Введение
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностьюдоказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитогои эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение Россииневозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектораэкономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит засобой экономическое и социальное развитие.
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий всвете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшегоэкономического кризиса (произошедшего всего лишь десятилетие назад), которыйпривел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить оподдержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компаниипотеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелкихпредприятий вообще перестали существовать.
Сейчас экономическая ситуация вполне стабильна, но кто же в нашевремя может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в рукимелкого и среднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому чтопоявление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малымпредприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальнойвалюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но ирегионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадоксубъектов Российской Федерации (взять, к примеру, наше сельское хозяйство). Иодним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднегобизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чеготак не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело ксоздание монополий и сосредоточению власти, как политической, так иэкономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромнымикапиталами.
Предпринимательствозанимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них, преждевсего, нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оноспособствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связии направления взаимодействия предпринимательства и властных структур.Несомненно, воздействие предпринимательской деятельности на формирование рядапозитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.
Такимобразом, предпринимательство выполняет не только экономические функции, онотеснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знаниесостояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей изависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четкои конкретно видеть основные проблемы и пути становления общества в России.
Основная цельданной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство вРоссии на современном этапе его развития, выявить его специфические особенностии обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малымбизнесом.
1. Теоретическаячасть
1.1 Сущностьмалого предпринимательства
Малымпредпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемаяопределенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленными законамипризнаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая иотечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия(организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектаммалого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых заотчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малымпредпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительнонебольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.
Наряду сосредней численностью персонала критериями отнесения к маломупредпринимательству выступает объем оборота (прибыли, дохода), величинаактивов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного Банка, общеечисло показателей, по которым предприятия признаются субъектами малогопредпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяютсявышеназванные.
Международнаяорганизация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входятразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьмамалые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше500 как «крупные».
В Российскойпрактике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г.,в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которыхсреднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек.
Всоответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малогопредпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. №88–43 под субъектами малогопредпринимательства понимаются коммерческие организации, В уставном капиталекоторых доля участия РФ, субъектом РФ, общественных и религиозных организаций(объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25% и в которыхсредняя численность работников за отчетный период не превышает следующихпредельных уровней:
ü Впромышленности, в строительстве, на транспорте – 100 человек;
ü Всельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
ü Воптовой торговле – 50 человек;
ü Врозничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек.
В остальныхотраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Средняя заотчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетомвсех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правовогохарактера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а такжеработников представительств, филиалов и других обособленных подразделенийуказанного юридического лица.
В случаепревышения малым предприятием вышеназванной численности работников они лишаютсяльгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течениекоторого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малыепредприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные),относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого являетсянаибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.
В РФ как пофедеральному, так и по закону г. Москвы к субъектам малогопредпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физическиелица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица.
Юридическиелица, отнесенные к субъектам малого предпринимательства Москвы, вносятся вРеестр субъектов малого предпринимательства. Они получают право на поддержку,оказываемую органами власти Москвы, однако невключение субъектов малогопредпринимательства в Реестр не может служить основанием для не предоставленияим льгот и преимущества на условиях, предусмотренных федеральнымизаконодательными и нормативными актами.
Реестрсубъектов малого предпринимательства создается для:
ü Регистрацииобращений субъектов малого предпринимательства с просьбой об оказании импомощи;
ü Принятиярешений о предоставлении субъектам малого предпринимательства дополнительныхльгот и преимуществ, установленных для них законодательными и нормативнымиактами Москвы;
ü Храненияи актуализации информации о субъектах Реестра и обеспечения оперативногодоступа к ней;
ü Проведениявыборочных и полномасштабных опросов субъектов малого предпринимательства вМоскве;
ü Сбораи анализа информации о формировании рынка сбыта продукции (услуг, работ),производимых субъектами малого предпринимательства.
Реестрвключает в себя комплекты документов по обращениям субъектов малогопредпринимательства с просьбой о внесении их в Реестр или для оказания импомощи в той или иной форме, а также иные необходимые данные, содержащиеинформацию о субъектах малого предпринимательства и решениях, принятых позаявлению.
ДержателемРеестра является Департамент поддержки и развития малого предпринимательстваПравительства Москвы. Ведение Реестра осуществляется в соответствии с«Положением о Реестре субъектов малого предпринимательства Москвы»,утвержденным распоряжением мэра Москвы от 7 мая 1997 г. №367-РМ.
1.2 Рольмалого бизнеса
Социальнаяроль. Социальнаязначимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников –владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которыхявляется одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страныс развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населенияобслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг всоответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Развитиемалого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоямелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающихсобственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основойсоциально-экономических реформ, гарантом политической стабильности идемократического развития общества.
Также следуетотметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств ксуществованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее числограждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Сектор малогопредпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно,может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности встране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественнойпсихологии и жизненных ориентиров основной массы населения, являетсяединственной альтернативой социальному иждивенчеству.
Политическаяроль. Политическоевлияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку этасоциальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса,наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителемполитических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивогосоциально-экономического и политического развития общества мелкиепредприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии,политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственниковпроявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозыв отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственниковдля владельцев малых предприятий их собственность зачастую являетсяединственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения.Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектомборьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Данный факторопределяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местныхи региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальнойосновы и составляет питательную среду для его патриотических настроений.
При этом, каксвидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотическиенастроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада иполитической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их кподдержке наиболее экстремистских политических сил.
Экономическаяроль. Существеннаяроль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системойхозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действуетподавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономическиактивного населения и производится примерно половина валового внутреннегопродукта.
Сектор малогобизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши,развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п.Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренномуосвоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще однойхарактерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность,способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всехсекторах экономики.
Присущиемалому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивостирыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов встране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность,высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий,ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентнойборьбе.
1.3 Правовые основы деятельности малыхпредприятий
Правовые основы ведения предпринимательской деятельности безобразования юридического лица (ПБОЮЛ).В соответствии со статьей 23Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица с момента государственнойрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В то же время не всякийгражданин вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Необходимымусловием для занятия гражданином предпринимательской деятельностью является егодееспособность, возникающая в полном объеме с наступлением совершеннолетия, тоесть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Однако полная дееспособностьможет наступить и раньше указанного возраста. Это может быть в случаевступления в брак до достижения 18 лет. В этом случае гражданин, не достигшийвосемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме современи вступления в брак (п. 2 ст. 21 Гражданского кодекса РФ). Илиже несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностьюдееспособным (эмансипирован), если он работает по трудовому договору, в томчисле по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителязанимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 Гражданского кодексаРФ). Речь не идет о видах деятельности, для которых предусмотрен возрастнойценз. Так, в пункте 16 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАСРФ от 1 июля 1996 г. №6/8 было указано, что при рассмотрении гражданскогодела, одной из сторон в котором является несовершеннолетний, объявленный всоответствии со статьей 27 Гражданского кодекса РФ эмансипированным, необходимоучитывать следующее. Такой несовершеннолетний обладает в полном объемегражданскими правами и несет обязанности (в том числе самостоятельно отвечаетпо обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда), за исключениемтех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным закономустановлен возрастной ценз. Исходя из положений части третьей статьи 55Конституции РФ, такое ограничение прав и свобод является допустимым. В то жевремя может быть и так, что гражданин, уже давно достигший восемнадцатилетнеговозраста, является недееспособным или ограниченно дееспособным, в частностивследствие психического расстройства (ст. 29 Гражданского кодекса РФ),злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами (ст. 30Гражданского кодекса РФ). Возможность занятия предпринимательской деятельностью предусмотрена и длятакой категории граждан, но только с согласия попечителя. К предпринимательскойдеятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица,соответственно применяются правила Гражданского кодекса, которые регулируютдеятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иноене вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридическоголица с нарушением требования о регистрации, не вправе ссылаться в отношениизаключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (судможет применить к таким сделкам правила Гражданского кодекса РФ обобязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью). В отношенииПБОЮЛ очень важным является то, что гражданин отвечает по своим обязательствамвсем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое всоответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24Гражданского кодекса РФ). Перечень имущества граждан, на которое не может бытьобращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальнымзаконодательством. В первую очередь взыскание обращается на денежные средствадолжника в рублях и иностранной валюте. Если денежные средства отсутствуют илиих недостаточно, то взыскание обращается на иное принадлежащее должникуимущество, за исключением имущества, на которое взыскание не может бытьобращено. Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание,приведен в статье 446 Гражданского процессуального кодекса РФ. Правовыеосновы создания и осуществления деятельности юридического лица. Такжеграждане могут создавать юридические лица самостоятельно или совместно сдругими гражданами и юридическими лицами.Но и здесь есть свои хоть инебольшие, но ограничения в отношении управления долями (пакетами акций) вуставном капитале коммерческих организаций. В частности, такие ограниченияпредусмотрены для граждан – государственных служащих.Пунктом 2 статьи17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае, если владение гражданским служащим,приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставныхкапиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передатьпринадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставныхкапиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданскимзаконодательством РФ. Юридическим лицом в соответствии со статьей 48Гражданского кодекса РФ признается организация, которая имеет в собственности,хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество иотвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имениприобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нестиобязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметьсамостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имуществаюридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственныеправа в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.Первоначальное имущество юридических лиц образуется из взносов ихучредителей и участников.
Предприятиеможет быть учреждено по решению собственника имущества или уполномоченного иморгана. Государственная регистрация предприятия, независимо от егоорганизационно-правовой формы, осуществляется местным органом власти по местуучреждения предприятия. Решение о регистрации или отказе в регистрации должнобыть принято не позднее, чем в месячный срок с момента подачи документов. Отказв регистрации возможен только в случаях нарушения установленного порядкасоздания предприятия, а также несоответствия учредительных документовтребованиям законодательства.
Общиеусловия создания предприятия:
· решениесобственника (собственников) имущества или уполномоченного им органа;
· наличиеразрешения на использование земли, других природных ресурсов, которое выдаетсяместным органом власти;
· наличиеюридического адреса;
· согласиесоответствующего органа (в случае преобразования государственного предприятия);
· регистрация.
Вработе по созданию предприятия можно выделить два основных этапа:подготовительный, оформление документов и регистрация. На подготовительномэтапе важно осуществить следующее: оценить имеющиеся возможности (свои ипартнеров), ответить на вопросы:
вчем заключается конструктивная идея, какова ее конкурентоспособность, какиеимеются ресурсы для ее реализации, определить конечные цели; определить задачии основные направления деятельности. На втором этапе разрабатываютсяучредительные документы: устав и договор учредителей предприятия.
Государственная регистрация предприятия, независимо от егоорганизационно-правовой формы, осуществляется местным Советом по местуучреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия вмесячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, вМинистерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельностьнезарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные отдеятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются вместный бюджет.
Для регистрации предприятия учредитель представляет следующиедокументы:
– заявление учредителя,
– устав предприятия,
– решение о создании предприятия или договор учредителей,
– свидетельство об уплате государственной пошлины.
Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должнобыть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявленияучредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины.О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати непозднее чем в недельный срок со дня регистрации.
Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случаенарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а такженесоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. Отказв регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решенииотказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневныйсрок в письменной форме учредителю предприятия.
Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебномпорядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные врезультате незаконного отказа в регистрации предприятия.
Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в видеего ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение,выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация иреорганизация предприятия производится по решению собственника или органа,уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллективалибо по решению суда.
Предприятия ликвидируются в случаях:
– признания банкротом,
– принятия решения о запрете, деятельности предприятия из-заневыполнения условий, установленных законодательством РФ, если впредусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или неизменен вид деятельности,
– признания судом недействительными учредительных документови решения о создании предприятия,
– по другим основаниям, предусмотренным законодательными актамиРФ и входящих в его состав республик.
Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией,образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместнос трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самимпредприятием в лице его органа управления. Ликвидация предприятия прибанкротстве осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Те, ктовпервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку:считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным,арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этотперечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правоваяформа, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительнок выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий:государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется ихчасть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малыегосударственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малыхпредприятий.
В этой связистановится очевидным, для малых предприятий не существует какой-тоуниверсальной, общей для всех их видов системы ценообразования,материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все этисистемы функционирования предприятия определяются по их видам.
Бытует и еще одношироко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятияпредопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловнойсвязи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьии совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместнымипредприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятиямогут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями игражданами.
Если учредителеммалого предприятия является государственная организация, то это отнюдь неозначает, что новое образование будет именно малым государственнымпредприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия,может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия –кооператив. Могут быть и другие варианты. В то же время индивидуальные исемейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям,не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятийучредительство и вид малых предприятий совпадают.
1.4Проблемы развития МБ и пути их решения
Анализируя сложившуюсяв стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящихпоступательное развитие в РФ малого предпринимательства.
Во-первых,сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: относительно высокаяинфляция, медленное налаживание новых хозяйственных связей, низкая платежнаядисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенностьпредпринимателей.
Во-вторых,низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей,отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так ив государственном секторе.
В-третьих,негативное отношение определенной части населения, связывающейпредпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
В-четвертых,неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития малогопредпринимательства на региональном уровне.
В-пятых,слабость действия механизма государственной поддержки малогопредпринимательства.
Сложившаясяэкономическая структура пока негативно воздействует на малое предпринимательствопо всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производстваставят многие малые предприятия на грань банкротства. В их числе, в первуюочередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественныхтоваров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимостькоторых постоянно растет, налоговый пресс давит на производственные предприятияв сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы кпредпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
ПроведенныеИнститутом стратегического анализа и развития предпринимательства опросыруководителей малых предприятий в 2007 году свидетельствуют, что свыше 80%участников опроса нуждаются в государственной поддержке своейпредпринимательской деятельности, а 70% – в надежных законодательных гарантиях.Исследования показали, что около 75% малых предприятий постоянно нуждается впрямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местныхорганов власти, около 83% – в предоставлении налоговых льгот 57% – в получениильготных кредитов для осуществления конкретных проектов.
Данные опросаруководителей малых предприятий свидетельствуют, что первое место средифакторов, ограничивающих рост производства на малых предприятиях, занимаетвысокий уровень налогообложения, второе место – неплатежеспособностьзаказчиков, затем следует спрос на предложение (работы, услуги) на внутреннемрынке и высокая конкурентоспособность на рынке со стороны отечественныхпредприятий. Конечно, при проведении опроса учитывались не все факторы,влияющие на развитие малого предпринимательства, часть из них установлена вКонцепции государственной политики поддержки и развития малогопредпринимательства в РФ. Как уже отмечалось, отрицательными факторами,оказывающими существенное влияние на развитие малого бизнесапредпринимательства, являются значительная доля убыточных предприятий, ростдебиторской и кредиторской задолженности, низкий уровень рентабельности малыхпредприятий.
ПредседательПравительства РФ Владимир Путин утвердил План действий, направленных наоздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики,подготовленный в соответствии с поручением Президента РФ. Об этом сообщиласегодня пресс-служба правительства. План содержит перечень конкретных мер последующим направлениям: развитие финансовой и банковской системы; поддержкавнутреннего спроса; поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан;сельское хозяйство; автомобилестроение и сельскохозяйственное машиностроение;оборонно-промышленный комплекс; сырьевой комплекс; транспортный комплекс; малыйбизнес. В частности, для поддержки малого бизнеса планируется: – в течениеноября 2008 г. разработать механизм рефинансирования портфелей кредитовпредприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитнымиорганизациями, за счет средств, выделяемых Российской Федерацией Внешэкономбанку;– в ноябре 2008 г. подготовить проект постановления правительства поувеличение в 2009 году средств федерального бюджета, предусмотренных нагосударственную поддержку субъектов малого предпринимательства; – к декабрю2008 г. подготовить проект постановления правительства, обеспечивающегоформирование перечня федерального имущества, арендуемого субъектами малого исреднего предпринимательства, установление льготного размера арендной платы,ограничение возможности его корректировки, закрепление минимального срокааренды (5 лет); – в январе 2009 г. увеличить программу финансовойподдержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемойВнешэкономбанком, имея в виду направление части дополнительных ресурсов на целикредитования малого бизнеса, включая предоставление займов до 1 миллиона рублеймелким заемщикам; – в I квартале 2009 года разработать проект федеральногозакона, обеспечивающего доступ субъектов малого и среднего предпринимательствак получению заказов при размещении государственного заказа и закупках товаров(услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями.
В Уфе (Башкирия) сложились благоприятные условия для развитиябизнеса. Таковы данные социологического исследования, проведенного в городе позаказу администрации башкирской столицы.
58,8% предпринимателей и 52,3% населения Уфы оценивают условия дляразвития предпринимательства в городе положительно. Не согласны с ними 28,4%бизнесменов и 17,7% жителей.
Самой большой угрозой для отечественного бизнеса, по мнениюуфимских предпринимателей, является рост арендных платежей (57,3%) и слишкомбольшие налоги (50,5%). В этом же ряду предприниматели отмечают: ухудшениеобщей ситуации в экономике (45,6%), необоснованные штрафы, нарушения при проверках(35,9%), незаконные попытки отнять или ликвидировать бизнес (27,2%).Предприниматели города считают, что наиболее актуальными на сегодняшний деньдля малого и среднего бизнеса являются такие проблемы, как несовершенствосистемы налогообложения (48,5%), коррупция (41,7%), бюрократические проволочки(39,8%), несовершенство законодательной базы (30,1%), отсутствие информации о состояниирынка (22,3%).
Также определенную угрозу для развития отечественного бизнесапредставляют административные барьеры. На первом месте налоговые органы (72,8%),на втором – органы местной власти (48,5%), на третьем – органы внутренних дел(23,3%). Далее следуют: пожарная инспекция (14,6%), органысанитарно-эпидемиологической службы (9,7%). Почти каждый пятый (18,4%)представитель малого и среднего бизнеса Уфы полагает, что сегодня диалогбизнеса и власти возможен, 35% считают, что диалог скорее возможен, чемневозможен, 17,5% напротив же считают, что диалог скорее невозможен, чемвозможен и 8,7% высказались за отсутствие какого-либо диалога между властью ибизнесом.
Говоря об установленном порядке предоставления муниципальныхнежилых помещений в аренду в Уфе, почти половина опрошенных предпринимателей(45,7%) данный порядок вполне устраивает и оценивается ими положительно (17,5% –отрицательно, 28,2% – скорее положительно, чем отрицательно). На вопрос, ктодолжен осуществлять социальную политику большинство опрошенных предпринимателейсчитают, что социальную политику должны осуществлять государство и бизнессовместно (49%), значительно меньше тех, кто отдает эту функцию только государству(26,5%), примерно столько же респондентов затрудняются ответить на этот вопрос(21,6%).
Для того чтобы выяснить отношение представителей бизнеса к решениюпроблем города Уфы, был задан вопрос об отношении к привлечению средствпредпринимателей на решение проблем города. Более 50% опрошенныхпредпринимателей ничего не имеют против того, чтобы на решение проблем города(благоустройство, оказание помощи детским учреждениям, инвалидам, различныесоциальные вопросы) привлекались средства предпринимателей. Установлено, что40,8% предпринимателей оказывают помощь городу в решении благоустройства,различных социальных вопросов. Причем 2,9% делают это постоянно, 37,9% периодически.Однако большая часть предпринимателей среднего и малого бизнеса (59,2%) такуюпомощь не оказывают совсем. Для 60,2% предпринимателей большое значение имеютморальные способы поощрения бизнеса со стороны общественности и органов власти.Опрос проводился по заказу администрации Уфы в декабре 2006 – январе 2007 годасектором социально-правовых исследований Института социально-экономическихисследований УНЦ РАН. Было опрошено 206 человек, представляющих малый и среднийбизнес и 881 человек из числа обычных горожан.
Развитиемалого предпринимательства является одним из основных факторов устойчивогосоциально-экономического развития республики, способствует обеспечениюзанятости населения, быстрому насыщению рынка качественными товарами иуслугами, увеличению налоговых поступлений, формированию среднего класса. В2007 году количество субъектов малого предпринимательства увеличилось на10,9% и составило, по оценочным данным, 113,8 тыс. единиц. Рост числасубъектов предпринимательства обеспечен в основном за счет увеличенияколичества предпринимателей без образования юридического лица, число которых поитогам 2007 года выросло на 11,1% и составило 86,2 тысяч. Количествомалых предприятий в 2007 году увеличилось на 13,8% и достигло 23,3 тыс. единиц.По данному показателю республика занимает 4-е место среди субъектовПриволжского федерального округа. Рост количества субъектов малого бизнесасопровождается ростом численности занятых в данном секторе экономики. В2007 году этот показатель составил 325,8 тыс. человек, увеличившисьв сравнении с предыдущим годом более чем на 2,2 тыс. человек. В маломбизнесе занято более 20% трудовых ресурсов республики. По численности занятыхна малых предприятиях Башкортостан занимает 1-е место среди субъектовПриволжского федерального округа. Малые предприятия обеспечивают более 12%республиканского объема отгруженных товаров. В 2007 году малые предприятияобеспечивали весь выпуск спичек, стальной сетки, пористых заполнителей, более 90%республиканского выпуска металлопластиковых окон и дверей, порядка 40% швейныхизделий, лакокрасочных материалов, мебели. В наращивании производственногопотенциала малых предприятий важную роль играют инвестиции. В 2007 году объеминвестиций в основной капитал составил 6,3 млн. рублей, превысив уровеньпредыдущего года на 1,7 млн. рублей. Продолжается активизация деятельностибанковского сектора в кредитовании малого бизнеса. На территории республикикредитованием малого бизнеса занимаются более 30 кредитных организаций. За2007 год общий объем выданных кредитов малому бизнесу, по даннымНационального банка Республики Башкортостан, составил 69,4 млрд. рублей,увеличившись по сравнению с 2006 годом на 26,9%. В целом сложившиеся тенденциипозволяют сделать вывод о том, что малый бизнес становится все более значимымсектором в экономике, что является следствием достаточно успешного решениявопросов по созданию благоприятных условий для его развития на территорииРеспублики Башкортостан.
Государственнаяполитика в области поддержки и развития малого предпринимательства, отраженнаяв «Концепции развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на2006–2010 годы» (утверждена постановлением Правительства РеспубликиБашкортостан от 17 июля 2006 года №202), получила развитие и конкретизирована в«Республиканской программе государственной поддержки малого предпринимательствав Республике Башкортостан на 2007 год» (далее – Республиканская программа),утвержденной постановлением Государственного Собрания – Курултая РеспубликиБашкортостан от 22 февраля 2007 года №ГС-1931. Соответствующие программыпо поддержке и развитию малого предпринимательства, как составная частьгосударственной социально-экономической политики, были приняты всеми городскимиокругами и муниципальными районами республики. На реализацию Республиканскойпрограммы из бюджета Республики Башкортостан в 2007 году было выделено 51,2млн. рублей. Сумма софинансирования из средств федерального бюджета шестимероприятий Республиканской программы по итогам конкурса, проведенногоМинистерством экономического развития и торговли Российской Федерации,составила 30,9 млн. рублей. Из федерального бюджета были профинансированысоздание бизнес-инкубаторов в городских округах г. Октябрьский и г. Сибай,субсидирование процентной ставки по кредитным договорам субъектов малогопредпринимательства, компенсация части страховых взносов по договорамстрахования субъектов малого предпринимательства, формирование активовгарантийного фонда, проведение Международной недели предпринимательства.
В областивнедрения новых финансовых технологий реализуются механизмы:
субсидированияпроцентных ставок при кредитовании субъектов малого предпринимательства;
субсидированияпроцентных ставок по кредитам, привлеченным в кредитных организациях кредитнымипотребительскими кооперативами, потребительскими обществами и сельскохозяйственнымипотребительскими кооперативами в целях предоставления займов членамкооперативов, являющихся субъектами малого предпринимательства;
субсидированиячасти затрат субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы,услуги) на экспорт;
компенсациичасти страховых взносов по договорам страхования субъектов малогопредпринимательства.
В целяхширокого информирования субъектов малого бизнеса об основныхфинансово-кредитных механизмах государственной поддержки малого предпринимательства,кредитных продуктах республиканских банков для субъектов малогопредпринимательства Министерством внешнеэкономических связей, торговли ипредпринимательства Республики Башкортостан совместно с Национальным банкомРеспублики Башкортостан в 2007 году изданы и размещены в сети Интернетсоответствующие справочные материалы. Продолжается работа по повышениюинновационного потенциала малого предпринимательства. В городском округе г. Салават20 июня 2007 года открыт первый территориальный бизнес-инкубатор. СозданныйФонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия внаучно-технической сфере Республики Башкортостан (далее – Фонд), целью которогоявляется развитие инфраструктуры венчурного (рискового) финансированиясубъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере, началподготовительную работу. Основной механизм деятельности Фонда заключается впредоставлении инвестиций в виде вклада в уставный капитал малых компаний,которые ориентированы на выпуск высокотехнологичной продукции. Фонд приступил кприему и регистрации инвестиционных проектов субъектов малогопредпринимательства в научно-технической сфере. Разработан пакет типовыхдокументов для заявки и научно-технического обоснования проектов. Вместе с темотсутствие управляющей компании в 2007 году не позволило использоватьвозможности Фонда. В целях создания условий для внедрения в экономикуРеспублики Башкортостан новых перспективных технологий и развития инновационныхпроизводств на базе малых форм хозяйствования для повышенияконкурентоспособности продукции, освоения ее производства и выведения натоварный рынок проведен конкурс «10 лучших инновационных идей РеспубликиБашкортостан». В 2007 году была продолжена работа по формированиюэффективной системы информационной поддержки малого предпринимательства. Врамках участия в проведенных в мае 2007 года в г. Москве Днях малого исреднего бизнеса России Республике Башкортостан было присуждено звание «Лучшийрегион – субъект Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства».В целях содействия развитию предпринимательского движения, пропаганды новыхидей и технологий, продвижения продукции предприятий малого бизнеса 20–25ноября 2007 года в г. Уфе была проведена Международная неделяпредпринимательства в Республике Башкортостан (далее – Международная неделя). Врамках Международной недели прошел целый ряд мероприятий, свидетельствующих опереходе во взаимоотношениях органов государственной власти и бизнес-сообществаот конструктивного диалога к стратегическому партнерству. В мероприятияхМеждународной недели приняли участие более 1,5 тыс. человек, в том числегости из 9 зарубежных стран и 20 регионов России. Разработан иутвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 декабря2007 года №378 План мероприятий по удвоению доли субъектов малогопредпринимательства в формировании валового регионального продукта РеспубликиБашкортостан и бюджетов всех уровней на 2007–2012 годы. План мероприятийпредусматривает совершенствование системы нормативно-правового обеспеченияпредпринимательской деятельности; совершенствование форм и методов финансовойподдержки, формирование эффективной системы информационной поддержки малогопредпринимательства, различные формы взаимодействия малого и среднего предпринимательства(усиление межотраслевого взаимодействия) с крупным бизнесом, направленияразвития межрегионального и международного сотрудничества, развитиеинфраструктуры малого и среднего бизнеса республики; создание условий дляразвития предпринимательства в муниципальных районах и городских округахреспублики. К одному из важнейших направлений правотворческой деятельности в2007 году в направлении дальнейшего развития малого предпринимательства следуетотнести принятый Закон Республики Башкортостан «О развитии малого и среднегопредпринимательства в Республике Башкортостан». Кроме того, был принят ЗаконРеспублики Башкортостан «О применении индивидуальными предпринимателямиупрощенной системы налогообложения на основе патента на территории РеспубликиБашкортостан».
Политика,проводимая Президентом Республики Башкортостан, Государственным Собранием РБ,Правительством республики, администрацией Уфы в области поддержки малогобизнеса, способствует повышению влияния субъектов малого предпринимательства(СМП) на развитие экономики и решение социальных проблем города, – подчеркнулана очередной пресс-конференции в мэрии Уфы заместитель главы городскойадминистрации Альбина Юсупова. Заметим, что в этой теме она разбираетсядосконально, поскольку на протяжении нескольких лет курирует вопросы, связанныес предпринимательством. По статистическим данным, сегодня в Уфе количестводействующих предпринимательских структур превышает 33,5 тысячи, из них околодевяти тысяч составляют малые предприятия и более 24 тысяч – индивидуальныепредприниматели без образования юридического лица. Как известно, становлениемалого бизнеса началось с торгово-посреднической деятельности, но в последнеевремя предприниматели все больше проявляют себя в сфере производства товаров иоказания услуг. Только в 2004 году в промышленности, строительстве итранспортной отрасли работало около 2,3 тысячи предприятий. Так, например, напредприятия «Висма», «Мелеста», «Озонид» приходится практически весь объемпроизводимых в Уфе установок для очистки питьевой воды (более 10 тысяч штук вгод), ООО «Уралинтех» и НПО «Химэкс» производят почти половинулакокрасочной продукции. Успешно работает хозрасчетный творческий центрУфимского государственного авиационного технического университета – разработчики производитель смазочно-охлаждающих жидкостей и технологических смазок дляметаллообработки. Фирмы «Према», «Риван», «Грета+» производят современнуюмебель для дома, офисов и магазинов.
Производствостроительных материалов, оконных и дверных блоков ведут крупные и авторитетныепредприятия, такие, как «Галерея окон», «Мегапласт», «Уралстроймаш», «Мастерокон» и другие. Башкирская производственно-строительная компания, занимающаясяизготовлением металлочерепицы, известна не только в Уфе, но и далеко за еепределами.
Продукцияпредприятия «Серебряный снег» пользуется спросом во многих городах республики иблизлежащих регионах. Поставщиком теплоизоляционных материалов является фирма «Полимер».Альбина Юсупова привела и такой красноречивый факт: среди 14 уфимских предприятий,отмеченных дипломами по прошлогоднего конкурса «100 лучших товаров России»,были и субъекты малого предпринимательства: производитель сухих смесей – предприятие«Стройсмесь», мороженого – предприятие «Серебряный снег», «Хозрасчетныйтворческий центр УАИ», разработавший методы очистки магистральных трубопроводовгазотурбинными установками. Это свидетельствует о высоком качестве иконкурентоспособности продукции, производимой малыми предприятиями. ДипломамиIII Городской специализированной выставки «УфаПромЭкспо-2004» за активноерешение вопросов внедрения системы менеджмента качества и сертификациипродукции было отмечено ООО «Травы Башкирии»; за оптимальное соответствиецены и качества – предприятие «Серебряный снег»; за активную работу попродвижению товара на внешний рынок – фирма «Висма». И на предстоящей выставке «УфаПромЭкспо-2005»,разумеется, будет широко представлен малый бизнес. Альбина Сагитовна отметилатакже, что администрация города постоянно проводит работу по стимулированиюразвития предпринимательства в соответствии с ежегодно разрабатываемой целевойпрограммой, которая является составной частью республиканской политикистабилизации экономики и активизации предпринимательской деятельности.Совершенствуется инфраструктура поддержки малого бизнеса. Уфимский городскойфонд развития и поддержки малого предпринимательства ведет работу сбезработными гражданами, организует консультации, участвует в проведениивыставок. Одно из важных направлений деятельности Фонда – финансовая поддержкаСМП: предоставление инвестиционных займов, в том числе по лизингу, а такжемикрокредитование. С 2000 года, когда образовался Фонд, на финансовую помощьмалому предпринимательству из городского бюджета и бюджетов муниципальныхобразований районов города было выделено более 26 миллионов рублей. За этовремя Фондом и его филиалами профинансировано 103 долгосрочных инвестиционныхпроекта и выдано более 150 микрокредитов, объем финансированияпредпринимательских инициатив превысил 75 миллионов рублей. Другим перспективнымнаправлением поддержки предпринимательства, считает заместитель мэра, являетсявовлечение предпринимателей в выполнение городского заказа на конкурснойоснове. Субъекты малого бизнеса ныне выполняют более 20 процентов такихзаказов. По мнению Альбины Юсуповой, актуальным на сегодня остается развитиепредпринимательства в производственной сфере, дальнейшее развитие кооперациималого бизнеса с крупными и средними предприятиями, привлечение их кблагоустройству города, обслуживанию жилого фонда, объектов социальной сферы икоммунального назначения, а также к внедрению энергосберегающих технологий.
Заключение
Малоепредпринимательство – неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, безкоторого экономика и общество в целом не могут нормально существовать иразвиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленныйслой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную рольне только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкиепредприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных надемократии и частной собственности, а по своему экономическому положению иусловиям жизни они близки к большей части населения и составляют основусреднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.
В условияхРоссии, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именносоздание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно статьосновой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовкунаселения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики. Меры,которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малогобизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставлениенекоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер,противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государствак интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политическихпредпочтениях предпринимателей. Учитывая сложность происходящих в Россиипреобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом ихнеобратимости может служить только многочисленный средний класс общества.Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели,которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающихсоциально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности,сохранение и развитие демократии. Таким образом, в силу объективных причин ифакторов на современном этапе социально-экономических преобразований в Россиивопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малогобизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает игратьвсе более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным факторомсоциальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годыреформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики,обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов.Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого издругих секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.
Списокиспользованной литературы
1. Все о малом предприятии.Полное практическое руководство. Деловая пресса, Электронное издание
2. Малое предприятие, Лапуста Н.Г.,Старостин Ю.П., 2005 г., г. Москва
3. Россия в цифрах 2006,краткий стат. сборник, Соколин В.Л., г. Москва
4. www.bashkortostan.ru