--PAGE_BREAK--
Таблица 2
Основные методы определения скидки за недостаточную
ликвидность
Метод определения скидки
за недостаточную ликвидность
Примечание
Метод сравнения показателей «стоимость предприятия/прибыль»
Сравниваются показатели «стоимость предприятия/прибыль» для аналогичных закрытых и открытых предприятий
Метод анализа затрат на продвижение акций на фондовый рынок
Оцениваются затраты на регистрацию акций, комиссионные брокерам за продвижение акций компании на фондовый рынок. Вычисляется процентное отношение этих затрат к стоимости выпускаемых акций. Это процентное отношение рассматривается как величина скидки за недостаточную ликвидность. Для закрытых компаний эти затраты гипотетические, т.е. учитывается, какими бы были затраты в случае эмиссии акций
Когда говорят об использовании премий и скидок в бездолговом анализе, то здесь частой ошибкой является использование в качестве базы всего инвестированного капитала. Скидки и премии должны применяться уже после вычета долга.
Владелец пакета акций является собственником части предприятия. Поэтому стандартный подход к оценке пакетов акций заключается в определении сначала стоимости предприятия в целом, а затем — ее части, соответствующей оцениваемому пакету и связанным с ним характеристикам контроля и ликвидности.
Стоимость контрольного пакета акций компании закрытого типа обычно предполагается пропорциональной общей стоимости предприятия.
Стандартный подход к оценке неконтрольного пакета акций включает этапы:
1) определение стоимости предприятия в целом;
2) деление полученной величины стоимости предприятия в целом на общее число выпущенных и находящихся в обращении акций, в результате чего получается базовая стоимость акции;
3) определение стоимости акции вычитанием из базовой стоимости акции скидки за неконтрольный характер;
4) определение стоимости пакета умножением стоимости акции на количество акций в пакете.
Например, определена стоимость предприятия в целом, ее величина составила 10 млн руб., общее количество обыкновенных акций, выпущенных предприятием, — 10 тыс. штук. Требуется определить стоимость пакета 20% акций этого предприятия. По мнению оценщика, скидка за неконтрольный характер пакета составляет 30%.
1. Найдем базовую стоимость одной акции:
10: 10 = 1 (тыс. руб.).
2. Определим стоимость одной акции с учетом скидки за неконтрольный характер, так как единичная акция, как и неконтрольный пакет, не дает их собственнику элементов контроля:
1000 — 30% * 1000 = 700 (руб.).
Таким образом, единичная акция или одна акция внутри неконтрольного пакета оценивается в 700 руб. за 1 шт.
3. Найдем количество акций, входящих в пакет 20%:
10 * 20% = 2 (тыс. шт.).
4. Рассчитаем стоимость оцениваемого неконтрольного пакета:
2 * 700 = 1 400 000 (руб.).
Таким образом, стоимость пакета 20% акций предприятия составляет 1,4 млн. руб.
Однако следует учесть эффект распределения собственности: при оценке небольших по размеру пакетов не следует вычитать скидки за неконтрольный характер, если в фирме мажоритарным интересом никто не владеет, но один из акционеров, стремясь получить контрольный пакет, готов заплатить премию за возможность приобрести один или несколько мелких пакетов. Тогда неконтрольные пакеты, приобретаемые для получения контрольного пакета, наоборот заслуживают премии.
Возможна следующая модификация стандартного подхода к оценке неконтрольных пакетов: оценивается сначала стоимость всего предприятия, затем рассчитывается пропорциональная неконтрольному пакету часть общей стоимости, после чего вычитается скидка на неконтрольный характер.
Оценить неконтрольные пакеты можно и другими способами:
1) информация для оценки неконтрольного пакета берется из данных по продаже сопоставимых неконтрольных пакетов открытых компаний, поэтому для определения стоимости неконтрольного пакета закрытых компаний вычитается скидка на недостаточную ликвидность;
2) на основе прогнозируемых по срокам и сумме дивидендов и выручки от продажи в будущем неконтрольного пакета определяется модель денежного потока, которая дисконтируется;
3) на основе прогноза не ограниченного по времени потока дивидендов без учета остаточной стоимости продажи проводится капитализация дохода.
В целом, для получения итоговой величины стоимости в процессе оценки предприятия в зависимости от размера приобретаемого пакета акций и его ликвидности учитываются: премия за приобретение контрольного пакета, скидка за неконтрольный характер, скидка за недостаточную ликвидность и иные факторы, влияющие на стоимость пакетов в конкретной ситуации.
2.2.Государственное регулирование оценочной деятельности в России
Регулирование оценочной деятельности— это система мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков и соответствия их определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование) или государственными органами (государственное регулирование) (либо совместно).
Регулирование развивается в рамках следующих процедур:
— определение методических требований к процедурам оценки, которые традиционно формулируются в стандартах оценки;
— определение требований к морально-этическим качествам оценщика, связанным с его независимостью (данные требования формулируются в кодексах профессиональной этики);
— определение требований к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы оценщика, которые отражаются в уровне профессиональных званий.
Основные формы саморегулирования оценочной деятельности отражены на схеме 1:
Формы государственного регулирования оценочной деятельности представляет схема 2:
Одной наиболее распространенной формой государственного регулирования профессиональной деятельности было лицензирование по отношению к большинству представителей массовых профессий, занятых обслуживанием населения (врачи, адвокаты, архитекторы, брокеры по недвижимости и т.д.). Лицензия — это разрешение со стороны государства на ведение данной деятельности, что обеспечивает определенный уровень качества обслуживания граждан. За рубежом лицензия, как правило, выдается различными органами управления, но все лицензионные требования, стандарты, связанные с получением лицензии, экзаменационные процедуры в основном разрабатываются и контролируются профессиональными организациями специалистов. Обычно лицензирование вводилось, когда профессия становилась массовой, получив развитие в условиях свободной конкуренции, и имела в своей основе развитую и доступную систему образования.
Лицензирование оценки недвижимости имеет особенности, так как, несмотря на существование значительного числа оценщиков, оценка не считается массовой специальностью. Оценка недвижимости расценивается как элитарная, так как к услугам оценщиков прибегают в большинстве случаев не граждане, а другие профессионалы — брокеры, работающие с недвижимостью, банковские служащие и т.д.
В России оценка как род деятельности и как профессия переживает период становления. С началом перехода к рыночным отношениям в России и, соответственно, с возникновением спроса на услуги оценщиков, было создано профессиональное общественное объединение — Российское общество оценщиков (РОО). РОО была создана методическая база для проведения оценочных работ, а также система профессиональной подготовки оценщиков в сотрудничестве с учебными заведениями. Однако бурное развитие профессии на волне переоценки основных фондов привело и к негативным последствиям. На рынке появилось много оценщиков, работающих вне рамок профессиональной организации, не придерживающихся каких-либо стандартов и оказывающих услуги очень низкого качества.
В связи с этим стало очевидно, что на этапе становления профессии в России необходимо введение государственного регулирования оценочной деятельности для поддержания должного качества услуг. Эту задачу решил Федеральный закон от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», который вводит лицензирование оценочной деятельности. Порядок лицензирования оценочной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.
Основными требованиями к лицензированию юридических лиц, изложенными в статье №24 Закона, являются:
— государственная регистрация в качестве юридического лица;
— наличие в штате юридического лица не менее одного работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
— уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности.
В развитие закона в августе 1999 было принято Постановление Правительства Российской Федерации №932 от 20 августа 1999 года «Об уполномоченном органе по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации», которое установило, что уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности является Министерство государственного имущества Российской Федерации. Уполномоченному органу было поручено разработать проект положения о лицензировании и оценочной деятельности в Российской Федерации и проект стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности.
Одной из основных форм государственного регулирования оценочной деятельности является разработка стандартов оценки, которые устанавливают определения фундаментальных понятий, относящихся к оценке имущества, и предлагают основные принципы осуществления оценочной деятельности.
Проведение оценочных работ включает в себя:
1) определение объекта оценки;
2) формирование задач и подхода к оценке;
3) определение вида оцениваемой стоимости;
4) заключение с заказчиком договора об оценке;
5) установление количественных и качественных характеристик объекта оценки;
6) анализ рынка, к которому относится объект оценки;
7) выбор и обоснование метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов;
8) обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, определение итоговой величины стоимости объекта оценки;
9) составление и передача заказчику отчета об оценке.
Требования к Договору об оценке определены статьей 10 Федерального закона «Об оценочной деятельности». В Договоре об оценке должны быть обозначены следующие моменты: основания заключения договора об оценке, вид объекта оценки, вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки, сумма вознаграждения за проведение оценки, сведения о страховании гражданской ответственности оценщика, сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана, указание объекта оценки (объектов оценки), а также его (их) описание.
Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки указаны в Федеральных стандартах оценки, утвержденных приказом МЭРТ от 20 июля 2007 года №254 «Требования к отчету об оценке» (ФСО 3). В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета, основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки, юридический адрес оценщика, реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки, стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения, последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата, дата определения стоимости объекта оценки, перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.
В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.
Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью.
Сейчас также существуют ФСО 1, утвержденные приказом МЭРТ от 20 июля 2007 года «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки», которые содержат понятие подхода к оценке и определения трех основных подходов к оценке, понятие даты оценки и требования к проведению оценки; и ФСО 2, утвержденные приказом МЭРТ от 20 июля 2007 года №255 «Цель оценки и виды стоимости».
В дальнейшем в Федеральный закон от 29 июля 1998 года №135-ФЗ были внесены изменения от 30 июня 2008 года, которые заключаются в том, что субъектом оценочной деятельности стало считаться физическое лицо, член СРО, застраховавший свою ответственность, и в том, что было отменено лицензирование. Теперь обязательным стало членство оценщиков СРО.
2.3. Мониторинг роста стоимости предприятия
Повышение рыночной стоимости предприятия является важнейшей целью всего менеджмента фирмы, так как выступает условием получения основного стандартного дохода с вложенного в предприятие капитала. Повысить стоимость предприятия на рынке можно разными способами, из которых одним из лучших является реализация инновационного проекта. Поэтому я рассмотрю конкретно мониторинг роста стоимости предприятия по мере реализации его инновационного проекта.
При управлении продуктовыми и процессными инновациями предприятия зачастую важным оказывается просто с надежностью следить за тем, чтобы дальнейшее продвижение по стадиям соответствующего инновационного проекта продолжало повышать оценочную рыночную стоимость фирмы, которая, как ожидают, в случае появления ее акций на фондовом рынке будет «подтверждена»- оценкой самого рынка.Если подобный мониторинг укажет, что оценочная рыночная стоимость компании в результате осуществления проекта начинает не повышаться, а понижаться, то следует незамедлительно внести коррективы в бизнес-план проекта. Для целей проведения указанного мониторинга необходимо совместить подход, основанный на методе дисконтированного денежного потока, и подход, базирующийся на выявлении синергетического эффекта роста стоимости накапливаемых предприятием активов.
Это позволяет сделать анализ с использованием так называемого «Q-фактора», предложенного Дж. Тобином.Этот анализ предполагает постоянное отслеживание двух важнейших параметров, отражающих то, как в результате осуществления инновационного проекта изменяются:
— соотношение («Q-фактор») между оценочной рыночной стоимостью АКТ* активов выполняющей проект фирмы и их восстановительной стоимостью АКТвосст (последняя представляет собой гипотетические затраты на создание рассматриваемого имущества, с учетом его износа, в настоящий момент времени при сегодняшних ценах на все необходимые покупные ресурсы); «Q-фактор» при этом равен:
Q
= АКТ*
АКТвосст
— разница ∆ между отражающей риски проекта ставкой дисконта iи средневзвешенной стоимостью iсвккапитала предприятия, реализующего данный проект.
Если параметры Qи ∆ увеличиваются, то по мере осуществления инновационного проекта растет и стоимость предприятия. Если они уменьшаются, то стоимость предприятия падает.
Граничными значениями приведенных параметров служат: для фактора Q— единица, для разницы ∆ — ноль.
Иначе говоря, когда оценочная рыночная стоимость изменившихся в результате осуществления активов фирмы превышает их восстановительную стоимость (Q iсвк), инновационный проект действительно увеличивает стоимость предприятия. Когда Q-фактор Тобина становится меньше единицы, а параметр ∆ падает ниже нуля, то стоимость реализующего проект предприятия из-за продолжения этого проекта уменьшается,
Конечно, в данном случае было бы корректно рассматривать не столько средневзвешенную стоимость капитала осуществляющей проект фирмы, сколько средневзвешенную стоимость капитала, который непосредственно используется для финансирования проекта. Это объясняется тем, что работающая и с другими проектами фирма может фактически в интересах отслеживаемого проекта использовать капитал с иной средневзвешенной стоимостью. Кроме того, норма дохода для собственного капитала такой фирмы в целом, по-видимому, отличается от ставки i,которая учитывает риски конкретного анализируемого проекта (за исключением случая, когда эта ставка рассчитывается по методу кумулятивного построения ставки дисконта).
Отмеченная проблема устраняется, если речь идет о фирме, специально созданной для осуществления лишь соответствующего инновационного проекта. Наглядно отмеченное отражается на диаграмме:
Q> 1
Q= 1
?
Стоимость предприятия повышается
Q
Стоимость предприятия повышается
?
i— iсвк
i— iсвк>0
i= iсвк
По поводу изменения стоимости реализующего инновационный проект предприятия нельзя сказать ничего определенного, если параметры Qи ∆ таковы, что в данный момент времени: а) фактор Qбольше единицы, но зато параметр ∆ меньше нуля — либо, наоборот, б) фактор Qменьше единицы при величине параметра ∆ большей нуля.Если природа отражения изменения стоимости предприятия Q-фактором Тобина достаточно ясна (в частности, рост количественной величины этого фактора соответствует росту ликвидационной стоимости фирмы), то требование для растущего в цене предприятия положительности параметра ∆ может быть объяснено тем, что планировавшийся в начале осуществления проекта его чистый дисконтированный доход (NPV)способен быть фактически подтвержденным только тогда, когда внутренняя норма рентабельности проекта на всем протяжении капиталовложений в него продолжает оставаться меньше стоимости используемого в проекте собственного и заемного капитала.Стоимость предприятия при этом также растет и потому, что компания, реализуя проект, продолжает пользоваться достаточно дешевым кредитом и имеет долю заемного капитала, достаточного для того, чтобы выигрывать от налоговой экономии в результате выведения из налогооблагаемой прибыли процентных платежей по долгосрочным кредитам. Вследствие всего этого средневзвешенная стоимость капитала фирмы оказывается достаточно низкой даже при том, что из-за увеличения доли заемного капитала в структуре капитала компании стоимость для инвестора собственного капитала предприятия повышается.
Обобщая, можно сказать, что если фактор Qбольше единицы и одновременно фактор ∆ больше нуля, обоснованная рыночная стоимость реализующей инновационный проект компании повышается в расчете как на возможную в будущем необходимость закрытия ставшего нерентабельным производства и продажу остающихся достаточно дорогими высвобождающихся производственных мощностей, так и на продолжение выпуска освоенной в инновационном проекте продукции. Поэтому сектор в системе координат «Q— ∆», представляющий собой верхнюю правую часть диаграммы (выше), наиболее благоприятен для роста стоимости компании.
Те четверти в учитываемой при рассматриваемом мониторинге диаграмме, в которых проставлены знаки вопроса, соответствуют сочетаниям значений факторов Qи ∆, которые не позволяют однозначно судить об изменении стоимости фирмы по мере осуществления инновационного проекта.
В самом деле, когда фактор Qбольше единицы, а фактор ∆ меньше нуля, предприятие может расти в цене только применительно к возможному переключению на иную продукцию с высвобождением и продажей части остающегося дорогим имущества, бывшего нужным для прежней продукции. Однако подобное переключение потребует дополнительных средств, что снизит стоимость действующей компании.
Когда же фактор ∆ больше нуля, но фактор Qменьше единицы, компания способна увеличивать свою стоимость лишь при условии непременного продолжения выпуска освоенной ею и пока выгодной продукции, несмотря на то, что обесценение (физический, функциональный, технологический и экономический износ) используемых активов происходит быстрее, чем по иным накапливаются амортизационные отчисления на реновацию и восстановление этих основных фондов. Такое явление неминуемо и, возможно, скоро приведет к нехватке средств самофинансирования для поддержания производственной мощности, вследствие чего денежные потоки предприятия ухудшаются, а его стоимость падает.
Очевидно, что наиболее неблагоприятная для компании ситуация складывается из-за проекта инновации тогда, когда затраты на приобретение нужных по проекту новых активов настолько увеличивают знаменатель фактора Тобина, что даже возможный рост обоснованной рыночной стоимости вновь создаваемых по проекту нематериальных активов не компенсирует уменьшения фактора Qниже единицы. В то же время в этой ситуации фактор для инновационного проекта с положительным показателем NPVоказывается меньше нуля из-за дорогого инвестиционного кредита, который выдается по высокой кредитной ставке, отражающей восприятие кредитором еще не снизившихся рисков недостаточно продвинутого или просто неудачного проекта.
Описанный выше способ мониторинга за влиянием инновационного проекта на изменение стоимости предприятия должен рекомендоваться в первую очередь для тех стадий ведущегося проекта, когда технологическая инновация еще только осваивается, что предполагает продолжение капиталовложений в новые активы и не позволяет ориентироваться на уже налаженные по проекту денежные потоки от продаж соответствующей продукции. Именно в это время важно, в какой степени достигается ранее анализировавшаяся имущественная синергия — она найдет отражение в факторе Q— и насколько дешевый и какой по величине заемный капитал используется для разворачивания проекта, что отслеживается в факторе ∆.
Для последующих стадий проекта более естественно в качестве фактора рассматривать не разность между нормой дохода (ставкой дисконта) по проекту и средневзвешенной стоимостью финансирующего проект капитала, а то, насколько фактически достигнутая и измеренная в денежных потоках проекта отдача со сделанных в него капиталовложений (CFROIфакт)превышает норму дохода (ставка дисконта) iпо проекту и продолжает ли превышать ее вообще.
Таким образом, фактор следует определять так:
продолжение
--PAGE_BREAK--