Реферат по предмету "Экономика"


Конкуренция и монополия в рыночной экономике

КОНКУРЕНЦИЯИ МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
 1.Понятие конкуренции и монополии
 2.История становления конкурентного законодательства
 3.Антимонопольное законодательство РФ
 4.Доминирующее положение на товарных рынках
 5.Недобросовестная конкуренция
 6.Государственный антимонопольный контроль
 7.Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
 1. Понятие конкуренциии монополии
В широком смысле слова «конкуренция» — этосоревнование, состязательность между различными лицами в достижении одной и тойже цели.
В предпринимательской деятельности конкуренция — этосостязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действияэффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействоватьна общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В ГК РФ термин «конкуренция» используетсявсего два раза. В статье 10 говорится о недопустимости использованиягражданских прав в целях ограничения конкуренции. В статье 1033предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии отполучения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.
Юридическое содержание конкуренции характеризуетсятремя признаками:
1) в большинстве случаев конкуренция являетсяестественным регулятором цен на рынке;
2) конкуренция становится предпосылкой дляреализации прав потребителей;
3) конкуренция есть правомерная деятельностьхозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболеевыгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.
Антиподом конкуренции является монополия. Легальногоопределения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле терминозначает «продаю один».
Монополия означает:
1) исключительное положение хозяйствующего субъектана рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную частьпроизводства и сбыта определенного товара;
2) особое поведение господствующего на рынкесубъекта и использование доминирующего положения в своих интересах;
3) исключительное право, которое предоставляетсягосударством одному или нескольким субъектам на осуществление определеннойдеятельности.
В юридической литературе выделяют:
а) «чистые» монополии, контролирующие 100%рынка;
б) ведущие фирмы, контролирующие более 50% рынка;
в) «сильные» олигополии — несколько фирм,контролирующих более половины рынка определенного товара.
Типы монополии:
1) временная (предприятие впервые предложилопотребителям совершенно новую продукцию);
2) государственная (эмиссия наличных денег, экспорти импорт отдельных видов товаров, например, экспорт необработанных алмазов,производство и оборот этилового спирта);
3) естественная (функционирует только тогда, когдана рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект).
 2. История становления конкурентногозаконодательства
Корни антимонопольного регулирования уходят в глубьвеков. Одним из первых антимонопольных законов является Конституция о ценахимператора Зенона (483 г. до н.э.). В этом акте было закреплено следующее:«Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелитьсяосуществлять монополию на какой-либо вид одежд, или на рыбу, или на какую-либоиную вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначаемую для другогоиспользования».
Формирование современной концепции антимонопольногозаконодательства относится к XV — XVII векам, когда отдельные мастера пыталисьпротивостоять существующему порядку деятельности гильдий. Так, в 1414 г. вАнглии было рассмотрено дело по иску к Джону Дайеру о взыскании с последнегоштрафа за нарушение условий договора, по которому Дайер был обязан «неиспользовать свое мастерство красильщика в пределах города на протяженииполугода». Суд объявил обязательство красильщика недействительным ипостановил взыскать штраф с истца.
Первые законы о защите свободы конкуренции появилисьв конце ХIХ века. Родиной конкурентного права считаются США, где онотрадиционно именуется антитрестовским правом (antitrust law). Первым в 1890 г.был принят закон, направленный на защиту коммерции и торговли от незаконныхограничений и монополий, более известный как Закон Шермана. В 1914 году былиприняты также Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона,установивший ограничения на ценовую дискриминацию, заключение«связывающих» контрактов, создание холдинговых компаний, наличие вправлении и совете директоров конкурирующих компаний одних и тех же лиц. Этизаконы до сих пор составляют основу антитрестовской политики США.
Монополии, которые возникли в России в 90-х годах ХХв., не были новым явлением для нашей страны. В дореволюционной России, несмотряна то что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство,бурное развитие некоторых предприятий привело к созданию монополий. Например,«Продамет», созданный в 1902 г., объединял 30 металлургическихпредприятий. В горной промышленности монополистом был «Продаруд».
Появление монополистов в России в 80 — 90-х гг. ХХ в.имело ряд особенностей. Монополии в России — это зачастую бывшие ведомства икрупные промышленные предприятия. Примером первых является концерн«Газпром», который перенес системы организации и хозяйствования,используемые министерствами, на рыночные отношения. Бывшие крупныегосударственные предприятия после их преобразования в акционерные обществатакже получили большие экономические преимущества и, в основном, занялидоминирующее положение. Например, доля АО «Спасскцемент» на рынкецемента Приморского края равна 100%.
Российское законодательство более близко к«европейской» модели регулирования конкурентных отношений по принципу«контроль за злоупотреблением рыночной властью», но в нем имеются ичерты американской модели («запрещение монополий»).
Однако, если говорить более точно, американскоезаконодательство не признает монополию незаконной саму по себе. Судебнаяпрактика выделила законные монополии (если монополия пришла к победе на рынкеисключительно благодаря высокой квалификации, предусмотрительности итрудолюбию) и незаконные монополии (рассматривается поведение монополиста, былоли у него намерение монополизировать рынок).
Показательным примеромявляетсяделоStandart Oil Company of New Jersey v. United States (1911). Врешении по этому делу судья указал, что закон должен заниматься вреднымипоследствиями монополий, а не просто фактом их существования.
 3. Антимонопольное законодательство РФ
Система правового регулирования конкурентныхотношений может быть представлена следующими нормативными актами.
1. Конституция РФ.
Статьей 8 гарантируются единство экономическогопространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Статьей 34 запрещается экономическая деятельность,направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статьями 55, 74 вводится запрет на установление натерритории Российской Федерации юридических и фактических препятствий дляосуществления добросовестной конкуренции.
2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «Оконкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарныхрынках».
Закон имеет экстерриториальный характер, т.е.применяется в тех случаях, когда действия, совершенные за пределами РоссийскойФедерации, влекут отрицательные последствия на товарных рынках РоссийскойФедерации.
Закон не распространяется на отношения, связанные собъектами исключительных прав. Здесь имеет место так называемый конфликт междуантимонопольным и патентным законодательством. Вместе с тем из этого правилаесть исключение, когда деятельность обладателей исключительных прав, занимающихдоминирующее положение, касается предметов вещного права (например, изделий, вкоторых воплощены запатентованные изобретения).
3. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
Закон регулирует отношения, влияющие на конкуренциюна рынке ценных бумаг, банковских, страховых и иных финансовых услуг.
4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ«О естественных монополиях».
Закон представляет собой отдельный разделантимонопольного законодательства, т.к. регулирует отношения на рынках,изначально признаваемых легальной монополией.
 4. Доминирующее положение на товарных рынках
Участники конкурентных отношений — хозяйствующиесубъекты:
1) коммерческие организации (российские и иностранные)и их объединения;
2) некоммерческие организации, осуществляющиепредпринимательскую деятельность (за исключением сельскохозяйственныхпотребительских кооперативов);
3) индивидуальные предприниматели.
Доминирующее положение на товарном рынке представляетсобой исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, неимеющего заменителя, либо на рынке взаимозаменяемых товаров, дающее емувозможность оказывать влияние на общие условия обращения товара насоответствующем рынке или затруднять доступ на рынок другим предпринимателям(ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках) .
Качественная характеристика доминирующего положения- возможность воздействовать на конкуренцию.
Количественная характеристика доминирующегоположения — соотношение двух экономических величин: доли, которую хозяйствующийсубъект фактически занимает на рынке определенного товара, и норматива,установленного законом.
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынкеопределяется по формуле:
Di = Vi: Vm,
где Di — доля хозяйствующего субъекта; Vi — объемреализованной этим субъектом продукции на товарном рынке; Vm — общий объемреализации товара.
При этом определяются продуктовые и географическиеграницы товарного рынка.
Товарный рынок — это сфера обращения товара, не имеющегозаменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерацииили ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателяприобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности заее пределами.
Классическим примером расширительного толкованияпонятия рынка является судебный процесс против компании Du Pont (1956).Департамент юстиции возбудил дело по обвинению компании в монополизации рынкацеллофана на основании того, что компания монополизировала 75% рынка. Однаковерховный суд согласился с аргументами защитников компании, что следуетрассматривать не рынок целлофана, а рынок оберточных материалов в целом. Но натаком рынке доля компании составляла всего лишь 20% объема продаж. Дело былопрекращено.
В результате определения количественных показателейположения хозяйствующего субъекта на рынке возможны три ситуации:
1) положение хозяйствующего субъекта, доля которогона рынке определенного товара составляет 65% и более, признается доминирующим;
2) если доля хозяйствующего субъекта находитсявнутри пределов 35 — 65%, то наличие доминирующего положения доказываетсяантимонопольным органом;
3) не может быть признано доминирующим положениехозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%.
Похожие критерии были выработаны в американскойсудебной практике. Так, в деле Aluminium Co. of America (1945) судья решил, что90% рынка конституируют монополию; 60 — 64% — сомнительно; 33% — не создаютмонополию.
Федеральная антимонопольная служба России ведетРеестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долюболее 35%. Однако решение о включении хозяйствующего субъекта в Реестр неявляется необходимым условием для признания его субъектом, доминирующим нарынке.
Доминирующим следует считать такое поведениехозяйствующего субъекта, когда он может действовать независимо от конкурентов испособен сдерживать конкуренцию на товарном рынке.
Иллюстрацией к этому может быть дело, рассмотренноеФедеральным арбитражным судом Северо-Западного округа. Суть в том, что ГУП«Городской центр размещения рекламы» было включеноСанкт-Петербургским антимонопольным органом в Реестр хозяйствующих субъектов,имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
Суд установил, что ГУП действует на основании Правилразмещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации вСанкт-Петербурге, а также договора поручения, заключенного с администрациейСанкт-Петербурга. При этом ГУП подчиняется Комитету по управлению госимуществомСанкт-Петербурга, который действует от имени субъекта РФ — города федеральногозначения.
В связи с этим суд решил, что ГУП не может влиять наосновные рыночные параметры и поэтому его нельзя включать в указанный Реестр.
Итак, само по себе доминирование на товарном рынкене является нарушением антимонопольного законодательства. Установление фактадоминирования служит основанием для осуществления систематического наблюденияза деятельностью хозяйствующего субъекта в целях недопущения и пресечениязлоупотреблений исключительным положением на товарном рынке. Иными словами,неправомерным является только злоупотребление доминирующим положением (п. 1 ст.5 Закона). Это считается одним из видов монополистической деятельности. Вчастности, злоупотреблением можно считать:
изъятие товаров из обращения для создания илиподдержания дефицита на рынке либо повышение цен;
навязывание контрагенту условий договора, невыгодныхдля него или не относящихся к предмету договора;
создание условий доступа на товарный рынок, обмена,потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставятодного или нескольких хозяйствующих субъектов в неравное положение(дискриминационные условия);
создание препятствий к доступу на рынок (выходу срынка) другим хозяйствующим субъектам;
установление, поддержание монопольно высоких(низких) цен;
сокращение (прекращение) производства товаров, накоторые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточнойвозможности их производства;
необоснованный отказ от заключения договора сотдельными покупателями.
Монополистическая деятельность — это противоречащиеантимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующихсубъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Различают:
монополистическую деятельность хозяйствующихсубъектов;
монополистическую деятельность органовисполнительной власти и местного самоуправления (включение их в круг субъектовмонополистической деятельности является особенностью российскогозаконодательства).
Законом также запрещены соглашения (согласованныедействия), ограничивающие конкуренцию, которые направлены на:
1) установление (поддержание) цен, скидок, надбавок;
2) повышение (снижение), поддержание цен нааукционах и торгах;
3) раздел рынка по территориальному принципу, объемупродаж и закупок, ассортименту товаров и т.д.;
4) ограничение доступа на рынок (устранение с негодругих хозяйствующих субъектов);
5) отказ от заключения договоров с определеннымипродавцами или покупателями.
В исключительных случаях такие соглашения могут бытьпризнаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительныйэффект от их действий превысит неблагоприятные последствия. Хозяйствующиесубъекты с долей на рынке более 35%, намеревающиеся заключить подобныесоглашения, обязаны обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверкесоответствия соглашений требованиям антимонопольного законодательства.Антимонопольный орган принимает решение в течение 30 дней (с продлением срокаеще на 20 дней). Полученное разрешение действительно в течение двух лет. Если вэтот срок соглашение не достигнуто, решение утрачивает свое действие.
 5. Недобросовестная конкуренция
Недобросовестная конкуренция на товарных рынках — это действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществв предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ.
Формы недобросовестной конкуренции.
1. Распространение информации о конкуренте и егопродукции:
распространение ложных, неточных или искаженныхсведений, способных причинить убытки другому хозяйствующего субъекту либонанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителей в заблуждение относительнохарактера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества,количества товара или его изготовителей;
некорректное сравнение хозяйствующим субъектомпроизводимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующихсубъектов.
2. Экономический и промышленный шпионаж:
получение, использование, разглашение информации,составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.
3. Незаконное приобретение и использованиеисключительных прав на средства индивидуализации юридического лица,индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.
 6. Государственный антимонопольный контроль
Государственный контроль за созданием,реорганизацией коммерческих организаций и некоммерческих организаций(ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств) 1. Предварительный контрользаключается в необходимости направить в Федеральную антимонопольную службуходатайство о даче согласия на совершение соответствующих действий.
Государственная регистрация коммерческихорганизаций, а также внесение записи об исключении из Единого государственногореестра юридических лиц осуществляются регистрирующим органом при наличиипредварительного согласия антимонопольного органа.
2. В случае последующего контроля учредителинаправляют в Федеральную антимонопольную службу уведомление в течение 45 днейсо дня государственной регистрации.
Нарушение требований антимонопольного контроля присоздании, слиянии, присоединении коммерческих и некоммерческих организаций,изменении состава участников некоммерческих организаций является основанием дляликвидации организации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Государственный контроль за соблюдениемантимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставномкапитале коммерческих организаций и иных случаях.
Сделки, совершенные в нарушение установленногопорядка, могут быть признаны недействительными по иску Федеральной антимонопольнойслужбы.
Отдельным видом государственного антимонопольногоконтроля является принудительное разделение (выделение) коммерческихорганизаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательскойдеятельностью, в случае систематического осуществления ими монополистическойдеятельности, т.е. если в течение трех лет выявлено более двух фактовпроведения ими монополистической деятельности.
Условия для принудительного разделения (выделения):
1) если это ведет к развитию конкуренции;
2) возможность организационного и территориальногообособления структурных подразделений;
3) отсутствие между структурными подразделениямитесной технологической связи (если объем потребляемой юридическим лицомпродукции структурного подразделения не превышает 30% общего объемапроизводимой этим подразделением продукции);
4) возможность юридических лиц в результатереорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Принудительная ликвидация организации в судебномпорядке по иску антимонопольного органа возможна в случае, если:
— она осуществляет координацию предпринимательскойдеятельности коммерческих организаций, которая имеет или может иметь своимрезультатом ограничение конкуренции (п. 5 ст. 6 Закона о конкуренции натоварных рынках);
— нарушен порядок государственного контроля согласност. 17 данного Закона.
 7. Ответственность за нарушение
антимонопольного законодательства
1. Гражданско-правовая ответственность — взысканиеубытков, причиненных хозяйствующему субъекту.
2. Административная ответственность (штрафы) всоответствии со ст. ст. 19.5, 19.8 КоАП РФ наступает за невыполнениепредписаний антимонопольного органа, непредставление ходатайств и уведомленийдля осуществления антимонопольного контроля. Максимальный размер штрафа дляхозяйствующих субъектов составляет 5000 МРОТ .
3. Уголовная ответственность согласно ст. 178 УК РФнаступает за:
монополистические действия, осуществляемые путемустановления монопольных цен;
ограничение конкуренции путем раздела рынка,ограничения доступа на рынок, установления и поддержания единых цен.
Санкции:
штрафы от 200 до 700 МРОТ;
арест от 4 до 6 месяцев;
лишение свободы до 7 лет;
конфискация имущества.

Литература
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.07.2006N 135-ФЗ
«О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 08.07.2006)
 
ЗАКОН РСФСР от 22.03.1991 N948-1
(ред. от 26.07.2006)
«О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХРЫНКАХ»
 
ПРИКАЗ МАП РФ от 27.10.2003 N373
«О ПРИМЕНЕНИИ СТАТЕЙ 5, 17, 18, 19 ЗАКОНА РСФСР ОТ 22.03.1991 N 948-1»О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХРЫНКАХ" В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.01.2004 N 5401)
 
ЗАКОН РФ от 24.06.1992 N 3119-1
(ред. от 26.07.2006, с изм. от 18.12.2006)
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РСФСР, ГРАЖДАНСКИЙПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР, РЕГЛАМЕНТ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР, ЗАКОНЫ РСФСР»О ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ", «О ВЫБОРАХ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВРСФСР», «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ НАРОДНЫХДЕПУТАТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ», «О КРЕСТЬЯНСКОМ(ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ», «О ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ», «О БАНКАХ ИБАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР», «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РСФСР (БАНКЕРОССИИ)», «О СОБСТВЕННОСТИ В РСФСР», «О ПРЕДП...
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.10.2002N 122-ФЗ
(ред. от 26.07.2006)
»О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР «О КОНКУРЕНЦИИ ИОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ»
(принят ГД ФС РФ 18.09.2002)
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.05.1998N 70-ФЗ
(ред. от 26.07.2006)
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР „О КОНКУРЕНЦИИ ИОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ“
(принят ГД ФС РФ 08.04.1998)
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.05.1995N 83-ФЗ
(ред. от 26.07.2006)
»О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР «О КОНКУРЕНЦИИ ИОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ»
(принят ГД ФС РФ 21.04.1995)
 
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КонституционногоСуда РФ от 05.11.2004 N 382-О
«ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА»ЕДИНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ" И ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА«КАУСТИК» НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИПУНКТОВ 3 И 5 СТАТЬИ 6 ЗАКОНА РСФСР «О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.