Реферат по предмету "Разное"


«Обычная» советская женщина обзор описаний идентичности. М., Sputnik+, 1998

http://www.genderstudies.info/social/s01.php Градскова Ю.В. «Обычная» советская женщина - обзор описаний идентичности. М., Sputnik+, 1998 (дополнено и исправлено в 2000 г.)Данная работа  представляет собой попытку критического обзора существующих  представлений  и описаний феномена «советской женщины» с точки зрения гендерного подхода к истории. Автор публикации - сотрудница лаборатории развития гендерного образования МГУ - призывает читателей к совместному размышлению над проблемой понимания женской идентичности в советском и постсоветском пространстве. Эта публикация представляет результаты исследования, осуществленного при финансовой поддержке Института продвинутых российских исследований им. Дж.Кеннана (Вашингтон), которому автор выражает искреннюю признательность.        Предисловие Из названия этой работы следует, что она посвящена описаниям истории  женщин в Советском Союзе, т.е. женской истории. Существуют ли различия между этими понятиями - женской историей и историей женщин? Чем является женская история -  историческим повествованием о женщинах или прошлым, увиденным глазами женщин?  Может быть, историей одной женщины? Как известно, жизнь каждой  из нас индивидуальна и неповторима. Может ли простая сумма этих историй составить описание эпохи? Возможно ли просуммировать индивидуальные истории и найти  среднее арифметическое ощущений и представлений нескольких женщин о самих себе? Или история просто распадается на тысячи и миллиарды мелких осколков-судеб? Да и зачем нам история? Как известно, история еще никого ничему не научила. И я уже почти соглашаюсь, почувствовав некоторый стыд за избранную профессию. Мы живем сегодня и все наше прошлое остается лишь бывшим "не сейчас", и следовательно, не может помочь разрешить сегодняшние проблемы. Зачем нам знание того, какими мы были в прошлом?  Стоит ли искать в прошлом причины настоящих событий? Например, организаторы одной из международных феминистских конференций предложили  отказаться от объяснения отсутствия феминизма в Восточной Европе влиянием коммунистического прошлого и обратиться к последнему десятилетию перемен в поисках ответа на вопрос о слабом развитии женского движения в России и других бывших социалистических странах. Однако, совсем “отбросить” прошлое не получается (может быть, это тоже не всегда плохо?). В нашей повседневной жизни мы пока вовсе не отказались от определений типа “она рассуждает как обычная советская женщина”, “она прожила типичную для советской женщины жизнь”, “она - женщина простая, советская”. Вкладываем же мы какой-то смысл в эти определения, а значит, важны они для нашего настоящего, по меньшей мере, как показатели направления происходящих изменений нашего самосознания. Поэтому, одной из главных задач этих заметок является выявление тех механизмов, какими наше прошлое влияет на наше настоящее. Нам предстоит разговор отнюдь не о далеком  прошлом, информация о котором по крупицам собирается археологами и архивистами. Мы будем говорить о “прошлом” в котором  вполне привычными были регулярный сбор статистических данных, фото и киносъемка важнейших событий, а также публикации монографий и результатов исследований происходящих общественных процессов.    Более того, мы будем говорить о “прошлом”, в то время как многие его свидетели и участники живут среди нас. Говорить о таком “прошлом”, делать какие-то выводы и обобщения чрезвычайно трудно. Особенно трудно это в случае советской истории,  где  статистические данные (как и свидетельства участников)  часто предоставляют прямо противоположную информацию. Видимо, именно с этим и связано то, что проблематика советского периода пока редко попадает в центр внимания отечественных исследовательниц женских и гендерных проблем. Стремясь восполнить пробел   в современных исследованиях женской истории, я, тем не менее, надеюсь, что представленная ниже попытка взглянуть на то, что происходило с женщинами в Советском Союзе, будет интересна не только тем, кто непосредственно занимается женской историей, но и всем тем, кто хотел бы лучше понять истоки и особенности современных российских дискуссий о “женском” и “мужском”, общественных и семейных ролях мужчины и женщины.   Трудности с описанием женской истории начинаются с определения приоритета настоящего. Что значит “сейчас”, когда оно началось и когда закончится? Когда я  пишу это предложение, принадлежат ли его первые слова настоящему или уже относятся к прошлому? Устройство нашей памяти таково,  что мы свободно можем перемещаться в ее пространстве и ощущать свое “сейчас” в том или ином из удаленных в прошлое моментов, совершенно не замечая при этом того, что разворачивается перед нашими глазами.  Каковы временные границы истории “советской женщины”? Началась ли она в 1917, или в годы первых пятилеток? А, может быть, она началась задолго до 1917, во времена крестьянской реформы и организации “Народной Воли”? Закончилась ли эта история? Вероятно, для многих представителей старшего поколения эта история является настоящим. А возможно, что и не только старшего. Ощущение общесоветской идентичности немедленно возникает при встрече нескольких совсем незнакомых женщин из ныне различных стран бывшего СССР за пределами его границ (в вагоне, на курорте, а иногда, и на  конференциях по  женским и гендерным  исследованиям), когда идентификация по принципу бывшего прошлого оказывается куда важнее и целостнее настоящей. Очень часто “прошлое”  влияет на то, как и с кем мы себя идентифицируем (называем, определяем в сравнении с другими) в настоящем.  Результатом процесса идентификации является идентичность, определяемая в словаре общественных наук, как набор профессиональных, поло-ролевых и идеологических  самоназваний. [i]   Из чего же складывалась “идентичность советской женщины”? Можно ли определить тот набор черт и характеристик, с помощью которых было бы легко нарисовать ее удовлетворительный собирательный портрет? Насколько одинаково “советскими” ощущали себя жительница маленького городка в Херсонской  области,  колхозница хлопководческого хозяйства из Узбекистана, ленинградская художница и,  ленинградская же, работница швейной фабрики?  Какое из многочисленных самоназваний - (например, “украинка”, “мать”, “инженер”, “жена”, “человек с высшим образованием”, “дочь таких-то”, “проживающая в Новгороде с 1961 г.” и т.д.) оказывалось наиболее важным в разные периоды жизни одной и той же женщины и где в подобной иерархии помещалась собственно  “советская”  женская идентичность? Возникает и другой ряд вопросов. Чем история “обычной советской женщины” отличалась от истории “обычного советского мужчины”?  Насколько правомерно выделять женщину? В одной из первых монографий, посвященных анализу феномена “простого советского человека” подчеркивается, что основными характеристиками этого образа являются массовидность, деиндивидуализированность, противопоставленность всему элитарному и своеобразному, доступность для контроля, примитивность уровня запросов. [ii] Однако, авторы монографии, основанной на анализе опросов общественного мнения не задаются вопросом о возможном наличии каких-либо различий в образах “советской женщины” и “советского мужчины”. В то же время, даже простое предположение о том, что существовали несовпадающие характеристики советской мужской и советской женской идентичности существенно изменяет наш взгляд на перспективы трансформации “советского человека” в постперестроечном обществе. Следующим вопросом является вопрос о начале отсчета женской жизни. Употребляемые нами обращения к женщине дают многозначный ответ. В самом деле, может быть, женская идентичность начинается тогда, когда к ее носительнице перестают обращаться “Девушка!”? И уж конечно, тогда, когда у нее рождается ребенок и она, мать, ведет его по улице за руку. Однако, что если объект нашего внимания, молодо выглядящая и элегантно одетая женщина, оставив ребенка дома, приходит,  например, на лекцию в институт? Вполне вероятно, что  кто-то назовет ее “девушкой”. Изменится ли от этого ее идентичность? Может быть, для анализа стоит выбрать медицинские показатели -  биологические признаки пола, присущие индивиду с рождения? Однако здесь снова возникает проблема однозначности их понимания - многие дети в возрасте 2-3-х лет уверены, что девочка, когда вырастет, может стать дядей, а мальчик - тетей. Не стоит уже и говорить о том, что при желании определить пол завернутого в одеяло ребенка 3-5 месяцев мы, в большинстве случаев, вынуждены обратиться с вопросом к его родителям. Многие ли женщины легко согласятся с тем, что их судьба “обычна”? Даже согласившиеся с тем, что их жизнь не была похожа на достижения и популярность Валентины Гризодубовой, Аллы Пугачевой и Валентины Терешковой, задумавшись, вряд ли так просто смогут определить, в чем заключается их  “обычность”. В соответствии с какими “обычаями” строилась  жизнь этих женщин в период “коренных преобразований действительности” и “борьбы за нового человека”?  Если главными признаками   “обычной” женской судьбы в Советском Союзе считать замужество, рождение детей, работу и стояние в очередях, то эти показатели вновь окажутся и слишком общими (“необычными” советскими женщинами тогда окажутся и те, кто не имел и не воспитывал детей, например) и слишком частными одновременно (представительницы номенклатуры довольно часто жили в семьях, схема взаимоотношений и место женщины в которых мало отличались от причисляемых к “обычным” - не являвшихся представительницами элиты).  При все большем количестве вопросов предмет описания принимает все более и более размытую форму. На столе передо мной лежит стопка  написанных по-русски и по-английски книг, название каждой из которых так или иначе включает  в себя сочетание “советская женщина”. Каждая из книг содержит описание разных историй разной советской женщины. Перечитывая и пересказывая написанные истории, мы невольно приближаем их к себе, превращаем в настоящее и, одновременно, беспрестанно в процессе чтения подвергаем их исправлению, уточнению и реконструированию, невозможному без создания новых смыслов для произошедших событий и характеристик. Меняя свое отношение к прошлому, мы, таким образом, переписываем историю. Именно в силу этого переписывания, по словам американской исследовательницы Джоан Скотт, “история (имеется в виду история  мужчин и женщин) больше не может  являться описанием тех событий, которые происходили с женщинами и мужчинами, и тем, как они реагировали на это, а вместо этого, история описывает как создавались субъективные и собирательные понятия о мужчинах и женщинах, как категориях идентификации”. (цит. по Смит, 158). Такой подход к истории называют гендерным, и в  дальнейшем для обозначения  социальных особенностей различения мужского и женского я буду использовать  понятие “гендер”, все чаще употребляющееся в отечественной литературе в значении социальный или культурный пол [iii] . Гендерный подход к истории советской женщины предполагает не только описание политики в отношении женщин и их места на рынке труда, в политической и социальной сферах, но и выявление культурных представлений общества о различиях мужского/женского, а также - степени и формах  их интериоризации. Так как мы уже выяснили, что само понятие “советская женщина” не имеет четких временных или пространственных границ, то становится понятной необходимость привлечения как можно более разнообразного по своему происхождению набора источников. Прежде всего сюда относится та часть представлений о “советской женщине”, которая дошла до нас в виде материалов советской пропаганды, написанных с целью  нормирования этого понятия. Другая часть репрезентаций проанализирована в серьезных научных трудах, “объективность” которых, несмотря на их серьезность, в значительной степени продолжает зависеть как от личности автора, так и от тех целей, которые он или она перед собой ставили. Существует и еще одна часть представлений - представления незаписанные и, иногда, бессознательные, которые открываются лишь в процессе анализа наших повседневных взаимодействий друг с другом. Попытка критической интерпретации всех этих источников и составляет главную задачу данной работы. При этом, однако, хочется еще раз заметить, что предложенные читателю заметки “по женскому вопросу” не претендуют на полное соблюдение последовательного изложения событий и описание объективных законов  исторического развития, а, напротив, являются результатом субъективного критического взгляда на многочисленные противоречия репрезентаций “советской женщины” в различных типах описаний этого феномена.  История [AK1]   первая или  равные граждане разного пола Приступая к обзору описаний “истории советской женщины” нельзя не вспомнить, что сам термин “равенство” стал положительно восприниматься в европейской политической философии лишь начиная со времени просвещения.  До этого периода, равенство относилось скорее к категории духовной жизни и понималось исключительно как  равенство перед божественным предопределением. Понятие “гражданское равенство”, соответствующее эпохе модерна и лишенное трансцендентного обоснования никогда не было абсолютным и всеобщим. В соответствии с идеями французского просветителя Ж-Ж. Руссо, “естественное” равенство предполагало уравнивание в правах всех взрослых мужчин (женщины из теории равенства в концепции Просвещения исключались), но даже  процесс включения этого положения в законодательство большинства европейских стран занял более 100 лет. Что уж говорить о его практической реализации в повседневной жизни, которая и до сих пор в подавляющем большинстве стран и регионов далека от идеала Просвещения!           Процесс признания равенства прав женщины и мужчины происходит еще медленнее. В историю  Европы и Северной Америки ХIХ век вошел как век начала активизации женского движения за равные политические права с мужчинами. Обращение к  досоветской истории, как бы этого ни не хотелось некоторым из современных политиков, идеологов и представителей православной церкви, показывает, что предреволюционная Россия, исторически ощущавшая свою связь с Европой, также  не была тем раем гармонии мужского и женского начала, как это нередко представляется сегодня. Исследования историков (и вовсе не только марксистских) свидетельствуют не только  о том, что в предреволюционной России существовала дискриминация женщин в семье и обществе, но и о том, что с середины Х!Х века женское движение активно развивалось в России.(Stites, Alpern Angel, Энгельштейн, Айвазова) Первоначально это движение разворачивалось в рамках и под лозунгами либеральной идеологии и лишь с начала ХХ века  начался отсчет существования в России  женского движения работниц. [iv] Несмотря на принципиальные отличия позиций либерального и пролетарского женских движений в отношении последовательности женского освобождения (сначала освобождение всех жителей России от самодержавия, а потом - освобождение женщины или сначала избирательные права некоторым женщинами, а затем демократизация государства и предоставление избирательных прав всему взрослому населению), в целом у представительниц двух движений существовала уверенность в полезности для России и исторической неизбежности утверждения политического и гражданского равенства мужчин  и женщин. В соответствии с концепцией большевиков, равенство мужчин и женщин должно было быть не только гражданским (равенство перед судом, право избирать и быть избранными), но и социальным (равенство в уровне и образе жизни, возможностях проведения досуга). По мысли марксистских теоретиков, женщина должна была включиться в общественное производство наравне с мужчиной и таким образом, освободиться от “домашнего рабства”. Однако, главной преградой на пути освобождения от “домашнего рабства” оказалась женская исключительная способность рожать и выкармливать детей. Поэтому центральной проблемой теоретического построения большевиков оказывалась проблема материнства, представлявшаяся выступающей за жесткие рамки концепции “равенства” и непосредственно связанной с репродуктивными особенностями женского организма. Проблему материнства марксистские теоретики предполагали решить через отделение   репродуктивной функции женского организма (собственно  вынашивание и рождение ребенка, осуществление которого женщиной планировалось при социальной поддержке государства) от других социальных и психологических функций феномена материнства. В идеале новое государство должно было взять на себя заботу о коллективном питании, воспитании и образовании детей, начиная с раннего возраста,  а чувство материнской привязанности к ребенку в жизни женщины должно было уступить место производственным и общественным интересам. Подобное решение проблемы материнства неизбежно должно было привести к отказу от стереотипного для европейской культуры  женского представления о себе в первую очередь, как о матери. Помимо этого, предполагаемое равенство изначально связывалось  с отрицанием социальной функции отцовства (а, следовательно, и отрицанием важности отцовской идентичности в жизни мужчины). Таким образом, мужчина и женщина оказывались полностью равными в сфере  труда и быта и готовыми приложить все свои силы для активной деятельности по преобразованию общества. Углубившись в философские дискуссии начала века, можно с удивлением обнаружить, что проблема материнства в ее большевистской интерпретации была лишь частью более широкой проблемы, занимавшей умы русской интеллигенции и могла быть оценена как частный случай проблем соотнесения личного и трансцендентного, публичного и индивидуального, занимавших умы русских философов. Вопрос о роли семьи в жизни мужчины и женщины оказывался одним из центральных как для сторонников, так и для противников реформирования России через разделение частной и публичной сферы. Участвующие в дискуссии русские философы – с одной стороны защищавшие личностное начало вне семьи - Соловьев и  Бердяев, а с другой – отстаивавший выражение личного через семью и потомство - Розанов [v] - сходились в необходимости укрепления личностного начала, утверждая еще один тип равенства мужчины и женщины - равенство личностей в половой любви.(Gradskova, 1998) На первый взгляд столь далекие друг от друга построения  идеалистических и  марксистских философов начала века относительно распределения гендерных ролей и взаимоотношений мужчины и женщины неожиданно оказываются сходными в том, что касается исходного угла зрения на этот вопрос. Это - исходная позиция наблюдателя, находящегося “вне” пространства женского и потому превращающая “женщину” в объект для проверки философских и политических теорий. Дальнейшее развитие исторических событий показало, что предполагаемый «объект» обладал множеством других, неучтенных особенностей и характеристик, что неизбежно (и порой до неузнаваемости) изменило указанные выше теоретические построения. Каковы же были  особенности женского “равноправия” в советских условиях? Какое равенство было достигнуто? Какие гендерные различия оказались вне рамок идеологии равенства?  Было ли развитие  гендерных отношений в СССР созданием новых форм неравенства или обновленным воспроизводством старых? В чем состояла новизна образа “советской женщины” и какие элементы этого образа были инкорпорированы из досоветского прошлого? Очевидно, что для некоторых читателей даже сама постановка таких вопросов может показаться абсурдной.  В отличие от дореволюционной России, где женщины были преимущественно включены в большие крестьянские семьи и не имели юридической и политической независимости [vi] , социализм разрешил женщинам работать наравне с мужчинами, предоставил им равные с мужчинами политические права, обеспечил системой государственной  поддержки материнства. Однако, современное стремление значительного числа женщин в России отказаться от “равенства”, “вернуться” к прошлому, превознося особенности “женского предназначения” и “женского психического склада”, предоставление мужчинам ведущей роли в процессе трансформации общества, заставляет обратиться к более подробному рассмотрению причин и внутренних механизмов  предшествующей советской “революции” идентичности. Обратившись к документам лидеров революционных преобразований, можно выстроить следующий схематичный план гендерных отношений, которые должны были существовать после победы социализма: - мужчины и женщины должны были быть уравнены в политических и социальных правах; - буржуазная семья (эгоистическая и замкнутая) должна была прекратить свое существование и уступить место свободному союзу мужчины и женщины; - женщина должна была трудиться в общественном производстве наравне с мужчиной, а домашнее хозяйство должно было быть упразднено; - в качестве гарантии гендерного равенства материнство должно было перестать быть частным делом отдельной женщины как следствие создания  государственной системы содержании и воспитании детей; - двойная мораль, характеризовавшая отношения мужчины и женщины в буржуазном обществе в результате перевоспитания  мужчин и женщин должна была уступить место новым отношениям  солидарности трудящихся индивидов разного пола . Не смотря на то, что по истории решения  “женского вопроса”  в Советском Союзе написано множество монографий, в последующих трех частях я предлагаю еще раз кратко рассмотреть основные этапы попыток реализации этих принципов, обращая внимание не только на причины и степень реализации или нереализации тех или иных положений, но и на формы и методы их реализации,  а так же на то, как советская политика “уравнивания” женщины с мужчиной повлияла на представления о границах “женского” и их отражение в общественном дискурсе. ^ Женщина и политическая система советского государства  В обыденном сознании современных россиянок довольно прочно укрепилось мнение, что социализм предоставил им равные политические права с мужчинами.  Терпеливо продолжая принимать на веру утверждение Ленина о том, что ни одно государство и ни одно демократическое законодательство не сделало для женщин и половины того, что сделала советская власть в первые же месяцы своего существования”, [vii] чаще всего мы связываем его справедливость в отношении политических прав с нашей  возможностью “голосовать” и несколько реже упоминаем факт представительства женщин в высших и местных органах власти. Стоит вспомнить, однако, что вопрос о женских правах и о женском голосовании неоднократно поднимался лидерами женских либеральных организаций и представителями либерального движения в целом. Когда после подписания царем Николаем П знаменитого Манифеста 17 октября 1905 г. стало ясно, что женщины  не получили от правительства ожидаемых прав, Русское женское общество направило в адрес государственной думы петицию с требованием “внести обновление в жизнь женщин, признав за ними равные права для участия в служении Родине”.Петиция в частности содержала такое обоснование необходимости предоставления женщинам избирательных прав: “Являясь одинаковой плательщицей налогов, труженицей наравне с мужчиной, ответственной в одинаковой мере перед законом, женщина, по справедливости, должна иметь право на защиту своих интересов путем участия в законодательном собрании, решения которого также близко касаются ее судьбы, как и мужчины”. (Шабанова, 20-21) В процессе выборов в Учредительное собрание после Февральской революции женщины некоторых российских губерний принимали участие в выборах,  а сама Февральская революция началась именно с  демонстраций женщин, протестующих против голода и войны под лозунгами “Свободы!” и “Хлеба!”. (Pushkareva, 256; Clements, 30) Как толковались равные  права авторами большевистской революции и действительно ли предполагалось передать их женщинам? В то время как по определению современной политической философии право представляет собой “общеобязательную форму равенства, свободы и справедливости”, марксистская идеология настойчиво подчеркивала  классовый характер права, как “средства классового подавления”. (Нерсесянц, 39, 171) Интересы и потребности женщин “трудящихся” классов (рабочих и крестьян)  виделись как общие для всего угнетенного населения и как противоположные интересам угнетающего меньшинства, а противоречия, существовавшие между мужчинами и женщинами трудящихся классов и, тем более, различными группами женщин, относившихся к классу угнетенных (работницами, женами рабочих, крестьянками, домашней прислугой и т.д.), фактически игнорировались. В то же время, женщины из других сословий - купечества, дворянства, духовенства, интеллигенции - оказывались классово чуждыми и не получили никаких политических прав. Таким образом, пролетарский вариант женского равноправия сразу же исключил из сферы своих объектов значительную часть женского населения России, в том числе, и большинство активисток либерального движения за женские права. С другой стороны, даже первые шаги на пути  “превращения женщины в полноправного члена общества” показали, что простое предоставление равных политических прав с мужчинами было явно недостаточным даже для пассивного участия значительного количества женщин в строительстве нового общества. Несмотря на формальное предоставление политических прав трудящимся женщинам, руководство большевистской партии не считало их способными немедленно воспользоваться своими правами в той мере, в какой на это были способны мужчины. В  1926 г. женщины составляли 75% всех неграмотных (Kingsbury, 169), участие женщин-представительниц трудящихся классов в пролетарском движении было минимальным, что давало руководителям большевистской партии возможность рассматривать женщин не просто как угнетаемый, но и  как  “культурно отсталый” слой населения. В документах большевиков в предреволюционные и первые послереволюционные годы постоянно встречаются упоминания о необходимости “привлечения женщин к самостоятельному участию”, “полного освобождения женщины”, “переделке … заскорузлых, окостенелых порядков” [viii] . Сам тон этих заявлений, несмотря на его общую освободительную направленность, постоянно ставит трудящуюся женщину в позицию “получателя” даров, свидетельствует об отсутствии женской субъект­ности –  осознания себя собственной освободитель­ницей. В связи с этим стоит привести слова американского историка Ричарда Стайтса, написавшего, что после революции никто из большевистских лидеров не ожидал, что женщина в действительности возьмет на себя решение политических проблем. (Stites,327)   Женщинам предстояло постепенно осознать степень своей новой свободы и помочь им в этом должны были мужчины-пролетарии. Одной из важнейших задач, которую ставила  перед трудящимися женщинами большевистская партия, была задача культурной революции. Как известно, этот многозначный термин неизбежно включал в себя такие противоречивые задачи, как достижение всеобщей  грамотности, повышение уровня знаний о мире в целом, приобретение гигиенических навыков, а с другой стороны представлял собой массированную идеологическую обработку населения с целью внушения коллективистских, подавляющих личностное начало и ограничивающих свободу выбора принципов.(Buckley, 69-71) Именно в процессе культурной революции женщина не только должна была приобрести новые политические знания, но  и стать политически активным членом общества. Активизация политического участия  женщин мыслилось как “закономерный” переход от достижения элементарной общеобразовательной грамотности и современных (для того времени) представлений о гигиене  к политической грамотности, а от грамотности - к активности. Предполагалось, что научившись читать слова, написанные в политических декларациях большевиков, женщина трудящегося класса будет действовать в соответствии с ними, так как “подлинные” интересы любой трудящейся женщины полностью совпадают с пропагандируемыми задачами. [ix] Очевидная сегодня утопичность подобных взглядов на женское политическое участие, в  то время вызывала сомнения лишь у немногих из большевистских лидеров. Одной из этих немногих, сомневавшихся в легком решении женского вопроса, была  практически единственная авторитетная женщина в руководстве большевистской партии. Речь идет об Александре Коллонтай, вошедшей в историю женского и революционного  движения, как фигура крайне противоречивая. Сразу же после революции Коллонтай, в прошлом известная как представительница социалистического феминизма и активистка партии меньшевиков, становится во главе Народного Комиссариата социального обеспечения, где активно проводит в жизнь большевистскую  политику поддержки женщины-работницы. Не смотря на общую поддержку генеральной линией большевистской партии на освобождение женщины через вовлечение ее в общественное производство и “повышение культурного уровня”, Коллонтай являлась автором довольно оригинальных идей относительно возможностей и препятствий  женского освобождения, связанных с особенностями культурных представлений общества в целом и женщин в частности о природе “женского”. Так, например, по мнению Коллонтай, реальная сложность реализации культурной революции в отношении женщин не ограничивалась лишь необходимостью преодоления их более высокого уровня неграмотности, а была связана также со сложным и противоречивым процессом  изменения их представлений о самих себе, своих возможностях и ответственности. Согласно Коллонтай, женщины в культурной революции имели особую качественную задачу, которая могла быть реализована только в результате их собственной активности, о чем  фактически не упоминалось в выступлениях революционеров-мужчин. Она  писала, например: Эмоциональность была одним из типичных свойств женщины прошлого, она служила одновременно и украшением и недостатком женщины…. Чтобы отстоять у жизни свои еще незавоеванные права,  женщине приходится совершать над собой гораздо большую воспитательную работу, чем мужчине (Коллонтай, 1919, 17)  “Эмоциональность” оказывается здесь чем-то близким к идеалистическим построениям философов, качеством, погружающим женщину в мир переживаний и препятствующим практической реализации ее желаний, преградой для овладения женщиной своими правами. "Женская эмоциональность", по мнению Коллонтай, не могла исчезнуть в результате превращения всех женщин, выходцев из трудящегося класса, в работниц, для ее преодоления необходима большая внутренняя работа, возможная лишь в процессе реального участия женщин в реализации политического управления. Признание культурно-обусловленных психологических сложностей “введения” женского равноправия, которые могут поставить под угрозу саму возможность существования этого равноправия, существенно отличают теорию женского освобождения Коллонтай от общих теоретических построений большевистских лидеров.  Однако, даже в случае Коллонтай, мы сталкиваемся с тем, что основное направление изменений “женского” сводилось прежде всего к отказу от  качеств, считавшихся традиционно “женскими” и замене их “мужскими”, без упоминания необходимости сколько-нибудь серьезных изменений стереотипов маскулинности. Мужчины представлялись более совершенными существами для создания нового социального порядка, а женщины должны были избавиться от некоторых психологических черт и стать похожими на мужчин.   Вся сложность и противоречивость попыток соединения  культурной политики “повышения сознания трудящихся женщин” с реальным допущением женщин к процессу управления отразилась в деятельности женотделов - практически единственных органов женской активности, существовавших  в  1920-е - начале 1930х гг. Первым руководителем Департамента по работе среди женщин стала Инесса Арманд (осень 1919 г.), впоследствии женский отдел возглавляли  - Александра Коллонтай и Александра Самойлова. Целью создания женотделов различного уровня была объявлена необходимость подъема политического сознания женщин, которая может быть интерпретирована как задача обучения женщин навыкам действия в публичной сфере. Предполагалось активное участие женщин-делегаток в работе отделов социального обеспечения, труда, народного образования, здравоохранения. Женщины-делегатки, избиравшиеся не только среди работниц, но и среди домохозяек - жен трудящихся, должны были участвовать  в наблюдении за работой столовых и клубов, строительством и работой яслей и детских садов, охране женского и детского труда. (Арманд, 84) Впоследствии работа делегаток была распространена и на деревню, где они занимались не только организацией яслей и красных уголков, но и должны были способствовать хозяйственному просвещению крестьян. Именно  работа женделегаток впервые предоставила нескольким тысячам женщин возможность попробовать свои силы в осуществлении властных функций в публичной сфере. Зарубежные исследователи посвятили обширную литературу деятельности женотделов и их влиянию на самосознание российской женщины (см. Stites, 327-328, Lapidus, 67-68) Однако, в Советском Союзе сведения о женских отделах и женских делегатских собраниях в 1930-е  гг. были удалены из энциклопедий и учебников истории, и поэтому, нам сейчас довольно трудно поверить в размеры активности женщин-делегаток. Активистки делегатских собраний, как свидетельствуют страницы забытого журнала “Делегатка”, издававшегося с 1920 по 1931 г., вмешивались в распределении красноармейских пайков, контролировали  выдачу школьникам одежды и обуви, вели борьбу против насекомых-паразитов за чистоту жилища, разъясняли крестьянам необходимость утепления хлевов и разведения породистых кур. В свою очередь, их активность не могла не оказать влияния на  представления женщин о самих себе и окружающей их социальной реальности. Доказательством этого служат, например,  слова Льва Троцкого, писавшего в “Правде” 13 июля 1923 г., что с женоделами связаны многие семейные кризисы:  после работы в женотделе новый мир открывается перед глазами женщины, семья остается без внимания, что раздражает мужа и приводит в итоге к  распаду семьи. (“Правда”, 13.07.1923) Несмотря на очевидность влияния активности женщин-делегаток на изменение их представления о себе, было бы ошибочным преувеличивать эти изменения. Приготовление пищи, присмотр за детьми и распределение продуктов и одежды  не выходили за рамки повседневного опыта женщин и, несмотря на придание их функциям государственной значимости, не могли быть сравнимы с задачами обороны, решением вопросов идеологии, финансов и производства, остававшихся в ведении мужчин. Таким образом, можно сказать, что деятельность делегаток  сконцентрировалась  в основном   в привычной для женщин  сфере, что лишило женские организации возможности влиять на принятие важнейших решений, хотя бы на местном уровне, а также ощущать свою деятельность, как деятельность государственной важности. Кроме того, собрания женделегаток,  не мыслились вне партийного контроля и даже  женские клубы  должны были организовываться лишь там, где имелась партячейка.(Миловидова, 407) С другой стороны, участие женщин в работе делегатских собраний и управлении в сфере здравоохранения и социального обеспечения не  предполагало отказа от прежних женских дел (работы по дому,  ухода за детьми и т.д.), а, скорее, представляло собой увеличение женских обязанностей. Так, наприЭмансипация женщины через труд Занятость женщины в общественном производстве рассматривалось  марксистскими авторами как главная возможность и необходимое условие достижения ее равенства с мужчиной. Этот тезис (в разных вариациях) настолько часто повторялся в пери


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.