Министерство образования Р.Ф. Волжский университет им. В.Н. Татищева Экономический факультет Кафедра Менеджмент организации Контрольная работа по дисциплине Философия на тему Платон о государстве Выполнил Студент группы ЭМЗ 101 Добрынин Е.Л. Проверила Безгина С.А Тольятти 2005г.
Содержание Введение.1. Учение Платона о государстве.2. Характеристика сословий.5 Заключение 15 Список использованной литературы 16 -2- Введение Всего 9 лет не дожил Платон до Херонейской битвы и до Панэллинского конгресса в Коринфе, означавших конец политической самостоятельности Греции. Новой эпохой был эллинизм, период крупного рабовладения с его огромными военно-монархическими
империями, поглотившими старый классический полис. Платон ничего не знал о наступающей огромной эпохе. Но, как и все принципиальные люди его времени, он судорожно искал выход из окружавших его социально-политических отношений. Выходом для него оказалась утопия. В истории политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых.
Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных Платону государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых идеальный тип общежития. Маркс показал, что источником платоновского государства были его наблюдения над общим строем Египта. Он показал также, что идеальное государство Платона представляло собой лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя. -3- 1.
Учение Платона о государстве Учение Платона о государстве в общих чертах впервые изложено им в известном диалоге Политик. Этот диалог относится к раннему периоду деятельности Платона и представляет собой несовершенное развитие тех же мыслей, которые впоследствии легли в основание знаменитого диалога Платона Государство. Этот последний принадлежит к более зрелой эпохе Платона и заключает в себе учение о государстве в его самой совершенной форме.
В мировоззрении Платона важное место принадлежит его воззрениям на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития. -4- 2. Характеристики сословий В диалоге Государство Платон рассматривает идеальный государственный строй по аналогии с человеческой душой. Трем началам человеческой души разумному, яростному и вожделеющему -
аналогичны три основных начала государства так как между государством и человеком существует взаимное подобие совещательное, защитное и деловое. Последним же соответствуют три сословия правителей-философов, воинов стражей и производителей ремесленников и землевладельцев. Сословное деление общества Платон объявляет условием прочности государства. Самовольный переход из низшего сословия в высшие является величайшим преступлением, ибо каждый человек
должен заниматься тем делом, которому он предназначен от природы Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие это и есть справедливость. Так как вышеуказанные сословия вполне соответствуют трм сторонам человеческой души, то и добродетели, свойственные последним, переносятся у Платона равным образом на первые. Так, мудрость, есть добродетель правителей мужество свойственно более всего сословию воинов, ограждающих
общественную безопасность и благоденствие рассудительность усматривается в подчинении народной толпы воле правителей и во взаимном согласии граждан а справедливость в том, что не только согласны между собой граждане, но и целые сословия их строго исполняют свои обязанности и, таким образом, каждое из них вс более утверждается в свойственной себе добродетели. Для обоснования вводимой иерархии сословий Платон большое значение придавал распространению среди населения
идеального государства благородного вымысла о том, что хотя все они братья, но бог, который их вылепил, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в -5- их помощников серебра, а в землевладельцев и ремесленников железа и меди. Лишь в тех случаях, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебра золотое и т.д возможны переходы членов одного сословия в другое. Миф заканчивается предостережением, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или
медный страж. По мнению В.С. Нерсесянц, вышеуказанный миф имеет своей целью обосновать послушание, единомыслие и братство граждан и одновременно их неравенство в структуре идеального государства. В Государстве Платона третье сословие землевладельцев и ремесленников является низшим, едва достойным названия граждан оно погружено в материальную работу и назначено к удовлетворению низших потребностей человека. Третье сословие должно произведениями своих занятий земледелием, промыслами и торговлею, доставлять
средства к содержанию прочих сословий. В. Виндельбанд считает, что крестьяне, ремесленники и торговцы являются для Платона гражданами низшего разряда для государственной цели они не более чем средства и играют почти такую же роль, как рабы в античном обществе, именно роль трудящейся массы. Третье сословье, формально имеющее свою долю в процветании, лишено добродетели в собственном смысле этого слова, поскольку мудрость и мужество соотносятся с двумя внешними классами, в то время как низшему
достается лишь система общих предписаний, требующих от него безоговорочного повиновения. Образ жизни третьего сословия Платон освещает под углом зрения многообразия общественных потребностей и разделения труда. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п. Производственную деятельность землевладельцев и ремесленников предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время
исключить возможность возвышения богатых над стражами. Вопросы -6- регламентации брака, быта, собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства. В политическом отношении третьему сословию не предоставлено никаких прав иметь же вредное нравственное влияние на высшие сословия Платон не допускает, строго разграничивая взаимные отношения сословий.
Сословию правителей Платон уделяет значительно больше внимания, чем двум другим сословиям. Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и способных воплотить небесный мир идей в земной жизни. Пока в государстве не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, до тех пор государство не избавится от зол.
Но правители должны быть истинными философами, являющимися, по мнению Платона, теми, которые, взирая на вечные образцы явлений, познают самую истину - созерцая красоту добродетели, не только удивляются ей, но и всеми силами следуют за нею, и воплощают е в себе своими делами, которые богаты сколько знанием вечной истины, столько же и опытностью в употреблении вещей. Нужны особенные качества и особенное воспитание, чтобы сделать человека способным к истинному управлению.
Философ должен был обладать следующими качествами мужество, разумность, рассудительность, великодушие, память, справедливость. Все эти качества Платон называет одним словом добродетель. Кроме того, необходимо также способность охранять законы и обычаи государства. Созерцая вечно тождественное и упорядоченное, он подражает божественному образцу и сам становится упорядоченным и божественным, уподобляясь ему насколько это возможно для человека.
Наконец, он достигает совершенства в самом важном и наиболее нужном философу знании знании идеи бога. Таким образом, идеальному государству соответствует и идеальный человек, олицетворением которого у Платона выступает философ. Правителями должны быть старшие и притом лучшие. Лучшими -7- правителями будут те, которые лучше всех знают дела государственного управления. Для этого надо, чтобы они были мудры и вместе с тем выше всего ставили общественное благо.
Для обеспечения служения правителей общему благу государства, а не своим личным интересам, Платон считает необходимым поставить правителей и остальных стражей, служащих им помощниками, в такое положение, чтобы у них не могло быть личных интересов. Стражи государства раздражительная сторона человеческой души, назначенная для защиты прав и выполнения распоряжений природы разумной, должны получать такое воспитание и быть в такой степени образованным,
чтобы, повинуясь мудрым внушениям правительства, легко могли охранять благоденствие общества и мужественно предотвращать в нем как внешние, так и внутренние опасности. Стражами государства должны быть люди одновременно и образованные, и опытные. Кроме того, хорошие стражи должны отличаться теми же свойствами, что и собаки тонкое чутье, быстрота и проворство, сила, храбрость, гневливость. Но, будучи гневливы в отношении к врагу, воины должны быть
кротки к согражданам. Такого сочетания можно достигнуть только тщательным воспитанием и особенным образом жизни. Военное сословие должно состоять из лучших граждан, не имеющих никаких других обязанностей, кроме обязанности охранять государство от всякой грозящей ему опасности. Поэтому, избранные для этого люди должны быть вооружены и обучены борьбе не только против внешних врагов они должны охранять родину также и от внутренних раздоров, поддерживать в ней порядок и повиновение
законам. Граждане, предстоящие войти в сословие, должны отличаться телесными и душевными достоинствами. Со всеми качествами искусного воина они должны сочетать понимание государственных целей и внутренних отношений общественной жизни. Единственным критерием подбора и воспитания стражей является наибольшая пригодность для охраны -8- государства, требующая таких нравственных качеств, которыми обладают лишь немногие. Военное дело требует мастерства и большого усердия.
Воспитание должно, по-видимому, прежде всего, развивать у детей такие качества, как серьезность, соблюдение внешних приличий и мужество. Сам Платон по этому поводу говорит так безупречный страж государства будет у нас по своей природе обладать и стремлением к мудрости и стремлением познавать, а также будет проворным и сильным . По Платону, образование делится на две категории музыку и гимнастику. И та и другая имеют у Платона более широкий смысл, чем в настоящее время музыка означает все, что входит
в область муз, гимнастика означает все, что связано с физической тренировкой и подготовкой. Будущим воинам нужно дать двоякое воспитание мусическое и гимнастическое. Первое для души, второе для тела. При этом воспитание души следует начинать раньше воспитания тела. Так же недопустимо все, что понижает мужественный тонус души, изнеживает и расслабляет ее и в музыке. Для людей воинственных, считает философ, подходящим может быть тот музыкальных лад, который подражает
голосу и напеву человека мужественного, умеющего переносить все трудности, тяготы и несчастья. Платон запрещает в своем государстве и драматическое искусство, комедии и трагедии, последние есть искусство перевоплощения, подражания. Идеальный строй требует и идеальных условий воспитания, исключения всех помех и отвлекающих факторов, каковыми являются драма, комедия и трагедия. Мусическое воспитание тесно связано у Платона с гимнастическим.
Гимнастика должны сопровождать стража в течение всей его жизни. Гимнастика и музыка, действуя вместе, должны были привести к гармонии человека с самим собою. Они должны были сделать так, чтобы развитие сил телесных и духовных шли рука об руку, а в душе произошло соединение силы и -9- мягкости характера, мужества и доброй нравственности. Гимнастика должны были приучить человека к простому и строгому образу жизни.
Музыка же должна развить в человеке чувство прекрасного и любовь к нему, а также нравственную зрелость и условить то нормальное состояние духа, которое в человеке должно предшествовать всякому научному образованию. Платон не ограничивает такое воспитание граждан их юностью, так как распространяет его и на самый зрелый возраст. В. Виндельбанд считает, что сословие стражей должно состоять из юношей, еще получающих образование, которые по приказу старших выступают против врага и поддерживают порядок внутри страны, и из зрелых
мужей, достигших высшего познания и сообразно с ним управляющих государством. Так отличаются правители философы от помощников или чиновников. Помимо мусического и гимнастического воспитания стражам с детства нужно преподавать арифметику, геометрию, астрономию. Указанные науки, утверждает Платон, рзвивают философскую мысль, влекут душу к истине, к познанию подлинного бытия. До определенного возраста молодежь не должна видеть неприятных вещей или
порока. Но в соответствующий момент их следует подвергнуть обольщениям, как в виде ужасов, которые не должны пугать, так и в виде дурных удовольствий, которые не должны соблазнять. Когда же они выдержат эти испытания, их будут считать годными стать стражами. Сословие стражей не должно преследовать никаких частных, сословных, семейных или имущественных интересов. Вся их жизнь и быт организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма.
Жизнь стражей складывается из множества ограничений и лишений. Воспитанные таким образом, воины живут в полном коммунизме. Подобно Платонову идеальному государству и Утопия Мора построена на началах коммунистических она не знает принципа частной собственности. Государство Платона не имеет в виду -10- земного благополучия граждан оно хочет осуществить небесную
идею в человеческих отношениях и преследует цель загробную. Платон хочет уничтожить частную собственность, так как видит в ней эгоистический принцип, который приковывает человека к земле, отвлекая его от служения загробным идеалам. Коммунизм Т. Мора, напротив, имеет в виду исключительно земную цель. Он хочет сделать людей счастливыми и довольными на земле.
В Государстве Платона коммунизм распространяется только на два высших класса. У Мора же коммунизм задается целью устранения социальных неравенств, он хочет всех уравнять в общем счастье и, особенно, горячо принимает к сердцу интересы обездоленных классов. Коммунистические идеи Платона в Государстве критиковал Аристотель, аргументируя это тем, что общение имуществ может вести лишь к беспрерывным ссорам, вследствие
неравного распределения пользования и труда. Устроители наилучшего государства правители-философы должны не только позаботиться о правильном воспитании воинов-стражей. Они, кроме того, должны установить порядок, при котором самое устройство жилищ и самые права на имущественные блага не могли бы быть помехой ни для высокой нравственности воинов, ни для исполнения ими службы, ни для надлежащего отношения их к людям своего и других классов общества.
Основные черты этого порядка лишение воинов права на собственное имущество. Воины могут пользоваться лишь тем, что им минимально необходимо для жизни, для здоровья и для выполнения своих функций в государстве. У них не может быть ни лично им принадлежащего жилища, ни мест для хранения имущества или драгоценностей. Все необходимое воинам для исполнения их обязанностей, последние должны получать от изготавливающих продукты, вещи и орудия работников -11- производительного труда и притом
в количестве, ни слишком малом, ни слишком большом. В противном случае стражи станут независимы от кормильцев и плательщиков и перестанут охранять общество. Ведь человеку, который заботиться только о своем богатстве, безразличны радости и печали сограждан. Питание воинов происходит исключительно в общих столовых. Весь распорядок и рамки жизни стражей направлены на ограждение их от губительного влияния личной собственности
и в первую очередь от тлетворного, дурного влияния денег, золота и других драгоценностей. Если бы воины-стражи пустились в стяжательство, в приобретение денег и драгоценностей, они не могли бы уже выполнять свой долг защиты членов общества они превратились бы в хозяев и землевладельцев, враждебных остальным гражданам. Сам Платон о сказанном выше быте стражей говорит следующим образом Прежде всего, никто не должен обладать никакой честной собственностью, если в том нет крайней необходимости.
Затем, ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Припасы, необходимые для рассудительных и мужественных знатоков военного дела, они должны получать от остальных граждан в уплату за то, что их охраняют. Количества припасов должно хватать стражам на год, но без излишка. Столуясь все вместе, как во время военных походов, они и жить будут сообща.
А насчет золота и серебра надо сказать им, что божественное золото то, что от богов, они всегда имеют в своей душе, так что ничуть не нуждаются в золоте человеческом. Проект идеального государства предусматривает введение для стражей общности жен и детей. Женщины и мужчины в Государстве Платона уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин, определяет социально-психологическое место женщины в структуре
общественной жизни. Между мужчинами и женщинами имеются различия, но они не имеют отношения к политике. Некоторые женщины склонны к философии и годятся в -12- качестве стражей, некоторые из женщин воинственны и могли бы быть хорошими воинами. Отобранные в сословие стражей лица женского пола получают то же воспитание, что и мужчины, кроме того, женщины должны наравне с мужчинами проходить всю необходимую подготовку. Силы природы равно разлиты в обоих живых существах по природе всем делам причастна и женщина, всем
и мужчина но женщина во всем слабее мужчины . Однако в ее слабости нельзя видеть основание для того, чтобы все предписывать мужчинам, а женщине ничего. Таким образом, в отношении к охране государства, природа женщины и мужчины одна и та же, кроме того лишь, что первая слабее, а вторая сильнее . Наилучшими женами для мужчин-стражей по Платону будут именно женщины-стражи. В качестве же закона он предписывает
Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одни ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок кто его отец. Имея общие жилища, посещая совместные трапезы, постоянно встречаясь в гимназиях и получая одинаковое воспитание, стражи мужского и женского пола начинают испытывать взаимное влечение. Это вовсе не означает допущения беспорядочных контактов.
Наоборот, связь мужчины и женщины, именуемая Платоном браком, находится под присмотром правителей. Правители определяют брачный возраст, регулируя количество брачных союзов и заботясь о подборе наиболее подходящих друг другу пар. Только отличившиеся на войне юноши получают более широкую возможность сходиться с женщинами. Ради пользы подвластных и государства в целом, правители прибегают ко лжи и обману жеребьевка, в ходе которой формируются в дни определенных празднеств разовые брачные пары, подстраивается так,
чтобы лучшие соединялись с лучшими, а худшие с худшими. По поводу качества браков Платон говорит, что наше небольшое стадо должно быть самым отборным, а касаясь количества, требует, чтобы государство у нас по возможности не увеличивалось и не уменьшалось. -13- Сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат лишь дети, родившиеся от лучших родителей этих детей отрывают от родителей и относят в общие ясли к кормилицам. Родившихся от худших родителей или обладающих какими-
либо телесными недостатками детей укрывают в тайном месте и по достижении ими определенного возраста переводят в сословия производителей. Детей, родившихся от союзов, не санкционированных государством, следует считать незаконными. Матери должны быть в возрасте от двадцати до сорока лет, отцы от двадцати пяти до пятидесяти лет. Вне этого возраста общение между полами должно быть свободным, но принудительными являются аборт или детоубийство. Против браков, устраиваемых государством, заинтересованные стороны
не имеют права возражать, они должны руководствоваться мыслью о своем долге перед государством, а не какими-либо заурядными чувствами, которые обычно прославляли изгнанные поэты. Уничтожение всей частной жизни, всех личных интересов, конечно, лишает человека многих удовольствий но хорошо воспитанные воины, говорит Платон, находят свое счастье не в материальных наслаждениях, а в исполнении своего назначения. Уничтожив частную собственность,
Платон упраздняет и семью, чтобы всецело заменить и семейные интересы общегосударственными. Только при условии общности жен и детей достигается совершенное единство граждан, единство интересов. Тяжбы и взаимные обвинения разве не исчезнут у них, попросту говоря, потому, что у них не будет никакой собственности, кроме своего тела Все остальное у них общее. Поэтому они не будут склонны к распрям, которые так часто возникают у людей из-за имущества или по
поводу детей и родственников. -14- Заключение Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в те катастрофические времена такая утопия Практически она имела нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторых государственных и общественных деятелей.
Платон был объявлен буржуазными историками предтечей теорий социализма и коммунизма, что отрицалось советской наукой. То, что на Западе называли платоновским коммунизмом, в СССР называли коммунизмом потребления, в отличие от теории научного коммунизма, то есть коммунизма производства. Коммунизм Платона - и исторически, и политически не признавался советскими историками результатом исследования, а более того, такая формула считалась публицистическим мифом новейшего антикоммунизма.
Но в этой утопии есть и положительная черта. С редким реализмом Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства. -15- Список использованной литературы 1.
В.Ф.Асмус Платон. М. Мысль, 1975 2. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. М. Молодая гвардия, 1993 3. Платон. Сочинения в 4-х томах. М. Мысль, 1964 -16-
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Фашизм. |
Реферат | Умозаключения и их виды |
Реферат | Философия в системе культуры |
Реферат | Учение об идеях Платона и его оценка Аристотелем |
Реферат | Учение Аристотеля о душе. Разум и воля. |
Реферат | Учебникиучебн_А_Л_Доброхотов — Введение в философию.txt |
Реферат | Философия веданты |
Реферат | Физикализм |
Реферат | Украинская философия |
Реферат | Феномен Сократа |
Реферат | Фейербах и русская мысль |
Реферат | Гидроузел с плотиной из грунтовых материалов |
Реферат | Феминистская теория |
Реферат | Учение Спинозы о субстанции |
Реферат | Государственый долг РФ |