Реферат по предмету "Экономика"


Лекции по Экономике 4

--PAGE_BREAK--Тема 2. Финансовое обеспечение организаций соц сферы


1)      Финансы социальной сферы, их содержание и место в финансовой системе государства

2)      Управление финансами в социальной сфере, характеристика элементов управления

3)      Модели финансового обеспечения деятельности организаций соц сферы

4)      Совершенствование механизма финансирования социальной сферы в рыночной экономике.

1.            финансы социальной сферы – совокупность экономических денежных отношений, связанных в большей степени с перераспределением стоимости ВВП путем формирования денежных доходов, фондов денежных средств в организациях данной сферы с целью распределения и использования на текущую деятельность, а также на расширение деятельности для наиболее полного удовлетворения потребности граждан и повышения качества обслуживания.

Экономическое содержание финансов социальной сферы раскрывается в следующих группах денежных отношений:

·         Денежные отношения между организациями социальной сферы и органами государственной власти, местного управления и самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использования.

·         И органами государства по поводу выполнения финансовых обязательств перед бюджетами различных уровней, внебюджетными фондами. Путем уплаты налогов, прочих платежей, страховых взносов на гос соц страх.

·         И другими организациями и физическими лицами по поводу формирования денежных доходов, а также внебюджетных источников доходов и их использования. В этой группе финансовые отношения возникают между учредителями, с благотворителями, с грантодателями, а также с потребителями платных услуг. В результате этих финансовых отношений формируются финансовые ресурсы в виде взносов учредителей, благотворительных взносов, пожертвований, в виде целевых поступлений, а также в виде внебюджетных источников.

·         Со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда, а также фондов целевого назначения.

Финансы социальной сферы включаются в сферу финансы организаций, предприятий или децентрализованные финансы, подсферу финансы непроизводственной сферы, в рамках которой можно различать звенья в зависимости от определенных признаков. А именно в зависимости от отраслевой направленности в социальной сфере различают финансы образования, здравоохранения.

В зависимости от формы собственности можно выделить следующие звенья: государственные и частные.

В зависимости от способа ведения хозяйственной деятельности: финансы организаций на бюджетном финансировании, финансы организаций на смешанном финансировании и финансы организаций на коммерческой основе.

2.            управление финансами социальной сферы.

Управление финансами в социальной сфере имеет свою специфику, так как финансовые отношения в отраслях, оказывающих населению в значительной мере услуги некоммерческого характера, обусловлены многообразием видов их деятельности, форм собственности, методов и способов мобилизации финансовых ресурсов. В управлении финансами социальной сферы также различают: управляемую систему и управляющую систему.  Управляемая система – совокупность финансовых отношений, функционирующих в рамках социальной сферы, а также финансовых ресурсов, которые формируются и используются в организациях социальной сферы. Управляющая система  — совокупность организационных структур или органов управления, непосредственно осуществляющих управление финансами в целом, а также на макро и микро уровне. Механизм управления на микро уровне включает в себя процессы финансирования, инвестирования, а также участия организации социальной сферы в роли продавца на рынке социальных услуг. Содержание процесса управления финансами социальной сферы раскрывается через составляющие этот процесс функциональные элементы: финансовое планирование, оперативное управление, финансовый контроль. Для управленческих действий необходимо наличие финансовой информации. Финансовое планирование – в организациях социальной сферы, которые функционируют на коммерческих началах, осуществляется по тем же принципам, с применением тех же методов финансового планирования, что и в отраслях реального сектора экономики. Объемы финансовых ресурсов и направление их использования отражаются в финансовых планах, конкретные формы которых, установлены в уставных документах организаций. Например в форме сметы, баланса расходов и доходов. Но обязательно в этих планах должны присутствовать разделы и конкретные статьи, отражающие финансовые взаимоотношения с государством, с кредитными организациями. Процесс организации финансового планирования в бюджетных учреждениях имеет определенные особенности:

·         планирование расходов в бюджетных организациях социальной сферы основывается на важнейших требования и подходах планирования расходов бюджета на социально-культурные мероприятия. Эти расходы планируются по вертикали и по горизонтали. Планирование по вертикали выражается в установлении и законодательном закреплении направлений расходования бюджетных средств в рамках бюджетов различных уровней. Планирование по горизонтали выражается в определении направлений расходования бюджетных средств исходя из установленного объема бюджетных ассигнований по конкретным учреждениям и организациям социальной сферы и специфическом плановом документе – бюджетной смете. Различают виды бюджетных смет: индивидуальные и сводные бюджетные сметы; индивидуальные и сводные бюджетные сметы на капитальное строительство. Процесс составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет называется сметным планированием. При составлении бюджетных смет обязательно учитываются производственные и оперативно-сетевые показатели, которые характеризуют содержание, специфику деятельности различных организаций социальной сферы и обеспечивают максимально возможный объем их расходов.

·         Кроме бюджетных средств бюджетные организации могут использовать и внебюджетные средства, поступающие в виде доходов от оказания платных услуг. Процесс формирования и использования внебюджетных средств отражается в смете доходов и расходов внебюджетных средств. Такая смета составляется по каждому виду поступающих внебюджетных источников. В отличие от бюджетной сметы она обязательно включает раздел доходы. В расходной части этого документа отражается использование данных источников в соответствии с экономической (предметной) классификацией расходов бюджета. В данной смете предусмотрены разделы Налоги и отчисления в котором налоги и другие платежи в соответствии с действующим законодательством. Превышение доходов над расходами распределяются между целевыми фондами в следующей пропорции: 40% в фонд материального поощрения, 60% в фонд производственного и социального развития.

распорядители бюджетных средств – организации, которые в соответствии с действующим бюджетным законодательством имеют полномочия на распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, а также осуществляют другие функции.

Получатели бюджетных средств – бюджетные или иные организации, а также физические лица, имеющие право на получение бюджетных средств и отвечающие за целевое и эффективное использование.

Бюджетное назначение – полномочия на использование определенной суммы бюджетных средств, предоставленные распорядителям бюджетных средств действующим бюджетным законодательством.

Оперативное управление – предполагает анализ отклонения фактических показателей от плановых для принятия соответствующих управленческих решений по выполнению поставленных целей и намеченных задач в деятельности конкретных организаций. Получаемая в ходе анализа информация является основанием для внесения изменений в финансовые планы организаций социальной сферы, при этом порядок внесения изменений в бюджетные сметы регулируется бюджетным законодательством. В нем оговариваются случаи и причины, по которым могут быть внесены изменения в бюджетную смету. Например уточнения показателей соответствующего бюджета по доходам или расходам. Перераспределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, или между различными кварталами внутри бюджетного года. Решения о внесении изменений в бюджетные сметы принимается либо распорядителем бюджетных средств, либо органом, исполняющим соответствующий бюджет после внесения изменений в бюджетную роспись.

Порядок внесения изменений в финансовые планы организаций социальной сферы, функционирующих на коммерческих началах определяется ими самостоятельно на основе анализа исполнения запланированных показателей и не регулируется законодательством. Применяется принцип самостоятельности.

Финансовый контроль – организация финансового контроля в социальной сфере различается в зависимости от способа осуществления хозяйственной деятельности организациями социальной сферы, от применяемых методов мобилизации финансовых ресурсов. Государственному финансовому контролю подвергается процесс планирования и исполнения смет бюджетных организаций. В то время как в коммерческих организациях он ограничивается только вопросами своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государством. Бюджетные организации охвачены всеми формами финансового контроля: текущий и последующий. Предварительный контроль осуществляется распорядителями бюджетных средств, а также финансовыми органами при проверке правильности составления бюджетной сметы и в процессе её утверждения. Текущий контроль проводится бухгалтерскими организациями или органами, осуществляющими исполнение бюджета. Они проверяют соответствие представленных платежных документов, оправдательных документов на финансирование предусмотренных в смете расходов. Последующий контроль – исполнение сметы проводится распорядителями бюджетных средств, финансовыми органами, комитетом государственного контроля. Выявляются нарушения, отклонения, проводится анализ сохранности денежных средств. Применяются методы финансового контроля: проверки, ревизии, аудит. Объектом аудиторского контроля может стать финансово-хозяйственная деятельность коммерческих организаций в социальной сфере, не предусматривает обязательности подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности для организации. Аудит проводится по инициатива руководства организации, при заключении договоров аудиторского контроля. Аудиторский контроль деятельности бюджетных организаций не предусмотрен действующим законодательством.

3.            финансовое обеспечение в социальной сфере – процесс образования, распределения и использования финансовых ресурсов, направляемых на текущее содержание и развитие социальной сферы. Основные модели финансового обеспечения зависят от методов и способов привлечения финансовых ресурсов в социальную сферу. Такими моделями являются:

·         Бюджетная модель – когда в качестве основного вида финансовых ресурсов выступают бюджетные средства.

·         Смешанная – когда в качестве важнейших видов финансовых ресурсов бюджетные и внебюджетные средства

·         Коммерческие – оплата услуг осуществляется самими потребителями без участия средств бюджета.

Финансовые ресурсы организаций социальной сферы представляют собой совокупность поступлений, которые используются на текущее содержание и на расширение деятельности этих организаций. Основным источником финансовых ресурсов организаций социальной сферы является стоимость ВВП. Различают следующие виды финансовых ресурсов в социальной сфере:

·         Бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов различных уровней в разрезе конкретных видов расходов, распорядителям и получателям бюджетных средств.

·         Бюджетные дотации и субсидии, предоставляемые организациям социальной сферы, которые оказывают частично оплачиваемые услуги.

·         Денежные поступления от оказания платных услуг населения и организациям сферы производства

·         Выручка от реализации продукции собственного производства

·         Выручка от реализации основных средств и сдачи в аренду имущества

·         Доходы от внереализационных операций

·         Добровольные взносы других организаций, благотворительных фондов и отдельных физических лиц

Основными принципами формирования и использования финансовых ресурсов в организациях социальной сферы, находящихся на бюджетном финансировании являются:

·         Определение объема бюджетных ассигнований на основе нормирования отдельных видов расходов

·         Целевое назначение бюджетных средств в соответствии с подразделениями бюджетной классификации.

·         Выделение бюджетных ассигнований в меру выполнения оперативно-сетевых показателей деятельности организаций и с учетом освоения ранее полученных средств.

·         Контроль за обоснованным планированием бюджетных средств, за их рациональным использованием

В различных отраслях социальной сферы, в соответствии с действующим законодательством, бюджетные организации имеют право оказывать платные услуги и формировать внебюджетные средства. Перечень платных услуг, оказываем бюджетными организациями, устанавливается соответствующими нормативно-правовыми документами. в отрасли образования – перечень, подтвержденный советом министров.

Основными принципами формирования и использования финансовых ресурсов в организации социальной сферы, которые функционируют на основе самоокупаемости и самофинансирования являются:

·         Формирование финансовых ресурсов в большей части за счет собственных средств

·         Использование бюджетных средств этими организациями в виде дотаций, субсидий, предоставляемых на покрытие текущих затрат и на расширение деятельности (преимущественно организации ЖКХ).

·         Использование в качестве заемных финансовых ресурсов банковских кредитов.

·         Покрытие за счет выручки от оказания услуг, реализации продукции, целевых поступлений всех затрат организаций, а также финансирование расходов по расширению деятельности, после уплаты всех предусмотренных законодательством налогов и выполнение других финансовых обязательств.

·         Большая самостоятельность в распределении мобилизованных финансовых ресурсов по направлениям расходов организаций, а также в их использовании.

Необходимо различать понятия модели финансового обеспечения и методы финансирования. При бюджетной модели и смешанной финансирование осуществляется по сметам. Такой метод финансирования называется сметным. При коммерческой модели применяется метод оплаты услуг.

4. бюджетный механизм финансирования социальной сферы. Бюджетные ресурсы и в условиях рыночных отношений остаются важнейшим видом ресурсов социальной сферы.

Разработка мероприятий по оптимизации финансирования социальной сферы начинается с выделения критериев, которым должна соответствовать идеальная система оказания социальных услуг. Такими критериями является: достаточность, который определяет, что предоставляемые социальные услуги полностью компенсируют государственные социальные гарантии и социальные стандарты; экономичность, расходы по оказанию социальных услуг, доведению их до потребителя, должны быть минимальны; качественность – предоставляемые социальные услуги должны соответствовать определенным параметрам качества; реалистичность – финансирование социальной сферы должно осуществляться в соответствии с финансовыми возможностями государства. Для определения мероприятий, направленных на совершенствование механизма финансирования социальных расходов, необходимо выделить специфические черты социальных бюджетных расходов.

По степени важности социальных услуг и социальных расходов для потребителей их подразделяют на 3 группы:

·         Необходимые расходы – расходы на скорую медицинскую должность, расходы на медицинское обслуживание низкооплачиваемых категорий граждан, финансирование общеобразовательных школ.

·         Полезные расходы – расходы направленные на улучшение качества жизни значительного числа членов общества, стипендии, финансирование проф образования, лечебных учреждений.

·         Избыточные – сверхнормативные расходы административного характера, связанные с выполнением организациями социальной сферы своих функций.

Основной проблемой в современных условиях является недостаточный объем бюджетных средств для финансирования социальной сферы в полном объеме.

Путями решения данных проблем могут быть:

·         Исходя из степени важности социальных расходов необходимые расходы могут финансироваться в полном объеме

·         Полезные расходы исходя из наличия бюджетных средств

·         Избыточные только при наличии бюджетных средств после полного финансирования необходимых и полезных расходов

Для гарантированного финансирования необходимых и полезных социальных расходов, целесообразно их финансировать за счет бюджетных средств, а избыточные расходы за счет включения их в целевые бюджетные программы.

ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ О ПРОБЛЕМАХ, НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРЩЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РБ В СОВРЕМЕНЫХ УСЛОВИЯХ.

Наиболее важные направления рационализации механизма бюджетного финансирования социальной сферы:

·         Внедрение рыночных механизмов оказания социальных услуг за счет сокращения сметного финансирования организаций социальной сферы и перехода к приобретению государством социальных услуг, на основе целевого финансирования в виде социального заказа.

·         Совершенствование механизма планирования и финансирования расходов организаций социальной сферы

·         Совершенствование сети организаций, оказывающих социальные услуги

    продолжение
--PAGE_BREAK--Тема 3. Финансы организаций образования


1)      Характеристика образования, как отрасли социальной сферы

2)      Уровни и формы образования, типы образовательных учреждений

3)      Образовательные услуги, как продукт отрасли образования, социальные стандарты в образовании

4)      Финансовые ресурсы организаций образования, их формирование и использование

5)      Организация финансового планирования в образовании

1. Образование, как отрасль социальной сферы

Образование – одна из отраслей национальной экономики и отрасль социальной сферы. В процессе общественного воспроизводства, образование выполняет специфическую роль, осуществляет образовательную деятельность.

Образовательная деятельность – разновидность лицензируемой деятельности, связанной с организацией в государстве процесса обучения, воспитания граждан, осуществляемое в интересах человека, общества, государства и направленное на сохранение, преумножение и передачу знаний на интеллектуальное, культурное и нравственное воспитание человека, на подготовку квалифицированных кадров для экономики.

Субъектами образовательной деятельности выступают: государство как заказчик образовательных услуг, учреждения образования как производители образовательных услуг, физические лица как потребители образовательных услуг.

В республике Беларусь в современных условиях 99.7% взрослого населения грамотное. 98% охвачено образованием. На протяжении последних лет в РБ наблюдается рост индекса развития человеческого потенциала. РБ занимает 53 место. В РБ на 10 тысяч населения 430 студентов ВУЗов. Образование в РБ подвергается постоянным изменениям, развивается, совершенствуется, в зависимости от целей и задач стоящих перед обществом. Развитие системы национального образования основывается на определенных принципах:

·         Приоритетность образования – о соблюдении свидетельствует доля бюджетных средств на финансирование образования. 6% ВВП

·         Обязательность общего базового образования

·         Переход к обязательному общему среднему образованию

·         Доступность технического и профессионального образования

·         Преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования

Образование управление имеет 3 уровня:

·         Министерство образования и другие министерства и ведомства, под юрисдикцией которых находятся отдельные образовательные учреждения

·         Управления образования областных исполнительных органов и минское городское управление образования

·         Отделы образования районных, городских исполнительных органов
Уровни образования:

·         Начальное

·         Незаконченное среднее

·         Общее среднее образование

·         ПТУ

·         ССУЗ

·         Профессиональное образование

·         Высшее образование

·         Последипломное образование

2. С учетом потребностей конкретной личности образование осуществляется в форме очной и заочной. Классическая или с использованием дистанционного обучения. В системе образования РБ функционируют множество образовательных учреждений. В соответствии с законодательством УО могут быть созданы президентом РБ, правительством, уполномоченными или государственными органами, распорядительными органами, физическими лицами. Бывают  государственными и частными. Осуществляют государственные деятельность с момента регистрации, частные с момента получения лицензии. Деятельность учреждений образования регулируется типовыми положениями о соответствующих учреждениях образования.

·         Дошкольные учреждения

·         Учреждения, по получению начального, базового и общего среднего образования

·         Обеспечивающие профессионально-техническое образование

·         Обеспечивающие среднее специальное образование

·         Высшего и послевузовского образования

·         Учреждения для альтернативно-одаренных

·         Учреждения внешкольного образования

·         Социально-педагогические учреждения

Обеспечивают высшее образование:

·         Классические университеты

·         Профильные университеты

·         Институт

·         Высший колледж

·         В РБ 32 ВУЗА, 21 Государственное, 9 негосударственных, 2 Филиала российских.

3. образовательные услуги – результат образовательной деятельности.

Понятие образовательной услуги трактуется по разному. С одной стороны под образовательными услугами понимается само образование, как процесс получения знаний.

рынок образовательных услуг имеет сходство с рынком прочих товаров и в то же время ему характерны следующие особенности:

·         Образовательные услуги обладают свойством виртуальности и качество этого товара нельзя в полной мере оценить даже в процессе его потребления, не говоря даже о понятийной оценке.

·         Качество образовательных услуг зависит не только от условий их производства, но и от базовых знаний абитуриентов, принимаемых на обучение.

·         Образовательные услуги обладают свойством наращивания потенциала рабочей силы.

·         Образовательные услуги – высоколиквидный товар, его производство позволяет быстро вернуть ресурсы потраченные на получение специальности.

·         Образовательные услуги являются важным товаром не только для потребителя, но и для всего общества в целом.

Названные свойства образовательных услуг, как товара и их большая социально-экономическая значимость определяют необходимость высоких требований не только к объему этих услуг, но и к их качеству. Одним из направлений повышения качества образовательных услуг является разработка и внедрение системы государственных социальных стандартов в сфере образования.

Социальные стандарты в сфере образования:

·       Норматив обеспеченности детей дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования. 85% детей дошкольного возраста в целом по республике и по конкретным территориальным образованиям были обеспечены местами в детских дошкольных учреждениях.

·       Норматив охвата детей дошкольного возраста подготовкой к школе. 100% детей пятилетнего возраста должны быть охвачены подготовительной работой к школе.

·       Норматив денежных средств на содержание 1го ребенка в учреждениях дошкольного образования. Не менее 1710тыс в год.

·       Норматив бюджетной обеспеченности на обучение 1го учащегося в учреждениях общего среднего образования. Не менее 1140тыс в год.

·       Обеспеченность общей площадью не менее 8 метров на учащегося

·       Обеспеченность спортивными сооружениями

·       Обеспеченность ПК не менее 1го на 30 учащихся

4. финансовые ресурсы

Бюджетная модель, смешанная модель, коммерческая модель.

Важнейшими видами финансовых ресурсов организаций образования являются бюджетные средства, внебюджетные средства, прибыль тех организаций, которые функционируют на коммерческой основе.

Бюджетные ресурсы были и остаются важнейшим видом финансовых ресурсов организаций образования. Динамика расходов консолидированного бюджета на образование характеризуется следующими данными:

доля расходов на образование в общем объеме расходов консолидированного бюджета

2008      13%       (5,2% ВВП)

2009      14,8%    (5,2% ВВП)

2010      13,6%    (4,4% ВВП)

Основным документом, на бае которого осуществляется бюджетное финансирование, является бюджетная смета. Расчет показателей бюджетной сметы осуществляется в разрезе подразделений бюджетной классификации по расходам (по категориям, статьям, подстатьям и элементам экономической классификации расходов). Для своевременной организации работы и бюджетной сметы, министерство образования, руководствуясь постановлениями совета министров о сроках разработки проекта бюджета на предстоящий бюджетный год, устанавливает сроки составления и представления проектов бюджетных смет, разрабатывает необходимые указания о порядке их составления, а также устанавливает для образовательных учреждений основные производственные и сетевые показатели их деятельности. На основании этих разработок и указаний образовательные учреждения и рассчитывают сумму бюджетных ассигнований на соответствующий бюджетный год. Этот проект подписывается руководителем учреждения, начальником планового отдела, главным бухгалтером и представляется на рассмотрение распорядителю бюджетных средств. распорядитель может откорректировать представленный проект в соответствии с объемом бюджетных средств, предусмотренных в бюджете. После утверждения соответствующих бюджетов распорядители бюджетных средств, а также министерство финансов и местные финансовые органы утверждают сводные бюджетные сметы, которые и являются основанием для предоставления бюджетной организации соответствующих бюджетных средств.

Внебюджетные ресурсы образовательных учреждений формируются в процессе их коммерческой деятельности и в первую очередь в процессе оказания платных услуг. Перечень платных услуг в сфере образования, которые оказываются государственным учреждениями образования установлен постановлением совета министров от 3.10.2002 №1376. 

С целью развития платных услуг министерством образования разработана и утверждена программа на 2006-2010 год. В соответствии с которой, за этот период необходимо обеспечить темп роста платных образовательных услуг в сопоставимых ценах на уровне 138,9%-145,5%. В том числе, в 2010 году на 107,0%-108,0%.

Предоставление платных услуг потребовало решения проблемы установления цены на эти услуги. С этой целью правительством РБ было принято положение о порядке формирования цен на платные услуги в государственных учреждениях образования. Цены на платные услуги формируются на основе плановых затрат, всех видов установленных налогов, неналоговых платежей, прибыли необходимой для воспроизводства. Рентабельность должна составлять не более 40% у плановым затратам.

В государственных учебных заведениях рентабельность не более 25% на образовательные услуги. В коммерческих также не более 25% рентабельность оказания образовательных услуг.

Включение в денежный оборот государственных образовательных учреждений внебюджетных ресурсов коренным образом усовершенствовало концепцию их финансового обеспечения, в основе которой лежит формирование консолидированного бюджета образовательного учреждения.

В доходной части данного бюджета отражаются основные виды мобилизуемых финансовых ресурсов. Например в ВУЗах: бюджетное финансирование (39%), внебюджетные источники (60%), научно-исследовательская деятельность (1%).
Аналитические данные по соотношению бюджетных и внебюджетных средств по другим уровням образования в РБ:

·         Детские дошкольные учреждения     98/2

·         Школы общеобразовательные            98/2

·         ПТУ                                                                      78/22

·         ССУЗы                                                                 95/5

В сложившейся в РБ состав финансовых ресурсов в системе образования соответствует мировой практике. Бюджетные и внебюджетные средства будут и далее одновременно использоваться в роли важнейших ресурсов учреждений образования.

5. организация финансового планирования в образовании

Расходы на образование, как и другие отрасли социальной сферы ориентируются на минимально допустимые уровни, которые определены государственными социальными стандартами.

К Особенностям относится необходимость в планировании на единицу сети; на единицу обслуживаемого контингента; на штатную единицу.

Эта особенность требует использования в плановых расчетах специального инструментария системы сетевых показателей. Методика планирования исходя из сетевых показателей. В процессе планирования обязательно учитываются нормативы бюджетной обеспеченности, установленные государственными стандартами.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.