, мне неизвестно.
Факторзакрепления задатков (ФЗЗ): генетические и социокультурные закономерностизакрепления приобретенных свойств в поколениях. Этот фактор прежде всего«работает» на стабилизацию, но только в неизменных условиях.Поскольку условия с неизбежностью рано или поздно меняются прикрепленностьзадатков к прежним условиям становится кризисогенной, а значит, усиливающейдинамику. Изучением этого фактора должна зани- маться этнология.
Социосферныебазовые факторы:
Факторвнешних столкновений (ФВС): закономерности военно-политических, экономических икультурных взаимодействий с представителями внешней социальной среды. Этопредмет и проблематика геополитики, геоэкономики и геокультуры. Наиболееперспективными в ге- ополитике представляются концепции Р.Коллинза иДж.Модельски (Collins 1995, Modelski 1995), в геоэкономике — направлениеанализа мировых систем (Wallerstein 1974-89, Chase-Dunn and Hall 1997), в гео-культуре — анализ межцивилизационных взаимодействий (McNeill 1963, 1995).
Факторвнутренних взаимодействий (ФВВ): закономерности протекания конфликтов,взаимопомощи и других взаимодействий внутри социального целого. Эта предметнаяобласть достаточно неплохо разработана в марк- сизме, классической социологии,конфликтологии, теории сотрудничества и др.
Факторрыночной динамики (ФРД): закономерности роста, кризисов, колебаний и развитияразного рода рынков — сферы систематических обменов (от «рынка»дочерей, сестер и дарообмена в общинах и чифдомах, через «рынок»привилегий, земельной собственности, рабов и крепостных, вплоть до нынешнейиерархии финансовых рынков современного капитализма). См. Collins 1990, 1992.
Культуросферныйбазовый фактор:
Фактордуховного развертывания (ФДР): закономерности развития образцов в религии,идеологии, философии, литературе, искусстве, науке. Огромный и разнородный материал,в том числе теоре- тического характера накоплен в гуманитарных науках (вистории литературы, истории искусств, истории философии, истории религий ит.д.), но построение единой стройной теории закономерностей духовногоразвертывания в связи с остальными перечисленными факторами — дело неблизкогобудущего (об онтологической основе такой теории — концепции «историчногоплатонизма» см. Розов 1992, глава 3).
Следующимикомпонентами данного уровня модели являются вызовы и ответы (А.Тойнби).Локальным вызовом будем считать всякое нарушение или угрозу нарушениялокального режима, которое делает невозможным прежнюю реализацию этого режима исвязанных с ним локальных режимов. Наиболее типичными вызовами являютсяисчерпание ресурсов и перенаселенность для экологических режимов, внешняявоенная угроза, внутренние классовые, этнические волнения и преступность длясоциальных режимов, чужеродное влияние и дискредитация традиций для культурныхи антропных режимов.
Каквидим, вызовы порождаются прежде всего базовыми факторами динамики. В то жевремя ответы на эти вызовы сами порождают новые вызовы (А.Тойнби).
Сточки зрения базовых процессов (основы режимов) вызовы рассматриваются каксистематические дефициты (отсутствия необходимых входов) и препятствия(излишние входы, мешающие процедурам процесса), это рассмотрение детальнопроведено в другой работе (Розов 1992). Вызовами следует считать такжеоткрывшиеся более широкие возможности удовлеворения ценностей и потребностей(открытие новых запасов ресурсов, геополитическое ослабление соседей и т.д.)
Ответна вызов — решения лидеров наиболее влиятельных социальных групп,соответствующая модификация поведения социальных групп. Комплексы решений иповедений индивидов и групп, которые, с одной стороны, не являются рутинными(т.е. частями режимов), с другой стороны, являются однонаправленными и приводятк социально-значимым последствиям будем называть стратегиями. В рамках данноймодели будем считать, что все стратегии являются ответами на вызовы, но лишьпоследовательные, устойчивые ответы (комплексы решений и поведений) являютсястратегиями.
Согласноглавной направленности выделяем материальные (демографические,производственные, коммуникационные, военные), социальные (управленческие,коммерческие), культурные (религиозные, идеологические, научные, эстетические)и антропные (обучающие, воспитательные, пропагандистские) стратегии.
Простойуспешный ответ прекращает или компенсирует действие вызова, ведет к закреплениюсоответствующих функций и способов, модификации и новому периоду стабильности врамках той же синхронии.
Перспективныйуспешный ответ, помимо преодоления вызова, открывает новые возможностиудовлетворения ценностей и потребностей, причем для этих реализации этихвозможностей есть адекватные социальные способы.
Безуспешныйответ не преодолевает вызов, что ведет к постепенному разрушению режимов,постепенному появлению и усилению внутренних и внешних вызовов.
Деструктивныйответ усиливает действие вызова и ведет к более быстрому разрушению режимов,лавинообразному появлению и усилению нутренних и внешних вызовов. Деструктивныеответные стратегии увеличивают нерелевантность между аспектами (подсистемами)локуса или всего общества, ведут к разного рода кризисам. Ясно, что такиестратегии состоят из ошибочных действий, почему же эти ошибки становятсясогласованным и вопроизводящимся социальным способом — стратегией? Априорноможно дать как минимум три объяснения: во-первых, какой-то, не самый значимый,но видимый лидерам стратегии аспект вызова нейтрализуется; во-вторых, в прежнихусловиях данная стратегия была исключительно эффективной, поэтому действуютфакторы инерции и безальтернативности, это то, что я называю «ловушкойуспешных стратегий»; в-третьих, в сложившейся конъюнктуре, лица и группы,занимающие ключевые социальные позиции получают мощное положительноеподкрепление от реализации стратегии на некоторый период, несмотря на то, что вмасштабе социального целого и в более долгой временной перспективе этастратегия деструктивна.
Ответныйсоциальный резонанс — положительное подкрепление реализации возможностей,открытых перспективным успешным ответом, т.е. удовлетворение ценностей ипотребностей как социальных элит, так и лидеров, большинства социальных групп,способных осуществить новый социальный способ.
Далее,на основе понятий перспективной стратегии и ответного социального резонансабудет построено понятие динамической стратегии.
Тенденциями(трендами) будем называть любые монотонные изменения характеристик социальногоцелого и его компонентов. Тенденции могут быть измерены не только количественно(в абсолютной шкале, шкале отношений или шкале промежутков), то также в шкалепорядка (см. о значимости шкалы порядка в истории Розов 1995).
Цикламиназываются регулярные смены тенденций положительного и отрицательного роста.
Локально-историческимисобытиями будем называть более или менее быстрые превращения объектов иситуаций, следствием которых являются существенные изменения социальных,экологических, культурных или антропных режимов в рамках рассматриваемого локуса.Такого рода события являются появление, трансформация, исчезновение социальныхформ, культурных образцов, технологий, изменения отношений (перемещения, войны,мятежи, революции и их результаты, установление или прекращение обмена,заключение и расторжение договоров и т.д.) существенно меняющие толщу базовыхпроцессов в рамках локуса.
Чтосчитать существенным изменеием режима? Разумеется, в каждом конкретномисследовании могут бытьт заданы свои критерии. В качестве закготовки предложимследующий, имеющий теоретическую и операциональную формы. В теоретическом планена помощт приходит проведенная выше концептуализация режима через иерархиюсоциальных функций и социальных способов. Существенным считается такоеизменение режима (системы рутинных базовых процессов жизнедеятельности), прикотором либо исчезает прежняя и на ее месте возникает новая социальная функция,реализация которой вызывает изменения остальных режимов в рамках всего локуса,либо изменение социальных способов вызывает острую потребность в появлении иреализации такой функции, причем неудовлетворение этой потребности угнетаетостльные режимы в рамках локуса.
Операциональноданный критерий работает так: изменение некоторого режима (например,экологического — вместо того, чтобы засевать поля пшеницей, пустили на ниховец) существенно, если наблюдается резкое падение одних и резкий рост другихтенденций (производство пшеницы в провинции упало, а производство шерсти быстровыросло), кризисные явления и последующие необратимые изменения в ресурснойбазе, технологиях и продукции смежных сфер (крестьяне остались без работы, ростсоциальной напряженности, миграции в город, рост мануфактур, рост закупок хлебав других областях и т.д.).
Список литературы
Н.С.Розов.Интегральная модель исторической динамики: структура и ключевые понятия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.