Реферат по предмету "Философия"


Материалисты и идеалисты

ВВЕДЕНИЕ Философия - любовь к мудрости от греч. phileo люблю и sophia мудрость, форма обществ, сознания учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщнную систему взглядов на мир и место в нм человека она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное, и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение Философия как теоретическая форма сознания, рационально

обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме. Предмет и структура философии. Предмет Философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и самого философского знания. Философия зародилась на заре человечества цивилизации в

Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Др. Греции. По свидетельству античных авторов, слово Философия встречалось у Пифагора, а в качестве названия особой науки термин Философия впервые употреблялся Платоном. Зарождение Философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением обществ, потребности

в изучении общих принципов бытия и познания. На последующих этапах формирования Философии появились более или менее стройные системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире. Первые, философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления. По мере накопления частных научных знаний, выработки спец. примов исследования начался процесс дифференциации

нерасчленнного знания, выделения математики, астрономии, медицины и др. наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась Философия, происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология учение о бытии или о первоначалах всего сущего, гносеология теория познания, логика наука о формах правильного

то есть связного, последовательного, доказательного мышления, философия истории, этика, эстетика. Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между Философией и частными науками протекает вс более ускоренными темпами. Взаимоотношения между Философией и частными науками носили противоречивый характер поскольку последние ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами этих наук

занималась Философия. Но т. к. философское исследование теоретических проблем частных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирический материал который, как правило, ещ не был накоплен, то оно носило абстрактный, умозрительный характер, а его результаты часто вступали в противоречие с фактами. На этой почве возникало противопоставление Философии частным наукам, принимавшее особенно резкую форму в тех идеалистических философских учениях, которые были связаны с религией.

В 17 19 вв. создавались энциклопедические системы, в которых естествознанию противопоставлялась Философии природы, истории как науке Философия истории, правоведению Философия права. Считалось, что Философия способна выходить за пределы опыта, давать всерхоткрытое знание. Но такого рода иллюзии были опровергнуты дальнейшим развитием частных наук. Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвлнную систему знания.

Все известные явления мира оказались в частном владении той или иной спец. науки. Однако в этой ситуации Философия отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более чтко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука исследует качественно он редел, систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания.

Эти закономерности и являются предметом Философии. В пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения спец. наук становятся предметом анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания, создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и мышления. Выполняя эту функцию, философское мышление нередко направляется

на объекты, относительно которых эмпирическое знание ещ не достижимо. Эта особенность философского мышления абсолютизировалась в системах спекулятивной Философией. Обзор литературы Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. Он, также как и сама философия эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира.

В зависимости от решения этого вопроса все философские направления делятся на два больших лагеря материалистический и идеалистический. Идеализм учение, признающее исходным, первичным началом всего дух, идею, сознание. Идеализм имеет две разновидности. Первая объективный идеализм. Философы этого направления считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Вторая субъективный идеализм. Субъективные идеалисты считают идеальное формой внутреннего человеческого

опыта. Материализм направление в философии, которое признает материю первичной, а сознание и мышление - вторичным. В учениях материалистов дается резкая критика философского идеализма, наносится удар религиозным идеям, обосновывается принцип материалистичности мира, поднимаются на щит силы и способности человеческих чувств и разума. Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии.

Существует две разновидности философии философия, как теория и философия, как метод. Философия, как теория отвечает на вопрос что такое объективная и субъективная реальность и что такое материя и познание. Философский метод говорит о том, как применять эти знания для понимания преобразования бытия и сознания. ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Формирование греческой философии связано с именами Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, Эмпедокла,

Анаксагора, с философами Элейской школы. Греческая философия выступала, как нерасчлененная, всеобъемлющая наука, как наука наук, включающая в себя вследствие неразвитости научного мышления все области знания. История древнегреческой философии это история борьбы первоначального, наивного материализма против различных идеалистических учений. На протяжении VI-IX вв. до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии.

За этот период были созданы новое немифическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. В центре внимания первых греческих философов стоит проблема первоначала. Одни философы натурфилософы считали, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество апейрон другие пифагорейцы видели ее в математических атомах третьи элеаты усматривали основу мира в едином, незримом бытии четвертые

Демокрит считали такой основой неделимые атомы пятые школа Платона - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.

На первых порах древнегерческие философы не осознавали, что основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. Платон, Демокрит четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии. В истории греческой философской мысли, начиная с Гегеля, принято выделять три основных периода. Первый период - формирование греческой философии VI в. до н.э философия, так называемых, досократиков.

Второй период расцвет греческой философской мысли V-VI вв. до н.э в центре его находится философия Сократа и его последователей, философия Платона и Аристотеля. Третий период закат и, затем, упадок III в. до н.э V в. до н.э греко-римская философия. Первый период VI век до н.э. Это философия периода образования рабовладельческого общества.

Первоначальный, наивный материализм, который был одновременно стихийно-диалектическим взглядом на мир, представлен на этом этапе милетской школой и Гераклитом. Материалистические школы - милетская и эфесская боролись с идеалистическими и антидиалектическими взглядами пифагорейской и элейской школ. Философы милетской школы Фалес, Анаксимен, Анаксимандр исходили из признания единого, вечно движущегося материального первоначала.

Представители пифагорейской школы развивали мистическое учение о гармонии в природе и в обществе, исключающей борьбу противоположностей. Элейцы Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс представлению об изменчивости и многообразии природы противопоставили учение о неподвижном и неизменном бытии. Элейская школа положила начало идеализму. Второй период - V век до н.э. На этом этапе предмет философии расширился и углубился.

Вопрос о строении материи встал в центре внимания всех материалистических школ, связанных с именами Анаксимена, Эмпедокла и Демокрита. Третий период философия периода кризиса и упадка рабовладельческого общества. Материалистическая линия античной философии была продолжена в этот период Эпикуром и его школой. Эпикур - материалист, атеист и просветитель возрождает атомистическое учение Демокрита и защищает его от нападок мистиков и теологов.

Эпикур вносит в это учение ряд изменений. Взгляд античных философов-материалистов на природу Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит Особое место в Философии античности занимает материалистическое направление. Его представители полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного начала. Материализм Философии античности развивали Эмпедокл,

Анаксагор, Левкипп, Демокрит, а позднее Эпикур. Они пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи. Этот материал значительно позднее стали называть субстанцией. Согласно Фалесу это вода, Анаксимену - воздух, Гераклиту - огонь, Эмпедоклу земля, вода, огонь и воздух. Фалес. 625 г. до н.э. 547 г. до н.э. считается основателем астрономии и геометрии.

Он предполагал, что первовеществом является вода, но не обычная, а абстрактная. В то же время не было полного абстрагирования от обычной воды, у нее проявлялись свойства и обычной, эмпирической воды. Космос представлялся Фалесу живым сверхсложным существом, и как для любого существа, вода есть необходимая основа его жизни. Все остальные предметы также каким-то образом состоят из воды. Огромное внимание Фалесом уделялось космологии, особенно строению ближнего космоса.

Впервые им была высказана мысль, что Земля не блин, а некоторое тело в космосе, но не очень толстое. Также было высказана идея некоторого мирового порядка, закона, которому подчиняется весь мир. Анаксимен. ок. 585 г. до н.э. ок. 525 г. до н.э. упростил представление о первовеществе, взяв его воздухом, мотивируя это тем, что воздух и есть необходимая основа жизни. Соответственно, все остальные вещи это сгущение или разрежение воздуха.

Он предложил интересную идею в космологии. Предположил, что Луна ближе Солнца, и на основании этого объяснил солнечные затмения. Именно у Анаксимена и Анаксимандра впервые появилась мысль, что жизнь появилась в воде и только потом вышла на сушу Гераклит ок. 535 г. до н.э. ок. 475 г. до н.э в своих теориях, устранял из вселенной покой и неподвижность, т.к. считал, что это свойство мертвых.

Он приписывал движение всем вещам. Мир по Гераклиту, состоит из противоположностей, которые ведут между собой борьбу. Противоположности переходят друг в друга. Поэтому наличие одной противоположности обуславливает бытие другой. Гераклит учил о тождестве противоположностей и в борьбе противоположностей видел источник развития, изменения. Все изменения подчинены, с его точки зрения, строжайшей закономерности, жизнь мира не зависит

от промысла богов. Эту закономерность он называл логосом. Все совершается через борьбу и по необходимости. Надо прислушиваться к голосу природы, поступать согласной с ней, говорил он. Он учил о всеобщей текучести вещей, сущность мирового процесса он сводил к закономерным преобразованиям вечной материи. Демокрит 460 г. до н.э. 360 г. до н.э. один из основателей атомистической теории.

Его смелый и революционный взгляд на сущность природы предвосхитил на многие столетия развитие науки. По Демокриту, существуют два первоначала вещей атомы и пустота. При этом атомы, т.е. неделимые, по мысли Демокрита, частицы материи неизменны они вечны и находятся в постоянном движении. Они отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Другие свойства, как звук, цвет, и вкус атомам не присущи.

Указанные свойства существуют, по Демокриту, лишь условно, не по природе самих вещей. В этом взгляде его уже имеются зародыши ложного учения о первичных и вторичных качествах вещей. Из соединения атомов образуются тела распад атомов ведет к гибели тел. Душа, по Демокриту, тоже состоит из атомов. Хотя большинство этих положений было переосмыслено, значение древнегреческих атомистических идей оказалось исключительно большим и предопределило дальнейшее развитие

в этой области. Гераклит и Демокрит о возможности и необходимости познания человеком окружающего мира. Гераклит отрицал существование неизменного единого бытия, лежащего за миром многого. Становление, небытие не есть лишь форма перехода из одного мира в другой. Становление присуще самой первооснове вещей. Так, первоосновой Гераклит считал огонь - подвижное начало, подчиняющееся внутреннему закону логосу этот космос, один

и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим. Мир постоянно движется, меняется, но он не является хаосом. Гераклиту кажется недостаточным для объяснения единства мира обращение к первовеществу, он вводит нечто более абстрактное - порядок, закон как неотъемлемое свойство первовещества.

Мир единого и мир многого уже не находятся в трагическом противостоянии. Основа мира - это возможность всего, это неопределенная множественность бытия. Война - отец всего существующего, говорит Гераклит. Борьба, даже борьба по правилам, подчиненная закону, несет в себе элемент свободы, ее исход не предрешен. Возможность свободы, лежащая в самой основе мира, придает уверенность и человеку - микрокосмосу.

Огонь, логос постигаются только с помощью разума. Разум - свидетельство силы человека, он прямо приближает его к началу мира. Для Демокрита задача научного познания, состоит в том, чтобы наблюдаемые явления свести к области истинного сущего и дать им объяснение исходя из общих принципов атомистики. Это может быть достигнуто посредством совместной деятельности ощущений и разума.

Основные черты метода научного познания Демокрита 1. В познании исходить от единичного 2. Любые предмет и явление разложимы до простейших элементов анализ и объяснимы исходя из них синтез 3. Различать существование по истине и согласно мнению 4. Явления действительности - это отдельные фрагменты упорядоченного космоса, который возник и функционирует в результате действий чисто механической причинности.

Мир чувственно воспринимаемых вещей несет в себе как бытие, так и небытие, считал Демокрит. Отсюда следует его гибкий подход к познанию. Поскольку наш мир, как продукт бытия, так и продукт небытия, то мы можем иметь как верное о нем представление знание, так и поверхностное мнение. Уже в ощущении мы можем получить верное знание о предмете, поскольку ощущение- это копия вещи, которая отделяется от самой вещи и проникает в наши органы чувств.

Ум корректирует наши знания, помогает понять вещи, недоступные чувствам. Прежде всего, это относится к атомам, которые человек не может увидеть, но убеждается в их существовании с помощью ума. Этическое учение Сократа. Этика - греч. ethos - привычка, обычай одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Говоря о Сократе, необходимо упомянуть об учении софистов, к которому он принадлежал.

Софисты первые профессиональные учителя мудрости и красноречия, центром философских исследований которых являлся человек и его отношение к миру. Основная группа софистом по своим философским взглядам примыкала к материалистическому лагерю. Наиболее яркие представители софистов Протагор, Платон, Сократ. Сократ человек, древнегреческое философское учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Он представитель идеалистического религиозно-нравственного

мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем линии Платона в античной философии. Сократ - великий античный мудрец стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской

мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности.

Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было

В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли.

И в этом отношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды. Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Познай себя так звучит его главный тезис.

Сократ дал образцы определения и обобщения этических понятий, например доблести и справедливости. Этика Сократа рационалистична. По Сократу дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле. Он первым увидел опасность растворения человека в чистой субъективности. Сократ принадлежал к софистам и одновременно отрицал софистскую мудрость в существенных моментах. Например, вслед за софистами он отрицал поглощение человека бытием как чем-то внешним ему, отрицал

зависимость человека от внешних политических авторитетов, отрицал некритическое отношение к богам традиционной религии за что и был осужден. Но Сократ отрицал и ту хаотичную субъективность софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для самого себя. Значение Сократа для будущего всей европейской культуры многократно подчеркивали ученые. Внутренний закон, которому подчиняется человек, отличается от законов природы, он возвышает человека

над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить. Философия вот истинный путь к Богу, считал Сократ. Он не боялся смерти, поскольку думал, что человек не есть простой элемент природы. Человеческое бытие не дано человеку изначально, он может только сказать я знаю только то, что ничего не знаю. Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности общему идеальному началу,

которое обще всем людям. В центре учения Сократа человек, поэтому его философию называют началом первого антропологического поворота в истории философской мысли. Главной задачей своей жизни Сократ считал обучение человека мышлению, умению находить в себе глубинное духовное начало. Метод, который он избрал для решения этой непростой задачи ирония, освобождающая человека от самоуверенности, от некритического принятия чужого мнения.

Цель иронии не разрушение общих нравственных устоев, напротив, в результате иронического отношения ко всему внешнему, к предвзятым мнениям человек вырабатывает общее представление о том духовном начале, которое лежит в каждом человеке. Разум и нравственность в своей основе тождественны, считал Сократ. Счастье и есть осознанная добродетель. Философия должна стать учением о том, как следует человеку жить. Философия вырабатывает общее понятие о вещах, обнаруживает единую основу существующего, которая

для человеческого разума оказывается благом высшей целью. Единая основа человеческой жизни не существует в отрыве от духовных усилий самого человека, это не равнодушное природное начало. Только когда единое станет целью человека, будет представлено в форме понятия, оно составит его счастье. Такое сближение знания и нравственности стало вызывать недоумение у мыслителей последующих эпох. Однако этический рационализм

Сократа, непонятный современному человеку, был весьма уместен в эпоху разрушения патриархальных общинных связей, традиционной религии Древней Греции. В учении Платона подлинное имя Аристокл 427-347 гг. до н.э. древнегреческий идеализм принимает форму мировоззрения. Литературное философское наследие корпус Платона составляет свыше 30 диалогов. Родившись в семье знатного афинского гражданина получил всестороннее образование.

Основал философскую школу в Афинах, получившую название Академии. Был одним из любимых учеников Сократа, образ которого активно использовал в своих произведениях. Широко использовал и развивал далее различные идеи пифагорийцев, Парменида, Гераклита и других. Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей.

Описание взаимоотношений между ними составляет ядро его философского учения. Чувственный мир вещей рассматривается как не истинно сущий предметы, познаваемые чувствами, непрерывно возникают и исчезают, в них нет ничего постоянного, а, следовательно, истинного. Сущность вещей заключена в бестелесных, нечувственных формах, которые постижимы лишь разумом, сознанием. Они и названы Платоном видами или идеями эйдосами.

Каждому классу или виду материальных чувственных предметов соответствует определенная идея, в которой заключена их суть. Например, реальный стол является таковым, поскольку он соответствует идее стола вообще. Всеобщая совокупность идей составляет подлинное бытие. Но чувственная вещь отражает не только нетленную, вечную идею, то есть бытие, она также несет на себе печать небытия, так как она временна, преходяща. Роль небытия играет материя.

Таким образом, чувственный мир это нечто среднее между миром идей истинным бытием и миром материальных вещей небытием. Систему идей завершает высшая идея всеобщего блага, являющейся верховной причиной и целью бытия. Платон разрабатывает теорию познания, методологической установкой которой является так называемое припоминание. До своего вселения в оболочку тела душа, находясь в мире чистых идей, всесторонне созерцала сущность мира. Но перемещаясь с платоновых облаков на землю, душа забывает о прежней идеальной

жизни. Противоречия чувственного мира будят воспоминания, побуждают к размышлению, припоминанию о подлинной сущности мира. Процесс припоминания проявляется как искусство диалектики. Теоретические размышления Платон сопровождает яркими образами, аналогиями, сравнениями. Так, теорию познания он популярно разъясняет через образ пещеры. Человек познающий это пленник, скованный цепями чувствами и помещенный спиной к входу.

На противоположной стене пещеры он видит тени предметов, зверей, людей, изображения которых проносятся перед входом. Задача познания состоит в том, чтобы за неясными бликами и тенями раскрыть подлинный мир образов, вспомнить истинный мир. Платон сторонник переселения души она бессмертна и постоянно перевоплощается. Диалектика взаимоотношения души и тела рассматривается через образ двух коней Белого благородные страсти и черного низменные страсти.

Возничий этой символической упряжки разумная душа, которая сама выбирает свою дальнейшую участь. Совершенные души навсегда поселяются в царстве идей. Обладающие разумной душой становятся философами, аффективной воинами, вожделенной ремесленниками и землевладельцами. Воспитание создает предпосылки победы человека над страстями и вожделениями. Но для большинства идеал совершенства недосягаем и поэтому необходимы государство и законы.

Платон выступает ревнителем государственных интересов, предлагает ограничение личной собственности, общность жен и государственное воспитание детей. Социальная теория в целом носит ярко выраженные черты абсолютного приоритета государства перед личностью. Гераклит эфесский развитие материализма и диалектики. Первоначало всего мира огонь. Космос един, вс сущее никем не сотворено и является живым огнем, загорается

и потухает. Огонь превращается в воду семя мироздания, вода превращается в землю и воздух и назад. Душа является огненным дыханием основанием жизни. Гераклит является основоположником гносеологии учение о познании. Первый различал чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который познат сущность логос мира, находясь за порогом чувств.

Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира. Противоположности соединяются, и устанавливается гармония.

Гераклит развивает диалектические взгляды. Вс течет, вс изменяется, нельзя войти в одну реку дважды, вс рождается благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и изменении. Аристотель 384-322 гг. до н.э. величайший мыслитель древности, основатель логики и некоторых других отраслей знания. Один из ближайших соратников и учеников

Платона с 16 лет, выделялся громадной начитанностью и выдающимися умственными дарованиями. Был приглашен в воспитатели к сыну царя Филиппа, будущего Александра Македонского и в течение ряда лет преподавал ему философию, риторику. Основатель философской школы ликея, названной по имени храма Аполлону Ликейскому. Аристотель систематизировал весь накопленный предшествующий философский опыт в

своих произведениях Органон, Физика, Метафизика и другие. Сочинения Аристотеля выдержаны в последовательном строгом стиле, охватывают все стороны современного и научного знания. Выступил с критикой исходных позиций своего учителя Платон мой друг, но истина дороже. Острие его критики было направлено против концепции двух миров мира идей и мира вещей. Подобная установка, по мнению Аристотеля, ровным счетом ничего не добавляла к знаниям

о вещах. Неподвижными идеями нельзя было объяснить также всеобщность движения, изменений, царящих в окружающем мире. Вопреки Платону, рассматривающему в качестве причины мира лишь одну идею, Аристотель формулирует четыре причины формальная сущность бытия, в силу которой всякая вещь такова, какая она есть материальная то, из чего что-либо возникает движущая начало движения, изменения целевая то, ради чего что-либо осуществляется. Взаимодействие причин проявляется в отношениях между формой и

материей. Всякая единичная вещь составляет единство формы и материи. Например, медный шар составлен из совокупности формы шаровидности и материи меди. Один и тот же предмет чувственного мира может быть в одном отношении формой, в другом материей. Если рассмотреть медь, являющуюся по отношению к шару материей, то по отношению к составляющим ее элементам по представлениям того времени это вода, огонь, земля, воздух она является формой.

Материя есть возможность предмета, форма действительность предмета. Поднимаясь по лестнице форм, утверждает Аристотель, мы постигаем высшую форму, которую уже нельзя рассматривать как материю или возможность более высокой формы. Такая предельная форма есть демиург, бог, неподвижный, перводвигатель, пребывающий вне мира и сообщающего целенаправленное движение всему сущему. Под бытием Аристотель понимает существование отдельных вещей, но познать сущность вещи с помощью чувств

нельзя. Это познание осуществляется с помощью и посредством разума, который выявляет в вещах общее, всеобщее, то есть существенное. Средствами теоретического познания являются категории предельно общие философские понятия сущность, качество, количество, отношение, место, время и другие. Аристотель впервые упорядочил категории в определенную систему, ввел их в диалектический процесс познания. В космологии развивал идеи геоцентризма, что являлось шагом назад по сравнению с пифагорейскими гелиоцентрическими

взглядами. Система Аристотеля Птоломея просуществовала столетия вплоть до научного переворота, осуществленного Н. Коперником. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения, то есть почти целое тысячелетие. Раннее средневековье характеризуется становлением христианской догматики в условиях формирования европейских

государств в результате падения Римской империи V в. п. э а зрелое средневековье начиная с XI в. связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей идеологической основы использовал развитое в раннем средневековье христианство, уточняя и углубляя детали этого мировоззрения в соответствии с собственными требованиями. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели

такие, как догмат о личностной форме единого бога-творца, в корне отвергавший атомистические доктрины античности разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина, и догмат о творении богом мира из ничего, который не только устанавливал непроходимую границу между идеальным миром бога-творца и материальным миром земной жизни, не только утверждал зависимое происхождение последнего от идеальной воли верховной личности, но также предполагал ограниченность мира во времени

начало и конец света. Систематизатором ортодоксальной схоластики считается монах-доминиканец Фома Аквинский 122526 1274, ставивший своей основной целью отработку догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Аристотеля, он канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы принципа порядка с колеблющимся и неустановившимся принципом материи слабейшим видом бытия.

Слияние первопричина формы и материи рождает, но Фоме Аквинскому, мир индивидуальных явлений. Душа человека есть формообразующий принцип, однако, свое полное индивидуальное воплощение она получает только при соединении с телом. Однако наиболее остро коллизия между духом и материей проявилась в средневековье в знаменитом споре между реалистами от лат. realis вещественный, действительный и номиналистами от лат. nomen имя, наименование.

Спор шел о природе универсалий от лат. universalis общий, то есть о природе общих понятий. Реалисты Иоанн Скот Эриугсна и главным образом Фома Аквинский, основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий. Универсалии, согласно Фоме Аквинскому, существуют трояким образом до вещей в божественном разуме, в

самих вещах как их сущность или формы и после вещей, то есть в человеческом разуме, как результат абстракции. Такое решение вопроса носит в истории философии название умеренного реализма, в отличие от крайнего реализма, согласно которому общее существует только вне вещей. Крайний реализм платоновского толка, при всей своей, казалось бы, изначальной приспособленности к идеалистической схоластике, не мог быть принят ортодоксальной церковью именно вследствие того, что материя была частично

оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа. Номиналисты Росцелин, будучи во многом значительно более материалистически настроены, чем даже умеренные реалисты, довели идею отрицания объективного существования общего до логического конца, считая, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении, то есть они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование до вещи, а это равносильно материалистическому

тезису о примате материи. Универсалии, говорил Росцелин, суть только имена вещей и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания. Как и следовало ожидать, церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 г. Таким образом, несмотря на идеалистический характер всей средневековой

философии, в ней продолжалось противоборство линий Платона и Демокрита, хотя оно и облекалось чаще всего в логические термины. Средневековый спор о природе универсалий значительно повлиял на дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения таких крупных философов нового времени, как Гоббс и Локк. Элементы номинализма встречаются также у

Спинозы, а техника номиналистической критики онтологизма универсалий была использована Веркли и Юмом при формировании доктрины субъективного идеализма. Тезис реализма о наличии общих понятий в человеческом сознании лег впоследствии в основу идеалистического рационализма Лейбниц, Декарт, а положение об онтологической независимости универсалий перешло в немецкий классический идеализм. Английский философ Ф. Бэкон 1561 -

1626 родоначальник материализма нового времени. Он считал, что философия должна носить, прежде всего, практический характер там, где она остается умозрительной схоластичной, она неистинна. Схоластик, говорил Бэкон, плетет какую-нибудь научную ткань, бесспорно удивительную по тонкости нити и по тонкости работы, но совершенно пустую и ни на что непригодную. Именно он возжег факел новой науки методологию экспериментального естествознания, которую он утверждал

как залог будущего могущества человека, его господства над природой. А господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам. Выводы науки должны основываться на фактах и от них идти к широким обобщениям. Экспериментальному знанию соответствовал введенный Бэконом индуктивный метод, состоящий из наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента.

Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание будет свободно от ложных призраков. Призраки рода это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей призраки пещеры заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей призраки рынка это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения призраки театра связаны со слепой верой в авторитеты.

Не ссылаться ни на какие авторитеты таков был принцип науки нового времени, взявшей в качестве девиза изречение Горация Я не обязан клясться ничьими словами, кто бы он ни был. Истинную связь вещей Бэкон видел в определении естественной причинности. Однако обращает на себя внимание теологическая непоследовательность Бэкона, который, провозглашая материалистические принципы, допускал существование бога и в общем идеалистически

толковал закономерности общественной жизни. В лице английского философа Т. Гоббса 1588 - 1679 материализм Бэкона нашел своего защитника и продолжателя. Материя, по Гоббсу, вечна, а отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение тел в пространстве, то есть как механическое движение, и уподоблял механизму не только все тела природы, но и человека и общество.

В отличие от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал ее несовместимой с наукой, хотя в своих взглядах на религию был непоследователен он оставил ей место в жизни общества как средству обуздания масс. Кроме того, метафизичность материализма Гоббса выразилась, в частности, и в том, что в своей трактовке движения как результата столкновения двух тел он практически склонился к теории первотолчка, совершенного богом деизм. Считая, что все знания добываются с помощью ощущений,

Гоббс тем не менее в своей гносеологии подчеркивал важное значение разума, особенно его математических операций. Материалистическую сторону учения Декарта развил нидерландский философ Б. Спиноза 1632 - 1677, противопоставивший дуализму материалистический монизм. Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя. Бог, идеальное и материальное слились у

Спинозы в единую бесконечную субстанцию натуралистический пантеизм. Спиноза утверждал, что существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя Спиноза и не нуждается ни в каких других причинах. Бог Спинозы неотделим от природы и полностью лишен качеств личности. Необходимость причин и следствий, проистекающая из внутренних законов единой субстанции, вот единственный

принцип мирового порядка. Единая субстанция обладает двумя познаваемыми атрибутами, то есть неотъемлемыми свойствами протяжением и мышлением. Наряду с протяжением материя, начиная от камня и кончая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени человеческое мышление лишь частный случай мышления вообще. А это есть гилозоизм. Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы. В этом состоит монизм Спинозы. Отсюда принцип познаваемости мира и глубокий вывод порядок и связь идей

те же, что порядок и связь вещей. Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, то есть чем активнее субъект. Мера совершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы, а подлинными правилами мышления являются верно, познанные общие формы и законы мира. Понимать вещь значит, видеть за ее индивидуальностью универсальный элемент, идти от модуса к субстанции. Разум стремится постичь в природе внутреннюю гармонию причин и следствий.

Эта гармония постижима, когда разум, не довольствуясь непосредственными наблюдениями, исходит из всей совокупности впечатлений. Немецкий философ Г. Лейбниц 1646 - 1716 развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад духовных элементов бытия, обладающих

активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Следовательно, в отличие от Спинозы, к понятию субстанции прибавляется понятие деятельной силы, то есть аристотелевский принцип самодвижения материи. Однако Лейбниц изъял из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его виновником и господином.

Единство и согласованность монад есть результат богом предустановленной гармонии. Так, низшим монадам присущи лишь смутные представления в таком состоянии находится неорганический мир и растительное царство у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека ясного понимания, разума. Признавая основным свойством монад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а, с другой стороны, защищая идею бога-творца, Лейбниц через теологию подходил к принципу неразрывной

и универсальной, абсолютной связи материи и движения. В Англии XVII - XVIII вв. получил развитие идеалистический сенсуализм, наиболее видными выразителями которого явились Дж. Беркли 1685 - 1753 и Д. Юм 1711 - 1776. Будучи убежденным сторонником религии, Беркли, выступил с критикой понятия материи. Опираясь, с одной стороны, на крайний номинализм то есть, восставая против авторитета

Фомы Аквинского, утвердившего в ортодоксальном христианстве умеренный реализм, а с другой на односторонне истолкованный сенсуализм Локка, он утверждал, что понятие материи является общим и потому ложным, так как в основе его лежит допущение, что мы будто бы можем отвлечься от частных свойств вещей, составляющих содержание наших ощущений, и образовать отвлеченную идею материи вообще как общего для всех наших ощущений субстрата. Однако мы воспринимаем не материю как таковую, но лишь отдельные свойства вещей вкус, запас,

цвет и т. д восприятие которых Беркли называл идеями. Окружающие нас вещи существуют в качестве идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни. Субъективный идеализм Беркли является логическим смешением религиозно-идеалистических воззрений и односторонностей номинализма и сенсуализма. Чтобы избежать солипсических выводов, Беркли вводит понятие коллективного сознания, испытывающего определяющее воздействие со стороны божества.

Здесь Беркли частично опирается уже на реализм и даже рационализм, однако эта уступка объективному идеализму не изменила сущности его учения как идеализма субъективного. Несколько иную, чем Беркли, но, в сущности, тоже субъективно-идеалистическую концепцию развивал и Юм, продолжив ее в направлении к агностицизму. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво Не знаю. Ведь человек не в силах выйти за пределы своих собственных ощущений и

понять что-либо вне себя. Достоверное знание для Юма может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Опыт же Юм трактовал как поток впечатлений, причины которых неизвестны и непостижимы. Поскольку опыт нельзя обосновать логически, постольку опытное знание не может быть достоверным. Так, в опыте нам дано сначала одно впечатление о некотором явлении, а затем другое.

Но из того, что одно явление в опыте предшествует другому, логически недоказуемо, что одно первое есть причина другого. Само по себе это положение верно и не может вызвать возражений. Но отсюда Юм делал неверный вывод о невозможности познания объективного характера причинности. Отрицая объективную причинность, он, однако, допускал наличие субъективной причинности в виде порождения идей образов памяти чувственными впечатлениями. В конце концов, утратив всякие основания, которые могли

бы свидетельствовать нам о достоверности знаний, Юм вынужден был утверждать, что источником нашей практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера. Так, мы уверены в ежедневном восходе солнца. Эта уверенность исходит из привычки видеть данное явление повторяющимся. Юм применил берклианокую критику идеи субстанции по отношению не только к материи, но и к идеальному бытию, что переросло у него в критику церкви и религиозной веры.

Преодолевая непоследовательность Локка и отвергая идеализм Беркли, материалистически мыслящие французские философы защищали материализм в его механистической форме, хотя в воззрениях некоторых из них и содержались элементы диалектики, например во взглядах Дидро на развитие организмов. Согласно этому учению, природа, материя есть причина всего, существует сама по себе, будет существовать, и действовать вечно она своя собственная причина.

Все материальные тела состоят из атомов. По отношению к человеку материя есть все то, что воздействует каким-либо образом на органы чувств. Религию они рассматривали как духовное оружие порабощения народа и опору тирании. Путь освобождения людей от религии и суеверий лежит через просвещение. Здесь они были близки к принципам атеизма и пониманию необходимости революционного преобразования общественной жизни если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и его пороки также являются

результатом влияния этой среды. Чтобы переделать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны, необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную среду. Эта доктрина сыграла огромную роль в философском обосновании идей социалистов-утопистов. МАТЕРИАЛИЗМ 18 В. Другая историческая форма философии Просвещения материализм 18 в. формировалась путм философской критики теоретических основ деизма на базе

материалистического естествознания Коперника, Галилея, Декарта, Ньютона и способствовала формированию материализма 18 в. В решении основного вопроса философии материалисты эпохи Просвещения Мелье, Дидро, Гольбах, Форстер, Радищев отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естественнонаучное обоснование концепции материи как объективной реальности, атрибутами

которой являются движение, вечность во времени и бесконечность в пространстве. Рассматривая природу как организованное системное целое, естественные причинно-следственные связи и законы которой являются выражением онтологической целостности мира, они считали жизнь и сознание функцией определения организации материи, сформировавшейся в результате длительного исторического развития. Критика преформистской концепции целостности, идея уровней организации материи, разрушение креационизма

и телеологии, возникновение теории эпигенеза, естественного отбора означали, что в решении фундаментальных философских проблем материалисты 18 нач. 19 вв. приближались к диалектическому пониманию природы. В теории познания материалисты-просветители отвергли агностицизм, картезианскую концепцию врожднных идей включая идею бога и последовательно развивали основные положения материалистического сенсуализма. Применение принципов материализма, привело некоторых просветителей к признанию закономерного характера

исторического процесса, исторической эволюции, исторического прогресса и пониманию внутренней связи и взаимозависимости между эпохами человеческой истории, осознанию единства природы и общества, роли экономической деятельности людей и народа как субъекта исторического движения. По мере обострения классовых противоречий зарождающегося буржуазного общества в общественно-политической мысли Просвещения появились антибуржуазные эгалитаристские утопии, а затем и программа утопического

коммунизма Мелье, Морелли, Дешан, К. Фрелих, X. Каменьский, содержавшая критику классового общества и выражавшая интересы того класса, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата. Заключение Рассмотренные выше важнейшие вехи истории философской мысли человечества от древности до наших дней показывают, что со времени своего зарождения философия прошла большой и сложный путь. В процессе формирования, распространения и смены различных философских течений, борьбы материализма

и идеализма, диалектики и метафизики решался основной вопрос философии об отношении мышления к бытию, возникли и получали решение другие философские проблемы, шло приращение и развитие знаний об общих законах бытия и познания, преодолевались ошибки, заблуждения и искажения истины. Борьба материализма с идеализмом, выражавшаяся в конечном счете противоречия интересов различных классовых обществах и остается ныне в центре развития философской мысли с ней была связана и во многом о нее зависела

борьба между диалектическим и метафизическим методами мышления. Рассмотренное выше историческое развитие важнейших течений философской мысли показывает, что история философии не простая сумма различных философских систем и школ, сменяющих друг друга, а закономерный исторический процесс, все ступени которого взаимно связаны между собой. Процесс развития философской мысли не сеть филиация идей, сводящаяся к усвоению понятий и взглядов

философов предшествующей эпохи мыслителями последующих эпох и к порождению старыми идеями новых философских идей независимо от общественно-исторических условий. В действительности история философии представляет собой сложный и противоречивый процесс отражения природного и общественного бытия в сознании идеологов различных классов и социальных групп. Список использованной литературы 1. Богомолов А.С.

Современная буржуазная философия и религия. М. Политиздат, 1977 544с. 2. Гегель Г.В Философия права. Пер. с нем. Ред. И сост. Керимов Д.А. и Нерсесян В.С. М. Мысль, 1990. 524 с. 3. Иовчук М.Т Ойзерман Т.И. Краткий очерк истории философии. Изд. 2-е, перераб. М Мысль, 1969. 790 с. 4. Малахов

В.С Филатов В.П. Современная западная философия Словарь. М. Политиздат, 1991 414с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.