Реферат по предмету "Экономика"


Организация оплаты труда на ОАО "Пеленг" и направления ее совершенствования

Содержание
1. Характеристика ОАО «Пеленг» и стратегия егоразвития
2. Описание продукции и оказываемых услуг
3. Анализ рынков сбыта и стратегия маркетинга
4. Производственный план
5. Организационный план
6. Инвестиционный план
7. Мероприятия по энергосбережению
8. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности
9. Индивидуальное задание
9.1 Организация оплаты труда на ОАО «Пеленг» инаправления ее совершенствования
Список использованных источников
1. Характеристика ОАО «Пеленг» истратегия его развития
ОАО «Пеленг» — крупноемногопрофильное предприятие, специализирующееся в области лазерных,оптико-электронных и оптико-механических приборов и систем. Они имеют каквоенное назначение, так и гражданское (в медицине, космических исследованиях,народном хозяйстве и в быту).
Местонахождение предприятия:
220023 г. Минск, ул. Макаенка,23.
Производственный потенциал ОАО«Пеленг» позволяет выпускать на уровне мировых образцов следующуюпродукцию:
измерительные, наблюдательныеприборы специального назначения;
прицельную технику, в том числес использованием лазеров;
изделия для машиностроения иавтомобилистов;
осветительную аппаратуру;
товары народного потребления.
Основной целью, стоящей перед ОАО«Пеленг», является:
1. Стабильноефинансово-экономическое развитие предприятия.
2. Производствовысококачественной конкурентоспособной экспорто-ориентированной иимпортозамещающей продукции.
3. Повышение жизненного уровняработников предприятия.
Основными задачами всоответствии с поставленной целью являются:
обновление производственныхмощностей;
создание новой современнойконкурентоспособной продукции, обладающей высоким экспортным потенциалам;
увеличение ассортимента и выпускновой импортозамещающей продукции; расширение рынков сбыта, как в ближнем, таки в дальнем зарубежье.
На основании данных отчета оприбылях и убытках (приложение А) проведем анализ основных показателейхозяйственной деятельности ОАО «Пеленг» за 2006-2007 гг. (таблица 1).
По сравнению с 2006 г. в 2007 г.произошло увеличение выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг на18118 млн. руб. (или на 32,1%), себестоимости реализованных товаров, работ,услуг (на 19178 млн. руб. или на 37,7%), расходов на реализацию на 505 млн. руб.или 33,5%. Прибыль от реализации ОАО «Пеленг» снизилась по сравнениюс 2006 г. на 1565 млн. руб.
 
Таблица 1. Основныепоказатели деятельности ОАО «Пеленг» за 2006-2007 гг. Показатели 2006г., млн. руб. 2007г., млн. руб. Отклонение от прошлого периода в стоимостном выражении в% Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг 63296 82297 +19001 130,0 Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг 6777 7660 +883 113,0 Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) 56519 74637 +18118 132,1 Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг 50840 70018 +19178 137,7 Управленческие расходы - - - - Расходы на реализацию 1508 2013 +505 133,5 Прибыль (убыток) от реализации 4171 2606 -1565 62,5 Операционные доходы 27370 35991 +8621 131,5 Операционные расходы 26436 34251 +7815 129,6 Прибыль (убыток) от совместной деятельности - - - - Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов 934 1740 +806 186,3 Внереализационные доходы 694 397 -297 57,2 Внереализационные расходы 3296 2782 -514 84,4 Сумма источников собственных средств, направленных на покрытие убытков - - - - Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов -2602 -2385 +217 - Прибыль (убыток) за отчетный период 2503 1961 -542 78,3 Налог и сборы, производимые из прибыли 1861 1809 -52 97,2 Расходы и платежи из прибыли 11 6 -5 54,5 Сумма льгот по налогу на прибыль - - - - Прибыль (убыток) к распределению 631 146 -485 23,1
Операционные доходы выросли на8621 млн. руб., операционные расходы — на 7815 млн. руб.
Прибыль от операционных доходов ирасходов увеличилась по сравнению с 2006 г. на 806 млн. руб.
Внереализационные доходысократились на 297 млн. руб., внереализационные расходы — на 514 млн. руб.
Убыток от внереализационныхдоходов и расходов уменьшился по сравнению с 2006 г. на 217 млн. руб.
Подводя итог в целом, следуетотметить, что результатами финансовой деятельности ОАО «Пеленг» за2006-2007 гг. является прибыль, по сравнению с 2006 годом она снизилась на 542млн. руб., темп роста составил 78,3%.
Налоги и сборы, производимые изприбыли снизились на 52 млн. руб., а расходы и платежи из прибыли — на 5 млн. руб.
Нераспределенная прибыльсократилась на 485 млн. руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Для оценки эффективностидеятельности ОАО «Пеленг» проведем анализ показателей рентабельности.
1) рентабельность оборота (продаж):
/>

На 01.01.2007 г.:
/>
На 01.01.2008 г.:
/>
2) рентабельность текущих затрат:
/>
На 01.01.2007 г.:
/>
На 01.01.2008 г.:
/>
3) рентабельность совокупныхактивов:
/>
На 01.01.2007 г.:

/>
На 01.01.2008 г.:
/>
4) рентабельность оборотныхсредств:
/>
На 01.01.2007 г.:
/>
На 01.01.2008 г.:
/>
5) рентабельность собственногокапитала:
/>
На 01.01.2007 г.:
/>

На 01.01.2008 г.:
/>
6) рентабельность средств наоплату труда:
/>
На 01.01.2007 г.:
/>
На 01.01.2008 г.:
/>
Результаты расчетовсвидетельствуют о значительном снижении рентабельности деятельности ОАО «Пеленг»в 2007 г. по сравнению с 2006 г.
Снижение прибыли от реализации ирост выручки от реализации привели к снижению рентабельности оборота на 3,42% (3,17%- 6,59%). В 2007 году показатель рентабельности текущих затрат снизился на 4,48%(3,72% — 8,2%) по сравнению с 2006 г., это свидетельствует об ухудшенииэффективности деятельности ОАО «Пеленг».
Для показателя рентабельности совокупныхактивов также характерна тенденция спада, по сравнению с 2006 г. данныйпоказатель в 2007 г. снизился на 0,73% (1,69% — 2,42%). Отрицательным моментомявляется и тот факт, что за 2006-2007 гг. снижение характерно и для показателярентабельности оборотных средств на 1,47% (4,18% — 5,65%). Все этосвидетельствует об ухудшении использования средств ОАО «Пеленг».
В 2007 году рентабельностисобственного капитала снизилась на 0,82% (1,91% — 2,73%) к уровню 2006 г., этосвязано с тем, что темп роста прибыли ОАО «Пеленг» ниже темпа ростасобственного капитала.
Анализ рентабельности фондазаработной платы показал, что за 2007 г. данный показатель снизился посравнению с 2006 г. на 4,77% (7,64% — — 12,41%). Это объясняется тем, что темпроста фонда заработной платы превысил темп роста прибыли.
Таким образом, приведенный вышеанализ показателей рентабельности свидетельствует об ухудшении деятельности ОАО«Пеленг», поскольку в 2007 году все рассчитанные показателирентабельности имеют тенденцию снижения по сравнению с 2006 г.
Произведем анализ финансовогосостояния ОАО «Пеленг» за 2006-2007 гг. на основании бухгалтерскогобаланса (приложении Б). Анализ финансового состояния начнем с изучения составаи структуры имущества (таблица 2).
 
Таблица 2. Анализактивов ОАО «Пеленг» по состоянию на 1 января 2008 г. Наименование статей На 01.01.2007 г. На 01.01.2008 г. Изменения (+/-) Темп изменения, % сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % 1 2 3 4 5 6 7 8
Всего активов 103369 100,0 115848 100,0 +12479 - 112,1 1. Внеоборотные активы 59074 57,1 68902 59,5 +9828 +2,4 116,4 1.1 основные средства 58233 56,2 68683 59,2 +10450 +3,0 117,9 1.2 нематер. активы 11 0,1 9 0,1 -2 - 81,8 1.3 вложения во внеоборотные активы 830 0,8 210 0,2 -620 -0,6 25,3 2. Оборотные активы 44295 42,9 46946 40,5 +2651 -2,4 106,0 2.1 запасы и затраты 10788 10,4 17551 15,2 +6763 +4,8 162,7 2.2 налоги по приобретенным ценностям 1197 1,2 2348 2,0 +1151 +0,8 196,2 2.3 готовая продукция 16104 15,6 11139 9,6 -4965 -6,0 69,2 2.4 товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги 8227 8,0 10280 8,8 +2053 +0,8 125,0

2.5 дебиторская задолженность 4627 4,5 3542 3,1 +1085 -1,4 76,6 2.6 финансовые вложения 1482 1,4 1489 1,3 +7 -0,1 100,5 2.7 денежные средства 1870 1,8 597 0,5 -1273 -1,3 31,9
Анализируя структуру активабаланса ОАО «Пеленг» следует отметить, что на конец отчетного периодаобщая стоимость имущества составила 115848 млн. руб. и по отношению к началуотчетного периода увеличилась на 12,1%. Основную долю в общей сумме активов на01.01.2008 г. занимают внеоборотные активы. Сумма внеоборотных активов на 01.01.2008г. составила 68902 млн. руб., на 01.01.2007 г. составляла 59074 млн. руб.,удельный вес на конец отчетного периода увеличился на 2,4% (с 57,1% до 59,5%). Вструктуре внеоборотных активов на 01.01.2007 г. и на 01.01.2008 г. основнуюдолю занимали основные средства (их сумма увеличилась на 10450 млн. руб., аудельный вес в общей сумме актива баланса вырос на 3,0%).
По сравнению с 2006 годомпроизошло снижение удельного веса оборотных активов на 2,4%. Их сумма на конецотчетного периода составила 46946 млн. руб. В структуре оборотных активов на 01.01.2007г. и на 01.01.2008 г. основная доля принадлежит запасам и затратам, готовой продукции,товарам отгруженным, выполненным работам, оказанным услугам. Дебиторскаязадолженность ОАО «Пеленг» по сравнению с 2006 г. выросла на 1085 млн.руб., финансовые вложения — на 7 млн. руб., а денежные средства сократились на1273 млн. руб.
На основе бухгалтерского балансаОАО «Пеленг» проведем анализ пассива бухгалтерского баланса (таблица 3).
 
Таблица 3. Анализструктуры пассива бухгалтерского баланса ОАО «Пеленг» по состоянию на1 января 2008 г. и влияния основных разделов баланса на пополнение его активнойчастиНаименование статей На 01.01.2007 г. На 01.01.2008 г. Изменения (+/-) Темп изменения, % сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Источники собственных средств 91686 88,7 102796 88,7 +11110 - 112,1
1.1 уставный фонд 277 0,3 277 0,2 -
1.2 резервный фонд 1318 1,3 1340 1,2 +22 1.3 добавочный фонд 66016 63,9 78320 67,6 +12304 1.4 нераспределенная прибыль 22576 21,8 21847 18,9 -729 1.5 целевое финансирование 1499 1,4 1012 0,8 -487 2. Доходы и расходы 425 0,4 -364 -0,3 -789
2.1 резервы предстоящих расходов 351 0,4 450 0,4 +99
2.2 расходы будущих периодов -11 -0,1 -869 -0,8 -858
2.3 доходы будущих периодов 85 0,1 55 0,1 -30
3. Расчеты,
в том числе: 11258 10,9 13416 11,6 +2158
3.1 краткосрочные кредиты и займы 1353 1,4 4871 4,2 +3518 3.2 долгосрочные кредиты и займы - - - - - 3.3 кредиторская задолженность 5839 5,6 6376 5,5 +537 3.4 прочие виды обязательств 4066 3,9 2169 1,9 -1897 4. Баланс 103369 100,0 115848 100,0 +12479
Анализируя данные таблицы 3,следует отметить увеличение собственных средств ОАО «Пеленг» на 11110млн. руб. или на 12,1%, расчеты ОАО «Пеленг» увеличились на 2158 млн.руб. или 19,2%, а доходы и расходы сократились на 789 млн. руб.
Анализ структуры пассива ОАО«Пеленг» показывает, что основную долю в общей сумме пассива занимаютсобственные средства, удельный вес в структуре пассива баланса на конецотчетного периода не изменился по сравнению с 01.01.2007 г. Среди собственныхсредств основной удельный вес занимает добавочный фонд, сумма увеличилась на12304 млн. руб.
Удельный вес доходов и расходовуменьшился на 0,7%. Резервы предстоящих расходов увеличились на 99 млн. руб.,доходы будущих периодов сократились на 30 млн. руб.
Удельный вес расчетов вырос на0,7%. Расчеты ОАО «Пеленг» представлены в основном кредиторскойзадолженностью. На 01.01.2007 г. кредиторская задолженность составляла 5839 млн.руб., а на конец периода — 6376 млн. руб., рост составил 537 млн. руб. или 9,2%.Краткосрочные кредиты и займы увеличились на 3518 млн. руб., а прочие видыобязательств снизились на 1897 млн. руб.
Для оценки структуры баланса иплатежеспособности ОАО «Пеленг» рассмотрим следующие коэффициентыликвидности, приведенные в таблице 4.

Таблица 4. Коэффициентытекущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами ОАО«Пеленг» Наименование показателя
На 01.01.
2007 г.
На 01.01.
2008 г. Норматив
Коэффициент текущей ликвидности
К1=стр.290/ (стр.790-стр.720) 3,935 3,499
К1³1,0
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
К2= (стр.590+стр.690-стр. 190) /стр.290 0,746 0,714
К2³0,1
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами
К3=стр.790/стр.390 или стр.890 0,109 0,116
К3£0,85
Коэффициент абсолютной ликвидности
Кабс= (стр.260+стр.270 баланса) /
/ (стр.790-стр.720 баланса) 0,298 0,155
Кабс³0,2
Коэффициент текущей ликвидности:
/>
Рисунок 1. Коэффициенттекущей ликвидности, К1
На 01.01.2007 г.:
44295/11258 = 3,935
На 01.01.2008 г.:

46946/13416 = 3,499
Коэффициент текущей ликвидностина начало и конец отчетного периодов имеет значение выше нормативного, этосвидетельствует о том, что ОАО «Пеленг» обеспечено собственнымиоборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременногопогашения срочных обязательств.
Коэффициент обеспеченностисобственными оборотными средствами:
На 01.01.2007 г.:
(91686 + 425 — 59074) / 44295 =0,746
На 01.01.2008 г.:
(102796 — 364 — 68902) / 46946 =0,714
/>
Рисунок 2. Коэффициентобеспеченности собственными оборотными средствами, К2
Коэффициент обеспеченностисобственными оборотными средствами на начало и конец отчетного периодасоответствует нормативу, это свидетельствует о том, что у ОАО «Пеленг»достаточно собственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельностии обеспечения финансовой устойчивости.
Коэффициент обеспеченностифинансовых обязательств активами:
На 01.01.2007 г.:
11258/103369 = 0,109
На 01.01.2008 г.:
13416/115848 = 0,116
/> 
Рисунок 3. Коэффициентобеспеченности финансовых обязательств активами, К3
Значение данного коэффициентасоответствует нормативу, то есть ОАО «Пеленг» способно рассчитатьсяпо своим финансовым обязательствам после реализации активов.
Коэффициент абсолютнойликвидности:

/> 
Рисунок 4. Коэффициентабсолютной ликвидности, Кабс
На 01.01.2007 г.:
(1482 + 1870) / 11258 = 0,298
На 01.01.2008 г.:
(1489 + 597) / 13416 = 0,155
Значения коэффициента абсолютнойликвидности на 01.01.2007 г. соответствует нормативу, а на 01.01.2008 г. несоответствует нормативу. Коэффициент абсолютной ликвидности — это нормаденежных резервов. Приведенные выше расчеты свидетельствуют о том, что на 01.01.2008г. у ОАО «Пеленг» нет гарантии погашения долгов.
Таким образом, анализплатежеспособности и ликвидности показал, что ОАО «Пеленг» обеспеченособственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности исвоевременного погашения срочных обязательств, у ОАО «Пеленг» достаточнособственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности иобеспечения финансовой устойчивости, предприятие способно рассчитаться по своимфинансовым обязательствам после реализации активов, однако у ОАО «Пеленг»на 01.01.2008 г. нет гарантии погашения долгов.
2. Описание продукции и оказываемых услуг
Основными видами выпускаемой наОАО «Пеленг» продукции и оказываемых предприятием услуг являются:
1. Фотоплоттер планшетный ФП-2.
2. Неликвиды.
3. Фоторегистрирующая станцияФРС-4 «Редан».
Фоторегистрирующая станция ФРС-4«Редан» предназначена для фоторегистрации перемещающихся впространстве объектов с целью определения их координат в функции времени.
4. Фототрансформаторавтоматизированный «Пеленг».
Фототрансформатор предназначендля трансформирования изображения плановых и перспективных аэро — и космическихфотоснимков с целью получения фотопланов, фотокарт и других измерительныхфотодокументов заданного масштаба.
5. Малогабаритный телевизионныйтеодолит «Контур-Т».
Малогабаритный телевизионный теодолит«Контур-Т» предназначен для регистрации на магнитный носитель вцифровом виде изображения летящих объектов и служебной информации дляпоследующего определения угловых координат летательных аппаратов, а также дляосуществления объективного контроля при проведении стрельб средствами ПВО.
6. Многозональная аппаратураМК-4.
Многозональная аппаратура МК-4предназначена для установки на космическом аппарате «Ресурс» ипроизводит фотографирование земной поверхности в четырех областях спектра (впределах видимого и ближнего инфракрасного диапазонов).
7.  Модернизация комплекса.
Установка телевизионной системыобнаружения и сопровождения цели вместо телевизионного визира «Карат»позволяет улучшить основные характеристики и значительно повышает эффективностьработы комплекса.
8. Прицел ПК-Р.
Предназначен для размещения намобильной пусковой установке, оснащенной переносными зенитно-ракетнымикомплексами типа «Игла».
9. Наблюдательный тепловизионныйприбор ПНТ-1.
Наблюдательный тепловизионныйприбор ПНТ-1 предназначен для дневного и ночного наблюдения за объектами по ихсобственному тепловому излучению.
10.  Растровый фотоплоттер РФП.
Предназначен для вывода нарулонный фотоматериал информации, представленной в цифровой форме с цельюполучения фотоизображения.
11. Система технического зрения.
Телевизионная головкасамонаведения предназначена для использования в системах высокоточного оружия,а также для установки на беспилотные летательные аппараты.
12. Длиннофокусные объективы стелевизионными камерами.
Длиннофокусные объективыпредназначены для формирования оптического изображения на мишенияхпереключаемых телевизионных камер (дневной и низкоуровневой).
13.  Приборпроекционно-увеличительный УВТ-50.
Приборпроекционно-увеличительный УВТ-50 предназначен для получения черно-белых ицветных фотоотпечатков с фрагментов широкоформатных пленок.
14.  Высокоточнаяоптико-электронная теодолитная система «Виола».
Высокоточная оптико-электроннаятеодолитная система «Виола» предназначена для измеренияпространственных координат летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, ракети других объектов) при испытаниях бортовых навигационных комплексов и системвооружения, сертификации взлетно-посадочных характеристик, отработке системавтоматической посадки, проведении различных летных экспериментов.
15.  Высокоточный телевизионныйтеодолит «Висмутин-М».
Предназначен для измерения угловыхкоординат летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, ракет и других объектов)при сертификации их взлетно-посадочных характеристик, отработки системавтоматической посадки, испытаний систем вооружения и бортовых навигационныхкомплексов.
16. Всепогодные телевизионныекамеры.
Всепогодные телевизионные камерычерно-белого изображения на ПЗС матрицах предназначены для эксплуатации наоткрытом воздухе в широком диапазоне климатических условий.
17. Модернизация серийныхприцелов наводчика.
Программа модернизации серийныхприцелов наводчика, установленных на танках и БМП.
18. Модернизация ТПН-1.
Модернизация прицела ТПН-1,предназначенного для установки на танки Т-55, Т-62, Т-64 и Т-72.
19.  Модернизация ТПН-3.
Модернизация прицела ТПН-3,предназначенного для установки на танки Т-72 и Т-80.
20. Прицельный комплекс «Рубеж».
Прицельный комплекс «Рубеж»,предназначен для установки на вновь изготавливаемые, а также для модернизацииранее выпущенных БМП-2.
21. Тепловизионный прицел «Тисас».
Тепловизионный прицел «Тисас»предназначен для модернизации СУО танка Т-72М1.
22.  Многоканальный прицелнаводчика «Сосна».
Многоканальный прицел наводчика«Сосна» предназначен для модернизации СУО бронетанковой техники.
23.  Тепловизионный прицел«Эсса».
Тепловизионный прицел «Эсса»предназначен для модернизации СУО танка Т-90С.
24.  Прицел «Сож».
Прицел «Сож» предназначендля установки на вновь изготавливаемые БМП-3, а также для модернизации ранеевыпущенных БМП-3.
25. Прицел-прибор наведения длякомплекса «Кливер».
Прицел-прибор наведенияпредназначен для установки в одноместном боевом отделении комплекса «Кливер».
26. Модернизация прицела 1ПН22.
Прицел 1ПН22 предназначен дляустановки на БМП-1.
27. Низкоуровневый телевизионныймодуль.
Низкоуровневый телевизионныймодуль предназначен для установки в прицелы вместо тепловизионной камерыCATHERINE-FC фирмы THALES и выполнен в ее габаритах и с дублированием еефункций.
28.  Прожектор ПЛ-1.
Инфракрасный лазерный прожекторПЛ-1 позволяет увеличить дальность распознавания цели и адаптирован к установкевместо всех модификаций прожекторов ОУ-3, ОУ-5, Л-4.
29. Телевизионная системаводителя.
Телевизионная система водителяпредназначена для обеспечения обзора и улучшения вождения и маневрированиягусеничных машин в условиях отсутствия возможности прямого визуальногонаблюдения местности водителем.
30. Микроскоп сравнения «ПеленгМС-2».
Микроскоп предназначен дляидентификации объектов криминалистических исследований и выпускается вразличных модификациях.
31. Микроскоп сравнения «ПеленгМС-3».
Микроскоп предназначен дляидентификации объектов криминалистических исследований и является напольнымвариантом микроскопа «Пеленг МС-2» с некоторыми отличиями вконструкции.
32. Видеоспектральный компараторЭД 1100.
Видеоспектральный компаратор ЭД1100 предназначен для проведения экспертной проверки документов.
34. Дефектоискатель вихретоковыйВК-Д-01.
Малогабаритный вихретоковыйдефектоискатель ВК-Д-01 предназначен для определения визуально невидимыхизменений либо подделок заводских маркировочных обозначений узлов и деталейавтотранспортных средств.
35. Оптико-локационная системадля средств ПВО.
Система предназначена дляповышения боевых возможностей систем ПВО в условиях сильных радиолокационныхпомех.
36. Фонарь АЗС-0-001.
Предназначен для использованияпри поисковых и иных работах в ночное и сумеречное время, обеспечиваетповышенную дальность освещения.
37. Измеритель нижней границыоблачности.
Краткое описание: ИНГОпредназначен для измерения высоты облаков в месте установки измерителя и можетработать как автономно, так и в составе автоматизированной метеорологическойизмерительной системы (АМИС). ИНГО представляет собой наземный прибордистанционного зондирования, состоящий из датчика и блока управления ииндикации на базе персональной ЭВМ. Прибор проводит автоматические измерения спериодичностью, задаваемой оператором, а также поддерживает проведениеизмерений по команде оператора. Передача информации от датчика в блокуправления и индикации либо в АМИС осуществляется в кодах AFSCII черезинтерфейс RS-232С или через модем на расстоянии до 8 км. ИНГО имеет встроенныйфункциональный контроль состояния прибора. Имеется возможность подключенияприбора к автоматизированным системам.
38. Прибор для измеренияметеорологической дальности видимости.
Краткое описание: приборпредназначен для непрерывного измерения метеорологической дальности видимости (МДВ)как в составе автоматизированных метеостанций (АМИС), так и автономно. Дляопределения МДВ используется принцип измерения пропускания слоя атмосферы,равный измерительной базе. Прибор имеет встроенную микропроцессорную систему,обеспечивающую управление и контроль процесса измерения, режим самотестированияотдельных блоков и узлов. Данная система также производит первичную обработку ипередачу данных на расстояние до 8км на устройства отображения информации (табло,дисплей ПЭВМ, дисплей АМИС). Блок сопряжения позволяет подключать к АМИС до 8приборов. Возможно использование существующих силовых и сигнальных коммуникацийв местах установки приборов. ПЭВМ поставляется по согласованию с Заказчиком. Программноеобеспечение для ПЭВМ поставляется вместе с прибором. Количество измерительныхбаз и их длину определяет Заказчик исходя из необходимого ему диапазонаопределения МДВ (МОД).
39. Анеморумбометр.
Краткое описание: анеморумбометрпредназначен для измерения мгновенной (скользящее осреднение за 3с),максимальной и средней скоростей и направления ветра при проведенииметеорологических измерений, регистрации и отображения информации на внешнихустройствах. Измерения могут проводиться в любое время суток как автономно, таки в составе метеорологических станций, в том числе автоматизированных станцийаэропортов. Принцип действия анеморумбометра состоит в преобразованиимеханического воздействия ветрового потока в цифровой код и, после обработки иусреднения, в информацию, удобную для потребителя с возможностью вывода намонитор ПЭВМ и сохранения на жестком диске ПЭВМ в текстовом виде. По желаниюпотребителя программное обеспечение выполняет скалярное или векторноеосреднение скорости ветра. Программное обеспечение позволяет выполнятьархивирование результатов измерения за 30 суток.
40. Прибор для контроляподлинности акцизных марок «Пеленг ВК-04».
Прибор «Пеленг ВК-04» предназначендля контроля подлинности акцизных марок Республики Беларусь.
41. Аналитическо-цифроваяфотограмметрическая станция АЦФС-М.
Предназначена для создания иобновления цифровых, электронных карт, планов городов и высокоточных моделейместности по одиночным аэрокосмическим фотоснимкам.
42. Автоматизированное рабочееместо дешифровщика АРМ-ДМ.
Автоматизированное рабочее местодешифровщика применяется при обновлении и составлении топографических карт ипредназначено для дешифрирования космических и аэрофотоснимков различных видов.
43. Аналитическийстереофотограмметрический прибор АСФП-2.
Предназначен для получения цифровойинформации о рельефе и контурах местности с космических и аэрофотоснимков спередачей полученных данных в компьютер.
44. Аналитическийстереофотограмметрический прибор АСФП.
Предназначен для полученияцифровой информации о рельефе и контурах местности с космических иаэрофотоснимков с передачей полученных данных в компьютер.
45. Аэрофотоаппараттопографический АТ-204.
Аэрофотоаппарат предназначен дляпланового фотографирования местности с целью получения высокоточных фотоснимков.
3. Анализ рынков сбыта и стратегия маркетинга
Основа рыночной политики ОАО«Пеленг» — экономическое развитие на основе выпускаконкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям мировых стандартов, выходна мировой рынок с высококачественной и недорогой продукцией.
В каждом из региональных рынковвыделяются несколько типов потребительских рынков:
рынок потребителей спецтехники;
рынок потребителей изделийприцельной техники и наблюдательных приборов (условно: оптовый, розничный,вторичный);
рынок потребителей продукциигражданского назначения;
рынок потребителей товаровнародного потребления (условно: оптовый, розничный, вторичный);
рынок потребителей услуг (изготовлениекомплектации, передача документации).
Рынок стран СНГ (Россия,Украина, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Армения,Азербайджан). Характеризуется сильной зависимостью от политической иэкономической ситуации. Общий спад экономической активности, вызывающий ипадение платежеспособного спроса в частности, отрицательно влияет на динамикуразвития рынков потребителей услуг и товаров народного потребления. Положительнаядинамика проявляется на рынках потребителей специальной техники, изделийприцельной техники и наблюдательных приборов (перевооружение, модернизация).
Рынок стран Балтии (Литва,Латвия Эстония).
Рынок, однозначноориентированный на потребление продукции, произведенной в странах ЗападнойЕвропы и Америки. Участие в военно-политическом блоке НАТО и использование егостандартов накладывает большие ограничения на возможность экспорта спецтехники.Присутствие на рынке потребителей изделий прицельной техники и наблюдательныхприборов большого количества мировых торговых марок создает высокий уровеньконкуренции, при котором помимо показателя цена/качество важное значениеприобретает уровень послепродажного обслуживания.
Существует возможность экспортана этот рынок приборов наблюдения и прицелов ночного видения низкой ценовойкатегории, бытовой оптики, а также услуг.
Рынки государств дальнегозарубежья.
Рынок стран Восточной Европы.
Характерен быстрым увеличениемплатежеспособного спроса. Возможна положительная динамика развития всех типовпотребительских рынков, в том числе рынка потребителей медицинской техники приполучении разрешения на использование в клинической практике каждой конкретнойстраны предлагаемых к экспорту изделий. Участие многих стран этого рынка ввоенно-политическом блоке НАТО и использование его стандартов накладываетбольшие ограничения на возможность экспорта спецтехники. Однако, ограниченностьсобственных ресурсов этих стран, подталкивают их к компромиссным решениям привыборе поставщиков изделий прицельной техники и наблюдательных приборов. Этоподтверждает все увеличивающийся интерес к подобной продукции производстваБелОМО.
Присутствие на рынкепотребителей изделий прицельной техники и наблюдательных приборов большогоколичества мировых торговых марок создает высокий уровень конкуренции, прикотором помимо показателя цена/качество важное значение приобретает уровеньпослепродажного обслуживания.
Важнейшей характеристикой рынкастран Восточной Европы является стремление к сохранению положительного сальдово внешнеторговых операциях. Поэтому увеличение доли предприятия на этом рынкебудет зависеть от перераспределения доли товарных групп в общем фиксированномобъеме экспорта белорусских производителей.
Рынок стран Западной Европы.
Статичный рынок. Динамика егоразвития на порядок ниже динамики рынка стран Восточной Европы. Практическибесперспективен для экспорта специальной техники и изделий медицинской техники.Весь объем экспорта составлен товарами народного потребления. Увеличение объемаэкспорта происходит за счет увеличения товарной номенклатуры и применениякомплекса маркетинговых мер. Актуальным является экспорт услуг и созданиесовместных производств.
Рынок региона Ближнего Востока (ОАЭ,Саудовская Аравия, Сирия, Ливан).
Рынок региона Северной иЦентральной Африки (Ливия, Египет, Алжир, Ангола, Судан, Эфиопия, Сомали).
Рынок региона Юго-Восточной Азии(Индонезия, Вьетнам, Индия, Пакистан).
В специфике работы очень схожимежду собой. Характерны положительной динамикой развития всех типовпотребительских рынков. Протекционистские меры правительств приводят кпостоянному увеличению объемов товарооборота.
Велик спрос на рынкепотребителей услуг. Огромна потребность в модернизации военной техники. Существованиев большинстве стран упрощенных процедур сертификации и разрешения киспользованию делает их самыми потенциальными для экспорта всех товарных групппредприятия, услуг, технологий.
Основные требования потребителейпродукции.
В условиях рыночной экономикиудовлетворение запросов потребителей продукции, товаров, услуг являетсяважнейшим фактором успеха предприятия. Для анализа запросов потребителейпроводятся исследования рынка, которые осуществляются следующими способами:
анализ информации,предоставленной маркетологами и менеджерами;
участие в выставках и ярмарках;
анализ информации, помещенной вкаталогах, буклетах, журналах, прайс-листах, рекламно издательской литературе;
анализ информации СМИ, потелефону, торговым точкам,
отзывы потребителей продукции окачестве и потребительских свойствах ее.
В современных условияхконкуренции необходимо уделять внимание требованиям клиентов к продукциипредприятия. Основными требованиями покупателей продукции являются:
улучшение эргономики продукции (удобствои простота пользования, вес изделия, унификация применения);
улучшение качества продукции (уменьшениебракованных систем и узлов, улучшение технических характеристик, увеличениесрока службы изделия);
сокращение сроков поставкипродукции до потребителей;
гарантийное и послегарантийноеобслуживание;
улучшение дизайна продукции иупаковки;
доступная цена для потребителя.
Выполнение этих условийпозволяет сделать продукцию предприятия конкурентоспособной, а, следовательно,увеличить объемы продаж как на внутреннем, так и на внешних рынках.
В период 2002-2007 гг. ОАО«Пеленг» проводился ряд маркетинговых исследований по номенклатуревыпускаемых изделий, объединенных в следующие товарные группы: прицелыоптические и прицельные комплексы; коллиматорные прицелы; приборы и прицелыночного видения; приборы наблюдения; целеуказатели лазерные; фонариподствольные, в том числе инфракрасные; дальномеры лазерные; коллиматорыхолодной пристрелки.
Конкуренты предприятия нацелевых рынках.
Рынки ближнего зарубежья:
1. Уральский оптико-механическийзавод — прицелы оптические, прицельные системы с лазерным дальномером,теодолиты оптико-механические;
2. Научно-производственныйкомплекс «Фотоприбор» — прицелы оптические, глазки дверные, компасыжидкостные «Сокол»;
3. Харьковскиймашиностроительный завод «ФЭД» прицелы оптические, фотокамеры
4. Тамбовский завод «Электроприбор»- прицелы оптические, лупы;
5. ПО «Новосибирскийприборостроительный завод» — монокуляры панкратические и универсальные,монокуляры, трубы зрительные ночные, прицелы оптические;
6. Вологодскийоптико-механический завод — приборы ночного видения, прицелы оптические дневныеи ночные;
7. Загорский оптико-механическийзавод — бинокуляры, лупы, монокуляры ночного видения, прицелы охотничьи дневныеи ночные;
8. АООТ «Ростовскийоптико-механический завод» — монокуляры ночного видения;
9. ОАО «Казанскийоптико-механический завод» — приборы ночного видения;
10. СКБ ТНВ — приборы ночноговидения, прицелы ночные, лазерные целеуказатели;
11. ОАО «Красногорскийзавод им. С.А. Зверева» — прицелы оптические, ночные;
12. НПАО «Барс» — прицелыколлиматорные, приборы ночного видения, лазерные целеуказатели.
Другие рынки:
1. «Умарекс», ФРГ — прицелыоптические;
2. «Цейсс», ФРГ — наблюдательныеприборы;
3. STANO Components Inc, США — прицелы,приборы наблюдения;
4. Vision International, США — приборынаблюдения;
5. Excalibur Enterprises, США — прицелы,приборы наблюдения;
6. LEA Inc. — приборы наблюдения;
7. ITT ElectroOptical ProductsDiv — приборы наблюдения;
8. Varo Electron Devices, США — прицелыночные и др.
Оценка «технологического»состояния конкурентов может быть сопоставлена с уровнем их разработок икачеством выпускаемой ими продукции. Оценка финансового состояния конкурентоввесьма проблематична, так как даже косвенные данные, например, о долях рынкастрелковой оптики этих предприятий, недоступны.
Планомерное увеличение объемовсбыта продукции ОАО «Пеленг» в мировом масштабе, как правило,достигается организацией региональных представительств, действующих от имениголовного предприятия и поддерживающих местные дилерские сети. Эффективносоздание постоянно действующих выставок в рамках торговых домов РеспубликиБеларусь за рубежом.
4. Производственный план
ОАО «Пеленг» имеетсобственные производственные мощности, которые обеспечивают выполнениеследующих технологических операций:
1. Заготовительных — ленточнопильная;плазменная резка; резка на гильотинных ножницах; абразивно-отрезная.
2. Механообработка — токарная; фрезерная;шлифовальная; координатно-расточная; зубофрезерная; долбежная; сверлильная; резьбонарезная;гибочная; притирочная; шабрение и т.д.
3. Литьё — литье по выплавляемыммоделям в гипсовые формы; литье по выжигаемым моделям в гипсовые формы.
4. Электромонтаж — групповаяпайка в конвенционной печи поверхностно устанавливаемых элементов; нанесениеприпойной пасты на полуавтомате; электромонтаж рельефных печатных плат; сборкаи монтаж печатных плат; отмывка печатных плат; покрытие лаком печатных плат; заливкаразъемов компаундом; заливка узлов изделий компаундом; объемный электромонтажблоков; изготовление и монтаж жгутов и т.д.
5. Обработка оптического стекла- резка заготовок; шлифование; полирование; центрирование; нанесение оптическихпокрытий.
6. Нанесение порошковыхполимерных покрытий — шпатлевание; зачистка поверхности; нанесение полимерногопокрытия; оплавление полимерного покрытия.
7. Сборка — комплектация; сборкаузлов; сборка изделия.
8. Юстировка — выверка инастройка узлов под конкретные параметры; фиксация настроенных узлов.
9. Упаковка — консервацияприборов и ЗИПов; упаковка приборов и ЗРШов.
Производственная программа в2008 г. ОАО «Пеленг» нацелена на насыщение рынков, как в РБ, так и встранах дальнего и ближнего зарубежья товарами гражданского и народногопотребления отвечающими международным стандартам. Перспективное направление — производствоимпортозамещающей продукции соответствующей по качеству зарубежным аналогам, ноне производящейся в РБ (узлы для большегрузных автомобилей). Выпуск продукцииэнергосберегающего характера (счетчики газа, осветительная аппаратура). Особоевнимание в планируемом периоде уделяется на выпуск экспортной,конкурентоспособной продукции (спец. техника, товары гражданского назначения иТНП) обеспечивающей поступление в РБ валютной выручки. Благодаря своимпроизводственно-технологическим возможностям и инфраструктуре ОАО «Пеленг»в настоящее время в состоянии осваивать и выпускать сложные техническиекомплексы, надежно работающие в любых условиях.
За последнее время на предприятиипроведена определенная работа по внедрению международных стандартов ИСО серии9000:
испытательная лабораторияаккредитована на право проведения испытаний сертифицируемой продукции;
аккредитована метрологическаяслужба и получена лицензия на аттестацию и проверку средств измерения;
разработана политика руководствав области обеспечения качества;
со всеми специалистамипроводится учеба по изучению требований ИСО серии 9000.
В структуру ОАО «Пеленг»входит отдел гарантийного и технического обслуживания выпускаемых изделий — ОГТО.На отдел в соответствии с КСУЭП и КР возложено управление качеством на стадииэксплуатации, которое организовано в соответствии со стандартами предприятия:
СТПАШ 2620-94 «Гарантийноеобслуживание, организация гарантийного ремонта»;
СТПАШ 2626-84 «Порядоквосстановления изделий ПТН»;
СТПАШ 2656-85 «Порядокрассмотрения рекламаций, восстановление изделий»;
СТПАШ 1040-27272-87 «Техническаяподготовка ремонта, ТНП серийного производства».
В настоящее время находятся настадии разработки:
СТПАШ СК 4005-2001 «Системакачества. Обслуживание. Обеспечение качества продукции на стадии эксплуатации».
СТПАШ СК 4017-2001 «Системакачества. Изделия общей техники. Рассмотрение рекламаций. Восстановлениеизделий».
Для своевременного икачественного гарантийного и послегарантийного обслуживания ТНП выпускаемых ОАО«Пеленг» заключены договора:
по счетчикам расхода газа с 12организациями различных регионов РФ и 9 организациями РБ;
посепараторам-маслообразователям и соковыжималкам-шинковкам с 1 организацией РФ;
по дымомерам с 1 организацией РБ.
Особенностьюматериально-технического обеспечения предприятия является сложившаяся системаприменения в производстве и планировании технически и экономически обоснованныхнорм расхода сырья, материалов и покупных комплектующих изделий сиспользованием автоматизированной системы управления. В данный период напредприятии используется более 3,5 тысяч наименований сырья и материалов и 2,5тысяч покупных комплектующих изделий. В условиях рыночной экономики резко возрастаетроль оперативного планирования материально-технического обеспечения.
Планирование объемов закупоксырья, материалов и покупных комплектующих изделий, выполняемое отделомматериального нормирования, планирования и мобилизационной подготовки завода, включаетв себя:
разработкуподетально-пооперационных норм расхода ТМЦ по всей установленной номенклатурепродукции и видам работ;
расчет потребности в ТМЦ напланируемый период по плану выпуска изделий;
анализ объемов закупок с учетомпотребности, остатков на складах и в кладовых предприятия, транзитных нормпоставки ТМЦ;
формирование планаматериально-технического обеспечения предприятия.
Работа требует постоянногоизучения конъюнктуры рынка и анализа цен приобретаемых ТМЦ. Для повышенияконкурентоспособности предприятия и снижения затрат на закупку материалов,выбор основного и альтернативного поставщика осуществляется на конкурснойоснове.
В процессе проведения конкурсов(процедур запроса ценовых предложений) конкурсная комиссия рассматриваетпоступившие ей предложения, — проводит квалификационный отбор участниковконкурса и выбор поставщиков. После принятия решения о выборе поставщиков,отдел материального снабжения или отдел внешней комплектации заключают договорана закупку ТМЦ.
В целях повышения экономическойэффективности закупок металлопродукции, исключения необоснованногопосредничества в соответствии с Программой централизованных закупок,предприятие участвует в биржевых торгах и закупает материалы в открытомакционерном обществе «Белорусская универсальная товарная биржа», уосновных поставщиков-организаций, входящих в состав Белорусского концерна поматериальным ресурсам («Белресурсы»), а так же производит закупки упроизводителей.
5. Организационный план
В ОАО «Пеленг» финансоваяработа возлагается на главного бухгалтера, зам. главного бухгалтера и бухгалтеров.
Бухгалтерия ОАО «Пеленг»занимается начислением и выдачей заработной платы работникам, начислением иотчислением налоговых выплат, начислением амортизационных отчислений,заполнением и предоставлением в соответствующие органы бухгалтерских отчетов идокументации строгой отчетности, составление бухгалтерского баланса, проведениеинвентаризации и т.д.
Основными задачами являются:
1) обеспечение денежнымисредствами текущих затрат;
2) выполнение обязательств передбюджетом, банками и занятыми работниками.
На главного бухгалтера такжевозлагаются следующие задачи:
1) содействие наиболееэффективному использованию основных производственных фондов,товарно-материальных ценностей;
2) осуществление мер поускорению оборачиваемости оборотных средств, обеспечение их сохранности,доведению размеров собственных оборотных средств до экономически обоснованныхнормативов;
3) контроль за правильностьюорганизации финансовых отношений.
Функциями главного бухгалтераявляются:
1) планирование;
2) организация расчетов споставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями;
3) организация материальногостимулирования, разработка систем премирования;
4) выполнение обязательств передбюджетом, оптимизация налогообложения;
5) страхование.
Главный бухгалтер заботится опостоянном наличии средств, необходимых для текущей деятельности предприятия,следит за их поступлением и расходованием. В своей работе он опирается на методналичных средств (кассовый) при определении фондов денежных средств.
Бухгалтерский учетосуществляется с помощью компьютерной программы «1С: Бухгалтерия». Такжев отделе производиться расчет технико-экономических показателей (рентабельность,износ основных средств, выручка, прибыль, затраты и т.д.).
Информационное обеспечениеуправления осуществляется посредствам приказов и указаний директора, такжеинформация, необходимая для деятельности Общества, берется из периодическойлитературы и Интернета.
Документооборот ОАО «Пеленг»ведется в соответствии с законодательством. В Обществе используют следующиевиды организационно-распорядительной документации: Устав; штатное расписание; правилавнутреннего трудового распорядка; приказы по основной деятельности, личномусоставу; решения по деятельности Общества.
Также используетсясправочно-информационная документация: заявления; справки; объяснительныезаписки; докладные записки; акты; письма.
Процесс подбора и приема кадровосуществляет сам директор с применением следующей кадровой документации: заявления(о приеме, переводе, увольнении); приказы по личному составу; личная карточкаформа № Т-2; личный листок по учету кадров; трудовые книжки; автобиографииработников.
Трудовые отношения нанимателя иработника в ОАО «Пеленг» регулируются законодательством на основаниизаключения трудового контракта.
В состав автоматизированнойсистемы обработки экономической информации ОАО «Пеленг» входят:
1) техническое обеспечение: сервер,обеспечивающий работу внутренней сети, которая состоит из несколькихкомпьютеров (компьютеры NTT с процессором Intell Pentium4), сканеры, для сканирования необходимых документов, принтеры для распечаткидокументов, ксерокс, модем, обеспечивающий выход в Internet;
2) системное программноеобеспечение: операционная система Windows XP и Windows 2000;
3) сетевое обеспечение: внутренняясеть, так как вся информация хранится в электронном виде, обмен информациейпроисходит с помощью внутренней и внешней электронной почты; отделы предприятиясотрудничают между собой при помощи внутренней сети, для повышения качества,быстроты, эффективности работы, а также для большей информационной безопасности;
4) средства организации базданных: базы данных разработаны в Access, так как в Access имеются все необходимые для работы инструменты ивозможности, и для создания необходимых баз данных и работы с ними не нужныболее сложные программы. В Microsoft Access поддерживаются два способа созданиябазы данных. Имеется возможность создать пустую базу данных, а затем добавить внее таблицы, формы, отчеты и другие объекты. Этот способ является наиболеегибким, но требует отдельного определения каждого элемента базы данных. Можнотакже воспользоваться мастером баз данных для создания всех необходимых таблиц,форм и отчетов для базы данных выбранного типа. Это простейший способначального создания базы данных.
В обоих случаях созданную базуданных можно в любое время изменить и расширить;
5) прикладное программноеобеспечение: почтовая программа Lotus Notes для приема заявок в электронном виде и для обменанеобходимой информацией между подразделениями;
6) информационное обеспечение: информациянеобходимая для работы сотрудника хранится на компьютере — рабочем месте наспециальном диске, защищенным паролем, также она дублируется на сервере; результатработы сотрудников и архивы информации хранятся на сервере. Если сотрудникунеобходимо получить какую-либо информацию он обращается к серверу, илинепосредственно к тому, у кого есть эта информация. Информация выдается повнутренней электронной почте. Источниками информации являютсянормативно-справочная документация.
Для обеспечения наиболееэффективной работы ОАО «Пеленг» на ЭВМ необходимо установить вкачестве ОС Windows XP (на файловый сервер). Windows XP — это многопользовательская,многозадачная, многопоточная, 32-х разрядная ОС, имеющая свой графический,пользовательский интерфейс. Отличительными чертами этой ОС являются:
приоритетная многозадачность;
поддержка мультипроцессорныхкомпьютеров: поддержка работы в сети;
возможность работы па различныхкомпьютерных платформах;
поддержка файловых систем иприложений для других ОС;
защищенность;
надежность и отказоустойчивость;
модульность;
возможность использования «национальнойверсии».
Кроме того, следует заметить,что в отличие от ранних версий Windows (таких как Windows for Workgroups и Windows95), XP — это законченная ОС, а не надстройка над DOS.
К сервисному ПО можно отнести:
1) программы техническогокомпьютера (например, Speedisk из пакета Norton Utilities);
2) антивирусные программы (Касперский);
3) программы — архиваторы (WinZip, WinRar, ARJ);
4) программы обслуживания дисков(MS DOS:Format, Fdisk, ChkDisk и др.), для обслуживания файловой системы на диске (NDD, Calibrate. Unerase)и установки параметров конфигурации ПК (Setup, Atsetup и др.).
Требования к информационномуобеспечению:
1. Корректность информации, чтообеспечит её однозначное восприятие.
2. Полезность информации, тоесть она должна содействовать достижению поставленных целей.
3. Оперативность, которая должнаотражать актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений.
4. Точность информации, то естьона не должна содержать искажений с тем, чтобы не было рисков на основенеточной информации принять неправильное решение.
5. Достоверность определяетсясвойством информации отражать реально существующие объекты.
6. Устойчивость информации — еёспособность реагировать на изменения данных без нарушения необходимой точности.
7. Достаточность информации — содержитминимальный объём сведений для принятия целесообразных решений.
Внемашинное информационноеобеспечение включает в себя внемашинную базу и средства ее ведения. Внемашиннаяинформационная база состоит из документов нормативно-справочной документации идругой условно-постоянной информации (справочники по продукции, каталогипроизводителей, поставщиков, сборник нормативных документов по приемке товаровпо качеству и количеству, по хранению товара, по реализации товара, отчеты оработе склада).
Внемашинные информационные базыформируются на основе различных средств массовой информации, нормативныхсправочников, информации от партнеров. Организация и ведение этих базосуществляется посредством системы классификации и кодирования товаров,посредством унифицированных форм системы документации.
Внутримашинное информационноеобеспечение включает внутримашинную информационную базу и средства организацииее введения. Внутримашинная информационная база включает в себянормативно-справочные данные, которые создаются при первоначальной загрузке ипериодически пополняются (сведения о конкурентной продукции, о поставщиках,покупателях, о технике проведения нововведений и хранении продукции, обобщенныеотчеты деятельности, затраты по введению новой аппаратуры, расширению штатасотрудников, ремонту; сравнительный анализ за несколько лет, предложения поулучшению состояния предприятия, учет доходов персонала, расходов натранспортировку товара и т.д.).
В ОАО «Пеленг» используетсясистема централизованной обработки информации. В таких системах чаще всегоиспользуются пакетный и интерактивный режимы.
Экономические задачи, решаемые впакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
1) алгоритм решения задачиформализован, процесс её решения не требует вмешательства человека:
2) имеется большой объём входныхи выходных данных, значительная часть которых хранится на магнитных носителях;
3) расчёт выполняется длябольшинства записей входных файлов;
4) большое время решения задачиобусловлено большими объёмами данных;
5) регламентность, то естьзадачи решаются с заданной периодичностью.
При интерактивном режимепользователь имеет непосредственный доступ к одной ЭВМ или к вычислительномукомплексу, работающему как одна ЭВМ под управлением одной операционной системы.В этом случае достаточно просто организовать работу пользователей с общейбазой, упрощается контроль целостности данных, их хранение и восстановление.
6. Инвестиционный план
Основными факторами,сдерживающими экономический рост ОАО «Пеленг», являются:
моральное и физическое старениеоборудования не позволяющее обеспечить изготовление высокоточных изделий принизких трудовых и материальных затратах;
старение зданий и сооружений,неприспособленность их к экономичному расходованию энергоресурсов;
отставание отпредприятий-конкурентов в части внедрения новых технологий, обеспечивающихснижение затрат на производство и более высокий качественный уровень продукции.
Частные меры по устранениювышеуказанных факторов не устраняют основной проблемы, что требует комплексногоподхода к её решению. Таковым является использование имеющегося потенциала спроведением мероприятий по техническому перевооружению предприятия, предусматривающихреконструкцию действующих производств и систем энергообеспечения, приобретениеи изготовление нового оборудования, модернизацию действующего, внедрение новыхтехнологий изготовления и отделки деталей приборов.
Результатом реализации перечисленныхмероприятий должны стать повышение конкурентоспособности продукции за счётснижения себестоимости (снижение трудовых, материальных и энергозатрат) и повышениякачества, а также обеспечение технологических возможностей реализацииразработок и изготовления новых видов продукции с перспективой роста объёмовпроизводства.
Минимально необходимые затратына реализацию соответствующих мероприятий в сумме составляют 2780 млн. руб. РБ.Финансовые возможности предприятия позволяют инвестировать указанные средстваза счет: амортизационных отчислений 2780 млн. руб.
7. Мероприятия по энергосбережению
Прогноз целевого показателя поэнергосбережению ОАО «Пеленг» на 2008 год составляет — 14%.
Программа по энергосбережению на2008 год предусматривает выполнение 14 мероприятий и получение годовогоэкономического эффекта 1082 т. у. т. Затраты на внедрение мероприятийзапланированы в сумме 336,06 млн. руб., в том числе из инновационного фондаМинистерства промышленности — 54 млн. руб.
Наиболее эффективные мероприятияПрограммы по энергосбережению:
1. Перевод снабжения заводасжатым воздухом в 1-ю смену от компрессора 4ВМ10-120/9 (800Квт) на компрессор2ВМ10-63/9 (300 кВт) центральной компрессорной станции за счет установкилокальных компрессоров ВК-60Е-8 (45кВт) в корпусе 61 и ВК-40Е-8 (30кВт) в корпусе62. Годовая экономия составит 184,1 т. у. т.
2. Оснащение насосов оборотноговодоснабжения СОВ частотными преобразователями. Годовая экономия составит 53,7т. у. т. Срок окупаемости 2,2 года. Установка частотного привода позволит поддерживатьоптимальное давление в системе оборотного водоснабжения в зависимости отразбора.
3. Внедрение теплогенераторасерии G-175 для обеспечения температурного режима на механическом производствецеха 8. Годовая экономия составит 115,3 т. у. т. Срок окупаемости 2,5 года. В механическомпроизводстве цеха 8 необходимо поддержание температурного режима в пределах20+3 гр.С. для обеспечения точных параметров оборудования участковгоризонтально-расточных станков, при обработке высокоточных деталей.
4. Замена выпрямительныхагрегатов на участке никель-хром цеха 13 на выпрямители инвекторного типа. Годоваяэкономия составит 211,0 т. у. т. Срок окупаемости 0,6 года.
5. Модернизация сушильногооборудования участка окраски жидкими эмалями (установка ИК-излучателей). Годоваяэкономия составит 72,4 т. у. т. Срок окупаемости 0,6 года.
6. На трансформаторныхподстанциях ТП-14, ТП-6 ВЫВОД 2-х трансформаторовТМ-1000 ТМЗ-1000 на режимпитания эл/потребителей от одного трансформатора, второй трансформатор отключенпо высокой стороне. Годовая экономия составит 44,1 т. у. т. Срок окупаемости4,4 года.
8. Прогнозирование финансово-хозяйственнойдеятельности
Производственная программа 2008года ОАО «Пеленг» нацелена на насыщение рынков, как в РВ, так и встранах дальнего и ближнего зарубежья товарами гражданского и народногопотребления отвечающими международным стандартам. Перспективное направление — производствоимпортозамещающей продукции соответствующей по качеству зарубежным аналогам, ноне производящейся в Республике Беларусь (узлы тормозных систем длябольшегрузных автомобилей). Выпуск продукции энергосберегающего характера (счетчикигаза, осветительная аппаратура). Особое внимание в планируемом периоде уделяетсявыпуску экспортной, конкурентоспособной продукции, (продукция специальногоназначения, товары гражданского назначения и товары народного потребления) обеспечивающейпоступление в Республику Беларусь валютной выручки.
В период 2006-2008 гг. планируетсяразработка и внедрение новых изделий по следующим направлениям:
1. Узлы пневматической тормознойсистемы грузовых автомобилей и пассажирских автобусов.
2. Совершенствование конструкциии создание новых моделей бытовых счетчиков газа с целью сниженияматериалоемкости и трудоемкости данного вида продукции.
3. Освоение производства рядатипоразмеров ИК-излучателей и блоков управления к ним.
4. Освоение производства новыхмоделей оптических прицелов, приборов наблюдения, экспортно-ориентированныхприборов ночного видения.
5. Модернизация компрессоровхладоновых с целью расширения области их применения в холодильной аппаратуре.
В период 2008 г. продолжитсяпоиск новых направлений производства продукции, в том числепоисково-экспериментальные и опытно-конструкторские работы по созданиюсчетчиков газа на базе электронных методов определения расхода, созданиекомпрессоров, работающих на перспективных хладонах, нагревателей на базеисточников типа КГМ и КГТ, позисторных нагревателей, специальных осветительныхприборов для учебных классов и т.п.
Зарубежным связям и экспортупродукции ОАО «Пеленг» придаёт большое значение. Работы в этойобласти ведутся по направлениям:
поставка выпускаемой продукциина экспорт;
развитие сотрудничества вобласти производства продукции, создания сервисных центров и освоения новыхтехнологий.
ОАО «Пеленг» поставляетна экспорт специальную технику, различные оптические приборы и устройства (прицелыдля стрелкового оружия, приборы наблюдения, приборы ночного видения, объективыи др.)
В области производствавоенно-технического и двойного назначения ОАО «Пеленг» занимает одноиз лидирующих положений среди оптических предприятий СНГ по направлениям:
прицелы-приборы наведения илазерные дальномеры системы управления огнём танков и боевых машин пехоты;
прицелы для стрелкового оружия,гранатомёты;
приборы ночного видения,зрительные трубы и бинокли.
В 2007-2009 годах главнымнаправлением будет оставаться экспорт продукции в РФ и дальнее зарубежье, в томчисле через спецэкспортёров. Для выполнения уже подписанных экспортныхконтрактов разработаны и осваиваются в производстве: бинокль ночного видения (приборнаблюдения со сменными объективами Iх и 4х), коллиматор холодной пристрелкиоптических прицелов, коллиматор холодной пристрелки механических прицелов,прицел коллиматорный с красной точкой РК-А, прицел коллиматорный с краснойточкой PG-K для гранатомёта, очки ночного видения NV/G-14.
Финансово — хозяйственнаядеятельность предприятия — поступление и расходование денежных средств впроцессе выполнения производственного плана. Осуществляя финансовуюдеятельность, предприятие обеспечивает поступление выручки от реализациипродукции, производит расчеты с поставщиками за сырье и материалы, выплачиваетзаработную плату рабочим и служащим, погашает свои обязательства перед бюджетоми банками.
Финансовая деятельностьпредприятия связана главным образом с организацией и рациональнымиспользованием оборотных средств. Образование производственных запасов,финансирование затрат на производство, реализация продукции и связанные с нимирасчеты с поставщиками и покупателями, рабочими и служащими, финансовымиорганами и банками — все это движение оборотных средств предприятия.
На 2008 год планируется довестиобъем выручки до 136,8 млрд. руб. в отпускных ценах. Прибыль от реализациипродукции при этом составит 13,2 млрд. руб., от всей деятельности — 12,4 млрд. руб.Чистый доход предприятия предполагается в размере 9283 млн. руб.
9. Индивидуальное задание9.1 организация оплаты труда на оао «пеленг»и направления ее совершенствования
Численность работающих на ОАО«Пеленг» за 2007 г. составила 2939 чел., за 2006 г. численностьработников составила 2901 чел. По своим должностным обязанностям весь персоналподразделяется на управленческий персонал (руководители), инженерно-техническиеработники (специалисты), служащие и рабочие.
Данные о возрастном иобразовательном уровне работников ОАО «Пеленг» приведены на рисунках 5и 6.
/>
Рисунок 5. Возрастнойуровень работников ОАО «Пеленг» по состоянию на 01.01.2007г.
/>
Рисунок 6. Образовательныйуровень работников ОАО «Пеленг» по состоянию на 01.01.2007г.

Начисление заработной платы на ОАО«Пеленг» производится в соответствии с действующими ПостановлениямиКабинета Совета Министров Республики Беларусь и единым тарифно-квалификационнымсправочником.
Одним из важнейших условийуспешной работы любого предприятия является постоянный состав работающих. Поэтомупри анализе выполнения трудовых показателей целесообразно изучать изменениячисленности состава работающих, которые обычно осуществляются путем определенияоборота рабочей силы, то есть изменения ее численности, интенсивность которогохарактеризуется коэффициентом оборота, определением текучести рабочей силы,интенсивность которой характеризуется коэффициентом текучести. Средиэкстенсивных факторов важное место занимает сокращение текучести персонала исоздания стабильных трудовых коллективов.
Для характеристики движениярабочей силы ОАО «Пеленг» рассчитаем и проанализируем динамику коэффициентовдвижения рабочей силы:
1) коэффициент по приему рабочих(Кпр):
/>;
2) коэффициент по увольнениюрабочих (Кув):
/>;
3) коэффициент текучести кадров(Ктек):
/>;

4) коэффициент общего оборотарабочей силы (Коб):
/>.
2006 год:
/>
/>
/>
/>
2007 год:
/>
/>
/>
/>
Данные о текучести кадров ОАО«Пеленг» приведены в таблице 5.
 
Таблица 5. Данные отекучести кадров ОАО «Пеленг»Показатели 2006 год 2007 год Отклонение 1. Среднесписочная численность работников 2901 2939 +38 2. Принято работников 460 459 -1 3. Уволено работников 498 507 +9 4. Коэффициенты — по приему 0,159 0,156 -0,003 — по увольнению 0,172 0,173 +0,001 — стабильности кадров 0,162 0,165 +0,003 — текучести кадров 0,33 0,329 -0,001
Как видно из таблицы 5, не всекоэффициенты движения рабочей силы имеют положительную динамику. Коэффициент поприему снизился в динамике на 0,003. Положительной тенденцией в движении кадровОАО «Пеленг» в отчетном периоде является снижение коэффициентатекучести кадров. Коэффициент текучести кадров за 2007 г. составил 0,329 иснизился на 0,001. Коэффициент стабильности кадров увеличился на 0,003.
Проведем анализ показателей потруду и заработной плате ОАО «Пеленг», для чего составим таблицу 6.
 
Таблица 6. Анализпоказателей по труду и заработной плате ОАО «Пеленг» за 2006-2007 гг.Показатель 2006 г. 2007 г. Отклонение (+/-) Темп роста,% Среднесписочная численность работников, чел. 2901 2939 +38 101,3 Фонд заработной платы, млн. руб. 20163,1 25657,5 +5494,4 127,2 Выручка от реализации, млн. руб. 63296 82297 +19001 130,0 Фонд заработной платы в% к выручке 31,86 31,18 -0,68 - Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 579,2 727,5 +148,3 125,6 Производительность труда, млн. руб. 21,82 28,0 +6,18 128,3
Фонд заработной платы ОАО «Пеленг»увеличился по сравнению с 2006 г. на 5494,4 млн. руб. (или на 27,2%),среднемесячная заработная плата увеличилась на 148,3 тыс. руб. (или на 25,6%). Изменениефонда заработной платы работников обеспечено ростом средней зарплаты. В связи сростом выручки произошел рост производительности труда на 6,18 млн. руб. или на28,3%.
Эффективная работа предприятиявозможна в том случае, если темпы роста производительности труда опережаюттемпы роста средней заработной платы. ОАО «Пеленг» имеетблагоприятную тенденцию опережения роста производительности труда (128,3%) посравнению с ростом средней заработной платы (125,6%).
Коэффициент опережения равен:
Коп = Игв/ Исз = 1,283/1,256 = 1,022.
Для определения суммы экономии (-Э)или перерасхода (+Э) фонда заработной платы в связи с изменением соотношениймежду темпами роста производительности труда и его оплаты, воспользуемсяследующей формулой:
Э = ФЗП2007 × (Исз — Игв) / Исз.
Э = 25657,5 млн. руб. × (1,256 — 1,283) / 1,256 = — 551,55 млн. руб.
Таким образом, наблюдается экономия фонда заработной платы ОАО«Пеленг» за 2007 г. на сумму551,55 млн. руб.
Важной задачей анализа являетсяопределение эффективности использования фонда заработной платы (таблица 7).
 
Таблица 7. Анализпоказателей эффективности использования фонда заработной платы ОАО «Пеленг»за 2006-2007 гг. Показатель 2006 г. 2007 г. Отклонение (+/-) Темп роста,% 1. Выручка на рубль ФЗП 3,14 3,21 +0,07 102,2 2. Прибыль на рубль ФЗП 0,12 0,08 -0,04 66,7 3. ФЗП на 1 работника 6,95 8,73 +1,78 125,6 4. Выручка на 1 работника 21,82 28,0 +6,18 128,3 5. Интегральный показатель эффективности использования ФЗП 0,61 0,51 -0,1 83,6 6. Соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы - 1,022 - - 7. Уровень фонда заработной платы в% к выручке 31,86 31,18 -0,68 -
Результаты расчетов показывают,что показатель стимулирования выручки увеличился на 2,2%, показательстимулирования прибыли снизился на 33,3%. Показатель материальнойзаинтересованности работников увеличился на 25,6%. Следует отметить, чтоинтегральный показатель эффективности использования фонда заработной платыснизился на 0,1 или на 16,4%.
В таблице 8 приведеныкоэффициенты эффективности использования фонда заработной платы ОАО «Пеленг»за 2006-2007 гг.
 
Таблица 8. Коэффициентыэффективности использования фонда заработной платы ОАО «Пеленг» за2006-2007 гг. Коэффициенты Расчет 1. Отношение индекса выручки к индексу ФЗП 1,3/1,272 = 1,022 2. Отношение индекса выручки на одного работника к индексу ФЗП 1,283/1,272 = 1,009 3. Отношение индекса ФЗП к индексу численности 1,272/1,013 = 1,256 4. Отношение индекса прибыли к индексу ФЗП 0,783/1,272 = 0,616
Из данных таблицы 8 видно, чтоиз 4 коэффициентов эффективности использования фонда заработной платы толькоодин коэффициент ниже 1, таким образом, использование фонда заработной платы ОАО«Пеленг» можно признать эффективным.
Рост уровня заработной платыработников ОАО «Пеленг» будет обеспечен за счет следующих факторов:
оптимизация структурычисленности подразделений предприятия;
повышение производительноститруда;
внедрение технически-обоснованныхнорм времени, на основании совершенствования технологических процессов,внедрения прогрессивного оборудования;
совершенствования системы оплатытруда;
совершенствование структурызаработной платы;
совершенствование системыстимулирующих выплат в целях повышения мотивации труда.
В качестве моральных «стимулов»считаю целесообразным применение на ОАО «Пеленг»:
1) трудового стимулирования (предоставлениевозможности продвижения по службе, повышение роли сотрудников в участииуправлением предприятием);
2) предоставление возможностихорошо проявившим себя в результатах работы сотрудникам возможностьдополнительного обучения, повышения квалификации, выплата внеочередных премий.
В целях заинтересованностиработников ОАО «Пеленг» в увеличении объемов отгрузки и реализациипродукции завода, расширении и поиске новых рынков сбыта, предусмотреныследующие виды доплат:
1) для руководителей,специалистов и служащих отделов сбыта (за исключением коммерческих агентов иначальника отдела сбыта) при перевыполнении плана по реализации начисленнаясумма приработка работникам увеличивается на 2% за каждый процентперевыполнения плана;
2) начисление приработкаработникам занятым рекламно-выставочной деятельностью производится попредставлению отчета выполненных работ за месяц в следующих размерах:
а) за выполнение работрекламно-выставочной деятельности — 70% должностного оклада;
б) за реализацию продукции запределы Республики Беларусь по заключенным договорам на выставках-ярмарках — 1%от суммы реализации в течение одного года после поставки первой партиипродукции.
3) начисление приработкаработникам маркетинговой службы производится в следующих размерах:
а) за выполнение работмаркетинговой службы — 50% должностного оклада;
б) при запуске в производствоизделий, предложенных к разработке работниками отдела маркетинга — 2% от сумыреализованной продукции в течение 1-ого года выпуска и 1% в течение 2-ого годавыпуска;
в) при реализациисерийно-выпускаемой продукции на новые рынки — 2% от сумы реализованнойпродукции в течение 1-ого года реализации и 1% в течение 2-ого года реализациис момента реализации первой партии изделий.
4) приработок заместителюначальника отдела корректируется на процент выполнения установленного отделуплана по реализации продукции.
Список использованных источников
1.        Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие/ Под общ. ред.Л.Л. Ермолович. — Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. — 576 с.
2.        Аникеев И.М., Аникеева И.С. Основы финансового аудита. — Мн.: Белмаркет,1995. — 80 с.
3.        Гончаров В.И. Технология и инструменты эффективного управленияпредприятием. — Мн.: НИУ, 2000. — 160 с.
4.        Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В2-х частях. — Мн.: ООО «Новое знание», 2000. — 728 с.
5.        Кивачук В.С. Оздоровление предприятия: экономический анализ — Мн.: Амалфея,2002. — 384 с.
6.        Производственный менеджмент. Управление предприятием: Учеб. пособие / С.А.Пелих, А.И. Гоев, М.И. Плотницкий и др.; Под ред. проф. С.А. Пелиха. — Мн.: БГЭУ,2003. — 555 с.
7.        Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. — 3-е изд.,перераб. и доп. — М.: «Дашков и К», 2002. — 1012 с.
8.        Романовский В.М. и др. Финансы предприятий — СПб.: Издательский дом«Бизнес-пресса», 2000. — 528 с.
9.        Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 7-е изд.,испр. — Мн.: Новое знание, 2002. — 704 с.
10.     Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. — 10-е изд., испр. — М.: Новоезнание, 2004. — 640 с.
11.     Суша Г.З. Экономика предприятия: Учеб. пособие. — М.: Новое знание, 2003.- 384 с.
12.     Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие.- Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. — 416 с.
13.     Финансы предприятий: Учебник / Л.Г. Колпина, Т.Н. Кондратьева, А.А. Лапко;Под ред.Л.Г. Колпиной. — 2-е изд., дораб. и доп. — Мн.: Выш. шк., 2004. — 336 с.
14.     Хрипач В.Я. и др. Экономика предприятия. — Мн.: Экономпресс, 2001. — 464с.
15.     Шидловская М.С. Финансовый контроль и аудит: Учеб. пособие — Мн.: Вышэйшаяшкола, 2001. — 495 с.
16.     Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевичи др. — 2-е изд., испр. — М.: Новое знание, 2004 — 672 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.