Министерствообразования Российской Федерации
Государственногообразовательного учреждения высшего
профессиональногообразования
«РоссийскийГосударственный торгово-экономический Университет»
Ивановскийфилиал
КУРСОВАЯ РАБОТАЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
ТЕМА
«НЕДОБРОСОВЕСТНАЯКОНКУРЕНЦИЯ В ТОРГОВЛЕ, МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕЙ»
Иваново 2009г.
ВВЕДЕНИЕ
Рыночные отношенияхарактеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором междупроизводителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих,планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельностьпроизводителей и потребителей.
Прямойпротивоположностью рынку является командно-административная система. Онавнедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условияи направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.
Непосредственно этикоманды относятся к производителям в виде централизованных планов выпускапродукции, а последние определяют поведение потребителей.
В то время какопределенный порядок в рыночной экономике устанавливается сам собой, безвмешательства извне, административно-командная экономика стремится навязатьжесткий порядок сверху, тем самым, устраняя конкуренцию и соперничество междупроизводителями и потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторымнежелательным явлениям, тем не менее, она является весьма эффективным средствомстимулирования личной инициативы, предприимчивости и производительности общественноготруда. По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкуренцию,доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организациинародного хозяйства.
В рыночной экономикевсе субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению другк другу как конкуренты.
Под экономическойконкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке запредпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренцияявляется необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характери формы ее различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
В условиях рыночнойэкономики конкуренция является важным механизмом экономических связей междупроизводителями и потребителями.
Так, если на рынокдоставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцыбудут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будетдоставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будутсоревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.
Конкуренция, хотя исвязана с определёнными издержками (усиливает социально-экономическуюдифференциацию в обществе, обуславливает потери экономических ресурсов отпотери побежденных и т.д.), вместе с тем обеспечивает немалый экономическийэффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемойпродукции, внедрение научно-технических достижений и др.
Говоря о достоинствахконкуренции и рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, атакже, разумеется, о тех проблемах, которые они не могут решить по своейприроде.
Тема являетсяактуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в этой, теме мысталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции, и рыночных механизмов вцелом даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итогеприведет к увеличению прибыли. Поэтому очень много таких ученых как: М.Фридман, Фридрих фон Хайек (1899-1988), В.Рожок, Паклин Ю.И. и др. изучаютпроблемы рыка и конкуренции.
1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ,ЕЕ ВИДЫ И МЕТОДЫ
Конкуренция – (от лат.Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов заограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия,взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечениялучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразныепотребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует остраяконкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынкахтребуется существенное повышение конкурентноспособности предлагаемыхотечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранныхпродавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.
Но понятие конкуренциинастолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальнымопределением. Это и способ хзяйствования, и такой способ существованиякапитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренцииусматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства,так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийногорегулятора общественного производства.
Следствием конкуренцииявляется, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, ас другой — повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
Конкуренция относится кнеконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации икоторые не могут управляться организацией.
Конкуренция –соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условияпроизводства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно ипорождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностьюкаждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры ипротивоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба заэкономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и еёпротивоположность — монополия) может существовать только при определённомсостоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённыхпоказателей состояния рынка. Основными показателями являются:
1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий,имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того женазначения разных индивидуальных особенностей — по фабричной марке, качеству,цвету и др.);
4. Участие фирм в контроле надрыночной ценой.
/>
Рыночное соперничествоклассифицируется так: Таблица 1
Совершенная (свободная)конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности.Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм,самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:
1. Объём производства отдельной фирмы являетсянезначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
2. Реализуемые каждым производителем товары являютсяоднородными;
3. Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-топовысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
4. Продавцы действуют независимо друг от друга;
5. Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
Последнее условиепредполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем иприменить свой труд и материальные средства в интересующей его отраслихозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметьвозможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условийобеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершеннаяконкуренция является также условием формирования рыночного механизма,образования цен и самонастройки экономической системы через достижениеравновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов кполучению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленнымусловиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическоезначение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночныхструктур. И в этом ее ценность.
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обостриласьв конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот периодпроисходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливаетсяконтроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизацияэкономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрациипромышленного производства под воздействием научно – технического прогресса.Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономикекрупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие кмонополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно нагляднопроявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, чтоконкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сферебесчисленного множества производителей ». /11/
Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавцатовара, но в современных условиях он используется для обозначения различныхвидов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия –исключительное право производства, промысла, торговли и других видовдеятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц илигосударству. /12/ Это означает, что по своей природе монополия – прямаяпротивоположность совершенной конкуренции (таблица 2).
Таблица 2
Параметры состояния
Рынка
Совершенная
Конкуренция Монополия Число продавцов Много Один Барьеры входа и выхода из рынка Нет Есть (нет вхождения) Дифференциация продукта Нет (одинаковые продукты одного вида) Нет (один продукт) Участие фирм в контроле над ценами Нет Полный контроль
С учётом охвата экономики выделяются:
1. Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полныйконтроль над ценой);
2. Абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственныхорганов).
В зависимости от причин возникновения различают следующие видымонополий:
1. Естественная монополия — ею обладают собственники и организации,владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отраслиинфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).
2. Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)
3 Искусственные монополии. Под этим названием имеется в видуобъединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод.Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
1. Создаютбарьеры длявхождения на рынок новых фирм;
2. Ограничиваютаутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникамсырья и энергоносителям;
3. Создаюточень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;
4. Применяютболее крупныйкапитал;
5. «Забивают» новые фирмыхорошо поставленной рекламой.
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм — картель, синдикат, трест и концерн.
Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности,в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продуктыпроизводства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого вобщем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат – объединениеряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность наматериальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, аготовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этогоконтору. Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность даннойгруппы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн – союз формальнонезависимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли,транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовыйконтроль над всеми участниками.
В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носитвесьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладаетдовольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах.Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние наформирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама являетсяболее доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политическихсвязей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений илина компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска впроцессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.
В экономике приняторазделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбиванияцен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация,которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и этиценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминациявозможна при трёх условиях:
1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степеньюмонопольной власти;
2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которыеимеют разную покупательскую способность;
3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.
Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей,адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции;при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка надругой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредствомсовершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта.Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое –совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшениеприспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренцияпосредством улучшения качества продукции получила название конкуренции попродукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить частьотраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиальноотличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированныйвариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеетпротиворечивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способомскрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество это субъективнаяоценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы икрасивой упаковки.
Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции поусловиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервисаобслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу,совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателейпосле приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.
Сильнейшим орудиемнеценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросламногократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей иноформациюо потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своейтоварной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как«хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает вовнешней торговле.
К незаконным методамнеценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманиваниеспециалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешненичем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших покачеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью ихкопирования. По свидетельству французского МОСИ, наиболее активны«фирмы-имитаторы», находящиеся в Мароко, Гонконге, на Тайване, в Турции, наСингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии.
2. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕСОДЕРЖАНИЕ
2.1 СУЩНОСТЬКОНКУРЕНЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
«Конкуренция представляет собой процессуправления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победыили других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных илисубъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественныхусловиях. Конкуренция является сегодня движущей силой развития субъектов иобъектов управления, общества в целом, рыночного хозяйства страны»1.
Впервые теория конкуренции была обобщенаизвестным экономистом Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинебогатства народов». Новизна теории конкуренции А. Смита заключается в том, чтоон впервые:
1. сформулировал понятие конкуренции каксоперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающегоцены при избытке предложения;
2. сформулировал главный принципконкуренции — принцип «невидимой руки», в соответствии с которым «дергая» заниточки марионеток – предпринимателей, «рука» заставляет их действовать всоответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостновытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;
3. разработал теоретически очень тонкийи гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевуюнорму прибыли;
4. определил основные условия созданияэффективной конкуренции;
5. разработал модель усилия и развитияконкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальноеудовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсовобщества в масштабе общества в целом.
Конкуренция может протекать в самыхразличных формах все зависит то ряда внешних условий, на которых целесообразноостановиться далее.
В конце 1998 года по уровнюконкурентоспособности Россия находилась на 127 месте из 180 стран, оцениваемыхВсемирным экономическим форумом. В тоже время по этим же оценкам, по жизненномууровню Россия находилась в седьмом десятке.
Одной из главных причин такого положенияявляется то, что в России системно и профессионально проблемами созданияконкурентной среды никогда никто не занимался. Россия уже на протяжении болеечем 10 лет строит рыночные отношения. Однако ни Государственная Дума, ниПравительство Российской Федерации, ни Российская академия наук ни другиеструктуры не нашли возможным включить в свои планы работ решение проблемсоздания конкурентной среды в экономике России, разработку стратегий и плановпо созданию эффективной и полноценной конкурентной среды.
Впервые проблема создания конкурентнойсреды на государственном уровне была поднята лишь 30 марта 1999 года вЕжегодном послании Президента России Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию России.В тоже время при построении рыночных отношений, представляется, что вседействия Президента, Федерального Собрания, Правительства и каждого политика вотдельности должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным илиантилиберальным экономическим взглядам, а по единственному критерию:способствуют ли эти действия созданию конкурентной среды. Именно так происходитв большинстве развитых стран мира.
Особую практическую ценностьпредставляет собой опыт стран, входящих в технологическое ядро мировогосообщества – США, Японии, Англии, Франции по созданию внутренней конкурентнойсреды и удержанию внешних конкурентных преимуществ.
Можно выделить следующие основныетенденции и особенности построения развитой конкурентной и удержанияконкурентных преимуществ среды в этих странах:
1. отлаженная правовая системадемократического государства;
2. ограниченность природных ресурсов(исключение — США);
3. отлаженная система управления(менеджмента) на всех уровнях иерархии;
4. значительный удельный вес виртуальныхинформационных и управленческих технологий на основе Интернет (особенно у США);
5. значительный удельный вес высокихбезотходных технологий производства (особенно в Японии и США);
6. стремление к нахождению и удержаниюсфокусированных конкурентных преимуществ фирм в узком секторе глобальнойэкономики;
7. развитие международной стандартизациии интеграции;
8. высокая надежность техники (особеннонемецкой и японской);
9. устойчивая финансовая система;
10. высокая эффективность использованияресурсов;
11. значительные затраты на рекламу приотносительном равенстве качества конкурирующих товаров;
12. высокое качество товаров и услуг;
13. рост темпов расхода государства нанауку, образование и развитие человека;
14. высокая продолжительность жизнинаселения;
15. высокие позиции в мировой иерархиипо конкурентоспособности как результат рациональной экономической политикигосударства.
2.2 ОБЩЕЕ ВЛИЯНИЕКОНКУРЕНЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА
«Конкуренция является движущей силойрынка, она является его главным механизмом и ведет к наилучшему использованиюспособностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ достигнутаименно путем состязания, путем конкуренции. Конкуренция требует рациональногоповедения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулируетрациональность»1.
Конкуренция не может функционироватьсреди людей, лишенных предпринимательского духа. Более того, конкуренция – этоособый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей.Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам.Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому. Конкуренцияусиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности,что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях.
Экономисты сходятся вовзглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чистоконкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редкихресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремитсяраспределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряженииобщества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей.Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требуетвыполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов ипроизводственная эффективность. Для достижения эффективности распределенияресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобыполучить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходимаобществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается,когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобыполучить чистую выгоду для общества. В свою очередь производственнаяэффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальнойпродукции, производился наименее дорогостоящим способом.
Вполне очевидно, что эти два условияполностью выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будетстремиться к достижению производственной эффективности, так как, используяминимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальныеиздержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результатечего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получитьмаксимальную прибыль.
Говоря об эффективностираспределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции руководящиесямотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до тойточки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, чторесурсы в условиях конкуренции распределены эффективно. В тоже время экономистыпризнают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределенияресурсов в конкурентной экономике:
1. отсутствие причины,по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределениюдоходов;
2. распределяя ресурсы,конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производстваобщественных благ;
3. отрасль с чистойконкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственнойтехники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;
4. конкурентная системане обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий дляразработки новых продуктов.
2.3 ОТРИЦАТЕЛЬНОЕВОЗДЕЙСТВИЕ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНОК
Совершенной конкуренции отводитсяведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан июридических лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности вполитической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработкепрограммных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного икраткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты;введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за ихсоблюдением. От совершенной конкуренции требуется обеспечение развитияинфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночногомеханизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживаниеобразования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Еслиже перейти к несовершенной конкуренции, то в скором времени монополии путемповышением цен сведут платежеспособный спрос на рынке до критического уровня.
Рассматривая проблему отрицательноговоздействия несовершенной конкуренции на рынок, заметим, что несовершеннаяконкуренция ведет к установлению определенной номенклатуры продукции,фиксированным ценам (путем сговора) и так далее. Более того, несовершеннаяконкуренция не способствует повышению эффективности использования ресурсов.Несовершенная конкуренция постепенно приводит к монополизму, и чаще всего к государственномумонополизму, отрицательное воздействие которого прошляется в таких негативныхчертах, как:
- единаяобщенародная зависимость;
- централизованнаяплановая система;
- малосубъектнаясистема хозяйствования;
- централизованноераспределение всех ресурсов;
- регламентированныесвязи по отраслевому признаку;
- централизованнаясистема установления фиксированных цен;
- единствономенклатуры продукции во внешней торговле;
Эффективно развивать внешнюю торговлю вусловиях несовершенной конкуренции практически невозможно, так как издержки напроизводство продукции в условиях несовершенной конкуренции выше, чем вусловиях конкуренции. Цена на продукт фирмы, функционирующей в условияхнесовершенной конкуренции выше, так как фирма не стремиться к минимизации своихиздержек, ее продукт все равно будет реализован, так как других альтернативнет.
Практика показывает, что в условияхконкуренции рынок развивается гораздо быстрее. Фирмы вынуждены осуществлятьнаучно-технические разработки, совершенствовать и обновлять свое оборудование,идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что если одна фирмаостановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизироватьоборудование, то найдется другая фирма, которая проведя модернизацию и обновлениесумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. Вусловиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно несовершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которыхможно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитиерынка.
2.4ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ
Конкуренция напрямуюзависит от состояния экономики, от экономического состояния рынка. Во второйполовине 90-х в России сложилась благоприятная экономическая конъюнктура. Впосле кризиса 1998 г. ВВП страны увеличился на 5,6%, индекс деловой активностив промышленном производстве, составил 1,9%, продолжалось повышение индексадоверия потребителя.
Индексы доверияпотребителя и деловой активности выражаются в процентах и отражают разницумежду долями численности опрашиваемых респондентов, положительно и отрицательноответивших на вопросы об изменении экономической конъюнктуры. Индикатор доверияпотребителя показывает разницу между долей домашних хозяйств, отметивших ростих потребительских расходов, и долей домашних хозяйств, отметивших снижениесвоих потребительских расходов. Деловая активность является агрегированныминдексом, в него входят индикаторы доверия производителя и доверия инвесторов.Вместе с тем часто два последние индикатора используются и самостоятельно.
Финансовый кризис вЮго-Восточной Азии, а затем в Европе вызвал бегство капиталов с рынков России.По оценке JP Morgan, в 1999 г. дефицит торгового баланса России составлял 288млрд. долл. Для сравнения укажем, что у 11 стран, входящих в Европейскийэкономический и валютных союз, существует положительное сальдо торговогобаланса в размере 102 млрд. долл., а у Японии — 136 млрд. долл.
Усилия денежных властейРоссии в 1998 г. были направлены на уменьшение негативного влияния мировогофинансового кризиса на экономику России. Рост доверия потребителя с 19999 г. был вызван, с одной стороны, увеличением занятости, что вело к росту доходов, с другойстороны, на внутренний рынок России стал поступать большой объем импорта поболее низким, чем прежде, ценам из-за понижения цен на мировых товарных рынкахи девальвации национальных валют в странах, пострадавших от мировогофинансового кризиса.
Кредитование секторадомашних хозяйств существенно не изменилось. Обзор свидетельствует о стремлениинебольшой части банков расширить потребительский кредит, вместе с тем банкиограничили условия пользования кредитными карточками. Условия предоставлениябанками средств сектору домашних хозяйств по другим видам кредитования неизменились.
Рост банковскиххолдингов, проводящих операции с ценными бумагами, по мнению респондентов,связан с ростом доходности этих операций, возможностью повысить срочностьфондового портфеля, увеличить долю привлеченных средств в капитале. Многиебанки отметили некоторое ухудшение условий на рынке синдицированных кредитов.Банки были обеспокоены тем, что при использовании их активов в ходесиндицирования не учитываются изменения условий кредитования на рынке заемныхсредств, происходящие в течение льготного периода, занимающего до шестимесяцев.
Экономическаяконъюнктура не только чутко реагирует на колебания денежно-кредитной политики,но в определенной мере и обусловливается этой политикой, что дает возможностьпредсказывать изменения экономической конъюнктуры. Оживление деловой активности(рост индекса предпринимательского доверия) ожидает малые предприятия, чтокасается крупных и средних предприятий, то для них льготы при кредитованиииспользовались в меньшей степени, и, следовательно, ожидать повышения деловойактивности в этом сегменте производства не приходится.
Ограничение условий кредитования сжимаетспрос, а предоставление льготных условий кредитования расширяет егопредложение. При этом необходимо обратить внимание как на соотношение междуудельным весом тех банков, которые не изменяют условия кредитования, и удельнымвесом тех банков, которые это сделали, так и на суммарный удельный вес банков, которыеограничили или смягчили условия кредитования. При стабильной денежно-кредитнойполитике рост доли банков, не вводящих дополнительные ограничения условийкредитования, свидетельствует о расширении требований заемщиков и, как следствие,о повышении вероятности оживления экономической конъюнктуры.
Такимобразом, несмотря на существенные трудности в экономике России, рынокразвивается и уже сегодня можно говорить о том, что современные тенденцииспособствуют созданию конкурентных преимуществ в России.
3. РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ
3.1 РЫНОК, ПРИЧИНЫ ЕГОВОЗНИКНОВЕНИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Возникновение рынканепосредственно связано с появлением общественного разделения труда. Уже назаре цивилизации произошло крупное разделение труда между земледельческими искотоводческими племенами. Все усиливающееся разделение труда, егодифференциация и специализация в конечном итоге привели не только к повышениюпроизводительности и эффективности общественного производства, но и кнеизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся исовершенствовался от случайного обмена продуктами труда первобытных племен досовременного рынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступаютденьги.
Таким образом, рынокпредставляет собой специфический способ организации экономической деятельности,где хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарамиили вещами. Всеобщим эквивалентом стоимости здесь является товар особого рода — деньги. Совершенно иное мы наблюдаем при натуральном обмене, например бартере,когда происходит непосредственный обмен одних товаров на другие. В этом случаеясно видно, какой род деятельности противостоит или, лучше сказать, соотноситсяк другим. Когда вы покупаете товар за деньги, то последние являютсяединственным свидетельством созданной стоимости. Продавая товар, вы получаетеденьги и на них покупаете нужный вам товар. Такой способ обмена оказался весьмаэффективным и постепенно вытеснил все другие способы, хотя, например, бартервсе еще встречается в некоторых условиях хозяйствования.
Исторически рынокформировался постепенно и первоначально был связан с розничной торговлейпродуктами и некоторыми товарами хозяйственного обихода. Для такой торговлиотводились специальные места на площадях и оживленных улицах населенныхпунктов. Рынок подобного рода часто называют базаром, и в этом виде онсохранился и до наших дней. Однако в дальнейшем понятие «рынок»приобрело более широкое значение: сейчас мы говорим об оптовых рынках,товарно-сырьевых биржах, а также фондовых рынках, где продаются и покупаются нетолько товары, но и акции и другие ценные бумаги.
Наиболееорганизованными являются рынки товаров, пользующихся всеобщим спросом,поддающихся точной спецификации, перевозке на далекие расстояния и т.п. Ясно,что рынок, например, обычных кирпичей будет ограничиваться ближайшими районамикирпичного завода, в то время как рынок драгоценных металлов, камней иювелирных изделий, а также хлопка, зерна, металлоизделий будет охватыватьтерриторию всей страны и даже других государств. Особое значение средиорганизованных рынков имеют рынки ценных бумаг, к которым относятся акции иоблигации, выпускаемые частными компаниями, акционерными обществами иправительствами. Наибольшим спросом среди них пользуются акции крупных,известных компаний, в особенности международных, а также облигации, выпускаемыеправительствами, ввиду их надежности и гарантированности дохода по ним. Пообразцу фондовых рынков, на которых продаются и покупаются акции, организованмировой рынок драгоценных металлов. Благодаря своим природным качествам золото,серебро, платина выступали в роли всеобщего эквивалента при обмене, да и теперьмогут служить деньгами, хотя непосредственно в торговых операциях не используются.
К менее организованнымотносятся рынки товаров, пользующихся спросом узкой группы лиц, например,продажи одежды индивидуального пошива, произведений искусства и художественныхремесел и т.п. То же самое следует сказать о местных рынках по реализациискоропортящихся товаров, объемных вещей и всего, что не поддается перевозкам надальние расстояния. Это узко локальные рынки, колебания цен на них в разныхместах ощутимее, но тем не менее и для них сохраняется главное условие: ценытоваров определяются в зависимости от спроса и предложения, хотя и имеюттенденции к выравниванию.
Существуют, по меньшеймере, четыре признаков рынка, отличающих его от других типов организацииэкономической деятельности.
Подлинный рынокпредполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому числоучастников рынка ничем не ограничивается. Более того, чем больше такихучастников, тем заметнее проявляются рыночные законы. Вступление в рынок иучастие в нем можно осуществить разными способами: открыть свое дело(мастерскую, магазин, ателье и т.п.), обходясь собственными силами и силамисвоей семьи или родственников; нанять рабочих и создать предприятие или фирму.Именно таким путем происходило формирование классического капитализма сприсущей ему эксплуатацией, основанной на извлечении прибавочной стоимости, какэто детально было прослежено К.Марксом в «Капитале». Участвовать врыночной деятельности можно и путем покупки акций, ценных бумаг, вкладываяденьги в банки, страховые компании и другие финансовые учреждения.
Поскольку на рынкеучаствует значительное число производителей товаров, постольку цена,назначаемая каждым из них, оказывает незначительное влияние на общую рыночнуюцену. Любой товаропроизводитель не может выбросить на рынок столько товара,чтобы диктовать свою цену потребителю. Именно массовый характер рынка,взаимодействие разных продавцов с приблизительно равными возможностями приводитк выравниванию общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости.
На рынке предполагаетсяполная свобода в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов.Почему важно это условие? Да потому, что каждый стремится к выигрышу,увеличению своего дохода, а для этого надо переместить ресурсы туда, где онидадут наибольшую отдачу, где используются новые мощности, осваиваются болеепередовые технологии, лучше оплата труда, условия работы и т.п.
Рынок, долженобеспечить, в принципе, равные шансы для всех его участников. Поэтомупризнается право каждого на полную информированность о предложении и спросе, оценах, спецификации товаров и др. Это позволяет каждому участнику сделать;наилучший выбор среди имеющихся возможностей, хотя фактически о полнойинформированности приходится говорить далеко не всегда, а выбор наилучшейвозможности сталкивается с еще большими трудностями.
На свободном рынкеисключаются какие-либо привилегии для каких-либо групп продавцов, связанные,например, с торговыми марками и иными характеристиками товаров. Все товарысчитаются абсолютно однородными, если они соответствуют стандарту. Конечно, этоусловие не всегда соблюдается, ибо покупатели, особенно на оптовых рынках,прекрасно разбираются в достоинствах товаров тех или иных компаний, в частностипроизводимых фирмами с устоявшейся хорошей репутацией, и даже реклама здесь нетак важна.
Важно всегда помнить,что рынок, который мы охарактеризовали пятью основными признаками, являетсяидеализированным, основанным на свободной конкуренции и потенциально одинаковыхшансах для всех продавцов и покупателей, и отличается — порой значительно — отрынка реального.
конкуренция рынок несовершенный
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня можно судовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв междуРоссией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практикиконкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночнымотношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому
Особенность ситуациисостоит и в том, что в распоряжении российского бизнеса находится теоретическийи огромный практический опыт мировой конкуренции. Есть возможность, не теряявремени на самостоятельные разработки, усвоить уроки системного, комплексногорешения проблемы, чтобы избежать дорогостоящих ошибок. В создавшихся условияхособенно важно выделить наиболее ценное в имеющейся практике и на этой основепредложить механизм выбора таких приемов и методов конкуренции, которые, содной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного производства, сдругой — сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.
Опыт последних летсвидетельствует об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности.Появление большого количества новых предприятий и организаций, либерализацияимпорта, образование рынка капитала, внедрение на российский рынок иностранныхкомпаний — все это значительно осложнило рыночную ситуацию. Увеличениепредложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособногоспроса с другой, создали условия, в которых конкуренция стала обыденным делом.
Как показала практика, большинствороссийских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. Вусловиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в такомтяжелом положении, что сколько-нибудь серьезные инновации, связанные сусилением конкурентной позиции предприятий, стали невозможны. И тем не менее,выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути созданияконкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И вэтом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но и условиемвыживания предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О конкуренции иограничении монополии на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1. – 101 с.
2. Федеральный закон «О естественныхмонополиях» от 17 августа 1995 года№149-ФЗ. – 64 с.
3. Блауг М. Экономическая мысль вретроспективе. – М.: Дело, 1994. – 178 с.
4. Гальперин В.М., Гребенников П.И.,Леусский А.И., Гатасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник / СПб.: Экономическаяшкола, 1994. – 267 с.
5. Камаев В.Д. Основы экономическойтеории (экономика) – М.: «ВЛАДОС», 1995. – 324 с.
6. Курс экономической теории \ Под ред.Чепурина М.Н.,– Киров:, 1995. – 280 с.
7. Кэмпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю.Экономикс, Т.1. – М.: Республика, 1992. – 562 с.
8. Критский М.М. Экономическая теория:микроэкономический аспект. – Спб.: ГИЭА, 1998. — 235 с.
9. Линдерт П. Экономикамирохозяйственных связей. – М.: Прогресс, 1992. – 256 с.
10. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основырыночной экономики. Курс лекций для абитуриентов. – СПб.: ООО «Петропресса»,1996. – 189 с.
11. Сажина М.А., Чибриков Г.Г.Экономическая теория. – М.: НОРМА – ИНФРА – М, 1998. — 208 с.
12. Хейне П. Экономический образмышления. – М.: Дело, 1991. – 256 с.
13. Эклунд К. Эффективная модель. – М.:Экономика, 1991 – 340с.
14. Юданов А.Ю. Конкуренция – М.:Экономика, 2000. – 267 с.
15. Андреев Е.П. «Современное развитиеэкономики России» // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №1. С.25-31.
16. АукуционекС.П. Современный рынок // ЭКО 2001 №5 – с. 12-15.
17. БольшаковС.В. Естественные монополии: финансовое положение // Деньги и кредит 2000 №4. –с. 33-34.
18. Воронов А. Конкуренция в 21 веке //Маркетинг, 2001 №5. – с. 6-9.
19. Левина Л. Основы экономическойтеории и истории экономических учений (лекционный цикл) Российскийэкономический журнал. 2002 .№ 1. – с. 40-42.
20. Харитонов В.К. Государство ипроблемы конкуренции в современной экономике Вопросы экономики №2. 2002. –с.23-26.