Реферат по предмету "Экономика"


Национальная инновационная система

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования национальнойинновационной системы (НИС)
1.1 Понятие, сущность и признаки НИС
1.2 Типы НИС
Глава 2. Мировой опыт формирования НИС, их особенности
Глава 3.Формирование национальной инновационной системы вРоссии
3.1 Общая характеристика России в сфере инновационнойэкономики
3.2 Российская венчурная компания как основа формирования НИС
3.3 Участие России в международных проектах, связанных синновационной деятельностью
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Современный этап мировогоразвития связан с процессами глобализации в самом широком смысле, посколькухарактеризуется резким усилением и усложнением взаимосвязей ивзаимозависимостей в основных областях экономической, политической иобщественной жизни. Это выражается в формировании мировых рынков капиталов,финансов, производства, торговли, рабочей силы. Приспособление к новым условиямвоспроизводства происходит в форме перестройки экономических процессов, сутькоторой заключена в переориентации с экстенсивных на интенсивные формы использованияглавных факторов экономического развития: основного капитала, рабочей силы,сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, новых знаний и технологий. Однаконаибольшее воздействие оказывает построение глобальных информационных сетей,позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество внаучно-технической сфере, культуре, бизнесе. Иными словами, происходит созданиеглобального информационного поля, генерирующего знания и оказывающегосущественное влияние на появление экономики нового типа — инновационной, гдесектор знаний играет решающую роль, а производство знаний представляет источникэкономического роста.
Вусловиях глобализации и образования единого мирового рынка формированиеинновационных систем приобрело характер центрального экономического процесса виндустриально развитых странах. Это означает, что доминантой экономическогороста становится система научных знаний, новых технологий, инновационныхпроцессов, продуктов и услуг.
Главнымикомпонентами инновационных систем выступают научные, научно-технические,технологические, социально-организационные новшества, воплощенные как вразличных материальных, так и в нематериальных носителях. Возникая на всехстадиях воспроизводственного цикла, нововведения различаются по типологии, происхождению,назначению, степени новизны, уровню распространения и пр. Инновационнаядеятельность может быть представлена как процесс творчества и созданияновшества, реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационнойпотребности и предпринимательских усилий.
Цель нашей работы – этоанализ действующих и формирующихся НИС.
Для выполненияпоставленной задачи необходимо решить ряд задач:
- определитьпонятие и сущность национальной инновационной системы;
- выявить признакиинновационной системы;
- рассмотреть типыНИС;
- проанализироватьопыт иностранных стран в формировании НИС;
- проанализироватьсовременную ситуацию в инновационной деятельности в России;
- рассмотретьвнутреннюю и внешнюю деятельность России по формированию НИС.

Глава 1. Теоретическиеосновы формирования национальной инновационной системы (НИС)
1.1 Понятие, сущностьи признаки НИС
Характеризуяпереход мировой экономики на инновационный путь развития, исследователи говорято формировании «экономики инноваций», «экономики знаний»,«новой экономики» и др. Но вне зависимости от терминологии и оценокпричин перехода большинство из них признает, что изменился тип воспроизводства;его основной чертой становится развитие национальных инновационных систем (НИС)[1].
ОбычноНИС характеризуют как совокупность предприятий и организаций, деятельностькоторых направлена на генерирование и диффузию инноваций. О ней говорят как обобеспечивающей инновационные процессы системе экономических механизмов и видовдеятельности[2]. Под НИС также понимают «совокупностьвзаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и реализациейнаучных знаний и технологий в пределах национальных границ. Другая часть НИС – комплексинститутов правового, финансового и социального характера, обеспечивающихинновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции,политические и культурные особенности»[3].
Такимобразом, НИС – это совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих впроцессе создания и реализации инновационной продукции (услуг), осуществляющихсвою деятельность на основе соответствующей нормативной правовой базы в рамкахпроводимой государством политики.
Основоположникамитеории формирования НИС можно по праву считать К. Фримэна (Институтисследования научной политики Сассекского университета, Великобритания) [14],Б.-А. Лундвалла (университет г. Упсала, Швеция) и Р. Нельсона (Колумбийскийуниверситет, США), проанализировавших развитие инновационной деятельности вразличных странах и на этой основе давших определение понятия НИС. При этом воснову исследования были положены результаты, ранее полученные Й. Шумпетером(теория экономической динамики), Ф. Хайеком (концепция рассеянного знания), Д.Нортом (институциональная теория), Р. Солоу (роль НТП в экономическом росте),П. Ромером и Р. Лукасом (новая теория роста).
Большинствоисследователей проблем перехода экономики на инновационный путь развитияфиксируют принципиальные условия и следствия данного перехода[4]:
- мировая экономикапереживает качественно новый этап в своем развитии. Свидетельство этому –востребованность инноваций не отдельными предпринимателями, а национальнымиэкономиками.
- возникла такаяэкономическая категория, как «человеческий капитал». Накапливая ииспользуя его, экономические субъекты получают ренту, по содержанию идентичнуюдоходу от вложений в ценные бумаги или от банковского кредитования. Как результат,на национальном и международном уровнях обостряется борьба за присвоениеназванной ренты, а значит, за права собственности на человеческий капитал. Поэтомувозникает необходимость в институтах, минимизирующих ущерб НИС от этого видаконкуренции.
- «провалы рынка» в инновационнойсфере вынуждают государственные органы развитых стран в случае необходимостипринимать на себя часть расходов и ответственности, регулировать направлениярынка инноваций и быстро реагировать на изменение ситуации. Поэтому принципиальноважно определить меру участия в развитии НИС граждан как носителейчеловеческого капитала, бизнеса, публичных институтов (государственных,региональных, муниципальных), а также общественных организаций.
Экономикеинноваций присуща своя форма накопления, собственная структура богатства иособые критерии оценки эффективности накопления. То, что считалось ростом всистеме индустриального общества, не является таковым в современных условиях,поскольку не любой экономический рост приводит к инновационному развитию и нелюбой рост основан на инновациях. Наконец, такая экономика рискованна иневозможна без «длинных денег», которые не появятся без соблюдениякак минимум двух исходных условий: доверия инвесторов к государству и четкосформулированной им инновационной политики.
Как ужеотмечалось, экономика инноваций проявляется в повышении в национальномбогатстве доли составляющих, ранее относимых к внеэкономическим; в увеличениирасходов государства, предпринимателей и домашних хозяйств на накопление человеческогокапитала.
Анализ результатовисследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме инноваций позволилобобщить и сформулировать некоторые основополагающие признаки инновационнойэкономики. Представляется, что она является таковой, если в обществе происходятследующие процессы[5]:
- выделяется особаяроль научных знаний, наблюдается положительное восприятие обществом игосударством новых идей и технологий, присутствует готовность к трансферузнаний, их практической реализации в различных сферах деятельности;
- осуществляетсяускоренная автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства иуправления, в результате чего образуются развитые инфраструктуры,обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме,необходимом для поддержания постоянно растущего научно-технического прогресса;
- сформированыразвитые инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибкореализовывать инновационный процесс, основанный на внедрении высокихпроизводственных технологий и повышении конкурентоспособности производства;
- происходятрадикальные изменения социальных структур, которые приводят к расширению иактивизации инновационной деятельности не только в производственной, но и вдругих сферах – управлении, образовании, культуре, а также в быту;
- создана системаопережающей подготовки и переподготовки профессиональных кадров в областиинноваций, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развитияотечественного производства и регионов страны.
Данныепроцессы в целом свидетельствуют о том, что важнейшим условием формированияэкономики знаний являются высокая инновационная активность на всех уровняхуправления (общественном, государственном, предпринимательском), а такженаличие эффективной инновационной инфраструктуры. Последняя выступает вкачестве базовой составляющей инновационного потенциала общества, «точкиопоры» и фундамента инновационной экономики.
Инновационнаяинфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных общественных ипроизводственных институтов (технологических и организационно-управляющихсистем, предпринимательских структур, научно-исследовательских организаций,высших учебных заведений, отдельных ученых и изобретателей), необходимых идостаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности иреализации инноваций.
Важнейшейхарактеристикой инновационной инфраструктуры является ее функциональнаядостаточность (полнота), предполагающая наличие таких свойств, которые должныспособствовать в полной мере реализации инноваций в масштабах национальнойэкономики, региона, отдельных предпринимательских структур. Подобная полнотаможет быть достигнута лишь при формировании рациональной и эффективнойнациональной инновационной системы, построение которой входит в числоприоритетных направлений государственной политики.
1.2 ТипыНИС
Формированиеинновационной политики обусловлено резкой активизацией инновационных процессовв промышленно развитых и развивающихся странах, а также их возрастающимвлиянием на рост национальных экономик, конкуренцию новизны и качества намировом рынке. Это означает, что современные мировые тенденции связаны спереходом к новому типу экономического развития, основанному на непрерывномизменении и обновлении производственной базы, технологий, товаров и услуг, аинновации превращаются в его главный вектор.
Опираясьна опыт эволюции НИС в странах с рыночной экономикой, а также учитываясоветско-российский опыт научно-технического прогресса и рассматривая оба этиопыта в контексте информационной эпохи, можно выделить три типа национальныхинновационных систем, различающиеся механизмами их организации (табл. 1).
Таблица1
Типынациональных инновационных систем[6]Типы НИС Механизмы организации НИС Рыночно-сетевая Классический рыночный Административно-государственная Централизованно-иерархический Смешанно-сетевая Постклассический: рыночно-сетевой, государственно-частный
Административно-команднаяинновационная система естьсовокупность организаций, действующих централизованно-иерархически с цельюразвития инновационных процессов в стране. Но как только такие организацииоказываются в центре внимания, сутью системы становятсякомандно-административные методы, свойственные организациям как иерархическимструктурам. Утверждение этих методов быстро приводит к подмене целей: основнойцелью становится самосохранение этих организаций и повышение их статуса, аинновации – лишь средством достижения этой цели. Все это хорошо знакомобольшинству россиян по советским временам.
Рыночно-сетеваяинновационная система представляетсобой прежде всего институционализированную совокупность мотивов, правил,стратегий (МПС) деятельности, направленной на развитие инноваций. А реализуютсяэти МПС, конечно, людьми, объединенными в целевые организации. Но организациивыступают при этом не как исходный факт («сначала создадим организацию»),а как инструмент, с помощью которого осуществляются соответствующие МПС.Поэтому сначала требуется определить, легитимно институционализировать сетевую системуМПС и одновременно содействовать появлению, развитию сети соответствующихорганизаций. Существенно также, что это должна быть не иерархическая, а сетеваяструктура МПС и организаций, отвечающая требованиям рыночной конкуренции новыхпродуктов и технологий и противостоящая претензиям любых организаций надоминирование в инновационной системе.
В смешанно-сетевойсистеме участвуют не только частные организации, как в рыночно-сетевой системе,но и государственные организации, которые по своей природе тяготеют кдоминированию. Поэтому принципиально важно, чтобы в смешанно-сетевой системе ихвзаимодействие с частными организациями было партнерским, паритетным.
Такимобразом, смешанно-сетевая инновационная система есть сеть МПС деятельности ипартнерских (паритетных) взаимодействий частных, совместных и государственныхорганизаций, которые создают и возможно шире распространяют технологические ипродуктные инновации.
Мотивацияинновационных действий и взаимодействий индивидов и организаций определяетсятакими механизмами, как нормы вознаграждения новатора (изобретателя,разработчика), внутренние и внешние инвестиции, законодательное регулированиеликвидности венчурных инвестиций, государственный заказ и бюджетная субсидия,налоговое стимулирование инициаторов новшеств, правила международного ироссийского рынка, включая неправовые практики и нормы последнего.[7]
Проанализировавосновные определения, признаки, типы НИС, можно сделать следующие выводы:
- НИС – этосовокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе создания иреализации инновационной продукции (услуг);
- существует рядпризнаков, которые характеризируют переход экономики к инновационной;
- в современноммире преобладает уже не либеральная рыночная экономика, а такая, в которойактивно участвует, подчас энергично вмешивается государство; соответственно иинновационные системы оказываются эффективными в той мере, в какой онистановятся гибридными, смешанно-сетевыми.

Глава 2. Мировой опытформирования НИС, их особенности
Развитые страны мира ужево второй половине ХХ века начали переводить на инновационный путь развитиясвои национальные экономики. Вклад факторов научно-технического прогресса (НТП)в приросте валового внутреннего продукта (ВВП) в США еще в прошлом векепревышал 50-60%. Даже в бывшем СССР за счет указанных факторов обеспечивалсяприрост национального дохода около 40%. Сегодня на долю новых знаний,воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, впромышленно развитых странах уже приходится до 80-95% прироста ВВП[8].
Институциональныеструктуры, заложенные в основу НИС промышленно-развитых стран, имеют как общиечерты, так и существенные различия.
Институциональныепрофили систем, определяющих инновационную политику таких государств,объединяет, прежде всего, наличие нескольких уровней организации и управления.Так, НИС Норвегии и Австралии состоит из шести уровней, Германии иВеликобритании — из четырех, Бельгии, Швейцарии, Австрии — из трех, имеющихразные функции и объединяющие различные институты.
В Норвегииверхний уровень НИС включает структуры, разрабатывающие государственнуюэкономическую политику в целом, второй — структуры, формирующие политику вобласти технологий и инноваций. Третий функциональный уровень обеспечиваетпроцесс реализации инновационной политики и задает направления исследованиям иразработкам. На четвертом уровне объединены институты, выполняющие НИОКР, напятом – институты, облегчающие диффузию технологий. Шестой уровень представляетсобой деловую предпринимательскую среду в частном и государственном секторах.
ОсобенностьюНИС Австралии является наличие специальных юридических организаций,занимающихся правовым обеспечением инновационной деятельности и законодательнойподдержкой предпринимателей, включенных в инновационный процесс.
Вструктуре НИС Бельгии выделяется зона финансирования исследований и разработок,которая аккумулирует все финансовые потоки, направляемые на инновации, включаясредства бюджета, государственных и негосударственных венчурных фондов,международных организаций.
В Германииособую роль играет система технического образования, сложившаяся еще во второйполовине XIX века. Ее уникальность в том, чтопомимо собственно педагогической деятельности она ведет переподготовку иконсультирование инженеров и техников в технических академиях, музеях, нарегулярных выставках технических достижений и тем самым распространяет срединаселения новые технологии. В первой половине XX века государственное финансирование научных исследований иразработок превышало затраты частного сектора, но в послевоенный период бизнесстал ускоренно развивать собственные исследования и разработки. К концу XX века доля государства снизилась доодной трети общих расходов на инновационные разработки. При этом Федеральноеминистерство исследований и технологии выступает как менеджер НИС, разрабатываяпрограммы для укрепления кооперации, стимулирования кадровых и информационныхпотоков между различными организациями системы.[9]
Внастоящее время финансирование инновационной системы Германии может бытьохарактеризовано как смешанное: хозяйственные структуры через фонды и обществачастично финансируют государственные научные учреждения, а государствопредоставляет средства для частных исследований. Федеральная система позволяетучаствовать в финансировании науки и центральной, и региональным властям.Только Союз фондов содействия немецкой науке включает 307 фондов, финансируемыхбизнесом. Государство стимулирует их деятельность с помощью налоговых льгот.
Швеция имеет самые высокие показателинаукоемкости валового внутреннего продукта и уровня жизни населения.Обеспечение всеобщего благосостояния и полной занятости трудоспособных на основетехнического прогресса составило суть «шведской модели». Техническиедостижения воплощаются преимущественно в нескольких крупных транснациональныхкорпорациях, действующих в уже сложившихся отраслях промышленности исоставляющих основу шведской экономики: автомобилестроение, электротехника ит.п. Но не наблюдается прорывов в новых отраслях: электронике, информатике,связи. Сравнительно невысока наукоемкость производства в средних и мелкихфирмах.
Вреализации научно-технической политики остаются традиционно сильны позициичастных корпораций. Государство видит свою задачу в наведении мостов,обеспечивающих сотрудничество корпораций с мелким и средним бизнесом иуниверситетами. Национальный совет по реализации технической политики (NUTEK) осуществляет мониторингтехнического развития, содействует адаптации и диффузии новых технологий,предоставляет контракты на исследования и разработки[10].В его рабочих группах представлены чиновники, бизнесмены и ученые. NUTEK тесно взаимодействует с частнымиотраслевыми ассоциациями и институтами. Но его деятельность недостаточноэффективна, в целом влияние государства остается неглубоким. В последнеедесятилетие крупные корпорации приняли стратегию глобализации, альянсов илислияния с лидерами мирового рынка, роста инвестиций в другие страны, чтопринципиально меняет шведскую модель инновационной системы.
Изучениемирового опыта по формированию институциональных и политических рамок дляподдержки инноваций позволяет говорить, что подходы отдельных стран, имеянекоторые общие черты, вместе с тем нацелены на удовлетворение особыхнациональных потребностей (Финляндии — на диверсификацию экономики, Франции —на создание сети мелких технологических фирм, США — на поддержкуреструктуризации местной экономики). Поэтому они отличаются по своейнаправленности и роли правительства в данной сфере.
США, где политике стимулирования инновацийуделяется большое внимание, занимают лидирующую позицию в рейтингетехнологической конкурентоспособности. За последние годы федеральнымправительством и правительствами отдельных штатов разработаны специальныепрограммы поддержки инноваций, которые позволили смягчить удары, испытываемыеэкономикой при переходе производства к новым технологиям и информационнымуслугам.
Инновационнаястратегия страны предусматривает значительные инвестиции в высшее образование,формирование центров исследований и разработок, создание различныхтехнологических инкубаторов. Примерами успешных программ могут служитьМичиганский коридор исследований в области наук о жизни, Фонд исследований иразработок технологий XXIстолетия Индианы, Пенсильванское инвестиционное управление по развитиютехнологий. Правительства штатов активно поддерживают партнерство бизнесаместными вузами и университетами, что, с одной стороны, способствует повышениюнаучного потенциала студентов, с другой, создает новые рабочие места встремительно меняющихся экономических условиях.[11]
Южнокорейскаямодель НИСхарактеризуется активным участием 30 многоотраслевых финансово-промышленныхгрупп (ФПГ) в реализации государственной инновационной политики. На долюкрупнейших ФПГ приходится более 45% объема промышленного производства и 58%общегосударственных затрат на НИОКР.
Правительствопредоставляет ФПГ мощную финансовую и налоговую поддержку, гарантирует поставкуквалифицированных кадров. Однако НИС остается неустойчивым образованием из-заотносительно слабого развития фундаментальной науки и договорного права.
Особыйинтерес для изучения опыта формирования НИС и применения в российской практикепредставляет инновационная политика Финляндии. Научно-техническая политика,проводимая в последние 10-15 лет правительством Финляндии, нацелена наукрепление сотрудничества между основными государственными структурами, заинтересованнымив переориентации экономики с индустриального на инновационный путь развития. Встране с 1967 г. действует национальный фонд «Ситра», которыйявляется независимым общественным финансовым фондом и подчиняется ПарламентуФинляндии.
Цельфонда заключается в создании условий роста экономического благосостоянияФинляндии. Вся деятельность «Ситра» направлена на развитиедеятельного общества и создание условий для успешного развития Финляндии вбудущем. Вот почему фонд сосредоточивает свои усилия (целевые программы) наопределенных стратегических направлениях.
Программы«Ситра» позволяют быстро реагировать на факторы, отвечающие законкурентоспособность и экономический рост Финляндии. Реализация программосуществляется в тесном сотрудничестве с финскими и заинтересованнымимеждународными сторонами.
Во–первых, Ситра выполняет исследования и экспериментальные проекты попрограммным темам, в частности, в сфере поиска новых способов повышенияинновативности участников социально-производственных отношений,коммерциализации знаний, новых видов хозяйственной деятельности, научномупредвидению. Во-вторых, проводит программы тренингов и обучения. И, наконец,осуществляет венчурное инвестирование. В Финляндии есть институты и фонды,которые значительно сильнее «Ситры» в своих узких областях, но этотфонд призван объединять усилия всех ключевых национальных игроков изобщественного и частного секторов, эффективно реагируя на потребности и запросыфинского общества. Задача Фонда – оперативно решать вопросы обеспеченияэкономического роста и благосостояния Финляндии, выступать катализаторомпроцессов преобразования финского общества.
Деятельность«Ситра» финансируется доходами от собственного уставного капитала иобъектов венчурных капиталовложений. Бюджет фонда «Ситра» на 2007 г.составляет около 45 млн. евро, а общая сумма объектов (92 предприятия)венчурных капиталовложений «Ситра» (по состоянию на 31.12.2006)составляет 146,8 млн. евро. Численность персонала фонда насчитывает 85 человек.[12]
В 2004году прошла реорганизация Фонда, в ходе которой было решено сконцентрироватьусилия в шести программных областях. Это реформирование национальнойинновационной системы (Innovation Program), развитиесистемы здравоохранения (Healthcare Program),разработка концепций по технологиям охраны окружающей среды (Environmental Program), развития здорового образа и продуктов питания (Food & Nutrition Program). Указанные четыре программы выделены в силу ихважности для развития финского общества. Есть еще две программы, сформированныеуже по географическому признаку – программы по экономическому сотрудничеству сРоссией и с Индией.
Средняяпродолжительность программ – от трех до пяти лет, после чего выстраиваютсяновые планы.
Экономическоесотрудничество с Россией разворачивается на трех уровнях. На первом, такназываемом стратегическом, были собраны вместе ключевые людей финского обществаи финской экономики. Эти люди выработали национальную торгово-экономическуюстратегию Финляндии относительно сотрудничества с Россией.
Второйуровень – то, что финны называют «Форумом». Здесь важна организацияконтактов российских и финских экспертов, игроков самого высшего уровня.
Наконец,третий уровень – «Интеграция» преследует своей целью налаживаниевзаимного сотрудничества. Сегодня крупные финские фирмы начинают инвестироватьв российскую экономику – а не просто сбывать в России свою продукцию и услуги.Эти фирмы открывают офисы в Москве и регионах, переходят к разностороннемупартнерству. На сегодняшний день отобрано 74 малых и средних предприятия,которые программа сотрудничества с Россией поддержит в начале их работы в России.Например, в формирующемся индустриальном парке в Санкт-Петербурге выразилиготовность работать 20—25 финских компаний.
Обуспешности научно-технической политики свидетельствуют устойчивый рост доливысокотехнологичных продуктов в экспорте Финляндии, а также увеличение объемовгосударственного и частного финансирования развития науки и технологий. Общаясумма ассигнований в инновационный сектор составляет в настоящее время более3,5% ВВП. Специалисты приписывают достижения в инновационном развитии страны «высокомууровню правительственных обязательств, атмосфере сотрудничества, тщательнопродуманному международному элементу и созданию эффективной инновационнойсистемы.
В итогеможно сделать следующий выводы:
- изучениеинституциональных профилей инновационных систем ряда стран Запада позволяет сделатьвывод о фундаментальном значении инновационного развития. Несмотря на общностьцелей, способы их достижения имеют национальные особенности.
- при построенииНИС в России целесообразно изучить опыт государств с высокой технологическойконкурентоспособностью, однако его нельзя использовать механически, без учетароссийских условий. Необходимы корреляция структуры и механизмов поддержки НИС,формирование комплексной и системной инновационной политики, изменение ролигосударства в ее реализации.
- Государстводолжно более активно инициировать и стимулировать инновационное развитие страныс целью достижения не просто экономического роста, а его нового качества,обеспечения национальной конкурентоспособности.

Глава 3. Формированиенациональной инновационной системы в России
3.1. Общая характеристикаРоссии в сфере инновационной экономики
Современнаяроссийская политическая элита поставила задачу формирования международнойконкурентоспособности России на первый план еще в 2004 году[13],большое значение в современном политическом курсе занимает также проблемасоздания национальной инновационной системы.
Внастоящее время в России основная масса исследований и разработок происходит впредпринимательском секторе, который включает в себя все организации ипредприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции илиуслуг с целью продажи, в том числе находящиеся в собственности государства, атакже частные бесприбыльные предприятия, обслуживающие вышеназванныеорганизации. На его долю приходится 65,5% всех проводимых исследований.
Во всехсекторах экономики России наблюдается отрицательное сальдо в численностизанятых в НИОКР. Только в секторе высшего образования сохраняется постоянноечисло ученых, но на него приходится всего 4,7% научных кадров. Вгосударственных организациях занято 76% научного персонала (663 тыс. человек).На частные организации приходится всего 5%, а на иностранные всего 1% ученых[14].
В Россиинасчитывается 420 тыс. исследователей – работники, занимающиесяисследовательской работой и непосредственно осуществляющие создание новыхзнаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указаннымивидами деятельности. Все исследователи имеют высшее образование. Несмотря на значительноеуменьшение численности кандидатов наук и незначительный рост числа докторовнаук, их удельный вес в общей численности исследователей составил 25,1%.
Хотя 62%всех исследователей сосредоточены в предпринимательском секторе и только 31,2%в государственном, 69% докторов наук и 52,3% кандидатов наук заняты именно вгосударственном секторе. Большинство исследователей работают в областитехнических (63,8%), а затем в естественных наук (23,9%). И все же47,3 % докторов наук занимаются естественными, 19, 7 % техническими и 14,8 %-медицинскими науками.[15]
Объемыфинансовых ресурсов стабилизировались, но все равно их недостаточно дляудовлетворения в спросе на инновации. Россия направляет в сферу инноваций около1 % ВВП (см.рисунок 1). В абсолютных показателях это составляет 48 млрд.руб.
/>
Рис. 1. Внутренниезатраты на разработки и исследования в 2000-2006 г., % от ВВП
Восновном финансирование инновационных проектов идет за счет государственногофинансирования. Так например, в 2006 году врамках программы „Исследования и разработки“ государство вложило 2,8млрд. рублей, частный бизнес — 3,6 млрд. Созданная на эти деньгивысокотехнологичная продукция уже продана на 12 млрд. В 2007 году затратыгосударства и бизнеса сравнялись и составили по 6 млрд.
Бюджетные вложения на укреплениеинновационной экономики существенно выросли: с двух миллиардов рублей в 2002году до 11 миллиардов — в 2008 году. Полный объём программы „Исследования и разработки поприоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы“ составляет 130 миллиардов рублей истолько же планируется привлечь внебюджетных средств. В настоящее времяреализуется более десятка проектов по производству и продвижению на внешниерынки российской высокотехнологичной продукции.
Посекторам деятельности существует четкая дифференциация в структуре затрат наразличные стадии НИОКР. Так, в государственном секторе основную долю составляютразработки и фундаментальные исследования (43,8% и 39,8% соответственно), впредпринимательском секторе 80,4% приходится на разработки конечного продукта,в секторе высшего образования фундаментальные и прикладные исследованиясоставляют по 37,5%, частный бесприбыльный сектор характеризуется высокой долейприкладных исследований — 67,3%. По структуре внутренних текущих затрат наисследования и разработки 76,4% составляют технические науки (35,5 млрд. руб.).После них следуют естественные науки (16,6%), медицинские науки (2,2%),сельскохозяйственные науки (2,0%), общественные (1,7%) и гуманитарные науки(1,0%).
Устойчивойгарантией динамичного развития научно-технической сферы в условиях рынкаявляется только активное освоение разрабатываемых инновационных технологий впромышленности и других отраслях экономики. Сегодня внедрение технологических инновацийосуществляют 5-6% предприятий, которые тратят на эти цели менее 1% объемапродукции (в Германии — 4%, Швеции — 7%). В расчете на рубль затратинновационные предприятия обеспечивают объемы выпуска продукции в 7,4 разабольшие, чем при ее производстве по традиционным технологиям.
Ксожалению, инновационная активность отечественных предприятий остается низкой.Незначительные масштабы инноваций характерны для всех отраслей промышленности ипредприятий, независимо от численности и формы собственности. Основная частьинновационно-активных предприятий сосредоточена в машиностроении, металлургии,химической и нефтехимической промышленности.
3.2 Российская венчурнаякомпания как основа формирования НИС
Финансированиеинновационных проектов может осуществляться по разным каналам. Один из них –конкурсное финансирование исследователей и инновационных фирм через фонды. Вначале 90-х были созданы Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ),Российский фонд технологического развития (РФТР), Фонд содействия развитиюмалых форм предприятий в научно-технической сфере. Но идея коммерциализациинауки, в сущности, не была реализована: практически все действующие в нашейстране фонды являются государственными.[16]
ОАО „Российскаявенчурная компания“ (ОАО „РВК“) создано в соответствии сРаспоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года № 838-р сцелью стимулирования создания в России собственной индустрии венчурногоинвестирования, развития инновационных отраслей экономики и продвижения намеждународный рынок российских наукоемких технологических продуктов.
Основными целямидеятельности ОАО „РВК“ являются: стимулирование создания в Россиисобственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличениефинансовых ресурсов венчурных фондов.
Роль ОАО „РВК“в инновационной системе – это роль государственного фонда венчурных фондов,через который осуществляется государственное стимулирование венчурныхинвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом.
Приоритетные направленияинвестирования создаваемых с участием ОАО „РВК“ венчурных фондовопределены в соответствии со списком критических технологий утвержденныхпрезидентом Российской Федерации:
- безопасность ипротиводействие терроризму;
- живые системы(понимаемые как биотехнологии, медицинские технологии и медицинское оборудование);
- индустриянаносистем и материалов;
- информационно-телекоммуникационныесистемы;
- рациональноеприродопользование;
- транспортные,авиационные и космические системы;
- энергетика иэнергосбережение.
В 2006 г. в компанию былонаправлено около 5 миллиардов рублей, в 2007 году — около 10 миллиардов. Посути, из российской венчурной компании будут наполняться государственные доли вотраслевых венчурных фондах. 49 процентов в них составит софинансирование состороны государства, а 51 процент — деньги частных компаний. Государствоотводит себе роль пассивного инвестора с ограниченной доходностью с цельюстимулирования вложения частных средств в высокотехнологичные и наукоемкиеотрасли
Как уже было сказан выше,задача РВК состоит в том, чтобы финансировать венчурные фонды, различныеинновационные проекты. Ранее предполагалось, что в 2007-2009 годах с участиемРВК будет создано 8-12 венчурных фондов. В2007 г. прошел конкурсный отбор управляющих компаний, которые займутсясозданием венчурных фондов. Их было создано 2 – это ВТБ – Фонд венчурный скапиталом 3 093 млн.руб. (на 31.10.2008) и Биопроцесс Кэпитал Венчурс скапиталом 2 912 млн.руб. (на 31.10.2008).В нынешнее время идет процессформирования других венчурных фондов – это Максвелл Биотех, Лидер, С-ГруппВенчурс, Тамир Фишман СИ ай Джи венчурный фонд, Новые технологии.
В 2008 году планируетсярасширение функций ОАО „РВК“ по следующим направлениям:
- разработка ивнедрение механизма „посевного“ инвестирования средств ОАО „РВК“в высокотехнологичные стартапы, с реализацией данного механизма через созданиесид-фондов (венчурных фондов, имеющих менее жесткие ограничения на максимальныйи минимальный размер продаж ценных бумаг инвестируемых компаний). Это означает,что компания будет вкладывать деньги не только в „раскрутку“ готовыхинновационных продуктов, но и в превращение результатовнаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в коммерческиебизнес-планы. На поддержку данного проекта уже в 2008 г.выделен 1 млрд.руб.[17]
- разработка ивнедрение нефинансовых механизмов поддержки венчурного рынка РоссийскойФедерации через реализацию следующих инфраструктурных программ:
- созданиеинформационной площадки – портала для обеспечения доступа отечественныхпредприятий к актуальной информации о венчурных рынках, распространенияинформации о развитии высокотехнологичного и венчурного бизнеса в РоссийскойФедерации и в зарубежных странах;
- программыповышения венчурной компетентности, направленные на консультационное иинформационное содействие формированию венчурной среды и стимулированиеформирования потока проектов для венчурных фондов;
- организациямероприятий, нацеленных на популяризацию венчурного инвестирования средипредпринимателей и инвесторов.
3.3 Участие России вмеждународных проектах, связанных с инновационной деятельностью
Помимо реформированияинновационной деятельности на внутреннем рынке, Россия стремится закрепиться ина мировом рынке. 2009 годстанет определяющим для одного из самых амбициозных проектов, в рамках которогоРоссия развивает партнёрство со странами Европы в инновационной сфере. Проектпредполагает создание по всей стране сети центров,которые помогут взаимодействию разработчиков и потребителей наукоёмкихтехнологий, то есть НИИ и предприятий из России и ЕС.
Совместныйпроект „Gate to Russian Business Innovation Network“ (»Вход вРоссийскую бизнес-инновационную сеть") полтора года назад запустилконсорциум из трёх организаций, в который вошли: Союзинновационно-технологических центров России (Союз ИТЦ), Российская сетьтрансфера технологий (RTTN) и Российское агентство поддержки малого и среднегобизнеса. Основная цель — создание в стране сети некоммерческих структур,оказывающих поддержку малым предприятиям, исследовательским институтам иконкретным учёным в сфере научно-технологического сотрудничества России иЕвропейского союза.
В идеалекаждая такая структура должна оказывать услуги сразу по трём направлениям(модулям): модуль «А» — бизнес-кооперация с компаниями ЕС и помощь ввыходе с инновационной продукцией на европейские рынки; модуль «B» —международный трансфер технологий; модуль «С» — помощь в участии в 7Рамочной программе ЕС по исследованиям и разработкам.
Первоенаправление курирует Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса,развивая сеть европейских информационных корреспондентских центров — ЕИКЦ илиевроинфоцентров, которые частично финансирует Минэкономразвития. За другиенаправления отвечают RTTN и Союз ИТЦ. Эти организации ставят своей задачейвнедрение услуг по модулям «B» и «C» на базе существующих исоздаваемых инновационных центров страны, которым, в свою очередь, оказываетфинансовую поддержку Фонд содействия развитию малых форм предприятий внаучно-технической сфере.
В настоящиймомент сеть евроинфоцентров, которую развивает Российское агентство поддержкималого и среднего бизнеса, представлена одним центром в Москве (имеет статусголовной организации) и 13-ю в регионах. В идеале ЕИКЦ должен быть в каждомрегионе страны.
Данные центрыбесплатно оказывают малым предприятиям (причём не только инновационным) услуги,которые на таких условиях не предоставляются нигде и никем, прежде всегопомогают предпринимателям выйти со своей продукцией или услугами на европейскиерынки. Центры могут дать информацию практически по любым вопросамгосударственной политики стран Европейского союза в сфере госзакупок,регулирования торговли и поддержки малых и средних предприятий. В частностиинформацию о тендерах на госзакупки в странах ЕС, действующих программахподдержки малого и среднего бизнеса, ставках налогов, импортных и экспортныхпошлинах в странах ЕС и России. Также евроинфоцентры через московский головнойофис размещают информацию о российских компаниях в базе данных Европейской сетиподдержки предпринимательства (Enterprise European Network — EEN).
В 2008 г.году Министерство экономического развития России выделило 20 миллионов рублейна организацию работы новых евроинфоцентров. К 14 уже работающим в 2009 годудобавятся ещё десять. Но, возможно, их будет и вдвое больше. Прогнозировать,что будет в следующем году, из-за кризиса крайне сложно: поскольку работа ЕИКЦориентирована на экспорт, а Минэкономразвития может пересмотреть приоритеты вфинансировании инновационной инфраструктуры России. Всего же на развитие этойинфраструктуры в наступающем году министерство готово выделить до 800 миллионоврублей, а также финансировать до 80 процентов затрат по каждому конкретномупроекту. Остальные средства должны предоставить местные власти.
Одна изглавных задач проекта Gate2RuBIN — международный трансфер технологий (модуль «B»)— предполагает создание возможности для российских инновационных предприятий инаучных организаций размещать как запросы, так и предложения (профили)технологий в базе данных Европейской сети поддержки предпринимательства. ВРоссии работать с базой напрямую может НП «Российская сеть трансфератехнологий» (Обнинск, Калужская область), которая размещает профили,поступающие из других инновационных центров страны.
Работуинновационных центров должно финансировать в первую очередь государство. Сейчасна федеральном уровне это готов делать только Фонд содействия развитию малыхформ предприятий в научно-технической сфере, причём, как и Минэкономразвития вслучае с евроинфоцентрами, на условиях софинансирования из региональныхбюджетов (правда, соотношение средств здесь другое — 50/50).В этом году Фондподдержал 17 центров, отказав всего девяти.
Недавно былообъявлено о том, что в следующем году Фонд содействия поддержит до 20инновационных центров на общую сумму 15 миллионов рублей. Средства будутраспределены по итогам конкурса. Эксперты отмечают, что для России данная сумманедостаточна, но большого числа качественных заявок от центров Фонд может и недождаться.
Российскиевласти приняли решение добиться ассоциированного членства страны в 7 Рамочнойпрограмме (7РП) Европейского союза по научным исследованиям и технологическимразработкам. Стоить это бюджету может до миллиарда евро, который необходимовнести в общий фонд программы. Структура фонда представлена на рисунке 2.
/>
Рис. 2Структура бюджета FP7
Ещё в 2004году Минпромнауки создало 11 национальных контактных точек (НКТ), основнаязадача которых — предоставление всей необходимой информации тем организациям,которые желают участвовать в Рамочных программах. Правда, общего сетевогоресурса, который информировал бы о базовых принципах участия российскихинститутов и компаний в научно-технологической программе Евросоюза до сих порнет.
Ответственностьза расширение круга потенциальных участников от России в Рамочной программеЕвросоюза с этого года взяла на себя ещё одна сила — консорциум исполнителейпроекта Gate2RuBIN. Уже создана рабочая группа из представителей консорциума инациональных контактных точек, первая задача которой — создать механизмывзаимного обмена информацией о программе и её возможных исполнителях.
По оценкамэкспертов, Россия может стать ассоциированным членом 7РП через полтора года.
Участие в 7РПи развитие международного трансфера технологий могут стимулировать государственныеНИИ «достать с полок» перспективные разработки.
В итоге, проанализировавосновные моменты формирования НИС в России можно сделать следующие выводы:
- на данном этапеРоссия переживает процесс становления инновационной системы экономики;
- особенностьинновационной системы России – это широкое участие государства в формированиинациональной инновационной системы. Правительство России выступает какинициатор соглашений между предприятиями и научными институтами по вопросамзаключения сделок, касающихся разработок и внедрения инновационной продукции;
- основные методы,которые использует государство – это создание РВК, и перераспределение черезнее государственных финансов на создание венчурных фондов;
- формированиенациональных инновационной системы стоится как на взаимодействии организацийвнутри страны, так и на международном сотрудничестве.

Заключение
Инновации играютстратегически важную роль в долгосрочном экономическом росте нашей страны, аустановление устойчивых связей между наукой и рынком является ключевой задачейдля России
Система инновационногоразвития до сих пор в значительной степени изолирована от рынка и потребностейобщества, нуждается в улучшении функционирования и повышении уровня интеграциис бизнесом и обществом. Несмотря на значительные усилия по созданиюинновационной инфраструктуры, по-прежнему сохраняется разрыв междуисследователями и предпринимателями; (заметим, что эксперты отмечают, например,такой факт: притом, что население стареет, национальные приоритеты этого смещенияне учитывают и не создаются соответствующие рынки. Инновации в России,традиционно, связываются с такими областями, как авиация и космонавтика,атомная отрасль).
Кроме того, экспертысчитают, что необходимо увеличить вклад научной и технологической политики винновации, для чего нужно: ускорить реструктуризацию государственногоисследовательского сектора; усилить всеми возможными средствами университетскиеисследования; наращивать программы по развитию малых инновационных фирм;перефокусировать государственные исследовательские организации,специализирующиеся на проведение фундаментальных исследований, путем измененияфинансовых механизмов; обеспечить финансирование поддержки, переоснащения иразвития исследовательской инфраструктуры. Перечисленные мероприятия позволятРоссии уже в ближайшие годы быть конкурентоспособной на мировом рынке.

Список использованолитературы
1. О создании ОАО «РВК».– Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.06.2006 № 838-р. –Информ.-правов.система «Консультант Плюс». – Версия от 29.06.2007.
2. ПосланиеПрезидента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию РоссийскойФедерации 26 мая 2004 года.
3. Барышева А.В,Балдин К.В., Голов Р.С., Прередеряев И.И. Инновации: уч. пособие. – 2-е изд. –М.: Дашков и К. – 2008. – 382 с.
4. Валентей С.Формирование национальной инновационной системы в России: проблемы и условия //Человек и труд. – 2006. – № 2. – С.52-57.
5. Васин В.А.,Миндели Л.Э. Национальная инновационная система: предпосылки и механизмыфункционирования. – М.: ЦИСЕ. – 2002. – 363 с.
6. Инновационныйпуть развития новой России / Под. Ред. Грегляда В.П. – М.: Наука. – 2005. – 265с.
7. Кантер Р.М.Инновации: классические ошибки // Harvard BusinessReview (декабрь). – 2006. – С.44-57.
8. Кондратьева Е.В.Трансформация европейских национальных инновационных систем под влияниемглобализации. Уроки для России // Эксперт. – 2007. – № 15. – С.34-48.
9. Кукол Е.Государство поможет превратить научные разработки в коммерческий продукт //«Российская газета» — Центральный выпуск №4607 от 7 марта 2008 г.
10. Лапин Н.Стратегия инновационного развития: национальная инновационная система //Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 5. – С.106-118.
11. Нестеренко Ю.Мировой опыт формирования национальной инновационной системы и проблемы России// Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 1. – С.81-87.
12. Оголева Л.ИФормирование национальной инновационной системы // Экономический анализ. –2006. – №8. – С.13-21.
13. Орешенков А. Институциональныеаспекты развития и взаимодействия национальных инновационных систем странЕвропейского союза // Журнал международного права и международных отношений. –2006. – № 1. – С.24-39.
14. Панова Е.Проблемные вопросы развития НИС в РФ // Общество и экономика. – 2007. – №9/10.– С.123-138.
15. Создание РВК //«Российская газета» — Центральный выпуск №4138 от 8 августа 2006 г.
16. Чеботарев Н.Ф.Концепция государственной экономической политики по созданию условий дляразвития национальной инновационной системы // Аудит и финансовый анализ. –2007. – № 5. – С.460-471.
17. Чеботарев Н.Ф.Национальная инновационная система РФ // Аудит и финансовый анализ. – 2007. – №3. – С.460-469.
18. Российский фондтехнологического развития Инновационные системы России иУкраины оценили поевропейским стандартам [Электронный ресурс.]. – Режимдоступа: www.rftr.ru/
19. Российская венчурнаякомпания [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: www.rusventure.ru/
20. Наука итехнологии России. Экспорт инноваций как форма интеграций [Электронныйресурс.]. – Режим доступа: www.strf.ru/
21. Наука итехнологии России. Инновации в России. Есть повод для оптимизма? [Электронныйресурс.]. – Режим доступа: www.strf.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.