Реферат по предмету "Экономика"


Государственное регулирование крупных, средних и малых предприятий проблемы и перспективы

--PAGE_BREAK--1. Государственное регулирование предприятий в рыночной экономике


1.1. Современная экономика и место в ней крупного,

среднего и малого бизнеса


Для современной рыночной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, с тенденцией к монополизации экономики и средних и малых предприятий, которые возникают в отраслях, где не требуется значительных капиталов, объемов оборудования и кооперации множества работников. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштаба деятельности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, большой долей основных средств среди издержек предпринимателя. В этих отраслях сосредоточен в основном крупный бизнес. К ним относится автомобильная, фармацевтическая, химическая, металлургическая промышленность, большинство предприятий добывающих отраслей. Наиболее высокими темпами растут отрасли определяющие НТП, так как в них быстрее, чем в других аккумулируются финансовые, производственные и людские ресурсы. В отраслях, для которых не большие капитальные затраты, где в издержках предпринимателей велика доля расходов на персонал предпочтительнее малые размеры предприятий. [10]

Существует две проблемы:
С чем связано сохраняющееся различие в размерах предприятий, какую роль они играют в современной экономике Как в современной рыночной экономике эффективно взаимодействуют различные по размеру предприятия.
Фирмы, отличающиеся по размеру играют различную роль в обеспечении устойчивости и конкурентоспособности рыночной экономики, имеют различные риски и преимущества. Выделяют крупный, средний и малый бизнес.



Крупный бизнес не поддается простому определению. Обычно понятие «крупный бизнес» применяется к таким гигантам как ИБМ и «Дженерал мо-торс». По данным эксперта в число крупнейших компаний мира в 1996 году входили такие фирмы, GeneralElectric(США), RoalDutch(Великобритания — Дания), Coca-Cola(США),. NipponTelegraph& Telephone(Япония),. Exxon(США). В этот список входила и одна российская компания"- «Газпром, которая заняла 421 место. Среди 500 компаний мира, получивших в 1996 году наибольшую балансовую прибыль по данным Fortuneбыли: GeneralMotors(США),. FordMotor(США), Mitsui(Япония), Mitsubishi(Япония), Itochu(Япония)

Функции крупного бизнеса.Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является обеспечивают устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Кроме того — большинство современных крупных фирм — это международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах.

Наряду с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны. Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах. Законодательство как зарубежных стран, так и российское специально не выделяет понятие крупный бизнес.

Малый бизнес определяется как экономически, так и юридически. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, он является важнейшей составляющей рыночного хозяйства. В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет. В самом общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия

Функции малого бизнеса:

·  Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).

·  Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).

·  Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей).

Проблема состоит в том, что небольшие предприятия как правило, подвержены гораздо большему риску, чем крупные фирмы. Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но тут же их место занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года.

Малый бизнес сильно зависит от конъюнктуры. Небольшие размеры не позволяют создать внутри фирмы современные структуры и эффективное специализированное управление. Для большинства мелких фирм характерно единство собственности и управление. Большинство отношений внутри фирмы и партнерами по бизнесу строится на основе неформальных связей. Небольшие фирмы часто обращаются к неформальным рынкам ресурсов, финансируют бизнес с помощью кредитов частных лиц, используют собственные средства и средств друзей и близких. Не редкость в малом бизнесе и использование неформального и даже теневого рынка труда (привлечение нелегальных эмигрантов, несовершеннолетних и т.д.). Конкурентные преимущества и рентабельность производства обеспечивается за счет неявных издержек, в основе которых часто лежит высокая (выше чем на крупных предприятиях) интенсификации труда и продолжительность рабочего дня, низкая по сравнением с крупным бизнесом оплата ресурсов. Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого бизнеса. Одним словом, главное отличие малого предпринимательства состоит в том, что оно в большинстве случаев является типичным интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков. Поэтому законодательство развитых стран выделяет малый бизнес в особую категорию и занимается активной поддержкой малого бизнеса.

Малый бизнес неоднороден. В зависимости от конкурентной стратегии можно выделить два основных типа малых предприятий: жизнеобеспечивающее и быстрорастущее.

Жизнеобеспечивающее— малое предприятие, способное обеспечить владельцу приемлемый доход. Это как правило мельчайший бизнес с числом занятых 1-2 человека. Он является формой самозанятости или дополнительного заработка. Его часто называют также традиционным малым бизнесом.
Доля таких предприятий велика в странах с небольшими внутренними рынками.

Быстрорастущее малое предприятие— это малый бизнес придерживающийся стратегии высокого роста и стремящееся получить высокую отдачу от вложений. Конечной целью такого предприятия является превращение в современное крупное эффективное предприятие. Эффективное функционирование быстрорастущего предприятия редко возможно без активной помощи государства и крупного бизнеса. Этот вид малого бизнеса активно развивается в сфере информационных услуг и инновационного бизнеса.

В современной рыночной экономике помимо крупного и малого бизнеса сохраняется значительная прослойка среднего бизнеса. Также как и крупный бизнес средний бизнес не имеет особого правового статуса. Он занимает промежуточное положение между малым и крупным бизнесом, находящимися на разных полюсах экономики и играет чрезвычайно важную роль. Он выполняет роль посредника и связующего звена между крупным и малым бизнесом, между малым бизнесом и государством.

Небольшой размер фирм, неустойчивость и высокая рискованность малого бизнеса не позволяют устанавливать ему устойчивые связи с крупным бизнесом на прямую. Средний бизнес берет на себя эту роль, создавая сложную сеть разнообразных по форме, правовому и организационному оформлению связей как с крупным, так и с малым бизнесом.


 

1.2 Система и формы государственной поддержки

предпринимательства

Для того, чтобы бизнес развивался, необходимо, чтобы государство оказывала ему содействие. Государственное регулирование крупного бизнеса как особого типа бизнеса направлено на снижение рисков, связанных с его функционированием. Так как наибольшие риски для общества создает способность крупных фирм к монополизации производств и отраслей, государственное регулирование крупного бизнеса в основном ограничено проблемами монополизации, направленное на ограничение слияния крупных фирм, манипулирование ценами, различными формами дискриминации небольших фирм, не использование патентов.

Государственная поддержка малого бизнесанаправлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям:

·  Финансовая поддержка(формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.);

·  Материально-техническая поддержка(различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса);

·  Консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.);

·  Создание рыночной инфраструктуры(локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.)

Во многом благодаря государственной поддержке малого бизнеса в современных развитых рыночных странах активно развивается наиболее эффективный тип малого бизнеса — быстрорастущее предприятие. Многочисленные малые предприятия превращаются дополнением к традиционным научно-исследовательским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организация, государственным лабораториям и целевым структурам

Большую роль в реализации государственных программ играют формы самоподдержки малого бизнеса. Ощутимую помощь по совершенствованию менеджмента в малых организационных формах оказываютторгово-промышленные палаты. В интересах укрепления финансового положения предпринимателей правительства развитых рыночных стран поощряет объединение мелких и средних предприятий в кооперативы — производственные, кредитные, сбытовые. [11]

Создание кооперативов преследует сразу несколько целей: предотвращение конкуренции, координацию стратегии в закупке товаров у оптовиков, взаимопомощь в периоды финансовых затруднений. К тому же, объединившись, мелкие и средние фирмы получают неплохую возможность выхода на внешние рынки, занимая там ниши, на которые не претендуют гиганты.

Особенности поддержки малого бизнеса в России

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Советом Министров — Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений и законов. Они определили приоритетные направления развития малого бизнеса и предусматривают помощь в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовке кадров, а также установление налоговых льгот для субъектов малого бизнеса. Федеральный закон «О государственной поддержке малого бизнеса» направлен на координацию деятельности органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства.[12]
.



    продолжение
--PAGE_BREAK--2. Особенности государственного регулирования АПК на примере птицефабрики «Восток» Николаевского района Волгоградской области


Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.

К агропромышленному комплексу относятся все виды производств и производственного обслуживания, создание и развитие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного сырья.
2.1 Экономическая характеристика предприятия


Закрытое акционерное общество Агрофирма «Восток» расположено в г. Николаевск Волгоградской области. Это одно из стабильных предприятий не только района, но и области. Оно находится на северо-востоке Волгоградской области.

Климатические условия благоприятны для возделывания зерновых, технических, кормовых культур, а также картофеля, овощей и бахчевых. Следует отметить, что хозяйство занимается выращиванием всех вышеперечисленных культур.

От областного центра ЗАО Агрофирма «Восток» находится в 200 км. Продукция предприятия реализуется через сеть магазинов в таких городах, как Волгоград, Палласовка, Камышин, Волжский, Николаевск.

ЗАО Агрофирма «Восток», СП «Солодушинское», СП «Левчуновское» и птицефабрика. На территории корпусов, где произведена необходимая реконструкция, закуплено новейшее оборудование. В этих корпусах содержится 366 тыс. голов птицы. Выращивание остальных видов животных производится в СПК «Очкуровское» (КРС, свиньи) и СП «Левчуновское» (овцы). Численность работников на предприятии 666 человек.

Основной источник прибыли – реализация товарного яйца, объем реализации которого составил 65648 тыс. шт. за минувший год.

Над кормовой базой в хозяйстве работают очень серьезно, на научной основе. На сегодня ЗАО Агрофирма «Восток» имеет 13697 га сельскохозяйственных угодий, из них 12722 га составляют пашни. Четыре звена в хозяйстве занимаются выращиванием кормов в виде однолетних и многолетних трав, зерновых культур, бахчей и овощей.

Для более подробного знакомства с предприятием необходимо рассмотреть экономические показатели его развития, на которые оказывают непосредственное влияние размеры сельскохозяйственного производства.

Таблица 1
Размеры сельскохозяйственного производства

ЗАО Агрофирма «Восток»

Показатели

2006г.

2007г.

2008г.

Валовая продукция, тыс.р.







в сопоставимых ценах

6653

8177

9730

в ценах реализации

70301

104658

118304

Объем продаж, тыс.р.

51647

80212

83826

Площадь сельскохозяйственных угодий, га

3655

11095

13697

в том числе пашня

3215

10120

12722

Основной производственный капитал, тыс.р.

48668

55737

68831

Численность работников, чел.

462

632

666

Поголовье скота, усл. гол.

347

740

907



Из таблицы 1 видно, что размеры и специализация хозяйства влияют на внедрение современной техники, научной организации труда, повышение его производительности, уровень себестоимости продукции.

ЗАО Агрофирма «Восток» является одним из крупных хозяйств Волгоградской области, о чем свидетельствуют основные показатели размера сельскохозяйственного производства. Результаты развития производства находят обобщенное выражение, прежде всего в объеме валовой продукции. Увеличение стоимости валовой продукции в сопоставимых ценах показывает, что за анализируемый период объем сельскохозяйственного производства увеличился на 46%. Объем продаж возрос более  чем на 62%, что в большей степени связано с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию.

К 2008 г. за счет строительства объектов и введения их в эксплуатацию, приобретение новых объектов произошло увеличение основного производственного капитала на 41%. Также увеличилось поголовье скота в 1,6 раза, а численность работников увеличилась на 44%.

Особое значение в сельском хозяйстве придают главному средству производства – земле. В связи с этим очень важным является рассмотрении е динамики изменений площади земельных угодий. Так, за 2006-2008 гг. на ЗАО Агрофирма «Восток» наблюдается увеличение площади сельскохозяйственных угодий на 10006 га, в том числе пашни на 9471 га. Следует отметить, что 98% земель организации – арендованные. Следовательно, изменение площади сельскохозяйственных угодий происходит за счет увеличения арендованных земель.

Большое влияние на темпы развития предприятия и повышение эффективности его производства оказывает специализация. Наиболее точно характеризует специализацию ЗАО Агрофирма «Восток» структура товарной продукции.

В ЗАО Агрофирма «Восток» ведущую роль отводят отрасли животноводства, которая занимает 93% в общем объеме продаж, 89% которой приходится на производство продукции птицеводства. Таким образом, на данном предприятии сложилась птицеводческая специализация, которая не менялась на протяжении многих лет (рис. 1).

За 2006-2008 гг. наблюдаются существенные сдвиги в размерах товарного производства отдельных отраслей. Большие изменения происходят по годам объема продаж зерновых и овощей. Увеличение объема реализации продукции птицеводства связано с тем, что у предприятия появились новые более выгодные каналы реализации своей основной продукции.

Обобщенный показатель, характеризующий уровень специализации, — коэффициент специализации. В ЗАО Агрофирма «Восток» данный показатель составляет 0,67, что характеризует углубленную степень специализации. Это значит, что производство не распылено и в хозяйстве имеется главная отрасль – птицеводство яичного направления.



Рис. 1. Структура объема продаж ЗАО Агрофирма «Восток» за 2006-2008 гг.
   — продукция других отраслей животноводства; 

 — продукция скотоводства; 

 — зерновые и зернобобовые;

  — продукция птице­водства.

В целях окупаемости производственных затрат основная часть продукции хозяйства реализуется по различным каналам сбыта, так как это является наи­более дешевым и доступным источником финансирования деятельности орга-­

низации. С этой целью необходимо оценить эффективность сельскохозяйствен­ного производства изучаемого предприятия, которая характеризует деятель­ность хозяйства.

В целях окупаемости производственных затрат основная часть продукции хозяйства реализуется по различным каналам сбыта, так как это является наи­более дешевым и доступным источником финансирования деятельности орга­низации. С этой целью необходимо оценить эффективность сельскохозяйствен­ного производства изучаемого предприятия, которая характеризует деятель­ность хозяйства.

Таблица 2

Экономическая эффективность сельскохозяйственного

производства ЗАО Агрофирма «Восток»



Показатели

2006г.

2007г.

2008г.

Объем продаж, тыс.р.

51647

80212

83826

Объем продаж в расчете на вложенный капитал, р.

0,6

0,7

0,6

Окупаемость полных затрат, р.

1,2

1,4

1,4

Прибыль в расчете на вложенный капитал, р.

0,2

0,2

0,2

Уровень рентабельности по капиталу, %

17

38

37

Уровень совокупной рентабельности, %

35

36

44

Доля прибыли в объеме продаж, %

26

27

31


В течение анализируемого периода в ЗАО Агрофирма «Восток» наблюдается повышение эффективности продаж. Об этом свидетельствует увеличение окупаемости полных затрат предприятия на 17%. Данная ситуация дает нам понять, что стоимость товарной продукции увеличивается более быстрыми темпами, чем коммерческая себестоимость. Следует отметить эффективное использование производственного капитала.

Также одним из показателей, характеризующих экономическую эффективность деятельности предприятия, является рентабельность. Рост рентабельности по капиталу и совокупной рентабельности показывает эффективность производства с точки зрения получения прибыли на единицу затрат по производству и реализации продукции.

Более полная картина о деятельности ЗАО Агрофирма «Восток» представлена с помощью финансовых результатов по сельскохозяйственному производству в таблице 3.

В заключении можно сделать вывод, что ЗАО Агрофирма «Восток» по своим размерам является крупным хозяйством области с углубленным уровнем специализации по производству продукции птицеводства. Хозяйство в достаточной степени обеспечено всеми необходимыми ресурсами. Финансовые результаты деятельности предприятия свидетельствуют о наличии условий для дальнейшего расширения производства. Такому развитию предприятия будут способствовать улучшение использования земли, концентрация производства, рациональное использование производственных фондов и трудовых ресурсов, снижение затрат на производство продукции.




--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Безопасность эксплуатации электрического оборудования открытого распределительного устройства напряжением 330 кB
Реферат Современный рынок, его структура и функции
Реферат Earth
Реферат Инновационные аспекты логистики внешнеэкономической деятельности. Идеология построения единой ин
Реферат Holocaust Timeline Essay Research Paper Holocaust Timeline1933
Реферат Средства лечебной физкультуры применяемые в детском возрасте
Реферат К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке
Реферат Реклама в печатных СМИ: кто сегодня формирует аудитории?
Реферат Алгоритм и сравнительная характеристика использования векселей и складских средств при коммерческом кредитовании
Реферат 1Региональные особенности формирования потребительского рынка
Реферат Особенности работы банков с проблемными кредитами: российский и зарубежный опыт
Реферат Развитие образования в Западной Европе в XVII – XVIII вв.
Реферат 1 вопрос. Понятие арбитражного процесса. Арбитражная процессуальная форма и ее основные черты
Реферат Психологические особенности развития детей первого года жизни
Реферат Устройство автоматической системы регулирования температуры охлаждающей жидкости