Реферат по предмету "Экономическая теория"


Бюджет и основные направления бюджетной политики

Белорусский        Государственный       Университет
 
Факультет        Международных      Отношений

                                            Кафедра международных   
                                                                  экономических отношений
 
курсовойпроект
по  макроэкономике

на тему:«Бюджет и основные направления бюджетной политики»

                                                        Выполнил:
                                                        студент 2 курса
                                                                        6группы
                                                                       отделения МЭ и МЭО
                                                                       Ищенко М.А.
 
                                                                                                               
                                                                       Научный руководитель:
                                                                             аспиранткакафедры МЭО
                                                                             КолядаО.Л.

                            
Минск, 2000
План.
Введение----------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1. Структура ифункционирование государственного бюджета-----------------------------------------------------------------------------------4
1.1  Государственный бюджет и бюджетная система--------------------------------- 4
1.2  Бюджетные расходы---------------------------------------------------------------------- 4
1.3  Подходы к проблеме сбалансированности государственногобюджета — 6
1.4  Государственный долг------------------------------------------------------------------- 7
Глава 2. Бюджетно-налоговаяполитика ----------------------------------9
2.1 Направлениябюджетно-налоговой политики и её инструменты -----------9
2.2 Бюджетный дефицит испособы его финансирования -------------------------11
Задача-------------------------------------------------------------------------------14
Заключение----------------------------------------------------------------------- 16
Список литературы-----------------------------------------------------------------------17
Введение.
В прошлом, в течение длительноговремени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство черезналогово-бюджетную политику определяет, в какой пропорции объем производствастраны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, атакже каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделитьсреди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теориибыла обнаружена неожиданная закономерность: налогово-бюджетная политикаправительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска,занятости и цен.
Бюджет играет важную роль в жизникаждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, вбольшей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияниена благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умыпрофессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. Напротяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры ипостоянные дискуссии.
Как известно, бюджет на всех егоуровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижениинаучно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований иразработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимыхотраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнотабюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государствоусилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансированиевсех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование ит.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяетувеличить финансирование как государственного, так и частного сектораэкономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления вовнебюджетные социальные фонды.
Как правило, раз в год, во времяутверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетныедотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательскиеинституты, так и государственные предприятия, и частный сектор.
Как уже упоминалось выше, множествоэкономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджеты, кисточникам его формирования, статьям его расхода. Так же не оставался безвнимания и вопрос об оптимальном количестве независимых друг от друга бюджетовв стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящеевремя существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетнойсферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями попреимущественному финансированию тех или иных отраслей.
Так же достаток бюджетных средствпозволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличиебюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулированиеэкономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средствпозволяет государству задействовать непосредственно экономические рычагигосударственного регулирования.
Таким образом, бюджет, егоформирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науки,требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие постыэкономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Глава 1. Структура ифункционирование государственного бюджета.
1.1 Государственныйбюджет и бюджетная система.
 
Государственныйбюджет (госбюджет) - это формаобразования и расходования фонда денежных средств, предназначенных дляфинансового обеспечения задач и функции государства и местного самоуправления.Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом —парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершениифинансового года представители исполнительной власти отчитываются о своейдеятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии спринятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность посоставлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю над ихисполнением называется бюджетным процессом.
Государственныйбюджет всегда представляет собой компро­мисс между основнымисоциально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственнымии частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности,между центром и регионами — по поводу распределения налогов и субсидий, междуинтересами отдельных отрас­лей и фирм — в отношении государственных заказов.
Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней и государственныхвнебюджетных фондов.
 Государственные внебюджетные фонды — это денежныесредст­ва государства, имеющие целевое назначение и не включенные вгосударственный бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных итерриториальных органов власти и концентриру­ются в специальных фондах, каждыйиз которых предназначен для определенных нужд. Примерами могут быть Пенси­онныйфонд, Фонд социального страхования. Фонд медицинского страхования,Государственный фонд занятости населения, Фонд социальной поддержки населения.Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются засчет социальных налогов и субсидий из бюджета.Подобные фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику,минуя бюджет и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счетгосударственных внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения дефицитабюджета.
Существуюттакже целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от государственныхвнебюджетных фондов, составной частью госбюджета. Как и государственныевнебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые налоги шли не в ”общий котел”госбюджета, а расходовались строго по назначению ­-- на строительство и содержаниедорог, геологоразведку и т.д. Средства целевых бюджетных фондов хранятся в банкахи приносят прибыль для бюджета. 
Вбюджетной системе стран с федеративным устройством можно выделить три уровня:бюджет центрального (федерального) правительства, бюджеты субъектов федерации(региональные бюджеты) и бюджет органов местного самоуправления (местные бюджеты).В остальных странах бюджетная система имеет два уровня: бюджет центральногоправительства и местные бюджеты.
 
1.2 Бюджетные расходы.
Расходыгосударственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственногорегулирования. Структура бюджетных расходов и удельный вес отдельных статей вгосударственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядит приблизительноследующим образом,  %:
1.Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия,субсидии бюджетам местных властей на эти цели-----------------------------------------------  45-50
2.Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотациигосударственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы наосуществление государственных программ-------------------------------------------------------------------------10-20
3.Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержаниедипломатических служб и займы иностранным государствам ------------------10-20
4.Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов,полиции, юстиции и т.д.-----------------------------------------------------------------------------5-10
5.Платежи по государственному долгу-----------------------------------------------------------до 7-8
[4;376]
Первоеместо в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи: социальные пособия,образование, здравоохранение, культура, наука и др. Огромные государственныерасходы на социальную сферу, науку и культуру, вызванысамим характеромсовременного общества, которое становится постиндустриальным. Быстрый ростнауки и научного обслуживания, образования, культуры искусства, здравоохраненияи физ­ической культуры, жилищно-коммунального и бытового обслуживания,социального обеспечения к индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительнорынком. Государство, отказываясь от активной роли в поддержке материальногопроизводства, одновременно увеличивает расходы на поддержку указанных отраслейсферы услуг. В этом проявляется главное направление бюджетной политики —стабилизация, укрепление и приспособление существующегосоциально-экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призванысмягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночномухозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей  относительно менееобеспеченных слоев населения к получению квалификации, достойному медицинскомуобслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не толькоиграет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшимфактором производства — квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит,увеличивает национальное богатство страны. [4; 376]
Взатратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскомухозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственнуюнаправленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном имассовом разорении своего крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономическойполитике правительство иногда временно жертвует интересами отечественныхпроизводителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукциюна внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, оно, как правило,поддерживает свое фермерство.
 Расходына национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности,а также административно- управленческие расходы воздействуют на структуру спроса.
 Конъюнктурнымцелям бюджетного регулирования могут служить расходы по государственному долгу(например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты исубсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству насоздание и совершенствование объектов инфраструктуры, на покупку вооружения и военноестроительство.
 В периоды кризисов и депрессий расходыгосударственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время«перегрева» конъюнктуры – сокращаются.
 Структурарасходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размерыспроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структурыэкономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.
Расходына кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого государственногокапитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном планеулучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежныерынки; способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок навнутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономическийаспект политики бюджетных расходов.
Действенностьгосрегулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, ототносительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, отструктуры этих расходов; в-третьих, от эффективностииспользования каждой единицы расходуемых средств.
1.3 Подходы к проблеме сбалансированностигосударственного бюджета.
 
Возникающийв результате превышения расходов над доходами бюджетный дефицит покрываетсягосударственными займами (внутренними и внешними); Они осуществляются в видепродажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, уфонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и получения кредитов убанков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуетсяместными властями).
Государственныезаймы — не единственный путь покрытия дефицита государственного бюджета. Убольшинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежномуобращению накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путемдополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этомусредству в критических ситуациях – во время войны, длительного кризиса. Последствиятакой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываютсястимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цена — заработнаяплата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.
Вцелях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитыхстран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночнойэкономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленнаяв большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительнойи законодательной власти. Эмиссионный банк не обязан финансироватьправительство, таким образом, ставится заслон инфляционному взрыву, который могпроизойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.                                 
Государственныезаймы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативноевоздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуацияхправительство прибегает к принудительному размещению ценных государственныхбумаг и нарушает, таким образом, рыночную мотивацию деятельности частных финансовыхинститутов. Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулыдля приобретения юридическими и физическими лицами ценных правительственныхбумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудныхкапиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенномелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственныеорганы. Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожаниюкредита — росту учетной ставки.                       
Однакоу государственных займов есть и положительные стороны. Во-первых, образовавшийсяна их основе рынок ценных государственных бумаг может привлекать частьинвесторов, для которых остальные секторы фондового рынка непривлекательны.Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых государственных займовили выкупая досрочно бумаги старых займов, государство может активновоздействовать на спрос и предложение на всем рынке ссудных капиталов. Однакоэти положительные стороны проявляются преимущественно в развитых странах со стабильнойэкономикой. Для развитых стран с рыночной экономикой характерно внимание нестолько к величине бюджетов, сколько к их сбалансированности и структуре.
Существуетнесколько подходов к проблеме сбалансированности государственного бюджета.
Неоклассическоеи неолиберальное направления считают целесообразным для страны иметь сбалансированныйгосбюджет. Ведь несбалансированный бюджет (обычно это бюджет с превышениемрасходов над доходами, т.е. с дефицитом, а не с превышением доходов надрасходами, т.е. с профицитом) усиливает инфляцию. Неолиберальный и неоклассическийподход преобладают в последние годы к США и Канаде, правительствам которыхудается добиваться профицита бюджета.            
Неокейнсианскоенаправление полагает, что сбалансированный госбюджет мешает антициклической идаже антиинфляционной политике. При этом неокейнсианцы исходят из того, чтогосударственные расходы являются важной частью совокупного спроса. Отталкиваясьот этого, они указывают, что в период высокой безработицы и соответствующегопадения доходов налоговые поступления в бюджет сокращаются. Это подталкиваетгосударство к сокращению расходов для сохранения сбалансированного бюджетаили/и к увеличению налоговых ставок, в результате чего совокупный спрос встране сокращается еще больше (примером может служить Россия в 90-е гг.). Впериод же избыточного спроса с высокой инфляцией автоматически возрастаютналоговые поступления в бюджет, и для уменьшения возможного профицитаправительство снижает налоговые ставки или/и увеличивает государственныерасходы, что еще больше увеличивает избыточный спрос и соответственно инфляцию.Поэтому неокейнсианцы полагают, что в период спада нужно дать государствувозможность увеличивать государственные расходы и снижать налоги для оживленияхозяйственной жизни, а в период избыточного спроса нужна сдерживающая политикав виде уменьшения государственных расходов я увеличения налоговых ставок, И та,и другая политика ведет к несбалансированности бюджета.
1.4 Государственный долг.
 
 Задолженность правительственных органов владельцамгосударственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственныйдолг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшниегосударственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являютсявладельцами государственных ценных бумаг. Они получают: проценты по этим бумагами одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственныхзаймов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностьювыплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постояннонуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым займам; покрываястарые долги, они делают еще большие новые.
  Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также краткосрочный(до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный(свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскореприходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженностьможно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственныеорганы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность,т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплатуосновной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде странсуществуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов,которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новыхзаемных средств. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основнойсуммы его называется обслуживанием долга (задолженности).
Внешнийгосударственный долг – это долгиностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится настрану наибольшим бременем, так как для его погашения государство должноотдавать какие-нибудь ценные вещи, оказывать определённые услуги.
Внутреннийдолг государства – долг своемунаселению – приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определённыеизменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.
Предметомособого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительнуючасть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%,то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляютнеохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств.[4; 387]
Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть вположение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежнымфинансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.
1.   Выплата долгов за счётзолотовалютных резервов.
2.   Консолидация внешнего долга,которая означает превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности вдолгосрочную, т.е. перенос предстоящих в скором времени платежей на отдалённоебудущее.
3.   Сокращение внешнего долга путёмконверсии – превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.
4.   Обращение страны должника,попавшей в тяжёлое положение, к  международным банкам – региональным,Всемирному банку. [4; 388]

Глава2. Бюджетно-налоговая политика.
 
2.1Направления бюджетно-налоговой политики и ее инструменты.
Главнымисредствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственногорегулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Этотесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике(сфере, системе, отношениях и т.п.) Часто вместо термина «бюджетно-налоговый»используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна иfiscalis -относящийся к казне).                              
Вкачестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственныефинансы», «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой иденежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система»(сфера отношения и т.д.) или иногда просто — «финансы».
Бюджетно-налоговая(фискальная) политика — меры прави­тельствапо изменению государственных расходов, налогообло­жения и состояниягосударственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости ипроизводство неинфляционного ВНП.
·     Стимулирующаябюджетно-налоговая политика(фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей цельюпреодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов,снижение налогов или комби­нирование этих мер. В более долгосрочной перспективеполитика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производстваи росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано спроведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограни­чительнойкредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизацииструктуры государственных рас­ходов.
·     Сдерживающая бюджетно-налоговаяполитика (фискальная рестрикция)имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагаетснижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. Вкраткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценойроста безработицы и спада произ­водства. В более долгом периоде растущийналоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения иразвертывания механизма стагфляции, особенно в том слу­чае, когда сокращениегосударственных расходов осуществ­ляется пропорционально по всем статьямбюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций винфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективногоуправления государственными расходами соз­дает предпосылки для разрушения экономическогопотенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, томчисле и в России.
·     Дискреционная фискальнаяполитика — целенаправленное изменениевеличин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета врезультате специальных решений правительства, направленных на изменение уровнязанятости, объема производства и темпов инфляции. При дискреционной фискальнойполитике в целях стиму­лирования совокупного спроса в период спадацеленаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов(например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) илиснижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создаетсябюджетный излишек.
Дискреционнаяполитика правительства связана со значи­тельными внутренними временными лагами,так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообло­женияпредполагает длительное обсуждение этих мер в парла­менте.
·     Недискреционная фискальнаяполитика — автоматическое изменениеназванных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода.Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение(умень­шение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста(уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.
Принедискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникаютавтоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.
«Встроенный»(автоматический) стабилизатор — экономичес­кий механизм, позволяющий снизитьамплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая кчастым изменениям экономической политики правительства. В качест­ве такихстабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная системаналогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхованиепо безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторыэкономики относительно смягчают проблему продол­жительных временных лагов дискреционнойфискальной поли­тики, так как эти механизмы «включаются» безнепосредст­венного вмешательства парламента.
Степеньвстроенной стабильности экономики непосред­ственно зависит от величинциклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических«амортизаторов» колебаний совокупного спроса.
Циклическийдефицит (излишек) — дефицит (излишек)госу­дарственного бюджета, вызванный автоматическим сокраще­нием (увеличением)налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертовна фоне спада (подъема) деловой активности.
Вфазе циклического подъема Y2>Yo, и поэтому налоговые отчисления автоматическивозрастают, а трансфертные пла­тежи автоматически снижаются. В результате возрастаетбюд­жетный излишек и инфляционный бум сдерживается.
Вфазе циклического спада Y1
                              />
Величиныциклических дефицитов и излишков опреде­ляются степенью «крутизны»графиков налоговой и бюджет­ной функций. Угол наклона налоговой функции Топреде­ляется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклонафункции государственных расходов G — величиной у, которая характеризует соотношениемежду изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода.Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше вноси­мый налог и нижетрансферт, получаемый от государства.
Дажев том случае, когда все государственные расходы G упрощенно представленыкак неизменная величина, независя­щая от динамики текущего дохода, степеньвстроенной ста­бильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровеньналоговых ставок t, и чем, соответственно, круче линия Т. Вположении Т величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше,чем в положении Т, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают болеесильное воздей­ствие на рост или снижение совокупного спроса
В тоже время, увеличение степени встроенной стабиль­ности экономики противоречитдругой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики — укреплению стимуловк расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываютсяотносительно сильнее при  сравнительно более пологой кривой налоговой функции,что может быть достигнуто путем снижения предель­ных ставок налогообложения.Однако это снижение сопровож­дается сокращением величин циклических бюджетныхдефицитов и излишков, а, следовательно, и снижением степени встро­еннойстабильности экономики. Выбор между краткосрочными и долгосрочными эффектамифискальной политики является сложной макроэкономической проблемой, как дляиндустриаль­ных, так и для переходных экономик.
Встроенныестабилизаторы не устраняют причин цикли­ческих колебаний равновесного ВНП вокругего потенциаль­ного уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. Наосновании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оцениватьэффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированногобюджета не приближает экономику к состоянию полной заня­тости ресурсов, а можетиметь место при любом уровне 'выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторыэкономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политикиправительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результатевозникает структурный дефи­цит (излишек) государственного бюджета — разностьмежду рас­ходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полнойзанятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность междуфактической величиной бюджетного дефи­цита и структурным дефицитом.
Сложностиопределения уровня полной занятости ресур­сов, естественного уровня безработицыи потенциального объе­ма выпуска затрудняют расчеты структурных дефицитов (из­лишков)государственного бюджета, как в индустриальных, так и в переходных экономиках,хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оцениваетсяэффектив­ность мер фискальной политики в долгосрочной перспективе.
Наибольшийстабилизационный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъятием, препятствующимвы­плате процентов по государственному долгу, увеличению социальных трансфертовили финансированию каких-либо других государственных расходов за счет этихсредств. Так как рост циклического бюджетного излишка происходит на подъемеэкономики, который нередко сопровождается усиле­нием инфляционного напряжения,то любые выплаты населе­нию части этих средств (в виде погашения облигаций,увеличения пособий малообеспеченным семьям и т.д.) будет сопровождатьсядальнейшим увеличением совокупных расходов и нарастанием инфляции спроса. Напротив,«замораживание» бюджетного излишка ограничивает избыточное давление сово­купногоспроса и сдерживает инфляционный бум вэкономике.
2.2 Бюджетный дефицит и способы его финансирования.
Степеньстабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования,среди которых выделяются:
1)кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
2)выпуск займов;
3)увеличение налоговых поступлений в госбюджет.
 Вслучае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж — доход государства отпечатания денег Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежноймассы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровняцен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог,и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшиецены.
Вусловиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи — сознательноезатягивание налогоплательщи­ками сроков внесения налоговых отчислений в государст­венныйбюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для«откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки»происходит обесценивание денег, в результате которого выигрываетналогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость фи­нансовойсистемы могут возрасти.
Монетизациядефицита госбюджета может не сопровож­даться непосредственно эмиссией наличности,а осуществ­ляться в других формах, например, в виде расширения кредитовЦентрального банка государственным предприятиям по льгот­ным ставкам процентаили в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупаеттовары и услуги, не оплачивая их в срок.Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранееувеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчокк повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Еслиотсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственногосектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральнымбанком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотяотсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционнымспособом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказываетсявесьма условным.
Еслидефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, тоувеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвести­цийв частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительскихрасходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляетстимули­рующий эффект фискальной политики.
Долговоефинансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционнаяальтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования неустраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этогороста, что является характерным для многих переходных экономик. Если облигациигосударственного займа размещаются среди насе­ления и коммерческих банков, тоинфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственнов Центральном Банке. Однако последний может скупить эти облигации на вторичномрынке ценных бумаг и расширить, таким образом, свою квазифискальную деятельность,способ­ствующую росту инфляционного давления.
Вслучае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций вовнебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговоефинансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизмдополнительного налогообложения.
Проблемаувеличения налоговых поступлений в государст­венный бюджет выходит за рамки собственногофинансиро­вания бюджетного дефицита, так как разрешается в долго­срочнойперспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижениеставок и расширение базы налого­обложения. В краткосрочном периоде снижениеналоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроен­нойстабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственногосектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакцияденежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повыше­ние спроса наденьги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих,возможным увели­чением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставокналогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии сзакономерностью, описываемой кривой Лаффера.
Американскийэкономист доказал, что результатом снижения налогов является экономическийподъём и рост доходов государства (кривая Лаффера). Согласно рассуждениямЛаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций отбивает упоследних стимулы к капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономическийрост, что, в конечном итоге отрицательно сказывается на поступлениях в госбюджет.Американские эксперты во главе с профессором Лаффером  пытались теоретическидоказать, что при ставке подоходного налога более 50% резко снижается деловаяактивность фирм и населения в целом.
Поступленияв госбюджет                                       Поступления в госбюджет
   Кривая Лаффера                                                    КриваяЛаффера после корректировки
Труднорассчитывать на то, что теоретически можно обосновать идеальную шкалу налогообложенияи доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значениев оценке её справедливости имеют национальные, психологические культурныефакторы. [4; 382]
Ниодин из способов финансирования дефицита государ­ственного бюджета не имеетабсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.
 
Используя балансовое уравнение, мыможем показать, как правительство финанси­рует свой дефицит. Пусть   Вр — объем продаж государственныхоблигаций частному сектору, а   Вf — объем продаж облигаций Центральному банку. Допу­стим,Н — масса «сильных» денег (денежная база), BD —реальный объем бюджетного дефицита, Р — уровень цен. Наконец,   Апредставляет продажи государственных активов. Таким образом, мы имеем:
Р • BD =    Вf+   Bp=     Н +    Вр+    А .           
 
Это уравнение называется ограничением (балансом)государственного бюджета. Оно показывает, что номинальный бюджетный дефицит финансируется либо Центральным банком (    Вf), либо частным сектором (   Вр), либо через продажу активов. Изменениеобъема долга Казначейства Центральному банку вызывает соответствующее изменениемассы «сильных» денег (     Н). Поэтому можно сказать, чтофинансирование бюджетного дефицита проводится либо за счёт продажи долговыхобязательств населению, либо путём увеличения массы «сильных» денег. [1; 577]
Задача.
 
Государственныерасходы  имеют своим источником средства, формируемые в бюджете за счётвзимания налогов с домашних хозяйств и предпринимателей. В этом случае налогиуменьшают размеры потребления населения, сокращая его рыночные расходы ирасполагаемый доход общества. Правда часть отчисленных в государственный бюджетналогов Тх снова возвращается населению в виде так называемых трансфертныхплатежей Тг. Следовательно, потребление с учётом выплаты трансфертных платежейбудет сокращаться лишь на величину чистых налогов Тп, определяемых разностьюТп=Тх-Тг.
Еслипрогрессивную форму налогообложения принять в качестве основной, то величин взимаемыхгосударством чистых налогов будет иметь функциональную зависимость отпроизводства дохода общества Y, чтовыражается равенством Тп= tY, где t – общая, средняя норма обложения налогом дохода общества.Отсюда меняется и выражение функции потребления, представленной ранее как С = сY (в целях упрощения мы пренебрегаеминдивидуальным потреблением). Теперь из дохода необходимо вычесть налоговуюфункцию tY, и потребление приобретает видравенства С =  = с(Y — tY), или С = сY(1 — t). Если МРС =0,75, а t = 0,2, то функция потребления  приметзначение С = 0,75Y(1 – 0,2) = 0,6Y. Вместе с этим изменится и величинамультипликатора: при МРС = 0,75 он был равен 4 (1 / (1- МРС)), а при МРС = 0,6 он упадет до 2,5.
При t = 0,2Y из каждых 100 денежных единиц дохода 20 будут отчисляться вналоги. При этом в соответствии с МРС = 0,75, в налоги пойдёт от 20 денежныхединиц также 0,75 или 15 денежных единиц и 5 денежных единиц от сбережений,т.е. 0,25 от 20 денежных единиц. Отсюда видно, что налог в 20% вызываетснижение объёмов потребления и сбережения при каждом уровне общественногодохода Y. Аравенство между инвестициями и сбережениями I = S, выражающее рыночное равновесие, преобразуется вуравнение I +G = S + Tn.

Заключение.
 
Бюджет – это система, используемаяправительством и другими организациями для планирования доходов и расходов идля осуществления контроля над ними.
В настоящее время бюджет иналогово-бюджетная политика неотделимы друг от друга. Налогово-бюджетнаяполитика включает в себя мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетныхсредств. Эта политика является важнейшим инструментом формированиягосударственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическуюоснову и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.
Однако не во всех странахбюджетно-фискальная политика способна обеспечить стабильное поступлениеденежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся,приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит.  В настоящеевремя очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остроэтот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой.
Изучение источников формированиягосударственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета,является одной из  важнейших задач ряда государственных институтов иэкономической теории в целом.
Всестороннее изучение этого вопроса,а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политикипозволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможностьиспользования государством экономических рычагов регулирования. Также стоитотметить, что рациональное использование государством своего бюджета ведёт кповышению уровня жизни населения.
Нельзя оставить в стороне игосударственных расходов. Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающаявсе сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль приопределении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.
Подводя итоги, необходимо отметить,что проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет оставатьсяактуальной.
Список литературы:
 
1.  Р.Дорнбуш, С.Фишер.Макроэкономика. Москва. 1997 год. 783 стр.
2.  Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.Макроэкономика. Москва. 1997 год. 415 стр.
3.  Экономика: Учебник. 3-е издание.Под редакцией проф. Булатова. Москва. 1999 год. 896 стр.
4.  Экономическая теория. 2-е издание.Под редакцией А.И. Добрынина и Л.С. Тарасевича. Санкт-Петербург. 1997 год. 476стр.
5.  Пол А. Самуэльсон & Вильям Д.Нордхаус. Экономика. 15-ое издание. Москва. 1997 год. 799 стр.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.