Реферат по предмету "Экономика"


Инвестиционный потенциал регионов

КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине«Региональная экономика»
по теме:«Инвестиционный потенциал регионов»

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Оценкаинвестиционного потенциала и технологии управления инвестициями региона
2. Анализинвестиционного потенциала конкретного региона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
Сегодня привлечениеинвестиций в реальный сектор экономики – вопрос ее выживания. Будут инвестиции –будет развитие реального сектора, а, следовательно, будет и экономическийподъем. Не удастся привлечь их – неминуемо умирание производств, деградацияэкономики, обнищание страны, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.
Любое, даже самоенезначительное, повышение инвестиционной привлекательности регионов – этодополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Норазовое привлечение инвестиций малоэффективно, после этого инвестиционнаяпривлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой.Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельныешаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в постоянные.Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционнойпривлекательности регионов и правильно оценив региональный потенциал.
Именно поэтому вопросуправления инвестиционной привлекательностью регионов – ключевой вопростекущего момента.

1.ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ РЕГИОНА
Традиционно понятие «инвестиционнаяпривлекательность» означает наличие таких условий инвестирования, которыевлияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объектаинвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект,предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить тообщее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственнойсистемы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, егоинвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимыхсвойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей онимеет свою специфику, и, в то же самое время, в силу целостности структуры неявляется уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы междусобой.
Проанализируемопределение инвестиционного потенциала региона.
«Потенциал» какэкономическая категория может трактоваться следующим образом: «Возможность иготовность субъектов рынка специализироваться в тех видах деятельности ипроизводства, по которым в каждый момент времени имеются абсолютные илисравнительные преимущества»[1].
Инвестиции жерассматриваются как «денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции идругие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числена товарные знаки, кредиты любое другое имущество или имущественные права,интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другихвидов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достиженияположительного социального эффекта»[2]. В современнойэкономической литературе существуют также следующие определения[3]:
Инвестирование – процесснепосредственного или опосредованного воздействия инвестора на объектинвестиций, осуществляемый с целью изменения его свойств.
Инвестор – субъект,ориентированный на изменение свойств объекта инвестиций, позволяющее приминимальных вложениях в этот объект восполнить дефицит необходимых длясобственного развития ресурсов и изменить собственные свойства в нужном длясебя направлении.
Объект инвестиций –объект, свойства которого позволяют инвестору посредством участия в немполучить инвестиционный доход.
Инвестиционный доход –измененные свойства объекта инвестиций, приводящие к изменению свойств инвестора.
Таким образом, категория«инвестиционный потенциал» отражает степень возможности вложения средств вактивы длительного пользования, включая вложения в ценные бумаги с цельюполучения прибыли или иных народнохозяйственных результатов.
Примечательна позицияАбыкаева Н.А. и Бочарова В.В., которые, анализируя структуруинвестиционного спроса, выделяют собственно потенциальный спрос и конкретныйспрос (предложение капитала) и на этой основе делают вывод, что первый из нихвозникает при отсутствии намерения субъекта хозяйствования при имеющемся доходе(прибыли) направить его на цели накопления. Называя его формальным, они даютему определение инвестиционного потенциала – источника для будущегоинвестирования[4].
Второй же видинвестиционного спроса авторы характеризуют как конкретную реализацию намеренийсубъектов инвестиционной деятельности на рынке инвестиционных товаров в формепредложения капитала. Однако не вполне правомерно отождествлять доход (прибыль)с инвестиционным потенциалом, поскольку всегда существует противоречие междусобственно потреблением и накоплением и лишь реальные накопления могутвыступать в форме потенциальных инвестиционных ресурсов.
Более того, авторыподразумевают наличие прямой связи между инвестиционным потенциалом и егоконкретной реализацией. Следует в этой связи заметить, что реализацияинвестиционного потенциала подразумевает наряду с мерами, обеспечивающими егоформирование и повышение уровня, также и комплекс мер по созданию условий еговключения в реальный инвестиционный процесс и процесс эффективной реализациичерез мотивацию (активизацию) инвестиционного потенциала.
Заслуживают вниманияподходы к анализу формирования и реализации инвестиционного потенциала региона,предложенные Ф.С. Тумусовым[5]. Автор дал свое пониманиекатегории «инвестиционного потенциала» как совокупности инвестиционныхресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена наинвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способногои имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос,обеспечивающий удовлетворение материальных, финансовых и интеллектуальныхпотребностей воспроизводства капитала.
С нашей точки зрения,региональный инвестиционный потенциал представляет собой не простую, анекоторым образом упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов,расположенных на определенной территории, позволяющую добиться ожидаемогоэффекта при их использовании. Это важно, так как рассмотренная Ф. Тумусовымсовокупность материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов должна бытьдополнена, например, информационными ресурсами.
С другой стороны, было быошибкой отождествлять региональный инвестиционный потенциал с понятием«основные средства производства», имеющиеся в наличие на данной территории. Термин«инвестиционный потенциал» применяется для характеристики возможных вперспективе вложений, которые, хотя в определенной мере могут косвенно зависетьот размера ранее накопленных основных средств (в частности, эта зависимостьможет сказываться при анализе возможностей перенасыщения капиталом, «переинвестирования»в какую-либо конкретную отрасль), но эта зависимость не определяетсяпрямолинейно.
Другой подход вопределении «инвестиционного потенциала», базируется на теории сравнительных иабсолютных преимуществ. Исходным постулатом теории рыночной экономики являетсяусловие ограниченности ресурсов функционирования хозяйствующих субъектов. Изпостулата ограниченности ресурсов и неравноценного их распределения междухозяйствующими субъектами можно сделать методологический вывод, что каждыйсубъект предпринимательства, как элемент общей хозяйствующей системы обладаетопределенными видами преимуществ.
Данный подход применим ик более ограниченному и материализуемому понятию как «инвестиционный потенциалрегиона». Абсолютные преимущества складываются из геостратегических,географических, природно-климатических, демографических условий. Сравнительныепреимущества в рамках современной науки могут быть охарактеризованы какобусловленные инвестиционным потенциалом, позволяющим реализовывать стратегииснижения издержек или дифференцировать выпуск.
Таким образом, исходя изэтих допущений, под категорией «региональный инвестиционный потенциал» понимается«совокупная возможность отраслевых непостоянных ресурсов, позволяющихувеличивать капиталовооруженность труда и способность хозяйствующих субъектов,оперирующих запасами этих ресурсов, обеспечивать во времени устойчивый экономическийдоход».
Выделим ряд факторов,оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболеезначимыми для оценки инвестиционного потенциала региона являются следующиефакторы[6]:
ресурсно-сырьевой(средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природныхресурсов);
производственный(совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);
потребительский(совокупная покупательная способность населения региона);
инфраструктурный(экономико-географическое положение региона и его инфраструктурнаяобустроенность);
интеллектуальный(образовательный уровень населения);
институциональный(степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
инновационный (уровеньвнедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).
Логика рассужденийприводит также к необходимости оценки законодательных условий для каждогорегиона и выделения следующих инвестиционных рисков:
·    экономический(тенденции в экономическом развитии региона);
·    политический(поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентскихвыборов);
·    социальный(уровень социальной напряженности);
·    экологический(уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
·    криминальный(уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).
Рассмотрим подробнееосновные источники инвестиционных ресурсов региона.
Задачу оживленияинвестиционной активности и целенаправленной реструктуризации реального сектораэкономики региона нельзя сегодня решить без помощи банковской системы, черезкоторую осуществляется передача средств из финансовой сферы в реальный сектор.Актуальная задача формирования полноценного регионального рынка инвестиционныхкапиталов не может быть сегодня решена без стратегического развития региональнойбанковской системы как необходимого элемента, формирующегося социально ориентированноерыночное хозяйство региона, обеспечивающего надежное, качественное иэффективное ведение кредитных и расчетных операций реального сектора социальнойсферы, а также обслуживание сбережений населения.
Важнейшими и самымимногочисленными экономическими субъектами являются потребители (домохозяйства),не занимающиеся бизнесом, однако имеющие доходы, осуществляющие расходы и имеющиесклонность к сбережению. В развитых капиталистических странах представители государственнойвласти еще несколько столетий назад осознали необходимость займов у населения.Кредитными ресурсами могут пополняться бюджеты всех уровней, в том числе региональный(областной).
Важную роль врегиональных инвестициях играют также инвестиции иностранных экономическихагентов.
Инвестиционная стратегияявляется структурированной совокупностью нескольких информационно связанныхаспектов, таких как: институциональный, экономический, нормативно-правовой иинформационно-аналитический (рис.1).
Институциональный аспектинвестиционной стратегии представляет собой совокупность таких основныхсоставных частей как: виды инвестиций, инвестиционный портфель, риски. В рамкахинституционального аспекта выделяются основные управляемые подсистемы,существующие в инвестициях (рис. 2).
/>
Рис. 1. Место информационной составляющей в региональноминвестиционном процессе
/>
Рис. 2. Структура институционального аспекта инвестиционнойстратегии
Нормативно-правовойаспект инвестиционной стратегии состоит из таких основных частей как:во-первых, законодательные и иные нормативные правовые акты государства,образующие юридическую основу и формирующие фискальную среду, в рамках которыхкорпорация формирует инвестиционную стратегию и осуществляет инвестиционный процесс;во-вторых, учетная политика корпорации, внутренние регулирующие документы, которыепозволяют обеспечивать единый инвестиционный процесс в рамках подразделенийкорпорации.
Экономический аспект –совокупность экономических частей инвестиционной стратегии, к которымотносятся: система экономических показателей для оценки инвестиционнойстратегии, управление, финансирование инвестиционного процесса. В рамкахэкономического аспекта выделяются основные методы, критерии и целиинвестиционной стратегии (рис. 3).
/>
Рис. 3. Структура экономического аспекта инвестиционной стратегии
Информационно-аналитическийаспект инвестиционной стратегии представляет собой систему обработкиинформации, состоящую из следующих частей: подсистема сбора и сортировкиинформации, подсистема хранения информации, подсистема поиска, подсистемаанализа информации. Система обработки информации является базисом для созданияинформационного механизма региона и позволяет оперативно реагировать наизменения в юридических основах и фискальной среде, прогнозироватьэкономические перспективы рынков и планировать изменения в пределахинституционального аспекта и корректировать основные части экономического аспектаинвестиционной стратегии.
Таким образом,инвестиционная стратегия на уровне региона – единая высоко-интегрированнаясистема, состоящая из вышерассмотренных аспектов, неразрывно связанных междусобой информационными потоками.
Рассмотрим организационнуюструктуру инвестиционного рынка региона. Она состоит из трех равных по значимостисекторов (рис.4):
сектор инвестиционныхресурсов;
сектор обязательств идолей;
сектор гарантий.
Каждый из названныхсекторов служит для определения реальных цен на объекты, обращающиеся на рынке.В связи с наличием у инвесторов свободных ресурсов возникает их предложение всекторе инвестиционных ресурсов. Предприятия предлагают в обмен наинвестиционные ресурсы свои доли и обязательства. Это порождает образованиесектора долей и обязательств, при этом, как правило, возникают различные видырисков, поэтому для их минимизации возникает сектор гарантий.
Для принятия решений наинвестиционном рынке региона помимо трех вышеприведенных секторов необходимоналичие достоверной информации, что обуславливает существование системыинформации и адекватного ей информационного механизма региона.
Таким образом,инвестиционный рынок это некая абстрактная площадка, на которой происходитпереток объектов рынка между субъектами на основе доступной тем и другиминформации. Такой переток, как правило, представляет собой замкнутый процесс, который,по сути, является кругооборотом инвестиций в рамках региона.
Инвестиционный рынокрегиона также может быть представлен в виде модели кругооборота инвестиций иобъектов инвестирования (рис.5). Данная система основана на свободном движенииинвестиционных ценностей и инвестиционных ресурсов (объектов инвестиций ифинансовых средств), связывающем путем обмена инвесторов и потребителей инвестиций,а также регион в качестве субъекта рынка, предлагающего гарантии, через секторинвестиционных ресурсов, сектор долей и обязательств и сектор гарантий.
/>
Рис. 4. Составляющие регионального инвестиционного рынка
Под инвестором при этомпонимается лицо, предлагающее на инвестиционном рынке инвестиционные ресурсы(например, инвестиционный банк, холдинговая компания, корпорация).
Сектор инвестиционныхресурсов – часть инвестиционного рынка, на которой инвесторы и потребителиинвестиций посредством спроса и предложения устанавливают реальную ценуинвестиционных ресурсов, получают информацию об объемах ценах инвестиционныхресурсов, а также непосредственно сами инвестиции.
В качествекомпенсационного выступают сектор долей и обязательств, а также секторгарантий. Сектор долей и обязательств – часть рынка на которой, посредствомспроса и предложения устанавливаются цены на доли обязательства, котораяобеспечивает получение информации об объемах и ценах долей и обязательств, атакже на которой происходит переход долей и обязательств от потребителейинвестиций к инвесторам.
/>
Рис. 5. Схема движения инвестиционных ценностей иинвестиционных ресурсов на региональном уровне
В свою очередь, сектор гарантий– часть инвестиционного рынка, которая позволяет определить цену и объемынеобходимых гарантий на инвестиционные ресурсы, доли и обязательства.
Суммарная стоимостьпредложенных инвестиционных ресурсов в регионе может рассматриваться как инвестиционныйпотенциал региона, а суммарная потребность в инвестиционных ресурсах, то естьсуммарная стоимость долей и обязательств, предлагаемых к реализации, можетрассматриваться как инвестиционные потребности региона.
Главная мысль концепции«Управление инвестициями в реальный сектор» заключается в том, чтоцеленаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объектаинвестиций позволяет этому инвестору получить глобальный контроль занадежностью и эффективностью собственных вложений.
На практике это означаетследующее. Контроль за эффективностью вложений возможен только в том случае,если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, преждечем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительноинвестирует небольшие средства в создание свойства стратегичность деятельности,устанавливая тем самым контроль за созданием и реализацией стратегии. Создаваяи отлаживая механизмы контроля за тем, чтобы финансовая политика была подчиненапринятой стратегии деятельности, инвестор формирует еще одно ключевое свойство –целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовойдеятельности и устанавливая тем самым необходимый контроль за надежностьювложений. Наконец, целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационнаяструктура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановкаруководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями,инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточныйконтроль за надежностью вложений.
Таким образом,осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности,целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления,инвестор берет в свои руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самыминвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для другихинвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств,он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средствадля глобальной реструктуризации объекта.
Об управленииинвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самыеключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапеформирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управлениеинвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора,как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле за ихфункционированием: чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательностьобъекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управлениеинвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенностиинвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.
Управление в масштабахрегиона – это, прежде всего, управление тенденциями. Речь идет о созданиинормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов,функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, которыйпозволяет говорить о наличии определенной тенденции. Регион станетпривлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделаетприоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектораэкономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределенияресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьетсятого, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станетустойчивой тенденцией.
Целенаправленноевоздействие региональных властей на условия, повышающие надежность иэффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всехуровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам – все это и будеттем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектораэкономики региона.
Становление региональных инвестиционныхинститутов должно проходить за счет проведения следующих мероприятий[7]:
1. Принятие региональныхзаконов, направленных на прямое или косвенное принуждение внесения денежныхсредств субъектами экономики в инвестиционные институты. Одним из такихспособов могут быть отдельные виды обязательного страхования населения,например, от несчастных случаев или страхование водителей автотранспорта.
2. Создание льготногоналогообложения для инвестиционных институтов и субъектов региональнойэкономики, осуществляющие инвестиционные операции через них, в рамках местногозаконодательства. В частности, юридические лица могут быть освобождены отуплаты части региональной составляющей налога на прибыль, а физическиелица-инвесторы – региональной части составляющей подоходного налога.
3. Формированиенепосредственно самих региональных инвестиционных институтов (страховыхкомпаний, пенсионных и инвестиционных фондов, инвестиционных банков) при участииместных органов власти, в случае отсутствия их в регионе.
Особенно это важно дляинвестиционных компаний (фондов), так как вложения в них носят добровольныйхарактер, поэтому публичный контроль над инвестиционными институтами ивозможное гарантирование возврата части вложений в них со стороны региональныхвластей, придало бы им надежность и привлекательность для потенциальных инвесторов.Приоритетом при создании инвестиционных фондов в регионе должны быть закрытыефонды, так как вложения в них носят наиболее долгосрочный характер.
4. В регионе должны бытьсозданы сильные региональные информационные агентства.
Их задачи должны состоятьв сборе, анализе и публикации информации о региональных предприятиях, созданиисистемы рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности местных объектов.Информационное агентство должно предоставлять оперативную информацию о состояниифинансовых рынков для региональных инвесторов, а также информировать населениео деятельности и преимуществах инвестиционных институтов с целью привлечения вних свободных денежных средств. Учреждение и финансирование такого агентствадолжно осуществляться совместно инвестиционными институтами и органами местнойвласти, так как деятельность такого агентства вначале будет убыточна, требуяпостоянных финансовых вложений.
 
2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГОПОТЕНЦИАЛА КОНКРЕТНОГО РЕГИОНА
Существуетдостаточное число методик оценки инвестиционной привлекательности, рядиз которых уже стали общепринятыми. Так, например, опираясьна исследования инвестиционной привлекательности регионов РФ, проведенныхНациональным рейтинговым агентством «Эксперт РА» и опубликованномв декабре 2004 года в журнале «Эксперт», по итогам2003-04 г.г. Удмуртской Республике был присвоен код рейтинга «3В1», чтоимеет под собой значение «пониженный потенциал – умеренный риск»[8].
Рассмотримподробнее как проводился данный анализ. Наиболее значимыми для оценкиинвестиционного потенциала региона оказались следующие параметры:
·     ресурсно-сырьевой;
Удмуртиярасполагает всеми видами природных ресурсов. Однако большинство экспертовсчитает, что использование их далеко от оптимального. Особо былоотмечен тот факт, что республика не располагает возможностями нефтепереработки,несмотря на то, что нефть добывается непосредственнона ее территории.
В целом жестепень соответствия региона указанному фактору инвестиционнойпривлекательности следует признать вполне удовлетворительным.
·     потребительский;
Совокупнаяпокупательная способность населения региона определена как недостаточно высокаяпо сравнению с соседними регионами. Четко прослеживается связь междусостоянием производственной сферы и уровнем доходов населения, так какбольшая часть трудоспособного населения занято в промышленнойи социальной сферах, что является следствием концентрации крупногопроизводства в Удмуртии еще с советских времен. И этопо сей день остается сдерживающим фактором для прихода в республику,например, крупных торговых сетей, способных сформировать вокруг себя социальноеокружение и инициировать строительство недвижимости.
Кроме того,невысокую покупательскую способность населения эксперты называютв качестве одной из причин, по которой сильна тенденция переводабизнесов за пределы Удмуртии, а так же миграция высококвалифицированныхспециалистов в более благополучные регионы.
·     инфраструктурный;
Экономико-географическоеположение региона характеризуется РА «Эксперт» как вполне благополучное. Особоотмечаются относительно низкие риски природных катаклизмов. Серьезные замечаниябыли сделаны в адрес качества и количества автомобильных дорогна территории республики. Так же серьезные критические замечания быливысказаны в адрес обеспеченности информационными коммуникациямии их относительной дороговизны и невысокого уровня сервисов.
·     интеллектуальный;
В ходеисследования еще раз был подтвержден тот факт, что уровень образованиянаселения Удмуртии остается весьма высоким. Около 30% проживающих здесь имеютвысшее образование, 48% получили среднее-специальное образование. Республикаимеет давние традиции подготовки высококвалифицированных специалистов разногопрофиля.
Интеллектуальныйпотенциал Удмуртии хорошо известен и за ее пределами, что делает этот факторинвестиционной привлекательности одним из самых развитых.
·     институциональный;
Данный факторинвестиционной привлекательности в целом определяется результатамиисследования как умеренно развитый. Причиной тому во многом являетсяструктура экономики Удмуртии, ориентированная, прежде всего, на крупныепроизводственные предприятия и обеспечивающую их деятельностьокружающую инфраструктуру. Интересы крупных предприятий имеют больший приоритети влияние на экономический климат Удмуртии.
Дляреспублики по сей день остается непростой проблемой формированиеи развитие институтов поддержки развития малого и среднего бизнеса.
До сихпор для Удмуртии актуальна проблема монополизма в некоторых отрасляхэкономики. Недостаточно хорошо развиты профессиональные сообщества, способныеконструктивно влиять на экономический климат региона.
·     производственный.
Исследование показывает,что производство в целом является наиболее потенциально перспективным дляразвития Удмуртской Республики. Однако текущее состояние этого сектораэкономики требует существенных изменений, которые в свою очередь требуютбольшое количество привлеченных ресурсов.
Рассмотримподробнее различные возможные сферы инвестиций:
1. Промышленность.
РА «Эксперт»отмечает самый высокий потенциал для развития инвестирования данной области.Это в первую очередь обосновывается наличием производственных ресурсов,мощностей и площадей, наличием кадров и учебных заведений дляих подготовки. В Удмуртии исторически сложились условия, благоприятныедля развития промышленности.
Основнымусловием для развития инвестирования в промышленности отмечаетсяобязательное переоборудование производств, внедрение современных программразвития, современный подход к управлению и менеджменту, автоматизация(почти на всех производствах стоят старые АСУ).
Экспертамиотмечается высокий потенциал развития нефтяной и нефтеперерабатывающихотраслей промышленности, а так же предприятий ВПК.
2. Транспорт.
Здесьэксперты отмечают непривлекательность транспорта для инвестиций. В первуюочередь это связано с тем, что ответственность за развитие транспортадолжно нести государство. В Удмуртии транспорт развит слабо. Особенно этокасается речного транспорта.
3. Сельское хозяйство.
Отмечаетсяперспективность инвестирования сельского хозяйства, но в среднихобъемах. Это связано с тем, что продукция будет использоваться тольковнутри республики, для местных нужд. Экспорт в этой сфере оченьзатруднителен.
4. Строительство.
Здесь отмеченвысокий потенциал данной сферы для инвестирования. В регионе долгое времяв строительстве был застой, а теперь идет бурное развитие. Спросна жилье больше чем предложение. Существуют большие площади ветхого жилья.
Сейчас вреспублике стали готовить площадки под строительство и тянуть к нимкоммуникации – это было обязательным условием для инвестирования. Государствостало легче давать разрешения на строительство и пошло навстречубизнесу.
Но на строительномрынке существует низкая конкуренция. Это обуславливает очень высокие цены на жилье.Повышение конкуренции приведет к снижению цен и повышению спроса. Экспертыотметили, что за счет гибкой системы кредитования, население будетвкладывать до 60% доходов в строительство. Но существуетпроблема в программе кредитования. Население не сможет выплатитькредиты под такие высокие проценты, как в ипотеке.
Экспертыотмечают, что строят не местные компании. Непосредственно строительствомзанимаются компании других регионов или других стран. Местные компании толькоперепродают жилье.
Проблема стоити в отсутствии выгодных программ инвестирования.
5. Туризм.
Большинствореспондентов считают, что туризм не перспективен для развития. Основныепричины этого: плохая экология, отсутствие европейского уровня гостиници баз, низкий сервисный уровень.
Частьреспондентов считает, что туризм интересен для средних и мелких инвесторов.Можно развить въездной туризм по рыбалке и охоте. Здесь обязательнымусловием станет наличие оборудованных баз. Но это будет ограниченный потоктуристов, в основной массе иностранцев и внутренний туризм.
Перспективенэтно- и агротуризм.
Основныепроблемы связаны с транспортом: отсутствие развитого аэропорта, слишкомвысокая стоимость билетов.
6. Высокие технологии.
Отмечен оченьвысокий потенциал этой отрасли. Есть мощная база для развития: ВУЗы, опытработы. С развитым направлением высоких технологий Удмуртия станетконкурентоспособной. Иностранные инвесторы охотно вкладывают в эту сферуденьги. Мировой опыт показывает, что правильно разработанные программы,направленные на развитие технологий в большинстве случаев имелиогромный успех.
Основнаяпроблема – постоянная утечка высококвалифицированный кадров из региона.В последнее время ослаблена подготовка ВУЗами технических специалистов.
Экспертысчитают, что инвестиции в регион может привлечь наличие реальныхи интересных программ-предложений для инвесторов, поддержанных серьезными постоянным информационным обеспечением. Так же приоритетным названымеры по подъему производства и укрепления стабильности экономикив целом. Существенный акцент эксперты делают на развитие капитальногостроительства в регионе.
Наименьшиеожидания, касающиеся источников инвестирования в экономику Удмуртии,эксперты продемонстрировали относительно бюджета республики. Региональныйбюджет характеризуется ими как недостаточный и дефицитный. Такая ситуациянакладывает свой негативный отпечаток на уверенность в возможностяхрегиона в целом. Особенно такое впечатление усиливается на фонеактивного информационного потока о сверхприбылях федерального бюджетаот продажи нефти, в то время как Удмуртия, являясь поставщикомсырой нефти, не испытывает подобного эффекта на своем бюджете.
Большиенадежды эксперты питают относительно частного капитала, преимущественнороссийского. Это – достаточно новая тенденция для региональной экономикии весьма перспективная.
Основнымвыводом относительно возможных источников инвестирования является также привлечениеинвестиций извне.
Подводя итогираздела, можно сделать следующие выводы.
В РеспубликеУдмуртия имеется достаточное количество необходимых ресурсов. В первуюочередь, это производства и строения. Наличие крупных заводов всегдапривлекает внимание инвесторов. Во-вторых, наличие природных ресурсов, такихкак нефть, газ, торф, и т.д. В-третьих, огромное наличие человеческихресурсов. Они характеризуются определенным уровнем и направлениемобразования (количество ВУЗов на небольшой территории), а так жеогромным опытом работы. И еще одна характеристика человеческогоресурса – относительно невысокая стоимость рабочей силы по сравнениюс другими регионами.
Отдельнымобоснованием инвестиционной привлекательности служит показатель высокого спросана покупку предприятий федеральными и иностранными компаниямии холдингами.
Основныепрепятствия к повышению инвестиционного потенциала региона следующие. В первуюочередь, это – нестабильность экономики и низкий уровень жизни населения.Отсутствие гарантий и стабильности настораживают инвесторов, т.к. этопорождает существенные риски.
Далее, это –отсутствие программ инвестирования. Власть не формирует каналы связи междуинвесторами и местным бизнесом. У многих местных компаний отсутствуетвозможность самостоятельного выхода на инвесторов. Здесь также сказываетсяотсутствие опыта и недостаточная законодательная грамотность.
Существующиепрограммы по повышению инвестиционной привлекательности Удмуртииотличаются абстракцией, нечеткостью. Отсутствие реальных, стратегическихинвестиционных программ сильно затрудняет данный процесс.
Называемыеобъективные показатели оценки инвестиционной привлекательности Удмуртии действительноговорят о ее среднем, умеренном инвестиционном потенциале при умеренныхрисках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционно понятиеинвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования,которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объектаинвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект,предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить тообщее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственнойсистемы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, егоинвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимыхсвойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей онимеет свою специфику, и, в то же самое время, в силу целостности структуры неявляется уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы междусобой.
Обобщая накопленный опыт,можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтенияинвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциаларегиона оказались следующие факторы:
·    ресурсно-сырьевой(средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природныхресурсов);
·    производственный(совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
·    потребительский(совокупная покупательная способность населения региона);
·    инфраструктурный(экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);
·    интеллектуальный(образовательный уровень населения);
·    институциональный(степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
·    инновационный(уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).
Любой инвестор, без всякихсомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений.Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью,построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровнеи в любом месте. И дело не в том, чтобы только угодить инвесторам. Управлениеинвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона, тоесть помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует объективныйинтерес общества.
Таким образом, совпадениеинтересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управленияинвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественнозначимых, а специфика текущего момента и делает ее не просто ключевой, носверхприоритетной.

ЛИТЕРАТУРА
1.   Абыкаев Н.А., Бочаров В.В. Региональноеуправление. Зарубежный опыт. М., 2001.
2.   Бухвальд Е.М., Павлов И.Т.Инвестиционная политика в регионе. М.: Наука, 1994.
3.   Дульщиков Ю.С. Региональная политикаи управление. М, 1999.
4.   Инвестиционная привлекательностьУдмуртской республики. Результаты исследования.// Эксперт РА. 2004. №12.
5.   Клоцворг Ф., Кушникова И. Ресурсныйпотенциал субъектов Федерации и его использование // Экономист. 1997. № 12.
6.   Машкин В. Управление инвестиционнойпривлекательностью реальным сектором экономики региона.// Менеджмент в России иза рубежом. 2003. №8.
7.   Региональное управление. Зарубежныйопыт / Отв. ред. Г.И. Иванов. М., 2001.
8.   Региональная экономика / Под ред.Т.Г. Морозовой. М., 2003.
9.   Тумусов Ф.С. Управление экономическимразвитием. М., 2000.
10.     Экономика:Учебник / Под ред. А.С. Пулатова. М.: БЕК, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.