Реферат по предмету "Экономика"


Инвестиционная и инновационная политика государства

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
1.1 Теоретические аспекты инвестиционной деятельности
1.2 Инвестиционный климат в России
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1 Основные цели и задачи государственной инновационнойполитики
2.2 Сущность государственной инновационной политики в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темызаключается в том, что инвестиции играют важнейшую роль в поддержании инаращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятносказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валовогонационального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.
Следует отметить, чтосовременная российская деловая среда не является благоприятной для привлеченияинвестиций в реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются междурегионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисахи богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая частьперерабатывающих отраслей России не имеют возможности использоватьинвестиционный потенциал.
Именно инвестиционнойдеятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабныхполитических, экономических и социальных преобразований, направленных насоздание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позициисущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активностии улучшения инвестиционного климата является одной из узловых.
В экономике рыночноготипа, к которой в настоящее время относят и Россию, хозяйствующие субъекты самипринимают решения об осуществлении инвестиций. При этом экономические агентыфинансируют капиталовложения либо самостоятельно, либо за счет заимствованиясредств на финансовых рынках на конкурентной основе. Главными критерияминеобходимости инвестиций являются рост эффективности производства имаксимизация прибыли. К тому же технологические изменения в состоянии базовыхотраслей требуют больших капиталовложений.
В инвестиционной сфереРоссии существует свой переходный период, характеризующийся определеннымиособенностями, к числу которых относятся: снижение доли и объемагосударственных инвестиций; формирование новой системы инвестиционных стимулов,в которой решающую роль играет ориентация на получение прибыли. Возрастает ролькритериев принятия инвестиционных решений на основе анализа издержек и доходов;в экономике наблюдается возрастание доли производства потребительских товаровпри одновременном сокращении выпуска товаров производственного назначения;возникают новые, в первую очередь негосударственные, источники финансирования.
Инновационная политикапозволяет государству идти в ногу со временем. Она следит за появлениеммодернизированного оборудования и новых товаров и старается ввести что-то новоена рынок. Благодаря инновационной политике появляется возможностьсовершенствовать производственный сектор, улучшать качество иконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. НТП –экономический инновационный процесс, благодаря нему государство улучшаетэкономику страны. Американский экономист Джеймс Брайт заметил, что этотинновационный процесс соединяет воедино управление, предпринимательскуюдеятельность, экономику, технические условия.
Инновационная политикапозволяет управлять новшествами, она может возникать не только в государстве,но и в компаниях. Индивидуализация инновационной политики позволяет занять ейроль и место в государственном регулировании. Все это связано сматериально-денежными отношениями.
В основном инновациямипредпочитают заниматься частные компании, из-за возможности получения большойприбыли. Однако, здесь от четкой регламентации способов ее осуществления,результат инноваций сложно предсказуем. Все основывается на опыте, интуиции.Большинство проектов умирает, так и не принеся прибыли. Однако предпринимателиособенно эффективно предпочитают заниматься этим. Государство проводитнаблюдательную политику в сфере инноваций.
Целью данной курсовойработы является изучение сущности и аспектов инвестиционной и инновационнойполитики в целом и рассмотрение в отдельности инвестиционной и инновационнойполитики в России.
Для достиженияпоставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотретьсущность, принципы, цели и задачи инвестиционной политики, как деятельностигосударства, направленность на изыскание источников инвестиций и установлениерациональных областей их использования;
- рассмотретьсостав инвестиций, их источники, инвестиционную сферу, инвестиционный процесс;
- определитьфакторы, влияющие на эффективность регулирования инвестиционной деятельности вРоссии;
- изучить основныенаправления инновационной политики государства;
- проанализировать инновационнуюполитику в России.
Курсовая работа состоитиз двух глав. В первой главе рассмотрены сущность, цели и задачи инвестиционнойполитикигосударства, а также особенности инвестиционной политики РФ. Вовторой главе определены основные цели и задачи инновационной политики в целом ив РФ, в частности; рассмотрены механизмы реализации инновационной политики.
При написании курсовойработы были использованы материалы отечественных и зарубежных авторов, такихкак Березова Е.А., Ионов М.А., Кушлин В.И., Орешин В.П., Твисс Б., Фабоцци Ф.,Шахмалов С.Н. и др.

ГЛАВА 1.ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
1.1 Теоретическиеаспекты инвестиционной деятельности
Инвестиционный процесспредставляет собой многостороннюю деятельность участников воспроизводственногопроцесса по наращиванию капитала нации. Это – явление сложное и многообразное,поэтому целесообразно рассмотреть сущность самого понятия «инвестиции» и ихклассификацию.
Среди ученых-экономистовнет единого мнения относительно самого понятия “инвестиции”. Если говоритьобобщенно, то инвестициями являются средства, вкладываемые в экономику, вэкономические объекты и проекты, предназначенные для обеспечения производстваэкономическими ресурсами в будущем. Если же давать полное определение, тоинвестиции – это любые имеющиеся средства, призванные служить удовлетворениюбудущих потребностей, для чего они отвлекаются от текущего использования ивкладываются в определенное направление, приносящее выгоду.
Под инвестициямипонимаются финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемыев объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью полученияприбыли или достижения социального эффекта. Ели речь идет о реальныхинвестициях, инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в предприятияразличных отраслей экономики.
В состав инвестицийвходят: денежные средства; целевые банковские вклады; акции; паевые взносы идругие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения,оборудование и т.д.); имущественные права, вытекающие из авторского права идругих интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических,коммерческих знаний, «ноу-хау»; право пользования природными ресурсами, другиеправа и ценности.
Совокупность практическихдействий юридических лиц, граждан и государства по реализации инвестицийхарактеризуется как инвестиционная деятельность. Объектами инвестиционнойдеятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды,оборотные средства, ценные бумаги, земля и так далее.
Инвестиционная сфера –это совокупность отраслей экономики, продукция которых выступает в ролиинвестиций. В состав инвестиционной сферы входят:
- сфера капитальногостроительства;
- инновационнаясфера;
- сфера обращенияфинансового капитала;
- сфера реализацииимущественных прав субъектов.
Субъектами инвестиционнойдеятельности могут выступать инвесторы (заказчики), подрядчики и пользователиобъектов, поставщики товарно-материальных ценностей, банки, инвестиционныекомпании, граждане государства и зарубежных стран.
В зависимости от субъектаинвестиционной деятельности выделяются:
- государственныеинвестиции (средства бюджетов, внебюджетных фондов, заемные средства, средствагосударственных предприятий);
- инвестицииграждан;
- инвестициинегосударственных предприятий;
- иностранныеинвестиции;
- совместныеинвестиции.
В зависимости отоперируемых ценностей различают три типа инвестиций: реальные, финансовые иинтеллектуальные.
Реальные инвестициивключают вложения средств в материальные активы (вещественный капитал: здания,оборудование, товарно-материальные запасы и др.) и нематериальные активы(патенты, лицензии, «ноу-хау» и др.).
Под финансовыми инвестициямипонимаются вложения в ценные бумаги (акции, векселя, облигации и др.), целевыебанковские вклады, депозиты и т.д.
Интеллектуальныеинвестиции – это вложения средств в творческий потенциал общества, объектыинтеллектуальной собственности, вытекающие из авторского, изобретательского ипатентного права.
По характеру участия винвестировании выделяют прямые, непрямые и портфельные инвестиции.
Под прямыми инвестициямипонимается непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования ивложении средств без посредников.
Непрямые инвестиции – этоинвестирование через посредников. Например, приобретение лицами инвестиционныхсертификатов инвестиционного фонда, который размещает полученные средства вобъекты инвестирования по своему усмотрению, участвует в управлении ими ираспределяет часть прибыли среди клиентов.
Портфельные инвестиции –это вложения капитала в различные ценные бумаги
Инвестиции ввоспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений.Это лишь один из видов инвестиционных ресурсов, направляемых на создание новых,техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основныхфондов производственного и непроизводственного назначения. Инвестиции же кромеосновных фондов могут вкладываться в оборотные фонды, различные финансовыеактивы и отдельные виды нематериальных активов.
Капитальные вложенияразличаются по назначению, отраслевому и территориальному направлению,характеру воспроизводства, технологической структуре и по источникамфинансирования.
Отраслевая структурахарактеризуется распределением капитальных вложений между отраслями народногохозяйства страны. Территориальная структура характеризует соотношениекапитальных вложений по регионам страны.
Технологическая структура– это соотношение доли капитальных вложений, направляемых настроительно-монтажные работы, оборудование, инструмент, проектно-изыскательскиеработы, прочие работы и затраты.
Воспроизводственнаяструктура основных производственных фондов характеризует распределениекапитальных вложений между различными видами воспроизводства: новоестроительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружениедействующих предприятий.
При директивномпланировании объемы и структура капитальных вложений формировалисьцентрализованно. В рыночных условиях основной регулятор объема и структуры инвестиций– рынок. Кроме него капитальные вложения в отдельные отрасли экономики исоциальной сферы (инфраструктура, наука, экология и др.) регулируютсягосударством.
Источниками капитальныхвложений, а, следовательно, инвестиционной активности, являются ВВП (та часть,которая используется на накопление), отечественные и зарубежные займы.Указанные источники являются первичными. Посредством финансово-кредитнойсистемы страны ресурсы распределяются, перераспределяются и выступают в виде:собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов; заемных,привлеченных средств инвесторов; бюджетных ассигнований; поступлений отблаготворительных мероприятий и денежных средств населения.
Инвестиционную деятельностьможно определить как совокупность практических действий по реализациивсевозможных видов инвестиций.
Инвестиционная политиказависит от внутренней и внешней конъюнктуры – состояния экономики, уровняинвестиционной активности, тенденций роста и спада. Поэтому различаюткраткосрочную и долгосрочную инвестиционные политики, которые отличаются другот друга временными факторами действия, продолжительностью периода, на которыйрассчитаны проводимые мероприятия. Долгосрочная политика намечает линию экономическогоповедения на много лет вперед, краткосрочная же – на год или несколько месяцев.
В России, несмотря напериодическое оживление инвестиционного процесса, начиная с начала девяностыхгодов ХХ века, продолжается «инвестиционный голод». Опыт реформированияотечественной экономики показал, что основным источником инвестиций являлись ипродолжают оставаться собственные средства предприятий. За годы реформ не сталидостаточно надежными и стабильными ресурсами ни кредиты коммерческих банков, нибюджетные средства, ни портфельные инвестиции, ни средства населения. Поэтомупри фактически огромном дефиците внутренних средств, стремительном старениипромышленно-производственного потенциала страны, необходимости обеспечениятехнологического перевооружения промышленных отраслей национальная экономикаиспытывает значительные потребности в инвестициях.
Для решения проблемыпривлечения инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственнаяинвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственныхподходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использованияинвестиций в сферах и отраслях экономики.
Главной задачейгосударственной инвестиционной политики является формирование благоприятнойсреды, способствующей привлечению и повышению эффективности использованияинвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
Инвестиционная политикадолжна быть ориентирована на:
- определениецелесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры:отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формамсобственности;
- выборприоритетов;
- повышениеэффективности инвестиций.
Данное определениеобрисовывает все составляющие инвестиционной политики, но можно дать и болееширокое трактование. Инвестиционная политика государства – комплексвзаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня иструктуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли,повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственнойдеятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря,инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная наизыскание источников инвестиций и установление рациональных областей ихиспользования.
Цель инвестиционнойполитики государства заключается в:
- обеспеченииструктурной перестройки экономики;
- стимулированиипредпринимательства и частных инвестиций;
- созданиидополнительных рабочих мест;
- привлеченииинвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранныеинвестиции;
- стимулированиисоздания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбереженийнаселения на инвестиционные цели;
- создании правовыхусловий и гарантий для развития ипотечного кредитования;
- развитии лизингав инвестиционной деятельности;
- поддержке малогои среднего предпринимательства;
- совершенствованиисистемы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
- создании условийдля становления и развития венчурного инвестирования.
Следует отметить, чтогосударственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика — неоднозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметьнаправленность невмешательства, тогда как понятие «государственноерегулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых,государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты,не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.
Государство регулируетинвестиционную активность посредством законодательства, через государственноепланирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии,льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Длягосударственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетаниерыночной свободы и государственного регулирования.
Содержание государственногорегулирования инвестиционной деятельности определяется целями, стоящими передгосударственными органами, а также средствами и инструментами, которымирасполагает государство при проведении инвестиционной политики.
Государственноерегулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупностьгосударственных подходов и решений, закрепленных законодательством,организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет своюдеятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственнымиинвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговыхльгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготныхкредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске вобращение ценных бумаг, амортизационной политике.
До недавнего времениполитика в области инвестиций была прерогативой федерального центра,принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределенииинвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, ирегулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональныйуровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применениюметоды стимулирования.
К основным принципаминвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:
- снижение реальныхпроцентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций вреальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета идальнейшего снижения инфляции;
- проведениеналоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностейсубъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройкисуществующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационнойполитики; осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения ихинвестиционной привлекательности;
- формированиеорганизационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с цельюстимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешнихинвесторов;
- повышениеэффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе ихконкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансированияприоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий почастным инвестициям и усиления государственного контроля за целевымиспользованием бюджетных средств.
В условиях глобализацииэкономики и интернационализации инвестиций еще одним важным принципоминвестиционной политики государства является создание условий длясовершенствования корпоративных отношений, приведения уровня корпоративногоуправления в отечественных компаниях к международным стандартам.
Не меньшее значение насовременном этапе развития российской экономики приобрела региональнаяинвестиционная политика.
Инвестиционная политика истраны, и региона зависит от того, каким образом протекает инвестиционныйпроцесс, то есть многосторонняя деятельность участников воспроизводственногопроцесса по наращиванию ВВП и ВРП. В результате инвестиционной деятельностимногообразных участников осуществляются практические действия по реализациивсевозможных видов инвестиций: реальных и финансовых; долгосрочных икраткосрочных; государственных, частных и иностранных.
В инвестиционнойдеятельности государство выступает в нескольких лицах:
- организатораинвестиционно-финансового рынка;
- участникаинвестиционно-финансового рынка;
- менеджераинвестиционных процессов.
1.2Инвестиционный климат в России
В настоящее времявозникла потребность устанавливать реально осуществимые темпы развитияинвестиционной сферы, определять плановые показатели инвестиций, формировать ихструктуру, перечень целевых программ и инвестиционных проектов, подлежащихпрактической реализации в плановом периоде на основе многовариантных прогнозныхрасчетов. Прогнозирование инвестиций – сложный, многоступенчатый процессизучения вероятностных сторон вложения капитала в ту или иную сферу экономики вбудущем.
Прогнозирование инвестицийпредполагает: осуществление количественного и качественного анализа тенденцийинвестиционных процессов, существующих проблем и новых явлений; альтернативноепредвидение будущего развития отраслей народного хозяйства как возможныхобъектов вложения капитала; оценку возможностей и последствий вложения средствв ту или иную сферу экономики.
Разрабатываютсякраткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы инвестиционнойдеятельности.
Краткосрочный прогнозслужит для выработки тактики инвестирования и оценки возможных вложений вкраткосрочные финансовые инструменты. Он разрабатывается с учетом влияниякратковременных факторов, выявленных в процессе анализа краткосрочных колебанийна рынке инвестиций.
Среднесрочный прогнозпредназначен для корректировки стратегии инвестиционной деятельности иобоснования вложений в относительно небольшие по капиталоемкости объектыреального инвестирования и долгосрочные финансовые инструменты.
Долгосрочный прогнозсвязан, прежде всего, с выработкой стратегии инвестиционной деятельности ивложением средств в крупные капиталоемкие объекты реального инвестирования.
С точки зрениядостоверности инвестиционное прогнозирование следует осуществлять на уровнестраны в целом (макроуровень), отраслей и подотрослей, регионов (мезоуровень),отдельных предприятий (микроуровень). Процесс прогнозирования инвестиций можноусловно подразделить на три этапа: прогнозирование возможных инвестиционныхпотоков; прогнозирование потребности в инвестициях; оценка экономическойэффективности использования инвестиций с учетом факторов инвестиционного риска.
Анализируя международныйопыт в области планирования инвестиций, можно отметить, что компании определяютдля себя группу критериев, позволяющих принимать решения об объемах инаправлениях инвестиций. Можно определить основные критерии, являющиесябазовыми практически для всех компаний, занимающихся инвестиционнымпланированием, это: размеры местного рынка; природные ресурсы и географическоеположение страны (региона); доступность рынка; рабочая сила; валютный риск;защита прав интеллектуальной собственности; торговая политика (уровень тарифов,обменный курс национальной валюты, квоты, лицензии и др.); политическаястабильность; макроэкономическая политика (экономическая стабильность);инфраструктура и услуги.
Помимо основных критериевопределяются инвестиционные риски, включающие параметры, их содержание иудельный вес каждого параметра в процентах (табл.1).
 
Таблица 1.Классификация инвестиционных рисков по параметрам[1]№ Параметр Факторы, учитываемые параметром Уд. вес, % 1 Политическая стабильность Оценивается возможность политических переворотов и их влияние на деловую активность 12 2 Отношение к иностранным инвестициям и прибыли Размеры расходов на социальные нужды 6 3 Национализация Возможность экспроприации до предоставления преимуществ местным предприятиям 6 4 Возможность девальвации Влияние, а также действенность методов регулирования 6 5 Платежный баланс Баланс общий 6 6 Бюрократические вопросы Уровень государственного регулирования, осуществление таможенных формальностей, валютных переводов и подобных операций 4 7 Темпы экономического роста Годовые фактические темпы роста валового национального продукта 10 8 Конвертируемость валюты Возможность перевода национальной валюты в иностранную, а также место национальной валюты на рынке валют в той степени, в которой это касается предприятия 10 9 Возможность реализации договора Возможность соблюдения договора, а так же возникновение трудностей вследствие различия в языках и обычаях 6 10 Расходы на зарплату и производительность труда Уровень зарплаты, производительности труда и порядок оформления на работу 8 11 Возможность использования экспертов и услуг Помощь, которую может ожидать предприятие в области юридических консультаций, бухгалтерии, по маркетингу, технологии, производства строительных работ 2 12 Организация связи и транспорта Возможность использования транспортных услуг, система связи между предприятиями, развитие транспортной инфраструктуры 4 13 Местное управление и партнеры Возможности и число партнеров, которые в состоянии представить капитал и решать совместно вопросы местного управления 4 14 Краткосрочные кредиты Предоставление краткосрочных кредитов предприятиям и возможность их использования 8 15 Долгосрочный кредит и собственный капитал Условия внесения партнерами своей доли в уставный капитал и условия предоставления кредита в национальной валюте 8 итого 100
В России при планированииинвестиций на уровне страны и регионов используют понятие «инвестиционныйклимат». В отечественной экономической литературе несколько последних летактивно дискутируется сущность данного понятия.
Но по смыслу все авторытрактуют инвестиционный климат как совокупность различных факторов, посредствомкоторых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которойпредполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.
Следует уточнить идетализировать определение «регионального инвестиционного климата», который, понашему мнению, представляет собой обобщенную характеристику всей совокупностисоциальных, правовых, экономических, организационных, политических,исторических, культурных предпосылок, наличие инфраструктуры рынка ценных бумаги эффективного корпоративного управления. Это совокупность факторов и условий,предопределяющих привлечение в экономику региона инвестиций из различныхисточников финансирования для реализации интересов и целей региональногоуровня.
Чтобы обеспечитьпоступательное развитие экономики и в стране в целом, и в каждом регионенеобходим значительный инвестиционный потенциал.
Для возникновенияинвестиционных ресурсов, формирующих инвестиционный потенциал, необходимыследующие условия:
- существованиесбережений и способность населения делать текущие сбережения;
- возможностьобслуживания долга;
- иностранные займыи инвестиции.
Масштабы и эффективностьреализации инвестиционного потенциала определяются степенью благоприятностиинвестиционного климата. Инвестиционный климат определяется воздействием следующихосновных факторов:
- Геополитическоеположение региона и его природно-ресурсный потенциал. Приграничное положениерегиона, прохождение через его территорию важнейших транспортных путей, в томчисле для осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие морскихпортов, соседство с промышленно развитыми регионами повышают егопривлекательность для инвесторов. Наличие собственной сырьевой базы, с однойстороны, повышает эффективность инвестиций за счет уменьшения транспортныхиздержек, снижения зависимости от внешних поставок сырья. Это может приобрестиособое значение в условиях автоматизации региональных экономик и регионализациитоварных рынков. С другой стороны, добывающие отрасли характеризуются высокойкапиталоемкостью и длительными сроками окупаемости капиталоемких вложений, чтоделает их недоступными для реальных инвестиций мелких и средних инвесторов,одновременно ограничивая возможности привлечения кредитных ресурсов.
- Производственныйи финансовый потенциал региона и состояние региональных товарных рынков. Болеепривлекательными для потенциальных инвесторов являются регионы, располагающиеразвитой производственной инфраструктурой, дешевой рабочей силой необходимойквалификации, возможностями мобилизации финансовых ресурсов, свободными нишамина региональных рынках продукции производственно-технического назначения итоваров народного потребления.
- Уровень развитиярыночной инфраструктуры, таких ее инвесторов, как банки, биржи,оптово-розничные фирмы, торговые дома, страховые, инвестиционные, лизинговыекомпании, инвестиционные фонды и др. Наличие этих институтов способствуетформированию региональных рынков капитала, возможности мобилизации финансовыхресурсов для инвестирования за счет привлечения средств хозяйствующихсубъектов, населения, посредством выпуска ценных бумаг, использования ресурсовбанков.
- Налоговаяполитика. Органы власти и управления субъектов Российской Федерации располагаютширокими возможностями влияния на инвестиционный климат путем регулированияусловий налогообложения, введения дополнительных льгот с целью привлеченияинвестиций в приоритетные сферы экономики региона, страхование частныхинвестиций за счет средств бюджета субъектов Федерации, инициирования созданияна территории региона свободных экономических зон или режима наибольшегоблагоприятствования.
- Внешнеэкономическиериски. Неурегулированность межнациональных, межбюджетных отношений,нестабильность социально-политической ситуации в регионе, наличие острыхсоциальных проблем, проявляющихся в повышении уровня политической активностинаселения, забастовочном движении, резко ухудшают климат в регионе и по своемувлиянию на уровень инвестиционной активности могут перевесить все положительныеэкономические факторы.
Существуют различныеметодики определения сводной характеристики, посредством которой можно оценитьсостояние внешней инвестиционной среды, предопределяющей привлекательность ицелесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономикустраны, региона, отдельного предприятия). В одних случаях ученые такуюхарактеристику называют рейтингом, в других – инвестиционным климатом.
Можно выделить тринаиболее характерных подхода к оценке инвестиционного климата.
Первый из подходов –макроэкономический. Он базируется на оценке макроэкономических показателей,таких как: динамика валового внутреннего продукта и объем производствапромышленной продукции; динамика распределения национального дохода, пропорциинакопления и потребления; состояние законодательного регулированияинвестиционной деятельности; развитие отдельных инвестиционных рынков, в томчисле фондового и денежного.
Второй подход –факторный, который основывается на оценке набора факторов, влияющих наинвестиционный климат. Среди них, например, такие как характеристикаэкономического потенциала; общие условия хозяйствования; зрелость рыночнойсреды в регионе; политические, социальные и социокультурные,организационно-правовые, финансовые и другие факторы.
Третий подход – рисковый.Сторонники данного подхода в качестве составляющих инвестиционного климатарассматривают два основных варианта: инвестиционный потенциал и инвестиционныериски. Инвестиционный потенциал оценивается на основе макроэкономическойхарактеристики, включающей: наличие на территории факторов производства; в томчисле трудовых ресурсов с учетом их образовательного уровня; потребительскийспрос; результаты хозяйственной деятельности населения в регионе; уровеньразвития науки и внедрения ее достижений; развитость ведущих институтоврыночной экономики; обеспеченность комплексной инфраструктурой.
Инвестиционные рискиоцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода. В числе рисковучитываются: экономический, финансовый, политический, социальный,экологический, криминальный и законодательный.
На основе большой группыпоказателей оцениваются рейтинги каждого региона в целом, по каждомусоставляющему блоку инвестиционного потенциала и по каждому риску. В конечномитоге оценивается состояние инвестиционного климата с позиции развитиярегиональной общественной системы в целом.
Макроэкономический подходпривлекает сравнительной простотой анализа и расчетов. Он универсален, и егоможно использовать для исследования инвестиционного климата в хозяйственныхсистемах разного уровня. В нем учтена главная цель предпринимательскойдеятельности любого инвестора – получение прибыли и возврат вложенных средствчерез определенный промежуток времени. Но в нем не нашел отражения инновационныйтип развития и экономической устойчивости.
Рисковый метод анализа иоценки инвестиционного климата представляет интерес, прежде всего, длястратегического инвестора. Он позволяет ему не только оценить привлекательностьтерритории для инвестирования, но и сопоставить уровень риска, присущий новомуобъекту вложения инвестиций, с существующим в привычном для него регионеведения бизнеса. При использовании рискового метода преобладает учет интересовинвестора, причем нередко не только экономических, но и политических.
Преимущества факторногометода – это учет взаимодействия многих факторов-ресурсов, а такжеиерархичности национальной экономической системы; использование статистическихданных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок; дифференцированный подходк различным уровням экономики, регионам при определении их инвестиционнойпривлекательности; стремление обеспечить максимально эффективное использованиевсех возможных источников инвестиций.
Категория «инвестиционныйклимат» достаточно субъективна, но, тем не менее, позволяет определить внешнююинвестиционную среду, в которой предполагается осуществлять инвестиционныйпроцесс, в то время, как традиционные методы привлечения инвестиций основаны научете отдельных факторов, характеризующих отдельные направления развитияпредприятия, региона, страны в целом.
Все формы государственноговоздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой,административный и экономический. То есть всю совокупность методоврегулирования можно разделить на: встроенные регуляторы инвестирования врыночной экономике; экономические методы стимулирования инвестиционнойдеятельности со стороны государства; административно-правовые методывоздействия государственных органов на инвестиционную активность в стране. Взависимости от степени воздействия государства на инвестиционную деятельностьметоды можно разделить на пассивный и активный.
Пассивный метод связан сориентацией предпринимателей на выбор наиболее эффективных вариантовинвестирования путем разработки индикативных планов инвестиций, активный жеметод связан с прямым государственным инвестированием, а также проведениемгосударственными органами мероприятий в налоговой и бюджетной сфере,направленных на активизацию инвестиционной активности предпринимателей.
При обосновании рациональногоплана инвестиций и приоритетных направлений государственной поддержкикапиталовложений используются такие инструменты, как динамическая модельмежотраслевого баланса, системы балансовых построений, отражающихинвестиционный процесс и его отдельные аспекты.
Государство реализуетфункцию по формированию в стране благоприятной инвестиционной среды черезактивный метод, связанный с повышением эффективности инвестиционнойдеятельности, через инструменты активного метода, которые обобщенно можнопредставить в следующем виде: создание благоприятных условий для деятельностичастных предпринимателей; прямое участие государства в эффективных и значимыхдля страны проектах; внедрение принятых в международной практике критериевоценки финансовой эффективности инвестиций, таких как текущая приведеннаястоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости; стимулированиеинвестиционной активности частного сектора экономики посредством налоговыхльгот.
Некоторая частьинвестиций осуществляется непосредственно государством. Специалисты расходятсяво мнении, хорошо это или плохо, должно ли государство подменять собой частныхинвесторов, но едины в одном – важен не объем государственных инвестиций, а ихэффективность, то, насколько они дополняют частные инвестиции.
Государственныеинвестиции в первую очередь определяются государственной инвестиционнойпрограммой, в которой отражается, сколько и каких инвестиций нужно экономике,как для достижения текущих целей, так и в контексте долгосрочного развития.Государственные инвестиции в виде прямого финансирования инвестиционныхпроектов из государственного бюджета или предоставления льготных инвестиционныхкредитов государственными финансовыми институтами – это важная составляющаяинвестиционной деятельности.
Инструменты воздействияна частные инвестиционные решения условно можно разделить на три группы:макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К первой группеотносятся инструменты, которые создают общеэкономический климат инвестиций:влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.
Наиболее эффективнымисреди микроэкономических инструментов регулирования инвестиций являются меры,непосредственно влияющие на объем фондов, остающихся в распоряжениипредприятия. Финансирование внутренних инвестиций обычно осуществляется изамортизационного фонда и прибыли. Из этого вытекают налоговые инструментывоздействия государства на инвестиционный процесс. В рамках налоговогорегулирования существуют такие формы стимулирования инвестиций, как ускореннаяамортизация, инвестиционный налоговый кредит, выведение из-под налогообложениячасти прибыли, направляемой на финансирование капиталовложенийпроизводственного и непроизводственного назначения.
Специальным инструментомпоощрения частных инвестиций являются государственные гарантии осуществляющемуфинансирование проекта учреждению. Положительным в данном инструменте являетсято, что в условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересованностьинвесторов, уровень инвестиций и взимать плату, которая может статьсущественным источником поступлений в бюджет, отрицательным – гарантии могутпревратиться в реальные долги, а также наличием целого ряда ограничителей.
Институциональныеинструменты инвестиционной политики заключаются в создании механизмовкоординации инвестиционных решений частных компаний между собой и сгосударственными инвестиционными программами. Существует множество форминституциональных механизмов – от создания картелей в экспортных илипереживающих кризис отраслях до политических и неформальных контактов. Созданиефинансово-промышленных групп позволяет свести вместе финансовый капитал иреальный сектор. Привлекает инвестиции и своевременная и качественнаяинформация и консультации между правительством и деловыми кругами.
Иностранные инвестициирегулируются теми же методами, что и частные, но инструменты могут носитьспецифический характер. При привлечении и регулировании иностранных инвестицийиспользуются гарантии правительства, налоговые инструменты – льготы, временныеосвобождения от налогов, преференции, институциональные инструменты – например,создание консультативных советов, лицензирование, ограничение или полноезакрытие доступа в отдельные сферы деятельности.

ГЛАВА 2.ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
 
2.1Основные цели и задачи государственной инновационной политики
 
Инновация (нововведение)- использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной(научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процессадеятельности или его результатов. Инновации могут относится к сферампроизводства, экономических, правовых, социальных отношений, области науки,культуры образования, другим сферам деятельности общества.
По уровню новизныразличают:
- базисныеинновации, направленные на освоение новых поколений машин и материалов,принципиально новой техники и технологии;
- улучшающиеинновации, служащие распространению и совершенствованию освоенных поколенийтехники, (технологии), созданию новых моделей машин и разновидностейматериалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их изготовления;
- псевдоинновации,деятельность по частичному улучшению устаревшей техники и технологии, не дающаяэффекта для общества либо приносящая отрицательный эффект.
Инновационнаядеятельность — процесс использования результатов научно-технической деятельности(открытий, изобретений, технических усовершенствований, промышленных образцов,проектов и т.п.) в производстве для расширения и обновления ассортимента иулучшения качества выпускаемой продукции (товаров и услуг), совершенствованиятехнологии их изготовления. Инновационная деятельность охватывает как процессосвоения инноваций в производстве, так и содействие этой деятельности(информационные и иные услуги) и управления ею, а также научную и.инвестиционную деятельность в части, относящейся к инновационному процессу.
Научно-техническийпрогресс — важный фактор роста экономики. Он часто сравнивается с инновациями.Позволяет ввести нововведения в экономику. Инновационными явлениями можноуправлять. В зависимости от того, где они происходят, можно производитьуправление отделами в корпорациях, а так же в государстве. Инновационнаяполитика приносит разные новшества, однако, она должна развиватьнаучно-технический потенциал государства. Инновационный процесс тесновзаимосвязан с материальными и денежными отношениями. Это четко прослеживаетсяв условиях рыночной экономики. Инновациями в основном занимаются частныекомпании. Они представляют собой путь разрешения задач компании в сферекоммерции или производства. Частные компании добиваются получения высокойприбыльности у других компаний. В данном случае инновации нужны только дляповышения прибыльности компаний. Инновации уже не так важны, как средствонауки, они принимают большое значение в сфере предпринимательства.
Прежде чем ввести иразработать новшества, компании необходимо денежное равновесие, а так женаличие свободных денежных средств. Вложения компаний связаны с возможностью ихлишения. Успех нового произведенного продукта неоднозначен, исход моет бытьразным. Только 8,7% составляют вероятность успеха нового товара. Вероятностьмала и компании нередко боятся рискнуть. По статистике около одной идеи из 12ждет успех и спрос потребителей.
По словам Твиссаамериканского ученого, 10% всех проектов может постичь успех, а неудача уостальных 90%. Вложив капитал в инвестиционный процесс можно не просто неполучить отдачи от него, но и лишиться его навсегда. В этом деле гарантироватьничего нельзя. Однако, если вложение пройдет успешно, капитал можно удвоить, ато и утроить.
Прибыль от инновацийможет при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочнобольшой, а в случае неудачи прибыль может быть утеряна полностью.
Инновационная политика вгосударстве необходима для устойчивой экономики в развитых странах. Этаполитика является необходимой для объединения производства и науки.
Государство влияет наинновационную политику в целом. Оно проводит меры по развития науки в качествеее финансирования, подготовки необходимых кадров для ее работы. Государствоявляется разработчиком множества программ для привлечения инновационнойактивности в бизнес.
Государство помогаетразвитию науки за счет совершения заказов на нововведения, которые в будущембудут не заменимы и полезны в экономической сфере страны. Государствоподдерживает начальный спрос на новшества, которые в последствии начинаютпользоваться большим спросом.
Государство являетсяпосредником между академической и прикладной наукой, стимулирует промышленныеинновации. Государство может воздействовать как на прямую, так и косвенно. Таили иная мера может быть использована государством в различных экономическихситуациях. При спаде экономики важно применение кейнсианского подхода. В данномслучае государство контролирует экономику, активно вмешиваясь в нее. Вторжениегосударства в экономику во все странах неоднозначно и может иметь отличия.
Инициативноевмешательство в экономику государством осуществляется в Японии, Франции, чутьменьшее вмешательство замечено в экономике Англии, США, остальные государствапредпочитают не столь активное вмешательство в экономику.
Государственноерегулирование сочетается с низкой степенью централизации государственногоаппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системесогласования интересов правительства и бизнеса.
Основными механизмами, обеспечивающимиреализацию инновационной политики, приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемкихотраслей промышленности, являются финансово-кредитные механизмы, механизмы, обусловленныезаконодательными и нормативными правовыми актами, институциональные преобразования,механизмы в сфере образования, экспорта и таможенного регулирования.
Механизмыфинансово-кредитной политики включают в свой состав следующие основныеэлементы:
- созданиеблагоприятных условий для финансово-кредитных учреждений и страховых компаний, работающихв рамках корпоративных структур (в том числе финансово-промышленных групп), в целяхфинансирования инноваций и страхования кредитных рисков, связанных с освоениеминновационной продукции;
- применениевозвратного финансирования высокоэффективных прикладных инновационных разработок,имеющих высокую экономическую эффективность;
- развитиевенчурного инвестирования;
- разрешениегосударственным предприятиям — научным организациям, прошедшим государственную аккредитацию,использовать полученные при продаже научно-технической продукции на основелицензионных соглашений средства (за вычетом прямых расходов и авторскихвознаграждений) на научно-технические цели (выполнение научно-исследовательскихи опытно-конструкторских работ, закупка спецоборудования и т.д.) в качествецелевого финансирования;
- созданиемеханизма реструктуризации и погашения задолженности научно-исследовательскиморганизациям и промышленным предприятиям (в первую очередь, обороннойпромышленности) по средствам национального бюджета, образовавшейся вследствие государственногонедофинансирования;
- финансированиенаучно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, инновационныхпроектов, связанных с развитием высокотехнологичных направлений;
- поддержка и стимулированиеинвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое высокотехнологичное производство,а также организаций различных форм собственности (в период освоения имиинноваций);
- развитие лизинганаукоемкого уникального оборудования и приборов;
- введениенелинейной амортизации для иностранных инвесторов (когда в первые годы послеприобретения основных средств списывается большая часть их стоимости), производящихинновационную продукцию по международным коммерческим контрактам;
- оказаниефинансовой поддержки патентной и изобретательской деятельности, содействие вохране интеллектуальной собственности и поддержании прав на нее в странах СНГ иза рубежом;
- совершенствованиеконкурсной системы отбора инновационных проектов и их исполнителей, повышение удельноговеса реализации в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемыхинновационных проектов;
- оказаниесодействия в участии малого предпринимательства в конкурсах по реализации инновационныхпрограмм и проектов за счет бюджетных средств.
Важным шагом вобеспечении условий для перехода к инновационному варианту развития совместной деятельностигосударств Содружества в научно-технологической сфере может стать создание Межгосударственногофонда поддержки инновационной деятельности в научно-технологической сфере подэгидой Экономического совета СНГ (далее — Фонд), который мог бы выполнятьорганизационно-экономические функции, представлять на рассмотрениеЭкономического совета СНГ крупные проекты, требующие государственной поддержки.
По рекомендации Фондадолжно осуществляться кредитование малых предприятий и венчурных фирм, участвующихв реализации межгосударственных инновационных программ и проектов.
Отличительнойособенностью образования этого Фонда в качестве межправительственнойнекоммерческой организации от ранее созданных в рамках Содружества структурявляются два следующих фактора. Во-первых, начальное формирование финансовыхсредств, которое будет происходить за счет средств, предоставляемыхгосударствами-участниками Фонда на добровольной основе единовременно на возвратнойоснове в форме долгосрочного целевого льготного кредита. Во-вторых,расходование всех финансовых поступлений, которое будет осуществляться только нареализацию межгосударственных программ и проектов под контролем Наблюдательногосовета Фонда.
В перспективе механизмы,регулирующие инновационную деятельность, могут предусматривать налоговыепреференции.
В составе этих механизмовдолжно быть также предусмотрено принятие законодательных и нормативно-правовых актов,учитывающих особенности налогообложения и налоговые льготы для предприятий и организаций.
Необходимо также:
- созданиеблагоприятных условий для инвестирования средств в целях осуществления инновацийи развития инновационной деятельности (лизинг);
- размещение государственногозаказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;
- осуществление мерпо поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и развитиевнешнеэкономической деятельности;
- поддержка сбора ираспространение информации об инновационных потребностях и результатах научно-техническойи инновационной деятельности;
- государственнуюподдержку подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров,осуществляющих инновационную деятельность.
В связи с развитием и расширениемрынка научно-технической продукции первоочередное значение приобретают механизмывовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Для этого необходимона законодательном уровне в целях стимулирования создания, охраны и использованияинтеллектуальной собственности при осуществлении инновационной деятельностизакрепить соответствующие положения, направленные на регулирование:
- авторов иработодателей;
- налогообложенияфизических и юридических лиц;
- деятельности национальных(государственных) органов управления, в частности, патентных ведомств;
- отношений вобласти морального стимулирования.
Необходимы оценкаинтеллектуальной собственности предприятий и ее инвентаризация с постановкой набаланс в виде нематериальных активов, уточнение финансово-экономических механизмовобращения и бухгалтерского учета, создание механизма управленияинтеллектуальной собственностью, созданной с участием государства. Формированиерынка интеллектуальной собственности и вовлечение в хозяйственный оборот результатовнаучно-технической деятельности требуют законодательного обеспечения. Следует разработатьмеханизмы использования интеллектуальной собственности в качестве вклада в совместносоздаваемые предприятия по производству новой продукции.
Институциональныепреобразования должны быть направлены прежде всего на развитие высокотехнологичныхпроизводств в отраслях промышленности за счет:
- объединенияузкоспециализированных научных и проектных организаций, ведущих научныеисследования и разработки в интересах преимущественно одного заказчика, в единуюнаучно-промышленную структуру;
- образованияцентров науки и высоких технологий на основе крупных научных организаций,занимающих лидирующее положение в соответствующих областях науки и техники;
- реструктуризациичасти отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговыефирмы с развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческойинфраструктурой;
- формированиясовместно с вузами инновационно-технологических центров, инновационно-промышленныхкомплексов, технологических и научных парков, ориентированных на производство иреализацию наукоемкой продукции с привлечением национальных и иностранных инвестицийи использованием как национальной, так и зарубежной торговой сети;
- созданияинфраструктуры малого бизнеса для обслуживания программ по реализации высоких технологий,а также создания базовых региональных и межрегиональных инновационно-технологическихцентров передачи технологий для обеспечения связи малых предприятий с крупным производством;
- развитияинформационной сети для инновационной и инвестиционной деятельности, на базекоторой развить систему экспертизы технологий и ноу-хау на предмет патентнойчистоты и конкурентоспособности;
- внешнеэкономическойподдержки, предусматривающей создание условий для формирования совместных синостранными партнерами предприятий по выпуску отечественной наукоемкой продукциии реализации ее на внутреннем и внешнем рынках, обеспечения рекламы за рубежом,совершенствования выставочно-ярмарочной деятельности, вхождения в международныеинформационные системы для обмена информацией по высоким технологиям;
- учреждениярегиональных венчурных инновационных фондов;
- развития информационнойинфраструктуры, поддержания сети научно-технических библиотек,
- оказания содействияинновационным организациям в доступе к информационным сетям и базам данных.
Механизмы в сфереобразования должны предусматривать:
- широкоеиспользование новых образовательных и информационных технологий, совершенствованиенаучно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовкиспециалистов и повышения квалификации педагогических кадров в области инновационнойдеятельности;
- на базе высших учебныхзаведений подготовку и переподготовку кадров в области инновационнойдеятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализациюрезультатов научных исследований, также развитие системы подготовки менеджеровдля инновационной деятельности в научно-технологической сфере и учреждений дополнительногопрофессионального образования;
- совершенствованиесистемы финансирования научно-технической, инновационной деятельности и социальнойсферы научных и учебных заведений в области образования, привлечение для этих целейдополнительных внебюджетных финансовых средств;
- участиенаучно-педагогических работников вузов системы в создании наукоемких технологий,в том числе технологий двойного назначения, инновационной продукции и повышенииконкурентоспособности производства.
Механизмы в сфере экспортапризваны создать условия для ускоренного роста экспорта продукции обрабатывающихотраслей промышленности — машин и оборудования, высокотехнологичных и наукоемкихизделий, услуг, в том числе за счет:
- регулированиявопросов кредитования с участием государства ориентированных на экспортпроектов, программ освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции, закупокдля развития экспортного производства оборудования, сырья, материалов,комплектующих и запасных частей;
- координации вопросовтарифного и нетарифного регулирования экспорта высокотехнологичной продукции производителейстран СНГ, конкурентоспособной по отношению к аналогичной продукции иностранныхпроизводителей.
Таможенные механизмы должныобеспечивать функционирование гибкой системы таможенного регулирования, направленнойна защиту национального производителя готовой высокотехнологичной продукции странСНГ, включая:
- обеспечение мер поускорению таможенного оформления технологического оборудования, находящегося наскладах временного хранения и таможенных складах;
- расширениепрактики применения особого режима свободного таможенного склада для производств,осваивающих новую высокотехнологичную наукоемкую продукцию, в целях привлеченияв эти производства иностранных инвестиций.
2.2Сущность государственной инновационной политики в России
В настоящее времяинновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано стем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялисьгосударством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуациизаключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы,уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но вто же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабаяориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.
Основные трудности вреализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного ивнебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и снехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства ипостоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов дляинновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резкоупала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время непрогнозируется ее существенного роста.
Однако дефицит средствявляется не единственным фактором спада инновационной активности. Особоговнимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура(страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзяобеспечить рост инновационной активности.
Все эти и многие другиепроблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачейкоторой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны засчет освоения производства новых видов продукции и технологий, а такжерасширения рынков сбыта отечественных товаров.
Инновационная политикагосударства разрабатывается в виде концепции Правительством РФ и являетсяважной частью государственной социально-экономической политики. Она определяетцели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационныхпроектов.
Главной проблемой внастоящее время в российской экономике является то, что значительный физическийи моральный износ производственных мощностей не позволяет выдержать конкуренциюс западными производителями даже на внутреннем рынке.
Отсюда и появляетсянеобходимость в разработке и реализации инновационной политики государства,главная задача которой заключается в создании такой системы, которая позволит вкратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производствеинтеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Грамотно проводимаяинновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощьюкоторого государство в состоянии преодолеть спад в экономике, обеспечить ееструктурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособнойпродукцией. Для этого в рамках инновационной политики разрабатываетсяинновационная программа (федеральная, региональная, отраслевая), котораяпредставляет собой комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованныйпо ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающийэффективное решение задач по освоению и распространению новых видов продукции итехнологий.
Цели и направленияинновационной политики государства определяются, прежде всего, характернойособенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциаломи уровнем конкурентоспособности основной продукции. Все отраслинароднохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровняконкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы.
Первая группа отраслейобладает большим конкурентоспособным потенциалом и давно работает на мировомрынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиеваяпромышленность.
Отрасли второй группыпроизводят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Этооборонная промышленность, машиностроение и др.
Отрасли третьей группывключают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность идр. Их продукция на мировом рынке не котируется, поэтому они ориентированыглавным образом на внутренний российский рынок.
Инновационная политика вотношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объемуресурсов и т.д. В этой связи к основным направлениям государственнойинновационной политики можно отнести:
- разработку исовершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности,механизмов ее стимулирования;
- создание системыподдержки инновационной деятельности, развития производства, повышенияконкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
- развитиеинфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационногообеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, системусертификации и продвижения разработок и т.д.;
- развитие малогоинновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий дляфункционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки наначальном этапе деятельности;
- совершенствованиеконкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация вотраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационныхпроектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволитподдержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток вних частных инвестиций;
- реализациюприоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отраслиэкономики страны и ее регионов;
- использованиетехнологий двойного назначения, которые применяются как для производствавоенной техники, так и для продукции гражданского назначения.
Государственнаяинновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленноеосвоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологическихдостижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значениеимеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех безисключения отраслях.
Для реализацииинновационной политики правительством разработаны конкретные методы, цельюкоторых является обеспечение эффективного внедрения инновационной программы.Главными методами реализации инновационной политики являются:
- формированиезаконодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, т.е. взаконодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовыхактов;
- государственнаяподдержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое,высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения имиинноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственныхгарантий и кредитов;
- совершенствованиеналоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационнойдеятельности;
- создание условийдля формирования совместных предприятий по выпуску отечественной продукции иреализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций зарубежом, вхождение в международные информационные системы для обменаинформацией по инновационным проектам;
- обеспечение взарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры,закупки оборудования в целях реализации инновационных проектов под гарантиигосударства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производствановейшей продукции;
- консолидацияусилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных наорганизацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;
- развитие лизинганаукоемкого уникального оборудования;
- участиеинновационно-активных организаций в международных конкурсах; выделениегосударственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющихобщенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Сложность экономической ифинансовой ситуации в стране, серьезные деформации в российской экономике,продолжающийся инвестиционный кризис подводят к необходимости переосмыслениянаправлений экономической реформы. Речь идет о росте экономики, основанном наприоритете реальных инвестиций. Необходим как поиск новых инструментоврегулирования инвестиционной сферы, так и совершенствование управлениякапиталовложениями.
Одна из наиболееактуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособностипромышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемкихотраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтомувозникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовымтехнологиям.
Теоретически существуютдва подхода. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известныетехнологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другойпуть – опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мереневостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является болееперспективным со многих точек зрения, однако требует преодоления целого рядафинансовых и организационно-управленческих барьеров.
В России вплоть допоследнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно вкрупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решенийбюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей изакономерностей самого инновационного процесса.
При этом инновационнымпредприятиям не приходилось надеяться на существенную поддержку государства.То, что делалось в этой сфере, не решало даже части проблем, с которымиприходилось сталкиваться предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом.Спад деловой активности в научно-технической и производственной сфере,наблюдающийся ныне, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственнойподдержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.
Прежде всего, необходимоподдержание функционирования уже существующей научной инфраструктуры(оборудование, стенды, установки и т.д.). Далее необходимо развитиеинформационных систем, субсидирование затрат на пользование информационнымисетями и базами данных, импорт научной литературы. Приоритетами являются импорттехнологий, компьютеризация науки (научных центров, вузов), реформа высшегообразования в соответствии с новыми потребностями. Кроме того, к концу периоданеобходимо начать создание новых научно-производственных комплексов(технополисов).
Следующий этапхарактеризуется внедрением инноваций в производство, чрезвычайно высокой долейзатрат на НИОКР в ВВП (4-5%), постоянным ростом числа студентов на научныхспециальностях, все большей ролью в финансировании НИОКР частным сектором,созданием сети поддерживаемых государством сети научно-производственныхлабораторий — отделений российских компаний, государственным страхованиемширокомасштабных частных научных проектов.
Наконец, необходимаподдержка в освоении НИОКР (внедрении технологий). Следует перейти отфинансирования научных организаций к финансированию конкретных НИОКР, кориентации на предприятия. От финансирования НИОКР впоследствии надо будетперейти к их поддержке (субсидии, налоговые отсрочки, льготные кредиты), отбираянаиболее перспективные проекты.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Аньшин В.М.Инвестиционный анализ. – М.: Дело, 2006
2. Балабанов И.Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007
3. Баркер А. Алхимияинноваций. – М.: Дело, 2006
4. Донцова Л.Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки,налоговое стимулирование.//Менеджмент в России и за рубежом, 2008. — №3
5. Зайцева О.А.,Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента. — М.: Центр, 2006
6. Игонина Л.Л.Инвестиции. — М.: Юристъ, 2006
7. Кушлин В.И.,Волгин Н.А. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: Экономика,2006
8. Орешин В.П.Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Инфра-М, 2007
9. Твисс Б.Управление научно-техническими нововведениями. — М.: Экономика, 2006
10. Шахмалов С.Н.Государство и экономика. – М.: Экономика, 2006
11. Фабоцци Ф.Управление инвестициями. — М.: Инфра-М, 2006
12. Фатхутдинов Р.Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2006
13. Харин А.Управление инновациями. – М.: Экономика, 2006
14. Чернов В.А.Инвестиционная стратегия. – М.: Юнити — Дана, 2006
15. Яковец Ю.Финансирование инновационных проектов и его законодательноеобеспечение.//Инновации, 2008. — №2-3
16. Янковский К.,Мухарь И. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб.:Питер, 2007


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.