Реферат по предмету "Экономика"


Безработица как глобальная проблема человечества

Министерство наукии образования Украины
Донецкий НациональныйУниверситет экономики и торговли
имени МихаилаТуган-Барановского
Кафедра экономической теории
 
Реферат
Безработица какглобальная проблема человечества
Донецк 2009

План
Введение
1.Ситуация на рынке труда Украины
2.Политика на рынке труда: эволюцияподходов
3.Эффективная служба занятости:некоторые современные подходы
Выводы
Литература

Введение
 
Мировой финансовыйкризис, с которым жители бывшего СССР, включая страны Балтии, Украину, Белоруссию,Россию, столкнулись в 2008 году, может стать серьезной угрозой для рынка труда иэкономики в целом. Уровень безработицы среди трудоспособного населения начал растина фоне сокращения персонала и снижения заработных плат сотрудников отдельных компанийи даже целых отраслей. Тенденция, которая наметилась в прошлом году, в 2009 годуможет получить развитие. В соседних странах, куда финансовый кризис пришел намногораньше, чем в Украину, ситуация с уровнем безработицы выглядит еще печальнее. Например,безработица в Эстонии за два года выросла более чем в два раза, и согласно даннымдепартамента трудовой занятости Эстонской республики на 31.12.2008, безработнымичислится 4,7% трудоспособного населения (от 16 лет до достижения пенсионного возраста).В соседней Латвии уровень безработицы достиг в 2008 году 7%. В 2009 году некоторыеэксперты опасаются, что уровень безработицы в Латвии может превысить 15%, что создастколоссальное социальное напряжение в обществе. Однако не только страны Балтии, Украина,Белоруссия и Россия ощущают на себе негативное влияние экономического кризиса. ВСША эксперты не исключают, что уровень безработицы в 2009 году может достигнутьили даже превысить 10-процентную отметку. В декабре 2008 года на бирже труда былозарегистрировано около 7% безработных.
Сейчас сложносделать точный прогноз, каким будет уровень безработицы по итогам 2009 года. Правительствамвсего мира необходимо предпринимать решительные антикризисные меры, чтобы погаситьрастущую социальную напряженность в обществе.
занятость безработица рынок труд

1.Ситуацияна рынке труда Украины
 
Ситуация на рынкетруда в течение года поменялась кардинально. Так, если I полугодие было вполне оптимистичным,то уже осенью рынок оказался во власти негативных тенденций. В первые шесть месяцевтекущего года ситуация на рынке труда выглядела вполне радужно. Специалисты практическилюбой отрасли могли без проблем найти себе работу с достойной оплатой и хорошимиусловиями труда. Порталы по трудоустройству пестрели безграничным потоком вакансийот работодателей, а соискатели, в свою очередь, могли себе позволить выбирать лучшее«место под солнцем». Данный период на рынке труда в некоторой степениможно охарактеризовать как «кадровый голод», поскольку компаниям массовоне хватало высококвалифицированных специалистов, что заставляло их особо не перебиратьперсоналом и постоянно мотивировать сотрудников как материально, так и социальнымпакетом (оплата мобильной связи, оплачиваемое питание, расходы на оплату бензина).Именно в этот период, по мнению специалистов, фирмы начали раздувать свой штат,набирая «лишних» сотрудников. На протяжении всего 2008 года наиболее «насыщенными»предложениями от работодателей были такие профессиональные направления, как Информационныетехнологии и телекоммуникации, Продажи, Банки и инвестиции, Бухгалтерия и финансы,Маркетинг, Реклама, PR. Именно этим специалистам в текущем году предлагали самыевысокие зарплаты, а вакансии в этих сферах были наиболее востребованными. Второеполугодие 2008 года принесло негативные изменения для многих работающих украинцев.Перед компаниями стояла единственная цель — выжить, устоять в период финансовогокризиса. В результате многие украинцы попали под сокращение или вынуждены были идтив неоплачиваемые отпуска. Экономические проблемы в стране начали влиять на рыноктруда уже в конце сентября — октябре 2008 года. Именно в этот период рекрутеры началиговорить об увольнениях в компаниях и резком увеличении количества резюме на порталахпо трудоустройству.
Теперь свои условиястали диктовать работодатели, а наемные работники, поубавив свой пыл, стали соглашатьсяна менее привлекательные предложения. Кроме того, в сентябре 2008 года практическиостановился рост зарплат, что еще раз подтвердило признаки «волны» увольнений.Некоторые организации сократили от 40% до 60% своего персонала. «Массовые увольненияв Украине сейчас происходят и будут происходить в дальнейшем, потому что в большинствекомпаний работают „лишние люди“. Сегодня многие украинские организациипросто-напросто „раздуты“ персоналом, при этом некоторые компании увольняют»на всякий случай". Первыми «жертвами» финансового кризиса сталиработники металлургической отрасли, инвестиционных компаний и банков, сферы строительства.Следующими, по мнению экспертов, будут ритейлеры. Тем не менее, считает эксперт,рынку труда нужен был кризис, потому что он заставил многих специалистов даватьрезультаты, а не «просиживать» рабочий день в офисах. По данным Госкомстата,средняя заработная плата в Украине в ноябре 2008 года составила 1823 грн., что на4,9% меньше чем месяцем ранее. Задолженность по выплате заработной платы с начала2008 года выросла на 56%, или на 374,9 млн.грн. На 1 ноября 2008 года она составила1 млрд. 43 млн. 622 тыс.грн. С 1 декабря 2008 года в Украине уровень минимальнойзарплаты увеличен с 545 грн. до 605 грн., что предусмотрено Законом «О Государственномбюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные актыУкраины». Тем не менее, данное увеличение никак не отразится на «бюджетниках».По словам Министра труда и соцполитики Украины Людмилы Денисовой, для первого разрядатарифной сетки работников бюджетной сферы минимальная зарплата останется на уровне545 грн. В ноябре 2008 года безработных украинцев стало на 109,8 тыс. больше. Вчастности, в целом по Украине за данный период зарегистрировано 639,9 тыс. безработных.В этом же месяце украинским предприятиям не хватало 136,8 тыс. работников, что на40,7 тыс. лиц меньше, нежели в октябре 2008 года. Кроме того, по данным Госкомстата,в декабре 2008 года на одно вакантное место на украинском рынке труда претендовало5 человек, что является самым высоким показателем за весь 2008 год.
 
2.Политика на рынке труда: эволюция подходов
 
Часто осознаниепроблем отечественного рынка труда сопровождается требованиями к правительству “что-нибудьсделать с безработицей”. Неструктурированная проблема порождает стихийные и неэффективныедействия. Для того чтобы определить, чем должна заниматься российская политика нарынке труда, обратимся к “рыночному” мировому опыту. Он будет полезен и в том смысле,что Россия находится в стадии перехода именно к рыночному хозяйству. В первые двадесятилетия 20-го века циклические периоды роста безработицы воспринимались какнеизбежное экономическое зло. Поэтому и средства от безработицы сводились к исправлениюее следствий и не содержали мер, смягчающих ее рост в ходе циклических колебанийэкономики. Облегчение бремени безработицы связывалось с двумя направлениями: во-первых,с посредничеством в трудоустройстве через биржи труда и, во-вторых, с системой страхованияот безработицы.
В последующембольше внимания стало уделяться мерам по снижению риска безработицы среди отдельныхгрупп населения. Тем не менее, все разрабатываемые меры основывались на индивидуальнойпомощи потерявшим работу и не предусматривали активного вмешательства правительствв регулирование рынка труда. Перемены после Второй мировой войны — в первую очередь,экономическая депрессия, конверсия промышленности, массовая демобилизация, репатриацияпленных и беженцев — заставили изменить роль государства в регулировании рынка труда.Безработица уже не рассматривалась как индивидуальная проблема работника. Было признано,что основная ее причина кроется в неудовлетворительно функционирующей экономическойсистеме. Постепенно концепция индивидуальной помощи безработным начинает менятьсяв направлении осознания позитивной роли активных средств влияния государства наравновесие рынка труда и его организацию. Одним из этапных моментов в послевоеннойистории политики на рынке труда стало принятие Международной Конференцией Трудадокументов о политике занятости в 1964г.
Во-первых, безработицауже не связывалась только с вопросами организации рынка труда. Политика, направленнаяна поддержание и развитие занятости, предусматривала меры экономического регулированияв области налоговой политики, регулирования рабочего времени, заработной платы,образования, противодействие социальной изоляции, инвестиционные программы и т.д.Декларировано, что решение проблем занятости населения должно стать основной цельюполитики правительств. Во-вторых, широкая трактовка мер, направленных на поддержкузанятости, изменила и роль службы занятости. Она перестает быть единственным инструментомрегулирования рынка труда и становится одним из элементов политики. Несмотря на«потерю» исключительной роли, как функции, так и полномочия служб занятостирасширяются. Помимо традиционных посреднических функций и управления системами страхованияот безработицы, предусматривались и специальные программы, например, для молодежи.
Постепенно основнымнаправлением перемен становится смещение акцентов с пассивного возмещения потеридоходов безработных и индивидуальной помощи через посредничество в трудоустройствек расширению “активных” мер вмешательства в рынок труда. Наиболее показателен вэтом отношении опыт Швеции. Решением, альтернативным контролю над зарплатами и ценамив послевоенной Швеции, стала концепция активной политики на рынке труда. Пакет политическихмер в области людских ресурсов стал частью макроэкономической политической стратегии,то есть политика трудовых ресурсов рассматривалась как средство стимулирования спроса,не вызывающее инфляционных последствий. В конце 1950-х — начале 1960-х годов в СШАна вооружение были взяты три политические предложения: более экспансионистское управлениеспросом, создание рабочих мест в государственном секторе и меры по обучению с цельюпомочь неблагополучным слоям населения вернуться на рынок труда. ОЭСР в дополнениек улучшению баланса “инфляция–безработица” и уравновешиванию возможностей выходас рынка труда третьей целью активной политики в области трудовых ресурсов выдвинуласодействие экономическому росту посредством развития людских ресурсов.
Основная идеясостояла в том, что любой шаг в сторону экономических ограничений, направленныхна снижение инфляции, которые могут привести к появлению безработицы, должны с самогоначала сочетаться с подготовкой выборочных контрмер. В центре внимания оказалисьтакие направления политики в области предложения рабочей силы, как меры по подготовке,поиску работы и трудоустройству, способныев наибольшей степени удовлетворятьодновременно требованиям эффективности и справедливости.
3.Эффективная служба занятости: некоторые современные подходы
Потенциальныевозможности службы занятости в Украине по ряду причин недоиспользованы. Ее позитивноевлияние на рынок труда даже в условиях экономического спада может быть повышено.Помимо таких внешних обстоятельств, как ограниченное число имеющихся вакансий, ухудшающеесяфинансовое положение Фонда занятости, ведущее к сокращению активных программ, имеютсяи другие, внутренние факторы, активизация которых позволит мобилизовать дополнительныерезервы повышения эффективности ее деятельности.
/>Интеграция ядра функций службы занятости
Один из наиболеемощных институциональных факторов, влияющий на эффективность пассивной и активнойполитики, — степень интеграции трех ключевых функций:
1) подбор рабочегоместа и работника;
2) администрированиевыплат пособий по безработице;
3) направлениебезработных на активные программы.
Так как окончательнаяцель всех трех функции служб занятости состоит в том, чтобы реинтегрировать безработногов работу настолько быстро, насколько возможно, важно принять во внимание взаимодействиямежду ними:
· тесная координациямежду подбором работы и выплатой пособий необходима, чтобы эффективно применитьтест на готовность к работе и, следовательно, выполнить одно из ключевых предварительныхусловий для возникновения права на пособие;
· тесная координациямежду посредничеством в поиске работы и активными программами необходима, чтобыгарантировать, что безработный может приобретать признаки, необходимые для заполнениядоступных вакансий;
· тесная координациямежду выплатами пособий и активными программами необходима, чтобы избежать долгосрочнойзависимости от получения пособия и участия в программах для единственной цели возобновленияправ на пособие.
Единство трехосновных функций – это преднамеренный отход от представления, что желательно отделитьпринудительную функцию контроля над пособиями от «положительных» функций- консультирование, помощь в поиске работы и направление на активные программы.Такое изменение парадигмы основано на опыте противодействия безработице, котороестало структурной проблемой, особенно в странах с щедрым денежным пособием.
В Украине службазанятости изначально создавалась как институт, объединяющий все три основные функции.Тем не менее, необходимо еще раз подчеркнуть, что многие страны, ранее следовавшиепутем разделения функций, сегодня меняют свои концепции. Данное обстоятельство существеннопотому, что в последнее время вновь начинает подниматься вопрос об ограничении политикина российском рынке труда только выплатой пособий по безработице и о передаче функцийпо управлению выплатами пособий по безработице социальным службам. Услуги, связанныес посредничеством в трудоустройстве, и ряд активных программ принято считать расходамислужбы занятости “на саму себя”. Поэтому ежегодно предпринимаются попытки сократитькак расходы на “содержание службы занятости”, так и урезать активную часть бюджетафонда занятости.Подобные действия являются грубейшей политической и экономическойошибкой.
/>Политика вмешательства в течение периодабезработицы
Характер этоговмешательства должен различаться в начале периода безработицы от мер, требуемыхпосле многих месяцев безработицы. С одной стороны, большая часть безработных способнав короткие сроки найти работу, минуя дорогостоящие программы. С другой стороны,например, неэффективно направлять квалифицированного работника, находящегося в состояниибезработицы, на одну или две недели участия в общественных работах. Аналогично,едва ли после 12 месяцев безработицы курс обучения по подготовке резюме расширитвозможности занятости. К сожалению, опыт показывает, что выбор «какое средствов какой момент» является обычно не результатом сознательного выбора политики,а результатом смеси установленных правил и методов, унаследованных из прошлого.
Наиболее результативнымбыло бы предложение интенсивной помощи в поиске работы на индивидуальном уровнеуже на ранней стадии безработицы. Но с большими притоками в безработицу такой помощьюобеспечивать всех безработных слишком дорого. Следовательно, важно выбрать тех безработных,кто больше всего нуждается в помощи. По этой причине многие страны используют сегоднятак называемое «профилирование» искателей работы, чтобы идентифицироватьнаходящихся в опасности стать долгосрочным безработным. Первая регистрация ищущихработу в службе занятости — критический момент в истории периода безработицы. ВУкраине, где служба занятости рассматривается как универсальный поставщик государственныхуслуг соискателям работы, всем безработным предлагается широкий диапазон обученияи мер помощи в поиске работы сразу после регистрации в службе занятости. Безработныемогут пользоваться этими услугами независимо от того, находятся они в группе рискастать долгосрочными безработными, или нет. Однако раннее вмешательство как универсальнуюуслугу в широком масштабе становится все сложнее реализовывать в условиях высокойи постоянной безработицы и из-за ограничений ресурсов. Следовательно, всегда существуетдилемма, в которой необходимо выбрать между меньшим количеством ранних вмешательств,заканчивающихся усилением проблемы долгосрочной безработицы, с одной стороны, и,с другой, — более ранним началом вмешательств и более высоким бюджетом службы занятости.Поэтому необходимо решать, во-первых, кому из безработных нужно предложить такиеуслуги и, во-вторых, должны ли такие ранние вмешательства быть добровольными илиобязательными для членов целевых групп (правом или обязательством). Обычно применяютсядва метода выбора. Выбор может иметь место или на основе вопросов, раскрывающихспецифическую характеристику безработного человека, или на основе более сложногоподхода, который принимает во внимание несколько факторов риска через методы профилирования.Может быть применен формальный способ профилирования, основанный на статистическихметодах, или менее формальный, на основе мнения опытного персонала службы занятости,или комбинация обоих подходов. Например, в Швеции в основном полагаются на профилированиечерез мнение персонала, в Соединенных Штатах — на формальные методы, в Австралии- на комбинации обоих.
Индивидуальнаяработа становится более важной и срочной с возрастающей продолжительностью периодабезработицы. Продолжительность безработицы может рассматриваться как процесс самовыбора,который, в конечном счете, делает профилирование избыточным. Те, кто имеют трудовыепроблемы, дрейфует в долгосрочную безработицу, в то время как другие будут выходитьиз безработицы и приобретать работу. Когда существует риск самовыбора безработицы,важно установить диагноз фактических проблем, с которыми сталкивается долгосрочныйбезработный и сделать оценку восстановления его потенциала конкурентоспособностина рынке труда. Это может быть установлено глубокими интервью, а если необходимо,то несколькими из них, и действиями, соответствующими потребностям и возможностямбезработных.
Рассмотрим классификациюищущих работу, состоящую из трех групп (в ее основании — техника профилирования):
· Группа (1) готовыек работе и не находятся в опасности стать долгосрочным безработным;
· Группа (2) те, ктов опасности, но оценены как готовые к работе;
· Группа (3) те, ктов опасности и оценены как не готовые к работе.
Группа (1) нетребует целевой помощи. Сокращению периода поиска работы мог бы способствовать доступк информации о вакансиях. Группе (2) требуется немедленная поддержка в виде помощипоиска работы (подготовки резюме, доступ к телефону и факсу, клубы ищущих работуи т.д.). Такие действия могли бы быть оправданы из-за относительно низких затрати положительных результатов этих мер, даже если некоторые работники могли бы найтиработу в любом случае. Только группа (3) могла бы рассматриваться для немедленногонаправления на программы занятости и обучения.
Правда, степеньточности прогнозирования риска долгосрочной безработицы в начале периода безработицыв настоящее время не достаточно высока. Тем не менее, учитывая дороговизну обученияи программ занятости, вероятностное определение групп повышенного риска кажетсяболее оправданным, чем ожидание момента, когда не станет известно достоверно, чтопотенциальные участники этих программ имеют серьезные проблемы. В какой момент времени(немедленно, после 3 месяцев, после 6 месяцев) может быть применено первое глубокоеинтервью для безработных, находящихся в группах (1) и (2)? Это — вопрос имеющихсяресурсов и персонала, а также — объема “входов” в безработицу, размера “запаса”существующей безработицы, особенно долгосрочной. Если ресурсы персонала ограничены,первое углубленное интервью может быть применено только после 3 месяцев безработицыпри условии, что большинство ищущих работу, которые относятся к “легко трудоустраиваемым”,выйдут из числа безработных. С удлинением периода безработицы (период в 6 месяцевявляется эталонным во многих странах) интенсивность давления службы занятости набезработного принимать рабочие места ниже их порога ожидания и (или) участвоватьв программах обучения должна повыситься. В этот момент им могут быть предоставленывозможности участия в программах “Клуб ищущих работу”, разрабатываться “планы поискаработы” и применяться более строгие критерии “подходящей работы”. После 12-месячногопериода безработицы все три группы сливаются в одну. Необходимой становится переоценкавозможностей трудоустройства и обновления планов “поиска работы”. Право на пособияпо безработице должно устанавливаться в зависимости от участия в любой программе.При этом участие в обучении и программах временной занятости не должно служить простымсредством повторной квалификации участников для получения пособий по безработице.

Выводы
 
Пути преодоленияроста безработицы:
· С точки зрения влиянияна занятость, эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивнымвлиянием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительностина стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, а такжетех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокойспособности экономики к безинфляционной “генерации занятости” в целом составляетзадачу экономической политики.
· Наличие многочисленныхфакторов, не связанных с макроэкономическими возможностями для занятости, можетсделать бессмысленными попытки стабилизации положения на рынке труда за счет “чистых”экономических мер. Результаты макроэкономических усилий будут находиться в ощутимойзависимости от эффективности трудовой политики. Повышение и поддержание “высокойспособности к занятости” рабочей силы, а также поддержка благоприятной “рабочейсреды”, позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость,в целом должно составлять ключевую задачу трудовой политики и политики развитиярабочей силы.
· По мере расширенияоткрытой безработицы, в том числе в связи с оптимизацией фонда рабочего времени,приведения численности работающих к величине “экономически заданного спроса”, будетусиливаться значение преодоления открытой безработицы как ключевой составляющейполитики на рынке труда. Ее базовая задача — повышение “способности к занятости”безработных граждан. Под повышением “способности к занятости” безработных понимаетсяснятие объективных препятствий (информационных, квалификационных, социальных, психологическихи т.д.), мешающих им занять имеющиеся вакансии или генерируемые экономикой новыерабочие места. Основная цель политики противодействия безработице – скорейшее возвращениеискателей работы к активному труду, предотвращение их дрейфа в длительную безработицуи социальное исключение.
· Расширение спросана рабочую силу, вызванное экономическим оздоровлением, позитивно скажется на тех,кто оставался безработным относительно более короткий период времени. Как правило,данная группа работников, обладающая высокой способностью к занятости, не требуетинтенсивной помощи со стороны государства. Часто достоверной и обширной информациио наличии в экономике вакансий оказывается достаточным для сокращения периода поискаработы. Однако длительно безработные и те, для кого риск дрейфа в эту группу велик,едва ли смогут воспользоваться плодами экономического роста и самостоятельно найдутновую работу. Именно на эту группу безработных преимущественно и должна быть нацеленаполитика на рынке труда.
· Любой шаг в сторонуэкономических ограничений, направленных на снижение инфляции, которые могут привестик появлению безработицы, должны с самого начала сочетаться с подготовкой выборочныхконтрмер. Наиболее эффективнытакие направления политики в области предложения рабочей силы, как меры по подготовке,поиску работы и трудоустройству, способные в наибольшей степени удовлетворять одновременнотребованиям эффективности и справедливости.
· Один из наиболее мощныхинституциональных факторов, влияющий на эффективность пассивной и активной политики,- интеграция трех ключевых функций: а) подбор рабочего места и работника; б) администрирование выплатпособий по безработице, и в) направление безработных на активные программы. В Россиислужба занятости изначально создавалась на основе единства этих трех функций. Вдальнейшем это единство следует сохранить.
· Делая, доступнымиуслуги и программы службы занятости для всех безработных вне зависимости от рискаперехода в длительную безработицу, такой подход сегодня не оправдан, особенно вусловиях нарастающих финансовых ограничений. Необходимо перейти к системе подключенияпрограмм, особенно дорогостоящих, в зависимости от продолжительности периода безработицыи риска длительной безработицы.
· Некоторые активныепрограммы, такие как создание рабочих мест или обучение, могут интерпретироватьсякак пассивные меры, еслиони используются или как “временное убежище” для безработных, или как средство повторнойквалификации для возобновления права на получение пособия по безработице. Для устранениявероятности подобных ситуаций требуется надежная система внутренней оценки эффективностипрограмм.
· Каждая из реализуемыхпрограмм должна быть результативна в трех ракурсах. Во-первых, программы должныбыть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятостиили сохраняя его контакт с рынком труда. Во-вторых, эффект от программ должен сказыватьсяна целевой группе и на рабочей силе в целом. В-третьих, любые действия должны бытьоправданы с точки зрения общественных затрат на них. Предварительная оценка эффективностипрограмм подтверждает, что программы оказывают различное воздействие на индивидуальном,групповом уровне, а также на рынок труда в целом. Один и тот же результат действительноможет быть достигнут за счет привлечения разных объемов ресурсов. Необходима болеетщательная ориентация программ на целевые группы работников или проблемы рынка труда.Эти группы должны быть максимально четко выделены, а программы ориентированы нате проблемы целевой группы, которые можно решить с помощью реализуемых мер.

Литература
 
1.Архангельский Ю. Бідність, податкита економічне зростання [Текст] / Архангельский Ю. // Економіка України. –2006. – №5 – с.63-71
2.Либанова Е.М., Палий О.// Рыноктруда. /- К: Основы, 2004.-491 с
3.Махсма М.Б. // Экономика труда исоциально-трудовые отношения. / — К: Аттика, 2005.-304с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.