Реферат по предмету "Политология"


Украина в мировой политике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА
 
на тему «Украинав мировой политике»
по дисциплине «Политология»

КИЕВ 2011

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Международные отношения: основные концепции
2. Элементы теории международных отношений
3. Понятие о геополитике
4. Украина в мировой политике
Выводы
Литература

ВВЕДЕНИЕ
Международные отношениясуществуют столько же, сколько существует организованное общество. Только назаре его развития они были межплеменные, межродовые, межклановые. Долгое времячеловек связывал международные отношения с проблемами войны и мира.
Исследованиемеждународных отношений относится одновременно к числу и старейших, и новыхнаучных направлений. Формально возникновением его можно считать 1919 год, когдав Уэльском университете в Эйберсвите (Великобритания) была создана перваякафедра по истории и теории международных отношений.
Сам термин «международныеотношения» ввел в научный оборот английский мыслитель рубежа XVII-XVIII в.Джереми Бентам, который понимал под ним общение между государствами. Однакосегодня понятие международных отношений трактуется более широко.
Истоки изучениямеждународных отношений следует искать еще в античности. Там возникла и дошладо наших времен идея превосходства силы (войны как естественного состоянияотношений между полисами), сформулированная Фукидидом в V в. до н. э. в работе«Пелопоннесская война», до сих пор считающейся классическим трудом по теориивойн и международных отношений. В дальнейшем она легла в основу современногонаправления — «политического реализма».

1. Международные отношения:основные концепции
Другая идея — «космополиса», приведшая к идее «мирового правительства», «универсальноймировой организации», возникла в IV в. до н. э. в рамках философской школы стоиков.Она получила развитие у Цицерона.
В эпоху Возрожденияособый интерес по нашей теме представляют взгляды Н. Макиавелли. В своихработах «Государь» и «К последней декаде Тита Ливия» он возрождает идеюпревосходства силы, это особенно касается межгосударственных отношений («раннийполитический реализм»). Это направление нашло продолжение в работахТ. Гоббса («война всех против всех»), Ж. Бодена (теория государственногосуверенитета), Э. де Ваттеля (принцип «баланса сил», теория политическогоравновесия, которой также придерживались Б. Спиноза и Д. Юм).
Параллельно раннему«политическому реализму» возникло и развивалось другое направление. Егосвязывают с именами испанского теолога Ф. де Витториа, голландского юриста ГугоГроция, немецкого философа И. Канта. Во взглядах этих мыслителей приоритетотношений человека с государством принадлежит человеку. Естественные правачеловека ставятся превыше интересов государства. Представители данногонаправления обращались не столько к существующему положению, сколько кперспективному, поэтому за их взглядами утвердилось название идеализма.
В середине XIX векавозникает еще одна парадигма, которая не укладывается в рамки реализма иидеализма — марксизм. Согласно К. Марксу, всемирная история развивается толькос возникновением капитализма. Международные отношения в политическом планестановятся отношениями господства и подчинения, отношениями классовой борьбы иреволюций. Международные отношения понимались как отношения междугосударствами.
Сегодня существуютразличные теоретические направления в исследовании международных отношений. Неприбегая к их классификации, следует остановиться на наиболее известных.
Идеализм в современной науке получилдальнейшее развитие. Его основное положение состоит в том, что необходимо покончитьс мировыми войнами и конфликтами между государствами путем правовогорегулирования. Среди наиболее значимых идей данного направления — идея созданиясистемы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и отказаот войны как инструмента международной политики. В международной практикеидеализм нашел воплощение в создании после окончания первой мировой войны ЛигиНаций, программа которой разрабатывалась президентом США Вудро Вильсоном.Однако утопичность этой программы, неготовность государств к разрешениюмеждународных вопросов политическим путем была очевидна. Лига Наций не смогласправиться с задачей сохранения мира и предотвращения войн. Вторая мироваявойна продемонстрировала нежизнеспособность этой идеи. Однако, идеалистическаятрадиция нашла свое воплощение в деятельности таких американских политиков, какполитолог Збигнев Бжезинский, президенты Джимми Картер и Джордж Буш, а также вряде научных работ (М. Макилроя, Ф. Фукуямы, Д. Лумсдэйна и др.).
Одной из теорий, активнокритикующей идеализм, стал политический реализм. Его наиболее известныепредставители – Дж. Кеннан, Дж. Шварценбергер, К. Томпсон, Г. Киссинджер, Э.Карр и др.
Классической работойданного направления стала работа Ганса Моргентау «Политические отношения междунациями: борьба за власть и мир», первое издание которой вышло в 1948 году. Сточки зрения Г. Моргентау, в основе международной деятельности лежит стремлениегосударств к увеличению своей силы и ослаблению других. Результатудовлетворения интересов всех государств приводит к установлению на мировойарене баланса сил — некоего равновесия, которое и поддерживает состояние мирамежду государствами. Он считает, что есть два пути установления такогоравновесия — военный и дипломатический. Единственный путь избежать катастрофы — развивать дипломатию. В своей работе Г. Моргентау сформулировал принципыполитического реализма, один из которых — принцип рациональной политики. Выходна практические рекомендации и сближение теории с практикой послужили толчком кстановлению международных отношений в качестве самостоятельной науки.
Согласно многим западнымисследователям, именно с данной работы Г. Моргентау происходитинституциализация международных отношений в качестве самостоятельнойдисциплины.
Идеализм и реализм — не единственныенаправления в исследовании международных отношений. В ответ на построение рядомавторов своих теорий в рамках этих направлений, ширилась и критика ихнедостатков.
Большинство западныхисследователей останавливаются на трех подходах (кроме уже рассмотренныхполитического реализма и идеализма), которые получили наибольшеераспространение среди исследователей международных отношений: бихевиористском,структуралистском и эволюционистском.
Бихевиористский подходбазируется на гипотезе, что ни одно событие не может быть очевидным. Идеи могуттолько пролить некий свет на понимание конкретного события. Поэтому и термин«наука», который применял Моргентау к своей теории, не может использоваться.Теория — только метод физических и естественных наук, который максимальнопозволяет анализировать поведение государств и людей (Дж. Розенау).
Структуралистский подходпредлагает по аналогии со структурой атома структурировать и международныеотношения.
Международные системы — одна из таких структур. Редко кто будет отрицать, что группы государств вмировой политике обладают характеристиками большими, чем сумма их частей. Прианализе структуралисты предлагают идти «сверху вниз», от общего к частному.
Эволюционный подходкомбинирует элементы структуралистского и бихевиористского подходов, однакоотличается от них. Два предыдущих направления рассматривают международныеотношения в статике. Эволюционисты, подобно биологам, рассматривают общество вразвитии. Они, например, предполагают, что войны, политические и экономическиекризисы повторяются с цикличностью в несколько сотен лет (Р. Джилпин и др.)
Довольно распространеннымявляется неомарксистский подход,, подчеркивающий экономическоенеравенство в современном мире и расслоение населения по экономическомупараметру, которое происходит сегодня не по линиям границ национальныхгосударств, а, главным образом, по оси «Север-Юг». В рамках неомарксизма внаучный оборот введены понятия «страны третьего мира» (развивающиеся) и «странывторого мира» (социалистические). Представителями этой теории являются И.Валлерстайн, А. Гундер Франк, Р. У. Кокс.
Мир-системная теория — один из наиболее известных вариантов неомарксизма. Исходит она из следующихположений:
1. Мир делится не только нагосударства, но и на более важные структурные единицы — классы. Появление жегосударств было необходимым для перехода к мировой экономической системе(мир-экономике) и ее победы над мир-империями прошлого.
2. В настоящее время существует только одна мир-экономика — капиталистическая. Развитие капитализма прошло ряд циклов экспансии истагнации, которые начинаются с его зарождения в Европе. В результате развитиякапитализма произошло расслоение стран в зависимости от экономическихпоказателей на три части: центр (ядро), периферию, полупериферию. Оказавшиеся вцентре страны имеют значительно более высокий жизненный уровень и доминируютнад остальными.
Представителимир-системной теории исходят из того, что развитие ядра осуществляется за счетостальных стран. Это ведет, по их мнению, к конфликтам. При этом периферия иполупериферия пытаются сопротивляться, поднимая различного рода восстания.Мир-системная теория предупреждает о поляризации, проходящей сегодня по линии«богатый Север — бедный Юг», что ведет к потенциальным конфликтам.
Теория зависимостиявляется несколько иным вариантом неомарксизма.Представители этого теоретического подхода (в частности, А. Франк) отмечаютбурное развитие экономики в мире вовторой половине XX столетия.Экономически менее развитые страны, согласно их точке зрения, находятся взависимости от более развитых. Последователи теории зависимости подчеркивают,что экономическая развитость или отсталость не являются естественными этапамиразвития, которые присущи всем государствам, а возникли в результатенеравноправных межгосударственных отношений.
Сегодня развитые страныпродолжают эксплуатировать развивающиеся, но используют не силовое, аэкономическое принуждение, что является по сути лишь новой формой колониализма- неоколониализмом. Происходит неравномерное развитие экономикиразвивающихся стран: одни отрасли в них становятся суперсовременными, соткрытыми границами, процветающими и конкурентоспособными, в то время какдругие остаются традиционными, с отсталым способом производства. Все это влечетза собой социальную и политическую нестабильность в развивающихся странах.
Постмодернистскийподход возник втеории международных отношений в 1980-е годы: с одной стороны, как реакция наклассические теории (неолиберализм и неореализм), с другой — под влияниемнеомарксизма в поисках иной теоретической альтернативы. Французский философ Ф.Лиотар ввел в научный оборот термин «постмодернизм».
На развитиепостмодернизма существенное влияние оказали произошедшие в мире процессы,которые сложно было объяснить с традиционных теоретических позиций неореализмаи неолиберализма: нефтяной кризис 1970-х годов и деятельность стран-экспортеровнефти, валютные потрясения, расширение пропасти между богатым «Севером» ибедным «Югом». В повестке дня появились и так называемые «конфликты малойинтенсивности», которые с трудом вписывались в противостояние двух сверхдержав.
Постмодернисты критикуютреалистов, заявляя, что невозможно неким объективным образом выявитьгосударственные интересы. Более того, не существует универсальных интересов.Вообще, они склонны к тому, что государство является, скорее, «фикцией». Этонекое понятие, используемое исследователями для обозначения группы людей, чтопорой и приводит к заблуждениям. Так, в реалистической концепции, подчеркиваютпостмодернисты, Советский Союз рассматривался в качестве целостного участникамеждународных отношений. На самом деле это не так. Именно поэтому реалисты ибыли так озадачены распадом СССР.
В целом можно сказать,что существует много различных подходов к изучению международных отношений. Покаеще не выработана единая теория, синтезирующая все достоинства различныхнаправлений. Кроме того, сложно провести классификацию существующих теорийиз-за их многочисленности и полемичности.
2.Элементы теории международных отношений
Изначально, на рубеже ХХвека, при изучении международных отношений в центр была поставлена проблемавойны и мира; основной задачей исследователей считался поиск путей и средствпредотвращения войн или их скорейшего окончания. Эта проблема неотделима отмежгосударственных отношений в целом. Именно они к началу 40-х годов занялиместо в качестве объекта и предмета изучения. Однако реальная жизнь показала,что международные отношения не сводятся исключительно к государственным, что вмировой политике принимают активное участие негосударственные акторы, да и самогосударство не выступает единым монолитом. Поэтому и исследования международныхотношений расширились, охватив множество других акторов, и углубились в сферывнутригосударственных процессов и их выхода на международную арену.
Существуют различныеподходы к толкованию термина «международные отношения».
Международные отношения — это совокупность экономических, политических, идеологических, правовых,дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системамигосударств, между основными классами, основными социальными, экономическими иполитическими силами, организациями и общественными движениями, действующими намировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле», дополняетсяабстрактным: «международные отношения — совокупность интеграционных связей,формирующих человеческое сообщество».
Одно из последнихопределений, учитывающее современное положение дел на мировой арене, предложенороссийским политологом Н. Косолаповым: «Международными, в строгом смысле этогослова, в каждую конкретную эпоху объективно выступают отношения между внутреннеоформленными организованными социально-территориальными системами во внешнейдля них, политически, властно и организационно не оформленной или слабо оформленнойсреде.» Такое определение опирается на системный подход и охватывает множествофакторов, не ограничиваясь перечислением их, что дает возможность учитывать иперспективные изменения на внешнеполитической арене. Предложим свой вариантопределения международных отношений, учитывающего все предыдущие:«Международные отношения — это системная совокупность политических,экономических, научных, технических, дипломатических, гуманитарных,коммуникационных связей и отношений между всеми субъектами мирового сообщества».
Термин «мироваяполитика» появляется в конце 1970-х годов. В рамках неолиберализмаформируется научное направление, получившее такое название. Первоначально наисследования в рамках мировой политики оказали влияние экономические процессы,связанные с мировыми кризисами, изменениями в мировой экономике. Позднее врамках мировой политики были учтены достижения в области сравнительнойполитологии (исследования политических режимов), анализ феноменавзаимозависимости, а также появление различных факторов на мировой арене иразвитие транснациональных отношений.
Можно дать следующееопределение мировой политики – это деятельность, взаимодействие различныхсубъектов (государств, международных неправительственных организаций,транснациональных корпораций, индивидов и др.) на международной арене, еёвлияние на процесс общемирового развития.
Основными субъектамимеждународных отношений являются государства. Только государства обладаютсуверенитетом, только у государств есть реальные возможности применять силу в международныхотношениях. Их формально-юридическое равенство не исключает различий,следствием которых является международная стратификация государств.
1.Сверхдержавы – способны к массовым разрушениямпланетарного масштаба, способны влиять на условия существования всегочеловечества; они не могут потерпеть поражение от другого государства или ихкоалиции, если в ней нет другой сверхдержавы.
2.Великие державы – стремятся играть мировую роль, ноих реальные возможности ограничены либо определенным регионом, либо отдельнойсферой межгосударственных отношений.
3.Средние державы – обладают прочным влиянием в своемближайшем окружении.
4.Малые государства – имеют слабое влияние, но способнысохранить свою независимость и территориальную целостность.
5.Микрогосударства – не способны защитить суверенитетсобственными силами.
Однако, для полноценногоанализа процессов, происходящих в рамках международных отношений, следуетучитывать плюрализм субъектов. Сегодня мы не можем ограничиваться изучениемповедения государств. В структуру международных отношений все больше входятнегосударственные участники. В настоящее время существует более 6 тысячмеждународных организаций. Это элементы глобального гражданского общества. Кним относятся международные межправительственные организации (ООН, ЮНЕСКО,НАТО, ЕС, ЗЕС и др.), транснациональные корпорации (IBM, Microsoft, Macdonalds, Coca-cola ит.п.), международные неправительственные организации («Гринпис», «МеждународнаяАмнистия», «Врачи без границ» и др.).
Организация ОбъединенныхНаций занимает центральное место в системе межгосударственных организаций. Онасоздана в 1945 году и сейчас объединяет 191 страну мира (Швейцария – 192-й,ассоциированный член ООН). Высшим органом ООН является Генеральная Ассамблея,проводящая ежегодно регулярные сессии. Вопросами обеспечения мира занимаетсяСовет Безопасности, в который входят 15 членов – 5 постоянных (США,Великобритания, Франция, Россия, Китай) и 10 непостоянных, меняющихся каждыедва года. Решения принимаются большинством в 9 голосов, включая 5 постоянныхчленов. В структуру ООН входят Международный Валютный Фонд (МВФ), МеждународныйБанк реконструкции и развития (МБРР), Международное агентство по атомнойэнергии (МАГАТЭ). ООН все чаще сталкивается с проблемами финансирования своей деятельности.Другим кризисным моментом стало учащающееся использование военной силы в обходООН – война против Югославии в 1999 году, война против Ирака в 2003 году.
Организация побезопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) существует с 1973 года, когда вее состав входили 35 государств, подписавших в 1975 году Заключительный актсовещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки. В 90-е годы в ОБСЕвошли все постсоветские государства и все республики бывшей Югославии, такимобразом, сейчас в ОБСЕ – 55 государств. Зона ОБСЕ географически выходит запределы Европы. Организация Североатлантического договора (НАТО) существует с1949 года. Высший орган – Совет НАТО в Брюсселе, проводящий два раза в годсессии на уровне министров иностранных дел. После неоднократных расширенийблока в его состав входят 26 государств. Европейский Союз существует с 1957года, долгое время он носил название Европейского Экономического Сообщества(ЕЭС). В рамках проводимой ЕС интеграции происходит интернационализацияэкономики входящих в его состав 25 государств (1 мая 2004 года ЕС расширился на10 стран). В Совет Европы (год создания – 1949) входит 41 государство. Высшийорган – комитет министров иностранных дел. Задачи Совета Европы – расширениедемократии, защита прав человека, развитие культуры, образования. Совещательныйорган – Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ). Содружество НезависимыхГосударств (СНГ), включающее 12 стран, не стало инструментом интеграции, носитлишь вспомогательный характер.
Среди других структурможно упомянуть Лигу арабских государств (ЛАГ), существующую с 1945 г. в составе 22 государств; Организацию американских государств (ОАГ) – в нее входят 35 странЗападного полушария; Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – с 1967 г. она объединяет 9 стран; организацию Исламская конференция – с 1969 г. в нее входят 55 государств; и т.д.
Среди субъектов,оказывающих влияние на международный процесс, можно также отметить инационально-освободительные движения, мафиозные группировки, террористическиеорганизации, региональные администрации.
Первым, кто стал говоритьо «раздвоенности» мира, был Дж. Розенау. Он разделил поля межгосударственныхвзаимоотношений, где действуют законы классической дипломатии, и поля,охватывающие «акторов вне суверенитета», или негосударственных участников.
Сегодня мы сталисвидетелями изменяющихся отношений в разных регионах мира. Показателен примеробъединения Европы в Европейский Союз (ЕС). Унифицируется рынок труда икапитала, объединяются системы денежного обращения, вырабатываются идентичныезаконы в разных сферах жизни общества. При этом сохраняются традиции, язык,культура каждого из государств ЕС.
Существует многоразличных подходов к системному изучению международных отношений. Этообусловливает и различную их типологию.
Согласно принципамосуществления, международные отношения делятся на два типа – основанные набалансе сил, и основанные на балансе интересов.
По сфере общественнойжизни – экономические, политические, военно–стратегические международныеотношения.
По субъектам –межгосударственные, межпартийные, между международными организациями итранснациональными корпорациями.
По геополитическомукритерию – глобального, регионального, субрегионального уровня.
Выделяют также стабильныеи нестабильные (революционные, по определению С. Хоффмана) системы, конфликтныеи кооперативные, открытые и закрытые.
Особый интереспредставляет типология М. Каплана, получившая популярность на Западе. Своюконцепцию он разработал в 1957 году в книге «Система и процесс в международнойполитике». М. Каплан выделяет 6 типов международных систем.
Первый тип — «системабаланса сил». По его мнению, она существовала в XVIII — XIX веках и вначале ХХ века. Эта система характеризуется многополярностью. Здесь должносуществовать не менее пяти великих держав, иначе она превратится в биполярную.
Второй тип — «гибкаябиполярная система», которая, по мнению М. Каплана, существовала с 1945 г. Эта система характеризуется наличием двух доминирующих и противостоящих друг другугосударств. Менее сильные государства вовлекаются в коалиции или блоки, которыеконтролируются одним из доминирующих государств. Внутреннее устройство блоковможет варьироваться от жестко иерархизированного и авторитарного, где волялидера навязывается всем остальным, до почти свободной коалиции автономныхстран. Значительным влиянием в такой системе пользуются негосударственныеуниверсальные акторы — международные организации (например, ООН).
По мнению Каплана,«гибкая биполярная система» отличается нестабильностью. Она неизбежно будеттрансформироваться в один из двух других типов — «жесткую биполярную» или«униполярную» системы.
«Жесткая биполярная система» отличается от предыдущего типа тем,что блоки здесь более иерархизированы, исчезают неприсоединившиеся государства,а роль международных организаций крайне ограничена. Здесь высока степеньприменения вооруженной силы для разрешения возникающих конфликтов.
В «универсальноймеждународной системе», напротив, роль международных организацийприобретает глобальный характер. Эта система напоминает федеративноеустройство, где глобальные международные организации берут на себя рольправительства. Такая система предполагает хорошо организованную и упорядоченнуюструктуру управления в политической, экономической и административной сферах.Универсальный субъект, которым может быть ООН с сильно расширенными правами иполномочиями, разрабатывает правила и контролирует их соблюдение в рамкахмеждународных отношений.
«Иерархическаясистема» является,по сути, неким мировым государством, где все роли расписаны и каждая из странзанимает свою нишу в жесткой иерархии. Фактически национальные границыутрачивают свою разделительную функцию. Политика «делается» в едином центре иконтролируется державой-гегемоном. Любые центробежные тенденции пресекаются.
Последний тип — «системаединичного вето» — строится на принципе ответственности каждого государстваза действия всех остальных. Здесь каждый из государственных акторов можетблокировать общее решение, равно как и сопротивляться такой блокировке. Приэтой системе каждый актор опирается на негативное золотое правило естественногоправа: «не делай другим того, чего не желаешь себе». Такое поведение государствмогло бы наблюдаться в случае всеобщего распространения ядерного оружия.
В реальной жизнисуществовали только две из предложенных — система баланса сил и биполярнаясистема.
Структурный подход М.Каплана тяготеет к абстракции и обобщающим заключениям. Критика его теорииопирается, в основном, на два положения. Во-первых, при данной типологии неучитывается влияние процессов внутри государств; во-вторых, в его международнойсистеме доминирует поведение государств, а другим акторам достаются в лучшемслучае второстепенные роли.
Однако его теорияположила начало структурному анализу международных систем. Даже его главныйкритик К. Уолтц соглашается с тем, что в истории можно наблюдать два типамеждународных систем: мультиполярную систему, которая характеризоваламежгосударственные отношения со времени Вестфальского договора до второймировой войны, и биполярную систему, которая пришла ей на смену. Большинстводругих исследователей придерживаются того же мнения.
Международные отношения — это не раз и навсегда застывшая структура. Их субъекты находятся в постоянномвзаимодействии и развитии. Конфликт на территории бывшей Югославии, вооруженноевмешательство в дела суверенных государств, переговоры в рамках ООН, подписаниедоговоров о сокращении ядерного оружия, а также многие другие события намеждународной арене относятся к международным процессам. В основемеждународных процессов лежит взаимодействие между субъектами международныхотношений.
Американский политолог Д.Хелл считал, что основную форму политики в современном мире представляютборьба, сотрудничество и переговоры. Большинство исследователей разделяют еготочку зрения, делая акценты то на значимости борьбы или конфликтов (Шеллинг,Раппопорт), то — на вопросах интеграции и сотрудничества (Митрани), то напереговорах (Фишер, Зартман, Берман). К перечисленным категориям М. Лебедевапредлагает добавить «процесс выработки и принятия решений».
Таким образом, кмеждународным процессам можно отнести:
1. Международныйконфликт;
2. Сотрудничество;
3. Переговоры;
4. Процесс выработки ипринятия решений
1. Существует множестводефиниций понятия «Международный конфликт». Большинство исследователей делаютакцент на участие государств в качестве сторон конфликта. Однако реальные процессы,происходящие на международной арене, демонстрируют вовлеченность в конфликтнегосударственных акторов. К числу международных политических конфликтовцелесообразно отнести не только те, которые являются результатом политическойдеятельности государств и их объединений, но и обусловленные действиями другихучастников международных отношений, политическими аспектами любых(экономических, информационных, конфессиональных, культурных и т.д.)международных отношений.
Типология международныхконфликтов: в зависимости от количества участников — двусторонние имногосторонние; по географии охвата — региональные и глобальные; по временипротекания — краткосрочные и длительные; по уровню проявления враждебности — вооруженные и невооруженные; и др.
Среди особенностеймеждународных конфликтов следует отметить их двойственный характер. Даже вусловиях самого жесткого вооруженного конфликта существуют элементысотрудничества (например, обмен военнопленными). Согласно мнению Дойча,получившему распространение в теории международных отношений, международныеконфликты представляют собой ситуации со смешанными интересами, в которыхинтересы сторон одновременно совпадают и расходятся.
2. Международноесотрудничество отражаетпроцесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключаетсяприменение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общихинтересов. Сотрудничество не исключает возникновение разногласий и конфликтовмежду сторонами, однако предполагает, что они разрешаются в рамках дипломатическихпереговоров. Отношения сотрудничества включают двух- и многостороннююдипломатию, заключение договоров и союзов. В рамках этого процесса возниклацелая система межгосударственных и негосударственных организаций. В качестверезультата сотрудничества выступают интеграционные процессы, например,создание Европейского Союза.
3. Сотрудничество иурегулирование конфликтов опираются на процесс переговоров. Переговоры вотношениях между государствами использовались с древних времен, однакоусложнение системы международных отношений в ХХ веке, обострение противоречиймежду государствами и имеющийся разрушительный военный потенциал сделалипереговоры одним из основных международных процессов. Г. Моргентау в 1947 г. призывал строить взаимоотношения государств посредством дипломатии. В последующие годы многиеисследователи занялись изучением этого процесса (С. Сиджел, Ч. Осгуд, Р. Фишер,М. Лебедева и др.).
Процесс переговоровпроходит несколько стадий: подготовка к переговорам; процесс их ведения; анализрезультатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Одна изособенностей международных переговоров состоит в том, что они, будучи частьюмеждународных отношений, с одной стороны испытывают на себе их влияние, а с другой- сами воздействуют на международные отношения, во многом определяя и формируяих.
4. Процесс принятияполитического решениянесколько отличаетсяот трех предшествующих процессов. Он включает мотивы, которые побуждаютучастников вступать в конфликт или сотрудничать.
Процесс принятияполитического решения может оказывать существенное воздействие на международныеотношения и на судьбы людей. Например, принятие решения США и НАТО начатьбомбежки в Югославии для «урегулирования» проблемы косовских албанцев повлиялоне только на ситуацию внутри Югославии, но и на регион (Европу) в целом.
В рамках многих школ инаправлений проводятся исследования данного процесса. Говоря о тенденциях,характерных для него в конце ХХ века, следует отметить повышение цены ошибкипри принятии решения (наличие оружия массового уничтожения), усилениеинформационного шума (обилие непроверенной и искаженной информации наравне сдостоверными источниками), усиление влияния масс на выработку и принятиеполитических решений.
К другим тенденциям можноотнести:
-  стирание границ между внутренней ивнешней политикой (например, демократизация внутри страны делает более открытойвнешнюю политику и, наоборот, агрессивность во внешней политике усиливаетавторитаризм внутри страны);
-  демократизация международныхотношений в связи с политизацией широких масс, требующих доступа к информации иучастия в выработке внешнеполитического курса страны;
-  расширение состава и ростмногообразия субъектов международных отношений (только количество государств запоследние 50 лет возросло более чем в три раза);
-  расширение понятия безопасности иизменения в содержании угроз международному миру (рост числа участниковмеждународных отношений ведет к усилению их непредсказуемости);
-  изменение содержания понятия силы,перемещение соперничества из военной сферы в экономическую.
Политолог Раймон Аронсформулировал так называемые «вечные цели» государства, которые проявляются какв абстрактном понимании – стремление к безопасности, силе и славе, так и вконкретном – увеличение территории, населения и завоевание человеческих душ, тоесть идеологическая экспансия. Главная составляющая национального интереса –императив самосохранения государства.
Национальные интересымогут быть:
-  жизненно важные – обеспечение государственногосуверенитета и независимости; безопасность конституционных институтов инаселения; содействие достижению стабильности в мире (прежде всего по периметруграниц); обеспечение неприкосновенности территории союзников.
-  важные – соблюдение прав человека,процветание страны, гармонизация межнациональных отношений.
-  просто интересы – обеспечениеэкономической безопасности, сохранение духовного достояния страны, укреплениепозиций в международном разделении труда.
Подводя итоги, можносделать вывод, что международные отношения — сложная система глобальныхвзаимоотношений в обществе, характеризующаяся динамичностью развития имногосубъектностью.

3. Понятиео геополитике
На сегодняшний деньнаиболее популярной концепцией, учитывающейся при выработке внешней политики,выступает геополитика.
Существует несколькоподходов к ее пониманию: инструменталистский, органистический и др. Опираясь наразличные подходы, учитывая достижения современной науки, можно датькомплексное определение геополитики. Геополитика — это совокупность физическихи социальных, материальных и моральных ресурсов государства, составляющихпотенциал, использование которого (а в некоторых случаях даже просто егоналичие) позволяет ему добиваться своих целей на международной арене.
Геополитика восходиткорнями к глубокой древности – трудам Г. Милетского (ок. 546 — 480 до н.э.),работам Аристотеля. Однако основателем геополитики принято считать немецкогогеографа Фридриха Ратцеля. Среди наиболее известных ученых-геополитиков можноназвать Р. Челлена, К. Хаусхофера, Х. Маккиндера, Н. Спайкмена, Р. Мэхена.
Современная геополитикапредставляет собой науку, изучающую внешнюю политику государства посредствомкомплексного анализа ряда определяющих ее факторов. Основным объектомгеополитических исследований является географическая среда страны, котораяхарактеризуется рельефом, размером и расположением территории в мировомгеополитическом пространстве, типом и формой государственных границ; состояниемокружающей среды; наличием природных ресурсов. Географическая средарассматривается в тесной взаимосвязи с такими важнейшими факторами внешнейполитики, как политическая система, социально-демографическая структураобщества, экономика, военная мощь. Геополитика использует данные разных научныхдисциплин в обобщающих исследованиях внешней политики при определении силовогопотенциала государства, его целей и национальных интересов на мировой арене.Важную роль в формировании геополитического пространства играют так называемые геостратегическиелинии. Под ними понимают оси, вокруг которых идет процесс геополитическогоструктурирования и организации пространства в определенном регионе. В качестветаких линий обычно выступают: сухопутные и морские коммуникации (железные ишоссейные дороги, морские и океанские пути движения судов и т.п.); направленияраспространения культур, религий, идеологий; линии сотрудничества илисоперничества между государствами.
Важнейшей проблемойгеополитики является сочетание безопасности государства с географическимифакторами. Основные понятия – «сухопутное могущество», или «теллурократия» (ееосновой является Евразия, или т.н. «хартленд») и «морское могущество», или«талассократия» (ее основой являются сегодня США и страны Западной Европы, илит.н. «римленд»). Наиболее важным с точки зрения геополитики является разделениемира на регионы (оси, срединные земли, окраинные земли) и их взаимодействиемежду собой. Эта наука анализирует преимущества и слабые места государств всилу их расположения, причин «выдвижения» лидеров, процессов взаимодействия ипротиводействия цивилизаций.
Существенную роль вгеополитических исследованиях играет категория «граница». Так, наличие морскойграницы выгодно государству, так как она дает возможность выхода в мировойокеан, способствует торговле и препятствует нападению. Чем больше протяженностьморских границ, тем более выгодное у государства стратегическое положение. Ичем больше сухопутная граница, тем хуже стратегическое положение. С точкизрения «теллурократии» граница должна быть линией, т.е. морским побережьем, чтообеспечит безопасность от морских держав. С точки зрения «талассократии»граница должна быть полосой суши по окраинам «хартленда», и чем шире этаполоса, тем безопаснее положение морских держав.
На протяжении историичеловеческой цивилизации неоднократно обострялась борьба между «сухопутными» и«морскими» державами. Подобным столкновением были, в частности, войны междуРимом и Карфагеном, или противостояние СССР и США после второй мировой войны.Российская империя, СССР и сегодняшняя Россия – основное государство«хартленда». Задача США, как морской державы – максимальное ослабление России.Согласно концепции Р. Мэхена, морская империя, чтобы выжить, должна отброситьконтинентальную державу как можно дальше вглубь Евразии и поставить подконтроль «прибрежные нации». Х. Маккиндер определил целью США не простораспространение их влияния на Восточную Европу, но и защиту этого региона отпотенциальной агрессии со стороны континентальной державы (в данном случае,России). На протяжении всего периода «холодной войны» США целенаправленноследовали рекомендациям геополитиков, и весьма преуспели в своей деятельности.Исчезновение т.н. «социалистического лагеря», расширение НАТО на восток, распадСССР, демократические революции на постсоветском пространстве – этапыгеополитического поражения «хартленда».
Сегодня геополитикаактивно используется при выработке внешнеполитического курса, помогаетопределить приоритеты во внешней политике, сформулировать национальныеинтересы.
По оценкам многихгеополитиков, мировое сообщество начала третьего тысячелетия будетмногополярным, т.е. имеющим несколько центров силы. В качестве таких центровсилы в геополитических прогнозах обычно называют США, Объединенную Европу, атакже Китай и Японию, иногда предсказывают союз двух этих стран, что,несомненно, усилило бы азиатский силовой центр. В качестве будущего центра силыназывают Индию, которая станет демографическим гигантом следующего столетия, иРоссию, правда, при условии, что она сумеет преодолеть сегодняшний кризис ивстать на путь устойчивого и эффективного развития. Наблюдается формированиетак называемого «континентального блока» — союза России, Германии, Франции,который также может стать противовесом американской гегемонии.
В начале ХХI века появилась еще одна теория врамках международных отношений. Эта теория также пытается осмыслить изменения,происходящие сегодня в мире, на основании ряда факторов построить прогнозразвития мира и формирования новой «поствестфальской» системы международныхотношений.
В ХХ-ХХI веках на международную арену выходятмногочисленные негосударственные акторы. Кроме того, ряд идей, например, онеотвратимости общественного прогресса вслед за научно-техническим, не находятподтверждения. Разрыв между богатыми и бедными странами не сокращается, аувеличивается. А наличие современного производства в бедных странах неспособствует их развитию.
Идеяполицентричного мира, построенного по «сетевому типу» (т.е. такого, гдемножество центров увязаны в сеть), интенсивно развивается некоторыми авторами,занимающимися процессами глобализации, в том числе шведским ученым О. Е.Андерссоном.
Онпредполагает рассредоточение производственных, образовательных, научных,финансовых и других структур по земному шару с одновременным их «пересечением»на небольших территориях, образующих межсетевые узлы, которые являются «воротами»в глобальный мир. В результате разные географические образования (города инебольшие территории) по-разному «вписываются» в мир «поствестфальской» эпохи.Одни из них, в том числе Нью-Йорк, Лондон, Токио, Франкфурт, Милан, Майами,Ванкувер, Сингапур и др., оказываются на «передовом крае» глобализации и новогомироустройства. При всем разнообразии и специфике названных территорий, ихобъединяет то, что в них происходит «завязывание», пересечение межсетевых узлов- финансовых, научных, культурных и ряда других, связанных с коммуникациями,информацией, знаниями, образованием, т.е. атрибутами постиндустриального мира.
«Территории-ворота» задают стандарты,которым, по мере своих возможностей, вынуждены следовать остальныетерриториальные образования. Одновременно они предъявляют крайне высокиетребования к человеку, требуют от него высочайшего напряжения. При этом другиетерритории (индустриальной эпохи) не исчезают вовсе, как и сама индустриальнаясистема. Модель «ворот-территорий» является неким антиподом геополитики, хотя ив том, и в другом случаях большое значение придается именно территориальномуфактору. Однако в рамках геополитики во главу угла ставится как раз целостнаятерритория национальных государств. Тем самым геополитическая модель в отличиеот модели «ворот в глобальный мир» остается в рамках Вестфальской системы мира.
Современный мир, помнению большинства исследователей международных отношений, переживает сейчас«глобальный переход». Будущее мироустройство, контуры которого закладываютсяуже сегодня, по словам Дж. Розенау, будет напоминать сеть по типу Интернет.Термин «McWord» применительно к мировому порядкупрочно входит в лексикон исследователей. На практике данное пониманиемеждународных отношений находит воплощение, например, во внешней политике США.Так, концепция «упреждающего» удара, примененная в Ираке и Афганистане (т.е.против потенциальных «бунтовщиков»), опирается на сетевую теорию.
4. Украинав мировой политике
Одна из серьезных проблемсовременных международных отношений – определение места Украины в мировойполитике и выработка курса внешней политики.
Внешняя политикагосударства – это политика, направленная на поддержание мира, стабильности врегионе, а также на повышение благосостояния государства. Главные цели внешнейполитики любого государства – безопасность, стабильность и процветание. Крометого, правительство может ставить и другие цели – доминирование, повышениепрестижа и т.п. Внешняя политика государства осуществляется внешнеполитическимведомством. Правда, выработка концепции внешней политики – это делоправительства и президента.
Внешняя политика Украинызависит от ее национальных интересов. Понятие «национальный интерес» быловведено в оборот в рамках политического реализма. Это теоретическое направлениедоминирует при выработке внешней политики большинства государств, в том числеУкраины. Кроме того, при выработке внешнеполитического курса Украина не можетне учитывать геополитические реалии. С этой точки зрения Украина состоит изтаких регионов: Восток (русский, православный), Центр (украинский,православный), Запад (украинский, униатский, католический), Юго-Запад(православное поле, выходящее на Балканы к Сербии), и Крым (восточно-православнаяи исламская цивилизации). Таким образом, Украина принадлежит и к «хартленду», ик «римленду». Поэтому она не может целиком присоединиться ни к западному, ни квосточному блоку, ее судьба – быть или «санитарным кордоном», или мостом междуЗападом и Россией.
Исходя из постулата омногополярности современного мира, Украина должна иметь минимум трех основныхстратегических партнеров из числа великих держав. Стратегический партнер № 1,как неоднократно заявлялось на всех уровнях и старой, и новой властью – Россия.Кроме того, усиливается взаимодействие с США и Германией. Но здесь наблюдаетсяизвестное противоречие. То, что сохранение украинского единства возможно толькопри балансе двух векторов (восточного и западного), не вызывает сомнения уукраинских политиков. Но не всегда различают в Киеве две направляющие взападном векторе. В нем наблюдаются как евро-атлантизм (США, Великобритания,Польша), так и евро-континентализм (Германия, Франция). Украина стоит передвыбором – стремиться в Европу как зону конфликта (в чем заинтересованы США дляукрепления своего влияния), или превратить Европу в зону сотрудничества (длячего большое значение имеет укрепление Единого Экономического Пространства состранами СНГ, в чем заинтересованы Германия и Франция).
Украина активновключается и в процесс регионального сотрудничества. Наиболее активноразвиваются связи с Северной Америкой (особенно США), Европой (Германией иФранцией), странами Черноморского бассейна (Грецией, Турцией), странами ГУАМ(Грузией, Азербайджаном, Молдовой).
 

ВЫВОДЫ
Мировая политика имеждународные отношения последнего времени развиваются в условиях значительногоусложнения внешнеполитической картины мира. Выросло не просто количествоучастников, усложнилась сама структура международных отношений, так как в нихтеперь участвуют не только государства, союзы государств, межгосударственныеорганизации, но и многочисленные негосударственные субъекты – транснациональныекорпорации, культурные и научные союзы, отдельные лица.
В мировой политикевозможны два варианта сохранения стабильности – использование или баланса сил,или баланса интересов. К сожалению, превращение США в единственную сверхдержавупозволяет этой стране решать внешнеполитические задачи силовыми методами, поройбез учета мнения не только всего мирового сообщества, но и ближайших союзников.Поэтому человечество заинтересовано в превращении однополярного мира вмногополярный.
Реальная оценка местаУкраины в мире и разработка концепции ее внешней политики должны строиться напонимании изменений в современном мире. Выбор векторов внешнего взаимодействиядолжен осуществляться только в строгом соответствии с национальными интересамиУкраины, среди которых первоочередными являются сохранение территориальнойцелостности страны, стабильность внутри государства и по периметру его границ,социальный мир и процветание украинского народа. Представляется, что Украина недолжна становиться «санитарным кордоном», отделяющим Россию от Запада, и небыть частью нового «железного занавеса», изолирующего Запад от России. Еебудущее – это мост между Востоком и Западом, территория взаимовыгодногосотрудничества.
Понимание существующейсистемы международных отношений, проблем мировой политики и определение местаУкраины в современном мировом политическом пространстве возможно только приучете всех многочисленных факторов, использующихся в различных теорияхмеждународных отношений.

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Бжезинский З.Великая шахматная доска. – М., 2009.
2. ВрублевськийВ. Український шлях. Начерки: геополітичне становище та національні інтересиУкраиїни. – К., 2007.
3. Гаджиев К.С.Геополитика. – М., 2008.
4. Звіт просвітовий розвиток. – К., 2009.
5. Кузьо Т.Національна безпека України.// ВійськоУкраїни. – 2007. — № 4,5.
6. Родионова И.А.Глобальные проблемы человечества. – М., 2008.
7. Современнаяполитическая мифология: содержание и механизм функционирования. – М., 2006.
8. Страны мира.Справочник. – М., 2007.
9. Фролова М.А.Политическая стратификация. – М., 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Статистика миграции населения
Реферат Комуникации - теоретический аспект
Реферат Poetics Essay Research Paper The subject of
Реферат Экологически чистая технология термо- диффузионного цинкования на ООО «НПО «Защита металлов»
Реферат Генезис теоретичних знань у класичній науці
Реферат Иллюстрации в средневековых русских книгах
Реферат Обязательное социальное страхование от НС и ПЗ. Особенности отражения некоторых видов убытков в налоговом и бухгалтерском учете
Реферат Предприятие-банкрот и банк-кредитор особенности совместного существования
Реферат Корпоративный сайт как способ формирования информационного пространства
Реферат Аналіз міжнародного законодавства в галузі боротьби з нелегальним обігом наркотиків та їх вживан
Реферат Инвестиционная деятельность коммерческого банка
Реферат «Поэзия «Волшебного рога мальчика» в музыкально-философском мире Густава Малера»
Реферат Модальные глаголы немецкого языка и их переводы на русский
Реферат Исполнительный Совет Французской Республики
Реферат Торговая политика стран и её инструменты