Реферат по предмету "Экономика"


Валовые затраты и цены на продукцию (услуги)

РЕФЕРАТ
Подисциплине: Экономика предприятия
На тему: Валовые затраты и цены на продукцию (услуги)

Содержание
1.    Текущие затраты на производствопродукции (услуг). Их классификация и структура
2.    Смета производства и себестоимость товарнойпродукции
3.    Исчисление себестоимости отдельныхизделий
4.    Стратегия и пути снижения текущихзатрат
5.    Цены на продукцию (услуги): сущностнаяхарактеристика, виды, методы установления и регулирования
6.    Список литературы

1.Текущие затраты на производство продукции (услуг). Их классификация и структура
Промышленноепредприятие в процессе производства и реализации продукции расходует сырье,материалы, топливо, энергию, амортизирует основные фонды, оплачивает трудработников, несет расходы по обслуживанию и управлению производством,реализации продукции, оплате услуг других организаций.
Вусловиях рыночной экономики товаропроизводители заинтересованы в снижении затратпроизводства, поскольку при прочих равных условиях (цены, объемы продажи) этоспособствует росту прибыли. Прибыль, возросшую в условиях рыночной экономики,целесообразно направлять на научно-техническое развитие (расширение) и за счетэтого дополнительно снижать затраты, цену на продукцию, повышатьконкурентоспособность товара, утвердиться на рынке.
Себестоимость— важнейший результирующий и обобщающий показатель деятельности предприятия, онотражает уровень материало-, энерго-, тепло- и трудоемкости продукции, т. е.меру эффективности затрат прошлого и живого труда на единицу продукции.
Приопределении себестоимости продукции очень важно достоверно и объективно (сучетом влияния всех причин, факторов и прогнозов) определить величину затрат напроизводство. Это дает возможность точнее определить прибыль, обоснованнорассчитать разные варианты ее использования.
Затратына производство классифицируются по ряду признаков.
1.По центрамответственности (месту возникновения) затраты группируются по цехам, участкам, службам и другимадминистративно обособленным структурным подразделениям производства.
2.По видампродукции, работ, услуг всезатраты классифицируются: на изделие, на типовые представители изделий, группыоднородных изделий, одноразовые заказы, валовую, товарную, реализованную продукцию.
3.По единствусостава (однородности) затраты делятся на одноэлементные и комплексные.
4.По видам затраты классифицируются поэкономическим элементам и статьям калькуляции. Под элементами затрат имеют ввиду экономически однородные расходы. По статьям калькуляции — это затраты наотдельные виды изделий, а также на основное и вспомогательное производство.
5. Поспособам перенесения стоимости на продукцию затраты делятся на прямые икосвенные. К прямым относятся затраты, связанные с производством отдельныхвидов продукции (на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикатыи пр.), которые могут быть непосредственно внесены в их себестоимость. Ккосвенным относятся затраты, связанные с производством нескольких видовпродукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования,общепроизводственные, общехозяйственные), которые включаются в себестоимость спомощью специальных методов. Косвенные затраты образуют комплексные статьикалькуляции (т. е. состоят из затрат, которые включают несколько элементов),различающиеся по их функциональной роли в производственном процессе.
6. Постепени влияния объема производства на уровень затраты делятся на условнопеременные и условно постоянные. К условно изменяющимся относятся расходы,абсолютная величина которых растет с увеличением объема выпуска продукции иуменьшается с его снижением. К условно переменным относятся затраты на сырье иматериалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, технологическое топливои энергию, оплату труда работников, занятых и производстве продукции (работ,услуг) с отчислениями на социальные мероприятия, и другие. Условно постоянные —это затраты, абсолютная величина которых с увеличением (уменьшением) выпускапродукции существенным образом не меняется. К условно постоянным относятсярасходы, связанные с обслуживанием и управлением производственной деятельностьюцехов, а также затраты на обеспечение хозяйственных потребностей производства.
7. Покалендарным периодам затраты на производство делятся на текущие, долгосрочные иодноразовые. Текущие, то есть постоянные, обычные, или затраты, периодичностькоторых меньше месяца. Долгосрочные — это расходы, связанные с выполнениемдолгосрочного договора (контракта), то есть контракта, который не планируетсязавершить ранее 9 месяцев с момента осуществления первых затрат или полученияаванса (предоплаты); одноразовые, т. е. однократные затраты, или такие, которыеосуществляются периодически (периодичность более месяца) и направляются на обеспечениепроцесса производства в течение длительного времени.
8. По целесообразности расходования затраты делятся на производственные инепроизводственные. Производственные предусмотрены технологией и организациейпроизводства. Непроизводственные затраты — не обязательные, возникающиеследствие определенных недостатков организации производства, нарушенийтехнологии и т. п.
9. По определению отношения ксебестоимости продукции затратыделятся на расходы на продукцию и затраты периода. Затраты на продукцию связанныес ее производством (материалы, зарплата, амортизация и т. п.). Затраты напроизводство составляют производственную себестоимость продукции (работ,услуг). Затраты периода — это расходы, которые не включаются в производственнуюсебестоимость и рассматриваются как затраты того периода, в котором были осуществлены.Это затраты на управление, сбыт продукции и другие операционные расходы.
2. Сметапроизводства и себестоимость товарной продукции
Сметапроизводства — это подсчет совокупных затрат предприятия, связанных с основнойего деятельностью за определенный период, независимо от того, отнесены они насебестоимость продукции в этом периоде или нет. Смета производства составляетсяпо экономическим элементам затрат.
Приклассификации затрат по экономически однородным элементам не имеет значения,где и с какой целью тратят те или иные виды ресурсов, необходимо только чтобырасходы, включенные в одну группу, имели одинаковую экономическую природу.
Такаягруппировка:
>   является единой для всех отраслей;
>   дает возможность выделить затратыживого и овеществленного труда в себестоимости продукции и их соотношение(используется для межотраслевых балансов);
>   позволяет определить общуюпотребность предприятия в тех или иных экономически однородных видах ресурсовнезависимо от места возникновения затрат и вида продукции;
>  дает возможностьвыделить особенности структуры затрат по отдельным отраслям и рассчитать ихматериало-, фондо-, трудоемкость и др.;
>  нужна длясоставления сметы затрат на производство по предприятию вообще и припланировании себестоимости по технико-экономическим факторам.
Элементомназывают первичный экономически однородный вид затрат, который в границахпредприятия нельзя больше разложить на составные части (амортизация, заработнаяплата и т. п.).
Затраты,включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), группируются по такимэлементам:
>   материальные затраты;
>   затраты на оплату труда;
>   отчисления на социальные мероприятия;
>   амортизация;
>   другие расходы.
В составэлемента «Материальные затраты» включаются расходы на:
1) сырье иматериалы, использованныекак основные и вспомогательные в операционной деятельности предприятия приизготовлении продукции (работ, услуг) или для хозяйственных потребностей,технических целей и содействия в производственном процессе;
2) покупныеполуфабрикаты и комплектующие изделия, использованные в операционной деятельности предприятия;
3) приобретенные усторонних предприятий и организаций любое топливо и энергию всех видов, использованные натехнологические и другие операционные цели, и в том числе на эксплуатациютранспортных средств, отопление и освещение помещений, изготовление из топливатепло- и электроэнергии, потребленных в операционной деятельности предприятия.
4) затраты насобственное производство электрической и других видов энергии, а также на трансформацию и передачуприобретенной энергии к месту ее потребления включаются в соответствующие элементырасходов;
5) тару и тарныематериалы, использованныев операционной деятельности предприятия;
6) строительныематериалы, использованныекак основные и вспомогательные в операционной деятельности предприятия;
7) запасные части,использованные дляремонта основных средств, других необоротных материальных активов, малоценных ибыстроизнашивающихся предметов;
8) другиематериальные затраты, которые отображают стоимость выполненных для предприятияработ и услуг производственного и непроизводственного характера (осуществление отдельных операций попроизводству продукции; обработка сырья и материалов; проведение испытанийсырья и материалов, используемых в производстве; транспортные услуги,являющиеся составной частью технологического процесса производства и т. п.);
9) затратына малоценные и быстроизнашивающихся предметы, используемые в течение не болееодного года, или на нормальный операционный цикл, если он больше одного года, воперационной деятельности предприятия, в частности: инструмент, хозяйственныйинвентарь, специальная оснастка; специальная одежда, специальная обувь и другиесредства индивидуальной защиты, мыло и другие моющие средства, молоко илечебно-профилактическое питание или возмещение затрат работникам заприобретение ими специальной одежды, специальной обуви и других средствиндивидуальной защиты в случае невыдачи их администрацией.
Невключается в материальные затраты стоимость покупных материальных ценностей, втом числе топлива и энергии, которые реализуются без дополнительной обработкина данном предприятии. Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимостьпродукции, вычитается стоимость возвратных отходов.
Возвратныеотходы — это остаткисырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальныхресурсов, которые образовались в процессе производства продукции (работ,услуг), утратили полностью или частично потребительские свойства первичногоресурса и поэтому используются с повышенными затратами или совсем неиспользуются по прямому назначению.
В составэлемента «Затраты на оплату труда» включаются: заработная плата по окладам итарифам, премии и поощрения, материальная помощь, компенсационные выплаты,оплаты отпусков и другого неотработанного времени, другие расходы на оплатутруда.
В составэлемента «Отчисления на социальные мероприятия» включаются отчисления на:пенсионное обеспечение, социальное страхование, страховые взносы на случайбезработицы, индивидуальное страхование персонала предприятия, другиесоциальные мероприятия.
В составэлемента «Амортизация» включается:сумма начисленной амортизации основных средств, нематериальных и другихнеоборотных материальных активов.
В составэлемента «Прочие затраты» включаются: расходы операционной деятельности, не вошедшие в состав ранееперечисленных элементов, в частности, на: командировки; приобретение литературыдля информационного обеспечения хозяйственной деятельности предприятия; оплатуучастия в семинарах; проведение аудита; транспортное обслуживание; оплату заиспользование и обслуживание технических средств управления; приобретениелицензий и других специальных разрешений, выданных для ведения хозяйственной деятельности;охрану труда; перевозку работников к месту работы и назад; выполнение работвахтенным методом; оплату услуг коммерческих банков и другихкредитно-финансовых учреждений; страхование рисков; гарантийный ремонт, гарантийноеобслуживание или гарантийные замены и содержание гарантийных мастерских;проведение рекламных мероприятий; организацию приемов, презентаций ипраздников; возмещение складских, погрузочно-разгрузочных, перевалочных работ,упаковочных материалов; оплату услуг транспортно-экспедиционных, страховых ипосреднических организаций; экспортной (вывозной) таможенной пошлины итаможенных сборов; профессиональную подготовку или переподготовку физическихлиц предприятия; налоги, сборы и другие обязательные платежи; содержание иэксплуатацию фондов природоохранного назначения; публикацию годового отчета;суммы платежей арендаторов за пользование предоставленными в оперативный лизинг(аренду) основными средствами, другими необоротными активами; затратыпредприятий-субъектов валютного рынка; компенсации рабочим (за собственныйинструмент, личный транспорт); испытания качества изделий, деталей, узлов,установленные стандартами или техническими условиями; прочие расходы (потери отбрака, затраты по операциям со стеклянной тарой, компенсация заработкавследствие увечья и другого нарушения здоровья работника, отчисления напенсионное обеспечение от стоимости услуг сотовой мобильной связи и т. п.);иные операционные расходы.
3.Исчисление себестоимости отдельных изделий
Дляопределения себестоимости отдельных видов продукции рассчитывают затраты напроизводство и реализацию единицы продукции по калькуляционным статьямрасходов. Этот расчет называется калькулированием себестоимости продукции, аформа, в которой рассчитываются затраты, — калькуляцией. Составить калькуляцию -значитвычислить себестоимость единицы продукции.
Затраты,связанные с производством и реализацией продукции, группируются по статьям:
1)сырье иматериалы;
2)покупныекомплектующие изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственногохарактера сторонних предприятий и организаций;
3)топливо иэнергия на технологические цели;
4)возвратныеотходы (вычитаются);
5) основнаязаработная плата;
6) дополнительнаязаработная плата;
7)отчисления на социальноестрахование;
8) затраты насодержание и эксплуатацию оборудования;
9) общепроизводственныезатраты;
10) потери отбрака;
11) прочиепроизводственные затраты;
12) попутнаяпродукция (вычитается);
В статьюкалькуляции «Сырье и материалы» включается стоимость:
1) сырья иосновных материалов, входящая в состав производимой продукции и создающая ееоснову или является необходимым компонентом для производства продукции (работ,услуг);
2) вспомогательныхматериалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) дляобеспечения нормального технологического процесса и упаковки продукции.
3) МБП, срокэксплуатации которых меньше одного года (или нормального операционного цикла,если он больше одного года), используемые в процессе производства продукции.
В статьюкалькуляции «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, работы и услугипроизводственного характера сторонних предприятий и организаций» включаютстоимость:
1) покупныхполуфабрикатов и готовых комплектующих изделий, приобретенных длякомплектования выпускаемой продукции, требующих дополнительных затрат труда наих обработку и сборку;
2) работ и услугпроизводственного характера, выполняемых сторонними организациями.
К статьекалькуляции « Топливо и энергия на технологические цели» относятся затраты навсе виды топлива и энергии (как полученные от сторонних предприятий иорганизаций, так и выработанные самим предприятием), которые используютсянепосредственно в процессе производства продукции.
Транспортно-заготовительныерасходы на сырье, материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты итопливо в отдельную статью калькуляции не выделяются, а включаются в стоимость(статью) указанных материальных ресурсов.
В статьекалькуляции «Возвратные отходы» отражается стоимость таких отходов, котораявычитается из общей суммы материальных затрат, отнесенной на себестоимостьпродукции.
К статьекалькуляции «Основная заработная плата» относятся затраты на выплату основнойзаработной платы, начисленной в соответствии с принятыми предприятием системамиоплаты труда, в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих,занятых производством продукции.
К статьекалькуляции «Дополнительная заработная плата» относятся затраты на выплатупроизводственному персоналу предприятия дополнительной заработной платы,начисленной за работу свыше установленных норм, за достижения в труде иизобретательство, за особые условия работы. Она включает доплаты, надбавки,гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством,премии, связанные с выполнением производственных задач и функций.
В статьюкалькуляции «Отчисления на социальное страхование» включаются:
1) отчисления наобязательное государственное пенсионное страхование работников, занятыхпроизводством продукции;
2) отчисления наобязательное социальное страхование работников, занятых производствомпродукции;
3) отчисления наобщеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицыработников, занятых производством продукции;
4) отчисления наиндивидуальное страхование и другие социальные мероприятия работников, занятыхпроизводством продукции, в соответствии с действующим законодательством.
К статьекалькуляции «Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования» относятся:
1) амортизационныеотчисления от стоимости производственного и подъемно-транспортногооборудования, цехового транспорта, инструментов и приборов из состава основныхпроизводственных средств, других необоротных материальных и нематериальныхактивов;
2) затраты насодержание и эксплуатацию производственного и подъемно-транспортногооборудования, цехового автотранспорта, инструментов и приборов из составаосновных производственных средств (технический осмотр, техническоеобслуживание);
3) затраты наремонты, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии и получениясначала определенной суммы экономических выгод от использованияпроизводственного и подъемно-транспортного оборудования, цехового транспорта,инструментов и приборов из состава основных производственных средств;
4) суммыуплаченных арендатором платежей за пользование предоставленными в оперативныйлизинг (аренду) основными средствами, другими необоротных материальными инематериальными активами;
5) затраты насодержание цеховых транспортных средств;
6) прочие расходы,связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования, других необоротныхматериальных и нематериальных активов.
К статьекалькуляции «Общепроизводственные затраты» относятся:
1)      затраты,связанные с управлением производством, а именно:
>  на содержание работников аппаратауправления производством (цехами, участками и т. п.);
>  на оплату служебных командировокперсонала цехов, участков в рамках норм, предусмотренных законодательством (безгостиничного сбора);
>  на приобретение специализированнойлитературы для информационного обеспечения производственной деятельности цеха, участкаи т. п.;
>  на оплату услуг за участие всеминарах, которые проводятся с целью повышения профессионального уровняработников, занятых производством продукции;
2) амортизацияосновных средств и других необоротных материальных активовобщепроизводственного (цехового, участкового, линейного) назначения;
3) амортизациянематериальных активов общепроизводственного (цехового, участкового, линейного)назначения;
4) суммыуплаченных арендатором платежей за пользование предоставленными в оперативныйлизинг (аренду) основными средствами, другими оборотными нематериальнымиактивами и нематериальными активами общепроизводственного назначения;
5) затратынекапитального характера, связанные с усовершенствованием технологии иорганизацией производства, повышением качества продукции, повышением еенадежности, долговечности и других эксплуатационных особенностей в ходепроизводственного процесса;
6) затраты наобслуживание производственного процесса:
·         обеспечениепроизводства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментами,приспособлениями и другими средствами и предметами труда;
·         транспортноеобслуживание, которое включает расходы на содержание и эксплуатациюавтотранспорта общепроизводственного назначения;
·         содержание иэксплуатацию, технический осмотр и техническое обслуживание основных средств,других необоротных материальных активов общепроизводственного назначения;
·         проведениеремонтов, которые осуществляются для поддержания в рабочем состоянии основныхсредств, других необоротных материальных активов;
·         проведениеконтроля за производственными процессами и качеством продукции (работ, услуг);
·         содержаниеобщепроизводственного персонала, занятого обслуживанием производственногопроцесса;
7)      затратына охрану труда:
>   обеспечение техники безопасности иохраны труда, санитарно-гигиенических и других специальных требований,предусмотренных правилами технической эксплуатации, надзора и контроля задеятельностью производств, цехов в установленном законодательством порядке;
>   проведение предварительного (приприеме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинскихосмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опаснымиусловиями труда;
>   обеспечение работников специальнойодеждой, обувью, обмундированием и другим;
8) затраты напожарную и сторожевую охрану;
9) плата заиспользование и обслуживание средств сигнализации, за предоставленные дляпроизводственных потребностей услуги телефонной связи;
10)    налоги,сборы и другие предусмотренные законодательством обязательные платежи,непосредственно связанные с производственным процессом и количествомвыпускаемой продукции:
>   плата за землю;
>   налог с владельцев транспортныхсредств;
>   сбор за геологоразведочные работы;
>   плата за специальное использованиеводных ресурсов;
>   рентная плата за нефть и газсобственной добычи;
>   плата за загрязнение окружающейсреды;
>   отчисления на общеобязательноегосударственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний, которые привели к потере трудоспособности;
11)    местныеналоги и сборы:
>   коммунальный налог;
>   сбор за право использования местнойсимволики;
>   гостиничный сбор;
12) затраты,связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения,которые находятся в собственности предприятия;
13) затраты наперевозку работников производственных подразделений к месту работы и назад внаправлениях, которые не обслуживаются пассажирским транспортом общегопользования;
14) затраты,связанные с выполнением работ вахтенным методом;
15) затраты навыплату надбавок к заработной плате работникам цеха, постоянная работа которыхпроисходит в дороге или имеет характер разъездов;
16) платежи пострахованию рисков гражданской ответственности;
17) отчисления насоздание резервного фонда для обеспечения гарантийных обязательств напроведение гарантийных ремонтов;
18) затраты цеха,связанные с профессиональной подготовкой или переподготовкой работников попрофилю производства;
19) затраты наотопление, освещение, водоснабжение, водоотвод и другие по содержаниюпроизводственных помещений;
20) компенсацияработникам за использование для потребностей производства собственногоинструмента и личного автотранспорта;
21) суммывыходного пособия, предусмотренные действующим законодательством;
22) суммыматериальной помощи (премий, поощрений) работникам, занятым в производствепродукции (работ, услуг);
23) прочие расходыцеха, участка.
К статьекалькуляции «Потери от брака» относятся:
1) стоимостьокончательно забракованной по технологическим причинам продукции;
2) стоимостьматериалов, полуфабрикатов (деталей), испорченных во время наладки оборудования;
3) стоимостьстеклянных, керамических и пластмассовых изделий, разбитых в технологическомпроцессе при их изготовлении, обработке, упаковке; разбитых во времятранспортирования на производстве (бой);
4) затраты наустранение брака;
5) затраты,превышающие установленные нормы расходов на гарантийный ремонт и содержаниегарантийных мастерских;
6) технологическиепотери.
К статьекалькуляции «Попутная продукция» относят стоимость Попутной продукции, полученнойодновременно с основным продуктом, то есть в одном технологическом процессе.Попутная продукция оценивается по:
1) отпускнымценам;
2) плановойсебестоимости аналогичного продукта;
3) цене возможногоиспользования (только для внутреннего использования).
Методыкалькулирования себестоимости продукции
Взависимости от характера и сложности процесса производства и особенностейорганизации применяют разные методы калькулирования себестоимости продукции иучета затрат.
Методкалькулирования — совокупностьприемов и способов, которые используются для вычисления себестоимости отдельныхвидов продукции.
Используюттакие методы калькулирования:
>   позаказный;
>   попередельный;
>   нормативный.
Припозаказном методе объектом калькулирования является отдельный заказ наопределенный объем продукции. Планирование и учет затрат осуществляются покалькуляционным статьям по каждому цеху, который принимает участие в выполнениизаказа. Этот метод применяется в индивидуальном и мелкосерийном производстве.Фактические затраты накапливаются на заказе от начала выполнения до момента егоокончания. Фактическая себестоимость единицы продукции находится путемраспределения всех понесенных расходов на объем продукции.
Попередельныйметод дает возможность калькулировать наравне с готовой продукцией полуфабрикатыразной степени готовности. Необходимость в этом методе возникает в связи с тем,что надо определить себестоимость полуфабрикатов, которые производятся напредприятии и отгружаются на сторону. Калькулирование ведется покалькуляционным статьям затрат по отдельным переделам (цехам). По переделамучитываются все затраты как данного цеха, так и затраты на собственныеиспользуемые полуфабрикаты предшествующих цехов.
Нормативныйметод предусматривает также нормирование всех видов затрат на всех стадияхпроизводства и составление нормативных калькуляций себестоимости. Метод основанна таких правилах:
>   нормирование расхода ресурсов прилюбых условиях производства;
>   учет изменений норм расхода иотклонений от норм по видам ресурсов и видам продукции (с определением виновныхи причин отклонений);
>       расчет фактических затрат какалгебраической суммы нормативных затрат и отклонений от норм. Использованиеэтого метода возможно при наличии обоснованных норм и непосредственном учетеих изменения по месту возникновения отклонений.
Калькулированиесебестоимости в комплексных производствах
Комплексные— это такиепроизводства, где в одном рабочем цикле из единого состава многокомпонентногосырья на одном и том же производственном оборудовании при равныхтехнологических условиях получают несколько разных по физическим и химическимсвойствам, агрегатному состоянию и направлениям использования продуктов.
Длякомплексных производств характерно то, что при переработке сырья изменяется еговнутренняя структура и образуется группа разнородных компонентов с новымикачественными характеристиками, отличными от начального сырья.
Существуютдва вида комплексных производств:
1) продукты изпроизводственного процесса выходят одновременно по его окончанию, проходя однии те же производственные стадии;
2) продукты изпроизводственного процесса выходят на разных технологических стадиях, одни изкоторых общие, другие — особые.
Затраты,связанные с получением продукции в комплексных производствах, по отношению ккаждому продукту, являются в основном общими и распределяются косвенно, итолько какая-то часть затрат может быть отнесена по прямому признаку. Этообъясняется такими обстоятельствами:
1) частокомплексные производства непрерывные и протекают в замкнутых аппаратах;
2) имеет местоналичие системы прямых, параллельных, последовательных связей между стадиями;
3) невозможноустановить имеющимися техническими средствами взаимосвязь технического процессас производственными затратами, поэтому основная часть затрат выступает какобщая для всех продуктов.
Учетзатрат в комплексных производствах включает этапы:
·         группировказатрат по производству в целом;
·         группировказатрат по месту возникновения и центрам ответственности;
·         распределениезатрат на прямые и косвенные; размежевание общих косвенных затрат междуотдельными продуктами общего технологического процесса косвенными методами,расчет затрат на отдельные виды продукции как сумма прямых и косвенных.
Дляраспределения затрат на особые виды продукции в комплексном производстве применяютсяметоды:
>   прямой локализации затрат;
>   исключения затрат;
>   распределения затрат;
>   комбинированный.
Методпрямой локализации затрат предусматривает точный и достоверный учет всех видов ресурсовнепосредственно на особые виды продукции по местам возникновения затрат ицентрам ответственности.
Методисключения затрат состоитв том, что один из продуктов комплекса принимается за основной, а другиеусловно рассматриваются как побочные, попутные. Побочные продукты определеннымобразом оцениваются и списываются с общей суммы затрат. В остатке получаютзатраты на основной продукт.
Оценкапобочной продукции проводится или по производственной себестоимости,соответствующей получению этой продукции в раздельном производстве; или попроизводственной себестоимости, определенной на основе цены (из цены вычитаетсяприбыль и внепроизводственные затраты). Этот метод применяется при наличиитаких условий, если:
>   установление основного продукта невызовет сомнений;
>   имеются продукты, аналогичныепобочным, которые изготовляются в раздельном производстве;
>   имеются цены на побочные продукты;
>   объем и стоимость побочной продукциив сравнении с основной невелики;
>   выход отдельных продуктовотносительно стабильный.
Методраспределения затрат применяетсятогда, когда производимые продукты примерно равноценны и нельзя определитьосновной продукт. Распределение затрат может проводиться как по натуральным,так и по стоимостным показателям.
Прииспользовании натуральных показателей распределение проводится пропорциональномассе продукции, содержанию полезного вещества, условным коэффициентам.
Методраспределения затрат пропорционально условным коэффициентам состоит вследующем:
>   одному из продуктов присваиваетсякоэффициент, равный единице;
>   другим продуктам устанавливаютсякоэффициенты больше или меньше единицы в зависимости от содержания полезноговещества, значимости, цены и т. д.;
>   находится условный вес каждого видапродукции путем умножения условного коэффициента на объем производствапродукции в натуральном выражении;
>   рассчитывается общий условный весвсех продуктов;
>   определяется себестоимость единицыусловного веса продукции путем распределения общей суммы затрат на общийусловный вес;
>   находится себестоимость единицыкаждого продукта умножением полученной себестоимости единицы условного веса насоответствующий условный коэффициент.
Привыборе стоимостных показателей распределение проводится пропорциональносебестоимости или ценам эквивалентных продуктов в раздельных индивидуальныхпроизводствах (метод эквивалентов).
Комбинированныйметод состоит в том, что:
>   из общей суммы затрат комплексногопроизводства исключается стоимость побочной продукции;
>   из оставшейся суммы исключается тачасть затрат, которая может быть прямо отнесена на особые продукты;
>   остаток общей суммы распределяетсямежду основными продуктами по любому методу распределения;
>   рассчитывается себестоимость основнойпродукции как сумма прямых и косвенных затрат.
Прикалькулировании себестоимости в комплексных производствах нужно стремиться квозможно более полному раздельному учету производственных затрат по местам ихвозникновения и центрам ответственности и непосредственному калькулированиюотдельных видов продукции. Волевое распределение затрат, их условная оценкаприводят к искажению себестоимости, лишают возможности эффективно управлятьснижением затрат.
Определениекритического объема производства (точки безубыточности)
Посколькусебестоимость единицы продукции меняется в зависимости от объема производства(использования мощности), то при сложившихся на рынке ценах могут возникнутьситуации, при которых производство может быть убыточным или прибыльным. Если ценана продукт больше себестоимости единицы, будет иметь место прибыль, если меньшесебестоимости — убыток.
Точкойбезубыточности (критической точкой) называют объем реализации, при которомотсутствуют как прибыли, так и убытки, т. е. выручка от реализации равназатратам на производство продукции.
4.Стратегия и пути снижения текущих затрат
В традиционном понимании важнейшимпутем снижения затрат является экономия всех видов используемых в производствересурсов — трудовых и материальных.
Длявыявления резервов снижения себестоимости необходимо определить факторы,обусловливающие это снижение.
Подфакторами снижения себестоимости продукции (работ, услуг) понимают всюсовокупность движущих сил и причин, определяющих ее уровень и динамику.
Различаюттакие пути снижения затрат на производство продукции:
1) повышениетехнического уровня производства, в частности внедрение новой прогрессивнойтехнологии, повышение уровня механизации и автоматизации производственныхпроцессов; расширение масштабов использования и усовершенствование техники иприменяемой технологии; лучшее использование сырья и материалов;
2) улучшениеорганизации производства и труда, то есть совершенствование управленияпроизводством и сокращения затрат на него; внедрение научной организации труда;улучшение использования основных производственных фондов; улучшение материально-техническогообеспечения; сокращение транспортно-складских затрат и т. п.;
3) изменение объема производства, обусловливающее относительное сокращениеусловно-постоянных затрат в результате роста объемов производства;
4) изменение структуры, ассортимента и улучшение качества продукции.
5. Ценына продукцию (услуги): сущностная характеристика, виды, методы установления ирегулирования
Ценатовара — это денежнаяформа стоимости и одновременно феномен спроса и предложения.
Цена — один из главных показателей впредпринимательстве, т. к. она служит количественным выражением тех затрат,которые несет потребитель ради получения какого-либо блага в виде товара илиуслуги.
Цена какинструмент бизнеса приобретает все большее значение. Целенаправленная ценоваяполитика во многом обеспечивает предприятию успех в его коммерческойдеятельности, цена товара свидетельствует о его конкурентоспособности и позициипредприятия на рынке.
Ценоваяполитика, установление разумной, «приемлемой для рынка» цены — это и наука, и взначительной степени искусство.
Наформирование рыночной цены товара влияет множество факторов. Одни из них имеютпрямое и непосредственное влияние на уровень цен, другие влияют косвенно.
Такимобразом, можно говорить о сложной иерархической системе ценообразующихфакторов.
Вусловиях рынка на цены влияет спрос и предложение. Недостаточное предложениетовара относительно спроса на него вызовет рост цен, и наоборот. При совпаденииспроса и предложения устанавливается рыночная цена равновесия.
Навеличину рыночной цены и степень ее отклонения от стоимости влияют оценкапотребителем полезности товара, соответствие его моде, престижность товара идругие факторы.
Экономическаяроль цены в рыночной экономике воплощается в выполняемых ею функциях. Различаюттакие функции цены: учетную, стимулирующую, распределительную, поддержкирыночного равновесия.
Спомощью цен и благодаря выполняемым ими функциям находят свое решение триосновные вопроса рыночной системы «что», «как» и «для кого производить».
Различаютвиды цен: договорные, закупочные, контрактные, оптовые, розничные, мировые,сметные, трансфертные, тарифы.
Договорные— это цены,устанавливаемые на основе договора покупателя и продавца. Они учитывают какзатраты производства, так и соотношение спроса и предложения на конкретныйтовар.
Закупочные— цены, по которымсельскохозяйственные предприятия и фермеры продают государству свою продукцию.Эти цены должны обеспечить покрытие затрат на производство и получениенормальной нормы прибыли; на их уровень влияют оптовые цены на промышленнуюпродукцию, которой обеспечивается сельское хозяйство (машины, химикаты,топливо, энергия и др.).
Контрактные—фактические цены побиржевым операциям.
Оптовые —это цены, по которым осуществляютсярасчеты между предприятиями за реализованную продукцию промышленности. По нимреализуется также сельскохозяйственное сырье, которое приобретаютзаготовительные организации у хозяйств и населения для дальнейшей переработкина предприятиях легкой и пищевой промышленности.
Розничные— это цены реализациитоваров конечному потребителю через розничную торговлю. Эти цены сверх оптовойцены включают торговую надбавку, за счет которой покрываются затраты оборота иобразуется прибыль торговых организаций. Розничные цены могут бытьрегулируемыми и свободными. Регулируемые цены контролируются государством, асвободные устанавливаются под влиянием спроса и предложения. К розничнымотносятся также цены колхозного рынка и комиссионной торговли, устанавливаемыепо договору с продавцом, сдающим товар на комиссию.
По мировымценам осуществляется значительная часть операций по данному товару на мировомрынке. Ими являются цены операций, заключенных в важнейших центрахмеждународной торговли. Эти цены зависят от спроса и предложения товаров, отвнешнеэкономических ограничений, колебаний курсов валют, условий купли-продажии др.
Сметные— оптовые цены встроительстве.
Трансфертные— цены, по которымпродукция обращается внутри предприятия между цехами или между предприятиямивнутри больших фирм.
Тарифы — это цены на перевозку грузов, запотребление электроэнергии, тепла, воды и других услуг.
Вмировой практике широко используются скидки с цены. Их насчитывается более 20видов. Скидки используются, чтобы реагировать на более низкие цены конкурентов,сократить очень большие запасы, ликвидировать остатки товаров, привлечь большеечисло потребителей, стимулировать потребление товара и т. д.
Общая,или простая, скидка представляет собой скидку с прейскурантной, или справочной,цены.
Приналичном расчете за покупку покупатель получает скидку -«сконто».
Бонуснаяскидка, или скидка за оборот, предоставляется постоянным покупателям взависимости от достигнутого объема продажи обычно в течение года.
Прогрессивнаяскидка предоставляется покупателю за количество, объем покупок или серийность.Сезонная скидка предоставляется покупателю за приобретение товара вне сезонаего продажи.
Товарообменныйзачет, или скидка за возвращение старого, прежде купленного у данной фирмы,товара в счет приобретения у нее же нового также получила довольно широкоераспространение в торговой практике.
Экспортнаяскидка предоставляется при продаже товара на экспорт при последующем вывозе егоиз страны.
Специальныескидки предоставляются тем покупателям, в которых продавец заинтересован внаибольшей степени, а также постоянным покупателям (привилегированные скидки).
Такжеиспользуются сложные скидки, соединяющие разные виды скидок.
Менеераспространены наценки, которые могут быть установлены за повышенное качество(например, большой процент содержания меди в поставляемой медной руде), болееудобное и срочное снабжение, за доставку товара непосредственно к местуиспользования и др., то есть за выполнение дополнительных требований покупателяпо отношению к продаваемому товару.
Приформировании цен сталкиваются интересы производителей и потребителей, оптовых ирозничных торговцев, экспортеров и импортеров, государства и профсоюзов. Именнопоэтому цены являются объектом постоянного регулирования со стороныгосударства.
Государственноерегулирование ценообразования осуществляется прямыми и косвенными методами.
Косвенныеметоды включают:
> наблюдение за ценами со стороныгосударственных органов для определения индексов изменения зарплаты, пенсий,выявления роста цен на затраты производства и конкурентоспособностинациональной продукции;
>   изменение налогов;
>   эмиссию денег;
>   введение или отмену таможенныхограничений.
К прямымметодам государственного регулирования относятся:
·     фиксация цен натовары и услуги государственного сектора (уголь, электроэнергию,железнодорожные, почтово-телеграфные услуги и др.);
·     ценовые субсидии- снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю;
·     санкционированнаягосударством политика «ускоренной амортизации».
Политикацен определяется в Украине Законом от 03.12.90 г. «О ценах и ценообразовании»,действие которого распространяется на все предприятия и организации независимоот форм собственности, подчиненности и методов организации труда ипроизводства. Политика ценообразования — составная часть общей экономической исоциальной политики Украины.
Закономустановлены виды цен и тарифов, которые могут применяться в народном хозяйствеУкраины, а именно:
>   свободные;
>   государственные фиксированные;
>   регулированные.
Свободныецены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг, заисключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен итарифов. Государственные фиксированные и регулированные цены и тарифыустанавливаются на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на общий уровень идинамику цен на товары и услуги, которые имеют решающее социальное значение, атакже на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено напредприятиях, занимающих монопольное положение на рынке.
Вусловиях рынка применяются разные виды ценовой стратегии, основные из которыхтакие:
·  стратегия «снятиясливок», предусматривающая начальную продажу товара по высоким ценам; онахарактерна для продажи товаров-новинок, защищенных патентами;
·  стратегия низкихцен или «проникновения», «прорыва на рынок», предусматривающая продажу товаровпо сравнительно низким ценам с целью привлечения большого числа покупателей изавоевания большей доли рынка;
·  стратегиядифференцированных цен, активно применяемая в торговой практике компаний,которые устанавливают определенную шкалу возможных скидок и надбавок к среднемууровню цен для разных рынков, их сегментов и покупателей;
·  стратегияльготных цен; льготные цены устанавливаются на товары и для покупателей, вкоторых фирма-продавец определенно заинтересована, а также как временная мерастимулирования продажи, например, привлечение покупателей на распродажи;
·  стратегияценового лидера, предусматривающая соотношение своего уровня цен с движением ихарактером цен фирмы-лидера на данном рынке по конкретному товару;'
·  стратегияпрестижных цен, предусматривающая продажу товаров по высоким ценам ирассчитанная на сегменты рынка, которые обращают особое внимание на качествотовара, его уникальность и товарную марку и менее всего — на цену;
·  стратегиянеокругленных цен; она предусматривает установление цен ниже круглых цифр.Такие цены покупатели воспринимают как свидетельство тщательного анализа фирмойсвоих цен и желание установить их на минимальном уровне.
Крометого, используются и другие стратегии ценообразования: единых, гибких,эластичных, конкурентных цен и др.

6.Список литературы
1.  Экономика предприятия. (Учебноепособие) Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. (2010г., 133с.)
2.  «Экономика предприятия», Титов В.И.(2008г., 416с.)
3.  Экономика предприятия (фирмы):Практикум. Под ред. Позднякова В.Я., Прудникова В.М. (2008г., 2-е изд., 319с.)
4.  Экономика предприятия. Краткий курс.(Учебное пособие) Ильин А.И. (2007г., 236с.)
5.  Экономика фирмы. (Учебное пособие)Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. (2006г., 400с.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.