КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Государственное регулирование цен вмеждународной практике»
Содержание
Введение
1. Теоретические основыгосударственного воздействия на международные цены
1.1Понятие цены и международного ценообразования
1.2Принципы государственной ценовой политики
1.3 Основныеформы воздействия государства на цены международной торговли
1.4Методы осуществления государственного регулирования цен в международнойпрактике
1.5Косвенное государственное регулирование цен
1.6Прямое государственное регулирование цен
2. Исследования методовгосударственного регулирования цен в мировой практике
2.1Методы государственного регулирования цен в США
2.2Методы государственного регулирования цен в России
2.3Методы государственного регулирования цен в Японии
2.4Методы государственного регулирования цен во Франции
2.5Методы государственного регулирования цен в Дании
2.6Методы государственного регулирования цен в Швеции
2.7Методы государственного регулирования цен в Финляндии
2.8Методы государственного регулирования цен в Испании
2.9Методы государственного регулирования цен в Греции
Заключение
Список литературы
Введение
Анализируяпроцессы, связанные с государственным регулированием цен в международнойпрактике, необходимо изучить все факторы, влияющие на формирование цен.
Следуетподчеркнуть, что цены в международной торговле – это более многофакторноеявление, чем цены во внутренней торговле.
Врыночной экономике процесс ценообразования в торговле междувнешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условияхконкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, атакже сравнительной свободы поведения на рынке экспортера.
Множественностьцен в международной торговле отражает факт многообразия условий, реальногосовершения актов купли-продажи товаров. Однако на основе этой системымножественности лежат так называемые мировые цены.
«Мировые цены – это ценыкрупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарныхрынках, в основных центрах мировой торговли»[1].
Следует подчеркнуть, что цены во внешнейторговле — это более многофакторное понятие, чем цены во внутренней торговле.
Поэтому,оценивая специфику ценообразования на различных типах мировых товарных рынков, нужноучитывать фактор влияния государства.
Вданной работе объектом исследования является воздействие государства на цены.
Предметомисследования в данной курсовой работе являются международныецены.
Цельюданной курсовой работы является — анализ теории и практики государственногорегулирования цен в международной практике.
Важнейшиезадачи курсовой работы – это:
— определение цены и ценообразования;
— изучение принципов осуществления государствами ценовой политики;
— анализ форм и методов воздействия государства на цены;
— исследование ценообразования в международной практике;
— изучение законодательств по управлению ценами в зарубежных странах.
Изучение опыта ценообразования ирегулирования цен зарубежных стран позволяет понять закономерности и тенденциимеханизмов проведения внешнеторговой политики.
Нерезультативнаяценовая политика государства приводит к неэффективному расходованию его бюджетныхсредств, и как следствие — ведёт к ухудшению экономической стабильности. Отсюдавидна острая необходимость и актуальность изучения опыта государственногорегулирования цен в зарубежных странах.
/>1.Теоретические основы государственного воздействия на международные цены 1.1 Понятие цены и международного ценообразования
Изменения,происходящие в конъюнктуре мировых товарных рынков, в конечном итогепроявляются в изменении цен на конкретные товары.
«Посвоему общему и традиционному определению цена выступает как образовавшаяся врезультате действия множества факторов денежная сумма, которую намерен получитьпродавец, реализуя свой товар, и которую готов заплатить в данный моментпокупатель»[2].
Отцен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажитовара, а какие нет; каков уровень доходов, прибыли и куда будут направленыресурсы; возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономическойдеятельности и т.п.
Вреальной практике современной международной торговли проявляетсямножественность цен, причинами которой являются: ценовая политика конкретныхкорпораций; а также воздействие на цены международной торговли государства,которое осуществляет некоторые внешнеторговые операции. Например, поставкапродукции в счёт помощи или в счёт покрытия долговых обязательств и др. Приэтом на одни и те же товары существуют различные уровни цен. Множественностьцен в международной торговле отражает факт многообразия условий, реальногосовершения актов купли-продажи товаров.
Внастоящее время международные рынки становятся всё более взаимосвязанными исхожими. Поэтому необходимость международной координации цен распространяетсяпочти на любой товар или услугу.
«Искусство международногоценообразования заключается в нахождении наиболее удачного компромисса междувозможностями для адаптации и требованиями гармонизации цен»[3]./> 1.2 Принципы государственной ценовой политики
Проведение государством определеннойценовой политики является необходимым и целесообразным. Это объясняется государственнойнеобходимостью обеспечить внутренними средствами достижение общей экономическойэффективности. Основополагающими принципами государственной ценовой политикиявляются:
1. Утилитаризм,т.е. подход к управлению экономической деятельностью, согласно которомуобщественная полезность представляет собой сумму полезностей для каждого членаобщества;
2. Эгалитаризм,т.е. подход к управленческой деятельности, при котором справедливым считаетсяравное распределение благ между всеми членами общества;
3. Стимулированиеи развитие рыночных отношений;
4. Созданиеусловий для честной и социально направленной конкуренции;
5. Созданиеусловий для свободного перемещения товаров и услуг;
6. Обеспечениебезопасности и предсказуемости свободной финансовой деятельности;
7. Обеспечениезащиты частной, государственной, муниципальной, акционерной и других видовсобственности;
8. Преодолениеинфляционных процессов;
9. Обеспечениеэкономической и социальной защиты населения и т.п.
Можно выделить два направлениягосударственной ценовой политики:
— Последовательное проведениелиберализации цен и тарифов;
— Осуществление государственногорегулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям.
Государственное регулирование цен вотраслях, относящихся к естественным монополиям, должно предотвращатьзлоупотребления в части завышения цен и тарифов на свою продукцию. Даннаяполитика является условием для поддержания низкого уровня инфляции и создаетусловия для экономического роста и повышения конкурентоспособности./> 1.3 Основные формы воздействия государства на ценымеждународной торговли
Главная цель государственного ценовогорегулирования, состоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребленияи накопления, товарной и денежной массы.
Однако влияние государства навнешнеторговые цены может носить как прямой, непосредственный, так и косвенный,опосредованный характер.
В качестве форм воздействия государствана цены международной торговли можно назвать следующие:
— Государство регулирует внутренние ценыи тарифы (например, на транспорт, электроэнергию) и этим оказывает воздействиена цены внешней торговли (на товары, которые фирмы данной страны экспортируют).
— Государство может субсидировать (т.е. братьна себя определенную часть расходов) отечественный экспорт с целью его поддержки,создавая предпосылки для снижения цен на экспортируемые товары и усиливаямеждународную конкурентоспособность отечественных фирм-экспортеров.
Например, в ряде случаев государствоберет на себя расходы по финансированию научно-исследовательских иопытно-конструкторских разработок, связанных с производством экспортнойпродукции.
— Государство проводит таможенную политикув области импорта. Например, устанавливает низкие импортные таможенные пошлинына поступающее из-за границы сырьё, из которого производится экспортнаяпродукция, и влияя на цены, по которым данная продукция будет экспортироваться.
— Государство устанавливает определенныеограничения, квоты во внешней торговле. Например, когда страны по взаимномусогласованию сдерживают экспорт тех или иных товаров (что дает возможностьподдерживать на соответствующем уровне цены на них).
— К формам прямого воздействиягосударства на цены внешней торговли можно отнести антидемпинговые меры ипроцедуры. Речь идет о реализации товаров через каналы внешней торговли нарынках зарубежных государств, по ценам ниже нормального уровня применительнодля этих стран — т.е. искусственное занижение цен во внешней торговле.
— Ещё одним инструментом прямоговоздействия государств на цены внешней торговли является налоговоерегулирование. Примером такого рода является введение налога на добавленнуюстоимость, которым облагаются некоторые экспортные и импортные товары, что отражаетсяна внешнеторговых ценах.
Таким образом, государственноерегулирование международных цен, необходимо для поддержания баланса спроса ипредложения, а также для потребления и накопления, товарной и денежной массы.
Имеются также и другие механизмы,используемые государством для проведения внешнеторговой политики, которые, вконечном счёте, оказывают существенное влияние на уровень цен на мировом рынке.Поэтому изучение опыта ценообразования и регулирования цен зарубежных странпозволяет понять закономерности и тенденции этих механизмов./>1.4 Методыосуществления государственного регулирования цен в международной практике
Большинство стран с экономикойсмешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правилаценообразования. Они оформляются в виде законодательных актов, регламентирующихпорядок и методы формирования цен.
Методологический аспект ценообразованияв развитых странах разрабатывается государственными органами при помощи общихпринципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия решений постратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себяфункцию введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальнойэкономики решающее значение.
Наряду с прямым установлением ирегулированием цен государственные органы осуществляют за ними и контроль.
Государственное регулирование цен встранах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощьюзаконодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий,воздействовать на цену таким образом, чтобы способствовать стабильному развитиюэкономической системы в целом. В зависимости от конкретной хозяйственнойконъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
Прежде всего, следует отметить, чтолиберализация цен повышает роль государств в осуществлении политикиценообразования. Она заключается в воздействии на принятиетоваропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказании имметодологической помощи, разработке правовых норм и законов о ценообразовании.
Цели государственного регулированиязаключаются в том, чтобы не допустить:
— инфляционного роста цен в результатевозникновения устойчивого дефицита,
— резкого подорожания сырья и топлива,
— монополизма производителей.
Так же государственное регулированиедолжно способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентированнойна внедрение достижений научно технического прогресса. Важной задачей при этомявляется получение определенных социальных результатов. Например, поддержаниепрожиточного минимума в оптимальном количестве товаров первой необходимости.
«Меры воздействия государства напроизводителей могут быть как прямыми (установление определенных правилценообразования), так и косвенными (через такие экономические рычаги, какфинансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение)»[4].
На способы и методы государственногорегулирования — цен оказывают влияние факторы: национальные, климатические,сырьевые, политические, положение страны в мировом разделении труда.
Теперь рассмотрим, с помощью, какихметодов осуществляется государственное регулирование цен в отдельных странах.
В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и на косвенные методы.
При помощи прямых методов государство воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. При помощи косвенных методов государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. 1.5 Косвенное государственноерегулирование цен
Рассмотрим более подробно, методкосвенного регулирования цен. Итак, косвенное регулирование цен – этовмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применениемсовокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению нарынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения,регулированию налогов.
Косвенное регулирование — эторегулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них. Оно осуществляется спомощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса,экспортно-импортных пошлин и квот.
К методам косвенного государственногорегулирования цен относят;
1. Проведениегосударственных закупок;
2. Установлениеналогов и налоговых ставок;
3. Регулированиеденежного обращения и кредита;
4. Регулированиегосударственных расходов;
5. Политикугосударственных инвестиций;
6. Установлениенорм амортизации;
7. Регулированиевалютного курса.
Данными мерами государство стремитсяустановить равновесие между спросом и предложением и таким образомспособствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всейэкономики. Косвенные методы регулирования воздействуют на факторы, влияющие наценообразование и носящие макроэкономический характер.
Технически косвенное государственноерегулирование цен осуществляется путем применения льготного налогообложения,льготного кредитования, введения в действие соответствующего налоговогозаконодательства, за счет субсидирования и дотаций из бюджета, а также череззаключение органами власти с юридическими и физическими лицами соответствующихдоговоров.
Прямые методы контроля над ценами, какправило, сочетаются с косвенными методами. Общая антиинфляционная политика исвязанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования вэтом случае дополняются непосредственными методами государственногорегулирования.
В случае отхода государства от участия вформировании цен разрушаются основы экономики, государство теряет один изважнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовоеположение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми.
Однако, при чрезмерном государственномрегулировании цен рыночные механизмы ослабевают, возникает опасность потерирыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основныепараметры рынка испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Несвязанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не можетоперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этомслучае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка./>1.6 Прямоегосударственное регулирование цен
В данном параграфе будет подробнорассмотрен метод прямого государственного воздействия на цены.
Прямое государственное регулирование ценпредставляет собой административное вмешательство государственных органов вустановление цен и определенных правил ценообразования. Оно можетосуществляться следующими методами:
— Замораживание, т. е. установлениепостоянства цен. Замораживание может быть либо всеобщим, что имеет место привысоких темпах инфляции, когда другими методами не удается погасить рост цен,либо распространяться на отдельные товары. В последнем случае замораживаниеобычно распространяется на товары повседневного спроса;
— Установление фиксированных цен и тарифов.В отличие от замораживания цен, решение о фиксации тех или иных цен можетприниматься и в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращениявозникновения инфляционных процессов;
— Установление возможного предела роста цены за определенный период времени(минимального или максимального). Бесконтрольный и быстрый рост цен надефицитные товары в условиях, когда увеличение масштаба их выпуска не можетбыть быстро достигнуто, порождает у продавцов желание увеличить объемполучаемой прибыли без увеличения объемов реализации. В конечном счёте, этоведет к сокращению объемов производства. Это, в свою очередь, приводит кувеличению дефицита и ведет к дальнейшему росту цен.
/>2.Исследования методов государственного регулирования цен в мировой практике 2.1 Методы государственного регулирования цен в США
В настоящее время американскаяадминистрация, ограничивая государственное финансирование и прямоерегулирование цен по отдельным товарным группам, активно использует рыночныерычаги и методы косвенного регулирования цен, а также способствует общемуоздоровлению экономического положения в стране.
В целом такой подход оказываетстабилизирующее воздействие на экономику страны. Среди основных направлений,косвенного регулирования цен, можно выделить:
— Регулирование учетной ставкифедеральных резервных банков;
— Сокращение дефицита государственногобюджета;
— Федеральные закупки товаров и услуг;
— Налоговая политика.
Эти направления государственноймакроэкономической политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса ипредложения на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовыепропорции обмена и уровня цен.
Прямое государственное регулирование ценв США применяется лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих подюрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссииустанавливают тарифы на пользование электроэнергией и некоторыекоммуникационные услуги.
Особо следует остановиться на государственномрегулировании цен на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственныхпрограмм фермеры, выращивающие зерновые культуры, получают от министерствасельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожайони могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки.Если рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленныхконгрессом, то фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам,расплачиваясь за заем и получая выручку.
Таким же образом регулируются цены вмолочной промышленности. Конгресс определяет справедливый уровень контрольныхцен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, топродукты скупает государство и использует их на: бесплатные завтраки дляшкольников; помощь беднякам; продовольственную помощь слаборазвитым странам, атакже продает другим государствам.
Государство стремится поддерживатьсоотношение между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами,приобретаемыми фермерами.
В целом, контроль над ценами США осуществляютантитрестовские управления министерства юстиции и федеральная торговаякомиссия./>/>2.2 Методы государственного регулирования цен в России
Генеральной линией ценовой политики вРоссии становится либерализация цен. Она открывает возможности для формированияновых ценовых соотношений, отражающих спрос и предложение, позитивныхструктурных сдвигов в экономике, государственного регулирования цен и тарифовна продукцию естественных монополий, продукцию, закупаемую преимущественногосударством, жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и изделиямедицинского назначения, другие наиболее значимые социальные услуги.
Правительство Российской Федерации ифедеральные органы исполнительной власти осуществляют государственноерегулирование цен на следующие виды продукции производственно-техническогоназначения, товаров народного потребления и услуг:
— электрическую и тепловую энергию
— транспортировку нефтепродуктов помагистральным трубопроводам;
— алмазное сырье, драгоценные камни;
— перевозку пассажиров, багажа, груза нажелезнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
— погрузочно-разгрузочные работы, впортах, портовые сборы, сборы, за проход по внутренним водным путям судов,плавающих под иностранными флагами;
— аэронавигационное обслуживаниевоздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;
— отдельные услуги почтовой иэлектрической связи,
— водку, ликероводочную и другуюалкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимую на территории РФ иливвозимую на таможенную территорию РФ;
Органы исполнительной власти субъектовФедерации осуществляют государственное регулирование цен на продукцию, товары иуслуги местных монополий, в частности:
— газ сжиженный,реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправкиавтотранспортных средств);
— электрическуюи тепловую энергию, тарифы на которую регулируются региональнымиэнергетическими комиссиями;
— топливо и керосин;
— перевозкупассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включаяметрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
— оплатунаселением жилья и коммунальных услуг;
— ритуальныеуслуги;
— услуги системводоснабжения и канализации;
— торговыенадбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
— социальныеуслуги, предоставляемые населению РФ государственными и муниципальнымиучреждениями социального обслуживания.
Однако переченьтоваров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, в последниегоды существенно сокращен. Права органов исполнительной власти в частирегулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифовпроисходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия нацены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты,арендная плата и т.д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения,полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.
В современной России, провозгласившейкурс на развитие рыночной экономики, политика цен на федеральном уровнеосуществляется правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти.Где важную роль в области регулирования цен, играет министерство экономическогоразвития и торговли РФ, в состав которого входит департамент цен. Однако вотличие от финансовых, налоговых, антимонопольных и других органовисполнительной власти, имеющих вертикальную структуру управления,Минэкономразвития РФ не имеет территориальных органов.
На уровне субъектов Российской Федерациивопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органысоответствующих субъектов Федерации, а на уровне муниципальных образований — органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерацииимеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики(управления, комитеты или отделы по ценовой политике).
Государство воздействует на цены прямымили косвенным путем. Прямое, или административное, вмешательство государства вдействующие цены означает участие государства в формировании уровней, структурыи в движении цен, установлении определенных правил ценообразования.
Государство определяет порядокисчисления уровня затрат, уточняет состав затрат специальными нормативнымидокументами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливаетнормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.
Прямое вмешательство государства вусловиях рыночной экономики целесообразно тогда, когда ставится задачастабилизации действующих цен или их незначительного роста.
В процессе рыночных преобразований вРоссии использовались следующие механизмы государственного регулированияуровней цен и тарифов.
1. Общее замораживание цен илизамораживание цен на отдельные группы товаров. Данный метод применяется вусловиях высоких темпов инфляции. Например, вместо ежеквартально меняющихся в 1996 г. тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия в целях внесения стабильности вотношения между поставщиками и получателями энергии предложила заморозить ихсроком на 1 год и ввела стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпыинфляции и иные факторы.
2. Установление фиксированных цен итарифов. Фиксированные цены формируются по решению соответствующих органоввласти и управления и ими же утверждаются. Субъекты ценообразования в случаевведения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, непревышающим фиксированной цены. Фиксированные цены широко применяются призаключении государственных контрактов.
3. Установление пределов возможногороста цены (надбавки) за определенный период времени или предельного уровняцены (надбавки), то есть верхней или нижней границы цены (надбавки), выше илиниже которой цена не может подниматься. Такая форма регулирования применяется вусловиях дефицита, поскольку рост свободных цен ведет к сокращениюпроизводства. Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населениюот «ценового диктата» производителей в условиях отсутствияконкуренции на внутреннем рынке. На социально значимые товары и услугипредельный уровень цены (надбавки) может устанавливаться местными органамивласти и управления.
4. Установление предельного уровнярентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль вразмере предельного уровня рентабельности. В России этот метод регулированияцен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен напродукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которыерегулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов,ритуальные услуги и т.д.).
5. Декларирование повышения цен. Порешению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых(отпускных) цен на отдельные виды продукции.
6. Субъекты предпринимательскойдеятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлятьв органы ценообразования декларации относительно применяемых цен длязаявительной регистрации. Органы ценообразования вправе принять решение орегистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принятьрешение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлениемпредприятия-декларанта о причинах изменения, если при формированиидекларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства. С моментарегистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которуювведено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать спотребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, непревышающей зафиксированную в декларации.
Косвенное вмешательство вценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующихрасширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения,регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.
Косвенное регулирование ценосуществляется путем применения льготного налогообложения, льготногокредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органомвласти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных ценна реализуемую ими продукцию или услуги./>2.3 Методыгосударственного регулирования цен в Японии
В Япониизапрещено устанавливатьнесправедливые как монопольно высокие, так и монопольно низкие цены,преследующие цель убрать конкурента из рынка.
Введены ограничительные меры в отношенииодновременного повышения цен. Они распространяются на отрасли, где объемпроизводства, превышает 30 млрд. иен. Если в таких отраслях более двух фирм впределах трех месяцев подняли цену примерно на одну и ту же величину вабсолютном выражении или в процентах, то комиссия по справедливым сделкамвправе потребовать от них доклада о причинах такого повышения и принеобходимости начать расследование.
Исключения предусмотрены лишь на случайрезкого ухудшения деловой конъюнктуры, когда цены падают ниже издержек ивозникает угроза банкротства значительного числа фирм отрасли. С разрешениякомиссии в таких случаях допускается согласование производителями объемовпроизводства, продаж, капиталовложений, уровней загрузки оборудования и цен.Когда комиссия получает заявление с просьбой о разрешении таких заключений, онаобязана в короткий срок обнародовать причины своего согласования или отказа.Принимая решение, она обязана консультироваться с министром, в сферукомпенсации которого входит отрасль.
В Японии имеется особый правительственныйорган — бюро цен управления экономического планирования. В его функции входят:
— контроль над соблюдениемантимонопольного законодательства;
— отслеживание уровня и динамики цен натовары;
— поддержание спроса на необходимомуровне;
— изучение тенденций спроса ипредложения.
Государство регулирует цены на рис,пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы наводоснабжения, теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинскоеобслуживание. В целом регулируется около 20% потребительских, цен. 2.4 Методы государственного регулирования цен во Франции
Несмотря на действие принципа свободногоустановления цен в условиях рыночного хозяйства Франции, роль государствасводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ,электроэнергию, транспортные услуги, либо к осуществлению контроля над ценами вусловиях конкуренции.
Государственный сектор в экономикеФранции занимает небольшой удельный вес в ВНП. Государственный сектор включает:
— газовую промышленность,электроэнергетику и транспорт;
— национальный и коммерческий банки,страховые компании и отдельные фирмы.
В первом случае, государствоустанавливает все экономические параметры деятельности отраслей, в том числеобъем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию.
Во втором случае, государство оказываетминимальное воздействие на экономические параметры хозяйственной деятельностиэтих отраслей, побуждая их конкуренцию с частным сектором.
Такая специфика экономики Франциипредопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары иуслуги: примерно 20% цен регулируются государством, а остальные 80% находятся врежиме свободного рыночного ценообразования.
Следует отметить, что Франция являетсяодной из немногих промышленно развитых стран, где существовал довольно жесткийрежим государственного регулирования цен, который частично сохраняется донастоящего времени.
Между тем стало ясно, что системажесткого контроля над ценами себя исчерпала. Французские экономисты пришли квыводу, что подобный контроль над ценами делает рынок менее гибким, сдерживаетрост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободныйперелив капиталов, мобильность рынков труда, товаров и услуг, затрудняетсяпроцесс инвестирования, расширяются рамки бюрократизации хозяйственнойдеятельности. Однако программа либерализации осуществлялась достаточноосторожно.
Либерализация цен не означала полногопрекращения всякого вмешательства государства в процесс ценообразования.Переход от политики прямого вмешательства в дела управления предприятиями (науровне макроэкономики) к системе глобального регулирования (на уровнемакроэкономических процессов) для экономики означал лишь изменение формывмешательства — переход к методам косвенного воздействия на рынок и цены.Поэтому одновременно с решением о либерализации цен было принято и другоерешение о ценовой конкуренции в промышленности, которым запрещалось созданиевсякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев.
Либерализация цен привела кнеобходимости изменения структуры государственных органов по регулированию цен.
В настоящее время во Франции имеетсяоколо трех тысяч государственных контролеров по ценам, которые являютсясотрудниками отдела по государственному регулированию цен и ценовой конкуренциидепартамента по конкуренции Министерства планирования и финансов, отраслевыхминистерств и департаментов./>/>2.5 Методы государственного регулирования цен в Дании
Система ценообразования в Даниискладывается в решающей степени под воздействием рыночных факторов.Государственное воздействие на формирование цен весьма ограничено — в основномоно сводится к формированию максимально благоприятных условий для свободнойконкуренции частных производителей, которые сами устанавливают цены на своюпродукцию исходя из таких критериев, как:
— объемы производственных затрат;
— соотношение спроса и предложения ит.д.
Гибкое применение системы потребительскихналогов позволяет правительству влиять на уровень цен тех или иных товаров иоказывать воздействие на потребление в желательном направлении (например,ограничивать потребление спиртных напитков и т.д.).
Цены и тарифы в государственном секторе,масштабы которого невелики, определяются муниципальными и городскими властями.Удельный вес устанавливаемых непосредственно государством твердых илирегулируемых цен составляет около 6%.
Хотя в Дании фактически отсутствуетсистема государственных дотаций к ценам, однако в сфере потребленияпредоставляются государственные субсидии на приобретение медицинскихпрепаратов. Но этот порядок рассматривается в качестве элемента системысоциального обеспечения, а не как дотации к ценам.
Процесс ценообразования на сельхозпродукциюскладывается под воздействием механизма сельскохозяйственной политики ЕС. Приэтом в Дании существует довольно разветвленная система государственнойподдержки фермеров, предусматривающая, в частности, предоставлениегосударственных гарантий на займы и льготные рентные условия для капитальногостроительства, ведения дренажных и оросительных работ, внедрениеэнергосберегающих систем.2.6 Методы государственногорегулирования цен в Швеции
Представляет интерес опыт государственногорегулирования цен в Швеции. Здесь наблюдение и контроль над ценами ведетспециальный орган — государственное управление цен и конкуренции, подчиненноеминистерству гражданской администрации. Кроме того, во всех губерниях Швецииимеются конторы по проведению такой работы.
По мнению шведских экспертов,замораживание цен эффективно лишь в краткосрочном плане — для восстановлениярезких дисбалансов на рынке и подавления всплесков инфляции.
В стране действует закон о регулированиицен, который дает право осуществлять меры по прямому воздействию на цены(замораживание) либо в случае войны или опасности ее возникновения, либо приугрозе значительного общего повышения цен. Законом предусмотрена такжевозможность для государства устанавливать максимальный уровень цен на отдельныетовары. А также предусмотрено вводить порядок, при котором повышение цендопускается лишь после подачи предварительного уведомления об этом иобоснования размера повышения. Кардинальные решения по вопросамгосударственного регулирования цен, конкуренции и доходов принимаются толькопарламентом.
Воздействие на уровень ценосуществляется через государственную монополию и государственные мероприятия.Существует государственная монополия на винно-водочные изделия, почтовые инекоторые другие виды телекоммуникаций, почтовых услуг, на аптечную торговлю.Значительное влияние на цены оказывают государственный энергетический концерн ишведские железные дороги.
Государство жёстко регулирует закупочныецены на такие важнейшие виды сельскохозяйственной продукции, как зерно, молоко,мясо, яйца и ряд других продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, сучетом интересов фермеров.
Ежегодно в переговорах междуправительством и объединением сельскохозяйственных производителей, с участиемпредставителей потребителей устанавливается уровень цен на продовольственныетовары.
Основная форма возмещения издержексельскохозяйственным производителям связана с ежегодным фиксированиемотносительно высокого гарантированного уровня цен, закреплённым в переговорахмежду правительством и фермерами.
Важный источник средств, длясубсидирования сельского хозяйства Швеции — это таможенные сборы наимпортируемое сырье. Они устанавливаются в размере разницы между более высокимиценами на внутреннем рынке и ценами внешнего рынка.
Особая сфера ценообразования — цены нажилье. С учетом их чрезвычайно высокого уровня государство выдает жилищныесубсидии и займы.
Следует отметить, что в Швеции, один разв год, с учётом роста цен ведется индексация доходов населения. Учитываетсяиндекс цен на товары, входящие в минимальную потребительскую корзину, однакоиндексация доходов имеет ограниченные масштабы. Фактически она считается мерой,способствующей учёту инфляции в механизме ценообразования.
Применение тех или иных форм контролянад ценами и их ограничение меняются в зависимости от экономической ситуации идинамики цен. Существенным является ограничение доли заработной платы, которуюкомпании имеют право переносить на цены. Естественно, что введение такогоограничения влияет на возможности увеличения заработной платы.
/>2.7Методы государственного регулирования цен в Финляндии
Финляндия достигла высокого уровняэкономического развития и занимает одно из ведущих мест в мире, по уровню жизнинаселения. И хотя экономика Финляндии опирается в основном на частнуюсобственность и свободное предпринимательство, государство играет роль важногорегулятора экономического развития страны и, в частности, политики установленияцен.
В политике ценообразования государствупринадлежат важные функции. Через Министерство торговли осуществляютсяпланирование и контроль над ценами: на продукты питания, зерно, энергоносители(особенно бензин), а также продукцию винно-водочной промышленности.
Значительна роль государства, вкредитовании предпринимательства, ориентированного на реализацию товаров иуслуг по ценам, доступным для средних и низших слоев населения. Фирмы,организующие продажу товаров по низким ценам, получают от государства кредит назначительные сроки под щадящие проценты.
В целом система ценообразованияФинляндии отличается гибкостью и стимулированием потребления, особенно вобласти розничных цен и услуг.
В социально-ориентированной рыночнойэкономике Финляндии через цены, налоговое регулирование обеспечиваетсяпроведение ряда мероприятий, направленных на повышение жизненного уровнянаселения.
Например, торговля овощами, фруктами,цитрусовыми. В этой северной стране круглый год имеется довольнопредставительный выбор таких продуктов по невысоким ценам. Государство поощряетторговлю витаминизированными продуктами, не облагая налогом их ввоз в страну.
Практически все национальные программыпо важнейшим отраслям экономики Финляндии базируются на планово-расчетномценообразовании, так как рыночное ценообразование эффективно регулирует лишьтекущие потребности общества.
2.8 Методы государственногорегулирования цен в Испании
Регулирование и контроль над ценами вИспаниигосударствоосуществляет на товары первой необходимости,а также на товары и услуги, производство которых монополизировано. Спискитоваров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярнопубликуются в бюллетенях коммерческой информации. Это касается в основномпродукции предприятий госсекторов и некоторых частных компаний.
Контроль над формированием ценосуществляется высшим советом по ценам при министерстве экономики и финансов,являющимся рабочим органом правительственной комиссии по экономическимвопросам. Основными функциями совета являются:
1) рассмотрениена пленарных заседаниях ходатайств государственных и частных компаний обизменении цен на конкретные виды товаров и услуг;
2) выработкарекомендаций и представление в Правительственную комиссию по экономическимвопросам обоснованных предложений по изменению цен; уведомлениезаинтересованных государственных и частных компаний о результатах рассмотрениявопроса Правительственной комиссией;
3) наблюдениеза исполнением решений Правительственной комиссии частными и государственнымикомпаниями;
4) координациядеятельности провинциальных комиссий по ценам;
5) изучениеи внесение в Правительственную комиссию обоснованных предложений по пересмотрудействующих цен на товары и услуги.
Государственное регулирование ценосуществляется на основе разрешительных, уведомительных и местных цен.
Разрешительные цены. Государственнаяили частная компания, предусматривающая повышение цен на конкретный товар илиуслугу, направляет ходатайство в Высший совет по ценам, и после полученияразрешения от правительственной комиссии проводит повышение цен.
Такие цены устанавливаются на:
— электроэнергию, газ, бензин, керосин,нефть и другие виды топлива;
— фармацевтические товары;
— почтовые и телеграфные услуги; услугителефонной связи;
— железнодорожные и автомобильные перевозки;
— морские и воздушные пассажирскиеперевозки в пределах страны.
Уведомительные цены.Повышениецен на такие товары, как молоко, растительное масло, зерно, минеральныеудобрения, производится после уведомления Высшего совета по ценам о предстоящемповышении за один месяц до его осуществления.
Местные цены. Повышениецен на такие товары и услуги, как водоснабжение, городские пассажирскиеперевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц,относятся к компетенции провинциальных комиссий по ценам.
Во всех случаях ходатайства,направляемые в Высший совет по ценам или в провинциальные комиссии, должнысодержать:
— описание товаров и услуг, на которыепредлагается повышение цен;
— структуру издержек производства;
— описание способов реализации товаров иуслуг;
— действующие цены и тарифы на этитовары и услуги;
— проектируемые новые цены и тарифы;
— обоснование роста издержекпроизводства и увеличения цен.
Список товаров и услуг, цены на которыеподпадают под государственное регулирование, значительно сократился в последниегоды. Так/число отраслей экономики, где существовало активное вмешательствогосударства в ценообразование, сократилось со 174 до 21. В настоящее времяудельный вес устанавливаемых непосредственно государством регулируемых цен вобщей структуре потребительских цен составляет около 10%. 2.9 Методы государственногорегулирования цен в Греции
Государственное регулированиеценообразования в Греции осуществляется двумя путями.
— Путем непосредственного определенияцен и контроля над их соблюдением;
— Путём проведения политики цен идоходов на определенных этапах развития страны, в рамках общеэкономическойполитики или в отдельных отраслях экономики.
В настоящее время цены примерно на 20%наименований потребительских товаров и услуг регулируются государственнымиорганами. Все подлежащие ценовому регулированию товары и услуги подразделяютсяна две группы:
В первую группу входят товары и услуги,установление цен на которые входит в компетенцию правительства и другихгосударственных и частично государственных организаций. Например:
— сельскохозяйственные продукты массовогопроизводства;
— тарифы на электроэнергию;
— общественный транспорт;
— связь и почтовые отправления;
— авиапассажирские перевозки и т.п.
Решение вопросов об изменении цен науказанные товары и услуги возлагается на международный министерский комитет поценам и доходам, который возглавляется министром национальной экономики.
В состав комитета входят министрыфинансов, промышленности, сельского хозяйства, торговли, а также некоторыедругие министры, труда, здравоохранения и т. д.
Рассмотрение вопросов изменения ценосуществляется комитетом по представлению различных министерств и государственныхкомпаний или по инициативе самого комитета или правительства.
Во вторую группу входят все остальныетовары и услуги. Регулирование цен этой группы товаров и услуг осуществляетминистр торговли. В то же время предусмотрена возможность передачи им исполнительскихфункций местным органам власти. Однако последние играют вспомогательную роль,поскольку их решения не имеют юридической силы без утверждения министромторговли.
Товары и услуги второй группыподразделяются на три категории:
1) существенныенедостаточные;
2) существенныедостаточные;
3) несущественные.
На товары и услуги первой категории устанавливаетсяверхний предел цены или максимальная прибыль. Следует отметить, что этот пределустанавливается отдельно для оптового и розничного предприятия. В эту категорию,входят продукты питания, безалкогольные напитки, услуги ресторанов, некоторыевиды автомобилей и новые запчасти к ним, бензин, мазут, дизтопливо, газ, услугитакси и т.д.
Цены на товары и услуги второйкатегории, это некоторые виды сырья и полуфабрикатов. Они подвержены менеестрогой регламентации и контролируются только в целях предотвращения полученияторговой сверхприбыли. При этом вопрос извлечения сверхприбыли решается вкаждом конкретном случае.
Цены на товары и услуги третьей категории,которые не считаются товарами первой необходимости, формируются свободно, безучастия органов государственной власти.
Необходимо отметить, что список товаров,входящих в ту или иную категорию, достаточно подвижен. Например, в настоящеевремя количество товаров с твёрдо-устанавливаемой ценой сократилось с 84 до 10.
Регулирование цен на отдельные товары,товарные группы и услуги может иметь свои особенности. Цены устанавливаются,как правило, на год и только в исключительных случаях могут изменяться в течениегода.
В соответствии с решением правительствапромышленные, ремесленные и внешнеторговые предприятия в ряде отраслей должныпредставлять в местные органы торговой инспекции калькуляцию цен в случае ихизменения, а также цен на новые товары.
Для подготовки решений по изменению ценв министерстве торговли создан совещательный комитет, в работе которогоучаствуют представители заинтересованных министерств, федераций промышленности,торговых палат, кооперативов, различных отраслевых союзов и т. д. Окончательноерешение принимает министр торговли.
Контроль над соблюдением регулируемыхцен, и сбор информации об уровне складывающихся на рынке цен осуществляетспециальный отдел министерства торговли.
Для поддержания цен на пониженномуровне, а также в целях увеличения объема реализации товаров потребительского ихозяйственного назначения в стране дважды в год проводится распродажа товаровпо сниженным ценам.
За нарушение правил о ценах или правилконкуренции комитет по конкуренции уполномочен выносить решения о взысканииштрафов.
/>Заключение
Исследуя методы и формы государственногорегулирования цен в международной практике, стало очевидно многообразиеспособов воздействия на ценообразование в каждой отдельно рассмотренной стране.
Главная цель государственного ценовогорегулирования, состоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребленияи накопления, товарной и денежной массы.
При этом влияние государства навнешнеторговые цены может носить как прямой, непосредственный, так и косвенный,опосредованный характер.
Прямое вмешательство государства вусловиях рыночной экономики целесообразно тогда, когда ставится задачастабилизации действующих цен или их незначительного роста.
Косвенное регулирование цен – этовмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применениемсовокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению нарынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения,регулированию налогов.
Государство в лице своих органовуправления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляциисебестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами,определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативырентабельности на продукцию предприятий монополистов.
Чтобы понять глобальные задачиперспективного развития экономики, технического прогресса, требуется гибкореагирующая на конъюнктуру рынка и эффективно взаимодействующая на производствои потребление система цен, позволяющая стимулировать и контролировать развитиепрогрессивной структуры промышленности. А в этом без долгосрочногопланирования, прогнозирования и государственного регулирования не обойтись.
Таким образом, государство вцивилизованных странах не устраняется от контроля над ценообразованием навнутреннем рынке и от разумного регулирования цен, причем решает эти задачиразнообразными методами, с учетом особенностей развития рыночной экономики вкаждой из них.
Внастоящее время зарубежные страны используют для защиты своих внутренних рынковразвитое законодательство, которое предусматривает множество видов различныхмер в этих целях. Например:
1. Замораживание,т. е. установление постоянства цен;
2. Установлениефиксированных цен и тарифов;
3. Установлениепределов возможного роста цены (надбавки) за определенный период времени илипредельного уровня цены (надбавки), то есть верхней или нижней границы цены(надбавки), выше или ниже которой цена не может подниматься;
4. Установлениепредельного уровня рентабельности;
5. Декларированиеповышения цен;
6. контрольнад соблюдением антимонопольного законодательства;
7. отслеживаниеуровня и динамики цен на товары;
8. поддержаниеспроса на необходимом уровне;
9. изучениетенденций спроса и предложения;
10. контрольнад соблюдением регулируемых цен;
11. сборинформации об уровне складывающихся на рынке цен и т.п.
В заключении следует отметить, что в политикемеждународного ценообразования государству принадлежат важные функции. Такимобразом, государственное регулирование международных цен, необходимо дляподдержания баланса спроса и предложения, а также для потребления и накопления,товарной и денежной массы. Таким образом, государственное регулирование ценносит антикризисный и антиинфляционный характер.
/>Списоклитературы
1) АвдокушинЕ.Ф., Международные экономические отношения – М.: Экнонмист, 2004. – 366 с.
2) БабинЭ.П., Исаченко Т.М., Внешне экономическая политика – М.: Экономика, 2006. – 560с.
3) БесединаВ.Н., Волкова Е.Е., Ценообразование – М.: Экономистъ, 2006. – 141 с.
4) ДиденкоН.И., Основы внешне экономической деятельности в России – СПб.: Питер, 2004. –560 с.
5) ДоланР.Дж., Саймон Г., Эффективное ценообразование – М.: Экзамен, 2005. – 416 с.
6) ЛысоваН.А., Чернева Л.Ф., Управление ценами – М.: КноРус, 2006. – 200 с.
7) МаховиковаГ.А., Желтякова И.А., Пузыня Н.Ю., Цены и ценообразование – СПб.: Питер, 2007.– 176 с.
8) РыбалкинВ.Е., Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 605 с.
9) СмитиенкоБ.М., Международные экономические отношения — М.: ИНФРА-М, 2005. – 512 с.
10) ШулякП.Н., Ценообразование – М.: Дашков и Кº, 2005. – 192 с.