Реферат по предмету "Разное"


1. Типы рыночных структур

Содержание Введение………………………………………………………………………...2 1. Типы рыночных структур…………………………………………………...3 2. Совершенная конкуренция………………………………………………….3 - типы конкуренции…………………………………………………………..5 - характерные черты модели………………………………………………...8 - поведение фирмы в краткосрочном периоде…………………………….11 - поведение фирмы в долговременном периоде…………………………...13- положительные и отрицательные стороны конкуренции……………….153. Модель рынка чистой монополии………………………………………....16- теория монопольной цены и оптимизации выпуска монополии……….17 - барьеры для вступления в отрасль………………………………………..19- виды монополий……………………………………………………………23- формы монопольных объединений……………………………………….24 4. Антимонопольное регулирование………………………………………....27 Заключение…………………………………………………………………….34 Список использованной литературы…………………………………………35Введение Когда я выбирала тему курсовой работы, я, прежде, всего, основывалась на том, что нельзя быть хорошим специалистом в сфере экономики, не зная самого главного в ней – основ рынка. И я решила разобраться в этой проблеме, рассмотрев в своей работе две основные крайности рынка – монополию и конкуренцию. Это тема тем интереснее, что практически каждый день мы, так или иначе, сталкиваемся с проявлением конкуренции: конкуренция при устройстве на работу; и монополии: обладание исключительным правом на плоды своей умственной или физической деятельности. Всё это, так или иначе, связано с рынком. И для того, чтобы разобраться в том, что из себя представляют конкуренция и монополия, необходимо, прежде всего, уяснить: что же такое рынок. Возникновение рынка связано с неолитической революцией, которая произошла приблизительно 10 тысяч лет назад и привела к возникновению экономики, а затем и рынка. Первоначально под рынком понималась какая-либо небольшая территория, на которой происходил обмен полезными продуктами. Это были местные рынки, окруженные ремесленными мастерскими и другими зданиями, которые назывались торговыми площадями. Постепенно начал образовываться национальный рынок. С переходом к индустриальной стадии производства местный рынок перестал удовлетворять запросы товаропроизводителей и покупателей и начал образовываться рынок в пределах одной страны. В настоящее время наряду с местными и национальными рынками существует мировой рынок, который охватывает все страны и континенты. ^ 1. Типы рыночныхструктур В современной экономической теории принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную и несовершенную конкуренцию, включающую в себя три рыночных модели: 1. ^ Модель рынка чистой монополии. Представляет вариант полностью монополизированного рынка, когда данный продукт производит и реализует одна единственная фирма. По сути, здесь конкуренция как таковая отсутствует.2. ^ Модель рынка олигополии. Рассматривает рынок, на котором господствуют несколько крупных фирм, вступающих в различные виды сговора между собой. На этом рынке идёт конкурентная борьба, но между монополиями, образуя своеобразные формы этой борьбы, включая так называемую ценовую конкуренцию.3. ^ Модель рынка монополистической конкуренции. На этом рынке функционируют предприятия, имеющие оптимальные масштабы производства, а их количество таково, что создаётся возможность для практической реализации главных принципов совершенной конкуренции. О существовании модели совершенной конкуренции в сегодняшних условиях можно говорить только с теоретической точки зрения, как о явлении, делающим для нас более понятным процессы ценообразования, поведения фирмы и функционирования рыночной модели. Совершенная конкуренция является довольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют).^ 2. Совершенная конкуренция Модель рынка чистой конкуренции разработана А.Маршаллом. В её основе лежит идея автоматического функционирования рыночного механизма, та самая идея "невидимой руки", которую впервые как целостную систему выработал А.Смит. Все участники рынка руководствуются исключительно своими личными, эгоистическими интересами. Однако реализовать свои интересы они могут лишь при условии, что их контрагенты также найдут способ удовлетворения своих интересов. Результатом столкновения этих интересов и будет рыночное равновесие. Модель рынка совершенной конкуренции является прекрасной основой для анализа механизма рынка, ценовой конкуренции в их чистом виде. Конкуренция (от латинского «concurrere» - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров. Конкуренция — это не просто соперничество за более прибыльное приложе­ние капитала. Это, как пишет Фридрих фон Хайек, «процедура открытия таких факторов, которые без обращения к ней оставались бы никому неизвестными или, по меньшей мере, неиспользуемыми». Как выяснить, что сегодня нужнее потреби­телю, как лучше, с меньшими затратами решить проблемы удовлетворения по­требностей людей? Это позволяет сделать конкуренция. Успех в конкурентном процессе принадлежит тому, кто сможет обнаружить новые товары, новые техно­логии, новые потребности. Конкуренция - это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочён и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену. Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху лишь в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и о расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем са­мым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Побудительной причиной конкуренции служит комплекс непременных условий развития рынка:1) основные параметры состояния рынка: - число продавцов; - барьеры входа и выхода из рынка; - независимость субъектов рынка друг от друга; - возможность товаровладельца устанавливать рыночную цену.^ 2) полная хозяйственная обособленность каждого владельца товаров определённого вида;3) зависимость положения продавцов и покупателей от рыночной цены, которая складывается под воздействием массового спроса и предложения; Неизбежным следствием данных условий является опора на собственные силы и рыночное соперничество за место на рыночном пространстве. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. Конкурентная борьба за экономическое выживание и процветание – экономический закон рыночного хозяйства.^ Типы конкуренции:1) функциональная – конкуренция определённого товара;2) видовая (по цене и качеству);3) межфирменная (среди отдельных предприятий, фирм);4) внутриотраслевая и межотраслевая. Исторически конкуренция сформировалась и выступает в двух формах - внутриотраслевой и межотраслевой.^ Внутриотраслевая конкуренция выявляет и устанавливает общественную или рыночную стоимость товаров. Предприятия с более высоким техническим уровнем и более высокой производительностью труда получают дополнительную прибыль и вытесняют, таким образом, с рынка неконкурентоспособные предприятия. В целом, можно сказать, что внутриотраслевая конкуренция стимулирует научно-технический прогресс.^ Межотраслевая конкуренция - это борьба между предприятиями различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли. Она выражается в переливе капитала из одной отрасли, имеющей более низкую норму прибыли, в другую - с более высокой нормой прибыли. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создает условия для динамического равновесия, что обеспечивает получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, где он вложен. Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.^ Основные методы добросовестной конкуренции: - повышение качества продукции; - снижение цен; - реклама; - развитие до- и послепродажного обслуживания; - создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР.^ Основные методы недобросовестной конкуренции: - подделка продукции конкурента; - подкуп и шантаж; - обман потребителей; - махинации с деловой отчётностью; - валютные махинации; - сокрытие дефектов. Конкуренция может быть ценовая и неценовая. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счёт снижения издержек производства, либо за счёт уменьшения прибыли. Крупные фирмы могут себе позволить на некоторое время вообще оказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешёвой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надёжностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов симулирования сбыта. Ниже приведены некоторые методы и способы, которые используют компании при неценовой конкуренции: а) компании могут давать товару оригинальное фирменное наименование и рекламировать его; б) фирмы могут использовать привлекательную упаковку; в) рестораны и другие организации, предоставляющие услуги, могут вводить лучшую систему обслуживания; г) магазины розничной торговли украшают свои помещения, чтобы последние привлекали покупателей; д) организации могут в определённые дни вместе с покупкой товара давать к нему в придачу какой-нибудь подарок, специальные заказы или наборы, разыгрывать лотереи по номерам чеков; е) многие объединения и особенно фирмы, торгующие недвижимостью, могут предлагать более выгодные и простые условия покупки в рассрочку. Таковы наиболее часто встречающиеся способы неценовой конкуренции. В условиях неограниченной конкуренции экономика функционирует с максимально возможной эффективностью. Ни один производитель не может получить доход путем увеличения цен, а только посредством сокращения издержек производства. Свободный доступ туда, где имеются высокие прибыли, позволяет расширять производство и снижать цены. Всякое изменение желаний потребителей сообщается производителю посредством изменения цен на товары. Эти изменения отражаются на цене факторов производства, которые, таким образом, привлекаются в одни отрасли или устраняются из других. Экономике не угрожает недоиспользование факторов производства: последние подвижны и перемещаются из сфер производства, от которых отворачивается потребитель, к тем сферам, куда устремляется спрос. Конкуренция тех, кто ищет факторы производства, влечет за собой установление уровня процентной ставки, благоприятного для тех, кто стремится к сбережениям. Высокий процент поощряет сбережения за счет текущего потребления. Таким образом, высвобождаются средства для инвестиций. Ни одна экономическая единица не располагает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на рынок и цены. Нет господства частной экономической власти и злоупотребления ею. Для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции в западной экономической литературе используется теория английского ученого, авторитета в области конкуренции, М.Е. Портера, известная под названием «модель пяти сил конкуренции», согласно которой выделяются пять конкурентных сил:1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкуренто­способных с точки зрения цены.3. Угроза появления новых конкурентов.4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.5. Экономические возможности и торговые способности покупателей. Модель пяти сил конкуренции М.Е. Портера является концептуальным средст­вом для формулирования и диагностики принципиальных структурных схем кон­курентных сил. Использование этой модели - действительно простой путь пони­мания сложной проблемы. Пять сил конкуренции определяют, в конечном счете, условия, в которых функ­ционирует каждый конкурентный рынок и составляющие его экономические еди­ницы. Совершенная конкуренция имеет ряд характерных признаков:^ 1) наличие большого числа независимо действующих продавцов. Примером могут послужить рынки сельскохозяйственных товаров.2) конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции или рекламе. Свободное соперничество характеризуется сравнительно мирными методами. Оно сводится к экономическому подавлению соперника главным образом методом ценовой конкуренции (сбивания цен). 3) отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. 4) новые фирмы могут свободно входить, а существующие – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и др., которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Проанализируем рынок чистой конкуренции во взаимосвязи с ценой спроса. Как известно, цена на рынке определённого продукта устанавливается и изменяется под влиянием поведения всех товаропроизводителей. Общее состояние спроса находит своё выражение в том, что кривая общего (отраслевого) спроса обладает эластичностью по цене. Кривая рыночного отраслевого спроса является нисходящей кривой, что указывает на зависимость объёмов производства от цены, устанавливаемой в результате конкуренции всех предприятий, связанных с рынком данного вида продукции. Рис.1 Кривые отраслевого спроса и спроса отдельного предприятияНа рисунке 1 представлены две кривые спроса. Одна из них Dотраслвыражает зависимость изменения величины общего спроса от динамики цен на отдельном отраслевом рынке, другая кривая Dпредпр представляет совершенную эластичность спроса на данный вид продукции для отдельно взятого предприятия. Горизонтальное положение данной кривой указывает на отсутствие возможности у отдельного предприятия влиять на изменение рыночной цены. Данное обстоятельство вызвано тем, что, сколько бы ни расширяло предприятие выпуск продукции, его доля на рынке остаётся недостаточной для того, чтобы повлиять на цену, вызвать её изменение. Поэтому и кривая спроса, располагаясь горизонтально, свидетельствует о том, что цена спроса для предприятия является постоянной и заданной рынком величиной В положении фирмы на чистоконкурентном рынке имеются уникальные особенности: здесь цена постоянна и потому всегда равна среднему доходу и предельному доходу, т.е. P = AR = MR, где AR = TR/Q, ^ MR = ∆TR/∆Q. Поскольку цена (P) фиксирует кривую спроса (D), то в модели чистой конкуренции, где кривая спроса совершенно эластична, спрос равен цене, т.е. P = D = AR = MR. Такое равенство присуще только модели чистоконкурентного рынка.^ Равновесие чистоконкурентной фирмы рассматривается в двух вариантах:1. Краткосрочный период. Здесь сравнение идёт по следующим двум способам:а) сравнение валового дохода (TR) и общих издержек (ТС). Этот метод показывает, что фирма может продолжать функционировать, если: - валовой доход больше общих издержек (TR > TC), т.е. фирма имеет экономическую прибыль; - валовой доход равен общим издержкам (TR = TC), т.е. фирма полностью возвращает свои затраты как внешних, так и внутренних издержек производства, включая нормальную прибыль; - убыток меньше постоянных валовых издержек.б) сопоставление предельного дохода и предельных издержек. Этот метод позволяет показать механизм оптимизации валового дохода и выпуска и даёт оценку эффективности фирм. Для чистоконкурентной фирмы, где предельный доход равен цене (MR = P), этот метод сравнения означает сравнение цены и предельных издержек. Известно, что фирма стремится не просто к увеличению валового дохода, а к увеличению экономической прибыли как разницы между валовым доходом и общими издержками (EP = TR - TC). Понятно также, что для этого цена должна быть выше затрат на производство каждой единицы выпуска, т.е. цена должна быть больше, чем средние общие издержки (P > ATC). Динамика средних общих издержек (ATC) подчиняется динамике предельных издержек (MC), т.е. затрат, связанных с выпуском ещё одной дополнительной единицы продукции. Пока выпуск дополнительных единиц продукции или пока расширение производства обходится дешевле, чем существующие цены, а средние общие издержки убывают, до тех пор масса экономической прибыли будет увеличиваться. Но как только затраты на расширение производства превысят уровень цены, масса получаемой экономической прибыли начнёт сокращаться. Отсюда формулируется одно из самых фундаментальных положений микроэкономики: условием максимизации массы прибыли является равенство предельного дохода и предельных издержек, т.е. MR = MC. Если MC MR, то масса экономической прибыли также меньше максимально возможной величины вплоть до её исчезновения и превращения в отрицательную величину.^ Равенство MR = MC является точным ориентиром максимизации массы прибыли для фирм, функционирующих в любых рыночных структурах. Особенность чистоконкурентного рынка лишь в том, что здесь предельный доход равен цене и потому данное основополагающее правило максимизации прибыли в условиях свободной конкуренции включает равенство предельного дохода, предельных издержек и цены: MR = MC = P. Рис.2 Сопоставление предельного дохода и предельных издержек При высокой цене Р1 имеется экономическая прибыль как разница между ценой (Р) и средними общими издержками (АТС). Границами являются точки равенства цены и средних общих издержек (Р = АТС), т.е. точки А и В. Отрезок АВ показывает прибыль, получаемую фирмой. Равенство предельных издержек и средних общих издержек (МС = АТС), т.е. точка С, показывает максимум экономической прибыли в расчёте на единицу выпуска. Сумма прибыли растёт до тех пор, пока она не сравняется с ценой. Максимум прибыли – К – достигается при равенстве предельных издержек с ценой и предельным доходом. Отрезок кривой МС выше точки N – точки пересечения МС с АVС принято называть кривой предложения фирмы.2. ^ Долговременный период. Совершенная конкуренция помогает распре-делить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда P = MC. А так как MR = MC, а AR = P, то P = AR = MR. Фирма максимизирует прибыль в точке касания кривых предельной выручки MR и предельных издержек MC. Это означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не сравняются с ценой, по которой его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Основным критерием оценки эффективного или неэффективного действия является критерий Калдора-Хикса, согласно которому экономическое действие является эффективным, если положительные результаты от него в виде потребительского излишка и прибыли производителей превышают его возможные отрицательные результаты.Рис.3 Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периодеВ условиях совершенной конкуренции цена спроса является для фирмы заданной величиной. Кривая спроса с точки зрения фирмы выглядит как кривая рыночной цены или MR (рис.3). Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (AТC > P), то любая продукция была бы экономически убыточной, и фирма вынуждена была бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были бы ниже кривой спроса и соответственно цены (AТC Итак, в долговременном периоде равновесная цена чистоконкурентной фирмы равняется минимуму средних общих издержек, т.е. Pч/к= min ATC, где Pч/к- равновесная цена чистоконкурентной фирмы в долговременном периоде. Одновременно эта цена (Р) равняется предельному доходу (MR) и среднему доходу (AR), т.е. Рч/к= MR = min ATC. Этим выясняется ещё одно фундаментальное положение теории совершенной конкуренции: границей эффективности чистоконкурентной фирмы является получение нормальной прибыли при отсутствии экономической прибыли. Это - низшая граница эффективности чистоконкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Теперь выясняется, что это и высшая её граница, а точнее - нормальная граница эффективности чистоконкурентной фирмы в долговременном периоде.^ Положительные и отрицательные стороны конкуренции. Лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек обозначил такую положительную сторону конкуренции, как способность к вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращению диктата производителей по отношению к потребителю. Однако с конкуренцией связаны такие негативные стороны её проявления, как разорение, обнищание определённой части населения, безработица, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д. Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть чётко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким общественным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона и т.д. Чистая конкуренция не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса. Также совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономический независимости, с другой – стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведёт к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополия – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.^ 3. Модель рынка чистой монополии.Монополия (от греческого «mono» - один и «poleo» - продаю) – исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия в чистом виде может существовать там, где устранена всякая конкуренция, то есть там, где бы она охватывала предложение всех экономических благ. Таким образом, монополия предполагает господство одного производителя только в отдельно взятой отрасли, где он полностью контролирует объем предложения товара, что позволяет устанавливать цены, которые принесут максимум прибыли. Издержки монополиста и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту устанавливать произвольно высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства, исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать по более высокой цене и производить в меньшем объеме по сравнению с условиями совершенной конкуренции. Монополист, устанавливая цену более высокую, чем средняя стоимость, стремится к получению прибыли выше нормы. Цена будет тем выше, чем меньше для монополиста угроза появления конкурентов и меньше эластичность спроса. В некоторых случаях монополист, когда имеется эластичный спрос, стремится увеличить прибыль, снижая цены, с тем чтобы увеличить спрос. Объем производства при монопольной ситуации имеет тенденцию к такому уровню, когда предельная стоимость ниже цены, тогда как при конкуренции производство стремится к такому уровню, когда предельная стоимость равна цене. Заниженная стоимость обеспечивает монополисту объем производства выше, чем у фирм-конкурентов. Отсюда можно заключить, что лучшим средством против ограничительной практики является не столько поиск конкурентных структур, сколько стимулирование расширения производства монополиста до такой точки, где его цена сравняется с предельной стоимостью.^ Теория монопольной цены и оптимизации выпуска монополии. Монополия может увеличивать спрос, только снижая цены. Отсюда и возникает наклон кривой монопольного спроса, которая одновременно является и кривой цены. Этим монопольный спрос отличается от спроса на чистоконкурентном рынке, где цена – величина постоянная для фирмы, а кривая спроса горизонтальна. В модели чистой монополии цена всегда превышает предельный доход (MR) – выручку за каждый последующий проданный товар, т.к. следующая продажа происходит по более низкой цене. Отсюда кривая MR лежит ниже кривой спроса D(P). Максимум экономической прибыли (EP) достигается при равенстве предельного дохода и предельных издержек (MR = MC) – точка А. Пока MC MR , появляется убыток при реализации последующего товара, а общая сумма прибыли начинает снижаться. Таким образом, максимальную экономическая прибыль чистая монополия получает при выпуске, ориентированном на равенство предельного дохода и предельных издержек. Минимум затрат на весь объём выпуска достигается при равенстве предельных издержек и цены (MC = P) – на графике это точка В. Если MC P, то АТС соответственно возрастают. Qmon и Pmon фиксируют уровень оптимизации, отвечающий интересам предпринимателя, а Qopt и Popt фиксируют уровень оптимизации, отвечающий интересам общества, потребителей. Интересы предпринимателя и общества не совпадают. Максимум экономической прибыли достигается предпринимателем при меньшем объёме выпуска (Qmon)и при более высокой цене (Pmon). Чистая монополия возникает на базе рыночной экономики и функционирует по её законам. Следует также учитывать существующее во всех странах антимонопольное законодательство. Иное дело – монополия в условиях административно-командной системы. Такая монополия базируется на государственной собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита. Существенным признаком административно-командной системы является прямое распределение всех основных ресурсов, что также служит мощным подспорьем административной монополии. Административной монополии не грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство большинства из них курируется прямо или косвенно данным министерством. Таким образом, административная монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной властью, нежели экономическая монополия.^ Барьеры для вступления в отрасль. Выделяют следующую классификацию барьеров, используемых монополией для ограничения проникновения на рынок потенциальных конкурентов:1. ^ Масштабы производства. Это - постоянный ограничитель. Даже для открытия небольшого предприятия нужен какой-то начальный капитал. В этом смысле любой предприниматель, любой владелец капитала является монополистом в сравнении с большинством людей, которые не обладают капиталом, размеры которого были бы достаточны для открытия "своего дела".2. Так называемые легальные барьеры. Как правило, они связаны с регулирующей деятельностью государства. Однако, получив от государства ту или иную льготу, фирма становится монополистом, а льгота превращается в барьер, который не могут преодолеть потенциальные конкуренты. Различают многие виды легальных барьеров, среди которых можно выделить следующие:Лицензирование. Лицензия - официальное разрешение на осуществление какого-либо вида деятельности в течение установленного срока и на определённых условиях. Виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии, определяются, как правило, решениями центральных ведомств и правительства или даже актами органа законодательной власти.Квотирование. Квота - доля в производстве или сбыте, а также ограничение объёма производства или сбыта.Патентование. Патент - свидетельство на право исключительного пользования открытием, изобретением и т.п. или на право заниматься, например, торговлей, промыслом и т.п. Патенты, как правило, имеют срок действия, по истечении которого исключительность права утрачивается. В качестве разновидностей легальных барьеров могут рассматриваться налоги, тарифы, пошлины, запреты санитарные, экологические, региональные ограничения и т.п.3. ^ Собственность на важнейшие виды ресурсов. Этот фактор - один из самых надёжных для установления монопольного положения в производстве или на рынке. В первую очередь к нему относится обладание ограниченными природными ресурсами, такими как месторождения полезных ископаемых, водные источники и пути, уникальные леса, почвы и т.п. Ограниченными ресурсами являются высокая квалификация людей, владение редкими профессиями, талант, мастерство и т.п. Монопольными свойствами обладают объединения работников по профессиям - профсоюзы горняков, докеров, авиадиспетчеров и т.п. Безусловно, монопольным является обладание редкими произведениями искусства, старины и т.д.4. ^ Нечестная конкуренция. Это - агрессивные действия в отношении имеющихся или возможных конкурентов, осуществляемые, как правило, в нарушение действующего законодательства и моральных норм общества. В большинстве стран методы нечестной конкуренции запрещены законом, а их применение является уголовно наказуемым. Однако на деле трудно доказывается отношение того или иного деяния к методам нечестной конкуренции. Как показывает богатая практика противостояния монополий, нет таких методов, которые не были бы применены к конкуренту, если идёт борьба за получение сверхприбыли. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объём производства, то монополист может также и назначать цену. Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции P = MR, то на монополизированном рынке P > MR. Принято считать, что монопольные цены – самые высокие. Действительно, они, как привило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. Рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы. В зависимости от количества цен, назначаемых монополистом за предлагаемые товары, Р.Барр выделяет простую и дискриминационную монополии. В условиях простой монополии монополист назначает лишь одну цену для всех. При дискриминационной монополии монополист назначает несколько цен. Дискриминация возникает тогда, когда монополист в течение одного периода предлагает покупателям или группам покупателей один и тот же товар по разным ценам. Различают четыре типа дискриминации: а) личная. Она связана с тем, что люди имеют различные доходы. Например, места в театре стоят дороже в партере, нежели в других местах зала. б) материальная. Она основывается на использовании продаваемых товаров и услуг. Это может быть различный тариф для промышленного и домашнего пользования электричеством. в) дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть её заключается в различных условиях покупки товара оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, всегда выше, чем на те товары при оптовых закупках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать с увеличением пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих. г) географич


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Как устроить аквариум для африканских цихлид
Реферат Индивидуализация в учебно-воспитательном процессе
Реферат Характеристика ассортимента и потребительских свойств мебельных товаров
Реферат В.М.Бехтерев – основоположник отечественной медицинской психологии
Реферат Роман о русской революции Борис Пастернак. Доктор Живаго
Реферат Саратовская духовная семинария и ее роль в преобразовании культурного пространства губернского города
Реферат Взаимодействие нового полиамфолита на основе этил 3-аминокротоната и акриловой кислоты с ионами стронция
Реферат Michelangelo Buonarroti The Artist Essay Research Paper
Реферат Автоматизированная информационная система методического обеспечения внедрения фгос нового поколения
Реферат Концепция атомизма. Античность и современность
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 12
Реферат Оформление патентных прав на объект хозяйственной деятельности папка-скоросшиватель со съёмным кольцевым механизмом
Реферат Понятие и сущность кредитной организации
Реферат Социально-экономическое развитие современной Китайской Народной Республики
Реферат Убережемся ли от новых цунами?