Иркутскийгосударственный университет
Социологическийфакультет
курсовая по экономики
на тему
“ АНАЛИЗ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В 1999 ГОДУ, ДЕНЕЖНО –КРЕДИТНАЯ
ПОЛИТИКАБАНКА РОССИИ НА 2000 ГОД ”
Группа _ 15131__
Студент: Полех А.М.
Преподаватель: Агеева Н.А.
г. Иркутск 2000 год
ПЛАН:
1. Введение.
2. Банк России, направление цели и методы денежно – кредитнойполитики.
3. Денежно – кредитная политика в 1999 году и ее взаимосвязь сосновными секторами экономики России.
3.1 Россиийская экономика в 1999 году:
· Основные черты экономической политики, проводимой в 1999году
· Характеристика основных макроэкономических индикаторов:
Совокупный спрос и предложение.
Инфляция
Занятость
3.2 Цели и результаты денежно – кредитной политики в 1999году
3.3 Использование инструментов денежно – кредитнойполитики:
· Обязательные резервы
· Операции на открытом рынке
· Рефинансирование банков
· Процентная политика по операциям Банка России
4. Перспективы денежно – кредитной политики в 2000 году.
4.1 Задачи макроэкономической политики в 2000 году
4.2 Ориентиры денежно–кредитной политики на 2000
4.3 Инструменты денежно – кредитной политики:
· Обязательные резервы
· Операции на открытом рынке
· Рефинансирование банков
· Процентная политика
5. Список используемой литературыВведениеОсновные направления единойгосударственной денежно кредитной политики на 2000 год, разработанные БанкомРоссии в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)”, содержат анализ текущего состояния и прогнозразвития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры,параметры и инструменты денежно — кредитной политики, которыми Банк Россиибудет руководствоваться в своей работе в 2000 году.
Банк России придает большое значение подготовке этогопрограммного документа, поскольку таким образом он не только знакомитобщественность со своими намерениями относительно одной из важнейших сфердеятельности, связанной с конституционно закрепленной за Банком России функциейпо защите и обеспечению устойчивости национальной денежной единицы, но иформирует позитивные ожидания в экономике. Повышая прозрачность своей работы,Центральный Банк способствует росту доверия к проводимой экономической иденежно кредитной политике.
Припроведении денежно кредитной политики Банк России предполагает использовать нетолько все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но ирасширить состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежнымпредложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.Однако возможность эффективного применения конкретных инструментов денежнокредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлениеми развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы.Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующихусловий, создаваемых функционированием всех секторов экономики проведениемнеобходимых институциональных преобразований.
Банк России,направлениецели и методы денежно – кредитной политики
Центральный Банк (или Банк России) – государственный банк,стоящий во главе всей банковской системы РФ, признан единственным эмиссионнымцентром, выполняющим функции государственного регулирования денежно-кредитныхотношений и находится в федеральной собственности то есть принадлежитгосударству. ЦБ является юридическим лицом, имеет свой устав и осуществляетрасход за счет своих доходов. Управление ЦБ осуществляет Совет директоров всоставе председателя и его заместителей, а также руководящих основнымиподразделениями.
С 1992 года денежно-кредитная политика Банка Россиинаправлена на достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижениетемпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечениеустойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществленияпозитивных структурных сдвигов в экономике.
Воснове денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Банком России, лежитпринцип количественных ограничений на прирост денежной массы. С 1996 годаприоритеты политики в денежно-кредитной сфере сместились в направленииувеличения реального предложения денег в экономике при дальнейшем снижениисреднемесячных темпов инфляции.
Нужно отметить, чтокредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методамивоздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либооказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либоустанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничениякредита).
Инструментовденежно-кредитной политики довольно много, и они очень разнообразны. Ихподразделяют на экономические и административные. Средиэкономических методов классики выделяют обычно три метода это регулированиеучетной ставки, норма обязательных резервов и операции на рынкеценных бумаг. Банк России, являясь органом, определяющим и проводящимденежно-кредитную политику в РФ, использует следующие инструменты и методы:
* рефинансированиебанков и предоставление кредитов
Термин«рефинансирование» означает получение денежных средств кредитнымиучреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредитыкоммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в ихпортфелях (как правило в виде векселей). В случае повышения центральным банкомставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсироватьпотери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок покредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной ставки (ставкирефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческихбанков. Это и является главной целью данного метода денежно-кредитной политикицентрального банка.
* Обязательноерезервирование
В настоящее время минимальные резервы — этонаиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, какправило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов вцентральном банке. Нормы данных резервов определяются именно ЦБ. Использованиенормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательствили ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальныерезервы выполняют две основные функции:
Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечениемобязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. К примеру, есликоммерческий банк обанкротится, то именно эти резервы должны погасить вкладыклиентов банка.
Во-вторых, минимальные резервыявляются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объемаденежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средствцентральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, аследовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии.
Изменениенормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так,в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучениеприбыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служитнаиболее эффективным антиинфляционным средством.
Впоследние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного методакредитно — денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно(в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ееотмена по некоторым видам депозитов.
* Операциина открытом рынке
Постепенно два вышеописанных методаденежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательноерезервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главныминструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка,получившие название операций на открытом рынке.
Этотметод заключается в том, что центральный банк осуществляет операциикупли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг укоммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая ихкредитные возможности, и наоборот. Центральный банк периодически вноситизменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяет интенсивностьсвоих операций, их частоту.
Операции на открытом рынкевпервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи сналичием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот методкредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.
Таким образом,операции на открытом рынке, этот метод денежно-кредитного регулирования,значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие — это использованиеболее гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а такжеиспользуемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно всоответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки,учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить засвоим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
Наряду с экономическими методами, посредствомкоторых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могутиспользоваться в этой области и административные методы воздействия.
Кним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественноеограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методоврегулирования, данный метод является прямым методом воздействия на деятельностьбанков.
Нужноотметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковскойдеятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствуетснижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений сталиспользоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообщеотменён.
Такжецентральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты),которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К нимотносятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативыликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика инекоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны длявыполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливатьнеобязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкамрекомендуется поддерживать на должном уровне.
“Принарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершениябанковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет кущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк можетприменять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть доликвидации банков.
Очевидно, чтоиспользование административного воздействия со стороны центрального банка поотношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, априменяться в порядке исключительно вынужденных мер”.
Денежно – кредитнаяполитика в 1999 году и ее взаимосвязь с основными секторами экономики России
Россиийская экономика в 1999 году
Основныечерты экономической политики, проводимой в 1999 году
Особенности развития экономических процессов в 1999 годуопределялись последствиями финансового кризиса 1998 года, результатом которыхявились девальвация рубля и резкий рост инфляции, сопровождавшиеся ускорениемэкономического спада, снижением уровня жизни населения, кризисом банковскойсистемы, свертыванием основных сегментов финансового рынка.
Вэтих условиях основными целями экономической политики на 1999 год сталипреодоление негативных экономических и социальных последствий кризиса,ограничение темпов инфляции, создание условий для предотвращения сниженияпроизводства, максимальное смягчение социальных проблем, связанных со снижениемуровня жизни населения.
Определеннымпоследствием девальвации стало возникновение принципиально новых условий дляразвития отечественного производства. Поэтому было необходимо использоватьвозможности расширения производства, обусловленные сформировавшимися внешнимиусловиями, способствовавшими увеличению поставок продукции на экспорт, а такжевнутренними условиями, связанными с ограничением импорта.
Какпоказывают итоги развития экономики в январе — сентябре а также в 1999 году вцелом, государству удалось сохранить последовательность в достижениипоставленных целей, не допустить ухудшения макроэкономической ситуации.
Добитьсятаких результатов оказалось возможным благодаря растущей согласованности впроводимой денежно кредитной, бюджетной и структурной политике. Проводимая Банком России денежно кредитная политикаспособствовала снижению инфляции, поддержанию стабильной ситуации на валютномрынке, восстановлению производства товаров и услуг. Предпринятые меры поужесточению валютного контроля в целях ослабления спекулятивного давления нарубль оказывали позитивное воздействие на экономические процессы,препятствовали оттоку капитала из российской экономики. Банк России осуществлялмероприятия по восстановлению финансового рынка на качественно новой основе,реструктуризации банковской системы, регулированию банковской ликвидности.
Позитивные изменения произошли и в бюджетной политике.Реструктуризация государственного долга способствовала сокращению расходов поего обслуживанию, что позитивно повлияло на исполнение федерального бюджета.
В прошедшем году отмечался более высокий уровень доходовбюджета по сравнению с прошлым годом, систематически сокращалась задолженностьпо выплатам населению за счет бюджетных средств, применялись методы целевогофинансирования расходов бюджета. В результате в первом полугодии 1999 годапервичный профицит бюджета составил 1,9%к ВВП. Государственная структурнаяполитика предусматривала сдерживание роста цен отраслей — естественныхмонополистов, поддержку отечественных производителей, ликвидацию долгов бюджетаза поставку продукции для государственных нужд, изменение налоговой системы.
Характеристикаосновных макроэкономических индикаторовСовокупный спрос и предложение
В результате проведения государственной политики поулучшению социально экономического положения в стране произошли позитивныеизменения в макроэкономических тенденциях, которые по итогам девяти месяцевтекущего года характеризовались замедлением темпов инфляции, реальнымукреплением рубля, восстановительными процессами в производстве товаров услуг,позитивными изменениями в сфере государственных финансов, прекращениеминвестиционного спада, улучшением финансового состояния предприятий.
Относительнаястабилизация рубля и успешная политика сдерживания инфляции на уровне,значительно уступающем масштабу девальвации, привели к ростуконкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке, создав тем самымусловия для их возможного расширения. С другой стороны, удорожание импортныхтоваров в размерах, значительно превышающих рост цен производителейпромышленной продукции на внутреннем рынке, повысило ценовую конкуренцию, резкоограничило импорт, создав даже в условиях сокращения внутреннего спросапредпосылки для роста производства импортозамещающих видов продукции.
Ужес марта 1999 года наблюдался рост производства в промышленности, что былоподдержано улучшением финансового положения предприятий, ростом прибыли,снижением числа убыточных предприятий. В результате по итогам девяти месяцевтекущего года было произведено промышленной продукции на 7%больше, чем всоответствующем периоде 1998 года.
Индексразвития базовых отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство,строительство, транспорт, розничная торговля) свидетельствовал о восстановлениихозяйственной активности в этих отраслях — начиная с мая текущего года егоуровень стал превосходить значения соответствующих месяцев 1998 года. А поитогам января — сентября 1999 года индекс составил 102,2% относительно января — сентября 1998 года.
Сохраняющийся низким уровень жизни, сокращение реальныхденежных доходов населения уменьшили спрос со стороны домашних хозяйств,ограничили ресурсную базу банковской системы и в итоге затруднили процессперехода к формированию рациональных финансовых потоков, замедлиливосстановительные тенденции в экономике. Сокращение возможностей населения попокупке товаров и услуг привело к уменьшению оборота розничной торговли,которое составило за январь — сентябрь 1999 года 13,8% по сравнению саналогичным периодом прошлого года. Болеебыстрое сокращение импорта товаров и услуг по сравнению с их экспортомобусловило рост чистого экспорта в 1999 году. Положительное сальдо торговогобаланса является наиболее весомой из позитивных характеристик изменениясовокупного спроса в экономике, во многом оказывающей воздействие на расширениепроизводства в текущем году.
Такимобразом, итоги развития российской экономики в январе —сентябре 1999 года вцелом свидетельствуют о преобладании факторов, позитивно влияющих намакроэкономическую ситуацию в стране.Инфляция
Впервом полугодии ценовая ситуация в экономике развивалась под позитивнымвлиянием ряда долгосрочных факторов, формирующих базовую инфляцию. Ее целевыетемпы, установленные согласно “Основным направлениям единой государственнойденежно кредитной политики на 1999 год ”на уровне 30%, определяются преждевсего политикой монетарных властей и государственными мерами по сдерживаниюроста цен в отраслях —естественных монополиях. Среди факторов базовой инфляции(базовых факторов) в январе — июне прошедшего года ведущее значениепринадлежало достаточно устойчивой динамике обменного курса рубля по отношениюк доллару США и снижению на этой основе инфляционных ожиданий.
Предпринимаемыена государственном уровне мероприятия по поддержанию доходов населения несмогли оказать сколь либо заметного влияния на инфляционные процессы. Доходыоставались на низком уровне, что ограничивало предъявляемый сектором домашниххозяйств спрос.
Базоваяинфляция в первом полугодии отценивается на уровне 18 —20%. Фактическаяинфляция в этот период оказалась равной 24,5%, что связано с действием двухкраткосрочных структурных факторов — ускоренными темпами распространения порегионам налога с продаж и резким повышением начиная с мая стоимости бензинадля конечного потребителя.
Вовтором полугодии 1999 года позитивное воздействие базисных факторов на динамикуцен было усилено “Соглашением о сотрудничестве по стабилизации положенияв экономике России”, принятым 16.06.99 руководителями 53 ведущихроссийских компаний. В соответствии с этим документом участники cоглашениявзяли обязательства ограничить темпы роста цен на свою продукцию в пределахполовины уровня, достигнутого за январь —июнь 1999 года.
Сложившаясяк началу второго полугодия 1999 года ценовая ситуация в стране в целом быладостаточно благоприятной, чему способствовали прежде всего устойчиворазвивающиеся восстановительные процессы в реальном секторе. Важнымфактором снижения темпов инфляции являлось сокращение бюджетного дефицита, чтопозволило снизить инфляционное давление наэкономику со стороны спроса.Отмеченное в 1999 году некоторое повышение эффективности производства такжеявлялось фактором замедления темпов инфляции. Вместе с тем ряд структурныхфакторов краткосрочного характера осложнил развитие антиинфляционных процессов.Так, с 1 июля 1999 года были отменены льготы по НДС для значительного числагрупп и видов товаров народного потребления. Следуеттакже учитывать негативное влияние роста стоимости автомобильного бензина дляконечного потребителя на увеличение издержек и цен на товары и услуги.
В результате действия всей совокупности как базовых, так иструктурных факторов потребительские цены возрасти в прошедшем году на 38 — 40%. При этом цены производителей промышленной продукцииувеличились, по оценке ряда экспертов, на 65 —75%.Занятость
Численностьэкономически активного населения на конец сентября 1999 года составила 73,7млн. человек, из которых 87,6%, или 64,6 млн. человек, были заняты в экономике,а 12,4%, или 9,1 млн. человек, не имели работы, но активно ее искали. Посравнению с аналогичным периодом предыдущего года численность экономическиактивного населения выросла на 2,4%,количество занятыхувеличилось на 1,9%, а общее число безработных возросло на 6,2%.
Высокийуровень безработицы, характерный для 1999 года, сформировался в последниемесяцы 1998 года после финансового кризиса. За период с сентября 1998 года пофевраль 1999 года число безработных увеличилось на 25% (2,1 млн. человек). Врезультате финансового кризиса резко ухудшилось материальное положение различныхгрупп населения, в том числе и ранее не работавших, которые присоединились ктем, кто ищет дополнительный заработок.С марта по май 1999 года общаячисленность безработных уменьшилась на 1,3 млн. человек, а с июня по сентябрьпрактически не менялась.
Пооценке многих аналитиков, за девять месяцев 1999 года общие масштабывынужденной неполной занятости в связи с административными отпусками работой врежиме неполного рабочего дня уменьшились на 27% по сравнению с аналогичным периодом1998 года. Характерно, что динамика численности занятых на протяжении января — сентября1999 года в разные периоды имела разнонаправленный характер. Если в I кварталенаблюдалось ее сокращение, то со II квартала тенденция изменилась напротивоположную.
Втечение девяти месяцев 1999 года потребность предприятий в работниках,заявленная в органы по содействию занятости, постоянно росла. В конце сентябряона составила 682 тысячи рабочих мест, что на 70,9% большечисла вакансий в соответствующем периоде прошлого года. Следует отметить, что в1999 году впервые большинство заявок (свыше 59%) поступило от негосударственныхпредприятий, что свидетельствует об увеличении занятого населения в странепрежде всего за счет организаций частного сектора. Наибольшая потребность вработниках для замещения свободных рабочих мест была в промышленности и встроительстве, которая составила соответственно 23 и 20% от общейвеличины. В декабре 1999 года, по предварительной оценке, численностьэкономически активного населения России увеличится по сравнению с декабрем 1998года на 1,1% исоставит 73,8 млн. человек, или 50,7%от общей численности населения (в декабре1998 года —50,1%). Из этого числа 87,5%, или 64,6 млн. человек, будут заняты вэкономике, а у 12,5%, или 9,2 млн. человек, не будет работы, но они активно будут ееискать.
Динамикапоказателей занятости и безработицы свидетельствует о позитивных тенденциях нарынке труда. Вместе с тем сохраняющийся высокий уровень безработицыограничивает стимулы предприятий к увеличению оплаты труда.
Целии результаты денежно – кредитной политики в 1999 годуРазработка целей денежно кредитной политики на 1999 годпроисходила в сложный кризисный период конца 1998 года,когда в экономике, переживавшей девальвационный шок, началиформироваться новые тенденции и взаимосвязи, что предопределило значительныйрост неопределенности оценок будущего развития. Основные цели денежно кредитнойполитики на 1999 год определялись программным документом Банка России “Основныенаправления единой государственной денежно кредитной политики на 1999 год ”, всоответствии с которым инфляция за 1999 год должна была составить 30%, априрост спроса на деньги прогнозировался в интервале 18 —26%.При реализации этих целей Банк России считал особо важнымне допустить экономического спада более чем на 1 —3%, учитывать состояниебезработицы и платежного баланса. В середине июля 1999 года ПравительствоРоссийской Федерации и Банк России приняли также Заявление об экономическойполитике на 1999 год, в котором было признано допустимым в условияхсуществовавшей неопределенности увеличение инфляции до 50% в год.
За десять месяцев 1999 года потребительские цены вырослина 33,2%. Судя по этим результатам и текущим оценкам, уровень инфляции в 1999году составил около 40% и, таким образом, превысил первоначальные целевыепоказатели.
Существенноевоздействие на инфляцию в 1999 году оказывали факторы немонетарного характера,то есть находившиеся вне сферы контроля Банка России. К ним, например,относятся отмена органами власти льготных ставок по НДС для многих видовпродуктов питания и введение налога с продаж. Следует отметить такжепостдевальвационный эффект переориентации части производств с внутреннего навнешний рынок, вызванной значительным повышением эффективности экспорта рядароссийских товаров. Сокращение предложения ряда товаров отечественногопроизводства при одновременном снижении поставок аналогичной продукции поимпорту спровоцировало рост цен. Особенно заметным былрост цен на автомобильный бензин, что привело к увеличению себестоимости, и ценна ряд других товаров.
Как показывают расчеты, на протяжении длительного времениэластичность инфляции по валютному курсу остается высокой, то есть валютныйкурс является одним из важнейших факторов, определяющих динамику инфляции.Необходимость погашения государственных обязательств по внешнему долгу в 1999году и связанная с этим покупка иностранной валюты на рынке способствовалиопределенному увеличению спроса на иностранную валюту и, следовательно,формированию валютного курса на более низком уровне. Это означает, что в 1999году погашение внешнего долга являлось одним из факторов, формирующих инфляцию.
Денежно кредитная политика в 1999 году проводилась вусловиях режима плавающего валютного курса. Банк России исходил из объективнойнеобходимости сближения фактического валютного курса и валютного курса,соответствующего фундаментальным макроэкономическим параметрам. Существенноевоздействие на состояние денежно кредитной сферы в 1999 году, особенно в первомего полугодии, оказывала необходимость обеспечения платежеспособности страны. Сэтой целью Банк России осуществлял покупку иностранной валюты на рынке, чтопривело к увеличению ликвидности банковской системы.
Система экономических мер, направленных на ограничениеспекулятивного давления на валютный рынок, была дополнена комплексом мерадминистративного характера: были изменены лимиты открытых валютных позиций,продолжалось совершенствование валютного контроля. Эти мероприятия оказалипозитивное влияние на состояние валютного рынка. Рост положительноговнешнеторгового сальдо обусловил возможность реального укрепления валютногокурса рубля. При этом, несмотря на осуществление выплат по внешнему долгу засчет средств Банка России, не произошло значительного сокращения егозолотовалютных резервов. На 1.11.99 они составили 11,7 млрд. долларов (3месячный объем импорта), что на 4% ниже уровня начала года.
Вкачестве промежуточной цели денежно кредитной политики Банка России на 1999 годопределены темпы прироста денежной массы. За январь —сентябрь 1999 года ееобъем увеличился на 33,2% и составил на 1 октября текущего года 597,4 млрд.рублей. Отмечалось значительное ускорение роста денежной массы во II квартале:если в январе — марте 1999 года среднемесячный темп прироста составил 1,9%, тов апреле —июне —6,6%, в III квартале среднемесячные темпы роста денежной массызамедлились и почти соответствовали уровню I квартала. В целом зарассматриваемый период динамика данного показателя была близка к темпаминфляции, так что в реальном выражении объем денежной массы увеличился на 1,4%.
Прирост вкладов населения за рассматриваемый период почтив полном объеме концентрировался в Сбербанке России. За первые девять месяцев1999 года объем рублевых вкладов в Сбербанке России возрос на 29,9%, тогда какв остальных действующих кредитных организациях — только на 13,4%. Стабильнаятенденция к увеличению доли Сбербанка России в объеме рублевых банковскихдепозитов физических лиц обусловлена сохраняющимся недоверием населения кбанкам. В реальном выражении (с поправкой на инфляцию за эти месяцы) объемвкладов населения снизился на 2,8%.
Отсутствие роста вкладов физических лиц в реальномвыражении является следствием снижения реальных доходов населения. Реальныерасполагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей,скорректированные на индекс потребительских цен) в январе — сентябре 1999 годапо сравнению с аналогичным периодом 1998 года уменьшились на 22,2%.
За первые девять месяцев прошедшего года отмеченсущественный прирост чистых иностранных активов банковской системы. Основнымфактором такого увеличения стал прирост чистых иностранных активов кредитныхорганизаций, величина которого составила почти 80% общего прироста чистыхиностранных активов банковской системы, что свидетельствует о сохраняющемсявысоком уровне недоверия российских банков к вложению средств в отечественнуюэкономику. Несмотря на улучшение состояния сальдо по текущим статьям платежногобаланса в 1999 году заметный приток иностранной валюты на внутренний рынок,рост валютных резервов Банка России ограничивался их интенсивным использованиемна цели погашения и обслуживания государственного внешнего долга РоссийскойФедерации.
Использованиеинструментов денежно – кредитной политики
Обязательные резервыДля регулирования ликвидности банковской системы БанкРоссии в числе других мер активно использовал такой инструментденежно-кредитной политики, как обязательные резервы.
В результате проведенных Банком России мероприятий, атакже в связи с ростом привлеченных средств (обязательств) кредитныхорганизаций, учитываемых при расчете размера обязательных резервов, подлежащихдепонированию в Банке России (которые с января по сентябрь 1999 годаувеличились на 45,0%, в том числе в валюте Российской Федерации — на 64,6%и виностранной валюте —на 23,0%), сумма обязательных резервов увеличилась посравнению с началом года в 2,7 раза, в том числе по привлеченным средствам ввалюте Российской Федерации — в 2,5 раза, по привлеченным средствам виностранной валюте — в 2,9 раза. При этом по состоянию на 1 октября 1999 годаиз общей суммы обязательных резервов 35,0% за депонировано Сбербанком России65,0% — другими кредитными организациями. По результатам регулирования на 1октября 1999 года недовзнос средств в обязательные резервы по действующимкредитным организациям составил 6,6%к сумме, подлежащей депонированию, против14,9% по результатам регулирования на 1 января 1999 года.
Скредитных организаций, нарушающих установленный порядок формированияобязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательныерезервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие мерывоздействия, предусмотренные статьями 74 и 75 Федерального закона “ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)”, вплоть до отзывалицензии на осуществление банковских операций.Операции наоткрытом рынке
В 1999 году Банк России продолжал рассматривать операциина открытом рынке в качестве важного инструмента денежно кредитной политики.Учитывая накопленный в предкризисный период положительный опыт примененияданного инструмента, предполагалось использовать для таких операций какправительственные ценные бумаги, так и облигации Банка России. Полномасштабномуиспользованию операций с ценными бумагами в 1999 году препятствовали следующиефакторы. Во — первых, была продлена до II квартала 1999 года процедура новациипо государственным ценным бумагам, что создавало неопределенность у участниковрынка. Во — вторых, сложившийся уровень доходности после новации несоответствовал в полной мере ожиданиям участников рынка, в результате чегообъемы операций сохранялись на невысоком уровне. В третьих, в связи сюридической незавершенностью процедуры выпуска Банком России собственных ценныхбумаг их эмиссия была приостановлена до ноября 1999 года. В 1999 году БанкРоссии активно проводил операции по покупке и продаже иностранной валюты наоткрытом рынке для предотвращения резких колебаний курса национальной валюты,противодействия спекулятивным настроениям участников рынка. Поскольку, как ужебыло отмечено, валютный курс является основным инфляционнообразующим фактором,поддержка стабильности на валютном рынке оказывает положительное влияние надостижение целей по инфляции.Рефинансированиебанков
Одним из инструментов предоставления дополнительнойликвидности банковской системе является рефинансирование Банком России банков,осуществляемое на рыночных условиях. Рефинансирование Банком России банков внастоящее время осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов,кредитов “овернайт ”, а также ломбардных кредитов в соответствии с положениямиБанка России от 13.03.96 №36 “О порядке предоставления Банком Россииломбардного кредита банкам ” (с учетом изменений и дополнений) и от 6.03.98 №19П “О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогомгосударственных ценных бумаг ” (с учетом изменений и дополнений).
Вцелях совершенствования действующего порядка предоставления Банком Россииобеспеченных кредитов банкам в первом полугодии 1999 года в ломбардный списокБанка России были включены государственные ценные бумаги, полученные в ходеновации, а также были установлены новые поправочные коэффициенты погосударственным ценным бумагам, входящим в Ломбардный список Банка России.
Заянварь — сентябрь 1999 года внутридневные кредиты были предоставлены 24 банкамна сумму 21,7 млрд. рублей, кредиты “овернайт ”— 25 банкам на сумму 1,5 млрд.рублей. Все выданные кредиты погашены. В целях недопущения задержек в расчетах20 банков постоянно держат в залоге у Центрального банка Российской Федерацииценные бумаги на сумму около 4 млрд. рублей.
В 1999 году Банк России продолжил работу, направленную напогашение кредитов, выданных банкам в 1992 —1994 годах на основании решенийПравительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно кредитной политикидля кредитования предприятий отдельных отраслей экономики. Задолженность поэтим кредитам процентам по ним по состоянию на 1 января 1999 года составила 335и 1527 млн. рублей соответственно. Практически вся эта задолженность просроченаи не имеет источников возврата.Процентная политикапо операциям Банка России
Важныминструментом денежно кредитной политики являются процентные ставки по операциямБанка России. В 1999 году действовали установленные в 1998 году ставкирефинансирования 60% годовых и по кредитам “овернайт ” — 55%. В июне 1999 годапо решению Совета директоров Банка России ставка рефинансирования была сниженана 5 процентных пунктов (с 60 до 55%). В это же время Комитет Банка России поденежно кредитной политике принял решение о снижении ставки по кредитам“овернайт ” с 55 до 50%.
Депозиты привлекались по ставкам в размерах,устанавливаемых Банком России. Уровень процентных ставок в январе —сентябре1999 года колебался от 0,6 до 28% годовых в зависимости от состояниямежбанковского рынка и виде депозитных операций. Средневзвешенная процентнаяставка по депозитам Банка России, привлеченным с 1 января 1999 года по 30сентября 1999 года, составила 18,02% годовых. Минимальная сумма привлекаемого депозитасоставляла 20 млн. рублей.Перспективы денежно – кредитной политикив 2000 годуЗадачи макроэкономической политики в 2000 годуСоциально экономическое развитие России в 2000 году вомногом будет определяться условиями и тенденциями, сформированными в периодпослекризисного восстановления экономики. С одной стороны, наблюдаетсяпреобладание факторов, способствующих росту производства товаров и услуг,замедлению инфляционных процессов, улучшению платежного баланса, стабилизации ситуациина валютном рынке, укреплению финансового положения предприятий. С другойстороны, продолжают действовать факторы, ограничивающие восстановительныепроцессы. Основными из них являются низкий уровень доходов населения исохраняющиеся достаточно высокие инвестиционные и кредитные риски. Ключевойпредпосылкой дальнейшего улучшения макроэкономической ситуации в 2000 годуявляется закрепление тенденции экономического роста в условиях сниженияинфляции. Замедление темпов инфляции снизит макроэкономические рискифинансирования экономики, позволит обеспечить рост реальных доходов населения.Рост производства повысить спрос на трудовые ресурсы и будет способствоватьсозданию дополнительных рабочих мест. Поэтому уже в следующем году можно будетдостичь повышения благосостояния и заложить экономическую основу для снижениясоциального напряжения в обществе и борьбы с бедностью.
Вкачестве основных ориентиров макроэкономической политики ПравительстваРоссийской Федерации на 2000 год определены дальнейшее снижение инфляции до 18%(к декабрю 2000 г.) и обеспечение роста ВВП на 1,5%. Следует подчеркнуть, чтопостановка цели по снижению темпов инфляции до уровня 18% связана лишь с учетомее монетарной составляющей, находящейся в пределахконтроля Центрального банка Российской Федерации. При этом нельзя исключитьвозможного некоторого превышения целевого уровня из — за действиянепредвиденных структурных и внешних факторов.
Основной предпосылкой экономического роста на 1,5%в 2000году является расширение спроса со стороны всех секторов российской экономики.Индексация заработной платы пенсий, погашение задолженности по выплатамнаселению, рост заработной платы будут осуществляться вследствие улучшениефинансового положения предприятий и должны привести к увеличению в 2000 годуреальных доходов населения (на 1,5 — 3%) и соответствующему росту расходов наконечное потребление домашних хозяйств.Основные макроэкономические показатели 1999 год Оценка 2000 год Прогноз Валовый внутренний продукт млрд. руб. 4250 - 4500 5350 В % к предыдущему году 101 - 102 101.5 Объем промышленной продукции в % к предыдущему году 107 - 108 104 Индекс потребительских цен в % декабрь к декабрю предыдущего года 138 - 140 118 Индекс цен предприятий – производителей промышленной продукции в % декабрь к декабрю предыдущего года 165 - 175 121
Ситуацияво внешнеэкономической сфере в 2000 году будет зависеть от складывающейсяконъюнктуры на мировых рынках для экспорта российских товаров. При этомпоставки на внешний рынок будут формироваться в условиях постепенногоисчерпания эффекта девальвации. Кроме того, определенное влияние на экспортпродукции будет оказывать рост спроса на аналогичные виды продукции со сторонывнутреннего рынка.
Напоставки импортной продукции будут оказывать влияние состояние спросавнутреннего рынка и возможности отечественных производителей по выпускуимпортозамещающих видов продукции. В этих условиях нельзя ожидать заметногоувеличения чистого экспорта, что будет являться одним из возможных факторовограничения роста спроса. Удовлетворение возросшего внутреннего
спросабудет обеспечено реально существующими возможностями роста производства товарови услуг даже в условиях невысокой инвестиционной активности. Источником такогороста являются низкий уровень загрузки производственных мощностей и неполнаязанятость. Таким образом, некоторое смягчение имевших место в 1999 годувнутренних спросовых ограничений позволит создать определенные условия длядальнейшего развития отечественного производства и сокращения имеющейсянесбалансированности между совокупным спросом предложением.
Междутем при указанных параметрах экономического развития докризисный уровеньреальных доходов населения достигнут не будет, что сохранит остроту проблемынизкого уровня жизни большей части населения. Низкий уровень доходов спроса состороны домашних хозяйств был одним из наиболее значимых факторов,препятствовавших активным восстановительным процессам в производстве в 1999году. Он также может оказывать влияние на макроэкономическую ситуацию впоследующие годы. Поэтому одной из приоритетных задач экономической политики наближайшую и среднесрочную перспективу должно явиться не только восстановлениедокризисного уровня реальных доходов населения, но и его превышение, котороевозможно только в условиях более высоких темпов экономического развития. Этопредполагает осуществление таких мер, которые позволили бы продолжитьпозитивные изменения основных макроэкономических пропорций в сторону постепенногоувеличения доходов всех экономических субъектов и на этой основе — усиленияориентации производства на совокупный внутренний спрос, увеличения сбережений иразвития отраслей, от которых зависит расширение инвестиционной активности.
В 2000 году необходимо улучшить условия для долгосрочногоэкономического роста, принять решительные и комплексные меры по поддержаниюдоходов и активизации спроса со стороны населения, проведению активнойполитики, направленной на интенсивное расширение производства с использованиемсуществующих еще пока благоприятных факторов внутреннего и внешнего характера.Ориентиры денежно кредитной политики на 2000 год
Конечнойцелью денежно кредитной политики в 2000 году является снижение инфляции присохранении и возможном ускорении темпов роста ВВП. При этом создаются условиядля снижения безработицы и роста реальных доходов населения. Количественныепараметры экономического роста и снижения темпов прироста потребительских цензависят от характера проводимой макроэкономической политики. Предусмотренная на2000 год бюджетная политика формирует в целом благоприятные условия дляпроведения денежно кредитной политики. Доходы федерального бюджета будутпревышать расходы (без учета расходов по обслуживанию государственного долга),и первичный профицит составит 3,18% ВВП. С учетом расходов на обслуживаниегосударственного долга планируется, что общий объем дефицита федеральногобюджета будет минимальным с начала периода проведения экономических реформсоставит 1,08%ВВП, или 57,8 млрд. рублей. Это означает существенное сокращениеспроса государственного сектора на заемные ресурсы и расширение возможностейкредитования частного сектора экономики.
Припроведении денежно кредитной политики в 2000 году в условиях плавающеговалютного курса рубля контроль за денежным предложением остается важнейшиммеханизмом обеспечения внешней и внутренней стабильности рубля, и оценка спросана деньги сохраняет свое значение с точки зрения процесса постановки целейденежно кредитной политики.
Пооценкам Банка России, в 2000 году продолжится развитие некоторых тенденцийизменения структуры денежной массы, сформировавшихся в течение 1999 года. Так,несмотря на планируемую индексацию заработной платы и пенсий, предполагаетсядальнейшее среднесрочное сокращение удельного веса наличных денег в структуреденежной массы. Более широкое внедрение зарплатных пластиковых карт с принятиемзакона о гарантировании вкладов частных лиц в коммерческих банках также будетспособствовать сокращению удельного веса наличных денег. Однако возможноразвитие и новых тенденций, связанных с изменениями в структуре ресурсовкоммерческих банков. Если в 1999 году прирост ресурсов коммерческих банковпроисходил в основном за счет увеличения средств на счетах предприятий, то в2000 году можно ожидать некоторого уменьшения влияния этого фактора в процессеформирования спроса на деньги, что связано с возможным замедлением прироста ценна нефть.
В2000 году процентные ставки сохранят свою роль индикатора денежно кредитнойполитики. По мере завершения процесса восстановления финансовых рынков рольэтого индикатора будет возрастать. Снижение реальных процентных ставок являетсяадекватным процессу стабилизации национальной валюты.Инструменты денежно – кредитнойполитикиВ 2000 году усилия Банка России будут направлены наформирование более гибкой системы используемых инструментов денежно кредитнойполитики, адекватной изменениям макроэкономической среды, структуры финансовогорынка, банковской, платежной и расчетной систем. При этом получат дальнейшее развитиекак постоянно действующие инструменты денежно кредитного регулирования, так иинструменты, базирующиеся на проведении рыночных операций. Вместе с тем БанкРоссии намерен совместно с Правительством Российской Федерации активновоздействовать на улучшение экономических условий, в которых осуществляетсяденежно кредитная политика. В первую очередь это касается созданияблагоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковскихкредитов, восстановления доверия к государственным ценным бумагам со стороныроссийских, иностранных инвесторов и укрепления на этой основе такого важногосегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств.Обязательныерезервы
БанкРоссии в 2000 году продолжит работу по совершенствованию действующего механизмаобязательного резервирования и его нормативной базы. В настоящее времяпроведена работа по подготовке новой редакции положений Банка России от30.03.96 №37 “Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых вЦентральном банке Российской Федерации ”и от 4.11.96 №51 “Об обязательныхрезервах Сберегательного банка Российской Федерации, депонируемых в Центральномбанке Российской Федерации ”, куда, в частности, внесены следующие изменения.Для всех кредитных организаций унифицированы сроки представления расчетарегулирования обязательных резервов и сроки проведения перерасчетов пообязательным резервам; уточнен порядок проведения регулирования размераобязательных резервов по тем кредитным организациям, которым подлежат возвратуизлишне перечисленные в обязательные резервы средства; предполагается уточнитьперечень резервируемых счетов, период расчета обязательных резервов исходя изколичества календарных дней в месяце, а также порядок пересчета остатковпривлеченных средств в иностранной валюте в российские рубли с учетомустановленных федеральными законами выходных и праздничных дней, порядоквзыскания недовзноса в обязательные резервы и штрафов за нарушение порядкаобязательного резервирования, порядок регулирования обязательных резервов приреорганизации кредитной организации либо при передачекредитной организации под управление Государственной корпорации “Агентство пореструктуризации кредитных организаций ” ((АРКО).Операции на открытом рынке
Вбудущем году Банк России предполагает расширить спектр применяемых операций наоткрытом рынке и увеличить их объем. Этому должно способствовать каквосстановление объема операций на всех секторах финансового рынка, так ипоявление на рынке новых ликвидных инструментов, в том числе ценных бумаг БанкаРоссии и долговых обязательств Министерства финансов Российской Федерации.
Внастоящее время проведена работа по подготовке новой редакции положений БанкаРоссии от 30.03.96 №37 “Об обязательных резервах”. Вотношении купли продажи иностранной валюты на открытом рынке Банк России будет впредьпроводить взвешенную политику, направленную на предотвращение резких колебаний курсанациональной валюты, наращиваниезолото – валютных резервов, предотвращение чрезмерного и необоснованногоувеличения денежной массы, формирование рациональных ожиданий.Рефинансированиебанков
БанкомРоссии будет осуществляться работа по совершенствованию механизмов инормативной базы рефинансирования банков, а также по распространению процедурыпредоставления обеспеченных кредитов Банка России (внутридневных кредитов икредитов “овернайт ”) на банки иных регионов (кроме Московского региона г.Санкт Петербурга) по мере технической готовности соответствующих региональныхподразделений Банка России.
Помере развития единой телекоммуникационной системы и системы расчетов БанкаРоссии планируется совершенствование процедуры предоставления банкам кредитовпутем постепенной автоматизации этого процесса через создание программныхкомплексов по кредитным операциям перехода на электронный документооборот междувсеми участниками процесса кредитования. Это позволит банкам повыситьоперативность и эффективность управления своей ликвидностью, снизить системныеи внесистемные риски, а для банковской системы будет способствовать обеспечениюбесперебойного функционирования системы безналичных расчетов и в значительнойстепени —решению проблемы неплатежей.
БанкРоссии предполагает расширить перечень активов, принимаемых в залог припредоставлении кредитов Банка России, за счет включения в него векселейфинансово устойчивых платежеспособных предприятий, закладных, прав требованийпо кредитным договорам, а также разработать новые схемы рефинансированиябанков. Банк России примет участие в разработке программы ипотечногокредитования совместно с органами исполнительной власти и банками, активноработающими с населением. Осуществление Банком России рефинансирования банковпод залог векселей, прав требований по кредитным договорам закладных будетспособствовать привлекательности кредитования банками реального сектораэкономики.Процентная политика
При осуществлении процентной политики Банк России будетисходить из того, что он может оказывать только опосредованное влияние напроцентные ставки, формируемые во взаимоотношениях российских банков со своимиклиентами, с помощью регулирования процентных ставок по своим операциямдинамики денежного предложения. Банк России, воздействуя на уровень процентныхставок денежного рынка через свои операции, будет стремиться к поддержаниюреальных процентных ставок на низком положительном уровне, стимулирующем спросна заемные средства со стороны реального сектора и соответственно экономическийрост.
БанкРоссии считает, что в связи с важностью активизации потребительского спросабольшое внимание в 2000 году должно быть уделено развитию потребительского иипотечного кредитования. Однако развитие этих видов кредитов в настоящее времязатруднено ввиду связанных с ними высоких процентных рисков. Как ужеотмечалось, решение этой проблемы возможно путем внедрения индексируемыхинструментов. В условиях незавершенности процесса восстановления финансовыхрынков ориентир по уровню реальной процентной ставки может быть задан БанкомРоссии на основе введения индексируемых инструментов в практику среднесрочногорефинансирования банков. В этом случае реальная процентная ставка по такомувиду инструмента может выступать в качестве базовой для расчета ставокпопотребительским ипотечным кредитам.
Список используемой литературы:
1. “Основныенаправления единой государственной денежно – кредитной политики на 2000 год” –Банк России, 1999 год. –220с.
2. Смышляев В.К. “ЦентральныйБанк Российской Федерации” – Спб, 1997. – 180с.
3. Белов В.К. “Банк России: цели и задачи” – Москва, 1998. – 235 с.
4. Усов В.В. “Деньги,денежное обращение и инфляции”– 1999 год.
5. Журнал “Деньги и кредит” — номер 2, 2000 год.
6. Тарасов А.С. Прохоров М.Т. “Банковская система РФ” – Ростов Н/Д1998 год. – 150с.