Реферат по предмету "Экономика"


Государственное регулирование агропромышленного комплекса

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)
ФакультетЭкономический
Кафедра Экономическойтеории и государственного управления
Специальность080504 – Государственное и муниципальное управление
КУРСОВАЯРАБОТА
На тему
Государственноерегулирование агропромышленного комплекса
Подисциплине «Государственное регулирование экономики»
Благовещенск2011г.

РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 36 с., 5 таблиц, 1 рисунок, 24 источника.
Аграрно — промышленный комплекс, государственноерегулирование, направления, методы, механизмы, стратегия развития
Объектом исследования данной работы является аграрно — промышленный комплекс.Цель работы – рассмотреть и проанализировать направления, методы и конкретныемеханизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса. Цель работы обусловила решениеследующих задач: во-первых, рассмотреть состав аграрно промышленного комплекса,цели и задачи его развития; во-вторых,рассмотреть направления,методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленногокомплекса; в-третьих, рассмотретьи проанализировать современное состояние аграрно промышленного комплекса и стратегиюего развития.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития
2 Направления, методы, конкретные механизмы государственного регулированияаграрно – промышленного комплекса России
2.1 Направления государственного регулирования аграрно – промышленногокомплекса
2.2 Методы государственного регулирования аграрно – промышленногокомплекса
2.3 Механизмы государственного регулирования аграрно – промышленногокомплекса
3 Современное состояние аграрно-промышленного комплекса России истратегия его развития   
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темызаключается прежде всего в том, что агропромышленный комплекс (АПК) являетсяодним из важнейших комплексов национальной экономики. На его долю приходитсяболее 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов.От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степенизависит уровень жизни населения.
Кроме того, агропромышленныйкомплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны ивключает три сферы связанных между собой отраслей: совокупность отраслейпромышленности, обеспечивающих сельское хозяйство, пищевую и мясо-молочнуюпромышленность, заготовительную систему средствами производства;непосредственно сельскохозяйственное производство; совокупность отраслей ипроизводств, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение и переработкусельскохозяйственного сырья.
Для его развития требуется разработка долговременныхпрогнозов и программ. Снижение зависимости страны в продовольственной сферепредполагает разработку общей концепции и программы национальной безопасностистраны, где необходимо обосновать продовольственную независимость страны, уровеньучастия России в мировом производстве и распределении продукции. Особенно этоактуально для вступления России в Всемирную торговую организацию.
Многоукладность в аграрном секторе экономики, переходк рыночным принципам распределения продукции, формирование свободного рынкаматериально-технических ресурсов и принятый законопроект об обороте земельсельскохозяйственного назначения будут способствовать эффективностифункционирования АПК и обеспечению продовольственной безопасности.
Объектом исследования данной работы является аграрно — промышленный комплекс России. Предметом исследования является государственное регулирование аграрно — промышленного комплексаРоссии.
Цель работы – рассмотреть и проанализироватьнаправления, методы и конкретные механизмы государственного регулированияагропромышленного комплекса России.
Цель работы обусловила решение следующих задач:
· рассмотретьсостав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития;
· рассмотретьнаправления, методы и конкретные механизмы государственного регулированияагропромышленного комплекса;
· рассмотреть ипроанализировать современное состояние аграрно-промышленного комплекса и стратегиюего развития.
В работе были применены следующие методы исследования:метод диалектической логики, сравнительный метод, статистический метод,описание, системный и графический.
Проблемой государственного регулированияаграрно-промышленного комплекса занимались такие ученые, как Антонова Н.Б.,Бабашкина А.М., Кушлин В.И., Морозова Т.Г., Орешин В.П., Петров А.Н.,Самофалова Е. В., Ходов Л.Г., Галиновская Е.А., Калина С.В., Карпенко Г. С.,Круглов В.Н..
При написании данной курсовой работы были использованынормативно-правовые акты: Федеральный закон № 101-ФЗ от 24.07. 2002 «Об оборотеземель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон № 100-ФЗ от17.07.1997 «О государственном регулировании агропромышленного производства»,Постановление Правительства России № 446 от 14.07.2007 «Об утвержденииГосударственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынковсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы».
Также в работе использована аналитическая истатистическая информация, размещенная на официальном сайте Министерствасельского хозяйства Российской Федерации, о ходе реализации Приоритетногонационального проекта «Развитие АПК», Федеральной целевой программы «Социальноеразвитие села до 2012 года», Государственной программы развития сельскогохозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия на 2008-2012 годы.
аграрный промышленныйкомплекс регулирование

1 СОСТАВ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИЕГО РАЗВИТИЯ
Аграрно-промышленный комплекс является жизненно важнымдля страны сектором экономики. В АПК создается около 30% ВВП, потребительскийрынок на 75% формируется за счет продовольствия и товаров, изготовленных изсельскохозяйственного сырья.
Агропромышленный комплекс национальной экономикипредставляет собой совокупность технологически и экономически взаимосвязанныхотраслей, общей конечной целью деятельности которых служат наиболее полноеудовлетворение потребностей населения в продовольствии и потребительскихтоварах из сельскохозяйственного сырья, обеспечение продовольственнойбезопасности, коренное изменение условий жизни и труда сельского населения наоснове роста эффективности функционирования комплекса[1].
АПК являетсясложной биотехнологической системой. В его основной сфере — сельском хозяйстве- используются важнейшие средства производства естественного происхождения — земля, вода и др. Природно-климатические и метеорологические условия оказываютбольшое влияние на результаты хозяйственной деятельности, обусловливаютрисковый характер производства в сельском хозяйстве.
Сельское хозяйство — капиталоемкое и энергоемкоепроизводство, поэтому эта отрасль наименее привлекательна для инвесторов ипредпринимателей. Государственное регулирование и поддержка устойчивогоразвития АПК выступают объективной необходимостью рыночной экономики.
АПК — сложная социально-экономическая система. Онавключает предприятия, принадлежащие к разным формам собственности ихозяйствования, имеющим многообразные потребности и интересы.
Государственное регулирование должно обеспечитьцеленаправленное эффективное функционирование АПК как единого целого на основесогласования интересов, равноправия субъектов всех форм хозяйствования.
Аграрная политика страны должна быть направлена наразвитие устойчивого и конкурентоспособного агропромышленного производства,способствующего продовольственной безопасности страны, сближению качества жизнии социальной инфраструктуры сельского и городского населения.
Исходя из многообразия природно-экономических условий,необходим дифференцированный подход к формированию социально-экономическойполитики по отношению к отдельным регионам и рациональному размещениюпроизводства. Изменения в традиционно сложившемся размещении и специализации агропромышленногопроизводства происходят как под воздействием рыночных отношений, так имеханизмов их регулирования на основе отраслевых и территориальных целевыхпрограмм.
В долгосрочной перспективе целью развития АПК являетсяформирование устойчивого и эффективного сельского хозяйства и других отраслей,обеспечивающих насыщение рынка качественным продовольствием, доступным для всехгрупп населения, и продовольственную безопасность страны.
Первоочередная задача — восстановление АПК до уровняконца 80-х — начала 90-х гг. XX в.,снижение продовольственной зависимости от импорта при повышении среднедушевогопотребления населением продовольствия, создание организационно-экономическихусловий для рентабельной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей ипредприятий перерабатывающей промышленности.
К основнымнаправлениям, обеспечивающим развитие АПК, относятся следующие:
• формирование механизма функционирования АПК,основанного на сочетании рыночных принципов и государственного регулирования;
• усиление роли науки и научно-технического прогрессав повышении эффективности АПК и его конкурентоспособности;
• проведение протекционистской внешнеэкономическойполитики, создающей благоприятные условия для товаропроизводителей наотечественном рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
• осуществление земельных институциональныхпреобразований, направленных на повышение эффективности использованияпроизводственного потенциала АПК, развитие интеграционных процессов икооперации;
• коренное изменение социальной политики на селе,направленной на повышение доходов сельского населения, развитие социальнойинфраструктуры на селе[2].
Нужен новый подход к социальному развитию села,которое должно рассматриваться не только как территория, связанная ссельскохозяйственной деятельностью, но и как среда обитания и приложения трудаего жителей, обладающих возможностью заниматься и другими видами деятельности ииметь условия жизни наравне с городскими жителями.
При разработке государственных прогнозов и целевыхпрограмм развития АПК страны обычно подразделяют на три сферы.
·  Сфера1 — совокупность отраслей промышленности, обеспечивающих сельское хозяйство,пищевую и мясо-молочную промышленность, заготовительную систему средствамипроизводства;
·  Сфера2 — непосредственно сельскохозяйственное производство;
·  Сфера3 — совокупность отраслей и производств, обеспечивающих заготовку,транспортировку, хранение и переработку сельскохозяйственного сырья. Обслуживаниепроцесса воспроизводства во всех сферах АПК осуществляется отраслямипроизводственной инфраструктуры. В составе АПК выделяются подкомплексы — зерновой, животноводческий и др.

2 НАПРАВЛЕНИЯ, МЕТОДЫ, КОНКРЕТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
2.1 Направления государственного регулирования аграрнопромышленного комплекса
В современной западной экономике сельское хозяйствокак одну из важнейших сфер экономики активно поддерживает государство. В этойобласти производства главный принцип свободного рынка, а именно соотношениеспроса и предложения, дополняется активным государственным регулированием.
Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваютсяминимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самымпроизводители защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынокограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системыдополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питаниязаметно выше цен мирового рынка.
Затраты в связи с проведением аграрной политики несетгосударственный бюджет. Регулирование развития АПК в рыночной экономикемногоаспектно. Поддержка со стороны государства сельскохозяйственныхпроизводителей оказывается во всех развитых странах. Например, в Германии,Канаде, США, Франции государство вкладывает от 42 до 52% затрат на производствосельскохозяйственной продукции, в скандинавских странах — от 60% до 80%. ВРоссии в поддержку сельского хозяйства вкладывается 1,4% всего государственногобюджета[3].
В странах Европейского союза функционирует системагосударственных закупок сельскохозяйственных продуктов, регулируются экспорт иимпорт продовольствия, устанавливаются квоты на производство основныхсельскохозяйственных продуктов, применяются гарантированные цены,обеспечивающие стабилизацию рынка продовольствия, субсидируются мероприятия пореконструкции системы переработки и реализации продукции, оказывается помощь всоздании инфраструктуры, обустройстве сельской местности и охране окружающейсреды. Бюджетные субсидии в странах ЕС составляют более 50% общего дохода фермерскихсемей.
В России регулирующие функции государства должныосуществляться по следующим направлениям[4].
1. Создание законодательной базы, правовое обеспечениерегулирования. Законодательная база государственного регулирования АПКсущественно подкреплена Земельным кодексом РФ и Федеральным законом «Об оборотеземель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ. Государственное регулирование должно быть направлено на предотвращениеотрицательного воздействия монопольных структур[5].
В России в процессе осуществления аграрной реформысложились сильно монополизированные ресурсный, сырьевой, продовольственныйаграрные рынки. Монополизм смежных отраслей АПК, большое количество посредниковпри невмешательстве государства привели к резкому диспаритету цен,перераспределению созданного в сельском хозяйстве валового дохода в пользумонополистов, посредников и в итоге к суженному воспроизводству в базовойотрасли АПК.
2. Формирование конкурентной среды на всех аграрныхрынках. Это будет способствовать перераспределению конечного дохода АПКпропорционально затратам всех его звеньев. Кроме того, необходимазаконодательная основа для усиления роли государства в регулированиидеятельности предприятий энергетического комплекса, транспорта, связи, чтобыликвидировать диспаритет цен.
3. Поддержка устойчивости развития АПК, созданиеусловий для адаптации товаропроизводителей к рыночным условиям. Важной функциейгосударственного регулирования в этой связи является поддержание устойчивогоспроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье.
Государствоспособствует образованию платежеспособного спроса населения, воздействуя наформирование доходов основных групп населения, через регулирование системы ценна продукцию АПК, государственный заказ, закупки продовольствия в федеральные ирегиональные фонды.
4. Проведение политики разумного протекционизма,обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенныхтарифов, налогов на импортируемые продовольственные товары.
5. Создание благоприятного климата для иностранныхинвесторов, образование совместных предприятий АПК, предоставлениегосударственных гарантий для иностранных кредиторов при импорте передовыхтехники и технологии.
6. Финансирование ключевых направлений науки попроблемам АПК, участие в финансировании инвестиционных проектов по созданиюновых технологий, отвечающих мировым стандартам.
2.2 Методы государственного регулирования аграрно- промышленного комплекса
Основными конкретными методами, применяемыми дляобоснования прогнозных показателей развития АПК, являются:
• программно-целевой;
• балансовый;
• нормативный.
Программно-целевое планирование развития АПК. Отечественная многолетняя практика,современный опыт программно-целевого планирования агропромышленной сферы взарубежных странах выработали механизм такого регулирования. В США в рамкахцелевых программ АПК, финансируемых из федерального бюджета, ежегодновыделяются на поддержку аграрной сферы десятки миллиардов долларов, не считаясумм, предоставленных на субсидирование закупочных цен и кредитование оборотныхсредств.
Ваграрно-промышленном комплексе России разработаны и утверждены конкретныеотраслевые программы «Зерно», «Молоко», «Лен», «Повышение плодородия почвы» идр. Правительством РФ утверждена федеральная комплексная программа «Социальноеразвитие села на период до 2010 года»[6]. Кроме того, утвержденыведомственные программы: «Создание Единой системы информационного обеспеченияагропромышленного комплекса России (2008 — 2010 годы)», «Развитие льняногокомплекса России на 2008-2010 годы», «Развитие производства и переработки рапсав Российской Федерации на 2008 — 2010 годы», «О неотложных мерах по борьбе сподкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота отгиподерматоза в Российской Федерации на 2008-2010 годы».
Балансовый метод. Для обеспечения пропорциональности в развитии отраслей АПКразрабатывается система балансов АПК. С ее помощью обеспечивается балансоваяувязка объемов производства сельскохозяйственной продукции сматериально-техническим оснащением сельского хозяйства, объемов переработкисельскохозяйственной продукции с мощностями перерабатывающей промышленности,капитальными вложениями на развитие отраслей АПК.
Система балансов АПК включает: материальные балансыпроизводства и использования основных продуктов сельского хозяйства (балансзерна, мяса и др.), балансы производственных мощностей, межотраслевой балансАПК и др. С помощью динамической модели, разработанной применительно к АПК,обеспечиваются межотраслевая увязка и сбалансированное развитие отраслей и сферАПК, а также можно определить потребность АПК в капитальных вложениях, трудовыхи материальных ресурсах.
Объемы производства продукции АПК в долгосрочнойперспективе определяются задачами обеспечения потребностей населения страны впродуктах питания и непродовольственных товарах в соответствии с научнообоснованными нормами потребления высокого качества продукции и расширения ееассортимента.
Для обоснования общих объемов производства продукцииАПК используются следующие данные прогноза:
• численности населения, его демографическойструктуры;
• натурально-вещественной структуры фонда потребления,научно обоснованных норм потребления продуктов питания, рациональных нормпотребления непродовольственных товаров;
• изменения структуры потребления в зависимости отизменения доходов населения и цен на потребительские товары;
• экспорта и импорта сельскохозяйственной ипромышленной продукции с учетом прогноза мировых цен.
Нормативный метод. Для определения объемов и структуры потребностей в продукциисельского хозяйства используются рекомендуемые рациональные нормы потребленияпищевых продуктов и непродовольственных товаров на душу населения.
В планировании сельскохозяйственного производстваиспользуются нормы затрат материальных ресурсов семян, кормов, удобрений и др.

2.3 Механизмы государственного регулирования аграрно-промышленного комплекса
Регулирование цен в АПК. Цены — один из основных элементов врыночной экономике. По российскому законодательству любой хозяйствующий субъектможет повышать цену независимо от массового спроса, цен на другие товары, насредства производства и т.п. Либерализация цен в России привела к сокращениюкак предложения, так и спроса, а также к диспаритету цен. Необходимоликвидировать диспаритет между потребительскими ценами и уровнем оплаты труда.Требуется урегулирование диспаритетов цен по основным ценообразующим звеньямАПК: энергоносители — транспортные тарифы — продукция машиностроения для АПК — услуги для села — сельскохозяйственное сырье — переработка, торговля продуктамипитания[7].
Диспаритет цен проявляется в двух формах:
• в завышении цен поставщиков товаров и услуг длясельского хозяйства по отношению к уровню издержек, при котором возможнорасширенное воспроизводство;
• в занижении закупочных цен на продукцию сельскогохозяйства ниже уровня покрытия издержек и обеспечения необходимойрентабельности.
Например, начиная с 1995 г. цены на пахотный трактор «ДТ-75» выросли в 20 раз, на зерноуборочные комбайны — в 27, а назерно — в 4 раза.
Чтобы купить сельскохозяйственную технику, необходимоза один только трактор отдать более 200 т продовольственной пшеницы, зазернокомбайн «Дон-1500» — около 900 т, т.е. примерно 15 вагонов зерна; 10 летназад эти соотношения были соответственно 44 и 130 т. За этот же период цена надизельное топливо увеличилась в 28 раз. В 1990 г. за 1 т дизельного топлива необходимо было продать: зерна 0,3 т, мяса — 0,03 и молока — 0,2 т;в 1999 г. соответственно 2; 0,26 и 1,1 т.
В настоящее время обеспеченность техникой сельскогохозяйства снижается, а парк машин и оборудования стареет и существенно необновляется. АПК имеет не более 50% техники от нормативной потребности, асредний возраст эксплуатируемых машин в 1,5 раза превышает сроки амортизации.
Расчет уровня диспаритета цен на основе целевых ценпоказывает, что, начиная с 1990 г., из сельского хозяйства изъято более 200млрд руб.
Новый этап в преобразовании АПК и регулировании цен наего продукцию начался с принятием Федерального закона «О государственномрегулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ[8].Закон создал правовую основу для построения системы государственногорегулирования АПК. Важной ее частью являются ценовые механизмы, включающиевведение в действие целевых, гарантированных, пороговых и других цен.
Необходимость введения регулируемой системы цен былавызвана резким падением платежеспособного спроса населения, убыточностьюсельскохозяйственного производства, что во многом послужило следствиемосуществления политики либерализации цен.
В Федеральном законе «О государственном регулированииагропромышленного производства» определено, что:
• основой экономических отношений на рынкесельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные(договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения;
• гарантированные цены на сельскохозяйственнуюпродукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если средние рыночныецены ниже гарантированных, при реализации продукции непосредственно государствуили при осуществлении доплат товаропроизводителям АПК, предусмотренныхПравительством РФ. С учетом других форм поддержки они обеспечивают доходы,необходимые для ведения расширенного воспроизводства;
• целевыецены (нормативные индикаторы) устанавливаются для обеспечения паритетногосоотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; покрытиерасходов, вызванных взиманием налогов, уплатой процентов по кредитам и т.д.Целевые цены являются основой для установления гарантированных, залоговых цен,расчета дотаций и компенсаций;
• пороговые цены введены для определения уровня цен,сложившихся на внутреннем рынке страны;
• залоговые цены (ставки) применяются при залогесельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью получениятоваропроизводителями необходимых кредитных ресурсов.
Паритеты цен сельского хозяйства должны включатьпаритет с потребительскими ценами для сельских жителей. Заработная платанаемных работников на селе должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы иразвитие социальной сферы. На федеральном уровне регулируются цены на основныесельскохозяйственные продукты — зерно, мясо, молоко, яйца. Цены на овощные,плодовые и прочие продукты сельского хозяйства устанавливаются на муниципальноми городском уровнях.
Антимонопольная политика в АПК. Антимонопольная политика представляетсобой борьбу с монопольным поведением хозяйствующих субъектов. Курс наразукрупнение предприятий наносит ущерб сложившимся технологическим комплексамво всех отраслях, включая сельское хозяйство. Механическое увеличение числапредприятий не ведет к автоматическому переходу на конкурентные отношения.Увеличение числа малых фирм, занимающихся посредническими операциями, являетсяодной из основных причин инфляции, обусловленной монопольным, т.е.спекулятивным завышением цен посредниками.
Свыше 54% объема валовой продукции сельского хозяйствапроизводится в личных подсобных хозяйствах населения. Для созданиясельскохозяйственного рынка России требуется заново сформироватьтоваропроизводящие сети.
Бюджетная политика. В странах Европейского союза расходы на реализациюцелевых программ и иную поддержку АПК достигают 30% государственного бюджета. ВРоссии бюджетная поддержка сельского хозяйства составляет 1,4% расходовбюджета, а в абсолютном выражении по сравнению с расходами США на программысела она меньше в 1000 раз. Необходима минимально допустимая доля расходов наразвитие агропромышленной сферы в консолидированном и федеральном бюджетах.
Налоговая политика. Налогообложение предприятий АПК регулируется в рамкахобщего налогового законодательства.
Кредитная политика. В связи с сезонностью производства сельское хозяйствонуждается в льготном кредитовании оборотных средств под незавершенноепроизводство. Долгосрочное кредитование сельского хозяйства также объективнодолжно быть льготным, поскольку данная отрасль не является высокорентабельной.
В мировой практике есть несколько подходов корганизации системы льготного кредитования сельского хозяйства. Функциикредитования выполняют[9]:
• кооперативные сельскохозяйственные банки;
• государственные банки;
• специализированные банки под контролем и приподдержке государства;
• бюджетное кредитование.
Финансово-кредитная система, адекватная рынку,включает:
• ценовые дотации и компенсации;
• денежный кредит, выделяемый на льготных условиях;
• субсидии из федерального бюджета на поддержкуотдельных отраслей сельского хозяйства.
Во всех случаях государство берет на себяобязательство поддерживать льготное кредитование сельских товаропроизводителей.В 1997 г. в России был создан Фонд льготного кредитования АПК, но объемы кредитованиясела постоянно сокращались из-за невозврата выданных кредитов.

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСАРОССИИ И СТРАТЕГИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
В начале нового столетия в АПК России началисьрадикальные экономические преобразования. Развитие АПК после 2000 г. характеризовалось формированием многоукладности в аграрном секторе, переходом к рыночнымпринципам распределения продукции, образованием свободного рынкаматериально-технических ресурсов.
К началу 2005 г. в аграрном секторе насчитывалось 27 тыс. крупных и средних предприятий, из которых 6 тыс. (21%) сохранили статусколхозов и совхозов, 21 тыс. (79%) трансформированы в товарищества, акционерныеобщества, производственные сельскохозяйственные кооперативы и другиепредприятия, образовались крестьянские (фермерские) хозяйства. Важное место вгосударственной аграрной политике занимает проблема собственности на землю.
Доля государственного сектора в аграрной экономикесоставляет не более 10%, остальная, большая часть приходится на предприятия,основанные на частной собственности. Сельскохозяйственные организациипроизводят 44,8% продукции.
Площадь участков, находящихся в личной собственностиграждан, составляет 5,4%. Фермерские хозяйства, занимая 11,2% общей площадипашни, производят всего 3,7% валовой продукции. В хозяйствах населенияпроизводится 51,5% продукции сельского хозяйства, в том числе 92% картофеля,около 80 — овощей, 57 — мяса, 51 — молока, 28% — яиц.
Важными документами для разработки стратегии развитияАПК являются Земельный кодекс РФ и принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующиеземельные отношения и создающие правовую базу собственности на землю иземлепользование. От них зависит формирование эффективных моделейхозяйствования на земле.
При определенных условиях фермерские хозяйстваэкономически эффективны, но мелкие фермерские хозяйства не в состоянии с полнойотдачей использовать передовую технику и новейшие технологии. Крупноесельскохозяйственное производство более эффективно применяет все факторыпроизводства на основе трудо-, ресурсо- и энергосберегающих технологий. Вразвитых странах в аграрном секторе происходят процессы кооперации и интеграциипроизводства. В России необходимо развитие и крупных агрохолдингов, ифермерских хозяйств.
В настоящее время происходит снижение примененияминеральных и органических удобрений. Недостаток уборочной техники приводит кросту потерь сельскохозяйственной продукции. Например, потери зерна в связи судлинением сроков уборки сверх агротехнических достигают 10-14%. В 2005 г. потери зерна составили 10 млн т. Поставки удобрений сократились в 10 раз, парк сельскохозяйственнойтехники — в 2 раза, 70% комбайнов и тракторов выработали свой срок службы.
С учетом сокращения душевого потребления продуктовпитания баланс продовольственных ресурсов в стране складывается напряженно. Дляподдержания нормального баланса на продовольственном рынке страна нуждается вимпорте. В товарной структуре импорта страны продовольственные товары исельскохозяйственное сырье за последние 5 лет составляли 20-25%. И только после 2005 г. началось заметное импортозамещение. Для дальнейшего развития АПК нужнадолгосрочная стратегия.
С 2006 года вРоссийской Федерации реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК»[10].Правительством РФ были определены его основные направления:
· ускоренное развитиеживотноводства;
· стимулирование развитиямалых форм хозяйствования;
· обеспечение доступнымжильем молодых специалистов (или их семей) на селе.
Подводя итогиприоритетного национального проекта «Развитие АПК», нужно отметить, чтовсе двадцать контрольных целевых показателей по всем трем направлениям национальногопроекта «Развитие АПК» полностью выполнены.
Начиная с 2008года приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформируетсяв Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынковсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденнуюпостановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446[11].В Государственную программу вошли все направления и параметры Национального проекта,кроме того, в нее включены и новые разделы. В программе определены три основныецели:
· устойчивое развитиесельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
· повышение конкурентоспособностироссийской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизациисельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслейсельского хозяйства;
· сохранение и воспроизводствоиспользуемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
В результате реализацииПрограммы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйствадолжны существенно улучшиться. Их динамика приведена в таблице 1.

Таблица 1- Динамика и прогноз развития сельского хозяйства на2008 – 2012гг  Показатели Единица измерения 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в процентах к предыдущему году 103,8 103,9 104,1 104,1 104,1 2. Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) ‾ " ‾ 104,8 105,1 105,1 105 105,1 3. Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) ‾ " ‾ 102,9 102,8 103,1 103,1 103,1 5. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности рублей на члена хозяйства в месяц 7085 8928 10388 11121 11821 6. Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях:   тракторы ‾ " ‾ 5,2 6,6 8 9,2 10,3   комбайны ‾ " ‾ 7,4 8,6 10,4 11,5 13 8. Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий в процентах к предыдущему году 104,8 104,9 105,2 105,2 105,2
Условия достиженияпрогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008 — 2012 годах и оценканегативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующимитенденциями.
Производство продукциисельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке)должно вырасти по отношению к 2006 году на 24,1 процента. В 2008 — 2010 годах прогнозируетсяежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, ав 2011 — 2012 годах — их стабилизация.
Среднегодовойрост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить около4 процентов.
Положительноевлияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличениеинвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в2006 — 2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта«Развитие агропромышленного комплекса». В 2008 — 2012 годах рост инвестицийв сельское хозяйство должен продолжиться.
В первые годыреализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторымивидами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники.Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайновк 2010 году, а в отношении тракторов — к 2011 году. В сельское хозяйство будет поступатьболее энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализацииПрограммы будет приобретено более 175 тыс. тракторов и 55 тыс. зерноуборочных комбайнов.Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 40процентов, а в отношении зерноуборочных комбайнов — 50 процентов (к уровню 2006года).
Рассмотрим основныепоказатели, характеризующие современное состояние агропромышленного комплекса России.Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации,крестьянские (фермерские) хозяйства, население) в августе 2010г. в действующих ценах,по расчетам, составил 325,9 млрд.рублей, в январе-августе 2010г. — 1257,4 млрд.рублей.Динамика производства продукции сельского хозяйства в 2009-2010 гг. приведена втаблице 2.
Таблица 2 – Динамикапродукции сельского хозяйства (2009-2010 гг.) В % к соответствующему периоду предыдущего года предыдущему периоду 2009г. Январь 102,4 84,0 Февраль 101,9 94,1 Март 102,5 139,3 I квартал 102,3 52,6 Апрель 102,1 105,4 Май 101,8 108,4 Июнь 99,0 119,9 II квартал 100,8 143,7 I полугодие 101,4  Июль 100,4 135,9  Август 88,5 118,6 Январь-август 97,0 Сентябрь 107,5 136,2 III квартал 99,0 198,4 Январь-сентябрь 100,1 Октябрь 106,8 84,6 Ноябрь 102,2 57,0 Декабрь 106,9 66,9 IV квартал 105,2 70,2 Год 101,2 2010г.  Январь 103,2 81,1  Февраль 103,3 94,2  Март 104,1 140,4 I квартал 103,6 51,8  Апрель 103,5 104,7  Май 103,1 108,0  Июнь 100,8 117,2 II квартал 102,3 142,0 I полугодие 102,9  Июль 94,1 126,9  Август 80,9 101,9 Январь-август 94,3
Индекс производства продукциисельского хозяйства (в процентном соотношении к среднемесячному значению 2007 г.)приведен на рисунке 1[12].
/>
Рисунок 1 — Индекспроизводства продукции сельского хозяйства (в процентном соотношении к среднемесячномузначению 2007 г.)
На 17 сентября 2010г., по данным МинсельхозаРоссии, в хозяйствах всех категорий (сельхозорганизации, фермеры, население), зернав первоначально-оприходованном весе намолочено 52,6 млн.тонн, что на 32,1% меньше,чем к этому времени в предыдущем году(таблица 3)[13].
Зерновые и зернобобовыекультуры обмолочены на 62,8% посевных площадей (к этому времени в предыдущем году- на 65,8%).
Сахарная свекла(фабричная) убрана с 14,6% площадей (год назад к этому времени было убрано 15,0%посевов), подсолнечник обмолочен с 18,6% посевов (3,6%). Лен-долгунец вытеребленс 79,5% площадей (69,7%).
Таблица 3 – Уборкав хозяйствах всех категорий 2010г. 2010г. к 2009г. Справочно +,- % 2009г. Обмолочено зерновых и зернобобовых культур, млн.гектаров 27,4 -4,1 87,0 31,5  в % к площади посева 62,8 65,8  Намолочено зерна (в первоначально-оприходованном весе)  всего, млн.тонн 52,6 -24,8 67,9 77,4  с 1 га, центнеров 19,2 -5,4 78,0 24,6  в том числе пшеницы  всего, млн.тонн 35,0 -13,4 72,4 48,4  с 1 га, центнеров 20,5 -5,7 78,2 26,2 Убрано сахарной свеклы (фабричной) тыс. гектаров 169 +46 137,3 123  в % к площади посева 14,6 15,0 Накопано сахарной свеклы (фабричной)  всего, млн.тонн 4,6 +0,7 119,8 3,9  с 1 га, центнеров 273 -40 87,3 313 Убрано подсолнечника, млн. га 1,3 +1,1 в 6,0р. 0,2  в % к площади посева 18,6 3,6 Намолочено семян подсолнечника всего, млн.тонн 1,8 +1,4 в 4,8р. 0,4  с 1 га, центнеров 13,2 -3,5 79,0 16,7 Убрано льна-долгунца, тыс.гектаров 41 -7 85,8 48  в % к площади посева 79,5 69,7
На конец августа2010г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей,по расчетам, составляло 21,4 млн.голов (на 2,4% меньше по сравнению с аналогичнойдатой предыдущего года), из него коров — 9,0 млн. (на 1,6% меньше), свиней — 18,8млн. (на 0,7% больше), овец и коз — 24,3 млн.голов (на 1,5% меньше).
В структуре поголовьяскота на хозяйства населения приходилось 49,1% поголовья крупного рогатого скота,36,1% свиней, 50,6% овец и коз (на конец августа 2009г. — соответственно 49,5%,38,8% и 49,7%)(таблица 4)[14].
Таблица 4 – Динамикапоголовья скота в хозяйствах всех категорий Крупный рогатый скот Из него коровы Свиньи Овцы и козы к соответствующей дате предыдущего года к соответствующей дате предыдущего месяца к соответствующей дате предыдущего года к соответствующей дате предыдущего месяца к соответствующей дате предыдущего года к соответствующей дате предыдущего месяца к соответствующей дате предыдущего года к соответствующей дате предыдущего месяца 2009г. Январь 98,0 98,4 98,2 99,1 100,0 100,4 100,8 99,7 Февраль 97,7 101,5 99,2 100,4 103,8 101,2 101,4 100,6 Март 97,9 102,1 97,7 99,8 104,0 102,6 103,1 104,2 Апрель 97,6 101,3 97,6 100,4 103,6 102,3 102,4 105,1 Май 97,6 100,1 97,4 99,9 103,9 102,2 102,6 102,2 Июнь 97,6 100,2 97,5 100,1 105,2 102,4 102,9 102,0 Июль 97,4 99,8 97,3 100,0 106,0 101,1 103,9 100,7 Август 97,7 99,3 97,5 99,7 106,1 100,8 104,0 98,6 Сентябрь 97,7 98,9 97,5 99,6 106,1 100,7 103,4 97,5 Октябрь 98,0 99,1 97,7 99,7 107,0 99,6 104,7 99,2 Ноябрь 98,2 98,6 98,1 99,8 107,2 98,0 104,7 97,4 Декабрь 98,3 97,4 98,9 99,5 106,6 94,0 101,0 95,1 2010г. Январь 98,2 100,0 98,6 99,5 106,0 101,5 102,4 100,9 Февраль 97,9 101,1 98,4 100,3 106,0 101,1 102,2 100,5 Март 98,2 102,4 99,0 100,4 104,7 101,3 100,2 102,1 Апрель 98,1 101,2 98,9 100,4 103,9 101,5 100,7 105,6 Май 98,3 100,3 99,0 100,1 103,3 101,6 100,2 101,7 Июнь 97,8 99,7 98,6 99,6 101,8 100,9 98,9 100,7 Июль 97,7 99,8 98,5 100,0 101,7 101,0 98,9 100,7 Август 97,6 99,1 98,4 99,6 100,7 99,8 98,5 98,1
В сельскохозяйственных организацияхна конец августа 2010г. по сравнению с соответствующей датой 2009г. сократилосьпоголовье крупного рогатого скота на 3,1%, коров — на 2,5%, увеличилось — свинейна 6,0%, овец и коз — на 7,1%, птицы — на 6,7%.
В 2010г. в хозяйствахвсех категорий, по расчетам, произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 5,8млн.тонн, молока — 22,7 млн.тонн, яиц — 27,6 млрд.штук.
Надои молока на1 корову в сельскохозяйственных организациях в январе-августе 2010г. составили 3206килограммов против 3107 килограммов в январе-августе 2009г., яйценоскость кур-несушек- 203 штуки яиц против 204 штук год назад.
В структуре производстваскота и птицы на убой (в живом весе) сельскохозяйственными организациями отмечалосьувеличение удельного веса производства свиней и птицы по сравнению с соответствующимпериодом 2009 года.
В январе-августе2010г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросла продажасельхозорганизациями скота и птицы, молока, яиц, снизилась — зерна. За этот периодреализовано по всем каналам 22,2 млн.тонн зерна, 3,9 млн.тонн скота и птицы (в живомвесе), 9,3 млн.тонн молока, 18,6 млрд.штук яиц (таблица 5).
Таблица 5 — Объем реализацииосновных сельскохозяйственных продуктов сельскохозяйственными организациями Август 2010г., млн. тонн В % к Январь-август 2010г.в % к январю-августу 2009г. Справочно
  августу2009г. Июлю 2010г. август 2009г. в % к январь- август 2009г. в % к январю- августу 2008г.
  Августу 2008г. Июлю 2009г.
  Зерно 4,6 85,2 120,7 93,6 77,9 202,4 143,9 Скот и птица (в живом весе) 0,5 109,4 100,3 114,2 112,5 100,1 113,0 Молоко 1,2 94,6 91,2 100,3 101,2 93,5 101,7 Яйца, млрд.штук 2,4 107,9 104,5 105,2 106,9 100,1 106,8 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

В этом году сельскоехозяйство, демонстрировавшее подъем в кризисные 2008—2009 годы, резко затормозит.Падение сельского хозяйства в России по итогам 2010 года может составить 10%. Засухастала одним из важнейших факторов, определяющих развитие сельского хозяйства Россиив текущем году. В этом году из-за засухи валовой сбор урожая зерновых и масличныхкультур ожидается на рекордно низких уровнях — примерно 63 65 млн т против 98 млнт в 2009 году и 108 млн в 2008-м. Низкие урожаи ожидаются практически по всем зерновымкультурам (пшеница, ячмень, кукуруза и пр.), подсолнечнику, гречке, картофеля. Вместес этим ожидается хороший урожай риса.
В июле—августе2010 года режим чрезвычайной ситуации вводился в 38 субъектах России. Пострадалоболее 24 тыс. хозяйств в 800 районах страны, подтвержденные прямые затраты аграриевсоставили 40 млрд руб.
В то же времяживотноводство демонстрирует хорошую динамику роста. Производство в птицеводческомсекторе растет на 15% ежегодно, в свиноводстве — в целом на 10%, а в промышленномсвиноводстве — более чем на 20% в году. В секторе крупного рогатого скота продолжаетсясокращение поголовья, но происходит улучшение поголовья молочного стада и уменьшениепоголовья плохих коров.
Животноводствов 2010 году имеет очень хорошие условия за счет растущего потребительского спроса,а также фактического закрытия поставок американского мяса птицы из-за фитосанитарныхпричин. Тем не менее растущее животноводсто не смогло переломить негативные процессы,происходящие в растениеводстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аграрно-промышленный комплекс является жизненно важнымдля страны сектором экономики. В АПК создается около 30 процентов ВВП, потребительскийрынок на 75 процентов формируется за счет продовольствия и товаров, изготовленныхиз сельскохозяйственного сырья.
Агропромышленный комплекс национальной экономики представляетсобой совокупность технологически и экономически взаимосвязанных отраслей, общейконечной целью деятельности которых служат наиболее полное удовлетворение потребностейнаселения в продовольствии и потребительских товарах из сельскохозяйственного сырья,обеспечение продовольственной безопасности, коренное изменение условий жизни и трудасельского населения на основе роста эффективности функционирования комплекса.
АПК является сложной биотехнологической системой. В егоосновной сфере — сельском хозяйстве — используются важнейшие средства производстваестественного происхождения — земля, вода и др.
АПК — сложная социально-экономическая система. Она включаетпредприятия, принадлежащие к разным формам собственности и хозяйствования, имеющиммногообразные потребности и интересы.
Государственное регулирование должно обеспечить целенаправленноеэффективное функционирование АПК как единого целого на основе согласования интересов,равноправия субъектов всех форм хозяйствования.
Аграрная политика страны должна быть направлена на развитиеустойчивого и конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующегопродовольственной безопасности страны, сближению качества жизни и социальной инфраструктурысельского и городского населения.
В долгосрочной перспективе целью развития АПК являетсяформирование устойчивого и эффективного сельского хозяйства и других отраслей, обеспечивающихнасыщение рынка качественным продовольствием, доступным для всех групп населения,и продовольственную безопасность страны.
Первоочередная задача — снижение продовольственной зависимостиот импорта при повышении среднедушевого потребления населением продовольствия, созданиеорганизационно-экономических условий для рентабельной работы сельскохозяйственныхтоваропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности.
При разработке государственных прогнозов и целевых программразвития АПК страны обычно подразделяют на три сферы.
·  Сфера1 — совокупность отраслей промышленности, обеспечивающих сельское хозяйство, пищевуюи мясо-молочную промышленность, заготовительную систему средствами производства;
·  Сфера2 — непосредственно сельскохозяйственное производство;
·  Сфера3 — совокупность отраслей и производств, обеспечивающих заготовку, транспортировку,хранение и переработку сельскохозяйственного сырья.
Государственное регулирование АПК должны осуществлятьсяпо следующим направлениям.
1. Создание законодательнойбазы, правовое обеспечение регулирования.
2. Формированиеконкурентной среды на всех аграрных рынках.
3. Поддержка устойчивостиразвития АПК, создание условий для адаптации товаропроизводителей к рыночным условиям.
4. Проведениеполитики разумного протекционизма, обеспечение продовольственной безопасности спомощью системы таможенных тарифов, налогов на импортируемые продовольственные товары.
5. Создание благоприятногоклимата для иностранных инвесторов, образование совместных предприятий АПК, предоставлениегосударственных гарантий для иностранных кредиторов при импорте передовых техникии технологии.
6. Финансированиеключевых направлений науки по проблемам АПК, участие в финансировании инвестиционныхпроектов по созданию новых технологий, отвечающих мировым стандартам.
Основными конкретными методами, применяемыми для обоснованияпрогнозных показателей развития АПК, являются:
· программно-целевой;
· балансовый;
· нормативный.
Конкретными механизмамигосударственного регулирования АПК являются:
· регулирование ценв АПК;
· антимонопольная политика;
· бюджетная политика;
· налоговая политика;
· кредитная политика.
В июле 2000 г. Правительством РФ была одобрена Концепция основныхнаправлений агропродовольственной политики на 2001-2010 годы.
С 2006 года вРоссийской Федерации реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК».Правительством РФ были определены его основные направления: ускоренное развитиеживотноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение доступнымжильем молодых специалистов (или их семей) на селе.
Подводя итогиприоритетного национального проекта «Развитие АПК», нужно отметить, чтовсе двадцать контрольных целевых показателей по всем трем направлениям национальногопроекта «Развитие АПК» полностью выполнены.
Начиная с 2008 года приоритетныйнациональный проект «Развитие АПК» трансформируется в Государственнуюпрограмму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденную постановлениемПравительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446. В Государственную программувошли все направления и параметры Национального проекта, кроме того, в нее включеныи новые разделы. В программе определены три основные цели:
· устойчивое развитиесельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
· повышение конкурентоспособностироссийской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизациисельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслейсельского хозяйства;
· сохранение и воспроизводствоиспользуемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. АнтоноваН.Б. Государственное регулирование экономики / Н.Б. Антонова. — Минск: Академияуправления при Президенте Республики Беларусь, 2002. — 775 с.
2. БабашкинаА.М. Государственное регулирование национальной экономики / А.М. Бабашкина. – М.:Финансы и статистика, 2006. – 480 с.
3. Восстановлениеагропромышленного комплекса: приоритеты и прогнозы// Экономика сельского хозяйства. Реферативный журнал. — 2001. — № 4. — С. 755.
4. ГалиновскаяЕ.А. Основные правовые проблемы государственного регулирования агропромышленногокомплекса России // Журнал российского права. — 2006. — № 4. — С. 62-70.
5. КалинаС.В. Теоретические аспекты государственного регулирования агропромышленного комплексав Российской Федерации //
Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. — 2006.- Т. 11. — № 3. — С. 395-397.
6. КарпенкоГ. С. Агропромышленный комплекс и его государственное регулирование // Государственнаяслужба. — 2008. — № 3. — С. 166-171.
7.  КругловВ.Н. Государственное регулирование экономики агропромышленного комплекса РоссийскойФедерации Финансы и кредит. — 2008. — № 41. — С. 61-64.
8. КушлинВ.И. Государственное регулирование рыночной экономики В.И. Кушлин, Н.А. Волгина.– М.: РАГС, 2003. – 829 с.
9. МорозоваТ.Г. Государственное регулирование экономики Т.Г. Морозова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.– 255 с.
10. Обобороте земель сельскохозяйственного назначения: федер. закон № 101-ФЗ от 24.07.2002 // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2002. — №30. — ст. 3018.
11. Огосударственном регулировании агропромышленного производства: федер.закон № 100-ФЗот 17.07.1997 // Собр. законодательства Российской Федерации. – 1997. — №29. — ст.3501.
12. ОГосударственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы: постановление Правительства№ 446 от 14.07.2007 // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2007. — №31.- ст. 4080.
13. Онеотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупногорогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008-2010 годы: целеваяведомственная программа [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйстваРоссийской Федерации: офиц.сайт. – 14.09.2010. – Режим доступа: www.mcx.ru/navigation/docfeeder/181.htm. - 14.09.2010.
14. ОрешинВ.П. Государственное регулирование национальной экономики В.П. Орешин. – М.: Юристъ,2000. – 272 с.
15. ПетровА.Н. Государственное регулирование экономики / А.Н. Петров, Л.Г. Демидова, С.М.Климов. – Спб.: Общество «Знание», 2000. – 194 с.
16. РазвитиеАПК: приоритетный национальный проект [Электронный ресурс] // Министерство сельскогохозяйства Российской Федерации: офиц.сайт. –14.09.2010.–Режимдоступа: www.mcx.ru/navigation/docfeeder/181.htm. - 14.09.2010.
17. Развитиельняного комплекса России на 2008-2010 годы: целевая ведомственная программа [Электронныйресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: офиц.сайт. – 14.09.2010.– Режим доступа: www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/181.htm. — 14.09.2010.
18. Развитиепроизводства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008 — 2010 годы: целеваяведомственная программа [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйстваРоссийской Федерации: офиц.сайт. – 14.09.2010. – Режим доступа: www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/181.htm. - 14.09.2010.
19. Российскийстатистический ежегодник 2009 г. [Электронный ресурс] // Министерство сельскогохозяйства Российской Федерации: офиц.сайт. –14.09.2010.–Режим доступа: www.mcx.ru/navigation/ /181.htm. — 14.09.2010.
20.  СамофаловаЕ. В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В. Самовалова, Э.Н.Кузьбожев, Ю.В. Вертакова. – М.: КноРус, 2008. – 262 с.
21. СозданиеЕдиной системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008- 2010 годы: целевая ведомственная программа [Электронный ресурс] // Министерствосельского хозяйства Российской Федерации: офиц.сайт. – 14.09.2010. – Режим доступа:www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/181.htm. — 14.09.2010.
22. Социальноеразвитие села до 2012 года: федеральная целевая программа [Электронныйресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: офиц.сайт. – 14.09.2010.– Режим доступа: www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/181.htm. — 14.09.2010.
23.  ХодовЛ.Г. Государственное регулирование национальнойэкономики: Учебник Л.Г.Ходов. – М.: Экономистъ, 2004. – 620 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.