Реферат по предмету "Экономика"


Общественное производство: цели, ресурсы, возможности, эффективность

Общественное производство: цели, ресурсы,возможности, эффективность

1. Удовлетворение потребностей – конечнаяцель общественного производства
Хозяйственная деятельность людей представляет собой оченьсложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором Экономическаятеория выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен, потребление.
Производство – это процесссоздания материальных и духовных благ, необходимых для развития человека.
Распределение – процесс определениядоли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участиев произведенном продукте.
Обмен – процесс движения материальныхблаг и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителейи потребителей, опосредующая общественный обмен веществ.
Потребление — процесс использованиярезультатов производства для удовлетворения определенных потребностей.
Таким образом, производство – исходный пункт, а потребление- конечный пункт, цель всякого производства.
Потребление – удовлетворениепотребностей, а потребности — это желания потребителей приобрести и использоватьтовары и услуги, которые доставляют им полезность.
Потребности людей многообразны,поэтому и классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Потребностиподразделяют:
1) по степени реализации:перспективные (абсолютные) – возникшие при данном развитии производства, науки итехники, и действительные (необходимые) – которые могут быть реализованы при достигнутомуровне развития производительных сил;
2) в зависимости от экономическогоназначения: производственные (потребности в средствахпроизводства и рабочей силе. Их потребление происходит в процессе производства)и непроизводственные (потребности в предметах потребления. Их потребление происходитза пределами процесса производства. Непроизводственное потребление – это, по выражениюК. Маркса, “собственно потребление”);
3) в зависимости от вида потребляемыхблаг: потребности в благах, имеющих вещную оболочку, и потребности в услугах;
4) по способу удовлетворения:индивидуальные и коллективные (или совместные);
5) со стороны субъектов: потребностинаселения (или индивидуальные, личные – это потребности, которые удовлетворяютсяв процессе индивидуального потребления) и общественные потребности (потребностив управлении, науке, обороне, которые существуют в развитом обществе. Потреблениев этих сферах человеческой деятельности (за исключением потребления занятых в нихработников) – это потребление зданий и сооружений, инвентаря, канцелярских принадлежностей,приборов и реактивов и т.д.);
6) в зависимости от роли,которую играет удовлетворение потребностей в воспроизводстве способностей человека:физические; интеллектуальные; социальные;
7) с точки зрения уровня развития:элементарные (физические) и высшие (социальные).
Элементарные потребности предполагаюткомплекс объективных условий, реализация которых необходима для нормальной жизнедеятельностичеловека. Это потребности І уровня. Элементарностьих определяется непосредственной взаимосвязью с биологическими функциями человеческогоорганизма.
Высшие потребности (ІІ уровня) целиком связаны с процессом социализации человека и отражаютусловия его жизнедеятельности как члена общества.
Фундаментом даже самых возвышенныхчеловеческих потребностей являются основные материальные потребности и удовлетворятьих призвана (и способна) только экономика.
Интересную классификацию потребностейпредложил Абрахам Маслоу, американский социолог:
/>
                                        Потребности в
                                       самореализации
                                (потребности в развитии
                                    своих возможностей
                         и их активного использования)
                       потребностив уважении (со стороны
                       другихлюдей и самоуважении)
                       социальныепотребности (в любви,
        дружбе, общении слюдьми, имеющими те же интересы)
       потребность в безопасности(защита от преступников и
    внешних врагов, защитаот нищеты и помощь при болезнях)
физиологические потребности(еда, вода, одежда, жильё,
                              воспроизведение рода)
Рис.1. Иерархия потребностей А. Маслоу.
Все потребности людей имеют некоторые общие свойства.
Во-первых, они носят объективно-субъективный характер.Это означает, что потребности людей не зависят от их воли и сознания. Например,потребность в пище является объективной. Чтобы жить, человек должен питаться. Но,с другой стороны, вкусы людей различны: одни любят мясные блюда, другие – мучныеи т.д.
Во-вторых, потребности носятисторический характер, они динамичны и трансформируются под воздействием общественногопрогресса в целом. При любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении:в сторону роста.
В экономической теории этутенденцию представляет закон возвышения потребностей.
Закон возвышения потребностей- один из всеобщих экономических законов, выражающий качественную и количественнуюнаправленность развития общественных потребностей. В ходе развития общества происходитрост и видоизменение потребностей, исчезновение одних и возникновение других, новых,в результате чего круг потребностей расширяется, их структура качественно меняется,причём доля интеллектуальных и социальных потребностей возрастает, а физическиепотребности всё более “облагораживаются”; в возникновении и в определении способаих удовлетворения всё большую роль играют социально-культурные моменты.
Закон возвышения потребностейдействует как объективный закон по отношению к совокупности личных потребностейвсего общества, но не каждого человека в отдельности.
В-третьих, в своей совокупностиматериальные потребности в практическом смысле неутолимы или безграничны, это означает,что материальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно.Конечно, потребность отдельного человека в конкретном товаре на какое-то время удовлетворитьможно, но удовлетворить все потребности всех людей в полном объёме невозможно. Накаждом этапе исторического развития общественные потребности ограничиваются определённымирамками из-за недостатка ресурсов.

/>У
Разрыв в желаниях людей ир ресурсах
природы, который к компенсируется
за счет д достижений наукии техники.
                                                                      Время
У- уровень потребностей человекав материальных благах и возможности их удовлетворение за счет первичных ресурсовприроды
Противоречие между потребностямилюдей и возможностями их удовлетворения является основным противоречием любого производства,двигателем развития человеческого общества, общественного прогресса. Преодолениеэтого разрыва потребовало от человечества постоянного труда и величайшего напряжениясвоих интеллектуальных возможностей. Именно недостаточность производственных мощностейприроды породила прогресс науки и техники, позволивший резко увеличить объемы производстваи создать новые виды материальных благ. И все же достигнутый уровень развития наукии техники еще не позволяет человечеству удовлетворять все потребности всех людейв полном объеме.
2. Экономическиересурсы и факторы производства
Экономические ресурсы производства– это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут бытьиспользованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.
В экономической литературеприводятся разные классификации ресурсов, в частности есть такая:
1) природные – потенциальнопригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которыхразличают неисчерпаемые (например, тепло солнца, сила ветра) и исчерпаемые (нефть,руда, лес), а среди последних возобновляемые (рыба в водоемах, лесонасаждения) иневозобновляемые (полезные ископаемые);
2) материальные – все созданныечеловеком средства производства, которые сами являются результатом производства;
3) трудовые – население втрудоспособном возрасте;
4) финансовые – денежные средства,которые общество в состоянии выделить на организацию производства.
Природные, материальные итрудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому их называют базовыми, а возникшиена “рыночной” ступени финансовые ресурсы стали называть производными.
Приведенная классификацияэкономических ресурсов не является застывшей, навсегда данной. Например, в современныхусловиях появились новые ресурсы (информационные, экологические и др.).
Значимость отдельных видовресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, а отнеё – к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежалприродным и трудовым ресурсам, в индустриальном – материальным, а в постиндустриальном– интеллектуальным и информационным ресурсам.
Наряду с понятием “ресурсыпроизводства” экономическая теория оперирует также понятием факторы производства.В чём их отличие?
Когда мы характеризовали ресурсы,то отмечали, что это – те природные и социальные силы, которые могут быть вовлеченыв производство. Факторы производства – экономическая категория, обозначающая ужереально вовлечённые в процесс производства ресурсы. Следовательно, ресурсы производства– понятие более широкое, чем факторы производства.
В экономической теории существуют разные подходы к классификациифакторов производства.
Немарксистская экономическаянаука, используя теорию Ж.Б. Сэя, выделяет три фактора производства:
1) земля — в широком смыслевсе используемые в производственном процессе естественные ресурсы;
2) капитал – материальныеи финансовые ресурсы в системе факторов производства;
3) труд – та часть общества,которая непосредственно занята в процессе производства (экономически активное население),а также предпринимательская способность.
Правда, в западной традиции уважение к предпринимателюстоль велико, что его деятельность сегодня рассматривают как самостоятельный четвертыйфактор производства.
Марксистская экономическаятеория выделяет два фактора производства: вещественный, объединяющий капитал и землю,и личный (человек с его способностью к труду).
Различие в классификации факторовобусловлено классовым подходом к анализу общественного производства. Немарксистскаятеория рассматривает факторы производства как общие условия производства, без которыхсам процесс производства невозможен. Марксизм исходит из того, что вещественныефакторы производства принадлежат одним людям (капиталистам, земельным собственникам),а личный фактор – другим (рабочим). Чтобы вещественные и личный фактор производствасоединились, необходима купля-продажа рабочей силы. В результате возникают капиталистическиеотношения, отношения эксплуатации наемного труда капиталом.
Все экономические ресурсы(факторы производства) в рыночной экономике находятся в собственности различныхсубъектов. Это имеет большое значение, так как обладание ресурсами, обеспечиваетсобственникам доходы. Эти доходы называют основными, или факторными доходами. Трудприносит доход в виде заработной платы, капитал – прибыли или процента, земля –в виде ренты.
Кроме того, закрепленностьресурсов обеспечивает их экономное, рациональное использование, сохранность, приумножение.
Все экономические ресурсы (факторы производства) обладаютобщими свойствами.
Во-первых, они взаимозаменяемы.Любое производство требует взаимодействия трех факторов, однако комбинация этихфакторов может быть различной. Один и тот же продукт можно произвести, используябольше капитала, меньше труда, или, наоборот, меньше капитала, больше труда. Посколькув рыночной экономике ресурсы (факторы производства) являются товарами, покупаютсяи продаются по разным ценам, то предприниматели всегда ищут такую комбинацию ресурсов,которая позволяет им производить товары с наименьшими издержками. Взаимозаменяемостьресурсов имеет пределы, так как невозможно один ресурс (например, труд) полностьюзаменить другим (например, капиталом).
Во-вторых, ресурсы (факторыпроизводства) редки или имеются в ограниченном количестве.
Хотя ресурсы ограничены объективно,это не препятствует экономической теории различать их «абсолютную» и «относительную»ограниченность.
Под абсолютной ограниченностьюпонимают недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворениявсех потребностей, всех членов общества.
Но для удовлетворения каких-товыбранных, определённых потребностей ресурсов достаточно. Это и есть “относительная ограниченность ресурсов”.
Итак, при попытке одновременногоудовлетворения всех потребностей мы наталкиваемся на абсолютную ограниченность ресурсов,- но если сузить круг потребностей, подлежащих удовлетворению, то ограниченностьресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсовотносительно достаточно.
Абсолютная ограниченность ресурсов, превращается в относительнуюблагодаря выбору потребностей, подлежащих удовлетворению.
3. Производственные возможности общества.Кривая производственных возможностей
В условиях относительной ограниченностиресурсов становится необходим выбор. Ведь если бы ограниченность ресурсов была абсолютной,выбор был бы невозможен, а если бы ограниченность ресурсов отсутствовала, то выборбыл бы ненужным
Проблема выбора бесконечна.Между чем идёт выбор? Между экономическими вариантами использования ресурсов: ведь
1) потребности человека можноудовлетворить множеством самых различных способов, Скажем, потребность в пище можноудовлетворить за счет макарон, картошки, мяса, рыбы и т.п. Потребность в передвижениитоже можно удовлетворить по-разному. Возьмем, например, средства транспорта пушкинскихвремен. А.С. Пушкин писал:
Долго ль мне гулять на свете,
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

С тех пор прошло много времени,и появились новые виды средств передвижения;
2) любой вид ресурсов можноиспользовать множеством различных способов. Например, на земельном участке можновыращивать картофель, клубнику или цветы; на нефтеперерабатывающем заводе, изменяятехнологический режим, из нефти можно получить больше бензина и меньше мазута, илинаоборот.
Найти наилучший (оптимальный)вариант применения ресурсов из всех возможных — в этом состоит смысл выбора какэкономические проблемы.
Оптимальным будет тот вариант,который обеспечивает производство максимального количества товаров и услуг из ограниченныхресурсов.
Чтобы этого добиться, общество должнообеспечить и полную занятость, и полный объем производства.
Под полной занятостью понимаетсяиспользование всех пригодных для этого ресурсов.
Полный объем производстваозначает эффективное распределение ресурсов, т.е. такое, при котором они вносятнаибольший вклад в общий объем продукции. Полный объем производства предполагаеттакже применение наилучших из имеющихся технологий.
Экономической науке удалосьразработать модель, представляющую выбор именно как экономическую проблему. Этамодель получила известность как график (или кривая) производственных возможностей.Модель носит фундаментальный характер и лежит в основе всех других экономическихмоделей и выводов.
Чтобы облегчить анализ проблемывыбора, принимают несколько допущений:
1) экономика функционируетв условиях полной занятости и достигает полного объема производства;
2) количество ресурсов постоянно;
3) технология неизменна;
4) выпускаются два товара(например, пушки и масло).
Возможности производства приполной занятости ресурсов.Вид продукта Производственные альтернативы А В С Д Е Масло (тыс. т.) 1 2 3 4 Пушки (тыс. шт.) 10 9 7 4
Построим график, ось ординат которого будет показыватьразличные возможные величины производства пушек при данном ограниченном объеме производственныхресурсов, ось абсцисс – возможные величины производства масла из того же объемапроизводственных ресурсов.
/>

Получили кривую производственных возможностей,само название которой показывает, что она обозначает границы (объемы) максимальновозможного одновременного производства двух товаров (пушек и масла) при полном использованииограниченных производственных ресурсов.
Общество вынуждено определять,какую комбинацию этих продуктов оно желает: прирост масла может идти только за счетуменьшения пушек (и наоборот). Следовательно, выбор оптимального решения ограниченчислом вариантов, представленных совокупностью точек данной кривой.
Благодаря графику производственныхвозможностей удалось выделить совокупность всех “точек ” (решений), в пределах которойследует искать оптимальный вариант. Какая именно точка на кривой производственныхвозможностей будет признана оптимальной, зависит от множества конкретных обстоятельств,однако в данном случае важно то, что определена область поиска оптимума.
Продолжим анализ. Пространствографика “заселено” еще множеством точек, часть из которых находится “внутри”, ачасть вне кривой производственных возможностей.
Если мы возьмем точку, находящуюсявнутри области производственных возможностей (т. Е), то она тоже характеризует определенноеколичественное соотношение двух товаров. Но она есть результат неполного, неэффективногоиспользования ресурсов. Выбор данной точки означал бы ориентацию на заведомо неэффективноепроизводство, на неполное использование ресурсов.
В реальности экономика любой страны пребывает на подступахк границе производственных возможностей. Тому есть две группы причин:
субъективные – стихийные,непредвиденные помехи, препятствующие полному использованию ресурсов: природные(засуха), социальные (политические конфликты), рыночные (изменение спроса).
объективные – рыночная экономикапредполагает наличие резерва производственных ресурсов. Без такого резерва она неможет оперативно откликаться на изменение рыночной конъюнктуры.
Т. F лежит вне границы производственных возможностей. При полном использованииданной величины производственных ресурсов она недостижима. Но из этого не следует,что точки вне кривой должны быть лишены нашего внимания.
Дело в том, что производственныевозможности общества постоянно растут благодаря техническому, экономическому и социальномупрогрессу, а это раздвигает границы производственных возможностей.
На практике рост производствадостигается двумя способами: либо экстенсивно (за счет простого количественногоприроста уже имеющихся производственных факторов), либо интенсивно (за счет внедренияновых технологий). В любом случае граница производственных возможностей раздвигается(перемещается) на графике вправо.
Равномерное перемещение границыесть следствие равномерного прироста всех ресурсов. В реальности же наращиваниеразличных элементов производственных ресурсов происходит неравномерно, в связи счем изменение кривой производственных возможностей приобретает асимметричный вид.
В современном мире экономическийрост рассматривается как аксиома, т.е. считается нормальным явлением более или менеепостоянное смещение кривой производственных возможностей вправо. Однако при определенныхусловиях она может смещаться влево, что видно на примере Украины и других стран,возникших после распада СССР.
Кривая производственных возможностей можетиллюстрировать и различия существующие в области производственных возможностей вотдельных странах.
Кривая производственных возможностей имеетвыпуклый характер, что свидетельствует о действии закона возрастания альтернативных(вмененных) издержек. Альтернативные издержки – это то количество одного продукта,от которого следует отказаться, чтобы увеличить производство другого продукта. Например,чтобы увеличить производство масла с 2 до 3 тыс. тонн, общество должно отказатьсяот производства 3 тыс. шт. пушек. Это и есть альтернативные издержки производствамасла.

4. Эффективностьпроизводства и ее показатели
Эффективность производствахарактеризует его результативность, которая находит свое выражение в росте благосостояниянаселения страны. Эффективность можно определить как оптимальное использование ресурсов.
Для выяснения сущности эффективностипроизводства, определения его критерия и показателей необходимо различать содержаниепонятий эффективность и эффект.Эффект– абсолютная величина,обозначающая результат какого-либо процесса. Под экономическим эффектом понимаетсярезультат человеческого труда, направленного на производство материальных благ.Но как бы ни был важен результат, необходимо знать, какой ценой,какими затратами он достигнут. Один и тот же эффект может быть получен с разнымизатратами, и наоборот, одинаковые затраты могут дать разные результаты. Поэтому необходимо сравнение результатов с затратами.Соизмеримость эффекта и затрат на его достижение – основа экономическойэффективности. Поэтому кроме абсолютной величины эффекта необходимо знать и егоотносительную величину, получаемую сопоставлением одной абсолютной величины (эффекта)с другой абсолютной величиной (затратами). Следовательно, эффективность выражаетстепень эффекта. В самом общем виде эффективность (Э) можно выразить отношениемэффекта (результата Р) к затратам (З)
/>
Здесь следует предостеречь от упрощенногопонимания результата как некоторого количества изготовленного продукта. Дело в том,что сами по себе количественные параметры результата производства, даже соотнесенныес затратами, еще не означают экономический результат производства. Таковым он становитсятолько при сопоставлении величины результата производства с величиной реальной потребностив этом продукте. Например, если экономика с минимальными затратами на единицу продукциивыпускает огромное количество резиновых галош или керосиновых ламп, которые никомуне нужны, то это означает, что затраченные ресурсы просто испорчены, выброшены наветер. Такая экономика эффективной быть не может.
Поэтому под экономическим результатомпроизводства имеют в виду эффективно произведенный продукт, соответствующий реальнойпотребности потребителя в нем. Следовательно, всеобщая формула идеально эффективнойэкономики должна была бы отразить соотношение трех величин: затрат, результатов,потребностей.
С точки зрения всего народного хозяйстваэффективным будет считаться такое состояние, когда наиболее полно удовлетвореныпотребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах.
Точнее это положение может быть сформулированоследующим образом: экономическая эффективность хозяйственной системы – это состояние,при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одногочеловека, не ухудшая при этом положения другого члена общества. Такое положениеназывается Парето–эффективностью (по имени итальянского экономиста В. Парето).
Таким образом, различают:
· социально-экономическуюэффективность – когдав качестве результата рассматривается удовлетворение потребностей.
Как известно, полностью удовлетворитьпотребности людей невозможно, поэтому /> 1. Но чем ближе этоотношение к единице, тем выше социально-экономическая эффективность общественногопроизводства. Мы можем ничего не знать о значениях показателей производительноститруда, фондоотдачи и др., но без труда ответим на вопрос, чья экономика более эффективна:украинская или немецкая, зная, где более полно удовлетворяются потребности людей.
Показателями социально-экономической эффективностиявляются уровень занятости, продолжительность рабочего дня, уровень благосостояния,создание условий для всестороннего развития личности.
· технико-экономическуюэффективность — когдав качестве результата производства рассматривается продукт. При этом используютмногофакторный и однофакторный подходы.
Многофакторный – результат сопоставляется с общим объемомзатраченных ресурсов.
Однофакторный – результат сопоставляется поочереднос каждым из затраченных ресурсов. В результате получаем конкретные частные показателиэффективности общественного производства.
/>
Производительность труда показывает, сколькопродукции выпускает один работающий. Обратный показатель называется трудоемкость.
/>=/>
Материалоотдача показывает, сколько продукциивыпущено на 1 денежную единицу сырья и материалов. Обратный показатель называетсяматериалоемкость.
/>= />,
где ОПФ – основные производственные фонды.
Фондоотдача показывает, сколько продукциивыпущено на 1 денежную единицу использованных основных производственных фондов.Обратный показатель называется фондоемкость.
По аналогии можно рассчитать и другиепоказатели эффективности производства (энергоемкость, например).
Все показатели эффективности можно рассчитатьв натуральном и стоимостном выражении. Например, можно определить, сколько тоннугля добывает за смену один шахтер. Это будет показатель его производительноститруда в натуральном выражении. Но если добытый уголь выразить в денежной оценке,то мы получим производительность труда в стоимостном выражении.
Между социально-экономической и технико-экономическойэффективностью существует взаимосвязь. Все более полное удовлетворение потребностейобъективно требует повышения технической эффективности. А с другой стороны, социальнаяэффективность является решающим фактором повышения экономической эффективности хозяйствав интересах общества и его членов.
Если утрачивается связь между социальнойи экономической эффективностью, то это означает, что производство осуществляетсяради производства, то есть оно бессмысленно.
Эффективность различных видов затрат определятсядля решения двух видов задач:
1. Для выявления и оценкиуровня использования отдельных видов затрат и ресурсов, экономической результативностипроизводства (в рамках страны, региона, предприятия, отрасли.) В этом случае определяетсяобщая или абсолютная эффективность.
2. Для экономическогообоснования лучших вариантов производственно-хозяйственных решений (внедрение новойтехники, организации производства.) В этом случае определяется сравнительнаяэкономическая эффективность. При этом в качестве величиныэкономическогоэффекта принимается экономия, полученная от снижения себестоимости продукции, ав качестве затрат – дополнительные капитальные вложения, обусловившие эту экономию.
Повышение эффективности отвечает интересамкак отдельного производителя, так и всего общества. Повышение эффективности дляотдельного производителя означает, что его издержки становятся меньше, чем средние.Он получает прибыль выше средней.
Для общества повышение эффективности означает,что экономятся различные ресурсы, которые можно направить на увеличение производствадефицитных товаров или новых, удовлетворяющих новые потребности. Кроме того, снижениезатрат производства является основанием для снижения цен, следовательно, даже притех же доходах покупательная способность населения растет, а это означает повышениеуровня жизни людей.
Показатели эффективности производстваможно определить на различных уровнях:
- на макроуровне, т.е. на уровне всего народного хозяйства (экономическая эффективность),
- на микроуровне, т.е. на уровне отдельного предприятия (производственная эффективность).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.