Реферат по предмету "Разное"


Азбука права для геев и не только

Азбука права для геев и не толькоВ брошюре в краткой форме отражены правовые сведения, которые могут понадобиться в повседневной жизни жителей Украины. Издание учитывает специфику проблем, с которыми сталкиваются люди гомосексуальной ориентации, но будет полезным и для самой широкой аудитории.Азбука права для геїв та не тільки. В брошурі у короткій формі відображені правові відомості, що можуть бути знадобитись у повсякденному житті мешканців України. Видання враховує специфіку проблем, з якими зіштовхуються люди гомосексуальної орієнтації, але буде корисним і для найширшої аудиторії.^ Центр "Наш мир", 2002Наши контакты:Тел./факс: (044) 296-34-24Почтовый адрес: а/я 173, г. Киев, 02100E-mail: coordinator@gay.org.uahttp://www.gay.org.uaСОДЕРЖАНИЕПредисловие1. Введение 1.1. Конституция Украины и права человека 1.2. Система законов и система органов власти в Украине1.3. Правовое положение сексуальных меньшинств в Украине – краткий обзор2. Некоторые аспекты гражданско-правовых отношений2.1. Договоры2.2. Нотариат 2.3. Оформление сделки купли-продажи и собственности на недвижимость2.4. Сдача жилья в поднаем2.5. Имущественные споры и защита имущественных прав3. Права, свободы и обязанности человека и гражданина3.1.Право на свободу и личную неприкосновенность3.1.1. Уголовные и административные правонарушения3.1.2. Система правоохранительных органов Украины3.1.3. К вам домой пришли работники милиции.3.1.4. Вызов на беседу в милицию3.1.5. Вызов на допрос в качестве свидетеля3.1.6. Обыск3.1.7. Если вас остановил сотрудник милиции3.1.8. Свидание с партнером, приговоренным к лишению свободы 3.1.9. Порядок выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины3.2. Срочная военная служба3.3. Право на половую свободу и половую неприкосновенность личности 3.3.1. Изнасилование (ст. 152 УК Украины) 3.3.2. Насильственное удовлетворение половой страсти в извращенных формах (ст. 153 УК Украины)3.3.3. Понуждение к вступлению в половую связь (ст. 154 УК Украины) – или что делать в случае сексуального домогательства на работе 3.3.4. Половые сношения с лицом, не достигшим половой зрелости (ст. 155 УК Украины)3.3.5. Развращение малолетних (ст. 156 УК Украины) и “возраст согласия” в Украине3.4. Право на медицинскую помощь3.4.1. Право на гарантированную государством бесплатную медицинскую помощь 3.4.2. Некоторые вопросы, связанные с ВИЧ-инфекцией и венерическими заболеваниями 3.5. Право на неприкосновенность частной жизни 3.6. Некоторые вопросы семейных отношений3.6.1. Сексуальные меньшинства в Украине: возможности заключения брака или регистрации партнерства3.6.2. Возможность использования договора о совместной деятельности для урегулирования имущественных отношений, бытовых вопросов между однополыми партнерами 3.6.3. Права наследования3.6.4. Порядок расторжения брака и некоторые особенности бракоразводного процесса3.6.5. Усыновление3.7. Право на труд – некоторые аспекты трудовых отношений 3.8. Право на свободу объединения в политические партии общественные организации4. Механизмы защиты прав и свобод 4.1. Защита прав и интересов в соответствии со ст. 40 Конституции Украины и Законом Украины “Об обращениях граждан”4.2. Обжалование действий органов государственной власти, предприятий, объединений граждан и других юридических лиц в суде4.3. Защита прав и интересов в суде 4.3.1. Право на судебную защиту чести и достоинства4.4. Механизм защиты прав через институт Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека4.5. Защита прав в Европейском суде по правам человекаИсточникиПредисловиеВ данной брошюре мы лишь кратко изложили некоторые юридические сведения, которые необходимо знать каждому гражданину Украины для того, чтобы иметь представление о своих законных правах и обязанностях; сведения, которые совершенно необходимы в нашей повседневной жизни, при контактах с другими гражданами, различными организациями и государственными органами.В последнее время очень частыми стали случаи, когда из-за банального незнания своих прав и обязанностей граждане зачастую попадают в затруднительное положение. Именно потому активно проводится на всех уровнях “правовой ликбез”.Данная брошюра – его важная составная часть. В ней более подробно рассматриваются некоторые специфические вопросы, касающиеся юридических проблем, с которыми сталкиваются в Украине люди гомосексуальной ориентации. Теоретическое равноправие всех граждан иногда сводится на нет тем, что в законодательстве не предусмотрены механизмы реализации такого равноправия; существование особых социальных групп просто игнорируется. К тому же, кроме закона существует еще и практика его применения. Надеемся, что это издание поможет решить как некоторые общие проблемы, которые реально встречаются в жизни жителей нашей страны, так и специфические проблемы украинских геев и лесбиянок.Естественно, раскрыть все вопросы права в её пределах фактически невозможно. Однако, мы остановимся на наиболее часто встречающихся вопросах, разъяснение которых, бесспорно, станет Вам надежным подспорьем.Помните, что согласно ст. 68 Конституции Украины незнание права не избавляет от ответственности, потому всегда очень важно быть вооруженным. А знание – это мощнейшее оружие!1. Введение 1.1. Конституция Украины и права человека Конституция Украины – это основной закон нашего государства, нет и не может быть законодательного акта выше её по значению. Все вопросы, урегулированные иными правовыми актами, но противоречащие Конституции, решаются в соответствии с ней. Конституция Украины включает в себя ряд разделов, из которых основной и самый важный для нас – права и свободы человека и гражданина. Разрабатывая конституцию европейского, демократически направленного государства, украинские законодатели включили в неё ряд прав и обязанностей, общепринятых в цивилизованном мире. В первую очередь, это право на жизнь, достойное существование, свободу личности, вероисповедания, слова, переписки и т.п. Конституционные гарантии свободы в Украине характерны, прежде всего, тем, что Конституция Украины 1996 г. была принята, как это следует из её Преамбулы, с целью обеспечения прав и свобод человека. К сожалению, несмотря на рекомендацию Международного юридического форума в Новой Гуте (11-13 января 1996 г.), который был специально посвящен окончательной доработке украинского конституционного проекта, свобода, в качестве одной из высших социальных ценностей, не была включена в окончательную редакцию ст. 3 Конституции Украины 1996 г. Однако, в ч. 2 ст. 3 Конституции Украины признается, что права и свободы, а также их гарантии определяют смысл и направленность деятельности государства. Вместе с тем, в ч. 3 ст. 8 Конституции Украины 1996 г. говорится, что обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод непосредственно на основе Конституции гарантируется, а в ст. 55 Конституции подчеркивается, что свободы человека и гражданина защищаются судом. В ч. 3 ст. 55 каждому гарантируется право обращения за защитой своих прав и свобод к Уполномоченному Верховного Совета Украины по правам человека. Эта же статья гарантирует право каждого обращаться за защитой своих свобод в международные судебные организации или органы международных организаций, членом или участником которых является Украина. Кроме того, защита каждым своих свобод не запрещенным законом способом разрешена на основе ч. 5 ст. 55 Конституции. В ст. 22 признается, что список прав и свобод человека и гражданина, приведенный в Конституции, не является исчерпывающим, и что они не могут быть отменены или сужены в случае принятия новых или изменении уже действующих в Украине законов. Что же касается вопроса о конституционных ограничениях прав и свобод в Конституции Украины, то их перечень весьма значителен. Например, в соответствии с требованиями ст. 15 Конституции Украины 1996 г. свобода политической деятельности может быть ограничена в Украине не только Конституцией, но и обычным законом. Оговорено, что право человека на свободное развитие индивидуальности не может нарушать прав и свобод других людей. Хотя право каждого человека на свободу признается в ч. 1 ст. 29 Конституции Украины 1996 г., в ст. 30-64 этой же Конституции данному "праву на свободу" сопутствует перечень более конкретных прав и свобод человека и гражданина, которые подлежат весьма значительным ограничениям. И хотя в ст. 64 утверждается, что права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены иначе, как в случаях прямо предусмотренных Конституцией, именно эти случаи, как показывает анализ ст. 15 Конституции Украины 1996 г., могут быть экстраполированы за пределы прямого правового воздействия конституционных норм. Кроме того, на основании ч. 2 ст. 64 Конституции Украины 1996 г. конституционные права и свободы в Украине могут быть ограничены в условиях (и на срок) военного и чрезвычайного положения. К числу конституционных прав и свобод, которые могут быть ограничены подобным образом принадлежат также неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода передвижения, свобода сбора и распространения информации, свобода мировоззрения и вероисповедания, свобода объединения в партии и общественные организации, свобода собраний, право на участие в управлении государственными делами, право на участие в референдуме, право владения, пользования и распоряжения собственностью, свобода предпринимательской деятельности, право на труд и забастовку, право на отдых, социальную защиту и охрану здоровья. Кроме того, в условиях военного и чрезвычайного положения могут быть ограничены право на образование и свобода литературного, художественного и технического творчества. Иными словами, в условиях чрезвычайного или военного положения вся жизнь гражданского общества в Украине может быть фактически парализована государством. Конституция Украины в ст. 24 гарантирует равенство прав и защиту от дискриминации граждан по ряду признаков. В ней, впрочем как и в подавляющем большинстве конституций стран мира, ничего прямо не сказано о запрете на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации, однако список антидискриминационных оснований в Конституции оставлен открытым ("... и по иным признакам"). Теоретически это должно означать и запрет на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации, однако единственным органом, имеющим право на обязательную к применению трактовку Конституции Украины, является Конституционный суд, а он подобный вопрос пока что не рассматривал.^ 1.2. Система законов и система органов власти в Украине Нормы права содержатся в документах разного происхождения и разной юридической силы. Это Конституция Украины, подписанные и ратифицированные международные договоры, законы, подзаконные акты и т.д. Кроме того, немаловажное значение имеют уже принятые правоприменительные акты, в первую очередь судебные решения. Хотя согласно общепринятой точке зрения они не являются источниками права (кроме решений Конституционного суда), не стоит недооценивать их влияние на вопросы защиты тех или иных прав и свобод человека. Прежде чем переходить к вопросам защиты тех или иных прав, следует остановиться на структуре власти в Украине, которая и призвана эти права гарантировать. Государственная власть базируется на равноправии трех её ветвей – исполнительной (Кабинет Министров Украины, КМУ), законодательной (Верховная Рада, ВР), судебной (система судов). Единственным органом законодательной власти является Верховная Рада, её основной задачей, определенной среди прочих Конституцией Украины, является законодательная деятельность – т.е. издание законов. Кодексы представляют собой законы, только упорядоченные по определенной теме. Существуют уголовный, гражданский, уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный кодексы, кодекс законов о труде и иные кодексы, каждый из которых регулирует нормы определенной отрасли права. Законов также существует огромное количество. Они либо регулируют какое-то определенное правоотношение, либо дополняют определенные акты. Исполнительная власть представлена на разных уровнях – в центре Кабинет Министров. Он издает акты (Постановления) более низшего уровня, чаще всего регламентирующие экономические и хозяйственные вопросы. Исполнительная власть существует и на местах, и представлена она местными администрациями. Состав органов исполнительной власти формирует Президент единолично (главы областных администраций, министры), по согласованию с ВР или премьер-министром. В настоящее время в Украине также действует институт госсекретарей министерств и Кабинета министров, введенный указом Президента в мае 2001 года. На госсекретарей возложены задачи по организации и обеспечению деятельность министерств и текущей работы министерств. Обособленно идут ведомства. Это комитеты (например, по энергосбережению, по спорту и т.п.), Налоговая администрация, Служба безопасности Украины, Национальный банк, Совет по национальной безопасности и обороне. Все они издают свои нормативные акты, имеющие, естественно, более низкий уровень субординации. Местные власти также издают акты, регулирующие специфические правоотношения на своем уровне. Третьей ветвью власти является судебная. В 2001 году в Украине была проведена судебная реформа на основе новой редакции закона "О судоустройстве Украины". Судебная реформа предусматривает наличие четырех основных судов: гражданского, уголовного, военного и хозяйственного. Районный и городские суды являются судами первой инстанции, а областные суды, Киевский и Севастопольский городские суды, Верховный суд Крыма имеют статус апелляционных и призваны рассматривать кассации на не вступившие в силу приговоры. В хозяйственном судопроизводстве первая инстанция – областной суд. Высший хозяйственный суд Украины станет апелляционным. Предполагается введение специальных судов: земельного, патентного, интеллектуальной собственности. Суды присяжных новой реформой не предусмотрены. Необходимо помнить, что в гражданском суде рассматриваются иски граждан к другим физическим или юридическим лицам, к должностным лицам и к государственным органам. Иск – это спор, попытка восстановить ущемленное право. Уголовный процесс рассматривает уголовные дела, его задача – установить причастность лица к совершению того или иного преступления и определить наказание.^ 1.3. Правовое положение сексуальных меньшинств в Украине – краткий обзор В настоящее время украинское законодательство формально не предусматривает ущемление прав сексуальных меньшинств. Конституция Украины не содержит статей, ограничивающих свободу выбора половых партнеров, сексуальной ориентации. Новый Уголовный кодекс Украины также не предусматривает специфической уголовной ответственности за сексуальные отношения между однополыми партерами. Трудовое законодательство Украины не предусматривает никаких ограничений, связанных с сексуальной ориентацией, хотя и не содержит прямого запрета на дискриминацию по этому признаку. Таким образом, теоретически сексуальная ориентация не может быть основанием для отказа в приеме на работу, увольнения, понижения по службе, изменения условий труда и т.п. Также нет прямых ограничений для приема на работу в специфические службы (в милицию, армию, учебные заведения и т.п.). В Украине также не разрешены (равно как и не запрещены, потому проще сказать, не урегулированы) браки между лицами одного пола, что может повлечь за собой определенные проблемы в ходе приобретения общей совместной собственности, при наследовании, усыновлении. Более подробно эти вопросы буду рассмотрены далее. В целом, действующее законодательство Украины прямо не запрещает дискриминацию по признаку сексуальной ориентации. Однако статья 161 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за нарушение равноправия граждан по ряду признаков, упомянутых в ст. 24 Конституции Украины, – "расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места проживания, по языковым и иным признакам". Таким образом, дискриминация по признаку сексуальной ориентации в любой сфере, хотя и прямо не запрещенная законом, в принципе подлежит уголовному преследованию. Однако, поскольку в тексте Кодекса слова "сексуальная ориентация" отсутствуют, этот вопрос требует специального разбирательства и, возможно, решения Конституционного суда.^ 2. Некоторые аспекты гражданско-правовых отношений2.1. Договоры Договоры – основа нашей жизни и быта. Договоры, связанные с простыми сделками, могут заключаться в устной форме (например, покупка продуктов в магазине), в письменной и в нотариальной. Существуют различные виды договоров, например купли-продажи, аренды, подряда, дарения, пожизненного содержания, мены, поставки и др. Как уже отмечалось, основу взаимоотношений между гражданами регулирует частное право, в основании которого лежит право гражданское. В целом, договорные отношения регулируются Гражданским кодексом Украины (далее по тексту ГК). 2.2. Нотариат В соответствии с действующим законодательством Украины, обязательному нотариальному удостоверению подлежат: договоры об отчуждении (купля-продажа, мена, дарение, пожизненное содержание) жилого дома, другого недвижимого имущества (статьи 227, 242, 244, 426 ГК Украины); договоры о залоге недвижимого имущества, транспортных средств, космических объектов, товаров в обороте или в переработке (ст. 13 Закона “О залоге”); договоры об отчуждении земельных участков, которые находятся в коллективной или частной собственности (ст. 18 Земельного кодекса Украины, ст. 4 Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 г. “О приватизации земельных участков); договоры купли-продажи имущества государственных предприятий (ст. 27 Закона “О приватизации имущества государственных предприятий”, ст. 25 Закона “О приватизации небольших государственных предприятий” (малая приватизация); доверенности на заключение сделок, которые требуют нотариальной формы, а также на совершение действий в отношении предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, когда законом или специальными правилами допускается иная форма доверенности (ст. 65 ГК Украины). Несоблюдение обязательной нотариальной формы сделки влечет за собой недействительность такой сделки. Каждая из сторон в таком случае обязана возвратить своему контрагенту все, полученное по сделке, а если возврат в натуре невозможен – возместить стоимость в деньгах. Разницы между договором, оформленным у частного и государственного нотариуса нет. В соответствии с Законом Украины “О нотариате” оба договора будут действительны и иметь одинаковую юридическую силу.^ 2.3. Оформление сделки купли-продажи и собственности на недвижимость Часто возникают вопросы, связанные с обменом и приобретением жилья. Чтобы обезопасить себя от потенциальных проблем, которые могут возникнуть в этой области, следует обращаться в специализированные юридические конторы или агентства по недвижимости, где можно получить консультацию по тому или иному специфическому вопросу. Здесь же мы ограничимся перечнем документов, которые необходимы для оформления сделки купли-продажи: Паспорта сторон. Документы, которые подтверждают право собственности продавца на имущество, которое отчуждается (договор купли-продажи, дарения, мены и т.д.). Если документ о праве собственности свидетельствует о том, что одним из собственников объекта недвижимости является несовершеннолетний или недееспособный, то необходимо также разрешение органа опеки и попечительства. Если квартира (дом) приобретены в совместном браке, то необходимо также письменное согласие супруга(ги) на отчуждение этой квартиры. Справка из нотариальной конторы об отсутствии запрета на отчуждение данного объекта недвижимости. Справка-характеристика БТИ на отчуждаемый объект недвижимости. Оформление права собственности на объекты недвижимого имущества производятся с выдачей свидетельства о праве собственности. Свидетельство о праве собственности выдается: Местными органами государственной исполнительной власти, местного самоуправления: физическим лицам на вновь построенные, перестроенные или реконструированные объекты недвижимого имущества при наличии акта о праве собственности либо решения об отводе земельного участка для этой цели и при наличии акта государственной комиссии о принятии объекта и вводе его в эксплуатацию; собственникам общих строений, которые на законных основаниях осуществили перестройку, пристройку, вследствие чего изменилась принадлежащая им доля. В тех случаях, когда собственник не соглашается на изменение доли добровольно, этот вопрос решается в судебном порядке; членам жилищно-строительных, дачных, гаражных и других кооперативов, товариществ либо объединений, которые полностью внесли свои паевые взносы; физическим лицам, получившим в собственность недвижимое имущество предприятия, организации, учреждения, которые ликвидировались. Государственными органами приватизации: нанимателям квартир в государственном жилищном фонде, которые приватизировали их в соответствии с Законом Украины “О приватизации государственного жилищного фонда”2.4. Сдача жилья в поднаем Также необходимо коснуться вопроса о сдаче квартиры, находящейся в государственной или муниципальной собственности, в аренду третьим лицам, т.е. вопроса о заключении договора поднайма. Договор поднайма заключается в письменной форме и должен быть зарегистрирован в жилищно-эксплуатационной конторе. В договоре поднайма необходимо указать место и время заключения договора, фамилию, имя и отчество нанимателя и поднанимателя (а также членов его семьи), характеристику сдаваемого в поднаем жилого помещения; имущество, которое передается в пользование и его состояние; какие предоставляются коммунальные и другие услуги, размер платы. Размер платы за пользование жилым помещением и за коммунальные услуги устанавливается соглашением сторон и не может превышать размера квартирной платы, уплачиваемой нанимателем, и его расходов по оплате коммунальных услуг (ст. 95 ЖК Украины).^ 2.5. Имущественные споры и защита имущественных прав Имущественные споры в Украине рассматриваются гражданским судом. Для этого следует подать иск в гражданский суд по месту жительства или фактического пребывания ответчика. Иск – это обращение в суд с целью восстановления нарушенного права. В исковом заявлении следует указать координаты суда, истца и ответчика, изложить суть претензий, желаемое решение, документы, которые подтверждают обоснованность притязаний. Данные документы следует приложить к заявлению. В ходе процесса также можно прибегнуть к помощи адвоката. В некоторых запутанных случаях данная помощь просто необходима (более подробно см. раздел “Механизмы защиты прав и свобод”). Как уже отмечалось, каждому в Украине гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц, а также на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального ущерба, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий. При обращении в суд для защиты своих прав и свобод следует помнить о сроке исковой давности, т.е. сроке, в течение которого гражданин может обратиться в суд – он исчисляется с момента фактического нарушения Вашего права. В общем, срок исковой давности установлен в три года, но в некоторых специфических случаях он может быть и короче.^ 3. Права, свободы и обязанности человека и гражданина “Каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей.Незнание законов не освобождает от юридической ответственности” Ст. 68 Конституции Украины “Все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах. Права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы”. Ст. 21 Конституции Украины ^ 3.1. Право на свободу и личную неприкосновенность “Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.Никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом.В случае настоятельной необходимости предотвратить преступление или его пресечь уполномоченные на то законом органы могут применить содержание лица под стражей в качестве временной меры пресечения, обоснованность которой в течение семидесяти двух часов должна быть проверена судом. Задержанное лицо немедленно освобождается, если в течение семидесяти двух часов с момента задержания ему не вручено мотивированное решение суда о его содержании под стражей.Каждому арестованному или задержанному должно быть безотлагательно сообщено о мотивах ареста или задержания, разъяснены его права и предоставлена возможность с момента задержания защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника.Каждый задержанный имеет право в любое время обжаловать в суде свое задержание.Об аресте или задержании человека должно быть незамедлительно сообщено родственникам арестованного или задержанного”. Ст. 29 Конституции Украины “Каждый имеет право на правовую помощь. В предусмотренных законом случаях эта помощь предоставляется бесплатно. Каждый свободен в выборе защитника своих прав.Для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи при решении дел в судах и других государственных органах в Украине действует адвокатура”. Ст. 59 Конституции Украины “Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда.Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления.Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу.В случае отмены приговора суда как неправосудного государство возмещает материальный и моральный ущерб, причиненный безосновательным осуждением”. Ст. 62 Конституции Украины “Лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом. Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый имеет право на защиту.Осужденный пользуется всеми правами человека и гражданина, за исключением ограничений, определенных законом и установленных приговором суда”. Ст. 63 Конституции Украины3.1.1. Уголовные и административные правонарушения Правонарушение – это нарушение определенного нормативным актом права. Правонарушением не будет нарушение норм морали, обычаев и т.п. Правонарушения могут совершаться абсолютно во всех отраслях права. Однако, преступлением будет лишь то правонарушение, которое посягает на общественную или индивидуальную безопасность. Совершение преступления может повлечь за собой уголовную ответственность. Посягательства на менее важные общественные отношения являются административными правонарушениями. 3.1.2. Система правоохранительных органов Украины Система правоохранительных органов в Украине имеет достаточно разветвленную структуру. Во главе её стоит Министерство внутренних дел (МВД) – проще сказать, милиция. В состав МВД входят непосредственно милиция, государственная автоинспекция, госпожароохрана, внутренние войска, административная милиция, управление по борьбе с организованной преступностью. Милиция также бывает транспортной (линейные отделения внутренних дел), экологической и т.п. Прокуратура Украины следит за законностью, представляет интересы гражданина или государства в суде в случаях, определенных законодательством. Санкцию на арест выдает суд, равно как и на обыск, причем судья, выдавший соответствующее постановление, продолжает вести дело до его завершения (закрытия или вынесения приговора). Служба безопасности Украины (СБУ) занимается наиболее опасными для безопасности государства преступлениями. У налоговой службы есть своя милиция, правоохранительные функции также имеет и Контрольно-ревизионное управление. Согласно статье 29 Конституции Украины каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Украины никто не может быть арестован иначе, чем на основании судебного решения или с санкции прокурора. 3.1.3. Визит работников милиции на дом Если к Вам в дверь постучались работники милиции, то, выяснив, что им нужно, первым делом стоит потребовать, чтобы милиционеры предъявили свои удостоверения личности. Не стесняйтесь внимательно рассмотреть эти документы. Запишите номера удостоверений, фамилии и должности лиц, их предъявивших – Вы имеете на это право согласно статье 5 Закона "О милиции"). Имейте в виду, что в случае отсутствия у них оснований (см. ниже), Вы можете не впускать их в квартиру. Если работники милиции попытаются войти без Вашего разрешения, напомните им ст. 30 Конституции Украины о неприкосновенности жилища и положение статьи 11 п.15 (Б) Закона Украины "О милиции", где сказано, что беспрепятственный вход в жилище граждан допускается только "…в случае преследования преступника или пресечения преступления, которое угрожает жизни жителей, а также в случае стихийного бедствия". Напомните им также о существовании уголовной ответственности за незаконное проникновение в жилье – ст. 162 Уголовного кодекса Украины (далее по тексту – УК). Разговор с милиционерами лучше проводить при свидетелях, которые смогут позже подтвердить его содержание – домочадцах, соседях. Если Вы не желаете разговаривать с сотрудниками правоохранительных органов, то можете на этом и закончить беседу – Вы имеете на это полное право. Если же Вы решили отвечать на их вопросы, то знайте, что отвечаете на них только по собственной воле (ст. 8 п.1 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности") и уголовной ответственности за дачу ложных показаний в этом случае Вы не несете. "Оперативным подразделениям... предоставляется право опрашивать граждан с их согласия..." – ст. 8 п.1 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности". Запомните: ответственность за дачу заведомо ложных показаний (ст. 384 УК) и отказ от дачи показаний (ст. 385 УК) наступает для свидетеля только в случае проведения официального допроса свидетеля с ведением протокола допроса. В случае угроз со стороны визитеров о неких нежелательных последствиях для Вас и Ваших близких при отказе от сотрудничества с правоохранительными органами, можете пригрозить им, а при необходимости и написать жалобу на их действия районному прокурору. Основанием для такой жалобы являются ст. 110 Уголовно-процессуального кодекса Украины (далее по тексту УПК) и ст. 12 Закона Украины "О прокуратуре". Можно также напомнить об уголовной ответственности за злоупотребление властью или должностным положением (ст. 364 УК, до 12 лет лишения свободы) или за превышение власти или должностных полномочий (ст. 365 УК, до 10 лет лишения свободы).3.1.4. Вызов на беседу в милицию Если Вас вызывают на беседу в милицию, то Вы должны знать следующее: Если вызов не относится к конкретному уголовному или административному делу, то Вы имеете право на подобный вызов не являться и никакой ответственности за это нести не будете. Любые беседы с Вами работники милиции могут вести только с Вашего согласия (ст. 8 закона "Об оперативно-розыскной деятельности"). Если вызов касается какого-либо уголовного дела, то вызов на беседу или любое другое общение, кроме допроса, даже если он сопровождается повесткой, не является для Вас обязательным и, соответственно, за неявку по такому вызову Вы не несете никакой ответственности (ст. 8 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности"). Вы, впрочем, можете и посетить милицию, хотя бы для того, чтобы узнать, что их интересует. Тогда лучше побольше слушать и поменьше говорить. Кроме того, в случае простой беседы (не допроса) Вы не несете ответственности за неправдивый рассказ. Но не обвиняйте кого-либо в совершении преступления, не делайте умозаключений – сообщайте не свои догадки, а только голые факты, которые известны лично Вам. Помните об уголовной ответственности по ст. 383 УК "Заведомо ложный донос". Если вызов касается административного проступка, то Вы обязаны явиться по вызову работника милиции или судьи. В случае неявки Вас могут подвергнуть приводу (т.е. насильственному препровождению в милицию или в суд). Но Ваша явка является обязательной только по административным проступкам, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 268 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП): ч. 1 ст. 44 КоАП “Незаконное производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах”; ст. 51 КоАП “Мелкое разворовывание государственного или коллективного имущества”; ст. 146 КоАП “Нарушение правил изготовления, приобретения, реализации, установления, строительства и эксплуатации радиоэлектронных средств и использования радиочастот”; ст. 157 КоАП “Мелкая спекуляция”; ст. 160 КоАП “Торговля с рук в не установленных местах”; ст. 160-2 КоАП “Незаконная торговая деятельность”; ст. 173 КоАП “Мелкое хулиганство”; ч. 3 ст. 178 КоАП “Распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в общественных местах в пьяном виде с признаками систематичности (более 2 раз)”; ст. 185 КоАП “Злостное неподчинение законному распоряжению или требованию работника милиции или его оскорбление”; ст. 185-1 КоАП “Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций”; ч. 1 ст. 185-3 КоАП “Проявление неуважения к суду”; ст. 185-7 КоАП “Публичные призывы к неисполнению требований работника милиции”; ст. 187 КоАП “Нарушение правил административного надзора”. ^ Никто не имеет права подвергнуть Вас приводу по другим статьям КоАП. Если вызов связан с конкретным уголовным делом, то выясните, в качестве кого Вас вызывают. Если Вас хотят допросить в качестве свидетеля (см. ниже), то Вы обязаны явиться в назначенное время только при получении официальной повестки, которую Вам должны вручить лично и под роспись (ст. 166 Уголовно-процессуального кодекса Украины), иначе Вас могут подвергнуть приводу в порядке ч. 2 ст. 70 УПК. На устные приглашения Вы имеете право не являться. 3.1.5. Вызов на допрос в качестве свидетеля В случае если следователь, прокурор или судья решит, что Вы можете располагать какой-либо информацией по уголовному делу, находящемуся в их производстве, Вас могут вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля (ст. 68 УПК). Порядок вызова на допрос регулируется статьей 166 УПК. Такой вызов осуществляется по повестке, в которой указывается, кто вызывается в качестве свидетеля, куда и к кому, на какое время явки. Повестка может быть вручена Вам лично п


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.