Міністерство освіти і науки України
Доклад
на тему «Гносеологические корни логистики»
Донецьк 2010
Рассматривая логистику как один из разделов экономики, необходимо признать, чтоее теоретико-методологические основы базируются на общей экономической теории ивключают совокупность дисциплин (теория фирмы, статистика, менеджмент, маркетинги др.), а также на теории систем, включая кибернетику, синергетику многое другое.Даже сама этимология слова „логистика” (в переводе с греческого — считать, калькулировать)уже предполагает широкое использование экономико-математического аппарата, начинаяот простейших арифметических действий вплоть до использования инструментария исследованияопераций, теории массового обслуживания и т.п.
Семантика термина логистика в современных энциклопедических словарях отражаетдва направления его развития:
первое, связанное с управлением перемещением и материально-техническим снабжениемвойск, которое изначально приписывается византийскому императору Льву VI (866-912гг. н.э), и развито в фундаментальных работах военного теоретика XIX века А. А Жомини(1779-1869 гг.);
второе, как обозначение математической логики, впервые использованное в трудахзнаменитого немецкого математика Г. Лейбница (1646-1716 гг.) и закрепленное в данномзначении на философском конгрессе в Женеве (1904 г.).
В XIX веке теоретическое и прикладное развитие логистики пошло по первому направлению,постепенно расширяя сферу своего влияния с армии на все отрасли экономики и углубляяисследование процессов, тех или иных, связанных с пространственно-временным перемещениемтоварно-материальных ценностей.
В большинстве работ, посвященных теоретическим основам логистики, выделяютсяследующие этапы генезиса логистики в XX веке:
1. Период с 1920-х до начала 1950-х годов, который называется переходом фрагментаризации,когда наиболее активно развивалась теория военной логистики, а некоторые функциилогистики стали использоваться в гражданских отраслях экономики. К этому периодуотносится появление первых логистических сообществ, в частности, национальной ассоциациипроблем управления запасами (основана в 1915 г. в США), преобразованной в 1967 г. в Национальную ассоциацию агентов снабжения.
2. Период с середины 1950-х по 1970-е годы зарубежные специалисты называют периодомконцептуализации логистики на базе концепции общих затрат в физическом распределениив рамках маркетинга. К концу 60-х годов XX столетия разрабатывается теория бизнес- логистики, которая продвигается в жизнь национальным советом по менеджменту физическогораспределения (США), преобразованному позднее в совет логистического менеджмента(СЛМ). По мнению членов СЛМ, „Логистика — широкий диапазон деятельности, связанныйс эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю,в некоторых случаях включающий движение сырья от источников снабжения до началапроизводственной линии. Эта деятельность включает в себя транспортировку, складирование,обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов, выбор места нахожденияпроизводства и складов, прогнозирование спроса, маркетинг и обслуживание потребителей”.К концу 70-х годов в экономически развитых странах завершилась так называемая „санитатарно-упаковочнаяреволюция”, что позволило значительно расширить сферу применения логистики.
3. Период с 1980-х до середины 1990-х годов характеризуется стремительным развитиеминтегральной концепции логистики в индустриально развитых странах. Интеграция логистическихфункций фирмы и логистических партнеров происходила в полной логистической цепи:„закупки — производство — дистрибьюция — продажи”. Революция в информационных технологияхусилила понимание того, что наряду с материальными необходимо управлять сопутствующимиинформационными потоками. В 1985г. СЛМ уточнил определение логистики: «Логистикаесть процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижениязатрат) потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции,услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места егопотребления (включая импорт, экспорт, внутренние перемещения) для целей полногоудовлетворения запросов потребителей». С начала 90-х годов стали активно разрабатыватьсяи внедряться международные программы и проекты, в которых логистике отводилась ведущаяроль.
Новейший этап развития логистики (с середины 90-х годов XX века по настоящеевремя) характеризуется как углублением теории, так и расширением практики логистики.Интерес к логистике стали проявлять развивающиеся страны и страны с переходной экономикой,например, Россия. Это существенно обогатило теорию и практику логистики, синонимамикоторой в зарубежной литературе являются: физическое распределение, логистика маркетинга,материальный менеджмент, логистический инжиниринг, промышленная логистика, бизнес-логистика,коммерческая логистика, логистический менеджмент, менеджмент в интегрированной логистике,менеджмент снабжения, менеджмент логистического канала, менеджмент распределения,менеджмент ведущего времени, интегрированная дистрибьюция, логистика цепи поставок,логистика сервисного отклика, менеджмент в интегрированной логистической цепи.
Чтобы не втискивать все разнообразие сфер приложения современной логистики в«прокрустово ложе» одного понятия, зарубежные специалисты выделяют: логистику,связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика); производственнуюлогистику; сбытовую (маркетинговую или распределительную) логистику; транспортнуюлогистику и т.д.
Поэтому неудивительно, что отечественная теория логистики характеризуется достаточнойстепенью эклектичности, впитывая в себя самые разнообразные зарубежные теории ипорождая новые, учитывающие современные реалии российской экономики.
Ретроспективный анализ различных точек зрения на сущность логистики в начале90-х годов провели учёные Санкт-Петербургского государственного университета экономикии финансов (СПбГУЭФ), показав, что логистика — это:
новое направление в организации движения продукта в сфере производства и обращения;
совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратаминеобходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте;
интеграция перевозочного процесса с производственной сферой, включая погрузочно-разгрузочныеоперации, хранение;
процесс планирования, реализации, контроля затрат перемещения и хранения полуфабрикатови готовой продукции, а также связанной с ними информация о поставке товаров от местапроизводства до места потребления в соответствии с требованиями клиентов;
некоторая производственная инфраструктура экономики, основанная на чётком взаимодействииспроса, снабжения производства, транспорта и распределения продукции;
форма управления физическим распределением продукции;
оптимизация потока материалов, оптимизация транспортных систем, регулированияматериальных ресурсов;
сфера экономики, характеризующаяся взаимодействием снабжения, производства, распределения,транспорта, спроса и потребления;
новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управленияматериальными и информационными потоками;
наука о рациональной организации производства и распределения, позволяющая комплексно,с системных позиций охватить вопросы снабжения, организовать сбыт и распределениеготовой продукции.
Поиск компромисса различных точек зрения по поводу сущной характеристики логистикипривел А.Н. Родникова, автора терминологического словаря «Логистика» кследующему паллиативному определению: «Логистика (Lоigistics) — наука о планировании,контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальнымиоперациями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственногопредприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведенияготовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего,а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации».
Неудивительно, что попытка «навести мосты» между различными трактовкамилогистики не только не прекратила дискуссию на эту тему, а даже, в какой-то мере,подхлестнула ее. Это демонстрирует В.И. Сергеев, который попытался перечислить всеопределения логистики, доминировавшие в экономической литературе во второй половине90-х годов. Здесь логистика — это:
комплексное направление в науке, охватывающее проблемы управления материальными информационным потоком в их взаимодействии;
научная дисциплина об управлении потоками в системах;
междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новыхвозможностей повышения эффективности материальных потоков;
научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управленииматериальными потоками в сфере производства и обращения;
наука о рациональной организации производства и распределения, позволяющая комплекснос системных позиций охватывать вопросы снабжения, организовывать сбыт и распределениеготовой продукции;
процесс планирования, реализации, контроля затрат перемещения и хранения материалов,полуфабрикатов готовой продукции, а также связанной с ними информация о поставкетоваров от места производства до места потребления в соответствии с требованиямиклиентов;
концепция прогнозирования основанная на достижении высокого уровня надежностиуправления процессами доставки, и поэтому осуществление этой концепции обеспечиваетбизнесменам относительную стабильность их деятельности в условиях неопределенностирыночной среды;
организация системы, включающая производство, хранение, транспортировку и распределениепродукции с максимальной прибылью;
научный инструментарий эффективного взаимодействия производительных сил обществапутем системной организации и оптимизации материальных, товарных и информационныхпотоков;
наука об организации и планировании процесса обращения материальных ресурсовв общественном производстве (на всех его участках и этапах) и управлении этим процессом;
применение современных науковедческих дисциплин к построению (синтезу), исследованию,анализу и количественной оценке эффективности функционирования логистических системв сфере материально-технического обеспечения, производственно-коммерческой деятельностии оптовой торговли средствами производства;
процесс управления производством, движением и хранением материалов, изделий итоваров, а также сопутствующих им информационных потоков посредством организацииканалов товародвижения, так что текущие и будущие затраты минимизируются при условиивысокоэффективного (надежного) выполнения доставки заказов;
новое научное направление, учение о планировании, управлении и наблюдении (отслеживании)при движении материальных и информационных потоков в производственных и энергетических,системах;
наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движенияматериальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичногоисточника до конечного потребителя;
логистика как наука изучает потоковые процессы в экономике, в частности, управлениетовародвижением или управление материальными ресурсами для нужд снабжения — этипотоки обусловлены процессами купли-продажи и в свою очередь порождают денежные(финансовые) потоки.
Практически на рубеже веков, как бы обобщая всю предшествующую теорию и практикулогистики, А.И. Семененко в справочном пособии «Логистика. Словарь и библиография»предлагает три определения логистики. Логистика — это:
1) мышление и наука, направленные на организационно-аналитическое совершенствование,доводку (оптимизацию) потоковых процессов человеческой деятельности любого содержания,в частности, экономической;
2) отрасль науки — совокупность самостоятельной методологии, теории, методови способов оптимизации (совершенствования) различных по субстанциональной сущностипотоков, сопровождающих экономические, социальные и коммуникативные процессы в сфересоздания, воспроизводства и потребления товаров и услуг, в условиях функционированияи развития рыночных отношений;
3) наука рациональной организации и перманентного совершенствования (доводки)производства и реализации продуктов, позволяющая комплексно с системных позицийохватить вопросы снабжения, организацию сбыта и донесения продукта до потребления(клиента) как единое целое (единую задачу).
Не подвергая критическому разбору все перечисленные определения логистики, попытаемсясформулировать свою точку зрения на этот счет. По нашему мнению определение сущностилогистики должно давать ответы на следующие вопросы:
1. Что является предметом логистики?
2. Каково назначение логистики научное или прикладное?
3. Какие цели преследует логистика?
Сообразуясь с этим, а также используя уже сделанные научно-прикладные заделы,мы определяем логистику как науку и практическую деятельность по организации и управлениюэкономическими потоками в хозяйственных системах с целью минимизации совокупныхзатрат на продвижение товаров и услуг из сферы производства в сферу потребленияпри максимально возможном полезном эффекте функционирования этих систем.
Более детальная расшифровка данного определения включает:
логистика — это одновременно и научная дисциплина, изучающая закономерности формированияи функционирования экономических потоков, и хозяйственная практика, связанная соптимизацией и рационализацией экономических потоков;
основным предметом логистики являются экономические отношения и хозяйственныепроцессы, возникающие при организации материальных и связанных с ними потоков, которыеопределяются как экономические потоки;
экономические потоки как объекты логистики организуются в рамках различных хозяйственныхсистем, начиная с локальных (внутрифирменных) и заканчивая глобальными (международными)системами;
целью логистики является минимизация совокупных затрат, возникающих в процессепродвижения товаров и услуг (продукции; сырья материалов и т.п.) из сферы производства(из мест создания, возникновения, добычи и т.п.) в сферу потребления (включая конечноеи промежуточное, в т.ч. производственное потребление);
достижение целей логистики должно быть подчинено целями хозяйственных систем,что отражено во фразе «при максимально возможном полезном эффекте функционированияэтих систем».
Очевидно, и это определение логистики является неполным и неточным, так как,во-первых, вряд ли кто-либо может сегодня претендовать на адекватность отраженияв сознании реальной хозяйственной практики, а, во-вторых, логистика — это не застывшаядогма, а постоянно развивающаяся наука, которая все время обогащается новыми знаниями.Более продуктивным представляется поиск не бесспорного определения, а исследованиесущности логистики через цели, задачи, принципы, методы, функции и другие компонентыэтого сложного организационно-технического и социально-экономического явления.
Общая цель логистики, сформулированная нами, отражает не только реалии хозяйственнойпрактики и постулаты «здравого смысла», но и опирается на отечественныеи зарубежные авторитеты в области логистики. Так, В.Я. Лимарев и В.П. Алферьев считают,что «Целью логистики, как в целом, так и физического распределения и управленияматериалами является максимально возможное снижение уровня издержек, связанных сперевозками, хранением товаров и осуществлением других логистических функций, чтослужит важным фактором общего снижения цен на реализуемую продукцию и повышенияее конкурентоспособности на рынке». Близким по смыслу можно считать утверждениеЖерара Шевалье и Тьерри Вань, что «Логистика имеет целью предоставление»внутренним" и «внешним» клиентам возможности получить в срокпродукцию в заказанных единицах, оптимизируя качество обслуживания и стоимость самойуслуги.
Минимизация и/или оптимизация логистических издержек не может быть самоцельюлогистики, так как в пределе она предполагает нулевые затраты при полной деградациихозяйственной системы. В то же время предложенная нами абстрактная целевая функциялогистики в виде минимизации — совокупных затрат при максимуме полезного эффектафункционирования хозяйственной системы нуждается в конкретизации. Минимизация логистическихиздержек считается экономически оправданной, если достигнут определенный уровеньоптимизации и рационализации экономических потоков.
Исходя из этого, теоретико-прикладная модель целевой функции логистики можетбыть представлена так:
/>
где /> - логистическиеиздержки, возникающие в сферах производства (i = 1. n), обмена (j = 1. m) и потребления (k = 1. с);
Эопт — оптимизация экономических потоков;
Эрац — рационализация экономических потоков.
На значения Эопт и Эрац должны быть наложены следующиеограничения:
1) Эопт = f (Тсв, Qпл, Ккм),
где Тсв — своевременность;
Qпл — полнота;
Ккм — комплектность удовлетворения нужд и потребностей в ресурсах,циркулирующих в экономических потоках;
2) Эрац ³ f (Пкч,Соц, Лср),
где Пкч — потребительские качества;
Соц — стоимостные оценки;
Лср — логистические услуги (логистический сервис) в экономическихпотоках не ниже установленных стандартов обслуживания.
Задачи логистики чаще всего понимаются утилитарно, применительно к конкретнойхозяйственной системе. К примеру, С.А. Уваров формулирует общую задачу логистикиследующим образом: "… реализация конкретных преимуществ фирмы путем ее максимальнойи оперативной адаптации к изменяющейся рыночной конъюнктуре посредством созданиякомплексной интегрированной системы регулирования и контроля материальных трудовых,финансовых и информационных потоков, обеспечивающих максимально достижимое качествопоставок продукции". К частным задачам логистики он относит:
обеспечение адекватности, взаимного соответствия овеществленных (материальных,трудовых) и информационных потоков;
оптимизацию стратегии и технологии физического перемещения ресурсов и товаров;
стандартизацию форм полуфабрикатов и упаковки;
определение необходимых объемов ресурсов на стадиях заготовок, производства,складирования и транспортировки;
оптимизацию производственных запасов;
максимально возможное сокращение времени хранения и транспортиров грузов.
На макроуровне задачи логистики значительно шире. В частности в сфере товарногообмена они формулируются Д.Д. Костоглодовым следующим образом:
экономико-организационное и правовое регулирование товарного рынка;
формирование хозяйственных связей, как на региональном, так и народнохозяйственномуровне;
организация продвижения продукции от производителя к потребителю (по прямым каналамили через места складирования);
формирование и регулирование материальных запасов;
организация и развитие складского хозяйства материальной базы логистики.
По нашему мнению, задачи логистики не должны подменять собой функции и/или процессы.Они, как правило, являются детализацией (конкретизацией) целей, т.е. как бы определяютспособы достижения поставленной цели. Абстрагируясь от конкретных хозяйственныхсистем и исходя из сформулированной нами цели логистики, мы так видим ее основныезадачи:
удовлетворение потребностей в материальных ресурсах, товарах и услугах в нужноевремя, в нужном месте, в нужном объеме, ассортименте и качестве;
минимизация логистических издержек при максимуме полезного эффекта функционированияхозяйственной системы;
оптимизация экономических потоков в логистических целях и системах;
рационализация экономических потоков в логистических цепях и системах;
экономия материальных ресурсов и в целом ресурсосбережение в экономических потоках;
экологическая и социально-этическая ориентация логистики.
Перечисленные задачи конкретизируются: с учетом масштабов хозяйственной системы,ее целей и задач; в соответствии с характером логистических проблем и уровнем логистизациисистемы и т.д. и т.п. При этом необходимо руководствоваться рядом правил, которыеможно определить как принципы логистики. В теории и практике логистики чаще используютсяобщие принципы создания и функционирования больших социально-экономических систем:системность, комплексность, научность, конкретность, конструктивность, вариантность,надежность, интегративность, эффективность, гибкость, целостность, превентивностьи др.
Довольно оригинальную точку зрения на этой счет В.И. Сергеев, который, опираясьна труды зарубежных ученых и специалистов, предлагает следующую типологию принциповлогистики:
тотальных затрат;
глобальной оптимизации,
логистической координации и интеграции;
моделирования и информационно-компьютерной поддержки;
разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистическогоменеджмента;
всеобщего управления качеством;
гуманизации всех функций и технологических решений в логистических системах;
устойчивости и адаптивности.
Рассматривая принципы как основополагающие правила логистики, мы их сформулируемследующим образом:
1. Сопряжение экономических интересов участников логистических цепей и систем.Там, где нет сопряжения экономических интересов субъектов экономических потоков,там нет логистики, а превалируют традиционные формы организации экономических потоковс неизбежными потерями и высокими рисками.
2. Организационно-технологическая интеграция звеньев логистических цепей на базеединых технологий экономических потоков. Даже самый высокий энтузиазм во взаимодействииучастников экономических потоков не в состоянии компенсировать потери технологическойнесопряженности звеньев логистических цепей.
3. Социально-экономическая кооперация логистических звеньев и цепей с целью извлечениясинергетического эффекта объединения логистических усилий. Логистика предполагаетпревышение общесистемного эффекта над суммарным эффектом участников логистическихзвеньев и систем,
4. Административно-правовая субординация участников логистических цепей и систем.Отсутствие подобной субординации затрудняет трансформацию субоптимизации в общесистемнуюоптимизацию, что на практике представляет собой трансформацию традиционных хозяйственныхсистем в логистические.
Таким образом, резюмируя изложенное, основные принципы логистики можно определитькак: сопряжение, интеграция, кооперация и субординация. Они должны быть дополненыпринципами маркетинга, менеджмента и других научно-прикладных дисциплин, которыесинтезирует теория и практика логистики. Кроме того, научно-методическую базу логистикисоставляют: теория вероятностей, математическая статистика, функционально-стоимостныйанализ, линейное, нелинейное и динамическое программирование, теория игр, теориямассового обслуживания, теория управления запасами, методы имитационного моделированияи сетевого планирования, экономическая кибернетика, исследование операций, системотехникаи многое другое.
Все это создает условия для постоянного обогащения инструментария логистики ирасширения сфер ее применения. Последнее обстоятельство существенно затрудняет формулировкуфункций логистики, что особенно заметно по публикациям соотечественников. Так, ученыеСПбГУЭФ считают, что логистика в сфере обращения выполняет системообразующую, компенсирующую,интегрирующую и регулирующую функции. Авторы учебного пособия «Логистика»,изданного под редакцией Б.А. Аникина, различают в логистике два вида функций: оперативныеи координационные. Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движениемматериальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения. К функциямлогистической координации они относят: выявление и анализ потребностей в материальныхресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действуетпредприятие, и прогнозирование поведения других участников этих рынков; обработкуданных, касающихся заказов и потребностей клиентов.
Нередко происходит подмена понятий «логистическая функция» и«логистическая операция», когда к функциям логистики относят материально-техническоеобеспечение производства, хранение и складскую переработку грузов, сбыт готовойпродукции и т.п. Все-таки, центральная идея логистики — это управление экономическимипотоками в хозяйственных системах. Значит, и функции логистики должны быть связаныс нею, что позволяет нам говорить об общих и специальных функциях.
К общим функциям логистики мы относим те, которые отражают содержание процессауправления хозяйственными системами вообще в приложении к специфическому объекту- экономическим потокам. Традиционно они включают: планирование, организацию, регулирование,учет, контроль, анализ, стимулирование. Специфические функции логистики производныот специфики процесса оптимизации и рационализации экономических потоков и, по нашемумнению, могут быть определены так:
организация формирования экономических потоков в хозяйственных системах;
обеспечение нормального функционирования экономических потоков;
оптимизация и рационализация экономических потоков;
проектирование и модернизация логистических операций, звеньев, цепей и систем;
достижение организационно-технологического и социально-экономического сопряжениялогистических процессов и экономических интересов.
Далее логистические функции могут быть детализированы по видам экономическихпотоков, по составу логистических звеньев, по типам логистических цепей и систем,по характеру логистических операций и т.д. Так, исследуя сквозную логистическуюцепь материального потока, правомерно говорить об управлении: закупками материально-техническихресурсов; погрузочно-разгрузочными и транспортно-складскими работами; запасами;сбытом готовой продукции и т.д.
Список использованной литературы
1. Е.В. Леонтьева Материальная ответственность — М.: Информационно — издательскийдом «Филинъ», 1997.
2. Сивохина Н.П., Родионов В.Б., Горбунов Н.М. Логистика: Учеб. пособие. — М.:ООО «Издательство АСТ», ЗАО «РИК Русанова», 2000.
3. Логистика: Учебник/ Под ред. Б.А. Аникина: 2-е изд. перераб. и доп. — М.:ИНФРА — М, 2000.
4. Волгин В.В. Склад. Организация и управление: Практическое пособие. — 4-еиздание, перераб. и дополн. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашкови Ко», 2002.
5. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений.- 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашкови Ко, 2004.
6. Николайчук В.Е. Логистика в сфере распределения. — СПб: Питер, 2001.