Реферат по предмету "Экономика"


Влияние глобального экономического кризиса на российскую экономику

Содержание
 
Введение
1.Истоки и причины кризиса
1.1. Особенности современного экономического кризиса
1.2. Причины возникновения мировогоэкономического кризиса
2. Влияние кризиса нароссийскую экономику
3. Борьба с кризисом в России
4. Пути выхода из кризиса
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
«Жертвамиглобального финансового кризиса могут
стать нетолько корпорации, но и целые страны».
П.Сморщков
Весь мир сейчас буквальнолихорадит от слова «кризис». Его называют банковским кризисом, финансовымкризисом, экономическим кризисом 2008, мировым кризисом, а также кризисом вРоссии. СМИ выплескивает все более и более негативную информацию, с каждым днемпрогнозы аналитиков становятся все более устрашающими. Сегодня слова«финансовый кризис» на устах не только у владельцев компаний, топ-менеджеров,но и у простых рабочих.
Актуальность данной темыочевидна, т.к экономика многих стран мира вовлечена в события осени 2008 года.
Выбор данной темы, преждевсего, связан с большим количеством новой информации и возможностьюсопоставления данных за различные исторические периоды времени.
Целью данной работы является раскрытие таких вопросов,как: причины возникновения и пути выхода из кризиса; влияние кризиса нароссийскую экономику; антикризисные меры, принимаемые правительством РФ и т.д.
Предметом исследования является изменения, произошедшие вэкономике России в период протекания экономического кризиса, пути выхода изсложившейся ситуации.
Объектом исследования является происходящий в настоящиймомент времени американский экономический кризис, который предполагаетсерьезное обновление структуры мировой экономики и ее технологической базы,охватывает практически все динамично развивавшиеся страны и регионы.
В работе использованаучебная литература, а так же периодические печатные издания и Интернет сайты.

1. Истокии причины
 
Возникновение кризисасвязывают со следующими факторами:
·    общейцикличностью экономического развития;
·    перегревомкредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса;
а также:
·    высокими ценамина сырьевые товары (в том числе, нефть);
·    перегревомфондового рынка;
·    использованиемновых непроверенных финансовых методик и инструментов — кредитных дефолтныхсвопов (credit default swap) и иных деривативов.
 
1.1Особенности современного экономического кризиса
Каков же характернынешнего кризиса? Он явно выходит за рамки обычного циклического. Можно выделитьтри его важные особенности.
Первая,Начавшийся вусловиях глобализации, кризис носит беспрецедентный по масштабам характер,охватывая практически все динамично развивавшиеся страны и регионы. Причем онсильнее сказывается на тех, кто был наиболее успешен в последнее десятилетие;напротив, застойные страны и регионы пострадали от него в меньшей степени.Сказанное характерно и для внутриэкономической ситуации в отдельных странах,включая Россию, — самые серьезные проблемы наблюдаются там, где былэкономический бум, тогда как депрессивные регионы почти не чувствуют изменений.Это резко усложняет процесс выхода из кризиса: неясно, кто сможет стать «локомотивом»восстановления роста.
Вторая.Современныйкризис носит структурный характер, то есть предполагает серьезное обновлениеструктуры мировой экономики и ее технологической базы. Пока трудно сказать,какие структурные изменения произойдут, однако их результатом будетперераспределение сил в отраслевом и региональном аспектах.
Третья.Кризис носитинновационный характер. В последние годы много говорилось о важности инноваций,переводе экономики на инновационный путь развития; именно это и произошло вфинансово-экономической сфере. Здесь возникли и быстро распространилисьфинансовые инновации — новые инструменты финансового рынка, которые, как тогдаказалось, смогут создать условия для бесконечного роста. Но, как выясняетсятеперь, многие лидеры финансового мира имели о них весьма смутноепредставление, что привело к двоякого рода последствиям.[1,2]
Природа и механизмывеликих экономических потрясений всегда загадочны и до конца непостижимы.Великие кризисы на десятилетия становятся предметом дискуссий экономистов,политиков и историков, им посвящаются сотни диссертаций и тысячи научныхстатей. Причем однозначные ответы не удается найти даже будущим специалистам поэкономической истории. Феномен Великой депрессии 1930-х годов так и не получилокончательного разрешения: по сей день продолжаются дискуссии и о причинах ееразвертывания, и об адекватности мер антикризисной политики Ф.Д. Рузвельта.
 
1.2 Причины возникновения мирового экономического кризиса
С самого начала нынешнийкризис прописался в литературе в качестве кризиса финансового, что имело подсобой весомые основания. Лишь позже перешли к изучению его связи сиными процессами в экономике, а затем и к более широким контекстам,затрагивающим социальные отношения и области морали и нравственности.
Финансовое происхождениеразвернувшегося мирового кризиса невозможно оспаривать. Сама последовательностьсобытий говорит здесь за себя. Причем о назревании финансовых катаклизмовпродвинутые исследователи писали задолго до сентября 2008 г.
Нынешний финансовыйкризис отличается как глубиной, так и размахом — он, пожалуй, впервые послеВеликой депрессии охватил весь мир. «Спусковым крючком», приведшим в действиекризисный механизм, стали проблемы на рынке ипотечного кредитования США. Однаков основе кризиса лежат более фундаментальные причины, включая макроэкономические,микроэкономические и институциональные. Ведущей макроэкономической причинойоказался избыток ликвидности в экономике США, что, в свою очередь, определялосьмногими факторами, включая:
·    общее снижениедоверия к странам с развивающимся рынком после кризиса 1997—1998 гг.;
·    инвестирование вамериканские ценные бумаги странами, накапливающими валютные резервы (Китай) инефтяные фонды (страны Персидского залива);
·    политику низкихпроцентных ставок, которую проводила ФРС в 2001—2003 гг., пытаясь предотвратитьциклический спад экономики США.
Под влиянием избыточнойликвидности активизировался процесс формирования рыночных пузырей — искаженной,завышенной оценки различных видов активов. В отдельные периоды такие пузыриформировались на рынках недвижимости, акций и сырьевых товаров, что сталоважной составной частью кризисного механизма. Согласно данным межстрановыхисследований, охватывавших длительные временные периоды, кредитная экспансияявляется одним из типичных условий финансовых кризисов. Таким образом, рискиразвития кризиса в результате ослабления денежно-кредитной политики,реализовавшиеся в 2007—2008 гг., — не исключение, а общее правило.
Мягкая денежно-кредитнаяполитика, проводившаяся в США с начала 2000-х годов, стимулировала выдачубанками кредитов. Среднегодовые темпы прироста банковского потребительскогокредитования в 2003—2007 гг. были на уровне 5%, прирост потребительскихкредитов в III квартале 2007 г. составил 7,2%. Объем выданных ипотечныхкредитов возрос с 238 млрд долл. в I квартале 2003 г. до 1199 млрд долл. в III квартале 2007 г.
По мере вхожденияэкономики США в рецессию наметилась тенденция постепенного сокращения объемавыданных банковских кредитов. В III квартале 2008 г. объем выданных населению ипотечных кредитов составил всего лишь 415 млрд долл. Значительноснизились темпы прироста потребительских кредитов — в ноябре 2008 г. по сравнению с октябрем их объем сократился на 3,7%.[3]
Ключевую роль в развитиитекущего кризиса сыграла асимметрия информации. Структура производныхфинансовых инструментов стала столь сложной инепрозрачной, что оценить реальную стоимость портфелей финансовых компанийоказалось практически невозможным. Поскольку кредитный рынок больше не могэффективно выявлять потенциально неплатежеспособных заемщиков, он впал впаралич. Развитие ситуации в финансовой сфере серьезно повлияло и на реальныйсектор экономики. Вскоре после усугубления проблем в финансовой системе СШАвошли в рецессию. Национальное бюро экономических исследований США (NBER) — совет ученых-экономистов,считающийся официальным арбитром в определении времени начала и конца рецессиив стране, в декабре 2008 г. объявило, что рецессия в США началась еще год назад— в декабре 2007 г.
Постепенно финансовыйкризис в США начал распространяться во всем мире. Американские корпорацииприступили к срочной распродаже активов и выводу денег из других стран. Пооценкам Банка Англии, суммарные потери от кризиса в экономиках США,Великобритании и ЕС уже составили 2,8 трлн долл.
Но даже в условиях глобализации мировойэкономики нельзя утверждать, что причины возникновения мирового экономическогокризиса связаны только с финансовым кризисом, который начался в США. Уразворачивающегося кризиса имеется еще одна — фундаментальная — предпосылка. Запоследние полтора-два десятилетия целевая функция бизнеса претерпела серьезнуютрансформацию. Ключевым ориентиром развития корпораций стал рост капитализации.Именно этот показатель более всего интересовал акционеров, и именно по немуоценивается в наши дни эффективность менеджмента. Между тем стремление кмаксимальной капитализации вступает в противоречие с реальным основаниемсоциально-экономического прогресса — повышением производительности труда. Росткапитализации с ней, конечно, связан, но лишь вконечном счете. Однакоперед акционерами надо отчитываться ежегодно, а для получения красивых годовыхотчетов, для поддержания текущего роста капитализации требуется совсем не то же самое,что обеспечивает рост производительности. Для хорошей отчетности нужны слиянияи поглощения, поскольку увеличение объема активов способствует росту капитализации.И, разумеется, не следует закрывать отсталые предприятия, так как в текущемпериоде это ведет к снижению капитализации. В результате в составе многихкрупных промышленных корпораций сохраняются старые неэффективные производства.
Подобная ситуация хорошо известна из советского опыта,важнейшей характеристикой которого была «борьба за план». Предприятияпредпочитали выпускать устаревшую продукцию, а не переходить на новую, ведьобновление привело бы к сокращению выпуска в штуках (килограммах, метрах,рублях), а тем самым не удалось бы обеспечить выполнение и перевыполнениепланового задания.

2. Влияние кризиса на российскую экономику
Особенностью российской экономики передкризисом являлся большой объем внешних корпоративных долгов при незначительномгосударственном долге, и третьих в мире по величине золотовалютных резервахгосударства.
Помимо общих факторов кризиса,существуют и специфические причины его быстрого развертывания в России. Внешневсе выглядит парадоксально: кризис стремительно распространился в стране,отличавшейся особенно благоприятной макроэкономической ситуацией. Накануне кризиса российская экономикадемонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицитбюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов исредств в бюджетных фондах (см. Приложение 1,1.2). Вместе с тем в последниегоды было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики.Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономикесформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные вреальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественнымрезультатом стал «перегрев» экономики. С одной стороны, это способствовалоусилению инфляционного давления, а с другой — быстрому наращиванию внешнихзаимствований. Всего за три года (2006—2008) внешний долг негосударственногосектора увеличился почти в четыре раза. На начало 2006 г. он составил 108 млрд долл. США., а на конец 2008 г. — 417,2 млрд. Быстрый ростгосударственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть идругие товары российского экспорта. Однако фактически описанные процессы делалироссийскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса.
Привлечение российскимибанками средств на мировом рынке капитала позволило им проводить экспансию накредитном рынке, что привело к повышению доступности денежных ресурсов иснижению ставок на внутреннем рынке заимствований. Чистая международнаяинвестиционная позиция кредитных организаций устойчиво ухудшалась. В конце 2005 г. ее значение составило -20,827 млрд долл. США, а в конце III квартала 2008 г. —-99,651 млрд.[4]
Снижение цен на нефть смая прошлого года и ограничение заимствований на внешнем рынке вызвалисущественное ослабление платежного баланса во втором полугодии 2008 г. Чистый приток частного капитала в размере 83 млрд долл. США в 2007 г. превратился в его чистый отток в размере 130 млрд долл. в 2008 г. В IV квартале прошлого года по сравнению с I кварталом счет текущих операций сократился в 4,5раза — с 37 млрд долл. США до 8 млрд долл., а в целом за год он составил 99млрд долл. США (см. табл. 1).
Таблица 1 — Платежныйбаланс Российской Федерации за 2008 год (млрддолл. США) I II III IV год Счет текущих операций 37,4 25,8 27,6 8,1 98,9 Счет операции с капиталом и финансовыми инструментами -24,7 35,4 -9,4 -129,7 -128,4
Финансовый счет
(кроме резервных активов) -24,6 35,2 -9,6 -130,0 -129,0
Изменение валютных резервов
— снижение, + рост) -6,4 -64,2 -15,0 131,0 45,3
Справочно:
Цены на нефть марки Urals (мировые), долл./барр. 93,4 117,1 113,0 54,2 94,4 Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором -23,1 41,1 -17,4 -130,5 -129,9
В результате в прошломгоду валютные резервы сократились на 45 млрд долл. США (а золотовалютные — на51,7 млрд) и фактически перестали выполнять функцию источника денежногопредложения. Их сокращение привело к серьезному замедлению денежногопредложения. За 9 месяцев 2009 г. объем денежной массы М2 даже снизился на 0,3%= 13 305 млрд. руб., в то время как в 2008 г. за тот же период составлял 14 530 млрд. руб. (данные ЦБ РФ)
Основным источникомденежного предложения стало пополнение ликвидности со стороны денежных властей.Предпринятые шаги позволили насытить рынок краткосрочной ликвидностью, однаконе смогли компенсировать дефицит долгосрочных ресурсов. Предложение «длинных»денег в экономике и стабилизацию денежного рынка в долгосрочной перспективедолжны обеспечить институциональные инвесторы, а также сами коммерческие банкиза счет кредитной активности.
Одним из источников«длинных» пассивов служат депозиты юридических лиц и вклады физических лиц,размещенные на срок более трех лет. На протяжении последних двух лет их доля вобщих пассивах составляла 5 — 6%.(см. Приложение 2.)
В условиях нехватки«длинных» денег банки вынуждены в качестве источника формирования «длинных»активов использовать «короткие» обязательства. Причем эта ситуация характернане только для периода текущей финансовой нестабильности, но и для последнихнескольких лет, когда краткосрочные обязательства покрывали не менее 10—14%долгосрочных активов банков. Очевидно, дальнейшее наращивание долгосрочныхкредитов за счет краткосрочных пассивов могло негативно сказаться наликвидности банковской системы.
В последнее времязамедление темпов роста кредитного портфеля приняло ярко выраженный характер. Вмарте 2009 г. по сравнению с февралем объем выданных кредитов населению дажесократился на 1.7%, прирост банковских кредитов предприятиям составил всего0,7%. (см. Приложение 3.)
На динамикубанковских кредитов в 2009 г. оказало влияние и то, что в период кризиса многиеорганизации начали сворачивать инвестиционные программы, сокращать текущиерасходы. Банки стали ужесточать требования к финансовому состоянию граждан всвязи с возрастающими рисками непогашения кредитов (снижение покупательской способности,увеличение числа безработных). В ближайшее время банкам придется большевнимания уделять привлечению ресурсов с внутреннего рынка.
Рост инфляциии ужесточение требований к получению кредитных ресурсов населением ведут кснижению платежеспособного спроса населения в качестве стимулирующего фактораразвития экономики. Этому также способствует ослабление курса рубля поотношению к валютам ведущих западных стран, что выражается в уменьшениинакоплений населения в отечественной валюте и переводу их в доллары и евро.Особенно это коснулось долларовых накоплений: процент по ним в ноябре-декабре 2008 г. несколько вырос, в то время как вклады в евро не дали прибыли, а наиболее сильно обесценилисьрублевые вклады населения.
В Европе и СШАэкономический кризис стал причиной дефляции – производители и продавцы снижаютцены, чтобы подстегнуть потребительский спрос. Россию эта тенденция обошластороной, несмотря на падение производства, цены в стране продолжают расти,причем очень быстрыми темпами. Это говорит о том, что экономика РФ входит всостояние стагфляции, когда застой в промышленности сочетается с ростом цен иростом безработицы.
Спад экономики неизбежноведет к падению спроса, а значит и к снижению цен на производственную продукциюи сырье. Еще в сентябре 2008 года российские производители опустили цены насвою продукцию в среднем на 5% по сравнению с предыдущим месяцем. А в январе2009-го, по данным Росстата, промышленные цены по отношению к предыдущемумесяцу опустились на 2,7%, и на 9,2% по отношению к январю 2008-го.(см.Приложение 4.,5.)
По итогам 2008 года в РФотмечен самый высокий (13,3%) рост потребительских цен среди 11 экономическиразвитых государств. Для сравнения: в Индии инфляция составила – 9,7%, вБразилии – 5,9%, в странах Евросоюза она колебалась в пределах 1-3%, в США ивовсе отмечено снижение цен.(см. Приложение 6.)
 
/>
В предкризисные годыхорошие экономические показатели в РФ обеспечивались почти исключительно засчет высоких цен на энергоносители. Но, уже доказано, что в условияхэкономического кризиса цены на сырье падают гораздо быстрее, чем цены напромышленные товары. А значит, и последствия кризиса для населения РФ будутболее тяжелыми.
Уровень жизни населения
Июнь 2009 г.
В % к
Справочно январь 2008г. в % к
январю 2008 г.
декабрю 2008 г.
январю 200 7г.
декабрю 2007 г. Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей 11430 107,3 55,5 127,1 54,0 Реальные располагаемые денежные доходы 93,3 54,3 110,1 51,5 Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника: номинальная, рублей 15200 103,0 75,0 127,5 78,8 Реальная 90,9 73,3 113,3 77,0
1) За июнь 2009г. предварительные данные.
Ожидается,что в 2010 г. и в период 2011 и 2012 гг. внешние условия развития российскойэкономики ухудшатся по сравнению с предшествующим трехлетним периодом.Ожидаемое в текущем году замедление роста спроса в группе стран — ведущихимпортеров российских товаров, снижение темпов роста потребительских цен вгруппе стран — ведущих поставщиков товаров в Россию, а также низкие цены насырьевые товары будут воздействовать на российскую экономику в направленииограничения темпов экономического роста и сдерживания инфляции.
Насегодняшний день развитие ситуации в России, как и в других странах, будетзависеть прежде всего от принятых антикризисных мер.

3. Борьбас кризисом в России
Российские властипытаются действовать по рецептам, применяемых в развитых странах: выделяясредства на рекапитализацию банковской системы, объявляя о снижении налоговойнагрузки на предприятия, приобретая проблемные активы и оказывая избирательнуюподдержку отдельным отраслям народного хозяйства.
Но все эти мерыосуществляются медленно, непрозрачно и часто оказываются малоэффективными, аресурсы направляются не столько на защиту интересов большинства граждан России,сколько на спасение активов и титулов собственности узкого круга влиятельныхбизнесменов.
Общей целью реализуемойПравительством России и Центральным банком системы антикризисных мер принятых19.06.2009 года, является минимизация масштабов экономического кризиса исмягчение его последствий для населения и экономики. [6]
В настоящее времяПравительство РФ выдвинуло следующие программы, которые помогут в борьбе споследствиями мирового финансового кризиса:
1.   Курсовая политика;
2.   Поддержка банковской системы;
3.   Поддержка финансового рынка и защитароссийских предприятий от недружественных поглощений;
4.   Налоговая и бюджетная политика;
5.   Тарифная политика;
6.   Содействие занятости населения;
7.   Жилищное строительство и содействиегражданам на рынке жилья;
8.   Поддержка деловой активности вреальном секторе экономики;
9.   Нефтяная промышленность;
10.Автомобилестроение;
11.Сельхозмашиностроение;
12.Оборонно-промышленный комплекс;
13.Малый и средний бизнес;
14.Авиационные перевозки;
15.Розничная торговля;
16.Аграрно-промышленный комплекс;
17.Инфраструктурные проекты;
18.Организационное сопровождениереализации антикризисных мер.
Национальныеправительства, в том числе российское, предпринимают шаги по поддержке«жизнеобеспечивающих» функций банковской системы (таких, каксвоевременное проведение платежей и расчетов) и сохранению жизнеспособностиосновных товарных рынков и сферы услуг. Для достижения этих целей были сделанызначительные шаги по поддержанию уровня ликвидности в банковской системе, вчастности смена собственности в ряде финансовых организаций, банкротство ипрекращение функционирования которых могло бы иметь очень тяжелые последствиядля всей системы. Правительство и ЦБ РФ постоянно расширяют и совершенствуютмеры по предоставлению ликвидности в систему. Смена собственников в банках невызвала резкой паники среди населения, банковская система продолжает выполнятьрасчетные и платежные функции.
Активные мерыпредпринимаются и по оказанию адресной поддержки реальному сектору экономики. Впакете налоговых мер по стимулированию экономики, объявленном в конце сентября2008 года, пожалуй, самой заметной и эффективной стала мера по снижениюэкспортной пошлины на нефть. Это решение продемонстрировало готовность властейпроявлять гибкость в быстро меняющихся условиях. Правительство проводитконсультации с представителями отраслей экономики, определяя риски для ихдеятельности и планируя возможную господдержку.
Как только будет достигнутафаза стабилизации, можно ожидать, что режим «ручного пожаротушения»будет сменен на проведение планомерной политики, целью которой станетподдержание приемлемых уровней экономического роста и уровня жизни населения.Инструментарий, которым обладает правительство для этого периода, очень широк ивключает в себя не только бюджетные средства (в том числе суверенные фонды), нои компании, находящиеся в собственности государства, сам государственныйаппарат, а также недавно созданные госкорпорации. Специалисты полагают, что покрайней мере в ближайшие годы приоритетом в деятельности госкорпораций икомпаний, в которых государство является крупнейшим акционером, будет немаксимизация прибыли, а поддержание уровня производства и сохранение занятостии уровня оплаты труда. Государство располагает резервами и инструментарием длятого, чтобы в ближайшие годы заместить часть экономической активности, котораяосуществлялась в предыдущие годы частным сектором. В 2006 — первой половине2008 гг., несмотря на множество объявленных программ и планов, инвестиционнаядеятельность государства была минимальной, и это объяснимо: экономика и такнаходилась на грани (либо уже в состоянии) перегрева. Сегодня в условиях, когдаспрос частного сектора снижается, наступает идеальная возможность дляреализации крупных инфраструктурных проектов, развития транспортной системы,размещения крупных оборонных заказов, которые позволят перевооружить армию.Высвобождение ресурсов за счет снижения спроса в частном секторе снизитстоимость проектов для государства, одновременно подготавливая платформу длябудущего роста. Инвестиционная и хозяйственная деятельность государства вближайшие годы способна создавать спрос как на продукцию ресурсных компаний,так и на рабочую силу, в том числе квалифицированную.
Резкое замедление темповроста активов в банковской системе открывает «окно» для значительнойи столь необходимой консолидации сектора, уменьшения количества банков. Такжевозникает удобный момент для оптимизации состояния рынка труда. Если государствобудет в ближайшие годы работать над тем, чтобы создать условия для более легкоймиграции (как внутри страны, так и международной), это позволит снизитьстоимость труда для бизнеса в момент, когда возобновится быстрый экономическийрост. В этой связи оправданы государственные действия, в том числе бюджетныерасходы, направленные на развитие ипотеки и жилищного строительства, развитиетранспортной инфраструктуры вообще и дорожного строительства в частности.Необходимы также шаги по упрощению регистрационных режимов и правил, связанныхсо сменой места жительства. Вполне можно ожидать, что в условиях ухудшившихсяусловий резко сократятся отрасли, успешно развивавшиеся в «тепличных»условиях, но в России не имеющие преимуществ, которые делали бы их стратегическиважными для страны. Очевидно, что государству часто приходится балансироватьмежду интересами потребителей (или экономики в целом) и производителей(корпоративные, региональные, отраслевые приоритеты), и острота этого выбораповышается во время кризиса.
Повышение гибкости рынкатруда может стать частью более широкого комплекса мер по улучшению условий дляведения бизнеса в России. В последние годы на фоне быстрого и уверенного ростаспроса на продукцию и в условиях доступности относительно недорогогофинансирования важность других, нефинансовых затрат на ведение бизнеса отходилана второй план. Тем временем положение России в рейтинге Всемирного банка Costof Doing Business не улучшалось, а снижалось, в том числе за счет активныхшагов по реформированию экономики в более бедных странах СНГ. Снижениеадминистративных барьеров и упрощение обязательных процедур могут стать важнымфактором, поддерживающим частный бизнес в условиях весьма низкой доступностикапитала и падения платежеспособного спроса. Важно, что реализация этих мер неприведет к снижению доходов бюджета, хотя, вероятно, снизит коррупционный доходчиновничества.
Фискальные меры
В ближайшие годынеизбежны рост общих государственных расходов (главным образом за счет средствгоскорпораций и расходования накопленных фондов) и падение бюджетных доходов (врезультате падения цен на сырье и замедления экономического роста). В этихусловиях очень важны обеспечение предсказуемости и сбалансированности бюджетнойсистемы, а также поддержание постоянных государственных расходов на уровне,позволяющем финансировать их текущими бюджетными доходами. Снижение налоговойнагрузки в таких условиях должно приводить к ускорению экономического роста,созданию рабочих мест и, в конечном итоге, повышению бюджетных доходов. В новыхусловиях принятие решений, которые приведут к устойчивому падению бюджетныхдоходов, по мнению экспертов, нежелательно и маловероятно, ведь правительствосправедливо считает стабильность бюджета основой макроэкономическойстабильности в России. В условиях глобального экономического кризиса снижениеобщей налоговой нагрузки вряд ли приведет к активизации инвестиционнойдеятельности. Уже упомянутое снижение ставки экспортной пошлины на нефть соктября 2008 года, несомненно, имело большой краткосрочный эффект поподдержанию денежных потоков нефтяных компаний и уровня ликвидности вэкономике, но вряд ли оно оправдано в качестве долгосрочной меры —маловероятно, что нефтяные компании используют освободившиеся средства дляинвестиций в разведку и добычу. Нельзя исключать, что период низких цен наэнергоносители окажется продолжительным, поэтому накопленные резервы должнылишь позволить обеспечить переход к новой, меньшей бюджетной системе, а неподдерживать уровень потребления, существовавший еще до кризиса, до тех пор,пока резервы не иссякнут.
Монетарная политика
Объявленные и ужеосуществленные правительством меры по оказанию поддержки банковской системенаправлены в первую очередь на «тушение пожара» и не являютсяиндикатором будущей политики. Бюджетных средств просто не хватит дляподдержания темпов роста кредитования экономики на уровне 2006—2007 гг.Сложившаяся сегодня ситуация с быстро уменьшающимся позитивным сальдо по счетутекущих операций и отсутствием притока по счету капитальных операций создаетидеальные условия для смены денежно-кредитной политики и перехода кинфляционному таргетированию. Этот процесс будет сопровождаться возникновениемреально положительных процентных ставок, являющихся необходимым условием дляроста склонности населения к сбережениям. После 2—3-летнего переходного периодаименно это увеличение розничных депозитов станет основой для роста активовбанковской системы.
Смена денежно-кредитнойполитики будет сопровождаться большей гибкостью в политике валютного курса. Помнению экспертов, в условиях отсутствия притока капитала дефицит текущего счетане будет финансироваться резервами. Ослабление рубля окажет поддержкуэкспортерам и даст толчок импортозамещению, что частично компенсирует эффект отфактического ужесточения денежно-кредитной политики.
Сельское хозяйство
На развитие сельскогохозяйства и рыбохозяйственного комплекса из федерального бюджета было выделеноболее 212 млрд. рублей, что почти на 45 процентов превышает уровень 2008 года.Еще порядка 95 млрд. рублей на эти цели выделено из бюджетов субъектовРоссийской Федерации.
Правительство РоссийскойФедерации примет меры по реализации в 2009 году Государственной программыразвития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы, в том числе пообеспечению доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли, защитевнутренних рынков, стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции.
Приняты решения осубсидировании процентных ставок в размере 100 процентов ставкирефинансирования Банка России по кредитам для отдельных подотраслей сельскогохозяйства (мясное и молочное животноводство), для чего выделено 7 млрд. рублей.Еще 10 млрд. рублей выделено на возмещение 80 процентов от ставки рефинансированияБанка России по кредитам, полученным в российских кредитных организацияхостальными предприятиями агропромышленного комплекса. Предусматриваетсясубсидировать кредиты (займы), полученные на рефинансирование инвестиционныхкредитов (займов), а также пролонгированные до трех лет.
Дополнительнокапитализированы открытое акционерное общество «Россельхозбанк» (на45 млрд. рублей) и открытое акционерное общество «Росагролизинг» (на25 млрд. рублей).
Будут субсидироватьсяпроцентные ставки по отдельным видам инвестиционных и краткосрочных кредитов,привлекаемых организациями рыбохозяйственного комплекса на строительство имодернизацию рыбопромысловых судов и объектов рыбоперерабатывающейинфраструктуры, а также на материально-техническое снабжение и снаряжениерыбопромысловых судов (1,07 млрд. рублей).
Автомобилестроение
Общая суммадополнительной антикризисной поддержки автомобилестроения за счет федеральногобюджета составил в 2009 году 39 млрд. рублей.
В целях стимулированияспроса на продукцию автомобилестроения будет субсидироваться две трети ставкирефинансирования по 3-хлетним потребительским кредитам на приобретение легковыхавтомобилей, произведенных на территории России (2 млрд. рублей). Такжевыделена субсидия открытому акционерному обществу «Российские железныедороги» на расходы по транспортировке отечественных автомобилей в регионыДальнего Востока (2 млрд. рублей).
Частный спрос такжестимулируется через поддержку государством развития лизинга автомобильнойтехники. Предусмотрено выделение 1 млрд. рублей на субсидирование процентныхставок (до двух третей ставки рефинансирования) на лизинг автомобильнойтехники.
Будут обеспечены закупкиавтомобильной техники для федеральных органов исполнительной власти, ихтерриториальных органов и подведомственных учреждений в централизованномпорядке (12,5 млрд. рублей). Значительный объем спроса со стороны государстватакже будет создан за счет реализации программы обновления парка автомобильнойтехники, используемой субъектами федерации и муниципальными образованиями дляперевозки пассажиров, медицинских целей, милиции, коммунальной, дорожной испециальной техники (20 млрд. рублей).
Правительство РоссийскойФедерации будет субсидировать часть процентных ставок российским организациямавтомобилестроения и транспортного машиностроения по кредитам, полученным вроссийских кредитных организациях на технологическое перевооружение (2,5 млрд.рублей).
Будут откорректированыдействующие графики погашения реструктурированной задолженности по налогам исборам перед федеральным бюджетом, а также страховым вносам перед внебюджетнымифондами. В частности, сроки уплаты сумм основного долга в 2009 — 2015 годахбудут перенесены на 2011 — 2017 годы.
Оборонно-промышленныйкомплекс (ОПК)
Из федерального бюджетана поддержку ОПК выделено 969 млрд. рублей, что на 38 процентов больше, чем в2008 году.
Для предоставленияорганизациям ОПК, являющимся головными исполнителями государственногооборонного заказа и включенным в сводный реестр организаций ОПК, направлено до15 млрд. рублей субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов покредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществлениеосновной деятельности. Также будут предоставляться субсидии на возмещениезатрат или недополученных доходов в связи с производством товаров, выполнениемработ, оказанием услуг для государственных нужд по заданиям государственногооборонного заказа и в обеспечение международных обязательств РоссийскойФедерации.
Дополнительно в 2009 годувыделено 1 млрд. рублей для предоставления субсидий организациям ОПК навозмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на осуществлениеинновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичнойпродукции.
Сформированазаконодательная основа для расширения практики предоставления инвестиционногоналогового кредита предприятиям ОПК при выполнении ими государственногооборонного заказа.
Предусмотренопредоставление государственных гарантий российским банкам в обеспечениевозврата до 70 процентов основного долга по кредитам, взятым организациями ОПК(до 100 млрд. рублей). Это позволит высвободить залоговую массу для привлеченияданными организациями на финансовом рынке дополнительных кредитных средств, втом числе, для развития производства.
Увеличены на 3 млрд.рублей объемы субсидий для направления стратегическим организациям ОПК с цельюпредупреждения банкротства.
Значительный объембюджетных средств направлен на капитализацию ведущих системообразующих компанийОПК. Государством выкуплена дополнительная эмиссия акций открытого акционерногообщества «РСК „МиГ“ на сумму 15,0 млрд. рублей. Принято решениеоб увеличении уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций открытогоакционерного общества „КАПО им. С.П. Горбунова“ на сумму 4,128 млрд.рублей, федерального государственного унитарного предприятия „ГКНПЦ им.М.В. Хруничева“ — на сумму 8 млрд. рублей. Принято решение по открытомуакционерному обществу „Московское машиностроительное предприятие им. В.В.Чернышева“ (на сумму 2,9 млрд. рублей).
Транспортный комплекс
В целях создания заделовдля будущего развития продолжено формирование инфраструктурного задела вэкономике. В 2009 году, по сравнению с 2008 годом, бюджетные ассигнования натранспортный комплекс и развитие транспортной инфраструктуры увеличались болеечем на 100 млрд. рублей и составили 560 млрд. рублей. В том числе наавтомобильные дороги направлено 319 млрд. рублей, тогда как в 2008 году на этицели было выделено 295 млрд. рублей.
Правительство РоссийскойФедерации предпринимает меры по стимулированию спроса на услуги, обеспечениюдоступности финансирования, стимулированию технического перевооружения иприобретения современных транспортных средств.
Принято решение оформировании государственной лизинговой компании в транспортном комплексе набазе открытого акционерного общества „Государственная транспортнаялизинговая компания“. В целях поддержания темпов строительства объектовтранспортной инфраструктуры увеличен размер софинансирования таких проектов изфедерального бюджета с 80 до 95 процентов от бюджетных ассигнований.
Предпринимаются меры пообеспечению недискриминационного доступа топливных и авиационных компаний кобъектам инфраструктуры топливо-заправочных комплексов в аэропортах в целяхснижения издержек авиаперевозчиков. Для поддержки закупки авиаперевозчикамисовременной авиатехники авиакомпаниям предоставлена отсрочка уплаты таможенныхплатежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судови комплектующих к ним (в том числе двигателей) с освобождением от необходимостивнесения обеспечения по их уплате.
Правительство РоссийскойФедерации поддержит сектор железнодорожных перевозок. Проведено размещениеоблигаций открытого акционерного общества „Российские железныедороги“. Уже зарегистрировано 7 выпусков инфраструктурных облигаций насумму в 100 млрд. рублей. Размещение облигаций осуществляется ежемесячно(февраль — октябрь 2009 г.) по 30 млрд. рублей в месяц.
Открытому акционерномуобществу „Российские железные дороги“ компенсированы выпадающиедоходы в связи со снижением темпов роста тарифов на железнодорожные перевозкина 2009 год (в форме увеличения уставного капитала). На эти цели выделено 50млрд. рублей.
Лесопромышленныйкомплекс
Обеспечена кредитнаяподдержка завершения строительства объектов, включенных в перечень приоритетныхинвестиционных проектов в области освоения лесов, введена отсрочка платежей на1 — 2 года по кредитам, полученным на реализацию приоритетных инвестиционныхпроектов, находящихся на завершающейся стадии (или возможность их перекредитования).Выделено 325 млн. рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам насоздание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива.
Металлургическийкомплекс
Принят ряд решений вобласти таможенно-тарифного регулирования, поддерживающий экспорт продукциицветной металлургии и обеспечивающий защиту отечественных производителей черныхметаллов на внутреннем рынке.
В 2009 году дополнительноусилен таможенный контроль за импортом продукции черной металлургии в части:
проведения процедуртаможенной очистки импортируемого проката для недопущения импорта по заниженнойтаможенной стоимости, фальсификаций при декларировании товаров в случаяхоформления по пониженным ставкам импортных таможенных пошлин;
обеспечения таможенныхпереходов, производящих таможенную очистку импортируемых труб и металлопроката,аппаратурой для проведения радиологического и фитосанитарного контроля.
Система антикризисныхдействий в этой отрасли связана с поддержкой экспорта и стимулированиемвнутреннего спроса со стороны строительной отрасли, машиностроения итопливно-энергетического комплекса.
Жилищное строительство
Жилищное строительствоявляется одним из ключевых приоритетов экономической и социальной политикиПравительства. Развитие жилищного сектора выступает мощным источникомвнутреннего спроса, охватывающего различные сектора отечественной экономики.Одновременно строительство жилья является важным стабилизатором, способствуяукреплению позиций среднего класса — собственника.
Правительствопредпринимает меры по снижению воздействия кризиса на отрасль. Оказанаподдержка ипотечным заемщикам, имеющим право на получение материнскогокапитала. Потенциально таким правом могут воспользоваться порядка 88 тыс.семей, и на эти цели направлено 26,3 млрд. рублей из средств федеральногобюджета.
Важным фактором поддержки'частного' спроса на квартиры станет принятое решение о включении в составрасходов сумм, уплаченных организациям в возмещение затрат работников по уплатепроцентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилогопомещения. Указанные расходы для целей налогообложения прибыли признаются вразмере, не превышающем 3% от суммы расходов на оплату труда. Важной мерой исоциальной поддержки, и поддержки жилищного строительства стала реализацияпринятого решения об обеспечении в 2009 году жильем всех ветеранов ВеликойОтечественной войны.
Будут реализовыватьсяинституциональные преобразования в строительной отрасли: будут приняты комплексантикризисных мер в строительной отрасли и комплекс мер по реформированию ЖКХна 2009 — 2011 годы.
Правительство также будетразрабатывать и реализовывать дополнительные меры по поддержке жилищногостроительства в том числе в рамках следующих направлений:
·    содействиереструктуризации ипотечной задолженности;
·    выполнение обязательствгосударства перед военнослужащими и ветеранами Великой Отечественной войны;
·    организационная ифинансовая поддержка частного спроса на новое жилье по социально приемлемымценам;
·    выполнениеобязательств государства по реализации программы «Молодая семья»;
·    участие впрограммах развития муниципальной инфраструктуры;
·    поддержка(финансовая и административная) малоэтажного жилищного строительства (в томчисле деревянного).
Будут сформированыинституты и механизмы, позволяющие с 2010 года эффективно вовлекатьгосударственные средства и средства населения в строительство нового жильяэконом-класса по доступным ценам. В том числе, речь идет о формированиинормативно-правовой базы для деятельности жилищно-строительных кооперативов истройсберкасс. При этом государство будет уделять особое вниманию использованиюв строительстве такого жилья современных энергоэффективных и недорогихтехнологий.
Вовлечение в оборотнесформированных земельных участков для строительства становится важнойантикризисной мерой. Обеспечено упрощение порядка и снижение стоимостипредоставления земельных участков для строительства социального жилья и жильяэконом-класса.
Шаги по выполнениюантикризисных мер
Во-первых, былаобразована Правительственная комиссия по повышению устойчивости российскойэкономики во главе с И.И.Шуваловым. Во-вторых, проводится мониторинг состояниярынка труда и ситуации на предприятиях реального сектора экономики (в рамкахрабочей группы во главе с А.Д.Жуковым). В-третьих, утвержден план действий,направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отрасляхэкономики. И, наконец, в-четвертых, предусматривается принятие рядазаконодательных актов, направленных на развитие финансовой и банковскойинфраструктуры:
·     совершенствованиепроцедур реорганизации коммерческих организаций, включая кредитные, путемисключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случаереорганизации;
·     совершенствованиемеханизмов регулирования несостоятельности финансовых организаций;
·     совершенствованиезалоговых правоотношений;
·     расширениевозможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц,не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля;
·     обеспечениевозможности допуска профучастников рынка ценных бумаг к операциямрефинансирования со стороны ЦБ;
·     снятиеограничений, связанных с размером уставного капитала и стоимостью чистыхактивов хозяйственных обществ, в целях повышения возможностей по привлечениюфинансирования;
·     разработкамеханизмов снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников ируководителей организаций в преддверии банкротства и в ходе банкротства;
·     введениедепозитарного учета закладных, снижающего издержки при обращении закладных, вцелях упрощения секьюритизации и рефинансирования ипотечных кредитов;
·     введениеобщего собрания владельцев облигаций как механизма консолидации мненийвладельцев облигаций;
·     уточнениеусловий выпуска биржевых облигаций.[7]
Мировойэкономический кризис не завершится в 2009 году. Согласно оценке Институтаглобализации и социальных движений (ИГСО), изложенной в докладе «Кризис глобальной экономики и Россия» он можетпродлиться до 2013 года. Ставка на его завершение к концу 2009 годабезосновательна. Она влечет за собой лишь бесперспективное расходование валютныхрезервов страны, уже сократившихся c 1 января 2009 года почти на $120 млрд.России для смягчения воздействия кризиса и дальнейшего выхода из него требуетсяне только поддержка производства, но и стимулирование потребительского спроса.Это означает отказ от всей прежней политики удешевления рабочей силы и переходк техническому перевооружению индустрии. Выжидательная антикризисная политикалишь истощит ресурсы страны, усилив поражение кризисом национального хозяйства.
У текущегокризиса есть положительные стороны для развивающихся стран. Пройдя его, ониобретут гораздо больший вес в международных экономических организациях. Китай,Индия, Бразилия, Россия и др. получат больше возможностей добиваться изменениймировой экономической политики в своих интересах.
Для этогоесть две взаимосвязанныепричины. Во-первых, финансовый кризис ослабил США и Европу. У них не хватитвозможностей или желания тратить ресурсы на поддержание миропорядка,сложившегося после Второй мировой войны. Заполнять этот пробел придетсяразвивающимся странам.
Во-вторых, вес и влияниеразвивающихся экономик еще больше укрепятся. Многие ведущие финансовыеорганизации и предприятия Запада, которые не будут национализированы, окажутсяво власти капитала из Китая или стран Персидского залива. А текущий раундглобальных переговоров демонстрирует, что ради сотрудничества с развивающимисястранами развитые государства готовы позволять им участвовать в определенииправил международной торговли.[9]

4. Путивыхода из кризиса
 
Выход из кризиса — видениеправительства
Однако время не стоит наместе, и предпринимать определенные шаги для спасения экономики приходится.Основываясь на тех действиях, к которым сегодня прибегает российскоеПравительство, выход из кризиса оно видит в следующем:
— Рекапитализациябанковской системы
Установление контроля надкредитными организациями, затронутыми кризисом, является первым шагом по ихоздоровлению. Главным направлением рекапитализации является списание с балансабанков убыточных операций и пополнение их капиталов за счет средствгосударства. Начиная с сентября 2008 года, в России уже было совершенонесколько операций покупки проблемных банков финансовыми структурами,приближенными к государству. Кроме того, на поддержание банковской системы былапущена значительная часть распакованных золотовалютных резервов страны.
— Снижение налоговойнагрузки на предприятия
В ноябре 2008 года вспешном порядке был принят закон (№ 224-ФЗ от 26.11.08), вносящий изменения вчасть вторую НК РФ и предусматривающий снижение налогового бремени напредприятия, что поможет хоть как-то сократить их расходы. Большое значениеуменьшение налоговой нагрузки будет иметь для нефтяного сектора, налоговыеотчисления которого в 2009 году сократились на 250 миллиардов рублей, чтоособенно актуально в условиях снижения цен на энергоносители. Кроме того,подобные меры выхода из кризиса позволят увеличить темпы роста ВВП.
— Приобретение проблемныхактивов у компаний, чья деятельность имеет большое значение для экономикистраны, и поддержка отдельных отраслей народного хозяйства.
В декабре 2008 года былопубликован список 295 компаний, которым государство готово оказать поддержку вслучае тяжелого финансового положения. От каждой отрасли выделено примерно по10 компаний. Вмешательство государственного капитала должно помочь выйти изкризиса ключевым отраслям и предприятиям страны. К сожалению, большинствукомпаний, пострадавших от кризиса, восстанавливаться придется собственнымисилами, т.к. рассчитывать на господдержку смогут только ключевые для страны компании.
Стоит отметить, что куказанным мерам для того, чтобы выйти из кризиса, прибегает сегодня не толькоРоссия, но и США, и страны Запада. Кроме того, решить проблемы в одиночку непод силу никому, поэтому поиск путей выхода из кризиса должен быть задачеймеждународного масштаба.
Выход из кризиса — корпоративный взгляд
Что касаетсянепосредственно сферы производства товаров и оказания услуг, то для того, чтобывыжить в кризис, предприятия должны придерживаться следующих принципов работы:
— сокращение рискованныхинвестиционных программ и избавление от активов с высокой долей риска (в т.ч. иценных бумаг);
— реализация только техпроектов, которые обеспечивают гарантированное получение прибыли;
— снижение издержекпроизводства всеми доступными способами;
— несмотря на предыдущийпункт, поддержание качества, а соответственно и конкурентоспособностисобственной продукции;
— и, пожалуй, самоеглавное: необходимо избегать проявлений паники, которые могут сказаться напотере и поставщиков, и клиентов, и на принятии неверных решений.
Как пережитьэкономический кризис гражданам?
Рядовым гражданампережить экономический кризис поможет следующая модель поведения:
— экономия и снижениевторостепенных расходов;
— хранить сбережениялучше в наиболее надежных банках, в идеале с большой долей государственногоучастия (Сбербанк, ВТБ и др.);
— при выборе валюты длянакопления и сбережения средств не стоит отдавать предпочтение только евро илитолько доллару (судьба которого вообще под большим вопросом), специалистысоветуют хранить средства в валюте в пропорциях 30-30-30 (евро, доллары,рубли), а оставшиеся 10% помещать в швейцарские франки. Именно такоесоотношение валют позволит остаться в выигрыше (или, по крайней мере, не впроигрыше) при любом стечении обстоятельств;
— не вкладывать средствав долевое строительство, поскольку большая часть строительных проектов сегоднязамораживается;
— гасить имеющуюсязадолженность по кредитам усиленными темпами смысла нет, если только неожидается резкого сокращения доходов или в кредитном договоре имеется оговоркао возможности изменения банком процентной ставки по ссуде.
Итак, российские властиобладают значительными резервами и инструментариями для перехода к болееактивной экономической политике, чем это наблюдалось в предыдущие годы; болеетого, демонстрируется политическая воля к использованию возможностейгосударства для поддержки экономики. Вместе с тем, государство не сможетполностью восполнить экономические потери от кризиса, поэтому имеющиеся резервыдолжны расходоваться с большой осторожностью. Опасность нынешней ситуации взначительной степени заключается в том, что власти проявляют готовность помочьбольшой части бизнеса и поддержать уровень доходов населения; очевидно, чтопомощь не сможет быть предоставлена всем, кто о ней просит. Тем болеенастораживают меры, направленные на поддержку фондового рынка: при столь мощномдоминировании на рынке продавцов выход на рынок государственных денегоказывается недостаточным для его поддержки, и это при том, что в российскихусловиях состояние фондового рынка в очень незначительной степени влияет науровень благосостояния населения, ведь в рынок инвестированы сбережения лишьнебольшого процента граждан, и чаще всего это люди с доходами выше среднего.
Еще одной опасностьюактивного госвмешательства в экономику в сегодняшних условиях может статьпредоставление госкомпаниям — конкурентам частного сектора преимущества доступак редким ресурсам (финансированию и платежеспособному спросу) и долговременныйпереход в руки государства значительных сегментов экономики.

Заключение
Текущий глобальныйэкономический кризис стал результатом провала сложившейся финансовой системы врезультате низкого качества регулирования, из-за чего огромные риски оказалисьвне должного учёта.
Мировые финансовые институтырегулирования не отреагировали на происходящие в последние годы событияадекватными действиями, что подтвердило несоответствие их деятельностипотребностям современного многополярного мира. Из-за отсутствия инструментов попредотвращению и минимизации последствий кризиса мир столкнулся с серьёзнымиэкономическими потрясениями и — как результат — с ростом глобальной социальнойнестабильности.
Для значительной частичеловечества ещё сложнее становится обеспечить комфортное жилье, образование,качественное медицинское обслуживание и даже продовольствие. Из-за кризисамировой подъём последних лет практически не сказался на улучшении ситуации длянаименее обеспеченных слоев населения.
Поэтому в условияхглобализации для нормального функционирования мировой экономики необходимастабильная, предсказуемая и функционирующая по заранее известным правиламмеждународная валютно-финансовая система, в основе которой лежит поддержаниемакроэкономической и финансовой дисциплины ведущими мировыми экономиками. Нынешнийкризис показал, что поддержание такой дисциплины остаётся нерешённой задачей,как для суверенных государств, так и для ведущих компаний, оперирующих наглобальных рынках.
Текущий глобальныйэкономический кризис свидетельствует о необходимости отказа от стандартныхподходов и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровнерешений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессомглобализации. Всем странам нужно действовать максимально решительно, чтобывосстановить устойчивое экономическое развитие, а также доверие и стабильностьна финансовых рынках.
Новая международнаяструктура финансовых отношений, по мнению российского президента, должнастроиться на принципах: совместимости деятельности и гармоничности стандартовнациональных и международных институтов регулирования; демократичности иравномерной ответственности за принятие решений; достижения эффективности наоснове легитимности механизмов международной координации; прозрачностидеятельности всех участников; справедливого распределения рисков.
Большинство разработанныхмер направлены на решение многих проблем, связанных с нестабильностьюсовременной финансовой и экономической системы. Их комплексная реализацияобеспечит условия для создания универсальной системы финансово-экономическогорегулирования, исключающей возможность возникновения глобального кризиса.

Списокиспользуемой литературы
1.  «Коммерсантъ» №136(3953) от 5.08.2008 г.
2.  «Коммерсантъ» №137(3954)от 6.08.2008 г., с.2
3.  Дмитриев М.Шоковый консенсус// Эксперт №40 13-19 октября 2008. с. 70 – с. 72.
4.  Ивантер А.Подзабытый шок // Эксперт №32 18 – 24 августа 2008. с. 53 – с. 58.
5.  Носова С.С.Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. – М.: КНОРУС, 2007. – 800с.
6.  http://www.premier.gov.ru/anticrisis
7.  Орехов В. И.,Балдин К.В., Гапоненко Н.П. Антикризисное управление: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 544с. – (Высшее образование)
8.  Тарасевич Л.С.,Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд., испр. идоп. – М.: Высшее образование, 2006
9.  Родрик Дэни.Выиграть в кризис. // Ведомости от 26 декабря 2008
10.            Райзберг Б.А.,Лозовский Л.М., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.:ИНФРА-М, 1997. – 496 с.
11.            Экономика.Учебник./ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.:«ПРОСПЕКТ», 1999. – 800с.
12.            http://worldcrysis.ru
13.            http://www.gks.ru
14.            http://www.cbr.ru/

Приложение
/>
/>
/>/>
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка технологических решений проекта реконструкции колесно роликового участка вагонного депо
Реферат «Подбор и изучение персонала»
Реферат Принципи, покладені в основу формування грошових агрегатів
Реферат Торговельна політика більшовиків в першій половині 20-х років ХХ ст.
Реферат «Совершенная конкуренция»
Реферат Організація фінансово-економічного аналізу його задачі та функції
Реферат Система автоматизации ресторана на примере системы Компас
Реферат Изучение влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности
Реферат 2. анализ депозитной политики сф зао кб “ПриватБанк”
Реферат Inclined Plane Essay Research Paper 123 Investigation
Реферат Эволюция жизни и биосферы в докембрийский период
Реферат Nicolas Poussin And Roman Influences Essay Research
Реферат Взаимодействия с ЭВМ на естественном языке
Реферат 2. История становления этики делового общения
Реферат Бытие по Ницше