--PAGE_BREAK--
W
DL
Число работников, L
L— число работников
W— ставка заработной платы
Рисунок 1 — Кривая спроса на рынке труда
Кривая предложения труда (рисунок 2), что при повышении заработной платы возрастает величина предложения труда, а при ее снижении объем предложения труда уменьшается. Совокупное предложение труда в обществе зависит от многих факторов, определяющих количество и качество предлагаемых услуг труда, среди которых важнейшими являются общая численность населения страны и доля в нем экономически активного населения, средняя продолжительность рабочего дня, профессионально — квалификационный состав работников и др.
W
SL
Число безработных, L
L— число работников
W— ставка заработной платы
Рисунок 2 — Rривая предложения труда
Объединив оба графика (рисунок 3) — кривую спроса и кривую предложения труда проанализируем более детально положение на рынке труда.
L— число работников
W— ставка заработной платы
Рисунок 3 — равновесие на рынке труда
Особое внимание обратим на точку Е пересечение кривой спроса на труд и кривой предложения труда. Этой точке на графике соответствует определенный уровень ставки заработной платы (we) и заданная этим уровнем предложение труда (Le). В точке Е спрос на труд равен предложению труда, то есть рынок труда находится в равновесном состоянии. Это означает, что все предприниматели, согласны платить заработную плату We, находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены и все работники, готовые предложить свои услуги при заработной плате We. Поэтому точка Е определяет положение полной занятости. При любой другой величине заработной платы, отличной от We, равновесие на рынке труда нарушается. При совпадении спроса и предложения труда заработная плата выступает как цена равновесия на рынке труда. [6]
1.3 Безработица: сущность, классификация.
Безработица — это такое социально — экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. В соответствии с положением Международной организации труда (МОТ) безработным признается человек, не имеющий занятия, приносящего доход, готовый работать и последние четыре недели ищущий работу. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
В основе выделения различных причин и типов безработицы лежат принципиально различные взгляды сторонников неоклассической экономической теории и кейнсианцев. Если экономисты — неоклассики объясняют безработицу несовершенством рынка труда (т.е. микроэкономическими причинами), то у кейнсианцев безработица макроэкономическая, вызванная дефицитом агрегированного спроса в экономике.
На рисунке 4 рынок труда первоначально находится в точке равновесия (We, Le). Однако количество занятых меньше, чем численность экономически активного населения (LF), поэтому «классическая» безработица составляет (L3— Le) человек.
DL— кривая спроса на труд
SL— кривая предложения труда
LеL3— равновесная (добровольная) безработица
L1L2-неравновесная (вынужденная) безработица
LF— рабочая сила
Рисунок 4 — «Классическая» безработица
Кейнсианская безработица, как видно на рисунке 5, возникает из — за так называемой «жесткости» зарплаты — в ответ на сдвиг кривой спроса на труд, вызванный падением агрегирования спроса в экономике, уровень заработной платы не изменится, как это предполагается в классической теории. В результате и возникает разрыв между уровнем спроса и предположения при фрикционной заработной плате — (на рисунке 5) L1Le. Это не означает, однако, что кейнсианская безработица и классическая не могут существовать одновременно: (на рисунке 5) видно, что общая безработица равна L1L2, и она складывается из двух составляющих, причем LL2— равновесная классическая безработица, вызванная несовершенным рынком труда. [4]
W LF
We
DO
D1
L1 Le L2 L
D0 D1
We= const
L1Le— кейнсианская безработица (вынужденная, неравновесная)
Рисунок 5 — «Кейнсианская» безработица
В зависимости от причин, вызвавших безработицу, она разделяется на фрикционную, структурную и циклическую.
Фрикционная безработица — это временное отсутствие занятости в период перехода работника с одного предприятия на другое. В этом случае речь не идет о превышении совокупного предложения труда над совокупным спросом на него. Знания и навыки работников, находящихся в положении фрикционных безработных, отвечают запросам производства, работодателей, а безработица обусловлена лишь поиском лучшего места их приложения по инициативе самих работников.[11]
Рабочие имеют различные склонности и способности, а каждому конкретному рабочему месту предъявляются определенные профессиональные требования. Кроме того, система распространения информации о претендентах на рабочие места является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. В самом деле, поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему рабочего места.
Помимо этого, рабочие неожиданно для себя, могут оказаться уволенными в случае, если предприятие становится банкротом, если качество их работы признается недоудовлетворительным.
В какой — то мере эта безработица является желательной, так как многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта. [9]
Фрикционная безработица, как правило, имеет добровольныйи относительно кратковременный характер. Чаще всего фрикционная безработица затрагивает людей, имеющих неплохие профессиональные навыки, и этилюди обладают достаточно высокой степенью защиты отдолгосрочного пребывания в рядах безработных
Структурная безработица — это отсутствие достаточного спроса на данный труд в данной сферы хозяйственной деятельности. Она обусловлена изменениями в структуре потребительского спроса и, в конечном счете, в структуре спроса на определенные виды конкретного труда. Структурная безработица в стабильной или растущей экономике, как правило, сопровождается образованием рабочих мест в других или новых отраслях экономики. Однако структурные безработные вряд ли смогут получить работу без соответствующей переподготовки. [11]
Структурная безработица, по существу, является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из — за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, так как рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.
Сочетание вышеназванных типов безработицы (фрикционной и структурной) образует так называемый естественный уровень безработицы.Этот уровень нередко называют «уровнем полной занятости» или «равновесной безработицей».
Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой. [9]
Выделяют следующие причины устойчивости в долгосрочном периоде естественного уровня безработицы. Во-первых, развитая система страхования по безработице. Выплаты пособий значительно снижают стимулы кбыстрому трудоустройству и увеличивают время, которое безработные тратят на поиски нового места работы. Во-вторых, важным фактором является так называемая жесткость заработной платы, которая порождает вынужденную безработицу. Мы уже знаем, что на рынке труда равновесие между спросом и предложением труда устанавливается при определенных условиях.
Вынужденная безработица возникает в тех случаях, когда уровень реальной заработной платы превышает ее равновесное значение. Негибкость заработной платы приводит к возникновению относительной нехватки рабочих мест. Многие рабочие становятся безработными потому, что при данном уровне заработной платы предложения труда превосходит спрос на него.
В таком застывшем неравновесном состоянии рынок труда может находиться довольно продолжительное время, которое определяется следующими факторами: во-первых, фиксацией уровня заработной платы в договорах с профсоюзами и в индивидуальных трудовых соглашениях; во-вторых, законодательными установлениями минимума заработной платы, ниже которого предприниматели не имеют права снижать ее; в-третьих, поведением фирм, не заинтересованных в снижении уровня заработной платы, потому что эти фирмы боятся при ее снижении потерять высококвалифицированную рабочую силу.
Циклическая безработица — это отсутствие достаточного спроса на труд вообще. Она обусловлена общим спадом производства товаров и услуг. Считается, что она вызывается наступлением соответствующей фазы экономического цикла, когда сокращается спрос на товары, услуги и уменьшаются совокупные расходы. Иногда выделяется еще и технологическая безработица, обусловленная технологическими нововведениями, которые делают экономически выгодным сокращение рабочих мест, вызывает изменение структуры спроса на труд. Она сродни структурной безработице и может возникать при замедлении или отсутствии экономического роста. [11]
По характеру проявления различают также частичную занятость, или скрытую безработицу. Она особенно актуальна для нашей страны. Контингент этой категории безработицы составляют наемные работники, вынужденно занятые неполное нормативное рабочее время, а также работающие с интенсивностью труда меньшей, чем прежние, или расцениваемая в условиях стабильно растущей экономики, как общественно нормальная.
Абсолютное отсутствие безработицы считается невозможным в рыночной экономике. Фрикционная и структурная безработицы, по сути, неизбежны. Они и образуют естественный уровень безработицы. Естественный уровень безработицы в экономически развитых странах с 1980-х гг. оценивают в 7%.
Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:
- недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оукена (Okun'slaw): превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП на 2,5% от потенциального;
- значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;
- снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;
- увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.
Помимо чисто экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:
- усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;
- обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлении совершается неработающими лицами;
- повышение числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения;
- деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей сокращении внешних социальных связей безработного.
Последствия безработицы носят долговременный характер. Бывший безработный и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, конформностью поведения, что требует значительных усилий по реабилитации безработных.
Экономические и социально-психологические последствия безработицы свидетельствуют о том, что это достаточно опасное для общества и для личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня.
Характерной чертой безработицы в России в кризисный период является то, что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спада производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства. Но учет теневого сектора не объясняет всей разницы между большим спадом и существенно меньшим по величине приростом безработицы. На каждый процент прироста безработицы за 5 лет приходится в среднем почти вдвое больший спад реального производства продукции. Спад с 1991 по коней 1995г. составил 35% при снижении занятости на 10% сопоставление этих процессов показывает, что в разных регионах России темпы этих двух процессов существенно различаются. Высокие значения этой разницы объективно соответствуют наличию фактически неработающего, но числящегося на предприятиях населения. [7]
Наибольшими масштабами скрытой безработицы различаются регионы Дальнего Востока. Дороговизна выезда из региона для работника и сложность привлечения новой рабочей силы для работодателя определяет то, что последние склонны содержать часть фактически не работающего персонала просто «на всякий случай». Среди жителей Северо — Востока и Дальнего Востока заметно больше людей активных, подвижных и склонных к жизненному риску и даже авантюризму. Это не умозрительное заключение, а вполне обоснованный вывод, который подтверждают данные по жизненным миграциям и даже по проценту смертности от несчастных случаев, травм, убийств. Такие люди склонны сами искать работу, не доверяя этого какой — либо «конторе», в том числе службе занятости. Кроме этого более рисковый склад характера здешних жителей ведет к их большей занятости во вновь нарождающихся (и поэтому еще не регистрируемых) сферах занятости, а также в криминальной сфере. [2]
Безработица, как правило, измеряется не по отдельным ее видам, что в ряде случаев весьма проблематично, а в целом, как явление. Она может измеряться таким показателем, как уровень «норма» безработицы.
Уровень безработицы исчисляется как отношение количество безработных к общей численности экономически активного населения и выражается в процентах. [11]
В России в начале 1992г. зарегистрированная безработица составила 0,1% экономически активного населения. За последние четыре года процент безработицы значительно вырос и в 1996г. достиг 3,7%. Уровень безработицы имеет несколько иной (убывающий) характер (приложение А, приложение Б, приложение В).
Понятие безработицы, использованное Международной Организацией Труда (МОТ) несколько шире и учитывает также людей, не имеющих работу, но не зарегистрированных на бирже труда. По регионам зарегистрированная безработица распределяется неравномерно. Отчасти это связано с реальными процессами реструктуризации производства или различиями в тактике сохранения кадров, применяемой директорами промышленных и аграрных предприятий. Но, по — видимому, большее значение имеют другие факторы, среди которых выделяются эффективность работы местных служб занятости и скрытая безработица.
Гораздо более эффективным методическим приемом, позволяющим индицировать структурные изменения на рынке труда является показатель поляризации, то есть учет одновременного роста, как уровня безработицы, так и уровня предложения новых рабочих мест. Показатели поляризации позволяют более тонко диагностировать процессы структурной перестройки системы. [3]
2 Безработица и занятость в переходный период
2.1 Безработица и экономическая активность
Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.
Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиями полной хозяйственной самостоятельности, а в целом, всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблеме занятости. Главное их направление — превращение работника из бессубъектного ресурса командно -административной хозяйственной системы в субъект экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец — то общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле.
В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемой сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная занятость — цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из — за изменений потребностей общества, структуры производства. [7]
Старт российских реформ сопровождался ожиданиями «обвального» роста открытой безработицы. Катастрофические предсказания делались как экспертами правительства, так и его критиками, которые исходили из неизбежности резкого сокращения занятости и появления гигантской армии «лишних людей», причем нередко предстоящая безработица прогнозировалась на уровне 25 — 50%. Однако реальное развитие российского рынка труда опровергло эти мрачные прогнозы. Уровень открытой безработицы, установившийся в российской экономике, оказался весьма умеренным — намного ниже, чем в большинстве стран Центральной Европы.
Динамика безработицы в России была достаточно нетипичной. В странах Центральной Европы начало рыночных реформ ознаменовалось резким скачком открытой безработицы — как общей, так и регистрируемой. Практически везде ее уровень сразу же перевалил за десятипроцентную отметку, а в ряде стран (Болгария, Польша, Словакия) поднимался до 15-20%. (Единственным исключением была Чехия, где безработица устойчиво удерживалась на уровне 3-4%). Приблизительно к 1995 г. показатели безработицы в большинстве стран Центральной Европы стабилизировались, а затем по мере ускорения темпов экономического роста начали постепенно снижаться.
В отличие от этого в России не отмечалось каких-либо резких скачков в динамике общей безработицы: ее рост был медленным и постепенным и лишь к седьмому году рыночных реформ она превысила десятипроцентную отметку, достигнув того уровня, который установился в большинстве стран Центральной Европы уже после того, как там начался экономический подъем.
Напомним, что по масштабам экономического спада Россия превосходила другие постсоциалистические страны, так что естественно было бы ожидать, что и по масштабам незанятости она также окажется в числе «лидеров». Скажем, в Болгарии, где сокращение производства было сопоставимо с российским, общая безработица «зашкаливала» в наиболее кризисные годы за 20%. Поведение российского рынка труда было в этом смысле нестандартным: несмотря на большую глубину кризиса рост безработицы был выражен слабее и носил менее «взрывной» характер, чем в странах Центральной Европы, растянувшись на достаточно длительный период. Отметим, что в зрелых рыночных экономиках для повышения безработицы до уровня 10-15% бывает достаточно падения ВВП на 1-5 % пунктов. В России же для этого потребовалось падение ВВП порядка 40%.
Во всех реформируемых экономиках переход к рынку сопровождался увеличением численности не только безработных, но и лиц, принадлежащих к экономически неактивному населению. Так, в России коэффициент участия взрослого населения в рабочей силе снизился с 68,7%) в 1992 г. до 62,3% в 1997 г., в том числе у мужчин — с 77,2% до 69,4%, у женщин с 61,6% до 55,9%. Ослабление трудовой активности вызывалось сократившимися возможностями трудоустройства для пенсионеров, возросшими сложностями сочетать трудовую деятельность с воспитанием детей для женщин (из-за закрытия детских дошкольных учреждений и т. п.), появлением на рынке труда новой категории «отчаявшихся» найти работу. Следует отметить снижение коэффициента занятости за счет:
а)роста безработицы;
б)сокращения уровня экономической активности;
в)падения численности трудоспособного населения.
По мере развития переходного кризиса различия в состоянии региональных рынков труда углублялись и приобретали устойчивый характер, чему способствовала низкая территориальная мобильность рабочей силы. Ее важнейшими ограничителями выступали сохраняющиеся административные барьеры, отсутствие надежной информации о возможностях трудоустройства в других регионах, неразвитость рынка жилья, недостаточная плотность транспортной сети, высокие издержки, сопровождающие перемену места жительства.
Следует, однако, подчеркнуть, что с аналогичными проблемами сталкивались все переходные экономики и во всех них безработица распределяется по регионам крайне неравномерно. Во всяком случае представление о том, что соотношение между спросом и предложением на российском рынке труда отличается какой-то сверхвысокой степенью территориальной несбалансированности, не находит достаточного подтверждения в фактических данных.[3]
2.2 Эволюция занятости и трудовые отношения на селе.
Высокий уровень бедности, создающей угрозу социальной стабильности и снижающей конкурентоспособность нации в мировом сообществе, является характерной чертой современной российской действительности, особенно среди сельского населения, на плечи которого социальные издержки реформ легли в большей мере, и свидетельствует о недостаточной эффективности внутренней и внешней политики и серьезных недостатках в управлении государства. [2]
Переход к рынку сопровождался резким снижением уровня жизни основной массы населения, превышением допустимых границ социального неравенства и «критической массы» бедности. После достигнутого в 1999г. пика бедность в России стала отступать, что является следствием позитивного влияния экономического роста на уровень доходов населения. Но, как отметил Президент РФ В.В.Путин в своем послании Федеральному Собранию 16мая 2003г., этот процесс идет крайне медленно, не разработаны подходы и механизмы решения данной задачи применительно к конкретным социально — экономическим группам населения.
Учитывая затяжной характер решения проблемы бедности в стране, снижение ее уровня в два раза объявлено в числе приоритетных целей развития российского общества в Программе социально экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 — 2008гг).
Сельское население при решении этой проблемы должно быть в фокусе внимания. Учитывая, что сельская бедность обусловлена не только общими, но и специфическими причинами и факторами, необходимо разработать специальную концепцию государственной политики в области борьбы с ней.
На рубеже веков российское село стало сферой тотальной бедности. По данным проводимым Росстатом обследований бюджетов домашних хозяйств, ее уровень по среднедушевым денежным доходам составил 80%, а располагаемым ресурсам — 2/3, в крайней бедности находилось соответственно 50 и 30% сельчан. К 2005г. распространение бедности на селе сократилось: по денежным доходам до 60%> (против 32% в городе), а располагаемым ресурсам — 48% (12,8).
Крайняя бедность отступает опережающими темпами, тем не менее она остается уделом 27% сельских жителей по денежным доходам и 15% -по располагаемым ресурсам. По темпам снижения удельного веса населения, пребывающего в бедности, особенно крайней, село значительно отстает от города, что привело к увеличению «ножниц» между ними по доле бедного населения — с 1,4 до 1,8 раза по располагаемым ресурсам. И что особенно тревожит, еще больше возросли различия в пласте крайне бедных (до 3,8 раза по денежным доходам и 2,8 раза по располагаемым ресурсам).
Сегодня вклад села в российскую бедность даже по располагаемым ресурсам составляет 39% и почти в 1,5раза превышает долю сельчан в общей численности населения. Это означает, что у бедности России сельское лицо. Бедность в сельских поселениях превышает критическую массу, составляющую по международным оценкам 10%, в 5 — 6 раз.
Отличительной чертой сельской бедности является ее глубина, отягощающая негативные последствия широкой ареализации.
Образовались региональные очаги концентрации сельской бедности. Так, в республиках Мордовия, Марий Эл и еще девяти субъектах, относящихся к Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам, ресурсная бедность превышает 70%). В монетарном изменении этот показатель распространяется на 24 региона.
Государственную материальную помощь получают только 15 — 20% бедного сельского населения. Размер ее… незначителен — в среднем 1200р в год на получателя.[10]
На селе в 2 — 3 раза сократилось количество тракторов, комбайнов и др. машин. Хорошо, что 16 млн. сельских семей взяли на свои плечи и производят с помощью лопаты 90%) всего картофеля и 85%о овощей, выращенных в России.
Кроме того, село исторически играло ведущую роль в решении демографической проблемы: коэффициент рождаемости здесь всегда был выше, чем в городе (Таблица 4 ).
Таблица 4 — Уровень рождаемости
год
село
город
село в % к городу
1990
15,5
12,7
122
2000
9,8
8,4
117
2003
11,1
9,9
112
И это в условиях, когда социально — экономический уровень жизни в деревне остается крайне низким, занятость населения — менее 68%, а уровень оплаты труда едва дотягивает до 95% прожиточного минимума. Обеспеченность сельского жилья водопроводом, канализацией, центральным отоплением несравненно хуже по сравнению с городом. [5]
В условиях общей экономической дезорганизации и упадка, социально деконсолидации и разложения усугубилась отсталость аграрного сектора и сельских территорий, бывших и в дореформенный период донорами экономики. Многократное увеличение диспаритета цен, снижение бюджетной поддержки и платежеспособного спроса населения, засилье импорта продовольствия, ограниченность доступа к информационным и кредитным ресурсам, консультационным услугам, которые могли бы облегчить вхождение сельхозпроизводителей в рынок, привели к глубокому системному кризису в АПК.
Общие и специфические причины сельской бедности пореформенного характера дополняются исторически сложившимися географическими, экономическими и социально — демографическими причинами, усиливающими детерминирующее воздействие трансформационных издержек. Это территориальная изолированность, более низкий по сравнению с городом общеобразовательный и профессиональный уровень населения, отставание в технической вооруженности и производительности сельскохозяйственного труда при слабом развитии коммуникаций и инфраструктуры в целом, монозанятость, более высокая иждивенческая нагрузка на работающего, особенности психологии сельского социума.
Наиболее важным специфическим фактором продуцирования и застойного характера бедности в сельской России является низкая доходность сельскохозяйственной занятости, вследствие которой основная масса имеющихся рабочих мест может быть квалифицирована как физические, а не экономические рабочие места.
Широкомасштабная, глубокая и длительно консервируемая сельская бедность представляет общенациональную и геополитическую опасность.
Бедность приводит к ухудшению физического, психического и социального здоровья сельского населения, росту смертности и снижению рождаемости, изменению типологии семей (увеличивается относительное число неполных, бездетных семей, а также семей, имеющих в своем составе инвалидов).
Длительное аккумулирование негативного воздействия материальных лишений порождает постоянное состояние страха, низкой самооценки, что не только ослабляет иммунитет, повышает смертность от заболеваний, но нередко ведет к суицидному исходу в решении жизненных проблем, деформации социальной психологии, апатии и социальному пессимизму, росту преступности, алкоголизма, наркомании и другим деструктивным общественным явлениям.
Смертность на селе за последние 15 лет увеличилась в 1,4 раза и на 20% превышает городской уровень, коэффициент суицидной смертности сельского населения превосходит показатель 1990г. также в 1,4раза и на 46% ее уровень среди граждан. За пореформенный период село потеряло в качестве естественной убыли 3,3 млн. человек, сельской депопуляцией охвачены 69 регионов России, в 29 из них смертность превышает рождаемость в 2 — 4 раза. В период между двумя последними переписями с лица российской земли исчезло 11 тыс. сел и деревень, утрачивается социальный контроль над территорией российского государства, растет экспансия со стороны других народов.
Государственная политика по ограничению бедности на сельских территориях должна исходить из того факта, что сельская бедность, учитывая ее массовость, глубину и застойный характер, является не локальной, а общенациональной проблемой, от решения которой напрямую зависят демографическое развитие страны, ее продовольственная и социальная безопасность. Поэтому сокращение сельской бедности следует положить в основу стратегии аграрной политики сельского развития. [10]
Итак, российская деревня вступила в XXIвек, находясь в глубоком социально-экономическом кризисе. Преодоление сложившейся критической ситуации возможно только при коренном изменении проводимой по отношению к ней политики. Стратегия развития села должна предусматривать подход к нему как к социально-территориальной подсистеме общества, выполняющей широкий спектр народнохозяйственных функций (в том числе и трудоресурсную). Сочетая методы государственного регулирования и рыночной самонастройки, финансирование развития села следует осуществлять по многоканальному принципу: за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств юридических и физических лиц, привлекаемых для реализации социальных программ. [3]
3 Основные направления регулирования рынка труда в РФ
3.1 Регулирование занятости и рынка труда
«Чем меньше государство занимается экономикой, тем лучше для экономики» — так говорил Адам Смит. Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» — личный интерес, связанный со стремлением к прибыли.
Но в работах Дж.М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.
Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.
Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.
Если безработица превышает естественный уровень (5-6% от общего числа занятых в народном хозяйстве), то необходимо вмешательство государства.
Современная государственная политика не может базироваться на идее, что социальное развитие должно отойти на второй план по отношению к экономическому благополучию. Напротив, задача состоит в том, чтобы обеспечить одновременно и экономический, и социальный прогресс в сочетании со стремлением к полной занятости и гибкой государственной системе социальной поддержки населения.
При таком понимании роли социальной и экономической составляющих развития безработица не может рассматриваться как экономически оправданная. Сокращается покупательная способность населения, бюджеты теряют
налогоплательщиков, а предприятия – кадры, увеличивается риск социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя. Устранение или смягчение воздействия причин, порождающих безработицу, становится непременным условием социальной и экономической стабильности, устойчивого развития, успеха проведения реформ.
Состояние рынка труда является результатом влияния многих экономических и социальных факторов, также как и рынок труда становится силой, воздействующей на них. Поэтому нейтрализация безработицы может достигаться в более широком контексте экономических, социальных, образовательных и других направлений политики.
Тесная связь занятости и экономики необходима для обеспечения стабильного роста производства и занятости. Политика, которая улучшает функционирование рынка труда и способствует приспособлению рабочей силы к структурным переменам, снижает риск падения экономического роста, позитивно влияет на возможности стабилизации развития. Чем более успешной будет политика, которая направлена на поддержание безинфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше будут перспективы занятости и рынка труда. Поэтому важнейшей целью является разумное сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы.
С точки зрения влияния на занятость, эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным воздействием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, и тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики к безинфляционной «генерации занятости» в целом составляет задачу экономической политики.
В долгосрочном плане при реализации экономической стратегии Россия может столкнуться с рядом объективных ограничений и проблем. Некоторые из них обусловлены демографическими процессами, в частности, старением населения. Начавшееся в начале 90-х годов сокращение
численности населения продолжится. В то же время до 2005-2006 гг. продолжится рост численности населения в трудоспособном возрасте, что усилит давление на рынок труда, обостряя проблему безработицы, при том, что экономика не будет испытывать нехватки трудовых ресурсов. Вместе с тем появление кадров нового поколения, менталитет и образование которых уже ориентированы на рыночные условия, обострит конкуренцию на рынке труда, что положительно скажется на качестве трудовых ресурсов, занятых в производстве. Это особенно важно с учетом миграционного оттока квалифицированных кадров.[11]
Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости — неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.[3]
Преодолением негативных тенденций в экономике можно существенно содействовать улучшению демографической ситуации, повышению рождаемости. Если же скорейшие меры по нормализации экономического роста не будут приняты, возникнет угроза не только социальной стабильности, но и самому существованию России как государства.
Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную,региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:
- появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;
- привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
- обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.
Таким образом, необходима реформа трудовых отношений, призванная ликвидировать разрыв между реалиями рынка труда и иллюзиями сохраняющегося и поныне трудового законодательства как яркого проявления виртуальности нашего «социального государства». Цель реформирования этой сферы — повысить гибкость рынка труда и мобильность рабочей силы, одновременно обеспечив реальную защиту прав наемных работников и расширение свободы маневра для работодателей и сократив латентные процессы на рынке труда. Для этого целесообразно провести следующие меры:
· повысить роль индивидуальных трудовых договоров (законодательно и на
практике), упростить процедуры их расторжения по инициативе
работодателя при условии необходимой защиты прав и интересов работни-
ка;
продолжение
--PAGE_BREAK--на уровне предприятий и организаций изменить содержание и роль
коллективных трудовых соглашений с участием профсоюзов;
· реформа трудовых отношений должна проводиться поэтапно с учетом радикального характера и многообразия требующихся изменений в трудовом законодательстве; принять более реалистичные процедуры массовых увольнений. Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства, и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.[4]
Правовое регулирование рынка труда.
Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя, признание многообразия форм собственности — всё это потребовало изменения действующего законодательства о труде. В России правовой каркас рынка труда, где основным регулятором выступал бы конкурентный механизм, а не прямой административный контроль, сформировался в поздние перестроечные и первые пореформенные годы, когда была принята серия основополагающих законодательных актов (таких как «Закон о занятости» (1991), «Закон о коллективных договорах» (1992) и др.) и внесен ряд принципиальных изменений в Кодекс законов о труде, которые установили новые «правила игры» в трудовых отношениях. Определенные новации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения КонституцииРФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации.
Основные принципы регулирования трудовых отношений, следующие:
- признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны — работника;
- учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;
- гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;
- учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;
- установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.
В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным образом подготовленного закона не достаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантированные государством права работников должны защищаться прежде всего путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.
Постоянно высокий уровень безработицы в регионе способствует активации миграционных потоков. Много трудящихся, потерявшие работы в результате реструктуризации, и многие молодые специалисты, которые так и не смогли найти работу, эмигрировали на запад, чтобы найти работув странах Центральной и Восточной Европы, а также в России и странах СНГ. Еще одно привлекательное направление для мигрантов из стран Центральной Азии — Казахстан.[2]
3.2 Региональные программы содействия занятости
Для эффективности государственного регулирования рынка труда и занятости необходимы меры региональных властей. Государственные программы реализуются по всей стране, но необходимо, чтобы каждый глава региона проводил свою политику по борьбе с безработными, ведь это зависит от особенностей региона.
Структура финансирования политики занятости смещается в сторону увеличения средств на выплату пособий по безработице и снижению средств, направляемых на активную политику занятости. Так, на выплату пособий по безработице и материальную помощь направляется почти 14 млрд. руб., а на мероприятия по содействию трудоустройству — 1,31 млрд. руб.
Урезание финансирования активной политики занятости по сравнению с 2002г. идет по следующим направлениям:
- Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда — финансирование снижено почти в 2 раза;
- Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, — на 15,4%;
- Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда — в 5,4 раза;
- Оказание содействия самозанятости населения — в 2 раза. Финансирование работ по самозанятости необходимо кардинально увеличивать, так как только на них возможно трудоустройство безработных в сельской местности, малых городах и поселках, где практически отсутствуют вакантные рабочие места и доля застойной безработицы растет.
В некоторых регионах ситуация на рынке труда вышла из — под контроля и требуется принятие антикризисных мер: в соответствии с Правилами отнесения территорий к напряженным по ситуации на рынке труда в девяти субъектах РФ: республиках Дагестан, Ингушетия, Кабардино -Балкарская, Калмыкия, Карачаево — Черкесская, Тыва, Агинский Бурятский автономный округ и Читинской области ситуация на рынке труда квалифицирована как напряженная, а в Коми — Пермяцком автономном округе, областях Амурской, Курганской, Пензенской и Тамбовской — неблагоприятная, граничащая с напряженной. В проекте бюджета для стабилизации положения в этих регионах средств не предусмотрено.
Так, если каждый глава региона сведет уровень безработицы у себя к минимуму, то государство добьется основной своей цели: полной занятости населения.[3]
3.3 Развитие рынка труда — неотъемлемый элемент государственной политики
Государство с момента возникновения этого политического инструмента выполняло, выполняет и несомненно будет выполнять до тех пор, пока сохранится сам этот инструмент, определяющий хозяйственные функции. Важнейшая из них — разработка и задание определенных «рамочных правил игры» и обеспечение гарантий выполнения законных договорных обязательств между хозяйственными субъектами и субъектами товарного рынка, включая рынок труда (рынок рабочей силы).
Отказавшись в процессе перехода к новым формам хозяйствования от тотального огосударствования, от планово — распределительной системы, государство, особенно если провозглашает себя социальным, не может и не должно уходить с рынка. Ни в одной стране с развитой рыночной экономикой государство никогда никогда своих регулирующих функций не ослабляло. Государственная политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда в целом в современных условиях определена ст.5 Закона РФ «О занятости населения в РФ» (принятый Государственной Думой 22марта 1996г.):
- государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость;
- государственная политика в области содействия занятости населения направлена на реализацию многообразных элементов социально — экономических условий, рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества.
Регулирование процессов на рынке труда со стороны государства в соответствии с действующим законодательством направлено на содействие занятости населения и предотвращение или сокращений безработицы.[3]
В условиях переходного периода далеко не все законы разработаны или приведены в соответствие, с новыми условиями, работодатели могут игнорировать некоторые положения законов и нормативных документов.
Государство правомочно воздействовать на работодателей, если ими допускается нарушение трудовых контрактов, ущемление экономических и социальных интересов работников, ведущих к социальной напряженности и конфликтам, предупреждения и разряжения которых прямая обязанность государства и его исполнительных органов.
Актуальной является задача защиты российского внутреннего рынка и восстановление весьма ослабленных в последние годы хозяйственных связей со странами СНГ, формирование единого экономического пространства на территории стран СНГ.[9]
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых — изменение форм собственности, ликвидации нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоевнаселения, условий их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Заключение
Российская Федерация переживает кризис, который сопровождается спадом производства, ростом инфляции, дефицитом государственного бюджета, падением уровня жизни. Это, отчасти, причина перехода к суверенитету, отчасти перехода к рынку. При существовании СССР хозяйство было общим и, соответственно налажены межреспубликанские связи между предприятиями. Одной из основных проблем во время выхода из кризиса являются спад производства и, принимающая угрожающие размеры, безработица.
На данный момент требования к кандидатурам на вакантные места распределяются таким образом: 40% профессионально — техническое образование; 30% высшее экономическое образование и бухгалтерское дело; 3% охранники и водители автотранспорта; 2% юридическое образование; остальные профессии и специальности.
Очень большой процент безработных среди сельского населения. Из — за упадка сельскохозяйственной отрасли, безработные мигрируют в более крупные населенные центры, в надежде на предоставляемые городами возможности. Но они не всегда оправдываются, что приводит к драматическим последствиям, таким как рост преступности и другое, восстановление сельского хозяйства не только уменьшит численность безработных, но и принесет значительное количество средств в государственный бюджет. Сельское хозяйство всегда было одной из основных отраслей народного хозяйства страны.
В программе правительства по выводу страны из кризисной ситуации говорится, что в скором будущем мы выйдем в разряд двадцати экономически развитых стран мира.
При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих; разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.
Понимая неизбежность нарастания масштабов безработицы в России в условиях углубления экономических реформ, в ближайшие годы, видимо, следует ориентироваться на социально допустимые масштабы в размере 7 — 8%, определяемой как отношение числа лиц, ищущих работу, ко всей численности экономически активного населения. С учетом специфики российской экономики это ниже, чем в других странах, переходящих от плановой к рыночной экономике.
В заключении как вывод хочу сказать, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.
Что касается, степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.
В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
Список использованной литературы
1 Бондаренко Л.В. Бедность по — крестьянски, 2004
2 Глобальная безработица остается на беспрецедентно высоком уровне, несмотря на значительный экономический рост / //Человек и труд.-2007.-№3-С.29-31
3 Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики. — 1996. — №2, с.76-91.
4 Колосницына М.Г. Экономика труда: учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. — М.: ИЧП «Изд — во Магистр», 1998.-240С.
5 Кузнецова Л. Оплата труда в сельхозорганизациях с учетом их финансового состояния / //АПК. — 2006. — №7 — С. 43 — 45
6 Курс экономической теории. Издание 5-е, дополненное и переработанное. Под общей редакцией профессора М.Н.Чепурина, профессора Е.А.Киселевой. — Киров: «АСА», 2003. — 823С.
7 Носова С.С, Экономическая теория: Учеб. для вузов. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 520с.
8 Россия в цифрах. Статистический сборник. 2006
9 Учебное издание Марцинкевич В.П., Соболева И.В. экономика человека: учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1995.-286С.
10 Ушачев И., Л.Бондаренко Концепция снижения сельской бедности. / //АПК: экономика и управление. — 2007. — №1.- С 2 — 13
11Экономика: учебник /ред.А.И.Архипов, ред.А.Н.Нестеренко, ред.А.К.Большакова. — М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001. — 784С.
12 Закон «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими дополнениями и изменениями) от 19 апреля 1991г. и от 11 апреля 1996г.
13 Кейнс Дж.М. «Общая теория занятости, процента и денег». – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 352с.
14 Кибанов А.Я. «Экономика и социология труда: Учебник». – М.: ИНФРА-М, 2003. – 584с.
15 Липсиц И.В. «Экономика: учебник для вузов». – М.: Омега-Л, 2006. – 656с. – (Высшее экономическое образование).
16 Маркс К. «Капитал: Том II, III». – М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. – 530с., 932с.
17 Николаева И.П. «Экономика в вопросах и ответах: учеб. пособие». – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 336с.
18 Октябрьский П.Я. «Статистика: Учебник». – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.-328с.
19 Остапенко Ю.М. «Экономика труда: Учеб. пособие». – М.: ИНФРА-М, 2006 – 268с. – (Высшее образование).
20 Хейне П., Боуттке П., Причитко Д. «Экономический образ мышления», 10-е издание / пер. с англ. Гуреш Т.А. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. – 544 с.
21 Чепурин М.Н., Киселева Е.А. «Курс экономической теории: учебник». – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005. – 832с.
22 www.ancor.ru/ Бендина Н. «Российский рынок труда готовится к шторму», RBC, 10 ноября 2004г.
23 http://www.meo.ru/
24 http://www.severinform.ru/ Информационное агентство «СеверИнформ»// Статьи// Капелюшников Р. «Российский рынок труда: проблемы безработицы» от 26.04.2006г.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 1– Численность безработных в России
Год
Общая численность безработных, тыс. человек
Численность безработных среди студентов, учащихся и пенсионеров, тыс. человек
Количество безработных женщин, тыс. человек
Количество безработных среди лиц, проживающих в сельской местности, тыс. человек
2005
5775,2
777,3
2873,2
1876,6
2006
5208,8
610,5
2406,9
1956,6
продолжение
--PAGE_BREAK--