Реферат по предмету "Философия"


Философия в системе культуры

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г. В. ПЛЕХАНОВА КУРСОВАЯ ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Студентки I курса факультета ОЭФ группы 9117 Мовсуровой М. Ж. Преподаватель МОСКВА, 1997г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ. 2. I Дофилософские мировоззрения и картины мира.

3. ГЛАВА II Философия как мировоззрение. Специфика философского знания. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 5. ЛИТЕРАТУРА. ВВЕДЕНИЕ Во всяком человеческом обществе создаются сложные многоуровневые системы, специально предназначенные для выработки общих и конкретных знаний, представлений о мире и самом человеке, а также ориентаций и целей не только повседневного поведения, но и рассчитанных на отдаленные перспективы. Еще на заре истории в рамках мифологии, магии и гадательных систем общество вырабатывало

некоторые механизмы упорядочивания знаний, представлений и целей, значительную степень вариативности, которая помогала человеку адаптироваться к окружающей обстановке. Вопреки всем позднейшим изощренным специальным онаученным формам выработки и переработку знаний и ориентаций, индивиды, социальные группы и общества обращаются к мифо-поэтитческим, мистическим и гадательным системам, которые удовлетворяют некоторые субъективные потребности в повседневных ориентациях, необходимых в

ситуационных сплетениях, не поддающихся сколько - нибудь эффективному анализу соотношения причин-следствий. Более развернутую систему выработки общих и конкретных знаний и ориентаций создает религия, содержащая обширный комплекс объяснений, норм и мотиваций, отвечающих огромному объему вариативность человеческой жизнедеятельность. Но хорошо известно, что содержащийся в религиозных системах комплекс знаний и ценностей слишком обременен необходимостью поддержания постоянства поведения и единства общества, что сковывает

его реформаторские потенции. Поэтому уже на ранних этапах наряду с религией выработку новых знаний и ориентаций берет, на себя светская культура в ее разнообразных проявлениях искусство и литература, философия и наука. С одной стороны, в этих формах духовного производства имеется свое наследие, устоявшиеся результаты, признанные знания и ценность. Вместе с тем их важнейшей характеристикой светской культуры стала устремленность на новаторство, открытые новых горизонтов в познаны, типов ориентации и способов жизнеустройства.

ГЛАВА 1. ДОФИЛОСОФСКИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И КАРТИНЫ МИРА. Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастическое представления об окружающем мире и о самом себе. Знакомство с мифологией позволяет сделать вывод, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль

оно было своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации. Ушла ли мифологическая форма форма мировоззрения в прошлое Реликты мифотворчества живут и в современном сознании и культуре. В широком сознании масс сегодня творятся и живут иллюзорные идеи с полным основанием их следует признать мировоззренческими о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимость некоторых политических

партий и бесконечной мудрость их вождей, о коммунизме, к которому ведут все дороги, и проч. Мифологическое мировоззрение - независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относятся такое мировоззрение или такая система взглядов на объективный мир и на место человека в нем, которое основано не на теоретических доводах рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо -на общественных -иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей классами,

нациями социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающих его от науки, заключается в том, что миф объясняет все, для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современной культуры - архаичной формой мировоззрения. Близким к мифологическому, хотя и отличным от него стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще нерасчленимого, недифференцированного общественного сознания.

Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а разводят их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет вечная жизнь и встреча

с Богом. В центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносятся в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в вечную жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию. Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология.

Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей я смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различие. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия - всегда, теоретизирование, всегда работа мысли.

Взаимоотношение философии и религии в истории культуры не было однозначным. В средние века, когда духовная власть религии основанная на ней политическая власть церкви над людьми была безраздельной, философии отводилась лишь роль служанки богословия. В Новое время, особенно в эпоху Просвещения, философия заявила о своей эмансипации от религии, а затем - в лице наиболее радикальных атеистов - предприняла настоящую атаку на религию и ее догматы.

В XIX веке великий философ-идеалист Гегель, будучи сам человеком умеренно-религиозных взглядов протестант-лютеранин в иерархии форм духа религию и философию отнес к самым его высшим формам, но все же на вершину пирамиды поставил понятийное мышление, то есть философию. По отношению к философскому мировоззрению дофилософские дорациональные мировоззренческое формы и исторически и логически оказываются их необходимым, естественным предшествуем.

Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоком прочувствованием универсальной целостность бытия. ГЛАВА II. ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. Для человека и ранее и теперь самым удивительным а потому и самым важным и первейшим объектом

его интереса был, остается и останется он сам. Но если обыденное сознание ухватывается, фиксирует лишь случайный ситуативный момент человеческой сущность, если даже искусство проникает, в мир человека, раздвигая и в прошлое и в будущее границы времени, то философия перешагивает и через случай, и через время - она и есть то волшебное зеркало, смотря в которое человек видит себя как существо космическое, вечное. Философская мысль есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична.

Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым, содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философской дух, философское сознание - это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно-умозретильная. Научно-теоретическое знание составляет лиь одну о при этом даже не основную, не главную сторону идейного содержания философии.

Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону образует совсем иной компонент сознания - духовно-практической. Именно он выражает смысложизненный, ценностро-ориентирующий, то есть мировоззренческий, топ философского сознания в целом. Было время античность, средневековье, когда никакой науке нигде еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Более того, сама наука уже в Новое время своим происхождением во многом обязана философии.

Из этого следует, что и в современном философском сознании первую скрипку играет не рассудок, а нравственная, гражданская интуиция внутреннее чувство высшей правоты и справедливости. Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание - это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно то есть обязывает к определенному образу жизни и действия.

Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становятся убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни. В этой главнейшей своей функции философия есть не что иное, как стратегия жизни - ученье о том, каким надо быть, чтобы быть человеком. Кант И. Соч. в б т. -и 1964. Т. 2, стр. 204. Английской философ

Б.Рассел определял место философии в духовной -жизни человека как ничейную землю между наукой и религией - двумя основными формами освоения им мира. Подобно науке, философия полагается на разум, но в то же время философские проблемы таковы, что однозначного ответа на них получить невозможно. Иначе говоря, вопросы философии, вопросы мировоззрения нельзя разрешить исчерпывающе, раз и навсегда отменно потому, что с каждым шагом истории, прежде всего с каждым новым, более высоком уровнем общественных

отношений, в общественном море человека складываются оные ситуации, созревают оные противоречия. Я чтобы понять, осмыслить, оценить их, требуется напряженная о безостановочная работа философской мысли, которая находится в несколько, иной плоскости нежели мысль ученого. Философ не довольствуется объективной, картиной мира. Он обязательно вписывает в нее человека. Отношение человека к миру - вечный предмет философии.

Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, человеческое измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека. Сокровенная цель философии как и религии - вывести человека из сферы обыденность, увлечь его высшими идеалами, продать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Но если религия - это массовое сознание, то философия - сознание элитарное, требующее не только таланта, но и профессиональной выучки.

Органическое соединение и философии двух начал - научно-теоретического и практически-духовного - определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории - в реальном процессе наследования, развития идейного содержания философских ученый, которые исторически, во времена связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они - лишь грани, моменты единого целого. Так же, как и в науке и в других сферах рациональность,

в философии новое знание не отвергает, а диалектически снимает, преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мыс- ли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс постоянное восхождение от абстрактного отвлеченного, одностороннего знания к знанию все более и более конкретному полному, многостороннему. Последовательность философских учений - в основном и главном - такова же, как и последовательность

в логических определениях самой идеи, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета. Однако закону восхождения, закону прогресса, как и власть времени, не подчиняется практически духовная ценностная составляющая философского знания. Она сродню искусству, к истории которого тоже нельзя подходить с мерками выше - ниже. Ученые, по образному выражению Ньютона, стоят на плечах свои предшественников все они своим творчеством

продолжают, развивают одно общее дело. Художники все не выстраиваются в один ряд, каждый из них - это особый мир, особая вселенная что не исключает преемственность в художественном опыте культурных эпох и поколений. Великий художник - великий выразитель своего времени, ь именно в этом творчество его имеет вечное, непреходящее для людей значение. А философия Историческое бытье ее двойственно, а потому и уникально как наука, постигающая реальные отношения в

объективном мире и познании, она развивается, ее построения преходящи что и подчеркивал в своей историко-философской концепции Гегель. Но как ценностно-льчностное проявление духа, как смысложизненная ориентация сознания философское ученье прорывает пелену времени, оно обращается к Вечность, а потому ни устареть, ни уступить свое уникальное, не заменимое ничем и никогда место в культуре ее новым образованиям оно не может. Новое и старое - на равных - представляют мировую философию, как

в разной мере представляют нашу земную цивилизацию Будда ,и Христос, Эсхил и Шекспир, Вергилий и Данте, независимо от веков и тысячелетий, разделяющих и по времени. Однако и теоретическая составляющая философского знания, то есть его внутренняя логика, наследуется гораздо более сложным образом, чем знание специально-научное. Сложнее потому, что философская идея многозначна, она может быть развита, продолжена в разные, даже

противоположные направления. Так, из философии Локка английский философ XVII века его последователи соотечественник Беркли и французское просветителя Дидро, Гольбах, Гельвеций сделали прямо исключающие выводы Беркли - субъективно-идеалиетическиие, французское мыслители - материалистиические. Из философских идей Канта, Гегеля, Маркса выросла почти вся современная мысль.

Но у каждого кантианца, гегельянца, марксиста - свой Кант, свой Гегель свой Маркс, своя интерпретация предшественников. К тому же ни один крупный философ не выводим из одного, единственного источника. Кант опирался на Лейбница и Юма, Маркс - на Гегеля и Фейербаха, Вл.Соловьев - на Платона и христианскую патристику в каждом случае это были разные источники,

которые лично преодолевалось затем в новых построениях и исканиях философов. Все это рисует многомерную, отнюдь не линейную картину рождения и судьбы нового философского знания, где важнейшая, решающая роль принадлежит творческому гению критики. Ваш любимый девиз - спрашивали у Маркса Подвергай все сомнению. Под таким ответом расписалось бы многие философы.

В философии теория и история связаны между собой значительно глубже и более сущностным, необходимым образом, чем в любой другой область человеческого творчества. Математик, физик, тем более люди практических профессий врач, инженер, юрист, учитель на своем рабочем месте действуют операционально, они могут и не знать, не отдавать себе сознательного отчета об истории, которая предшествовала их деятельности и сделала возможной ее.

Решая конструкторскую задачу, инженер-конструктор пользуется готовыми формулами и схемами, как и врач - современными ему средствами диагностики и лечения, почти ничего не сохранившими от далекого прошлого медицины. В этом отношены философия являет собой полную противоположность всем иным формам и сферам человеческой активность. Она возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспоминания. И то и другое совершается как акт рефлексии, то есть осознанно.

А это значит, что современный философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философов прошлых веков, от имени философии в целом. Вот почему история философии - не часть ее, а основа, ее суть, ее самосознание. Философию, как умозрение, отличают от опытной науки, для этого есть основания, если опыт понимать ограниченно - как наблюдение или эксперимент, специально организованные индивидом или группой людей наблюдателями

и экспериментаторами. Однако возможен и существует другой уровень опыта опыт человечества, опыт истории. Человеческая история история мысли, история духа в особенности есть самый высший, самый развитый и самый сложный срез реальность. Мир человека - наиболее богат диалектикой. Для философии же человек всегда был мерой всех вещей Протагор, У1 век до н.э Познавая этот мир, то есть глубинные процессы, происходящие в человеческой истории,

осмысливая радикальные перевороты в духовной жизни, в сознании, философия тем самым признавала всеобщее, ибо в высших проявлениях мирового развития осуществлена действительно всеобщая потенция, всеобщая мощь Универсума. Только этим можно объяснять ту огромную эвристическую и прогностическую силу, которая заключена в философском знании. Философские прозрения не редко и на много опережали открытия и выводы науки. Идеи атомистики, например, быль высказаны еще древними философами за несколько веков до нашей эры,

тогда как в естествознании физике, химии дискуссии о реальность атомов продолжались даже в XIX веке. То же можно сказать и о других фундаментальных идеях законах сохранения, принципе отражения, которые быль выдвинуты в философии значительно раньше, чем получили признание и подтверждение в естествознании, в науке. Но, пожалуй, самый яркий и поучительный для философии пример - открытые и разработка Гегелем диалектики как логики и теории познания. Философствование всегда должно быть свободно - от любой

внешней для него цели. Оно не может твориться по заказу и по указу, иначе это уже не будет философствование, а будет пропись директивный идеологии. Не случайно философия появилась там, где родилась демократия в греческих городах-полюсах, в столице Древней Эллады - в Афинах. Неправедной власти нужна не истина, ей нужен миф. В мифе нуждается и агрессивное большинство, холопствующее перед такой властью.

Уже Аристотель считал, что, философствуя, человек испытывает высшее блаженство, именно в этом акте он больше, всего приближается к Богу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Философия - это рационально-теоретическая форма мировоззрения, которая, выступая рефлексией предельных оснований всех видов человеческо-исторической практики, а подытоживает, синтезирует ее достижения, формирует миропонимание б обозначает, обосновывает векторы индивидуального и социального творчества, задает мироотношение. Из этого следует, что выполнение традиционных функций

философии обеспечивается ее теоретико-практической сущностью. Теоретический фрагмент философии - осмысление открывающейся человеку познавательной, социальной и природной реальность в ходе ее духовного, практического и практически-духовного освоения, установление рубежей, горизонтов достигнутого в каждую эпоху в целях его преобразования приумножения, преодоления - ответственен за выработку разработку нормативно-ценностной основы убеждения людей.

В этом рефлексивном плане складывается картона мира онтологическое допущения, гипотезы существования принципы, пути познания место человека в границах природного и общественного целого смыслы, ценность, приоритеты, жизненные установки, идеалы целеполагание, целесообразность и т.д. Практической фрагмент философии - деятельностная проекция картины мира - определяет настроенность эмоционально-волевой сферы, принадлежность или предрасположенность субъекта к заданным видам само созидания.

В этом практикологическом плане оформляются типы жизнедеятельности, осуществляется их апробация, вхождение должного возможного в сущее действительное целеобразованое, волевые, веровательные интении, программы самореализации, гражданское позиции, реальный смысл о предназначение жизни, и т.д. ЛИТЕРАТУРА. 1. Бабушкин В.У. О природе философского знания. М 1978. 2. Брутян Г. А. Очерки по анализу Философского знания.

Ереван, 1979. 3. Введение в философию. В 2-х частях. Ч. 1. М 1989, Глава 1. 4. Ерасов Б.С. Социальная культурология, в 2-х частях. Ч. 1. М 1994. 5. Ильенков Э.В. Философия и культура. М 1991. 6. Корявко Г.Е. Философия как форма общественного сознания. Очерки теории и истории. М 1990. 7. Мамардашвили М.

К. Как я понимаю философию. М 1990. 8. Налетов И.3. Конкретность философского знания. М 1986. 9. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия М 1991. 10. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М 1972 II. Философия и мировоззрение. М 1990. 11. Философское сознание драматизм обновления,

М 1991. 12. Философия в системе культуры. Ч.1 Вып. 1 М МГТУ, 1996.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.