Вариант №10
Вопросыконтрольного задания по дисциплине «Государственная политика регулированиямонополий».
1. Права потребителей накачество товара (работы, услуги).
2. Установление сроков:службы годности гарантий для товаров (работ, услуг)
План:
Введение
Часть 1.Права потребителей на защиту и помощь.
Часть 2.Права потребителей на качество товара (работы, услуги)
Часть 3.Установление сроков: службы, годности, гарантии для товаров (работ, услуг).
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
Какую сферу современного рынка мы бы ни взяли — транспорт, туризм, бытовое обслуживание, торговлю автомобилями, услуги связи — всюду реальное содержание отношений между продавцами и покупателями сталосовершенно иным, чем прежде. Сегодня коммерческие структуры сами устанавливаютцены на свои товары, работы и услуги, конкурируют между собой в борьбе запотребительский рубль. Сложились принципиально отличные от прежних отношенияна рынке жилья, в сфере коммунальных услуг. Качественно новые отношения напотребительском рынке потребовали новой системы организации, управления,контроля, ответственности в данной сфере. Будучи свободным, рынок не может ине должен быть «диким».
Поэтому вместе с развитием потребительского рынкав 90-х годах практически полностью обновилось законодательство, регулирующееданную сферу. Определены функции общественности, государственных и судебныхорганов. Свод законов, правил и других нормативных актов, в которых установленыправа потребителей, формы и способы их защиты, насчитывает несколько десятковнаименований. Новыми нормами права охвачены практически все отраслипотребительского рынка. С выходом в свет второй части Гражданского кодекса РФ,а также Федерального закона «О защите прав потребителей», Уголовного кодекса РФструктура и содержание законодательства о защите прав потребителей обрели чертысистемности, упорядоченности, общей завершенности. Обладая достоинствами инедостатками, данное законодательство в целом отвечает международным нормам потребительскогоправа, выработанным в странах с высокоразвитой рыночной экономикой[1].
Проблема защиты потребительских прав сегоднясостоит в том, что многомиллионные массы продающей и покупающей публики ещедалеко не в полной мере освоили современное законодательство, регулирующеерыночные отношения, а, главное, не научились видеть в нем средство надежной защитысобственных интересов, уважать закон и опираться на него, как это свойственножителям стран, в которых демократия имеет более длительную историю. Причинтому множество. Во-первых, невозможно населению огромной державы в короткий периодвремени освоить новый свод законов и, уж тем более, научиться жить по-новому.На это уйдут годы. Во-вторых, есть и глубинные причины недоверия обывателей клегитимным способам защиты собственных потребительских прав. Это прежде всего — отсутствие традиции, которая не могла установиться в тоталитарном государстве,безраздельно монополизировавшем спрос и предложение, производство ипотребление. Государство социализма не было предназначено к тому, чтобыразвивать рыночную экономику, жить по законам, присущим гражданскому обществу.Суть метаморфозы, которая должна произойти в общественном сознании припереходе к демократии и рынку, состоит в том, что следует отказаться от мыслио нашей принадлежности государству; научиться воспринимать государство и еголидеров, как явления, зависимые от общества, находящиеся на службе интересовобщества и его граждан. Мы должны поверить в то, что выражением высшейсправедливости и главным средством защиты в наших мирских делах служит закон,что его знание нам необходимо, а соблюдение правовых норм жизненно важно длявсех и каждого[2].
Россия не является первопроходцем в вопросахзащиты потребительских прав. Консюмеризм — организованное движениеграждан и государственных органов в защиту прав и расширения влияния потребителейв их отношениях с производителями и продавцами товаров, работ, услуг в странахс рыночной экономикой получил широкое развитие. Например в США Конгресс учредилУправление по контролю за качеством пищевых продуктов, медикаментов икосметических средств, Комиссию по проблемам безопасности товаров широкогопотребления, Управление по делам потребителей и др. органы.
Во Франции обман потребителя грозит штрафом илитюрьмой.
Двадцать крупнейших ассоциаций потребителей,являющихся членами Национального совета по потреблению, занимаются изучениемтоваров и услуг, которые государственный и частный секторы предлагаютфранцузам. Все они играют роль посредников между своими соотечественниками ирынком. Многие из них созданы на базе профсоюзных и женских организаций, скоторыми они продолжают поддерживать тесную связь. Некоторые делают упор всвоей деятельности на защиту коллективных прав потребителей. Порой для большейэффективности они объединяют свои усилия или пользуются поддержкойгосударственной службы — департаментской дирекции по вопросам конкуренциипотребления и борьбы с мошенничеством[3].
Часть 1. Право потребителей на защиту и помощь.
1. Потребителем является физическое или юридическоелицо, которое пользуется товарами или услугами в личных целях.
2. Государство обязано обеспечивать потребителяквалифицированной юридической защитой и активно помогать ему.
3. Государство должно проявлять особую заботу отом, чтобы эффективная защита потребителя и помощь предоставлялись всем слоямнаселения, наиболее бедным и не имеющим привилегий группам людей.
а) Защита от физического ущерба, вытекающего изнебезопасных товаров
1. Национальное законодательство должно включатьобщие требования по безопасности продуктов питания, других товаров, а такжеуслуг. В случае необходимости должны быть предусмотрены особые требования котдельным товарам и услугам.
2. Как правило, продажа товаров и предоставлениеуслуг не должны быть допущены, если их обычное и разумное использование можетпринести вред потребителям.
3. Должно быть установлено и внедряться необходимоеколичество стандартов с тем, чтобы не допустить или по возможности сократитьлюбой риск опасности для жизни в содержании товаров, их упаковке,транспортировке и использовании.
б) Защита против ущерба экономическим интересампотребителя
1. Индивидуальный потребитель должен быть защищенот злоупотреблений со стороны поставщика товаров и услуг, особенно это касаетсяодносторонности в контрактах, невключения в них основных юридических прав,требований оплаты за не поставленный товар или услуги, а также принудительных методовпродажи товаров, что препятствует потребителю сделать разумную оценку условийпродажи.
2. Индивидуальный потребитель должен иметь правана качественное обслуживание товара длительного пользования после его покупки[4].
3. Какие-либо ограничения, возникающие в результатесговора между компаниями или монопольными поставщиками, должныконтролироваться законом в интересах потребителя.
4. Предоставление товаров или услуг, в том числев финансовой области, не должно осуществляться с помощью прямого или косвенногообмана потребителя.
5. Национальное законодательство должно включатьобязательное требование, чтобы любая реклама (как визуальная, так и слуховая)не вводила в заблуждение потенциального потребителя товаров и услуг.Рекламодатель в случае необходимости обязан представлять доказательствакачеств, которые содержатся в рекламе. Рекламодатель, не сумевший по требованиюпредставить такие доказательства, обязан за свой счет внести в данную имрекламу соответствующие коррективы.
6. Детальная информация, даваемая на ярлыке или врекламе, должна соответствовать истине. Это касается информации о природе,составных элементах, количестве, условиях эксплуатации, доступности,качестве, цене и предшествующих характеристиках товара или услуги.
7. Необходимо постоянно контролировать и совершенствоватьзаконы, запрещающие нечестные торговые сделки, чтобы претензии потребителей рассматривалисьсвоевременно и надлежащим образом.
8. Необходимо пересматривать в законодательномпорядке и отменять те действующие положения в торговле и сфере услуг, которыеносят односторонний характер и ущемляют интересы потребителя.
В случае ущерба, понесенного потребителем в результатедействия несовершенного закона в торговле, последний все равно имеет право накомпенсацию.
Часть 2. Права потребителей на качество товара(работы, услуги)
В соответствии со ст. 4 Федерального законаРоссийской Федерации «О защите прав потребителей»:
1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителютовар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствуетдоговору.
2. При отсутствии в договоре условий о качестветовара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар(выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар(работа, услуга) такого рода обычно используется.
3. Если продавец (исполнитель) при заключениидоговора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретениятовара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязанпередать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный дляиспользования в соответствии с этими целями.
4. При продаже товара по образцу и (или) описаниюпродавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и(или) описанию.
5. Если стандартом предусмотрены обязательныетребования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязанпередать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующийэтим требованиям[5].
Часть 3. Установление сроков: службы, годности,гарантии для товаров (работ, услуг).
В соответствии со ст. 5 Федерального законаРоссийской Федерации «О защите прав потребителей»:
1. На товар (работу), предназначенный для длительногоиспользования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечиватьпотребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нестиответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
2. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливатьсрок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующихизделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периодамогут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вредего имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров (работ) утверждаетсяПравительством Российской Федерации.
3. Срок службы товара (работы) может исчислятьсяединицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами ипрочими).
4. На продукты питания, парфюмерно-косметическиетовары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы)изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, поистечении которого товар (работа) считается непригодным для использования поназначению.
Перечень таких товаров (работ) утверждается ПравительствомРоссийской Федерации.
5. Продажа товара (выполнение работы) по истеченииустановленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на которыйдолжен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен,запрещается.
6. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливатьна товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случаеобнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец)обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
7. Продавец вправе установить на товар дополнительныйгарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или,если гарантийный срок изготовителем не установлен, продавец вправе установитьгарантийный срок сверх сроков, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи19 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Требования, которые потребитель вправе предъявлятьк продавцу в случае обнаружения недостатка товара в течение установленногопродавцом гарантийного срока, порядок и сроки удовлетворения этих требований, атакже ответственность продавца устанавливаются договором между потребителем ипродавцом.
Заключение
Законодательство о защите прав потребителей,эффективность его практической реализации имеют огромное значение для успешногореформирования российской экономики. Необходимость всестороннего информированияшироких слоев населения о содержании нормативных актов, принятых в защиту правпотребителей, вызвана теми изменениями, которые в процессе проведенияэкономической реформы претерпел рынок потребительских товаров, работ и услуг(отношения собственности, формы организации и управления, субъектыдеятельности, условия ценообразования, ассортимент товаров (работ и услуг),условия реализации импортной продукции, контролирующие органы и способыконтроля, свод законов и правил).
Радикальные перемены произошли на таком короткомисторическом отрезке, что многомиллионные массы продающей и покупающей публикине имели возможности освоить должным образом современное законодательство,регулирующее отношения потребительского рынка. Не выработана традиция правовойзащиты собственных интересов граждан в данной сфере.
Реализация права потребителей на просвещение вобласти потребительского законодательства (ст. 3 Федерального закона «О защитеправ потребителей»), действенная защита интересов потребителей затрудненытем, что многие необходимые нормативные акты и документы опубликованы вспециализированных изданиях малыми тиражами и труднодоступны для населения[6].
Список используемой литературы
1. ВасильевЮ. В.,Лидовская А. Ф., Слепаков С.С. О защите интересов потребителей товаров, работ иуслуг: Учебное пособие. Минеральные Воды: Кавказская здравница, 1994.
2. Закон«О защите прав потребителей»
3. Законодательствоо защите прав потребителей: Сборник нормативных актов. М.: АО «Юридическаяфирма», «Легат», 1994.
4. Карманнаякнига потребителя: Законодательные акты, правила обслуживания, практические советы,образцы документов для обращения в суд. М.: Информационно-внедренческий центр«Маркетинг», 1994.
5. КатренкоВ.С., Слепаков С.С. «Правовые основы защиты интересов потребителей»Невинномысск 1999.
6. ЛевшинаТ. Л, Основызаконодательства о защите прав потребителей: Курс лекций. М.: Юридическаялитература, 1994.
7. ПленумВерховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»
8. Потребительв законе: Самоучитель разумного потребительского поведения. М.: Информационно-издательскийдом «Филинъ», 1995.
9. Правилапродажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров в РоссийскойФедерации. М.: «Ось-89».
10. Правилараспространения периодических печатных изданий по подписке
11. Уголовный кодекс РФ
12. Федеральный закон «Орекламе»