--PAGE_BREAK--
Вывод: Из данной таблице видно, что происходит ежегодный рост валюты баланса. На конец 2008 года данный показатель увеличился вдвое по сравнению с 2006 годом. Такое увеличение в части актива баланса обусловлено в первую очередь ростом запасов, в 2008 году данный показатель составил 25141 тыс. руб., что на 16268 тыс. руб. больше, чем в 2007 году. Также происходит увеличение денежных средств, так в 2007 году данный показатель составлял 763 тыс. руб., а уже в 2008 году составил 3683 тыс. руб.и его доля в активе баланса составила 5,2%.
В части пассива баланса также происходит рост показателей. Значительно вырос показатель кредиторской задолженности. Данный показатель в 2007 году составлял 45373 тыс. руб., а уже в 2008 году он увеличился на 22130 тыс. рублей и составил 67503 тыс. руб. Доля кредиторской задолженности в составе имущества организации очень велика и на 2008 год составила 95,4 %, хотя и по сравнению с 2006 год он незначительно, но снизился на 3%. Такая высокая доля кредиторской задолженности в части имущества предприятия говорит о несостоятельности ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» платить по обязательствам за счет собственных средств и вынуждены привлекать средства со стороны.
Динамика основных показателей, отражающих деятельность предприятия представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика показателей, отражающих деятельность предприятия ООО «ТД «Мегаполис-Псков»
Наименование статьи
Значение, тыс.руб.
Абс. Изм., тыс.руб.
Уд. Вес % показателей в выручке от продаж
Отн. Изм-е, %
Тпр %
2006
2007
2008
2006-2007
2007-2008
2006
2007
2008
2006-2007
2007-2008
2006-2007
2007-2008
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Чистая выручка от реализации
135446
227823
270159
92377
42336
100
100
100
68,2
118,6
Себестоимость проданных товаров
127267
216745
244332
89478
27587
93,9
95,1
90,4
1,2
-4,7
70,3
12,72
Валовая прибыль от реализации
8178
11078
25827
2900
14749
6,03
4,86
9,56
-1,17
4,7
35,46
133,14
Коммерческие расходы
8173
12132
25259
3959
13127
6,03
5,32
9,35
-0,71
4,03
48,44
108,2
Прибыль (убыток) от продаж
6
-1054
568
-1060
1622
0,004
-0,004
0,002
-0,008
0,002
-17666,6
153,88
Прочие доходы
528
3451
8619
2923
5168
0,004
1,5
3,19
0,096
-1,31
553,6
59,96
Прочие расходы
1755
7780
1755
6025
0,77
2,88
0,77
2,11
100
343,3
Прибыль (убыток) до налогообложения
534
642
1407
108
765
0,4
0,3
0,5
-0,1
0,2
20,22
119,6
Текущие расходы по налогу на прибыль
137
144
392
7
248
0,1
0,06
0,1
-0,04
0,04
5,2
172,22
Чистая прибыль (убыток)
397
498
1015
101
517
0,3
0,2
0,3
-0,1
0,1
25,44
203,8
Вывод:Из данной таблицы видно, что абсолютно по всем показателям в течении всего анализируемого периода произошел рост. Но одновременно с доходами увеличился и рост расходов организации. Так выручка от реализации на конец 2008 года составила 270159 тыс. руб… Тенденция роста данного показателя продолжается ежегодно, так в 2007 году по сравнению с 2006 годом он увеличился на 93277 тыс. руб., а в 2008году по сравнению с 2007 годом он увеличился на 42336 тыс. руб… Но одновременно с этим произошло и увеличение себестоимости проданных товаров, в 2008 году данный показатель по сравнению с предыдущим годом увеличился на 27580 тыс. руб., хотя ее доля в выручке снизилась, но осталась также высока и составила 90,4 %. Прочие расходы также увеличились, их рост за анализируемый период составил 7780 тыс. руб… Но не смотря на такое увеличение расходов рост чистой прибыли происходит ежегодно, так по сравнению с 2006 годом, на конец 2008 года чистая прибыль организации выросла на 618 тыс.руб., что говорит о правильном целевом расходовании средств.
Проведем анализ факторов влияющих на деловую активность организации. Для этого рассчитаем следующие показатели оборачиваемости:
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов:
ko= Выручка от продажи/Среднегодовая стоимость оборотных активов
ko2006= 135446/20150=6,72
ko2007=227823/17118=13,31
ko2006=270159/20934=12,90
Данный показатели довольно низкие, это говорит о наличии неработающих активов организации. Можно сделать вывод, что организации слабо использует свои активы для получения выручки
Коэффициент оборачиваемости запасов:
kз= Себест-ть проданных товаров/среднегодовая стоимость запасов
kз 2006=127267/6287,5=20,24
kз 2007=216745/7757,5=27,94
kз 2008=244332/17007=14,36
Период оборота запасов:
Тз=365/ kз
Тз 2006=365/20,24=18,03
Тз 2007=365/27,94=13,06
Тз 2008=365/14,36=25,4
В течении всего анализируемого периода коэффициенты оборота товаров очень низкие, а соответственно показатели периода оборота товара высокие. Это говорит о том, что товары не продаются и залеживаются на складе.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:
Kзд = Выручка от продажи товаров/среднегодовая величина дебиторской задолженности
Kзд 2006 =135446/19248=7,04
Kзд 2007= 227823/15366=14,83
Kзд 2008= 270159/2168=124,6
Период оборота дебиторской задолженности:
Тдз= 365/ Kзд
Тдз 2006= 365/7,04=51,85
Тдз 2007=365/14,83=24,61
Тдз 2007=365/124,6=2,93
Коэффициент оборота дебиторской задолженности в 2006 году очень низкий и составил 7,04, это говорит о слабой платежеспособности покупателей и низкой оборачиваемости дебиторской задолженности. Но в 2008 году ситуация значительно улучшается. Показатель дебиторской задолженности значительно снизился, а оборачиваемость ее увеличилась и к 2008 году данный коэффициент составил 124,6, соответственно и снизился период оборота и составил 2,93
--PAGE_BREAK--Анализ финансовой устойчивости.
Далее проведем анализ финансовой устойчивости с использованием финансовых коэффициентов. Расчет и оценка коэффициентов рыночной устойчивости ООО «ТД «Мегаполис-Псков» приводится в таблице 4 «Расчёт и оценка финансовой устойчивости организации ООО «ТД «Мегаполис-Псков».
Формулы используемые для анализа финансовой устойчивости:
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами= (Итог раздела 3 баланса – итог раздела 1 баланса)/итог раздела 2 баланса
Коэффициент финансовой независимости (автономии)=Итог раздела 3 баланса/Валюта баланса
Коэффициент маневренности собственных средств =(Итог раздела 3 баланса — Итог раздела 1 баланса)/Итог раздела 3 баланса
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств=(Итог раздела 4 баланса + Итог раздела 5 баланса)/Итог раздела 3 баланса
Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами= (Итог раздела 3 баланса – Итог раздела 1 баланса)/ стр.210 Запасы
Степень платежеспособности= Итог раздела 5 баланса/Выручка от продажи товаров
Таблица 4
Расчёт и оценка рыночной устойчивости организации ООО ««ТД «Мегаполис-Псков»».
Наименование коэффициента
Значение
Изменение
Нормативное значение
2006 год
2007 год
2008 год
2006-2007
2007-2008
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами
0,0239
0,0254
0,0216
0,0015
-0,0038
0,1
Коэффициент финансовой независимости (автономии)
0,0249
0,0264
0,0326
0,0015
0,0062
≥ 0,5
Коэффициент маневренности собственных средств
0,958
0,962
0,967
0,004
0,005
0,5÷0,6
Соотношение собственных и заемных средств
39,607
37,234
29,782
-2,373
-7,452
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами
0,115
0,140
0,060
0,025
-0,08
0,6-0,8
Степень платежеспособности
0,230
0,209
0,253
-0,021
0,044
Коэффициент обеспеченности оборотных активов в ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» в течении всего анализируемого периода ниже нормативного значения, это говорит о низкой обеспеченности оборотными активами в части собственных средств организации.
Значение коэффициента финансовой независимости также значительно ниже своего нормативного значения. Это свидетельствует о неблагоприятной финансовой ситуации, об отсутствии собственных средств на организации.
Что касается коэффициента маневренности собственных средств, то он достаточно высок и во все года превосходит нормативное значение. В 2008 году он составил 0,967, что 96,7% активов финансируются за счет устойчивых источников.
Анализируя соотношение собственных и заемных средств, здесь показатели очень высокие. Это говорит, что предприятие существует за счет заемных средств, так как их соотношение на конец 2008 года на 298% превышает собственные средства.
Для повышения финансовой устойчивости организации необходимо наращивать долю собственных источников. Поэтому руководству необходимо изыскивать способы повышения эффективности работы предприятия (деловой активности и рентабельности).
Анализируя показатели платежеспособности можно сделать вывод, что организация не способна погасить обязательства за счет полученной выручки. Так в 2008 году показатель платежеспособности ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» равен 0,253, это говорит, что организация за счет полученной выручки способна погасить только 25% своих обязательств перед кредиторами.
2.2. Учет поступления товаров.
2.2.1. Порядок документального оформления получения, приемки и хранения товаров.
Как и любые другие операции в бухгалтерском учете, операции, связанные с оборотом товара, должны подтверждаться первичными документами. Относиться к оформлению документов, связанных с поступлением и выбытием товара, следует очень внимательно, так как здесь напрямую затрагивается материальная сторона деятельности торговой организации.
Порядок и сроки приема товаров на ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли-продажи (Приложение №8), договорами поставки (Приложение №9), договор оказания услуг (Приложение №10).
Основными реквизитами договоров являются наименование сторон (поставщика и покупателя), предмет договора (наименование и количество товара), имущественная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение договора, цены, сроки поставки, порядок расчета, тара и упаковка и т.д. За невыполнение условий договора предусматриваются штрафные санкции.
Движение товара от поставщика к ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» сопровождается товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. Такими документами для ООО «ТД «Мегаполис-Псков» являются: товарно-транспортная накладная (Приложение №11), товарная накладная (Приложение №12), счет-фактура (Приложение №13 ).
Так как закупаемый товар на ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» в основном доставляется автомобильным транспортом, чаще используется товарно-транспортная накладная. Товарно-транспортная накладная состоит из товарного и транспортного разделов. К ней могут прилагаться и другие документы, следующие с грузом.
Одна и та же товарная накладная выступает и как приходный, и как расходный документ. Для поставщика накладная служит документом, обосновывающим выбытие товаров, а для ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» та же накладная является основанием для оприходования товара. Накладная выписывается материально-ответственным лицом организации-поставщика при отгрузке товаров со склада. Обязательными реквизитами товарно-транспортной накладной являются номер и дата составления документа, наименование поставщика и покупателя, наименование (краткое описание) товара, количество в единицах измерения, цена на единицу товара, общая сумма отпущенного товара с учетом налога на добавленную стоимость. Накладная подписывается со стороны поставщика материально ответственным лицом, сдавшим товар, а при приеме товара — материально ответственным лицом со стороны покупателя, принявшим товар.
Документ должен быть заверен круглыми печатями поставщика и покупателя. Подпись покупателя на накладной является подтверждением того, что товар принят в количестве, ассортименте и по ценам, которые указаны в накладной. Предъявить претензии к поставщику по поводу каких-либо расхождений между фактически полученным товаром и данными накладной после того, как документ подписан покупателем, практически невозможно. Исключение составляют случаи, когда количественные или качественные недостатки товара не могут быть обнаружены при первоначальном осмотре. Например, при правильно указанном количестве больших запечатанных упаковок (коробок) покупатель расписывается в накладной за их прием, а при вскрытии короток обнаруживается недовложение. Накладная заверяется подписями материально ответственных лиц с обеих сторон и круглыми печатями.
Проверка соответствия количества, номенклатуры и качества товара при поступлении на склад покупателя осуществляется путем внешнего осмотра и подсчета. Если при приемке товара обнаруживаются расхождения, они должны быть внесены в товаросопроводительный документ в соответствии с требованиями, предъявляемыми к внесению исправлений в первичные документы.
Исправления подтверждаются подписями материально-ответственных лиц поставщика и покупателя, причем ответственным лицом от ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» выступает сотрудник склада, непосредственно принимающий товар, а от продавца (если сотрудник, выписывавший накладную, не сопровождает груз) — экспедитор или другое лицо, сопровождающее товар до склада покупателя.
Одновременно с этим, поставщики при отпуске товаров на основании накладных выписываю счета-фактуры.
Счет-фактура– это документ, выписываемый поставщиком при отпуске товаров, готовой продукции и других материально-производственных ценностей.
Счета-фактуры составляются в двух экземплярах, первый из которых предоставляется поставщиком в ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» и дает право на зачет сумм НДС в порядке установленном федеральным законом.
Второй экземпляр (копия) счета-фактуры остается у поставщика для производства записи в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость при реализации товаров.
В счет-фактуре должны быть указаны: порядковый номер и дата выписки, адрес и идентификационные номера продавца и покупателя, номер платежно-расчетного документа, наименование поставляемых товаров, цена за единицу без учета налога, стоимость товаров без и с учетом налога, налоговая ставка и сумма налога и др. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказам организации, заверяется печать организации.
На основании выше указанных документов поступивший товар приходуется на счет 41/1 «Товары на складе», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи.
ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» полученные товары распределяет непосредственно по 3 складам:
1. Склад хранения продуктов питания
2. Склад хранения кондитерских изделий
3. Склад хранения товаров поставщика фирмы «Нестле».
На каждом складе материально ответственные лица ведут складской учет товаров независимо от способа хранения в натуральном выражении по наименованиям, количеству и цене товара на основании приходных и расходных товарных документов.
На складах ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» применяется сортовой методхранения товара. На каждое наименование товара открываются карточки количественного учета. В адресной части карточки указываются наименование организации и название товара, артикул, сорт, цена и др. отличительные признаки товара. В предметной части – отражаются остаток, приход, расход, наименование поставщика, покупателя, номер и дата документов, на основании которых сделаны записи. Записи в карточки производятся по каждому документу материально-ответственными лицами в день совершения операции. В конце рабочего дня исчисляется остаток товаров на конец дня.
Аналитический учет товаровбухгалтерии также ведется по наименования товаров. В целях сокращения объема учетных работ применяется сальдовый способ учета товаров. Сущность данного способа состоит в том, что бухгалтерия не ведет карточек количественно-стоимостного учета. Бухгалтер периодически (ежедневно или раз в несколько дней) проверяет правильность записей в карточках складского учета, которые ведут материально-ответственные лица, с данными приходных-расходных документов, представленным в бухгалтерию при товарном отчете.
При реализации товаров со складов ООО «ТД «Мегаполис-Псков» применяются те же документы, что и при поступлении, только в качестве поставщика в данном случае выступает сам ООО «ТД «Мегаполис-Псков».
2.2.2.Учет поступления товаров и их оценка.
На ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» учет товаров ведется, и на складе (по месту непосредственной приемки и хранения), и в бухгалтерском учете. В бухгалтерском учете используется и синтетический и аналитический метод учета.
Синтетический учет поступления товаровна ООО «ТД «Мегаполис- Псков»» осуществляется на активном счете 41 «Товары», к которому открыт субсчет 1 «Товары на складах». Товары, поступившие на склад ООО «ТД «Мегаполис-Псков»», отражаются по дебету счета 41 «Товары на складах» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости их приобретения.
Корреспонденция счета 41 показана на примере анализа счета за август 2009 года.
Таблица 5
Итоги по счету 41 «Товары» приводятся в оборотно-сальдовой ведомости по счету 41.
Так как ежедневный оборот товара очень высок, представим журнал хозяйственных операций по сч. 41.1 «Товары на складах» составленного на основании примера поставки товара от ОАО «Русский продукт».
Таблица 6
Журнал хозяйственных операций по учету поступления товаров в ООО «ТД «Мегаполис-Псков»».
№
п/п
продолжение
--PAGE_BREAK--Содержание операций
Корреспондирующие счета
Сумма, руб.
Документ-основание
дебет
кредит
1
На основании договора поставки поступили товары от ОАО «Русский продукт». Поступили следующие наименования товара, в т.ч.
Счет-фактура №008869 от 21.08.2008 г. (Пр-р: Приложение №13)
2
Кондитерские изделия (кексы), кол.-12 шт., в т.ч. НДС
41.1
19.3
60
60
53239,29
8121,25
Счет-фактура №008869 от 21.08.2008 г. (Пр-р: Приложение №13)
3
Чипсы («Московский картофель», кукуруза), кол.-225 кор., в т.ч. НДС
41.1
19.3
60
60
53872,24
8217,79
Счет-фактура №008869 от 21.08.2008 г. (Пр-р: Приложение №13)
4
Приправы – 125 кор. в т.ч. НДС
41.1
19.3
60
60
88665,5
13525,25
Счет-фактура №008869 от 21.08.2008 г. (Пр-р: Приложение №13)
5
Киселя- 6кор. в т.ч. НДС
41.1
19.3
60
60
10250,8
1563,68
Счет-фактура №008869 от 21.08.2008 г. (Пр-р: Приложение №13)
6
Сливки сухие – 35 кор. в т.ч. НДС
41.1
19.3
60
60
5025,0
766,52
Счет-фактура №008869 от 21.08.2008 г. (Пр-р: Приложение №13)
7
Кофейные напитки и чаи -115 кор. в т.ч. НДС
41.1
19.3
60
60
50015,03
7629,41
Счет-фактура №008869 от 21.08.2008 г. (Пр-р: Приложение №13)
8
Продукты быстрого приготовления – 105 кор. в т.ч. НДС
41.1
19.3
60
60
11003,0
1678,42
Счет-фактура №008869 от 21.08.2008 г. (Пр-р: Приложение №13)
Если в первичных документах, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, сумма налога на добавленную стоимость отдельной строкой не выделена, то приобретенные товары приходуются по полной стоимости приобретения, включая НДС. Если организация-поставщик освобождена от уплаты НДС и она по просьбе покупателя выставила ему счет-фактуру с выделенной в нем суммой НДС и покупатель сумму налога возместил из бюджета, то поставщик-льготник уплачивает в бюджет ту сумму НДС, которую он указал в этих документах.
Аналитический учет— это учет, дающий детализированные показатели в денежном, а в необходимых случаях и в натуральном выражении.
В соответствии с методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска Товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга ОТ 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5) ООО «ТД «Мегаполис-Псков» ведет аналитический учет в следующих разрезах:
— по наименованиям (партиям) и материально-ответственным лицам.
В бухгалтерии учет ведется следующим образом. На первое число каждого месяца обобщаются данные о приходе, расходе и остатке товара. По всем аналитическим субсчетам, заведенным к счету 41/1 «Товары на складах», составляется оборотная ведомость, в которой указываются остатки товара на начало отчетного (истекшего) месяца, его приход и расход в течение отражаемого периода и остаток на конец месяца (на первое число месяца, следующего за отчетным). Данные указаны по всем наименованиям товара (а также по всем сортам) в денежном и натуральном выражении. Натуральные показатели по ведомости сверяются с данными складского учета. Суммовые же показатели должны совпадать соответственно с начальным и конечным сальдо, а также с оборотами по синтетическому счету 41/1 «Товары на складах».
Проверка соответствия количества, номенклатуры и качества товара при поступлении на склад ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» осуществляется путем внешнего осмотра и подсчета. Если при приемке товара обнаруживаются расхождения, они должны быть внесены в товаросопроводительный документ в соответствии с требованиями, предъявляемыми к внесению исправлений в первичные документы.
При приобретении товаров ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» могут возникать случаи поставки товаров ненадлежащего качества. В такой ситуации ООО «ТД «Мегаполис –Псков»» предъявляет поставщику следующие требования (за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества):
соразмерного уменьшения покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружение неустранимых недостатков либо они проявляются вновь после их устранения и других подобных недостатков) ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» по своему выбору имеет право:
отказаться от исполнения договора поставки и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В случае поставки некомплектного товараООО «ТД «Мегаполис-Псков» вправе потребовать от поставщика: соразмерного уменьшения покупной цены; доукомплектования товара в разумный срок. Если поставщик не выполнил вышеуказанные требования, то торговые организация может:
отказаться от исполнения договора поставки и потребовать возврата уплаченной денежной суммы;
потребовать замены некомплектного товара на комплектный.
Если при приемке товаров выявлено несоответствие составляется акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (ф. № ТОРГ-2). Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. Товарно-материальные ценности, по которым не установлены расхождения по количеству и качеству в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».
Приемка товаров, как правило, должна вестись без перерыва. Если по каким-то уважительным причинам работа по приемке прерывалась, причины, условия хранения и перерывы фиксируются в акте (ф. № ТОРГ-2), в котором указывается:
наименование получателя товаров и его адрес;
номер и дата акта, место приемки товара;
состав комиссии, наименование документа о вызове представителя поставщика (производителя, грузоотправителя), его номер, дата;
наименование, адрес, номер телефона поставщика, производителя, грузоотправителя, страховой компании;
дата, номер и наименование сопроводительных документов; номер и дата договора на поставку товара; счет-фактуры, коммерческого акта, железнодорожной накладной, свидетельства (ветеринарного свидетельства);
способ доставки (вид транспортного средства), дата отправки товара со станции (пристани, порта) отправления или со склада отправителя;
условия хранения товара до его вскрытия на складе получателя, сведения о температуре при разгрузке в вагоне, состояние тары и упаковки, маркировка мест, состояние товара и тары в момент внешнего их осмотра;
каким способом определено количество недостающих товаров (взвешиванием, счетом мест, обмером и т.п.), сведения об исправности весоизмерительных приборов (тип весов, год клеймения);
подробное описание дефектов (характер недостачи, излишков, ненадлежащего качества, брака, боя) и мнение комиссии о причинах их образования;
заключение комиссии о причинах и месте образования недостачи, основания, по которым товары переводятся в более низкий сорт, со ссылкой на технические условия и т.д.;
произведен ли отбор образцов (проб) и куда они направлены; другие данные, которые по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения недостачи и ненадлежащего качества или некомплектности товаров.
Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в его составлении, а также главным бухгалтером ООО «ТД «Мегаполис-Псков»». Он утверждается руководителем организации, который записывает на нем свое решение о предъявлении претензии.
Претензия предъявляетсяв письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя ООО «ТД «Мегаполис-Псков»». В претензии указываются: требования заявителя; сумма претензии и обоснованный ее расчет; обстоятельства, на которых основываются требования; доказательства, подтверждающие их со ссылкой на соответствующее законодательство; перечень прилагаемых к претензии документов и другие доказательства. К претензии прилагаются подлинные документы, подтверждающие предъявленные торговой организацией требования, или надлежаще заверенные копии, либо выписки из них, если эти документы отсутствуют у другой стороны.
Претензии в связи с недостачей товара или его неудовлетворительного качества направляются отправителю (поставщику) в сроки, установленные в договорах. В эти же сроки ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» должны выслать документы об излишках принятого товара.
При необоснованном отказе в удовлетворении претензии ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» вправе обратиться в арбитражный суд для принудительного взыскания денежных средств в размере суммы претензии.
Синтетический учет расчетов по претензиямосуществляется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям». Остаток по данному счету, означающий сумму долга по претензиям с момента его возникновения до полного взыскания или до списания, отражается в разделе баланса «Оборотные активы». Хозяйственные операции, затрагивающие счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям», отражаются в учете следующим образом:
Пример:
Предъявлена претензия поставщику ООО «КВД Групп» за недостачу товара на сумму 1218,20 руб. (Приложение №14)
Претензия признана на сумму 1218,24 коп… Претензия будет удовлетворена путем уменьшения текущей задолженности.
Дт 76.2 Кт 60 на сумму 1218,20 руб. –предъявлена претензия
Дт 60 Кт 76.2 на сумму 1218,24 руб. – признана претензия поставщиком
Дт 76.2 Кт 91.1 на сумму 0,04 руб. – списана в прибыль излишне признанная претензия.
--PAGE_BREAK--
Оценка товаров по средней покупной стоимости:
Средняя покупная стоимость единицы товара – 159000/80=1987,5 руб.
Средняя покупная стоимость отпущенных товаров – 1987,5*60=119250 руб.
Средняя покупная стоимость оставшихся на конец месяца товаров
(на 01.09.2008 г.) – 1987,5*20=39750 руб.
Реализация товаров в оптовой торговле регулируется договорами: купли-продажи, поставки, комиссии, и т.д.
По договору купли-продажиодна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
По договору поставкипоставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (или сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (отдельные статьи договора поставки регулируются договором купли-продажи).
По договору комиссииодна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Таким образом, отгрузка товаров ООО «ТД «Мегаполис-Псков» производится в соответствии с заключенными договорами. ООО «ТД «Мегаполис-Псков» по форме товародвижения осуществляет реализацию товаров со складов (складской товарооборот). Вид договора и способы продажи товаров влияют на документальное оформление операций по отгрузке и продаже товаров. Кроме того, порядок документального оформления продажи товаров зависит от способа отпуска товаров покупателям.
Виды платежно-банковских (расчетных) документов зависят от форм расчетов, установленных в договоре между поставщиком и покупателем. Расчетный документ представляет собой оформление в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:
распоряжения плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета на счет покупателя средств;
распоряжения получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Платежное поручение представляет собой поручение организации обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя. Она принимается от плательщика к исполнению только при наличии средств на его счете.
В платежном поручении указываются:
его номер, дата составления, вид платежа, плательщик, его идентификационный номер (ИНН), местонахождение, расчетный счет, банк плательщика, его код;
наименование получателя, его реквизиты (ИНН), банк получателя, его код;
сумма прописью и цифрами;
дата получения товара, оказания услуги;
назначение платежа, наименование товара, выполненных работ, оказанных услуг, номера и суммы товарных документов;
вид операции, срок платежа и его очередность, проведено банком, подписи клиента, место печати, отметки банка и др.
Так, моментом исполнения обязанности организации передать товар покупателю (если иное не предусмотрено договором) считается момент либо вручения товара покупателю (или указанному им лицу), либо сдача перевозчику для отправки покупателю. Товар считается врученным покупателю с момента его фактического поступления во владение покупателя или указанного им лица.
Моментом возникновения права собственности у покупателя является момент передачи ему товара.
В ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» бухгалтерский учет продажи товаров осуществляется на сопоставляющем операционно-результатном счете 90 «Продажи». Он называется так потому, что здесь сопоставляется сумма оборота по кредиту (продажная стоимость реализованных товаров, включая налог на добавленную стоимость) с суммой оборота по дебету (себестоимость этих товаров, налог на добавленную стоимость, акции и издержки обращения, относящиеся к проданным товарам) и выявляется результат от продажи товаров (прибыль или убыток).
Счет 90 «Продажи»предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, и определения финансового результата по ним.
Доходами и расходами от обычных видов деятельности являются:
1)доходами — выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг;
2)расходами — затраты, связанные с изготовлением продукции и ее продажей, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
К счету 90 «Продажи» на ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» открыты следующие субсчета субсчета: 1 «Выручка», 2 Себестоимость продаж», 3 «Налог на добавленную стоимость», 7 «Расходы на продажу», 9 «Прибыль/убыток от продаж».
Корреспонденция счета 90 «Продажи» представлена на примере анализа счета за август 2008 г ..
Таблица 10
Итоги по счету 90 «Продажи» приводятся в оборотно-сальдовой ведомости по счету 90.
Таблица 11
Корреспонденция счёта 90 «продажи» с другими счетами за август 2009г.
№
п/п
Содержание операций
Корреспондирующие счета
Сумма
Документ-основание
дебет
кредит
1
Отгружены товары покупателям по продажной себестоимости
62
90/1
25 724 118,24
Пр-р: товарная накладная №ПН30771 от 03.08.2009 г. (Приложение №21)
2
Списаны реализованные товары с материально-ответственных ли по покупной себестоимости
90/2
41/1
19 740 465,49
Пр-р: Счет-фактура №008869 от 21.08.2009 г. (Приложение №13)
3
Начислен налог на добавленную стоимость на проданные товары
90/3
68
3 742 490,66
Пр-р: Счет-фактура №008869 от 21.08.2009 г. (Приложение №13)
4
Списаны расходы, относящиеся к реализованным товарам)
90/7
44
2 198 753,61
Операция формируется автоматически
5
Определен финансовый результат от реализации
90/9
99
448 638,49
Операция формируется автоматически
На счете 90 «Продажи» в конце месяца (отчетного периода) выявляется финансовый результат. Записи по субсчетам 1 «Выручка», 2 «Себестоимость продаж», 3 «Налог на добавленную стоимость», 7 «Расходы на продажу» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 2 «Себестоимость продаж», 3 «Налог на добавленную стоимость», 7 «Расходы на продажу» и кредитового оборота по субсчету 1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».
Определим финансовый результат от реализации товаров за август 2009 г.:
Дт 90/1 — Дт счетов 41,44,68=25724118,24 — 19740465,49 — 3742490,66
— 2198753,61=42408,48 руб, т.о. прибыль от реализации в августе 2009 г. составила 42408,48 руб.
Для определения суммы расходов на продажу, относящихся к проданным товарам, производится в конце отчетного периода (месяца, квартала) их расчет на остаток товаров по среднему проценту. Расходы на остаток товаров рассчитываются по статье «Расходы на транспортировку» следующим образом:
1) суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;
2) определяется сумма товаров, проданных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;
3) отношением суммы расходов, отраженных в п. 1, к сумме проданных и оставшихся товаров (п. 2) определяется средний процент расходов к общей стоимости товаров;
4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов (п. 3) определяется их сумма, относящаяся, к остатку непроданных товаров на конец месяца.
Для определения расходов, относящихся к проданным товарам, следует к расходам на остаток товаров на начало месяца (сальдо начальное по счету «Расходы на продажу») прибавить все расходы за месяц (оборот по дебету) и вычесть расходы на остаток товаров на конец месяца (сальдо конечное, т.е. сумму п. 4).
Таким образом, синтетический счет «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету «Продажи» (кроме субсчета 9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж».
--PAGE_BREAK--
Цель аудита товарных операций определяется из общей цели аудита, заключающейся в проверке и подтверждении (или не подтверждении) достоверности финансовой отчетности организации и установления, совершаемых ею финансово-хозяйственных операций нормативно-правовым актам, действующим в Российской Федерации.
Цель аудита операций с товарными ценностями– определить законность этих операций и правильность отражения их в бухгалтерском учете для оценки влияния на достоверность бухгалтерской отчетности организации, осуществляющей эти операции.
Для достижения основной цели аудита организации, занимающейся торговлей, необходимо решить целый комплекс взаимосвязанных задач, основными из которых являются:
· Установление наличия сохранности условий хранения товаров;
· изучение состояния внутреннего контроля за поступлением и выбытием товарных ценностей;
· проверка правильности полноты оприходования товаров;
· проверка правильности отражения товарных операций в регистрах синтетического и аналитического учета;
· подтверждение отраженных сумм выручки от продажи товаров;
· подтверждение сумм задолженности покупателей на конец отчетного периода;
· определение обоснованности отнесения произведенных расходов к соответствующим торговым операциям;
· подтверждение реальности исчисленного финансового результата от продажи товаров;
· проверка соблюдения налогового и гражданского законодательства при осуществлении товарных операций.
Таким образом, можно выделить два основных направления деятельности аудитора при проверке товарных операций.
Во-первых, осуществление процедур, направленных на установление законности совершенных товарных операций.
Во-вторых, осуществление процедур, направленных на установление достоверности бухгалтерской отчетности организации.
В ходе проведения проверки аудитор должен получить достаточные доказательства для составления объективного и обоснованного аудиторского заключения о проверяемых участках учета.
При проверке аудитору необходимо изучить все нормативные документы, касающиеся порядка приема, учета, хранения и отпуска товарных ценностей, в частности, положения по учету товаров, тары, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, о порядке выдачи доверенностей материально-товарных ценностей и другие.
В качестве основной нормативной базы используются Гражданский Кодекс РФ, Таможенный и Налоговый Кодексы Российской Федерации.
Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры учета, отчетность.
Первичные документы включают:
1. Приказ об учетной политике организации;
2. Договоры-купли продажи.
Таблица 13
Первичные документы учета торговых операций
№
Хозяйственная операция
Документ
наименование
код
1.
Поступление товаров
1.1 Акт о приемки товаров
ТОРГ-1
1.2 Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемки товарно-материальных ценностей
ТОРГ-2
1.3 Акт о приемки товара, поступившего без счета поставщика
ТОРГ-4
1.4 Накладная на внутреннее перемещение товаров.
ТОРГ-13
1.5 Сопроводительные документы поставщика:
Спецификация
ТОРГ-10
Сертификат
Паспорт качества и др.
2.
Выбытие товаров
2.1 Заказ — отборочный лист
ТОРГ-8
2.2 Заказ
ТОРГ-26
2.3 Спецификация
ТОРГ-10
2.4 Товарная накладная
ТОРГ-12
2.6 Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей
ТОРГ-15
2.7 Акт о списании товаров
ТОРГ-16
3.
Расчетные документы
3.1 Платежное требование
0401061
3.2 Счет
------
3.3 Товарно-транспортная накладная
Т-1
3.2 Счет-фактура
Бухгалтерские регистры по учету товаров могут быть различными. Это зависит от применяемых форм и способов ведения бухгалтерского учета на предприятии. Аудитор должен проанализировать регистры синтетического и аналитического учета по счетам 41, 90, 60,76 и другие, используя рабочий план счетов предприятия, Главную книгу, сальдовые ведомости.
Информация по товарам содержится в бухгалтерской отчетности предприятия: в форме №1 «Бухгалтерский баланс» — показатели о товарах сгруппированы во втором разделе актива баланса, в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках», в форме №5 – «Приложение к бухгалтерскому балансу» — расходы по обычным видам деятельности, пояснительной записке, прилагаемой к балансу.
3.2. Подготовка и планирование аудиторской
проверки товарооборота на ООО «ТД «Мегаполис-Псков»».
Построение любых взаимоотношений между организациями начинается с обращений и преддоговорной переписки. То есть, ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» обращается к аудиторской фирме ООО «Полис-Аудит» оказать ей определенные услуги, которая в свою очередь выражает согласие на оказание таких услуг.
Данное предложение от ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» выглядит следующим образом:
№ 115 Генеральному директору
«25» апреля 2009 г. аудиторской фирмы
ООО «Полис-Аудит»
Артемьеву М.М.
Прошу Вас провести в марте 2009 года аудиторскую проверку с целью установления во всех существенных аспектах достоверности бухгалтерской отчетности ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» за 2008 год.
При положительном решении вопроса прошу направить в наш адрес договор.
С уважением.
Руководитель
ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» _______________ Федоров А.А.
После принятия предложения по выполнению предлагаемой работы ООО «Полис-Аудит» отправляет в адрес ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» письмо-обязательство о согласии на проведение аудита.
Целью данного письма является установление основных обязательств аудиторской организации и экономического субъекта на этапе заключения договора о проведении аудиторской проверки.
Письмо-обязательство ООО «Полис-Аудит»
№ 2505 Руководителю
«01» марта 2009 г. ООО «Мегаполис-Псков»
Федорову А.А.
В соответствии с Вашим предложением о проведении аудита бухгалтерской отчетности ООО «ТД «Мегаполис-Псков» за 2008 год направляем Вам договор на проведение аудиторской проверки.
Считаем своим долгом отметить, что аудит будет проводиться в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 г., Правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ, внутрифирменных аудиторских стандартов, планом и программой аудита.
Целью аудита будет являться выражение мнения нашей организации о достоверности бухгалтерской отчетности ООО «ТД «Мегаполис-Псков» за 2008 год во всех существенных аспектах.
По результатам аудита Вам будет представлен конфиденциальный отчет, содержащий замечания по всем выявленным в ходе аудита ошибкам, недостаткам, нарушениям и рекомендации по их устранению, а также представлено официальное аудиторское заключение. Вместе с тем считаем необходимым отметить, что ввиду выборочного характера проверки и других свойственных аудиту ограничений уверенность аудиторской организации в надежности выражаемого мнения о достоверности бухгалтерской отчетности не может быть абсолютной.
Оценка возможного при выражении мнения аудиторского риска будет приведена в плане аудита, экземпляр которого будет Вам своевременно предоставлен.
Просим Вас вернуть в наш адрес один экземпляр договора на аудиторскую проверку, подписанный с Вашей стороны.
Приложение:
Договор оказания аудиторских услуг – 2 экз.(Приложение №22)
Генеральный директор ООО «Полис-Аудит»________Артемьев М.М.
Основываясь на заключенном договоре и поставленных в нем целях, аудитор должен осуществить планирование проверки.
Планирование – это процесс, позволяющий наиболее рационально выполнить аудит и одновременно уменьшить риск обнаружения существенных моментов.
Планирование– это начальная стадия проведения аудита, в ходе которой определяются объемы и сроки аудита, разрабатывается план и программа проверки, определяющие виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, т.е. непосредственно определяется стратегия и тактика аудита.
Процедуру планирования разделяют на три этапа:
— предварительное планирование;
— составление общего плана;
— разработка программы аудита.
На этапе предварительного планирования аудитор должен изучить всю имеющуюся и доступную ему информацию об организации — клиенте.
Для этого используются материалы, хранящиеся в постоянном архиве аудиторской фирмы, используется информация, полученная от других аудиторских фирм и организаций.
В процессе предварительного планирования аудитор знакомиться с историей развития и становления организации, ее организационно-управленческой структурой, видами деятельности, структурой уставного капитала и т.п.
В процессе подготовки общего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля на предприятии, устанавливается приемлемый уровень существенности аудиторского риска, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной, выявляющей значимые для аудита области.
Достоверность бухгалтерской отчетности во всех существующих отношениях представляет такую степень точности ее показателей, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности делает правильные выводы и принимает правильные экономические решения.
Аудиторы обязаны принимать во внимание две стороны существенности: качественную и количественную. С качественной точки зрения они должны использовать свое профессиональное суждение для определения того, существенны ли отмеченные в ходе проверки отклонения. С количественной точки зрения устанавливаются, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения количественный критерий – уровень существенности.
Уровень существенности– это предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой ее квалифицированный пользователь с большой степенью вероятности делает неправильные выводы и принимает неправильные экономические решения.
Таблица 14
Расчёт планируемого уровня существенности.
Наименование
базового
показателя
Значение базового
показателя бухгалтерской
отчётности предприятия, тыс.руб.
Доля, %
Значение, применяемое
для нахождения
уровня существенности, тыс. руб.
Прибыль до налогооблажения
1407
5
70
Валюта баланса
70772
2
1415
Валовой объём реализации без НДС
270159
2
5403
Капитал и резервы
2309
10
231
Общие затраты предприятия
33039
2
660
Определяем единый уровень существенности:
70+1415+5403+231+660=7779/5=1556
Сравниваем единый уровень существенности с получившимися значениями для нахождения уровня существенности:
70-1556/1556*100%=95%
1415-1556/1556*100%=9%
5403-1556/1556*100%=247%
231-1556/1556*100%=85%
660-1556/1556*100%=49%
Для расчета уровня существенности подходят 2 базовых показателя: 1415тыс. руб. и 660 тыс. руб., усреднение данных показателей и будет уровнем существенности.
1415+660/2=1037,5- округляем полученный показатель и получаем уровень существенности равный – 1040 тыс. руб.
Риск аудиторазаключается в том, что аудитор может потерпеть неудачу из-за конфликта с клиентом даже при положительном аудиторском заключении. Этот риск зависит от: конкурентоспособности аудитора; недружественной рекламы деятельности аудитора; вероятности судебных исков по отношению к аудитору; финансового состояния клиента; характера операций клиента; компетентности администрации и учетного персонала клиента; сроков проведения аудита и т.д.
Планируемый аудиторский риск рассчитаем количественным методом.
АР = ВХР
´
РСК
´
РНО, где
АР– аудиторский риск;
ВХР – внутрихозяйственный риск;
РСК– риск средств контроля;
РНО– риск необнаружения.
При этом следует иметь в виду, что между риском необнаружения и количеством аудиторских доказательств существует обратная зависимость, чем ниже такой риск, тем большее количество аудиторских данных необходимо исследовать при проверке. При этом АР и РНО находятся в прямой зависимости.
Исходя из приведенных ниже данных, аудитор делает вывод о необходимости корректировки аудиторских доказательств.
Примем аудиторский риск равный 3%
ВХР = 60% данные получены из ранее
РСК= 50% собранных данных.
РНО= 10%
При составлении плана аудита товарных операции ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» следует выделить задачи аудита поступления, выбытия, наличия товаров, прочих и расчетных операций, а также работы, связанные с изучением и оценкой систем внутреннего контроля (СВК) операций с товарами.
Общий план аудита
Проверяемый субъект
ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»
Аудиторская организация
ООО «Полис-Аудит»
Отчетный период
с 1 января 2008г. по 31 декабря 2008 г.
Планируемый аудиторский риск
3%
Планируемые работы
Период выполнения
Исполнитель
Оценка системы внутреннего контроля операций с товарами
01.03.2008-05.03.2008
Журкова Е.В.
Аудит поступления и наличия товаров
06.03.2008-12.05.2008
Журкова Е.В.
Аудит выбытия товаров
12.03.2008-21.03.2008
Журкова Е.В.
Аудит прочих товарных операций
22.03.2008-26.03.2008
Журкова Е.В.
Руководитель аудиторской организации
(дата) (подпись)
Руководитель аудиторской проверки
(дата) (подпись)
Аудитор
(дата) (подпись)
После составления плана разрабатывается программа аудита, предусматриваемая собой перечень процедур, необходимых для его реализации.
Таблица 15
Программа аудита товарных операций
Проверяемый субъект
ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»
Аудиторская организация
ООО «Полис-Аудит»
Период аудита
с 1 марта 2009г. по 31 марта 2009 г.
Уровень существенности
1040 тыс. руб.
№
п/п
Перечень процедур
Период проведения проверки
Исполнитель
Рабочие документы
1
Проверка правильности оформления договоров на приобретение и реализацию товаров
01.03.2008-03.03.2008
Журкова Е.В.
Проверка документации
2
Оценка системы внутреннего контроля
03.03.2008-05.03.2008
Журкова Е.В.
Анкетирование
3
Проверка тождественности показателей бухгалтерского баланса и главной книги
06.03.2008-10.03.2008
Журкова Е.В.
РД-1
4
Проверка тождественности остатков и оборотов по счетам главной книги и регистрам синтетического учета- Счет 41/1
«Товары на складах»
11.03.2008-15.03.2008
Журкова Е.В.
РД-2
5
Проверка операций по поступлению и оприходованию товаров
16.03.2008-19.03.2008
Журкова Е.В.
РД-3
6
Проверка операций по реализации товаров
20.03.2008-24.03.2008
Журкова Е.В.
РД-4
7
Подведение итогов.
Выявленные нарушения проверки наличия и сохранности товаров
25.03.2008-26.03.2008
Журкова Е.В.
РД-5
продолжение
--PAGE_BREAK--
3.3. Аудит учета товарооборота.
3.3.1. Оценка системы внутреннего контроля.
Для оценка системы внутреннего контроля при аудите товарооборота используются вопросники (анкеты). В первую очередь на вопросы анкеты отвечают лица, ответственные за организацию учета товаров.
Таблица 16
№ п/п
Направления и вопросы контроля
Ответы
Примечания
Да
Нет
Н/О
1. Сохранность материалов
1.1.
· Защищены ли помещения складов от доступа посторонних лиц?
· Имеется ли:
— охрана
— пожарная сигнализация
· Контролируется ли выдача и вывоз ценностей?
+
1.2.
Проводятся ли инвентаризации товарных ценностей (обязательные, плановые, внезапные)?
+
1.3.
Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими документами (инвентаризационные описи, сличительные ведомости)?
+
1.4.
Составляются ли на дату инвентаризации отчёты материально-ответственных лиц?
+
1.5.
Имеется ли постоянно действующая инвентаризационная комиссия?
+
1.6.
Привлекаются ли к ответственности лица, виновные в кражах, хищениях?
+
1.7.
Обеспечивается ли ведение сортового количественного аналитического учёта на складе?
+
1.8.
Заключаются ли договора о материальной ответственности с кладовщиками, заведующими складами и др.?
+
1.9.
Материальная ответственность не закрепляется за лицами, которые ранее привлекались к ответственности за хищения.
+
1.10.
Бухгалтерский учёт ведут лица, не имеющие доступа к товарным ценностям.
+
1.11.
Разработаны ли должностные инструк-ции, разграничивающие обязанности и ответственность работников при осуществлении операций с товарами
инструкции по хранению, приёмке, отпуску товаров.
Контролируется ли соблюдение этих инструкций?
+
2. Движение товаров, первичный учёт
2.1.
Применяются ли унифицированные формы первичной документации?
+
2.2.
Составляются ли приходные и расходные документы на каждую операцию?
+
2.3.
Заполняются ли все обязательные реквизиты?
+
2.4.
Документы составляются в день совершения операции?
+
2.5.
Все ли машинные документы распечатываются?
+
2.6.
Имеются ли образцы заполнения документов, образцы подписей материально ответственных лиц?
+
2.7.
Производится ли нумерация первичных документов?
+
2.8.
Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации?
+
2.9.
Производится ли проверка полноты оприходования товаров?
+
3. Обобщение данных первичного учёта, бухгалтерский учёт
3.1.
Прикладываются ли первичные документы к отчётам материально ответственных лиц?
+
3.2.
Сверяются ли данные этих отчётов с данными первичного учёта?
+
3.3.
Производится ли проверка отчётов на арифметическую точность?
+
3.4.
Применяются ли программы автоматизации бухгалтерского учёта материалов?
+
3.5.
Оговорены ли в учётной политике принципы учёта товаров (используемые счета, методы оценки и др.)?
+
3.6.
Проводится ли регулярная сверка данных ведомостей, журналов-ордеров с Главной книгой?
+
Данные вопросы позволяют сделать первичную оценку системы внутреннего контроля, т.е. оценить ее эффективность и надежность, как высокую, среднюю или низкую.
Проанализировав ответы данной анкеты аудитор оценил надежность системы внутреннего контроля ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» и дал ей высокую оценку.
3.3.2. Документирование результатов аудита товарооборота.
Результаты проверки тождественности показателей бухгалтерского баланса и главной книги (Форма №РД-1)
Проверяемый период 01 января 2008-31 декабря 2008 гг.
Таблица 17
Показатели
Код строки баланса
Номер бухгалтерского счета
Остатки по счетам
на начало проверяемого периода (указывается конкретная дата)
на конец проверяемого периода (указывается конкретная дата)
по балансу,
тыс.руб.
По главной книге,
тыс.руб.
Расхождение
(+,-, нет)
По балансу,
тыс.руб.
по главной книге,
тыс.руб.
Расхождение (+,-, нет)
1
2
3
4
5
б
7
8
9
Товары на складах
214
41/1
1784
1784
нет
622
622
нет
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
621
60/1
3934
3934
нет
1721
1721
нет
Расчеты с покупателями и заказчиками
231
62/1
352
352
нет
547
547
нет
Справка к форме РД – 1
В результате проверки тождественности показателей на счетах 41/1 «Товары на складах», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» бухгалтерского баланса и главной книги ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» в период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2008 года расхождений не выявлено.
Результаты проверки тождественности остатков и оборотов по счетам главной книги и регистрам синтетического учета (Форма № РД-2)
Счет 41/1 – «Товары на складах»
Проверяемый период 01 января 2008 – 31 декабря 2008 гг.
Таблица 18
Год:2004
Наименование регистра
Остаток на начало месяца
Обороты за месяц
Остаток на конец месяца
Месяц
дебет
кредит
дебет
кредит
дебет
кредит
1
2
3
4
5
6
7
8
Январь
Главная книга
8871164,71
-
16899950,01
15486739,66
10284375,06
-
Анализ сч. 41/1
8871164,71
-
16899950,01
15486739,66
10284375,06
-
Расхождения
нет
нет
нет
нет
нет
нет
Февраль
Главная книга
10284375,06
-
18691608,32
16679564,01
12296419,37
-
Анализ сч. 41/1
10284375,06
-
18691608,32
16679564,01
12296419,37
-
Расхождения
нет
нет
нет
нет
нет
нет
март
Главная книга
12296419,37
-
19393858,21
20186102,73
11504174,85
-
Анализ сч. 41/1
12296419,37
-
19393858,21
20186102,73
11504174,85
-
Расхождения
нет
нет
нет
нет
нет
нет
Апрель
Главная книга
11504174,85
-
25560259,42
21385959,98
15678474,29
-
Анализ сч. 41/1
11504174,85
-
25560259,42
21385959,98
15678474,29
-
Расхождения
нет
нет
нет
нет
нет
нет
Май
Главная книга
15678474,29
-
12577182,57
15645683,78
12609974,08
-
Анализ сч. 41/1
15678474,29
-
12577182,57
15645683,78
12609974,08
-
Расхождения
нет
нет
нет
нет
нет
нет
Июнь
Главная книга
12609973,08
-
19975652,49
18346450,87
14239174,70
-
Анализ сч. 41/1
12609973,08
-
19975652,49
18346450,87
14239174,70
-
Расхождения
нет
нет
нет
нет
нет
нет
Июль
Главная книга
14239174,70
-
19474066,00
20611584,56
13101656,14
-
Анализ сч. 41/1
14239174,70
-
19474066,00
20611584,56
13101656,14
-
Расхождения
нет
нет
нет
нет
нет
нет
Август
Главная книга
13101656,14
-
21368976,20
19740465,49
14730166,85
-
Анализ сч. 41/1
13101656,14
-
21368976,20
19740465,49
14730166,85
-
Расхождения
нет
нет
нет
нет
нет
нет
Сентябрь
Главная книга
14730166,85
-
29923755,79
21240748,42
23413174,22
-
Анализ сч. 41/1
14730166,85
-
29923755,79
21240748,42
23413174,22
-
Расхождения
нет
нет
нет
нет
нет
нет
Октябрь
Главная книга
23413174,22
-
22815925,85
24275161,86
21953938,21
-
Анализ сч. 41/1
23413174,22
-
22815925,85
24275161,86
21953938,21
-
Расхождения
нет
нет
нет
нет
нет
нет
Ноябрь
Главная книга
21953938,21
-
19499957,73
20518075,56
20935820,38
-
Анализ сч. 41/1
21953938,21
-
19499957,73
20518075,56
20935820,38
-
Расхождения
нет
нет
нет
нет
нет
нет
Декабрь
Главная книга
20935820,38
-
33754300,89
30216421,93
24473699,34
-
Анализ сч. 41/1
20935820,38
-
33754300,89
30216421,93
24473699,34
-
Расхождения
нет
нет
нет
нет
нет
нет
Справка к форме РД – 2
В результате тождественности показателей главной книги и регистров синтетического учета в ООО «ТД «Мегаполис-Псков»» по счету 41/1 «Товары на складах» в период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года расхождений не выявлено.
Результаты проверки операций по поступлению и оприходованию товаров товаров (Форма № РД-3)
Проверяемый период 01 января 2008 – 31 декабря 2008 гг.
Таблица 19
Дата проведения проверки
Объект
проверки
Наименование
проверяемого
документа,
учетного регистра
Дата (период)
составления
документа,
учетного регистра
Номер документа
(учетного
регистра)
Итог. сумма по
документу
Бухгалтерская
проводка
Содержание
хозяйственной
операции
Заключение
аудитора
Дебетовый оброт
Кредитовый оборот
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Сч. № 41
Главная книга за 2008 год
01.01.08-31.12.08
б/н
259935493,48
41
60
Оприходованы товары на склад « ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»
Нарушений нет
Сч. № 60
Сч. № 41
Ж/О
01.01.08-31.12.08
б/н
259935493,48
41
60
Оприходованы товары на склад « ООО «ТД «Мегаполис-Псков»»
Нарушений нет
Сч. № 60
продолжение
--PAGE_BREAK--