--PAGE_BREAK--1.2. Формирование и направления использования средств Пенсионного фонда РФ
Доходы Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:
1. отчислений от единого социального налога, поступающего в Федеральный бюджет;
2. отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения, поступающего в Федеральный бюджет;
3. страховых взносов;
4. средств Федерального бюджета;
5. сумм пеней и иных финансовых санкций;
6. доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
7. добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
8. иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
9. В настоящее время в состав ЕСН работодатель перечисляет в Пенсионный фонд России 20% фонда оплаты труда, которые идут на формирование трех частей трудовой пенсии:
10. базовая – фиксированная часть, которая устанавливается в твердой сумме. Ее размер дифференцируется в зависимости от вида пенсии (старости, инвалидности и т.д.), группы инвалидности и наличия иждивенцев;
11. страховая – дифференцированная часть, которая зависит от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного пенсионного капитала;
12. накопительная – часть, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета.
Базовая часть обеспечивает минимальный гарантированный доход при наступлении страхового случая. Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии определяется законодательством.
Пенсионный фонд РФ обеспечивает выполнение основной функции в пенсионной системе – финансирование выплат назначенных пенсий своевременно. Возможность перехода от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной была заложена в 1996г., когда был введен Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионной страхования». Он установил правовую основу и порядок учета сведений о гражданах, на которых распространяется действия Федерального закона «О государственных пенсиях Российской Федерации» от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ. В соответствии с этим Законом застрахованным является лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиям труда, лицо, за которое уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наиболее весомая часть бюджета Пенсионного фонда РФ – страховые взносы, уплачиваемые субъектами пенсионного страхования. К ним относятся: работодатели (предприятия, учреждения, организации), крестьянские хозяйства, родовые семейные общины малочисленных народов Севера, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и частные детективы.
Для данных категорий с 1 января 2006г. Установлены соответствующие процентные ставки:
1. 20% для работодателей;
2. 15,8% для сельскохозяйственных производителей и народов Севера;
3. 7,3% для индивидуальных предпринимателей;
4. 5,3% для адвокатов и детективов.
5. Поступающие в бюджет Пенсионного фонда РФ средства направляются на:
6. выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
7. перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
8. доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;
9. финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов).
Наряду с бюджетным финансированием и внебюджетными социальными фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ), функционирующие на добровольной коммерческой основе. Начало деятельности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. Указа Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах».
С помощью НПФ обеспечиваются дополнительные возможности Государственного пенсионного фонда. Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников пенсионного фонда.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Оценка деятельности Пенсионного фонда за 2006 — 2008 годов 2.1. Источники формирования средств Пенсионного фонда РФ по составу и структуре
Средства Пенсионного Фонда РФ формируются за счет:
1. страховых взносов, налоговых платежей;
2. средств из Федерального бюджета РФ;
3. прочих поступлений.
Проанализируем источники формирования средств Пенсионного фонда.
Доходы бюджета Фонда на 2008г. были запланированы в размере 1608,7 млрд. руб., что превосходит кассовое исполнение бюджета 2007г. на 259,1 млрд. руб. и на 592,9 млрд. руб. кассовое исполнение бюджет 2006г.
Определим долю доходов Фонда за период с 2006г. по 2008г. в объеме ВВП за соответствующие годы (Приложение 2). В 2006г. она составляла 5,96%, в 2005г. – 6,24%, а в 2006г. – 6,01%.
Рассмотрим долю доходов Фонда в объеме ВВП в 2008г. по отношению к 2006 и 2007 годами. Данный показатель в 2008г. по сравнению с 2006г. увеличился на 0,05%, а 2008г. по отношению к 2006г. снизился на 0,23%.
Наибольшая доля доходов Фонда в объеме ВВП была в 2007г., а наименьшая в 2006г. Доходов Пенсионного Фонда в 2006г. составили 1015,8 млрд. руб., а в 2007г они были равны 1349,6 млрд. руб. То есть доходы Фонда в 2007г. увеличились на 333,8 млрд. руб. В то время как ВВП увеличилось на 4572 млрд. руб.
Бюджет Пенсионного фонда РФ является 2 по величине после федерального. Рассмотрим долю доходов Фонда в доходах Федерального бюджета. В 2006г. она составила 29,96%, в 2007г. – 26,33%, в 2008г. – 25,63%. Рассмотрим отношение доходов Фонда к доходам Федерального бюджета.
Максимальное значение было отмечено в 2006, оно составило 29,62%, а минимальное в 2008г. (25,63%). В период с 2007г. по 2008г. наблюдается снижение данного показателя за счет увеличения доходов Федерального бюджета.
Наибольшую долю в доходах Фонда за 2006г. составляет сумма страховые взносов и налоговых платежей, их величина составляет 932,5 млрд. руб. или 91,80%. Средства из Федерального бюджета образуют наибольшую долю в доходах Фонда на 2007г. Они равны 693,1 млрд. руб. или 51,36% от величины всех доходов. Средства из Федерального бюджета на 2008г. равны 788,0 млрд. руб. или 48,98% от величины доходов Фонда. Данный источник формирования дохода также является наибольшим.
Наибольшая величина суммы страховых взносов и налоговых платежей была отмечена в бюджете Фонда 2006г. В 2007г. она составила 635,6 млрд. руб. или 47,10% от общей величины доходов, что на 296,9 млрд. руб. меньше значения 2006г., а в 2008г. эта величина составила 720,6 млрд. руб. то есть сумма страховых взносов и налоговых платежей выросла на 85 млрд. руб. по сравнению с 2007г.
Рассмотрим более подробно изменение в структуре страховых взносов и налоговых платежей за 2008г. Данный показатель за 2008г. снизился на 47,01% по сравнению с 2006г., однако, следует отметить, что этот же показатель снизился на 2,37% в 2008г. по сравнению с 2007г. Таким образом, можно сказать, что сумма страховых взносов и неналоговых платежей сократилась в 2007г., а в 2008г. ее величина увеличилась.
Величина поступлений из Федерального бюджета в период с 2006г. по 2008г. имела тенденцию к росту. Наибольшая величина поступлений была в 2008г. Она составила 788,0 млрд. руб., что больше значений того же показателя за 2007г. и 2008г на 94,9 млрд. руб. и на 727,5 млрд. руб. соответственно. В 2007г. доля поступлений средств из Федерального бюджета в общей величине доходов Фонда была наибольшей — 51,36%, что на 45,4% больше удельного веса 2006г и на 2,38% больше значения 2008г.
Рассмотрим изменения в структуру средств, поступающих из Федерального бюджета за 2008г. Данный показатель увеличился в 2008г. по сравнению с 2006г. на 43,03% и уменьшился на 2,37% в 2008г. по сравнению с 2007г.
Самым наименьшим источником в формировании доходов бюджета Фонда являются прочие поступления. В 2008г. они увеличились на 3,98% по сравнению с 2006г. Также произошло увеличение прочих поступлений на 4,67% в 2008г. по сравнению с 2007г.
Самое большое значение прочих поступлений было запланировано в 2008г. составило 100,1 млрд. руб., а самое наименьшее было в 2007г.
Следует отметить, что доходы Фонда на 2008г. были запланированы в размере 1000,3 млрд. руб., а исполнены в размере 1015,8 млрд. руб. т. е запланированное значение меньше исполненного на 15,5 млрд. руб.
Доходы Фонда в 2007г. были исполнены в размере 1349,6, однако было запланировано 1177,4 млрд. руб. т. е запланированное значение меньше исполненного на 172,2 млрд. руб. Таким образом, в период с 2006г. по 2007г. исполненные доходы превышали плановые.
Рассмотрим доходы, связанные с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий.
Данные доходы формируются за счет:
1. страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
2. страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии;
3. прочих поступлений.
Доходы на финансирования трудовых пенсий в 2008г. составили 103,20 млрд. руб., в 2007г. они составили 88,90 млрд. руб., а в 2006г. были равны 80,8 млрд. руб. Таким образом, за период с 2006г. по 2008г. доходы имели тенденцию к росту.
Наибольший показатель доходов на финансирования трудовых пенсий был в 2007г. Он превосходит этот же показатель 2005г. на 14,3 млрд. руб. и 2004г на 22,4 млрд. руб.
Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии составляю наибольшую долю в доходах на финансирования трудовых пенсий за период с 2004г. по 2006г. В 2004г. она была равна 76,40 млрд. руб. (или 94,55%), в 2005г. составляла 80,20 млрд. руб. (или 90,21%), а в 2007г.96,50 (или 93,50%).
Данный показатель был наибольшим в 2006г., а наименьший в 2004г. и за период с 2004г. по 2007г. увеличивался.
Рассмотрим изменение страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по удельному весу. Данный показатель в 2007г. по сравнению с 2005г. снизился на 1,04%, и 2006г. по сравнению с 2005г. он увеличился на 3,3%.
Проанализируем изменение страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии. Данный показатель был наибольшим в 2007г. и составил 2,02 млрд. руб. или 1,96%, а наименьшее значение было отмечено в 2004 г. и составляло 0,50 млрд. руб. или 0,62%.
Рассмотрим изменение данного показателя по структуре. Страховые взносы в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии в 2007г. по сравнению с 2006г увеличились на 0,27%. Они также увеличились в 2007г по сравнению с 2005 годом на 1,34%.
Размер прочих поступлений в 2005г. составил 3,90 млрд. руб. или 4,83%, в 2006г. – 7,20 млрд. руб. или 8,10%, в 2007г. – 4,68 млрд. руб. или 4,53%.
Проанализируем изменение данного показателя по структуре. В 2007г. по сравнению с 2005г. он снизился на 0,3% и в 2007 по отношению к 2006г. он снизился на 3,57%.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Направление использования средств Пенсионного фонда по составу и структуре
Средства Пенсионного фонда РФ используются по следующим направлениям:
1. на финансирование выплаты населению пенсии и пособий
2. прочие расходы.
Сравним плановые расходы бюджета Фонда с их кассовым исполнением за период с 2006 по 2007годы.
Расход Фонда на 2006г. были запланированы в размере 920,4 млрд. руб., что меньше кассового исполнения бюджета за этот год на 47,1 млрд. руб. В 2007г. плановые расходы бюджета Фонда составили 1176,1 млрд. руб., что меньше кассового исполнения бюджета за этот год на 123 млрд. руб.
Следует отметить, что кассовое исполнение бюджета Фонда за 2006г. — 2007г. превосходит плановые показатели, причем разрыв между исполненными и плановыми показателями расходов имеют тенденцию к росту. В 2007г. по сравнению с 2006г. разрыв вырос на 79,5 млрд. руб.
Проанализируем расход Фонда за период с 2006г. по 2008г.
Расходы бюджета Фонда за 2008г. были наибольшими и составили 1531,6 млрд. руб., что на 564,1 млрд. руб. больше, чем в 2006г., и на 232,5 млрд. руб. больше 2007г.
Проанализируем отношение расходов Фонда с 2006 по 2008годы к расходам Федерального бюджета за те же годы.
Расходы бюджета Фонда составляли: 2006г. – 967,5 млрд. руб., в 2007г. – 1299,1 млрд. руб., в 2008г. – 1531,6 млрд. руб. Определим долю расходов бюджета Фонда в расходах Федерального бюджета. В 2006г она составляла 35,85%, в 2007г. была равна 36,99%, а в 2008г. – 35,77%.
Следует отметить, что величина данного показателя была наибольшей в 2007г., а наименьшей в 2008г.
Основным направлением расходования Фонда являются расходы на выплату пенсий и пособий. Рассмотрим изменение данного показателя за три года.
Наибольшая величина была в 2008г. и составила 1486,8 млрд. руб., что на 221,6 млрд. руб. больше 2007г. и на 554,1млрд. руб. больше 2006г. Величина этого показателя имеет тенденцию к росту.
Также в 2008г был отмечен наибольший удельный вес финансирования выплат пенсий и пособий, он равен 97,07%, что превосходит показатели 2007г. и 2006г на 0,32% и 0,67% соответственно.
Проанализируем изменение структуры выплаты пенсий и пособий за 2008г. по отношению к 2006г. и 2007г. Этот показатель в 2008г. по сравнению с 2006г. вырос на 0,67%, однако по сравнению с 2007г. он снизился на 0,32%
Наименьшая величина прочих расходов была отмечена в 2007г, она составила 33,9 млрд. руб. или 2,61%от общей величины расходов Фонда, а наибольшее значение 44,8 млрд. руб. прочие расходы принимали в 2008г.
Данный показатель в 2008г. по сравнению с 2007г вырос на 0,31%, а по сравнению с 2006г. снизился на 0,67%.
Проанализируем расходы, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии с 2006 по 2008 годы.
Данный показатель в 2006г. составлял 10,24 млрд. руб., в 2007г. он был равен 6,38 млрд. руб., а в 2008г.4,81 млрд. руб.
Наибольший показатель был отмечен в 2006г., что превосходит показатель 2007г на 3,86 млрд. руб., а также превосходит показатель 2008 года на 5,43 млрд. руб.
Следует отметить, что данный показатель имеет тенденцию к росту.
Рассмотрим расходы Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию с 2006г. — 2008 г.
Данные расходы используются на:
1. выплату базовой части трудовой пенсии;
2. выплату страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций;
3. выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
В 2008г. расходы Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию были наибольшими и составляли 1166,75 млрд. руб., что больше на 324,98 млрд. руб. этого показателя в 2006г. и на 207,63 млрд. руб. больше 2007г.
Наибольшую долю в расходах составляет выплата страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций. В 2006г. она была равна 540,03 млрд. руб. или 64,15%, в 2007г. составила 617,59 млрд. руб. или 64,39%, а в 2008г. — 680,27 млрд. руб. или 58,30%.
Рассмотрим структуру выплаты страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций. В 2008г. по сравнению с 2006г. она снизилась на 5,85%, а в 2008г. по сравнению с 2007г. снизился на 6,09%.
Выплата базовой части трудовой пенсии была наибольшей в 2008г. и составляла 485,54 млрд. руб., что больше показателя 2007г. на 144,54 млрд. руб. и больше на 184,2 млрд. руб. показателя 2007г.
Наибольшие изменения в структуре выплаты базовой части трудовой пенсии отмечались в 2008 по сравнению с 2007годом и составляли 6,06%.
Проанализируем выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Данный показатель составляет наименьшую долю в расходах по обязательному пенсионному страхованию.
В 2008г. он был равен 0,94 млрд. руб. или 0,08%, в 2007г.0,53 млрд. руб. или 0,06%, а в 2006г. составлял 0,40 млрд. руб. или 0,05%.
Этот показатель был наибольшим в 2007г. и превосходит показатели 2006г. и 2005г. на 0,03% и на 0,02% соответственно.
Следует отметить, что данный показатель имеет тенденцию к росту.
Рассмотрим выплату пенсий, финансируемых за счет средств Федерального бюджета.
В 2008г. она составляла 87,80 млрд. руб., в 2007г. была равна 62,21 млрд. руб., а в 2004г. – 57,24 млрд. руб. Данный показатель имеет тенденцию к росту.
Следует отметить, что наибольшее значение было в 2008г., оно превосходит значения 2007г. на 25,59 млрд. руб. и больше значения 2006г. на 30,56 млрд. руб.
В 2008г. также был отмечен наибольший объемы выплаты пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными. Он составил 1,02 млрд. руб., в 2007г. он был равен 0,84 млрд. руб., а в 2006г. составил 0,75 млрд. руб.
Проанализируем расходы Фонда на дополнительное пенсионное обеспечение.
Данные расходы были наименьшими в 2006г. и составили 1,47 млрд. руб., они меньше доходов 2008г. на 0,32 млрд. руб. и 2007г. на 0,89 млрд. руб.
продолжение
--PAGE_BREAK-- 3. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу 3.1. Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2009 год
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 4 октября 2008 года рассмотрен и принят в первом чтении проект Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год».
Проект федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год» подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Исходной базой для разработки бюджета являлись основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и параметры прогноза на период до 2011 года, а также Методические указания Министерства финансов Российской Федерации по распределению предельных объемов бюджетного финансирования на 2009-2011 годы.
Показатели доходной и расходной частей бюджета Фонда на 2009 год формировались исходя из следующих макроэкономических показателей: ВВП в сумме 31 220 млрд. руб., фонд заработной платы — 7289 млрд. руб., индекс потребительских цен — 106,5-108% (декабрь 2009 г. к декабрю 2008 г), прожиточный минимум пенсионера-2964 руб.
В целом бюджет Фонда на 2009 год сформирован по доходам в сумме 1891,2 млрд. руб. (6,0% к объему ВВП), по расходам в сумме 1770,8 млрд. руб. Превышение доходов над расходами составляет 120,4 млрд. руб., из которых 110,8 млрд. руб. — прирост пенсионных накоплений, 9,6 млрд. руб. — прирост средств по распределительной составляющей бюджета Фонда для пополнения денежной оборотной наличности на начало 2010 года.
Объем ассигнований, передаваемых Фонду из федерального бюджета в 2009 году, составляет более 1,0 трлн. руб.
Бюджетные средства предназначены для выплаты базовой части трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и на другие социальные выплаты, а также на покрытие дефицита по страховой части трудовых пенсий (88,2 млрд. руб), и соответствуют субвенциям, предусмотренным в проекте Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год».
Доходная часть бюджета Фонда состоит из группы доходов и группы безвозмездных поступлений.
В группу доходов (882,1 млрд. руб., или 46,6%) включены: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе уплачиваемые в виде фиксированного платежа; минимальный налог от плательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, зачисляемый в бюджет Фонда; недоимка, пени, иные финансовые санкции по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации; доходы от размещения средств пенсионных накоплений; денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах; прочие неналоговые поступления в Фонд.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, включая взносы в виде фиксированного платежа, запланированы в сумме 871,0 млрд. руб. или 98,74%, в том числе направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, — 757,6 млрд. руб., направляемые на выплату накопительной части трудовых пенсий, — 112,2 млрд. руб.
К группе безвозмездных поступлений (1009,1 млрд. руб., или 53,4%) отнесены субвенции из Федерального бюджета:
1. средства, передаваемые Фонду на выплату базовой части трудовой пенсии, в сумме 559,77 млрд. руб. (55,47%), из которых единый социальный налог запланирован в сумме 368,77 млрд. руб., средства на покрытие недостатка средств на базовую часть трудовой пенсии в связи со снижением ЕСН — в расчетной сумме 191,0 млрд. руб.;
2. средства Федерального бюджета, передаваемые Фонду в соответствии с законодательством Российской Федерации, — в сумме 100,1 млрд. руб. (9,92%), на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
3. средства Федерального бюджета, передаваемые на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными;
4. средства Федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату дополнительного материального обеспечения работникам, работавшим в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации;
5. средства Федерального бюджета, передаваемые Фонду на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан;
6. средства Федерального бюджета, передаваемые Фонду на покрытие дефицита средств на выплату страховой части пенсии, в сумме 88,2 млрд. руб. или 8,76%
Затраты на пенсионное обеспечение в 2009 году запланированы в сумме 1458,7 млрд. руб., что на 168,2 млрд. руб. выше уровня 2008 года.
На выплату базовой части пенсии планируется направить 559,8 млрд. руб. или 31,61%, на выплату страховой части трудовой пенсии — 797,2 млрд. руб. (45,02%), на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению — 100,1 млрд. руб. или 5,65%.
В рамках представляемого проекта бюджета Фонда на 2009 год запланированы средства на увеличение (индексацию) пенсий в объеме 107 млрд. руб.
Страховая часть трудовых пенсий будет увеличена на 9,2%, исходя из финансовых результатов работы Фонда за 2008 год,
В бюджете учтены расходы на обеспечение увеличения размера страховой части трудовой пенсии пенсионерам, осуществлявшим трудовую деятельность в течение 12-ти месяцев после назначения пенсии, в результате перерасчета на основании поступивших за застрахованное лицо страховых взносов, а также корректировки размеров пенсий на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, в бюджете Фонда на 2009 год предусмотрены средства на увеличение размера пенсии в среднем на 15,4%, в том числе размера трудовых пенсий на 15,2%, социальных пенсий на 21,7%.
Вместе с тем параметры бюджета Фонда на 2009 год ориентированы на выполнение положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации об увеличении пенсий на 20%. В этих целях необходимо учесть произведенную с 1 августа 2008 года индексацию страховой части трудовой пенсии на 6,2%, проведение которой по бюджету Фонда на 2008 год не планировалось.
За 2008 год пенсия по старости увеличилась в среднем по Российской Федерации на 323 руб. и составит на конец года 3087 руб.
У пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, пенсия по старости увеличилась на 435 руб. и на конец года составит 4060 руб.
В 2009 году пенсия по старости возрастет на 469 руб. и составит на конец года 3556 руб., инвалиды вследствие военной травмы будут получать 8297 руб., участники войны — 7997 руб., вдовы военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне, — 6084 руб.
На 2009 год предусмотрены средства на повышение компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами с 1 января 2009 года, со 120 до 500 руб., а также средства на выплату второй пенсии вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы.
Предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 242,5 млрд. руб. или 13,96% на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан с учетом стоимости набора социальных услуг.
На реализацию Указов Президента Российской Федерации от 30.03. 2007 г. № 363 и от 01.08. 2007 г. № 887 Фонду передаются средства федерального бюджета в общей сумме 15,2 млрд. руб. (0,86%) на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам вследствие военной травмы, семьям погибших и другим категориям граждан, состоящим на учете в органах ПФР.
Предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 0,2 млрд. руб. или 0,01% на компенсацию расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в 2007 году – 0,1 млрд. руб., в 2008 году – 0,2 млрд. руб).
На реализацию мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы предусмотрено 0,01 млрд. руб. (0,001%).
На дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан в 2009 году будет направлено 2,75 млрд. руб. Из них свыше 1,2 млрд. руб. – на доплаты к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и 1,5 млрд. руб. – на выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда согласованы в сумме 42,4 млад руб., что составляет менее 2,4% расходов бюджета.
Накопительная составляющая бюджета ПФР сформирована в 2009 году по доходам в сумме 119,8 млрд. руб., по расходам — 8,9 млрд. руб.
Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии запланированы в сумме 112,2 млрд. руб. или 93,66% по мере поступления в соответствии с законодательством будут направляться на временное размещение в разрешенные виды активов.
Доходы от временного размещения средств пенсионных накоплений 2009 года запланированы в сумме 7,1 млрд. руб. (3,73% от суммы размещаемых средств).
Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями, определены в сумме 0,5 млрд. руб. (0,42%)
Учтены средства, которые будут поступать в Фонд от негосударственных пенсионных фондов для передачи в управляющие компании согласно заявлениям застрахованных лиц (по оценке, указанный объем средств может составить 0,03 млрд. руб. — 0,34% средств, переданных в НПФ).
Расходование средств будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством по следующим направлениям:
1. передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды – 6,8 млрд. руб., или около 2% от общей суммы средств, передаваемой в соответствии с заявлениями застрахованных лиц; затраты, связанные с направлением уведомлений застрахованным лицам о состоянии специальной части индивидуальных лицевых счетов.
2. затраты на обработку заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), переходе в негосударственный пенсионный фонд, переходе из негосударственного пенсионного фонда в ПФР (0,2 млрд. руб. или 2,25%) – исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4,72 руб.;
3. оплата расходов, связанных с временным размещением пенсионных накоплений (0,05 млрд. руб), или не более 0,04% от объема размещаемых средств, а также расходов, связанных с реализацией активов для последующей передачи средств управляющим компаниям или НПФ (17,9 млн. руб), или 0,022% от объема реализуемых активов.
В результате за 2009 год расчетный объем средств пенсионных накоплений увеличится с 345,3 до 456,2 млрд. руб., или на 110,9 млрд. руб. При этом объем средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, увеличится с 253,6 млрд. руб. до 323,1 млрд. руб., или на 69,5 млрд. руб. Таким образом, основная часть пенсионных накоплений (73%) будет находиться в доверительном управлении, из них в государственной управляющей компании 96% указанных средств.
Передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды принимает положительную динамику.
Если за 2006-2007 годы передано в НПФ – 1,9 млрд. руб., то в 2008 году объем передаваемых средств составит около 6,0 млрд. руб., в 2009 году – по оценке, 6,8 млрд. руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--